Программа внеурочной деятельности социально-гуманитарной направленности на тему «Я — подросток» (5–6 классы)
Раздел № 1. ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ПРОГРАММЫ
1.1 Пояснительная записка
Нормативная база
Программа внеурочной деятельности «Я- подросток » разработана на основе авторской программы формирования психологического здоровья младших подростков «Тропинка к своему Я» кандидата психологических наук О. В. Хухлаевой.
Актуальность программы. Одной из актуальных проблем в настоящее время является изучение психики человека, возможностей человека. Социальная значимость темы определяется тем, что в настоящее время общество нуждается в людях, гармонично развитых во всех отношениях. Это касается любой сферы жизни. Современные школьники стремятся узнать о себе больше для успешного выбора жизненных целей. Поиски ответов на вопросы и выполнение заданий по данной Программе - это увлекательное занятие и одновременно существенный элемент изучения психологии. Проблема формирования психологически здоровой личности в условиях обучения в общеобразовательной школе в настоящее время является очень актуальной, т.к. учебные нагрузки, несоответствие между внешними требованиями и психофизиологическими возможностями учащихся, слабая функциональная готовность к школе, отсутствие учебной мотивации приводят к тому, что школа для многих детей становится источником стресса. В особой ситуации риска находятся дети в младшем подростковом возрасте, поскольку именно им необходимо быстро адаптироваться к непростым условиям школьной жизни при переходе с одной ступени образования на другую. Именно в этом возрасте идет борьба за самостоятельность в мыслях и поступках, которая приобретает для подростков особое значение.
Направленность программы. Социально –гуманитарная.
Уровень освоения: углублённый.
Новизна. Основная идея программы заключается в том, чтобы не заставлять, не давить, не ломать человека, а помочь стать самим собой, принять и полюбить себя, и направлена на саморазвитие личности детей, т.е. на осознание ими сил и индивидуальности, повышение представлений о собственной значимости, формирование мотивации самовоспитания и саморазвития.
Отличительные особенности программы. Программа посвящена тому, как помочь ребенку найти правильную дорогу в школе. Обычно взрослые сосредотачивают свои усилия только на тренировке детей в различных учебных умениях: чтении, письме, счете. Однако забывают, что ребенок в школе не только читает, пишет и считает, но чувствует, переживает, размышляет, оценивает себя, друзей, взрослых. И помогать ему надо, прежде всего в понимании самого себя и своего места в школьной жизни, во взаимодействии с ребятами и учителями. Помогать в поисках ресурсов, утверждении веры в себя и свои возможности, устремлении к преодолению школьных трудностей. И тогда ребенок в школе будет познавать не только внешний мир, но и самого себя. В этой гармонии его школьный путь будет более успешным и радостным.
Педагогическая целесообразность. Занятия по данной Программе способствуют развитию психологических знаний, самосознания (чувства собственного достоинства, адекватной самооценки); помогают раскрыть сущность личностной направленности (потребностей, желаний, целей, смыслов, идеалов, ценностных ориентаций); способствуют развитию эмоциональной сферы (чувств, переживаний, настроений) и пониманию чувств и переживаний других людей.
Адресат программы. Данная программа ориентирована на групповую форму работы. Возраст детей: 11 - 12 лет. Численность группы – до 10 человек (подбор детей по интересу).
Следует помнить, что с этого времени активизируются процессы взросления, начинает понемногу возрастать агрессивность. Учащиеся будут стремиться доказать окружающим и себе свою взрослость, иногда социально неприемлемыми способами. Дети в 5 классе активно начинают осваивать внутренний мир. Но они сами еще плохо в нем ориентируются, не уверены в его устойчивости.
Основной формой проявления самостоятельности становятся различного рода агрессивные действия, которые у взрослых, как правило, вызывают ответную агрессию, что приводит к нарастанию конфликтов между детьми и их родителями, педагогами. Поэтому полезно предоставлять им возможность осознавать собственные индивидуальные особенности, свои агрессивные действия, учить их контролировать проявления агрессии.
Большинство детей в этом возрасте проявляют живой интерес к самопознанию, поэтому они с радостью принимают любые игры, задания, позволяющие им посмотреть на самих себя.
Программа внеурочной деятельности «Я - подросток» оказывает педагогическую, психологическую, информационную и организационную поддержку учащихся основной школы, оказывает помощь в приобретении школьниками представлений о жизненных, социальных ценностях.
