Программа внеурочной деятельности на тему «Введение в историю. Эпосы Древнего мира» (4 класс)
ВВЕДЕНИЕ В ИСТОРИЮ
(МИФ И ЭПОС КАК ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ)
Пояснительная записка
Целью включения настоящего курса в систему программно-методического обеспечения АНО «СОШ «Леонардо» в соответствие с ФГОС (Приказ от 31.05.2021 г. №286 с изменениями от 18.07.2022 г.) нового поколения является развитие у младших школьников раннего интереса к познанию прошлого актуальными для данного возраста средствами: мифологический характер детского сознания, как и сознание людей древности, опирается на нерасчлененный опыт, в котором размыты границы времени и пространства, а отношение к реальности носит метафорический характер. Т.о. обеспечивается естественность восприятия объективно сложного содержания мифологем, составляющих внутреннюю смысловую основу как собственно мифа, так и эпоса. Возникает возможность решения сложных задач одного из направлений исторической пропедевтики (рассмотрение мифических и эпических текстов в качестве исторического источника) доступными средствами. При этом вся образовательная система от отбора и выстраивания в определенной последовательности дидактических единиц до поиска конкретных средств их продуктивного предъявления исходит из следующих
ожидаемых результатов:
Познавательные компетенции (формирование когнитивного инструментария).
Представления:
Мифологическая система;
Эпическая система;
Миф как исторический источник;
Эпос как исторический источник.
Понятия:
Миф как метафорическое отношение к действительности;
Эпос как историко-героическое повествование;
Система как совокупность элементов, связанных между собой структурно (по месту) и функционально (по работе) в единое целое.
Умения:
Формулирование кратких и развернутых ответов на поставленный вопрос;
Членение текста на смысловые фрагменты и составление плана и логических цепочек;
Развернутая характеристика персонажа по предложенным и самостоятельно выделенным основаниям;
Сравнение образных систем и мотивов мифа и эпоса по предложенным основаниям.
Навыки:
Составление логически связного монологического высказывания с опорой на самостоятельно отобранные примеры из текста;
Распознавание основных структурных элементов (бинарные оппозиции), изобразительных средств (сравнения, метафоры, гиперболы) мифологических и эпических текстов;
Определение основных мотивов мифологических и эпических текстов.
Коммуникативные компетенции:
Овладение основами диалогического мышления: обсуждение тем в форме диалога (умение выслушать аргумент, привести контраргумент, изменить позицию с учетом аргументов участников обсуждения);
Стремление предпочесть стиль поведения, основанный на сотрудничестве и взаимопомощи;
Участие в коллективной, в том числе, проектной деятельности, нацеленной на получение общезначимого результата.
Рефлексивные компетенции:
Приобретение опыта рефлективного моделирования;
Умение оценивать жизненные ситуации, сравнивать выбор различных стилей поведения и выражать собственное отношение к этому выбору.
Для достижения заявленных результатов целесообразно уже на начальных этапах осуществлять образовательный процесс с опорой на компетентностный, личностно-ориентированный и деятельностный подходы.
Компетентностный подход определяет особенности предъявления содержания образования: дидактические единицы представлены тематическими блоками, нацеленными на формирование на начальном этапе познавательных (на уровне представлений, понятий, простых логических операций закладываются основы когнитивного инструментария), коммуникативных (формирование основ диалогического мышления), рефлексивных (сравнение оценки жизненных ситуаций¸ выбора стилей поведения древними и современными людьми) компетенций.
Личностная ориентация образовательного процесса выявляет приоритет воспитательных и развивающих целей образования. Раннее приобщение к фундаментальным (архетипическим) основам общечеловеческого опыта, содержащегося в мифических и эпических текстах разных времен и народов, закладывает основы культуры мира на внутриличностном, этническом, общечеловеческом горизонтах личности. Начинается подготовка к осмысленному восприятию разнообразия мировоззренческих, социокультурных систем, существующих в современном мире. При этом создаются условия для раннего пробуждения индивидуальных интересов и склонностей, формируется познавательная мотивация, развиваются творческие, исследовательские способности.
Деятельностный подход отражает стратегию отказа от нацеленности на репродуктивные формы и методы как основы методики образовательного процесса: переход от пошаговых алгоритмизированных действий к деятельности как сложному процессу, включающему целеполагание, формулирование конкретных задач и отыскание целесообразных средств с последующей практической реализацией и рефлексивной оценкой результата, требует применения форм и методов проблемного обучения через выстраивание зоны ближайшего развития, необходимыми условиями которого является высокий уровень сложности содержания дидактических единиц, правильный отбор и применение организационной основы действия.
