12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Наконечная Надежда Николаевна668
Россия, Воронежская обл., Воронеж

Программа тренинга по повышению групповой сплочённости для детей младшего школьного возраста


Разработала: педагог-психолог Наконечная Н.Н.


Целью тренинга является повышение групповой сплоченности и  качества группового взаимодействия.

Задачи:

  1. Создание доверительной атмосферы для общения в детской группе, благоприятного социально-психологического климата.
  2. Совершенствование навыков взаимодействия в группе.
  3. Формирование позитивных групповых норм общения;
  4. Развитие чувства «мы», внутреннего единства класса.

     5. Формирование доверительных отношение в группе.

     6. Развитие воображения, коммуникативных навыков и эмоциональной сферы.

Теоретическое обоснование тренинга

Групповая сплоченность является необходимым условием для  эффективности групповой работы. Сплоченность коллектива – понятие, раскрывающее особенности межличностных отношений в коллективе, единство ценностных ориентаций, единство целей и мотивов деятельности в совместной деятельности [1]. Товарищеские контакты во время работы и по окончании ее, сотрудничество и взаимопомощь формируют гармоничный социально-психологический климат [4].

Отношения в группе влияют на все стороны жизни, включая учебную деятельность. Так, групповой нормой может стать низкая успеваемость, отсутствие инициативы на уроке, невыполнение домашних заданий. Конфликтные отношения между одноклассниками часто ведут к возникновению страха ответа у доски, препятствуют усвоению материала. Создание и сплочение организованного и дружного школьного коллектива – задача лишь начального этапа работы педагога, за которым следует этап постоянного развития и совершенствования всех сторон коллективной жизни, преодоления возникающих в ходе этого развития противоречий, постоянного возрастания роли коллектива в формировании личности каждого школьника. В постоянном развитии, изменении надо видеть и личность каждого воспитанника, и коллектив класса, чтобы направить это развитие и руководить им. Умелая, педагогически целесообразная организация классного коллектива является одним из чрезвычайно важных и действенных средств такого руководства [5].

Таким образом, развитие сплоченности, улучшение социально-психологического климата, формирование позитивных групповых норм важны не только для развития группы, а также  для успешной учебной деятельности.

Организационная структура тренинга

1. Предварительный этап

психодиагностика уровня групповой сплоченности класса (социометрия Дж. Морено).

2. Основной этап.

Данный этап включает в себя:

  определение общих интересов, взглядов участников группы;

–  активную, эмоционально насыщенную активную деятельность.

3. Заключительный этап.

  подведение итогов;

 анализ проведенной работы;

  повторное проведение психодиагностики;

–  обсуждение с классным руководителем результатов проведения тренинга.

Программа тренинга была разработана для учащихся начальной школы, исходя из того, что в ходе групповой диагностики выявляется низкий уровень сплоченности класса, наличие «отвергаемых» и «изолируемых» членов школьного коллектива. Данный тренинг рассчитан на класс до 30 человек. Возраст детей 7–11 лет. Длительность 45 минут. Все упражнения проходят в игровой форме, включают в себя элементы арт-терапии.


Сценарий тренинга

 «Узнаем друг друга поближе»

Цели:

1) создать благоприятный психологический климат;

2) выявить общие интересы, взгляды, особенности поведения, объединяющие  участников группы.

         3) способствовать формированию чувства «мы», внутреннего единства класса.

 Приветствие класса (2 минуты).

1. Упражнение  «Мы с тобой похожи тем…» (10 минут).

Цель: научить находить сходства у участников группы, для улучшения взаимодействия между ними.

Ход упражнения: Участники делятся на две группы. Одна группа образует внутренний круг, другая – внешний. Все стоят лицом друг другу. Каждый участник внешнего круга говорит своему напарнику: «Мы с тобой похожи…», после чего стоящие во внутреннем круге отвечают «Мы с тобой отличаемся тем…» затем делают шаг к новому партнеру. Процедура повторяется до тех пор, пока все не дойдут по кругу до своего первого партнера.

2. Упражнение «Городок» (28 минут).

Цель: совершенствование коммуникативных навыков, эмоционально сближение участников, развитие воображения, повышение сплоченности в группе.

Ход упражнения: Участникам предлагается нарисовать домик, затем они делятся на 4 группы, где происходит коллективное обсуждение. Участники рассказывают о том, кто мог бы жить в таком домике (занятия, привычки, характер), кто может приходить в гости. Каждый высказывает мнение о том, чтобы он добавил из рисунков в другой. Каждая группа предлагает название своей «улицы». По завершению обсуждения, класс объединяет свои рисунки в «город».

Подведение итогов (5 минут). Обратная связь от учеников, что им понравилось, что нет, какие у них впечатления, вынесли ли он для себя что-то полезное после данного занятия. 

Ожидаемый результат: развитие внимательности друг другу, выявление общих интересов, взглядов, особенностей поведения и характера, объединяющих участников группы, повышение уровня сплоченности.

Методические рекомендации по проведению занятий:

По ходу проведения занятий необходимо учитывать следующее:

1) заранее позаботиться о необходимом материале для занятия (салфетки, ручки, карандаши, карточки и т.п.);

2) четко объяснять задания и правила работы группы, при необходимости напоминать участникам об этом;

3) обязательно подводить итог каждого занятия;

4) дать участникам понять и почувствовать свою индивидуальность, особенность, необходимость участвовать в работе группы;

5) проявлять к участникам группы искреннюю заинтересованность и поощрять это в других;

6) при возникновении вопросов по ходу занятий подробно и четко отвечать на них, не откладывая на конец занятия;

7) выслушивать каждого участника, стараясь не оказывать давления и не давать советы;

8) поощрять возможность высказать свое мнение, особенно тем, кто нерешителен и испытывает трудности в общении;

9) наблюдать за общением участников, при необходимости корректировать и помогать.

Ожидаемый результат:

1. Понимание детьми самих себя и других, получение обратной связи от членов класса.

2. Повышение результативности работы в группах.

3. Развитие мотивации к позитивным изменениям в классе.

4.Оптимизация общения  в коллективе: достижение взаимопонимания, доверия, эмпатии, доброжелательности.

5. Повышение степени доверия друг к  другу и эмоциональной сплоченности.

6. Осмысление и пересмотр  собственного отношения к одноклассникам.

7. Развитие в классе навыков командной работы.

​​​​​​​

Список литературы

1. Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Теория и практика командообразования. Современная технология созда­ния команд / Т. Д. Зинкевич-Евстигнеева. –  Санкт-Петербург : Речь, 2004.  – 304 с.

2. Ли Д. Практика группового тренинга / Д. Ли. – Санкт-Петербург: Питер, 2002. – 221 с.

3. Монина Г. Б. Коммуникативный тренинг / Г. Б. Монина. –  Санкт-Петербург : Речь, 2007.  224 с.

4. Паркер Г. Формирование команды / Г. Паркер. – Санкт-Петербург : Питер, 2003. – 160 с.

5. Рабочая книга школьного психолога : учеб. пособие / под ред. И. В. Дубровиной. ‒ Москва : Просвещение, 1995. ‒ 285 с.

6. Фопель К. Групповая сплоченность. Психологические игры и упражнения /  К. Фопель. – Москва: Генезис, 2010. – 336 с.

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.