Программа тренинга по повышению групповой сплочённости для детей младшего школьного возраста
Программа тренинга по повышению групповой сплочённости для детей младшего школьного возраста
Разработала: педагог-психолог Наконечная Н.Н.
Целью тренинга является повышение групповой сплоченности и качества группового взаимодействия.
Задачи:
- Создание доверительной атмосферы для общения в детской группе, благоприятного социально-психологического климата.
- Совершенствование навыков взаимодействия в группе.
- Формирование позитивных групповых норм общения;
- Развитие чувства «мы», внутреннего единства класса.
5. Формирование доверительных отношение в группе.
6. Развитие воображения, коммуникативных навыков и эмоциональной сферы.
Теоретическое обоснование тренинга
Групповая сплоченность является необходимым условием для эффективности групповой работы. Сплоченность коллектива – понятие, раскрывающее особенности межличностных отношений в коллективе, единство ценностных ориентаций, единство целей и мотивов деятельности в совместной деятельности [1]. Товарищеские контакты во время работы и по окончании ее, сотрудничество и взаимопомощь формируют гармоничный социально-психологический климат [4].
Отношения в группе влияют на все стороны жизни, включая учебную деятельность. Так, групповой нормой может стать низкая успеваемость, отсутствие инициативы на уроке, невыполнение домашних заданий. Конфликтные отношения между одноклассниками часто ведут к возникновению страха ответа у доски, препятствуют усвоению материала. Создание и сплочение организованного и дружного школьного коллектива – задача лишь начального этапа работы педагога, за которым следует этап постоянного развития и совершенствования всех сторон коллективной жизни, преодоления возникающих в ходе этого развития противоречий, постоянного возрастания роли коллектива в формировании личности каждого школьника. В постоянном развитии, изменении надо видеть и личность каждого воспитанника, и коллектив класса, чтобы направить это развитие и руководить им. Умелая, педагогически целесообразная организация классного коллектива является одним из чрезвычайно важных и действенных средств такого руководства [5].
Таким образом, развитие сплоченности, улучшение социально-психологического климата, формирование позитивных групповых норм важны не только для развития группы, а также для успешной учебной деятельности.
Организационная структура тренинга
1. Предварительный этап
– психодиагностика уровня групповой сплоченности класса (социометрия Дж. Морено).
2. Основной этап.
Данный этап включает в себя:
– определение общих интересов, взглядов участников группы;
– активную, эмоционально насыщенную активную деятельность.
3. Заключительный этап.
– подведение итогов;
– анализ проведенной работы;
– повторное проведение психодиагностики;
– обсуждение с классным руководителем результатов проведения тренинга.
Программа тренинга была разработана для учащихся начальной школы, исходя из того, что в ходе групповой диагностики выявляется низкий уровень сплоченности класса, наличие «отвергаемых» и «изолируемых» членов школьного коллектива. Данный тренинг рассчитан на класс до 30 человек. Возраст детей 7–11 лет. Длительность 45 минут. Все упражнения проходят в игровой форме, включают в себя элементы арт-терапии.
Сценарий тренинга
«Узнаем друг друга поближе»
Цели:
1) создать благоприятный психологический климат;
2) выявить общие интересы, взгляды, особенности поведения, объединяющие участников группы.
3) способствовать формированию чувства «мы», внутреннего единства класса.
Приветствие класса (2 минуты).
1. Упражнение «Мы с тобой похожи тем…» (10 минут).
Цель: научить находить сходства у участников группы, для улучшения взаимодействия между ними.
Ход упражнения: Участники делятся на две группы. Одна группа образует внутренний круг, другая – внешний. Все стоят лицом друг другу. Каждый участник внешнего круга говорит своему напарнику: «Мы с тобой похожи…», после чего стоящие во внутреннем круге отвечают «Мы с тобой отличаемся тем…» затем делают шаг к новому партнеру. Процедура повторяется до тех пор, пока все не дойдут по кругу до своего первого партнера.
2. Упражнение «Городок» (28 минут).
Цель: совершенствование коммуникативных навыков, эмоционально сближение участников, развитие воображения, повышение сплоченности в группе.
Ход упражнения: Участникам предлагается нарисовать домик, затем они делятся на 4 группы, где происходит коллективное обсуждение. Участники рассказывают о том, кто мог бы жить в таком домике (занятия, привычки, характер), кто может приходить в гости. Каждый высказывает мнение о том, чтобы он добавил из рисунков в другой. Каждая группа предлагает название своей «улицы». По завершению обсуждения, класс объединяет свои рисунки в «город».
Подведение итогов (5 минут). Обратная связь от учеников, что им понравилось, что нет, какие у них впечатления, вынесли ли он для себя что-то полезное после данного занятия.
Ожидаемый результат: развитие внимательности друг другу, выявление общих интересов, взглядов, особенностей поведения и характера, объединяющих участников группы, повышение уровня сплоченности.
Методические рекомендации по проведению занятий:
По ходу проведения занятий необходимо учитывать следующее:
1) заранее позаботиться о необходимом материале для занятия (салфетки, ручки, карандаши, карточки и т.п.);
2) четко объяснять задания и правила работы группы, при необходимости напоминать участникам об этом;
3) обязательно подводить итог каждого занятия;
4) дать участникам понять и почувствовать свою индивидуальность, особенность, необходимость участвовать в работе группы;
5) проявлять к участникам группы искреннюю заинтересованность и поощрять это в других;
6) при возникновении вопросов по ходу занятий подробно и четко отвечать на них, не откладывая на конец занятия;
7) выслушивать каждого участника, стараясь не оказывать давления и не давать советы;
8) поощрять возможность высказать свое мнение, особенно тем, кто нерешителен и испытывает трудности в общении;
9) наблюдать за общением участников, при необходимости корректировать и помогать.
Ожидаемый результат:
1. Понимание детьми самих себя и других, получение обратной связи от членов класса.
2. Повышение результативности работы в группах.
3. Развитие мотивации к позитивным изменениям в классе.
4.Оптимизация общения в коллективе: достижение взаимопонимания, доверия, эмпатии, доброжелательности.
5. Повышение степени доверия друг к другу и эмоциональной сплоченности.
6. Осмысление и пересмотр собственного отношения к одноклассникам.
7. Развитие в классе навыков командной работы.
Список литературы
1. Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Теория и практика командообразования. Современная технология создания команд / Т. Д. Зинкевич-Евстигнеева. – Санкт-Петербург : Речь, 2004. – 304 с.
2. Ли Д. Практика группового тренинга / Д. Ли. – Санкт-Петербург: Питер, 2002. – 221 с.
3. Монина Г. Б. Коммуникативный тренинг / Г. Б. Монина. – Санкт-Петербург : Речь, 2007. – 224 с.
4. Паркер Г. Формирование команды / Г. Паркер. – Санкт-Петербург : Питер, 2003. – 160 с.
5. Рабочая книга школьного психолога : учеб. пособие / под ред. И. В. Дубровиной. ‒ Москва : Просвещение, 1995. ‒ 285 с.
6. Фопель К. Групповая сплоченность. Психологические игры и упражнения / К. Фопель. – Москва: Генезис, 2010. – 336 с.