Программа внеурочной деятельности на тему «Родной край» (6 класс)

0
0
Материал опубликован 22 January в группе

ст. Багаевская Ростовской области

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Багаевская средняя общеобразовательная школа № 2

 

 

 

 

«Утверждаю»

Директор МБОУ БСОШ № 2

Приказ от 31.08.2023 № 133/1

_____________/Н.А. Леванчук/

 

 

 

 

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

 

 

по внеурочной деятельности «Родной край»

 

 

основное общее образование 6 «г» класс

 

 

Количество часов 34

 

 

Учитель Бунова Инна Владимировна

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2023-2024 уч.год

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

Настоящая рабочая программа составлена на основании следующих нормативно-правовых документов:

 

Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 273-ФЗ

Стратегия национальной безопасности Российской Федерации, Указ Президента Российской Федерации от 2 июля 2021 г. 400 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации».

Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 31.05.2021 № 287 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (Зарегистрирован Минюстом России 05.07.2021 64101).

Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 18.07.2022 № 568 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования» (Зарегистрирован Минюстом России 17.08.2022 69675).

Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 18.05.2023 № 370 «Об утверждении федеральной образовательной программы основного общего образования» (Зарегистрирован Минюстом России 12.07.2023 74223).

«Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года», утверждённая распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. № 996-р

Письмо Министерства просвещения Российской Федерации «О направлении методических рекомендаций по проведению цикла внеурочных занятий «Разговоры о важном»» от 15.08.2022 03–1190.

Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.20 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи».

Устав МБОУ БСОШ № 2.

Основная образовательная программа МБОУ БСОШ № 2.

Учебный план МБОУ БСОШ № 2 на 2023-2024 учебный год.

Положение МБОУ БСОШ № 2 «О рабочей программе учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей)».

 

 

Курс внеурочной деятельности «Родной край» предполагает формирование у учащихся младших классов представлений о родном Донском крае, знакомит с историей казачества, бытом, традициями,  фольклором казаков.

Программа по внеурочной деятельности «Родной край» объединяет обществоведческие, исторические, культурологические знания, а так же позволяет формировать целостное и системное представление как об основах истории и культуры казачества, так и о своём роде, своей семье.

Актуальность курса заключается в его направленности на воспитание гражданина России, личности, способной  «выстраивать» свой жизненный путь на основе единства интересов личности, общества и государства. Разноплановая информация о родном крае расширяет кругозор учащихся, помогает адаптироваться во взрослой жизни, сформировать активную жизненную позицию и более полно реализовать свои гражданские свободы, права и обязанности.

Цель - формирование у детей младшего школьного возраста целостного представления о малой Родине – Донском крае, станице Багаевской, осознание своей причастности к духовному и культурному наследию казачества.  

Задачи, решаемые данной программой:

- формирование представлений о древней и средневековой истории Донского края как части общемировых процессов;

- целостное и яркое описание истории региона с особым вниманием к культурной жизни населявших его народов;

- характеристика выдающихся земляков;

- раскрытие значения культурного наследия народов Дона для современности;

- воспитание патриотизма.

Формы и методы проведения занятий:

· Беседа.

· Экскурсия.

· Коллективный рассказ-эстафета по заданной теме.

· Рефераты, доклады и сообщения о городе, области.

· Беседы – встречи.

· Конкурсы.

· Литературно-исторические задания, кроссворды, викторина, олимпиада.

· Урок вопросов и ответов.

· Историко-литературные уроки.

· Презентации.

· Конференции.

Приемы активизации обучения и воспитания:

· Творческое домашнее задание – рисунок, рассказ, стихотворение, сочинение.

· Участие родителей в домашней подготовке

· Экскурсии.

· Встречи.

· Беседы.

· Викторина, олимпиада, кроссворды.

· Ведение краеведческих тетрадей.

· Составление поэтического образа Донского края.

· Работа с разнообразными информационными источниками:

бумажными (печатными, рукописными, фотографическими), вещественными, компьютерными, видеоматериалами.

Основные требования к построению курса:

· Воссоздание наиболее ярких страниц истории и культуры станицы Багаевской и Ростовской области при помощи очерков (форма подачи знаний исходит из установки на живое впечатление).