При разработке курса учтены психологические особенности учащихся. Для них, как известно, исключительно актуальным является познание своей личности, характера, способностей. Пробуждение интереса к своему внутреннему миру связано с формированием у них самопознания и самооценки. Одна из важнейших социально-психологических характеристик подростка – его способность к сознательному усвоению нравственных понятий и осознанию своих поступков и поведения других людей. Она способствует развитию интереса подростка к познанию собственных возможностей, учит находить пути и способы преодоления трудностей, способствует установлению такой атмосферы, при которой человек полноценно выполняет свои социальные функции.
Объем программы. Программа рассчитана на 34 часа.
Формы обучения и виды занятий. В основе реализации программы лежит теоретическая модель групповой работы со школьниками, которая включает три основных компонента:
аксиологический (связанный с сознанием), инструментально-технологический и потребностно-мотивационный.
Аксиологический компонент содержательно представлен ценностями «Я»: собственного «Я» человека, его связи с «Я» других людей и с природными объектами. Он предполагает осознание ребёнком ценности, уникальности себя и окружающих, идентификацию как с живыми, так и неживыми объектами, осознание единства с миром во всей его полноте.
Инструментальный компонент предполагает овладение рефлексией как средством самопознания, способностью концентрировать сознание на самом себе, внутреннем мире и своём месте во взаимоотношениях с другими.
Потребностно-мотивационный компонент обеспечивает появление у подростка потребности в саморазвитии, самоизменении и личностном росте, побуждает к последующей самореализации.
Задачи развития являются четвёртым компонентом в данной модели. Работа с ними осуществляется параллельно, т.е. при построении каждого занятия учитываются все направления, но, в зависимости от целей, делается акцент на одном из них
Занятия строятся в доступной и интересной для детей форме. Основные формы проведения занятий:
-тренинги,
- психогимнастика;
-психогимнастические этюды и элементы;
-беседы и дискуссии;
-игры (словесные, подвижные, сюжетно-ролевые, с куклами и игрушками);
-релаксационные упражнения;
-работа с притчами;
- просмотр кино-, видео-, телефильма;
- рисуночные методы;
- техники и приёмы саморегуляции;
- элементы сказкотерапии.
В каждом занятии, помимо новой информации, есть повторы. Полученная таким образом информация лучше запоминается.
На занятиях дети знакомятся с основными психологическими понятиями. Учатся определять психологические особенности, знакомятся с упражнениями, которые помогут развить их способности. Научатся выявлять свои индивидуальные особенности, а также смогут лучше познать себя. Этот курс позволит учащимся усвоить приемы самопознания и упражнения по развитию скрытых способностей, обучиться основам самостоятельного принятия решения. В ходе занятий по программе ребята учатся анализировать собственные интересы, склонности, потребности; соотносить их с имеющимися возможностями; на основе полученной информации, рассмотрев все возможные варианты, самостоятельно принимать правильное решение.
Занятия помогают восстановить позитивную окрашенность отношений детей с окружающим миром. Ребёнок учится жить в ладу с собой и окружающим миром.
Формы контроля: начальная диагностика проводится в начале года, с целью выявления способностей детей; промежуточная диагностика - позволяет узнать степень усвоения данного материала; итоговая аттестация проводится в форме игры, беседы, стола откровений.
Срок освоения программы. Срок реализации программы – 1 год, 34 часа. В соответствии с целями и основными задачами Программы предусмотрен рабочий план реализации программы на 1 год.
Режим занятий. В реализации программы участвует группа учащихся 5 класса. Занятия проходят 1 раз в неделю по 1 часу.
1.2 Цель и задачи программы
Цель программы: развитие коммуникативной компетентности как одной из важнейших компетенций, способствующих успешной адаптации личности в обществе.
Воспитательные:
1.Содействовать выработке у учащихся объективной самооценки своей деятельности;
2.Формировать доброжелательные отношения школьников друг к другу, умение работать сообща;
3.Воспитывать здоровые потребности и мотивы поведения, направленные на здоровый образ жизни;
4.Формировать положительное отношение к себе, веру в свои возможности;
5.Формировать адекватную установку в отношении школьных трудностей -установку
преодоления;
6. Воспитывать чувства ответственности перед коллективом;
7. Корректировать у учащихся нежелательные черты характера и поведения;
8. Формировать терпимость к мнению собеседника;
Развивающие:
1.Развивать социальные и коммуникативные умения, необходимые для установления межличностных отношений друг с другом и учителем;
2.Расширять пассивный и активный словарь обучающихся;
3. Развивать навыки самоконтроля в отношении проявления своего эмоционального состояния в ходе общения;
4. Мотивировать детей к самопознанию и познанию других людей. Пробуждать интерес к внутреннему миру другого человека.
