Программа внеурочной деятельности на тему «Родной край» (6 класс)
ст. Багаевская Ростовской области
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Багаевская средняя общеобразовательная школа № 2
«Утверждаю»
Директор МБОУ БСОШ № 2
Приказ от 31.08.2023 № 133/1
_____________/Н.А. Леванчук/
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по внеурочной деятельности «Родной край»
основное общее образование 6 «г» класс
Количество часов 34
Учитель Бунова Инна Владимировна
2023-2024 уч.год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Настоящая рабочая программа составлена на основании следующих нормативно-правовых документов:
Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 № 273-ФЗ
Стратегия национальной безопасности Российской Федерации, Указ Президента Российской Федерации от 2 июля 2021 г. № 400 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации».
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 31.05.2021 № 287 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (Зарегистрирован Минюстом России 05.07.2021 № 64101).
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 18.07.2022 № 568 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования» (Зарегистрирован Минюстом России 17.08.2022 № 69675).
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 18.05.2023 № 370 «Об утверждении федеральной образовательной программы основного общего образования» (Зарегистрирован Минюстом России 12.07.2023 № 74223).
«Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года», утверждённая распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. № 996-р
Письмо Министерства просвещения Российской Федерации «О направлении методических рекомендаций по проведению цикла внеурочных занятий «Разговоры о важном»» от 15.08.2022 № 03–1190.
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.20 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи».
Устав МБОУ БСОШ № 2.
Основная образовательная программа МБОУ БСОШ № 2.
Учебный план МБОУ БСОШ № 2 на 2023-2024 учебный год.
Положение МБОУ БСОШ № 2 «О рабочей программе учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей)».
Курс внеурочной деятельности «Родной край» предполагает формирование у учащихся младших классов представлений о родном Донском крае, знакомит с историей казачества, бытом, традициями, фольклором казаков.
Программа по внеурочной деятельности «Родной край» объединяет обществоведческие, исторические, культурологические знания, а так же позволяет формировать целостное и системное представление как об основах истории и культуры казачества, так и о своём роде, своей семье.
Актуальность курса заключается в его направленности на воспитание гражданина России, личности, способной «выстраивать» свой жизненный путь на основе единства интересов личности, общества и государства. Разноплановая информация о родном крае расширяет кругозор учащихся, помогает адаптироваться во взрослой жизни, сформировать активную жизненную позицию и более полно реализовать свои гражданские свободы, права и обязанности.
Цель - формирование у детей младшего школьного возраста целостного представления о малой Родине – Донском крае, станице Багаевской, осознание своей причастности к духовному и культурному наследию казачества.
Задачи, решаемые данной программой:
- формирование представлений о древней и средневековой истории Донского края как части общемировых процессов;
- целостное и яркое описание истории региона с особым вниманием к культурной жизни населявших его народов;
- характеристика выдающихся земляков;
- раскрытие значения культурного наследия народов Дона для современности;
- воспитание патриотизма.
Формы и методы проведения занятий:
· Беседа.
· Экскурсия.
· Коллективный рассказ-эстафета по заданной теме.
· Рефераты, доклады и сообщения о городе, области.
· Беседы – встречи.
· Конкурсы.
· Литературно-исторические задания, кроссворды, викторина, олимпиада.
· Урок вопросов и ответов.
· Историко-литературные уроки.
· Презентации.
· Конференции.
Приемы активизации обучения и воспитания:
· Творческое домашнее задание – рисунок, рассказ, стихотворение, сочинение.
· Участие родителей в домашней подготовке
· Экскурсии.
· Встречи.
· Беседы.
· Викторина, олимпиада, кроссворды.
· Ведение краеведческих тетрадей.
· Составление поэтического образа Донского края.
· Работа с разнообразными информационными источниками:
бумажными (печатными, рукописными, фотографическими), вещественными, компьютерными, видеоматериалами.
Основные требования к построению курса:
· Воссоздание наиболее ярких страниц истории и культуры станицы Багаевской и Ростовской области при помощи очерков (форма подачи знаний исходит из установки на живое впечатление).
· Широкое использование наглядного материала.
· Связь с уроками истории России, экологии, географии, проведение интегрированных занятий.
· Проведение после каждой пройденной темы итоговых занятий в различных творческих формах, в том числе с элементами игры.
· Постепенное погружение школьников в историческую и духовно-эмоциональную
атмосферу родного края.
· Развитие эмоциональной сферы личности школьника на основе впечатлений об истории и культуре Донского края, родной станицы.
Программа предназначена для учеников 6 классов. Рабочая программа разработана на основе регионального компонента. Программа рассчитана на 34 часа и будет пройдена за 34 часа согласно учебно-календарному графику школы.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
Тема I. Донской край.
Моя малая Родина - Донской край. Ростовская область на карте России. Как назывался родной край в разные исторические времена. Ростовская область на карте России. Как
выглядит флаг Ростовской области. История донского флага.
Тема II. Донской край в древности.
Древнейшие стоянки на Нижнем Дону. Начало эпохи металлов. Первобытные племена на территории Дона. Таинственные киммерийцы. Донской край в древности. Донской край в трудах выдающихся ученых древности и средневековья. Археологические памятники Ростовской области как вещественные источники. Музей-заповедник «Танаис». Киммерийцы. Скифо-сарматская эпоха. Греки. Танаис. Занятия, культура, быт, верования. Великое переселение народов. Готы в Приазовье. Гуннское нашествие. Дон в эпоху раннего средневековья. Смена населения. Хазары. Саркел. Разгром Хазарии. Славяне на Дону. Белая Вежа.
Тема III. Донской край в эпоху средневековья.
Печенеги и половцы. Взаимодействие славян с миром кочевников. Монголо-татары на Дону. Золотоордынский Азак и генуэзско – венецианская Тана – центры ремесла и торговли.
Кто такие донские казаки. Донское казачество на заре своей истории. Донское казачество поступает на службу.
Донской край в XVI- XVII веках.
Дикое поле. Проблема происхождения донского казачества. Появление казачьих городков.
Первые казачьи столицы. Казачье самоуправление. Отношение казачества с Московским царством.
Участие казаков во взятии Казани и Астрахани. Поход в Сибирь Ермака Тимофеевича. Борьба казаков с Крымским ханством.
Хозяйство, основные занятия, быт, обычаи и традиции населения края в XVI веке. Семейный уклад. Как казаки воспитывали детей.
Донские казаки в событиях российской Смуты в начале XVII века. Войско Донское и царская власть в первой половине XVII века. Социально-политические кризисы в России второй половины XVII века и донское казачество. Культура донских казаков в XVII веке.
Тема IV. Войско Донское и Приазовье в XVIII веке.
Войско Донское в эпоху петровских преобразований. Система управления казачьей областью в XVIII веке. Казаки на службе Российской империи в XVIII веке. Формирование донского дворянства и крепостных крестьян. Хозяйственное освоение края. Население Донской области и Приазовья в XVIII веке.
Что такое «Родословная»?
Проект: составление родословной своей семьи.
История имен и фамилий казаков.
Проект: Что означает мое имя?
Обычаи, обряды и праздники казаков. Яркие страницы истории земли Донской
ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Предполагается, что результатом изучения истории кубанского казачества в основной школе является развитие у учащихся широкого круга компетентностей — социально-адаптивной (гражданственной), когнитивной (познавательной), информационно-технологической, коммуникативной.
К важнейшим личностным результатам изучения истории донского казачества в основной школе относятся следующие убеждения и качества:
осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи, этнической и религиозной группы, локальной и региональной общности;
освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества, уважение прав и свобод человека;
осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе;
понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов, толерантность.
Метапредметные результаты изучения истории донского казачества в основной школе выражаются в следующих качествах:
способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность — учебную, общественную и др.;
владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать и обобщать факты, составлять простой и развернутый план, тезисы, конспект, формулировать и обосновывать выводы и т. д.), использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях;
способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация, реферат и др.);
готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе, освоение основ межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении и др.
Предметные результаты изучения истории донского казачества учащимися 6 классов включают:
овладение целостными представлениями об историческом пути народов своей страны и своего края, человечества как необходимой основой для миропонимания и познания современного общества;
способность применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого и современности;
умения изучать и систематизировать информацию из различных исторических и современных источников, раскрывая ее социальную принадлежность и познавательную ценность;
расширение опыта оценочной деятельности на основе осмысления жизни и деяний личностей и народов в истории своего края и человечества в целом;
готовность применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников своего края и страны.
Регулятивные УУД:
● ориентироваться в различных точках зрения на историю казачества и применять знания, умения и навыки в практической деятельности;
● планировать свои действия в соответствии с поставленной целью;
● контролировать свою деятельность по ходу или результатам выполненного задания;
● самостоятельно адекватно оценивать правильность своего решения в любой ситуации. Познавательные УУД:
● знать культурно-бытовые особенности жизни донских казаков;
● знать основные понятия, характеризующие особенности культуры Донского края;
Знать и уметь применять на практике, полученные на занятиях знания;
Знать основы мировоззрения донских казаков;
● уметь наблюдать, делать выводы;
● задавать вопросы, уточняя непонятное;
Коммуникативные УУД:
● сотрудничать с одноклассниками при выполнении заданий;
● выполнять требования и условия ролевых игр;
● учиться договариваться и приходить к общему решению;
● формулировать собственное мнение и отстаивать свою позицию;
● осуществлять взаимопомощь.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п |
Тема |
Количество часов |
Дата |
1 |
Вводное занятие. Задачи курса «Родной край». С чего начинается Родина? |
1 |
05.09.2023 |
2. |
Моя малая родина – станица Багаевская Ростовской области |
1 |
12.09.2023 |
3. |
Ростовская область на карте России |
1 |
19.09.2023 |
4. |
Символы Ростовской области |
1 |
26.09.2023 |
5. |
Символы Багаевского района и станицы Багаевская |
1 |
03.10.2023 |
6. |
Растительный и животный мир степи |
1 |
10.10.2023 |
7. |
Древнейшие стоянки на Нижнем Дону |
1 |
17.10.2023 |
8. |
Начало эпохи металлов |
1 |
26.10.2023 |
9. |
Таинственные киммерийцы |
1 |
08.11.2023 |
10. |
Скифы |
1 |
15.11.2023 |
11. |
Курганы "Пять братьев" |
1 |
22.11.2023 |
12. |
Первые греческие поселения на Дону. Поход князя Святослава. Белая Вежа |
1 |
29.11.2023 |
13. |
Танаис |
1 |
06.12.2023 |
14. |
Сарматы |
1 |
13.12.2023 |
15. |
Хазары |
1 |
20.12.2023 |
16. |
Дон в X- XII веках |
1 |
27.12.2023 |
17. |
Поход князя Святослава. Белая Вежа |
1 |
10.01.2024 |
18. |
Монголо-татарские завоеватели на Дону |
1 |
17.01.2024 |
19. |
Тана - торговая фактория |
1 |
24.01.2024 |
20. |
Азов |
1 |
31.01.2024 |
21. |
Кто такие донские казаки |
1 |
07.02.2024 |
22. |
Донское казачество на заре своей истории |
1 |
14.02.2024 |
23. |
Донское казачество на заре своей истории |
1 |
21.02.2024 |
24. |
Донское казачество поступает на службу |
1 |
28.02.2024 |
25. |
Донское казачество поступает на службу |
1 |
06.03.2024 |
26. |
Казачьи семьи |
1 |
13.03.2024 |
27. |
Казачьи семьи |
1 |
20.03.2024 |
28. |
Имена и фамилии казаков |
1 |
03.04.2024 |
29. |
Имена и фамилии казаков |
1 |
10.04.2024 |
30. |
Обычаи, обряды и праздники казаков |
1 |
17.04.2024 |
31. |
Обычаи, обряды и праздники казаков |
1 |
24.04.2024 |
32. |
Казаки в станице Багаевской |
1 |
08.05.2024 |
33. |
Казаки в станице Багаевской |
1 |
15.05.2024 |
34. |
Защита проектов |
1 |
22.05.2024 |
|
Итого |
34 |
|
СОГЛАСОВАНО СОГЛАСОВАНО
Протокол заседания Заместитель директора по ВР
методического совета № 1 МБОУ БСОШ № 2
МБОУ БСОШ № 2
от 31 августа 2023 года ____________ /Рахимова Н.Р/
___________/Горбачева О.И./ __31 августа __ 2023 года
8