· Широкое использование наглядного материала.

· Связь с уроками истории России, экологии, географии, проведение интегрированных занятий.

· Проведение после каждой пройденной темы итоговых занятий в различных творческих формах, в том числе с элементами игры.

· Постепенное погружение школьников в историческую и духовно-эмоциональную

атмосферу родного края.

· Развитие эмоциональной сферы личности школьника на основе впечатлений об истории и культуре Донского края, родной станицы.

Программа предназначена для учеников 6 классов. Рабочая программа разработана на основе регионального компонента. Программа рассчитана на 34 часа и будет пройдена за 34 часа согласно учебно-календарному графику школы.

 

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

 

Тема I. Донской край.

Моя малая Родина - Донской край. Ростовская область на карте России. Как назывался родной край в разные исторические времена. Ростовская область на карте России. Как

выглядит флаг Ростовской области. История донского флага.

Тема II. Донской край в древности.

Древнейшие стоянки на Нижнем Дону. Начало эпохи металлов. Первобытные племена на территории Дона. Таинственные киммерийцы. Донской край в древности. Донской край в трудах выдающихся ученых древности и средневековья. Археологические памятники Ростовской области как вещественные источники. Музей-заповедник «Танаис». Киммерийцы. Скифо-сарматская эпоха. Греки. Танаис. Занятия, культура, быт, верования. Великое переселение народов. Готы в Приазовье. Гуннское нашествие. Дон в эпоху раннего средневековья. Смена населения. Хазары. Саркел. Разгром Хазарии. Славяне на Дону. Белая Вежа.

Тема III. Донской край в эпоху средневековья.

Печенеги и половцы. Взаимодействие славян с миром кочевников. Монголо-татары на Дону. Золотоордынский Азак и генуэзско – венецианская Тана – центры ремесла и торговли.

Кто такие донские казаки. Донское казачество на заре своей истории. Донское казачество поступает на службу.

Донской край в XVI- XVII веках.

Дикое поле. Проблема происхождения донского казачества. Появление казачьих городков.

Первые казачьи столицы. Казачье самоуправление. Отношение казачества с Московским царством.

Участие казаков во взятии Казани и Астрахани. Поход в Сибирь Ермака Тимофеевича. Борьба казаков с Крымским ханством.

Хозяйство, основные занятия, быт, обычаи и традиции населения края в XVI веке. Семейный уклад. Как казаки воспитывали детей.

Донские казаки в событиях российской Смуты в начале XVII века. Войско Донское и царская власть в первой половине XVII века. Социально-политические кризисы в России второй половины XVII века и донское казачество. Культура донских казаков в XVII веке.

Тема IV. Войско Донское и Приазовье в XVIII веке.

Войско Донское в эпоху петровских преобразований. Система управления казачьей областью в XVIII веке. Казаки на службе Российской империи в XVIII веке. Формирование донского дворянства и крепостных крестьян. Хозяйственное освоение края. Население Донской области и Приазовья в XVIII веке.

Что такое «Родословная»?

Проект: составление родословной своей семьи.

История имен и фамилий казаков.

Проект: Что означает мое имя?

Обычаи, обряды и праздники казаков. Яркие страницы истории земли Донской

 

 

ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 

Предполагается, что результатом изучения истории кубанского казачества в основной школе является развитие у учащихся широкого круга компетентностей — социально-адаптивной (гражданственной), когнитивной (познавательной), информационно-технологической, коммуникативной.

К важнейшим личностным результатам изучения истории донского казачества в основной школе относятся следующие убеждения и качества:

осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи, этнической и религиозной группы, локальной и региональной общности;

освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества, уважение прав и свобод человека;

осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе;

понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов, толерантность.

Метапредметные результаты изучения истории донского казачества в основной школе выражаются в следующих качествах:

способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность — учебную, общественную и др.;

владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать и обобщать факты, составлять простой и развернутый план, тезисы, конспект, формулировать и обосновывать выводы и т. д.), использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях;

способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация, реферат и др.);

готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе, освоение основ межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении и др.