Обучающие:
- Формировать у учащихся теоретические знания;
- Учить учащихся распознавать эмоциональные состояния по мимике, жестам, голосу, понимать чувства другого человека.
На групповых занятиях значительное место отводятся заданиям, в которых каждый ребенок вне зависимости от учебных успехов чувствует собственную ценность и значимость. Занятия призваны смягчить процесс адаптации, помочь осознать их новый статус, обрести друзей, не растеряться в потоке новой информации.
1.3 Содержание программы внеурочной деятельности
тематический план
№ п\п |
Наименование раздела, темы |
Общее кол-во часов |
Тео-рия |
Прак-тика |
Форма контроля |
Раздел 1. |
Введение в мир психологии. |
1 |
0,5 |
0,5 |
|
1 |
Введение в психологию. Я-пятиклассник! |
1 |
0,5 |
0,5 |
Стартовая диагностика |
Раздел 2 |
Я – это я. |
10 |
5 |
5 |
|
2 |
Кто я, какой я? |
2 |
1 |
1 |
Выполнение тестовых заданий |
3 |
Я – могу. |
2 |
1 |
1 |
Выполнение практических упражнений |
4 |
Я нужен! |
1 |
0,5 |
0,5 |
Выполнение практических упражнений |
5 |
Я мечтаю. |
1 |
0,5 |
0,5 |
Выполнение практических упражнений |
6 |
Я – это мои цели. |
1 |
0,5 |
0,5 |
Зачет |
7 |
Я – это мое детство. |
2 |
1 |
1 |
Выполнение практических упражнений |
8 |
Я – это мое настоящее. Я – это мое будущее. |
1 |
0,5 |
0,5 |
Тестирование |
Раздел 3 |
Я имею право чувствовать и выражать свои чувства. |
5 |
2,5 |
2,5 |
|
9 |
Чувства бывают разные. |
2 |
1 |
1 |
Выполнение практических упражнений |
10 |
Стыдно ли бояться? |
2 |
1 |
1 |
Выполнение практических упражнений |
11 |
Имею ли я право сердиться и обижаться? |
1 |
0,5 |
0,5 |
Промежуточная диагностика |
Раздел 4 |
Я и мой внутренний мир. |
3 |
1,5 |
1,5 |
|
12 |
Каждый видит мир и чувствует по-своему. |
2 |
1 |
1 |
Выполнение тестовых заданий |
13 |
Любой внутренний мир ценен и уникален. |
1 |
0,5 |
0,5 |
Выполнение упражнений |
Раздел 5 |
Кто в ответе за мой внутренний мир? |
3 |
1,5 |
1,5 |
|
14 |
Трудные ситуации могут научить меня. |
2 |
1 |
1 |
Зачет |
15 |
В трудной ситуации я ищу силу внутри себя, и она обязательно найдется. |
1 |
0,5 |
0,5 |
Психологический опрос |
Раздел 6 |
Я и Ты. |
8 |
4 |
4 |
|
16 |
Я и мои друзья. |
1 |
0,5 |
0,5 |
Выполнение тестовых заданий |
17 |
У меня есть друг. |
2 |
1 |
1 |
Опрос |
18 |
Я и мои «колючки». |
2 |
1 |
1 |
Опрос |
19 |
Что такое одиночество? |
1 |
0,5 |
0,5 |
Опрос |
20 |
Я не одинок в этом мире. |
2 |
1 |
1 |
Психологический опрос |
Раздел 7 |
Мы начинаем меняться. |
4 |
2 |
2 |
|
21 |
Нужно ли человеку меняться? |
2 |
1 |
1 |
Опрос |
22 |
Самое важное – захотеть меняться. |
1 |
0,5 |
0,5 |
Выполнение тестовых заданий |
23 |
Письмо будущему пятикласснику. |
1 |
0,5 |
0,5 |
Итоговая диагностика |
34 часа
Содержание программы:
Раздел 1 Введение в психологию (1 час)
- Введение в психологию. Я-пятиклассник.