Таким образом сама специфика курса (от объективной сложности содержания материала до использования проблемных заданий – сочинение-рассуждение «Душа человека – это поле Куру», составление сопоставительной таблицы мифологической и эпической систем, рефлексивные монологи «На месте Ахиллеса (Гектора)…», разбор диалога Ахиллеса и Приама в поле напряжения «ярость-милость» и т.д.) оказывается ценностно ориентированной на комплекс вышеприведенных подходов в качестве необходимого условия успеха.
Курс рассчитан на два года: в 3 классе изучаются мифы Древней Греции, в 4 классе – эпосы Древней Индии («Рамаяна», «Махабхарата»), Древней Греции («Илиада»). Изучение курса целесообразно осуществлять в рамках занятий групп дополнительного образования и (или) системы внеурочной деятельности.
Планируемые результаты:
Личностные результаты:
понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего народа и других народов.
Оценивать поступки людей, жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей;
оценивать конкретные поступки как хорошие или плохие.
Понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать.
Метапредметные результаты:
способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность: учебную, общественную и др.;
овладение умениями работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать и обобщать факты),
готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе, освоение основ межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении и др.;
активное применение знаний и приобретённых умений, освоенных в школе, в повседневной жизни и продуктивное взаимодействие с другими людьми в профессиональной сфере и социуме.
Предметные результаты:
- выделять главную мысль в отрывке учебного исторического текста;
- описывать факты, события, жизнь и деяния персонажей эпических произведений;
- обобщать изученные факты, высказывать свое отношение к изучаемому, оценивать явления.
способность соотносить историческое время и историческое пространство, действия и поступки личностей во времени и пространстве;
СОДЕРЖАНИЕ
3 класс (34 ч.)
Раздел I. Что такое история (6 з.)
История: прошлое и рассказ о прошлом.
История и ее помощники.
Археология – наука о древности. Великие археологи.
Игра «Что можно найти во время раскопок?»
«Лента времени»: рисуем и путешествуем (задачи на счет лет в истории).
Откуда мы узнаем об исторических событиях.
Раздел II. Мифы Древней Греции (28 ч.)
Что такое миф. Миф и сказка.
Геракл – сын Зевса и Алкмены.
Геракл – победитель Немейского льва и Лернейской гидры.
Геракл в борьбе с Эриманфским вепрем и в погоне за Лернейской гидрой (составление коллективного пересказа).
Конкурс рассказчиков.
Как победить Стимфальских птиц и очистить конюшни царя Авгия: предложи свой вариант решения проблем.
Геракл в борьбе с Критским быком и кобылицами царя Диомеда.
Геракл у амазонок: волшебный пояс Ипполиты, - «каждому - свое».
«Он дошел до Геракловых столбов» - мифические объекты на исторической карте (знакомство с исторической картой).
Золотые яблоки Гесперид. Геракл и Антей, Геракл и Атлант или «Почему нельзя отрываться от родной земли и нужно следовать своему долгу?».
Путешествие в чертоги Аида.
Геракл и Эврисфей: сила, ум и отвага на службе у слабости, глупости и трусости.
Как устроен миф. Бинарные оппозиции – «скелет» мифа.
Бинарные оппозиции в мифе и мире. Игра «Подбери оппозицию».
21-22.Откуда появились греческие боги: составление схемы «Три поколения греческих богов».
Прометей: предатель, преступник, герой?
Игра «Спроси-угадай».
«Старшие» боги и «младшие» божества.
Боги и герои.
Геракл, Тесей, Персей – победители чудовищ.
Путешествие аргонавтов: в поисках утраченного счастья.
29-30. Проект «Приключения Одиссея: создание карты волшебных странствий».
Миф – метафорическое отражение действительности. Жизнь греков в зеркале Олимпа.
Сравнение, метафора, гипербола – изобразительные средства мифа.
Мифологическая система: «герои», структура, изобразительные средства.
Рефлективное обобщение. Миф как путешествие к себе: постоянные отношения в изменяющемся мире.
4 класс (68 ч.)
Раздел III. Эпос Древней Индии (44 ч.)
Эпос как историко-географическое повествование о далеком прошлом.
«Рамаяна» и «Махабхарата» - священные ведические книги.
Рама – царевич Айодхьи. Встреча Рамы и Ситы.
Сваямвара. Появление Раваны.
Эпический миропорядок в «Рамаяне»: боги – аватары – люди – обезьяны – ракшасы, - топология «верха» - «низа».
Рама и Лакшмана в поисках Ситы: «обретение – утрата – поиск – подвиг – обретение».
Рама – против Раваны, люди и обезьяны против Ракшасов.
Бинарные оппозиции в эпическом тексте.
Сюжет и герои (работа с комментарием).
Эпос и сказка: сравнительная характеристика.
«Махабхарата» или Сказание о великой битве потомков Бхараты.
Рассказ и Бхарате.
Практическая работа: составление схемы «Происхождение Пандавов и Кауравов» (работа с комментарием).
Почему подружились Дурьодхана и Карна (анализ текста).
Рассказ о смоляном дворце. Иносказательность в эпических текстах.
Бхимасена побеждает злого ракшаса (составление логических цепочек).
Рассказ о состязании женихов. Эпос как источник сказочных сюжетов.
Кришна и Пандавы.
Принесение великой жертвы (составление логических цепочек).
Игра в кости. Юдхиштхира и Шакуни: конфликт долга и коварства.
Изгнание Пандавов.
Рассказ о приобретении чудесного оружия. Боги и аватары в борьбе за сохранение Дхармы.
Герои и отшельники. Кастовый строй индийского общества: брахманы и воины.
Рассказ о Нале и Дамаянти.
Великий потоп в сюжете «Махабхараты» и эпосов других народов.
Рассказ о царевне-лягушке.
Рама и Юдхиштхира (сравнительная характеристика).
Рассказ о преданной жене. Савитри и Яма: «любовь как смерть крепка…»
Загадки духа леса.
Игра «Спроси как дух леса – ответь как Юдхиштхира».
Рассказ о превращении Пандавов: «карнавал без улыбки» - «серьезность» эпического повествования.
Конец изгнания.
Сближение армий: потомки рода Бхараты готовятся к последней битве.
«Горячий стул»: что бы ты сделал на месте Арджуны (рефлективное моделирование).
Завершение битвы: Дхарма и адхарма на поле Куру.
Сочинение-рассуждение «Душа человека – это поле Куру».
Смерть Дурьодханы: «небо воинов» открыто для грешника?
Воцарение Юдхиштхиры – печальная победа Дхармы.
Практическая работа: заполнение таблицы «Мотивы и события в эпосе, мифе и сказке» (совместная работа).
Практическая работа: сравнительная характеристика мотивов и событий в «Рамаяне» и «Махабхарате» (совместная работа).
Сюжетные особенности эпических произведений: сквозной сюжет «Рамаяны» и сцепление самостоятельных историй о главных героях в «Махабхарате».
«Рамаяна» и «Махабхарата» как исторический источник.
Приметы исторической действительности в индийском эпосе.
Искаженное время эпических событий: вторжение мифа в историю или «Когда была (есть, будет…) битва на поле Куру?»
Раздел IV. «Илиада» (24 ч.)
Время «Илиады» и время жизни Гомера на «ленте времени».
«Гнев, богиня, воспой Ахиллеса, Пелеева сына…» Учимся читать гекзаметры.
Божественная подоплека и земные причины спора между Ахиллесом и Агамемноном.
Практическая работа: составление схемы противостояний под стенами Трои – народы и вожди, люди и боги во взаимодействии и борьбе.
Проект «Составь собственный комментарий»: характеристика героев «Илиады» по Гомеру.*
* Работа над проектом продолжается до конца учебного года.
Жребий войны.
Практическая работа: анализ стихотворного текста в переводе Гнедича, сравнение описания подготовки Гектора к битве в переводе и адаптированном тексте.
«Скоро Атрида увидел Коон, знаменитый воитель…» (ритмический строй гекзаметра и приемы запоминания).
Битва у кораблей. Гибель Патрокла. Дружба в иерархии ценностей древних греков.
Щит Ахиллеса: греческий космос на божественной меди.
Гектор и Ахиллес: сравнительная характеристика.
«Мужеубийца» против «твердыни данаев».
Рефлексивные монологи: «На месте Ахиллеса», «На месте Гектора».
Гибель Гектора. Ярость Ахиллеса.
Ахиллес и Приам: диалог в поле напряжения «ярость-милость».
Сочинение-рассуждение «Подвиг преодоления ярости милостью».
Тризна по Патроклу и ритуально-погребальный характер первых Олимпиад.
Структуры повседневности в «Илиаде»: реальное и фантастическое.
«Зачем нужен серебряный рукомойник?»: знакомство с эссеистическим рассуждением.
Сочинение «Уроки «Илиады».
Изобразительные средства эпического текста.
Эпическая система.
Миф и эпос.
Заключение. Презентация проектного продукта и подведение итогов конкурса на лучший комментарий по Гомеру «Моя «Илиада».
Тематическое планирование
3 класс
«Мифология». 34 ч.
№ |
Раздел, тема |
Форма проведения занятия |
Кол-во часов |
Электронные (цифровые) образовательные ресурсы |
|
Раздел I. Что такое история |
Эвристическая беседа, практические задания, лекция, фронтальный опрос, групповая, индивидуальная работа |
6 |
|
|
Раздел II. Мифы Древней Греции |
Эвристическая беседа, практические задания, лекция, фронтальный опрос, групповая, индивидуальная работа |
28 |
|
1 |
Что такое миф |
Эвристическая беседа, практические задания, лекция, фронтальный опрос, групповая, индивидуальная работа |
1 |
|
2 |
Мифы о Геракле |
Эвристическая беседа, практические задания, лекция, фронтальный опрос, групповая, индивидуальная работа |
11 |
|
3 |
Как устроен миф: бинарные оппозиции |
Эвристическая беседа, практические задания, лекция, фронтальный опрос, групповая, индивидуальная работа |
2 |
http://www.pantheon.org/mythica/
|
4 |
Три поколения греческих богов |
Эвристическая беседа, практические задания, лекция, фронтальный опрос, групповая, индивидуальная работа |
5 |
|
5 |
Боги и герои |
Эвристическая беседа, практические задания, лекция, фронтальный опрос, групповая, индивидуальная работа |
5 |
|
6 |
Миф как система |
Эвристическая беседа, практические задания, лекция, фронтальный опрос, групповая, индивидуальная работа |
4 |
Введение в историю. 4 класс
«Эпосы Древнего мира». 68 ч.
№ |
Раздел, тема |
Форма проведения занятия |
Кол. ч. |
Электронные (цифровые) образовательные ресурсы |
|
Раздел III. Эпос Древней Индии |
Эвристическая беседа, практические задания, лекция, фронтальный опрос, групповая, индивидуальная работа |
44 |
|
7 |
Что такое эпос |
Эвристическая беседа, практические задания, лекция, фронтальный опрос, групповая, индивидуальная работа |
2 |
|
8 |
«Рамаяна» |
Эвристическая беседа, практические задания, лекция, фронтальный опрос, групповая, индивидуальная работа |
8 |
|
9 |
«Махабхарата» |
Эвристическая беседа, практические задания, лекция, фронтальный опрос, групповая, индивидуальная работа |
28 |
|
|
Раздел IV. Илиада |
Эвристическая беседа, практические задания, лекция, фронтальный опрос, групповая, индивидуальная работа |
24 |
|
10 |
«Илиада» |
Эвристическая беседа, практические задания, лекция, фронтальный опрос, групповая, индивидуальная работа |
24 |
http://www.pantheon.org/mythica/ |
11 |
Эпическая система |
Эвристическая беседа, практические задания, лекция, фронтальный опрос, групповая, индивидуальная работа |
3 |
|
12 |
Проект «Моя «Илиада» |
Эвристическая беседа, практические задания, лекция, фронтальный опрос, групповая, индивидуальная работа |
1 |
|
Литература
Л.Е.Стрельцова, Н.Д.Тамарченко Литературное чтение в 2 ч., «Ювента», М., 2003г.
К.Ф.Беккер Мифы Древнего мира, «Надежда», Саратов, 1995г.
Н.А.Кун Мифы и легенды Древней Греции, «Вече», 2007г.
А.И.Немировский Мифы Древней Эллады, «Просвещение», М., 1991г.
М.Л.Гаспаров Занимательная Греция, «Терра», М., 2009г.
М.Л.Гаспаров Занимательная мифология «Фортуна Эл», 2009г.
Рамаяна. «Художественная литература», 1986
Махабхарата. СПб, Азбука. 2001.
Илиада. «Астрель», 2012.