12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Инесса и Сергей Орт23
Россия

Главное управление образования и науки Алтайского края

Краевое государственное бюджетное общеобразовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья

«Славгородская общеобразовательная школа-интернат»


 

«Согласовано»

Заместитель директора по УВР

КГБОУ «Славгородская ОШи»

В.Н. Петерс/______________

Ф.И.О.

«____»________________2016г.

«Утверждаю»

Директор КГБОУ
«Славгородская ОШи»

А.В.Бойко/__________________

Ф.И.О.

«_____»______________2016год


 


 


 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

факультативного курса «Семья»

для обучающихся 8 класса

срок реализации 2016-2017 учебный год


 


 


 


 

Педагог-библиотекарь: И.В. Орт


 


 


 


 


 

г. Славгород

2016 год

Пояснительная записка

Программа курса «Семья» в КГБОУ «Славгородская общеобразовательная школа» предназначена для учащихся 8 класса.

Данный курс является коррекционным, так как предусмотрен для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья.

Программа курса способствует подготовке обучающихся, воспитанников к семейной жизни. Курс формирует у учащихся комплекс навыков построения взаимоотношений в сфере «человек – семья – общество», помогая ребенку освоить навыки правильных действий по достижению общечеловеческих потребностей, тем самым содействуя дальнейшему развитию способности эффективного взаимодействия в семье и социуме.


 

Таблица 1

Иерархии человеческих потребностей

Формируемые навыки

Разделы программы

1. Физиологические потребности (пища, вода, сон и пр.)

Организация полноценного питания, приемлемых условий для жизни, сбережение и сохранение своего здоровья и т.д..

Мы и наше здоровье.

Мы и наша семья.

Мы и наша работа.

Мы и наше общество.

2. Потребность в безопасности (обеспеченность, стабильность, порядок)

Усвоение навыков обеспечения безопасности, регуляции психо-эмоционального состояния, благоприятного климата в семье и обществе и т.д..

3. Потребность в любви и принадлежности (семья, дружба)

Умение проявлять эмпатию, оказывать сочувствие, выражать признательность, уважение, толерантность и т.д.

4. Потребность в уважении (самоуважение, признание)

Профориентация, развитие трудовых навыков, планирование достижения цели стать тружеником, профессионалом, человеком, заслуживающим признания и т.д.

5. Потребность в самоактуализации (развитие способностей)

Развитие навыков получения информационно-познавательной информации, повышение уровня осведомленности и компетентности в вопросах общения, развитие творческих способностей, навыков достижения цели и т.д.


 

Разделы программы

Мы и наше здоровье. 

Цель – формирование жизненно важных ценностей: “здоровье”, “здоровый образ жизни”; воспитание ответственности за свое здоровье и здоровье окружающих людей.

Мы и наша семья. 

Цель – повышение компетентности в формировании навыков планирования семейного бюджета, эффективного ведения домашнего хозяйства, пропаганда семьи, живущей по нравственным законам в гармонии с окружающей природой и людьми, формирование навыков организации свободного времени, семейного отдыха.

Мы и наше общество. 

Цель – повышение этической и социальной компетенции подростков, формирование навыков обеспечения безопасности.

Мы и наша работа. 

Цель – формирование позитивного отношения к полноценной профессиональной реализации личности.

В указанных разделах раскрываются общесоциальный, этический, психологический, правовой, эстетический, педагогический и хозяйственно-экономический аспекты подготовки учащегося к семейной жизни.

Формирование этической, психологической и социальной компетентности учащегося в сфере “человек – семья – общество” является целью, конечным результатом реализуемой программы.

Основные ее задачи:

оптимизация межличностных отношений путем повышения осведомленности учащихся школы-интерната в вопросах общения;

формирование социально-этического ролевого поведения в процессе построения семейных, деловых и гражданских отношений;

пропаганда семьи, живущей по нравственным законам в гармонии с окружающей природой и людьми;

формирование установок на ведение здорового образа жизни и эстетического отношения к окружающему миру.

Данный курс рассчитан на 35 часов.

В программе прослеживается взаимосвязь с такими учебными предметами как математика, русский язык и литература, СБО (социально-бытовая ориентировка), а также с такими научными дисциплинами как социология, психология, медицина, этика, основы права и другими.

Особенности методики курса

Содержание программы предполагает формирование у воспитанников практических навыков применения полученных знаний в личной и общественной жизни.

Изучение каждого раздела завершается обобщающим занятием. На обобщающем занятии учащийся получает задание, где ему предлагается ответить на один вопрос раздела.

Ожидаемые результаты

Реализация программы предполагает следующие положительные результаты:

получение учащимися этического и социального опыта и поведения в процессе решения проблемных ситуаций в семье и обществе;

профилактика и предупреждение конфликтных ситуаций;

овладение знаниями и умениями в организации семьи, домашнего хозяйства, досуга, оздоровления и создания благоприятного психологического климата в семье.

Таблица 2

План курса «Семья» для учащихся

8-го класса КГБОУ « Славгородской ОШи»


п/п

Разделы и темы

Общее количество часов

Дата проведения

 

Введение.

1

6.09

I

Мы и наше здоровье.

7

 

1

Обучение навыкам самооценки состояния своего здоровья (проверка пульса).

1

13.09

2

Помоги себе сам. Саморегуляция.

1

20.09

3

Помоги себе сам. Релаксация (способ психофизической саморегуляции человека).

1

27.09

4

Помоги себе сам. Регуляция эмоционального настроения.

1

04.10

5

Программа здорового образа жизни

1

11.10

6

Защита прав детей-инвалидов.

1

18.10

7

Обобщение по разделу: «Мы и наше здоровье»

1

25.10

II

Мы и наша семья.

8

 

1

Моя семья.

1

8.11

2

Программа моей жизни.

1

15.11

3

Экономика в быту.

1

22.11

4

Народные и региональные семейно-бытовые традиции.

1

29.11

5

Семейные праздники. Организация семейных праздников.

1

06.12

6

Общественные и семейные формы проведения досуга.

1

13.12

7

Организация досуга.

1

20.12

8

Обобщение по разделу: «Мы и наша семья»

1

27.12

III

Мы и наше общество.

10

 

1

Культура внешности.

1

17.01

2

Культура речевого общения.

1

24.01  

3

Культура повседневной жизни.

1

 

31.01

4

Культура гостеприимства.

1

7.02 

5

Культура семейных отношений.

1

14.02  

6

Правила поведения на общественном транспорте.

1

21.02

7

Поведение в случае необходимости договориться с родителями.

1

 28.02

8

Поведение в ситуации наркотической (алкогольной, криминальной и т.д.) провокации со стороны сверстников или взрослых.

1

 7.03

 

9

Знание правовых основ. Ответственность за нарушение поведения в общественных местах. Уголовная ответственность несовершеннолетних.

1

14.03

10

Обобщение по разделу: «Мы и наше общество».

1

21.03

IV

Мы и наша работа.

9

 

1

Диагностика профессиональных интересов и склонностей учащихся.

2

4.04 

 11.04

2

Выбор профессии в соответствии с интересами, состоянием здоровья и особенностей личности.

2

18.04

25.04

3

Права несовершеннолетнего работника.

1

2.05

4

Как найти работу (деловая игра).

2

09.05 

16.05

5

Как устраиваться на работу (деловая игра).

1

23.05 

6

Обобщение по разделу: «Мы и наша работа»

1

30.05

 

Итого:

35

 


 

Краткое содержание программы

Ведение (1 час). Цели и задачи курса. Требования к обучающимся. Ведение тетрадей. Обобщающие занятия.

I. Мы и наше здоровье (7часов). Ключевые понятия. Какая благоприятная обстановка царит в семье, когда в семье никто не болеет. Ответственность за свое здоровье и здоровье членов семьи одна из главных функций семьи. формирование навыков обеспечения безопасности. Эмоциональный (управление эмоциями, самоконтроль),

В раздел включены следующие темы.

Основы лечебной физкультуры и культуры движения. Разучивание элементов утренней гимнастики. Шуточная разминка “Колпак мой треугольный…”.

Обучение навыкам самооценки состояния своего здоровья (проверка пульса).( http://www.narmet.ru/pervaya-pomoshh/proverka-pulsa-u-vzroslyx /)

Помоги себе сам. Саморегуляция. (План проведения тренировки саморегуляции приводится по изданию: Алиев Х. Уникальные приемы против стресса. – Махачкала. 1994.). Саморегуляция на позитивное отношение к окружающим.

Помоги себе сам. Релаксация (способ психофизической саморегуляции человека). Разучивание релаксации по методу Г. Бенсона

Помоги себе сам. Регулирование эмоционального настроения. Позитивный настрой.

Защита прав детей-инвалидов.

Программа здорового образа жизни. Разработка индивидуальной программы.

Обобщающее занятие по разделу:

Предоставить разработку индивидуальной программы здорового образа жизни.

Продемонстрируй упражнения утренней гимнастики.

Как проверить пульс?

Какое упражнение можно сделать, чтобы успокоиться?

Какие права имеют дети-инвалиды?

II. Мы и наша семья (8часов). Взаимоотношения в социуме – один из важнейших аспектов семьи как ячейки общества. Хороший семьянин. В раздел включены следующие темы:

Моя семья. Составление плана к устному сочинению.

Программа моей жизни. На этом практическом занятии каждый учащийся составляет перспективную программу своей жизни.

Экономика в быту. Источники дохода семьи: заработная плата, поступления из общественных фондов (пособия, пенсии, стипендии и т.д.), доходы с приусадебного хозяйства. Распределение бюджета; постоянные ежемесячные расходы (питание, квартплата, транспортные и хозяйственные расходы, культурный фонд); карманные деньги детей и взрослых; затраты на лечение и сохранение здоровья; расходы на одежду, обувь, мебель, ремонт жилья и др. Учащиеся коллективно составляют (рисуют) схему распределения бюджета семьи.

Народные и региональные семейно-бытовые традиции. Каждый учащийся заранее получает задание подготовить рассказ о традиции проведения следующих праздников: Рождество. Новый год. Святки. Пасха. Гражданские праздники. День конституции. Международный женский день. День защитников отечества. День города и др. Профессиональные праздники: День учителя, День космонавтики и др.

Семейные праздники. Организация семейных праздников. На этом занятии часть учащихся составляет план подготовки к проведению дня рождения, другая часть – составляет план подготовки к походу в гости. Подготовка к приему гостей. Организация угощения, игр, развлечений. Маленькие подарки для гостей на прощанье.

Общественные и семейные формы проведения досуга (музей, библиотека, театр, концертный зал, кинотеатр, цирк, парк культуры и отдыха, стадион, кружки и студии, путешествия, экскурсии, зоопарк (зверинец), ярмарка, и др.). Правила поведения в общественных местах.

Организация досуга. Развивающие игры. Загадки. Кроссворды. Сканворды. Ребусы. Оригами. Головоломки. Развивающие игры Б. Никитина. Хобби.

Обобщающее занятие по разделу.

Устное сочинение “Моя семья”.

Составь схему распределения бюджета твоей семьи.

Предоставить проект-разработку индивидуальной программы твоей жизни.

Представление проекта “Мой любимый праздник”.

Представление проекта “Мое любимое занятие”.

Коллективное изготовление объемной фигуры “Цветок”.

III. Мы и наше общество (10 часов). Познавательно-информационный аспект (повышение уровня осведомленности и компетентности в вопросах общения). Познавательные потребности: знать, уметь, исследовать. Эстетические потребности: гармония, порядок, красота. Потребность в самоактуализации: реализация своих целей, способностей, развитие собственной личности.

В раздел включено 11 тем. Изучение правил и норм этикета – одно из условий организации эффективного взаимодействия в семье и социуме. Правила поведения не только помогают нам понять друг друга, но и позволяют избежать ненужных конфликтов. При проведении занятий по темам “Культура внешности”, “Культура речевого общения”, “Культура повседневной жизни”, “Культура гостеприимства”, “Культура семейных отношений” используются материалы следующих изданий: Кобзева В.В. Этикет в вопросах и ответах // Классный руководитель. 2001. № 1, № 2, № 3.

Культура внешности. Не зря говориться: “По одежке встречают…”, потому что внешний вид людей – это зеркальное отражение их внутренней культуры и эстетического вкуса

Культура речевого общения. “Словом можно убить, словом можно спасти, словом можно полки за собой повести…” Речь является яркой характеристикой человека, поэтому умная и правильная речь всегда оценивается по достоинству.

Культура повседневной жизни. Каждый должен заботиться о своем безупречном поведении на улице.

Культура гостеприимства. Традиции гостеприимства присущи каждому народу.

Культура семейных отношений. “Важней всего – погода в доме, все остальное суета…” От культуры поведения человека зависит и атмосфера семейной жизни.

Правила поведения на общественном транспорте. Часто безопасность человека зависит от того, насколько правильно он выполняет правила поведения на транспорте.

При разработке тем “Поведение в случае необходимости договориться с родителями”, “Поведение в ситуации наркотической (алкогольной, криминальной и т.д.) провокации со стороны сверстников или взрослых” используются рекомендации из следующих изданий:

Иванов Л.М., Конева Е.В. Адаптация нидерландской модели повышения социальной компетентности детей к российским социокультурным условиям// Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы .2001. № 1. С.30–49.

Иванов Л.М., Конева Е.Н.. Применение нидерландской модели повышения социальной компетенции подростков// Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. 2001. № 2.С.30–59. Выработка навыков строится в соответствии с нидерландской моделью социальной помощи детям и подросткам

Занятия проходят в виде тренингов по выработке различных социально необходимых навыков, содержащих положительные морально-этические установки и направленных на обеспечение безопасности подростка. Отрабатываются навыки осторожности в социуме (чтобы избежать опасности, не стать жертвой случайности). Рассматриваются правила поведения в экстремальных ситуациях. Выработка навыков осуществляется в процессе моделирования ситуаций и последующего анализа.

Занятие по теме 9. “Знание правовых основ. Ответственность за нарушение поведения в общественных местах. Уголовная ответственность несовершеннолетних” включает в себя ознакомление с нормативно-правовыми законодательными документами в части, касающейся детей – несовершеннолетних. Обучающиеся получают первоначальные сведения об уголовной ответственности за правонарушения, нарушения общественного порядка.

10. Обобщающее занятие по разделу.

Как себя вести в случае необходимости договориться с родителями?

Как вести себя в ситуации наркотической (алкогольной, криминальной и т.д.) провокации со стороны сверстников или взрослых.

Какое наказание последует за нарушение поведения в общественных местах?

За какие нарушения несовершеннолетние несут уголовную ответственность?

IV. Мы и наша работа. (9 часов).

В раздел включено 9 занятий.

Диагностика профессиональных интересов и склонностей обучающихся. При диагностике используется методика “Опросник профессиональных склонностей” (Резапкина Г.В. Отбор в профильные классы. М.: Генезис, 2005 г.)

Анализ диагностики профессиональных интересов и склонностей обучающихся.

Выбор профессии в соответствии с интересами, состоянием здоровья и особенностей личности.Учащиеся знакомятся с профессиями, которыми они могут овладеть с учетом их диагноза. (Бендюков М., Соломин И., Ткачев М. Азбука профориентации, – СПб, 1997. Психология популярных профессий. Под ред. Головей Л.А., – СПб, 2003.)

Права несовершеннолетнего работника. Учащиеся знакомятся со статьями Трудового кодекса РФ в части, касающейся применения труда несовершеннолетних.

Как найти работу (деловая игра). Выработка алгоритма действий при поиске работы. Составление резюме.

Как устраиваться на работу (деловая игра). Разыгрывается ситуация поведения в кадровом агентстве при поиске работы.

Обобщющее занятие по разделу. Деловая игра “Собеседование при приеме на работу”.

Список используемой литературы:

Зиглер Д., Хьелл Л. Теории личности. – СПб.: Питер, 2001.

Этика и психология семейной жизни. Типовая программа курса для учащихся старших классов средней школы. – М.: “Просвещение”, 1986.

Флоренская Т.А. Этика и психология семейной жизни. Программа курса для учащихся 10–11 классов// Образовательный вестник. 1999. № 2 (3).

Кобзева В.В. Этикет в вопросах и ответах // Классный руководитель. 2001. № 1, №2, №3.

Алиев Х. Уникальные приемы против стресса. – Махачкала. 1994.

Чернышова С.И. Программа повышения социальной компетентности семьи “Семейный витамин” центра социальной помощи семье и детству с. Липовица Тамбовской области // Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. 2001. № 2, С. 67-74.

Иванов Л.М., Конева Е.В. Адаптация нидерландской модели повышения социальной компетентности детей к российским социокультурным условиям // Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. 2001. № 1, С. 30-49.

Иванов Л.М., Конева Е.В. Применение нидерландской модели социальной компетенции подростков // Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. 2001. № 2, С. 30-59.

Пасечкина В.П. Валеологическая служба в условиях санаторной школы-комплекса № 180 г. Железногорска // Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. 2001. № 1, С. 61-71.

Лизинский В.М. Программа собственной жизни ученика 10-го класса московской школы Константина Рекова на 1999-2000 г.// Классный руководитель. 1999. № 4. С.58-59.

Мои права. Буклет. – Краснодар, 2001.

Трудовой кодекс РФ (выборка).

Федеральный закон “Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации”.

Декларация организации объединенных наций о правах умственно отсталых лиц. Курьер ЮНЕСКО.1981. Июль. С. 18-19.

Декларация организации объединенных наций о правах инвалидов. Резолюция 3447, ХХХ сессия, 2433-е пленарное заседание 9 декабря 1975 года. Печатается по тексту документа ООН.

Конвенция о правах ребенка (выборка).

Уголовный кодекс РФ (выборка).

Опросник профессиональных склонностей / Резапкина Г.В. Отбор в профильные классы. М.: Генезис, 2005 г.

Бендюков М., Соломин И., Ткачев М. Азбука профориентации, – СПб, 1997.

Психология популярных профессий. Под ред. Головей Л.А., – СПб, 2003.

Ресурсы Интернета: ( http://www.narmet.ru/pervaya-pomoshh/proverka-pulsa-u-vzroslyx /)


 

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.