Предметные результаты изучения истории донского казачества учащимися 6 классов включают:

овладение целостными представлениями об историческом пути народов своей страны и своего края, человечества как необходимой основой для миропонимания и познания современного общества;

способность применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого и современности;

умения изучать и систематизировать информацию из различных исторических и современных источников, раскрывая ее социальную принадлежность и познавательную ценность;

расширение опыта оценочной деятельности на основе осмысления жизни и деяний личностей и народов в истории своего края и человечества в целом;

готовность применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников своего края и страны.

Регулятивные УУД:

ориентироваться в различных точках зрения на историю казачества и применять знания, умения и навыки в практической деятельности;

планировать свои действия в соответствии с поставленной целью;

контролировать свою деятельность по ходу или результатам выполненного задания;

самостоятельно адекватно оценивать правильность своего решения в любой ситуации.   Познавательные УУД:

знать культурно-бытовые особенности жизни донских казаков;

знать основные понятия, характеризующие особенности культуры Донского края;

Знать и уметь применять на практике, полученные на занятиях знания;

Знать основы мировоззрения донских казаков;

●  уметь наблюдать, делать выводы;

задавать вопросы, уточняя непонятное;  

Коммуникативные УУД:

сотрудничать с одноклассниками при выполнении заданий;

выполнять требования и условия ролевых игр;

учиться договариваться и приходить к общему решению;

формулировать собственное мнение и отстаивать свою позицию;

осуществлять взаимопомощь.

 

 

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

 

п/п

Тема

Количество часов

Дата

1

Вводное занятие. Задачи курса «Родной край». С чего начинается Родина?

1

05.09.2023

2.

Моя малая родина – станица Багаевская Ростовской области

1

12.09.2023

3.

Ростовская область на карте России

1

19.09.2023

4.

Символы Ростовской области

1

26.09.2023

5.

Символы Багаевского района и станицы Багаевская

1

03.10.2023

6.

Растительный и животный мир степи

1

10.10.2023

7.

Древнейшие стоянки на Нижнем Дону

1

17.10.2023

8.

Начало эпохи металлов

1

26.10.2023

9.

Таинственные киммерийцы

1

08.11.2023

10.

Скифы

1

15.11.2023

11.

Курганы "Пять братьев"

1

22.11.2023

12.

Первые греческие поселения на Дону.

Поход князя Святослава. Белая Вежа

1

29.11.2023

13.

Танаис

1

06.12.2023

14.

Сарматы

1

13.12.2023

15.

Хазары

1

20.12.2023

16.

Дон в X- XII веках

1

27.12.2023

17.

Поход князя Святослава. Белая Вежа

1

10.01.2024

18.

Монголо-татарские завоеватели на Дону

1

17.01.2024

19.

Тана - торговая фактория

1

24.01.2024

20.

Азов

1

31.01.2024

21.

Кто такие донские казаки

1

07.02.2024

22.

Донское казачество на заре своей истории

1

14.02.2024

23.

Донское казачество на заре своей истории

1

21.02.2024

24.

Донское казачество поступает на службу

1

28.02.2024

25.

Донское казачество поступает на службу

1

06.03.2024

26.

Казачьи семьи

1

13.03.2024

27.

Казачьи семьи

1

20.03.2024

28.

Имена и фамилии казаков

1

03.04.2024

29.

Имена и фамилии казаков

1

10.04.2024

30.

Обычаи, обряды и праздники казаков

1

17.04.2024

31.

Обычаи, обряды и праздники казаков

1

24.04.2024

32.

Казаки в станице Багаевской

1

08.05.2024

33.

Казаки в станице Багаевской

1

15.05.2024

34.

Защита проектов

1

22.05.2024

 

Итого

34

 

 

 

 

 

СОГЛАСОВАНО СОГЛАСОВАНО

 

Протокол заседания Заместитель директора по ВР

методического совета № 1 МБОУ БСОШ № 2

МБОУ БСОШ № 2

от 31 августа 2023 года ____________ /Рахимова Н.Р/

___________/Горбачева О.И./ __31 августа __ 2023 года

 

 

8

 

 

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации