Программа социализации и формирование жизнестойкости воспитанников детского дома им. А.А. Католикова
Министерство образования, науки и молодежной политики Республики Коми
Государственное учреждение Республики Коми«Детский дом им. А.А. Католикова
для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»
(ГУ РК «Детский дом им. А.А. Католикова для
детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»)
Коми Республикаса велӧдан, наука да том йӧз политика министерство
“Бать-мамтӧм да бать-мам дӧзьӧртӧг кольӧм челядьлы А.А. Католиков
нима челядь керка” Коми Республикаса канму учреждение
__________________________________________________________________________
167031, Республика Коми, г. Сыктывкар, ул. К. Маркса, 120
Тел./факс 24-01-46, тел. 21-90-57, e-mail: ddsh HYPERLINK "mailto:ddsh1@minobr.rkomi.ru"1@ HYPERLINK "mailto:ddsh1@minobr.rkomi.ru"minobr HYPERLINK "mailto:ddsh1@minobr.rkomi.ru". HYPERLINK "mailto:ddsh1@minobr.rkomi.ru"rkomi HYPERLINK "mailto:ddsh1@minobr.rkomi.ru". HYPERLINK "mailto:ddsh1@minobr.rkomi.ru"ru
Тел./факс 24-01-46, тел. 21-90-57, e-mail: ddsh HYPERLINK "mailto:ddsh1@minobr.rkomi.ru"1@ HYPERLINK "mailto:ddsh1@minobr.rkomi.ru"minobr HYPERLINK "mailto:ddsh1@minobr.rkomi.ru". HYPERLINK "mailto:ddsh1@minobr.rkomi.ru"rkomi HYPERLINK "mailto:ddsh1@minobr.rkomi.ru". HYPERLINK "mailto:ddsh1@minobr.rkomi.ru"ru
Программа социализации
и формирования жизнестойкости
у воспитанников Детского дома им А.А.Католикова
Составители: Ящук Н.В., воспитатель
Чеботарёва Н.А., педагог-психолог,
Сыктывкар. 2020г.
СОДЕРЖАНИЕ
Пояснительная записка
Цели и задачи.
Сроки реализации программы.
Этапы реализации программы.
Ресурсное обеспечение программы.
Структура программы и тематическое планирование.
Формы и методы реализации программы.
Показатели эффективности реализации программы.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Актуальность данной Программы формирования жизнестойкости обучающихся определяется возрастающими потребностями нашего общества в поисках путей создания благоприятных условий для максимального развития личности, эффективности ее жизненного пути.
В современных условиях жизнедеятельность подростков предполагает проявление активности, мобильности и самостоятельности в принятии решений. Зачастую, дети оказываются в стрессовых ситуациях, где необходима своевременная поддержка со стороны взрослых.
Сложная жизненная ситуация всегда характеризуется несовпадением между реальной ситуацией (желание достичь, сделать и т.п.) и имеющимися возможностями. Такое несоответствие потребностей способностям и возможностям препятствует достижению целей, а это влечёт за собой возникновение негативных эмоций, которые и сигнализируют о возникновении трудной ситуации. Развивающийся человек, осваивая и познавая мир вокруг себя, но, не обладая достаточным жизненным опытом, неизбежно встретиться с чем-то для себя неожиданным, неизвестным и новым. Применение собственных способностей и возможностей в данной ситуации может оказаться недостаточным, поэтому может стать причиной суицидальных мыслей и намерений. Своевременная психологическая помощь и поддержка, оказанная в трудной жизненной ситуации, позволяет избежать значительного количества непоправимых событий.
Дети–сироты, оставшиеся без попечения родителей или же живущие с ними безо всякого попечения и попадающие в конечном итоге к нам, требуют особого подхода. Всё дело в их особенностях развития.
Вместо творческого мышления у детей развивается классификационное мышление, вместо становления произвольности в поведении — ориентация на внешний контроль, вместо умения самостоятельно справляться с трудной ситуацией — тенденция к аффективному реагированию, обиде, перекладыванию ответственности на других.
Вряд ли стоит ожидать от воспитанника детского дома инициативности и самостоятельности в выполнении поставленной перед ним задачи. При отсутствии пошагового контроля со стороны взрослого действие либо не будет завершено, либо будет выполнено кое-как, формально.
Социальные условия развития детей-сирот, депривация означает также то, что в условиях закрытого учреждения дети постоянно находятся в кругу одних и тех же впечатлений, в кругу одних и тех же коммуникативных ситуаций, одних и тех же педагогических воздействий. В этом таится опасность получения детьми узких, бедных представлений об окружающей действительности. Особенно опасно это для детей, слабо развитых интеллектуально, чьи знания, представления о мире и без того неразвиты, фрагментарны в силу психофизиологических данных.
Таким образом, педагогам, работающим с детьми, необходимо уделять особое внимание обогащению и расширению чувственного опыта детей: чаще выходить на экскурсии туда, где можно ощутить, почувствовать прикосновение к истинным человеческим духовным ценностям:
- это музеи ( творчество, искусство, красота);
- это научные центры, биостанции, ВУЗы (знания, развитие, истина)
- это походы, выезды на природу ( красота, свобода, время)
- это храмы, интернаты для престарелых ( добро, любовь, милосердие)
Формирование жизнестойкости опирается на разносторонний подход к категории «ценность»: ценность человеческой жизни, цели и смысла жизни. Формируется отношение к общечеловеческим ценностям, определяется выбор социальной позиции, норм поведения при взаимодействии с другими людьми, характер принятых решений, направленность выбора, индивидуальные приемы психологической защиты и поведения в сложных жизненных ситуациях.
Жизнестойкость связана с устойчивым переживанием человеком своих действий и происходящих вокруг событий как интересных и радостных (вовлеченность), как результатов личностного выбора и инициативы (контроль) и как важного стимула к усвоению нового (принятие риска).
Жизнестойкость определяется как способность человека возвращаться к нормальному состоянию после потрясений, своеобразная гибкость.
Проявления жизнестойкости в повседневной жизни
Здоровье. Жизнестойкость помогает преодолеть порою даже серьезные недуги; там, где пессимист предвидит лишь фатальный исход, жизнестойкий человек находит надежду.
Экстремальные ситуации. Любовь к жизни и внутренняя энергия помогают жизнестойкому человеку достойно выйти даже из экстремальных ситуаций.
Воинская служба. Жизнестойкость – одно из качеств, необходимых каждому воину для успешного прохождения службы.
Воспитание жизнестойкости личности имеет огромное практическое значение, поскольку устойчивость охраняет личность от дезинтеграции и личностных расстройств, создает основу внутренней гармонии, психического здоровья, высокой работоспособности и как результат во взрослую жизнь вступает полноценный член общества, ответственный гражданин, востребованный во всех сферах жизни.
ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ .
Цель: духовно-нравственное развитие личности и повышение уровня жизнестойкости воспитанников, профилактика девиантного и антивитального поведения.
Задачи:
формирование духовно-нравственной личности, осознание своей природы и налаживание взаимосвязей с окружающим миром;
организация психолого-педагогической профилактики девиантного и суицидального поведения в детском доме и за его пределами через осознанное саморазвитие ребёнка и развитие его позитивного мироощущения;
реализация комплекса мероприятий, направленных на повышение уровня жизнестойкости подростков.
реализация комплекса мероприятий, направленных на повышение уровня жизнестойкости подростков;
Отличительные особенности программы
1. Программа нацелена на индивидуальный подход для каждого воспитанника.
2. Программа составлена с учетом возрастных особенностей воспитанников
3. Программа имеет практико- ориентированный подход.
4. Программа объединяет макро и микро социум с привлечением служителей
Православной церкви и Епархии
5. Программа имеет возможность включения воспитанника в разнообразные
сферы деятельности, которые могут пригодиться ему в жизни.
СРОК РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ - 3 года
Объем программы: Объем программы составляет 240 часов.
Режим занятий - 2 часа в неделю.
СТРУКТУРА ПРОГРАММЫ :
I этап: 2020 – 2021 уч. год .Диагностический .
Тема: Самопознание и Повышение уровня
жизнестойкости: я умею, я могу.
II этап: 2021 – 2022 уч. год. Формирующий.
Тема: Социализация: Я и мир вокруг.
Духовное развитие личности.
III этап: 2022 – 2023уч.год. Профориентационый.
Тема: Ориентиры в мире профессий.
Ресурсное обеспечение программы:
Кадровое обеспечение:
- воспитатели квартиры, организующие информационное поле, экскурсии, встречи и тренинги;
- педагог-психолог, обладающий профессиональными знаниями, владеющий методиками диагностик по профессиональной ориентации, компетенциями в области организации интерактивной деятельности детей;
- педагоги дополнительного образования, руководители кружков «Экодизайн», «Технологический», «Ориентир»;
-настоятель «Храма Святого Александра Невского», иерей М.М. Стыров.
- наставники.
Материально-техническое обеспечение:
- кабинет психолога,
- компьютерный кабинет,
- сенсорная комната,
- видео- и аудио- оборудование
Показатели эффективности реализации программы:
Показателями эффективности реализации программы выступает повышение уровня жизнестойкости подростков, что проявляется в сформированности качеств:
адаптивность; стрессоустойчивость
уверенность в себе; видение жизненных перспектив
знание общества и духовных ценностей человека;
стремление к достижениям;
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ:
Самопознание и повышение уровня жизнестойкости:
я умею, я могу
2020 – 2021 уч. год
№ | Тема занятия | Цели занятия |
1 | Тестирование. Что я знаю о себе? | Учить воспитанников навыкам самоанализа. Предоставить им возможность определить в себе достоинства и недостатки; правильно соотнести свои потребности со способностями и возможностями |
2 | Самопознание | Ввести в понятие самопознания. Определить самооценку. Научить ответить на вопросы: кто я? Чего я хочу? |
3 | Быть успешными хотят все. | Помочь разобраться детям : что такое успех? 6 составляющих успеха. Вывести формулу успеха для каждого |
4 | Эмоции и управление ими. | Формировать умение управлять своими эмоциями. Воспитывать навыки стрессоустойчивости; вооружить способами снятия стресса. |
6 | Характер. Воспитание характера. | Предоставить воспитанникам возможность определить в себе черты успешной личности и познакомить со способами их развития. |
7 | Я – личность. Я в обществе людей | Дать общее понятие личных качеств. Определить, какого человека принимает или отвергает общество. Сравнить понятия «характер» и «темперамент», определить их взаимосвязь и влияние на окружающих. |
II этап .Формирующий.
Тема: Социализация: Я и мир вокруг.
Духовное развитие личности.
2021 – 2022 уч. год
| Тема занятий 2 год | Цели |
| 10 духовных ценностей человека: | Духовные ценности – это основа формирования человека как личности, его поиска себя. |
1. | Добро. | Доказать, что добро – это главная дух. ценность человека, стремящегося изменить жизнь к лучшему на Земле |
2 | Любовь | Расширить значение этого уникального чувства, как о высшей ценности и основе человеческих отношений. |
3 | Свобода | Дать понятие свободы, как осознанной необходимости, пределы свободы и признаков её отсутствия |
4 | Истина | Определение истины как соответствие знаний действительности. Понятие абсолютной и относительной истины. |
5 | Счастье | Дать понять и самим разобраться, что счастье – это радость и удовлетворение жизнью. Счастье у каждого своё и чужое счастье не заменит своё. |
6 | Творчество. Искусство | Оформить знания детей о прекрасном и почему оно так необходимо нам всем в жизни |
7 | Развитие | Показать процесс духовного развития как обретение новых установок и ценностей, помогающих лучше приспособиться, научиться понимать себя и окружающий мир. |
8 | Знание. Образование | Раскрыть глубже понятие «образование» как целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах общества и человека, а «Знание» - это накопленные каждым мысли, сделанные выводы в процессе воспитания, самовоспитания и учёбы с самого детства. |
9 | Время | Раскрыть понятие «время» детям с необычной стороны : это не только взаимосвязь прошлого, настоящего и будущего, но и величина непостоянная: «время есть – времени нет». Научить относиться ко времени бережно как к великой ценности. |
10 | Милосердие | Объяснение того, что без милосердия не было бы и понятия человечность. Это готовность оказать бескорыстную помощь, прощение, добродетель (делание добра) |
11 | Итоговое занятие : Что значит быть человеком? | С чего начинается личность? – с осознания системы ценностей, выработанных человечеством, понимания добра и зла, умения отличить истину от лжи и ещё многих-многих нравственных качеств, сформированных человеком в самом себе. |
III этап Профориентационный.
Тема: Развитие коммуникативности.
Ориентиры в мире профессий.
2022 – 2023 уч год
№ | Тема занятия | Цели занятия | Краткое содержание |
1 | Коммуникативность Взаимоотношения между людьми и их роль в жизни. | Определить уровень коммуникативных способностей воспитанников. Учить строить отношения с людьми. | Краткий курс человеческих взаимоотношений. Мои коммуникативные и организаторские способности. |
2 | Общение | Учить определять и развивать наиболее эффективные средства общения. Углубить знания и понимание таких качеств, как толерантность, дружба, лидерство, сотрудничество. | Общение. Умение слушать и сопереживать. Толерантность; определение и развитие толерантности. Конфликты. Способы разрешения конфликтов. |
3 | Общение и личностный рост. | Сформировать понятие настоящего друга. Выявить наличие лидерских и организаторских качеств и научить способам их развития. Обозначить умение каждого воспитанника работать в команде. | Дружба и умение дружить Портрет лидера – организатора Сотрудничество. Умение работать в команде. |
Ориентиры в мире профессий
№ | Тема занятия | Цели занятия | Краткое содержание |
4 | Диагностика | Тест Голланда Опросник Карта интересов (Е.А.Климова) Методика «Мотивы выбора профессии» | Исследование объективной оценки интересов и способностей личности к той или иной профессии. |
5 | Выбор профессии – дело серьезное | Дать воспитанникам представление об основах профессионального самоопределения;
. | Личный профессиональный план Упражнение «Рука судьбы» Проблемная ситуация «Чей это выбор?» Мини-лекция «Формула профессии» |
6 | Кем быть? | Систематизировать знания профессий, подвести к социальному жизненному выбору профессии; | Беседа, определение круга профессий Упражнение «Нравится, не нравится» |
7 | Мир профессий | Расширить представления подростков о разнообразии профессий в мире. | Беседа по теме «Основные виды профессиональной деятельности» Упражнение «Профессия на букву» |
8 | Мои способности | Способствовать формированию представления о собственных способностях и возможностях подростков. | Упражнение . “Автопортрет” Упражнение «Я умею…». Упражнение «Я горжусь тем, что я…». Упражнение «Лесенка времени». |
9 | Эмоции в профессии | способствовать формированию представлений о собственных эмоциях, и профессиях которые вызывают положительные эмоции. | Психогимнастика “Доброе тепло”. Игра «Заросли» Просмотр презентации «Моя профессиональная карьера» Психогимнастика “Спасибо за приятный день”. |
10 | Повторное диагностирование Итоговое занятие | Опросник Карта интересов (Е.А.Климова) | Исследование оценки интересов и способностей личности к той или иной профессии с учётом полученных в процессе занятий знаний |
Практические занятия:
Встречи с ветеранами труда и интересными людьми, занимающими руководящие посты на предприятиях.
Экскурсии к индивидуальным предпринимателям и людям необычных профессий.
Мастер-классы со специалистами разных профессий.
Создание бригады для работы в УОХ Межадорский с конкретным заданием, предусматривающим приобретение определённых навыков.и
Общее коллективное дело ( проекты) с обусловленным результатом.
План совместных занятий по социализации и самоопределению жизненного трудового пути с представителем Православной церкви.
Воспитатели и духовный наставник от «Храма Святого Благоверного Великого князя Александра Невского» Иерей Максим Михайлович Стыров.
Тема занятий 1 год | Цели |
Труд – это потребность человека |
|
«Притча о сеятеле и талантах» Увидеть в себе дар и применять его на благо людям | По результатам тестирования раскрыть наклонности и способности каждого ребёнка и дать поверить в себя |
«Не боги горшки обжигают». Добиться признания можно в любой профессии. | Добиться уважения в обществе можно любым полезным трудом |
«Смысл бытия: создать самого себя через служение людям.» Создать самого себя можно сейчас через познание мира . | В процессе учёбы в школе узнать: какие науки тебе больше по душе и по силам. |
«… и воздастся каждому по делам его..» Учёба – твой главный труд во благо общества и страны. | Главное, что ценится всеми – это старание человека, его стремление принести людям пользу |
Воспитание милосердия: Не только знать , но и уметь делать добро. | Цели: На деле показать своё стремление к добру и свету, оказывая посильную помощь тем, кто в ней нуждается. |
| |
Выход в Храм | Каждое воскресенье |
Подарки своими руками заключённым женщинам | Передаём через Отца Максима |
Выход в Дом ребёнка для оказания помощи в расчистке территории | Все сезоны. |
Подарки ветеранам в Доме престарелых. | К праздникам |
Беседы о добре и зле. Учимся быть Человеком и жить в мире. | Каждое воскресенье |
Ожидаемые результаты:
Осознание подростком своих способностей, возможностей, талантов и их апробация.
Определение выбора в многообразии профессий.
Попробовать себя в разных трудовой деятельности и увидеть их результаты.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.
Баева И.А. Тренинги психологической безопасности в школе.- СПб.: Речь, 2002.
Особенности формирования жизнестойкости и совладения с трудными жизненными и стрессовыми ситуациями несовершеннолетних в образовании: методическое пособие. Составители: Борисенко О.В., Матерова Т.А., Ховалкина О.А., ШамардинаМ.В. Барнаул, 2014г. 184 с.
Прихожан А. М. Диагностика личностного развития детей подросткового возрастав М.: АНО «ПЭБ», 2007. — 56 с.
Формирование жизнестойкости у школьников: методические рекомендации для классного руководителя. Составители: Гражданкина Л.В., , Зикратов В.В., Тарасова А.Ю.
Список использованных источников:
Приложение 1. Методика «Шкала социальной компетентности обучающегося» А.М. Прихожан.
Приложение 2. Тест жизнестойкости. Методика С. Мадди, адаптация Д.А. Леонтьева.
Приложение 3. Методика «Шкала тревожности» (12-15 лет)