Обсуждение правил работы на занятиях. Что такое психология. Зачем человеку занятия психологией. Я-пятиклассник. Игра «Ассоциация». Счастье – это… Рисунок счастливого человека. Стартовая диагностика.
Раздел 2. Я – это Я. (10 часов)
- Кто Я, какой Я?
Что я знаю о себе? Какой Я? Какими я обладаю качествами, способностями, возможностями. Угадай, чей голосок. Те, кто… Кого загадал ведущий. Угадай, кому письмо. Нарисуй свою роль. Мой портрет в лучах солнца. Тестирование.
- Я могу.
Понятие «Самооценка», «Самокритика». Игра «Чьи ладони». Моя ладошка. Я могу, я умею. Почему я это умею? Потерянное могу. Работа со сказкой. Как поощрить пятиклассника.
- Я нужен.
Почему для человека так важно быть нужным окружающим людям? Что нужно школьнику. Кто нужен школьнику. Закончи предложение. Работа со сказкой.
- Я мечтаю.
Мои мечты. Я – невидимка. Закончи предложение. Зачем люди мечтают. Сказка о мечте.
- Я – это мои цели.
Мои цели. Отличие цели от мечты. План достижения цели. Превратись в животное. Заветное желание. Работа со сказкой. Ролевая игра «Что делать, если ребенок не хочет делать домашнее задание».
- Я – это мое детство.
Детство, как значимый период в жизни. Закончи предложение. Детские воспоминания. Любимая игрушка. Детская фотография. Семейные ценности. Я – помощник. Мои обязанности дома. Мама, папа, я – дружная семья.
- Я – это мое настоящее. Я – это мое будущее.
Я сейчас, я в будущем. Роль взрослых и роль детей. Ролевая игра «Как необходимо воспитывать детей». Игра «Превратись в возраст». Я в будущем.
Раздел 3. Я имею право чувствовать и выражать свои чувства (5 часов)
- Чувства бывают разные.
Понятие «Чувства», «Эмоции», «Мимика». Способы адекватного самовыражения чувств. Управление своими эмоциями. Закончи предложение. Изобрази чувство. Испорченный телефон. Работа со сказкой. Тренинг «Коробка счастья». Психологический опрос.
- Стыдно ли бояться?
Страхи пятиклассников. Стыдно ли бояться? Способы преодоления страхов. Отгадай чувство. Страшный персонаж. Работа со сказкой. Гнев дружи со страхом и обидой. Игра «Ожившее чувство».
- Имею ли я право сердиться и обижаться?
Отгадай чувство. Найди лишнее слово. Подросток рассердился. Помогите маме. Рисуем обиду.
Раздел 4. Я и мой внутренний мир (3 часа)
- Каждый видит и чувствует мир по-своему.
Каждый имеет право на собственную точку зрения. Найди слово. Психологические примеры. Мысленная картинка. Если я камушек. Маленькая страна. Работа со сказкой.
- Любой внутренний мир ценен и уникален.
Психологические примеры. Мысленная картинка. Я внутри и снаружи. Сны. Маленький принц.
Раздел 5. Кто в ответе за мой внутренний мир. (3 часа)
- Кто в ответе за мой внутренний мир? Трудные ситуации могут научить меня
Ответственность человека за свои чувства, мысли и поступки. Плюсы и минусы. Трудные ситуации в разном возрасте. Копилка трудных ситуаций пятиклассника. Работа со сказкой. Ответственность за свои поступки. Выполнение упражнений.
- Проявление внутренней силы в трудной ситуации.
Любая трудная ситуация имеет обучающий эффект. Как правильно просить прощение. Объясни значение. Составление предложений. Внутренняя сила. Работа со сказкой.
Раздел 6. Я и ты. (8 часов)
- Я и мои друзья.
Понятие «Друг». Знаки «Я», «Мы». Противопоставление себя другим. Проблемы подростковой дружбы. Человеческие качества, которые способствуют и мешают дружбе. Красивые поступки. Общая рука. Сказка «светлячок».
- У меня есть друг.
Игра «Загадай друга». Качества, присущие другу. Сказка «Волшебная роща». Талисман для друга. Мечта моего друга. Сочиняем сказку про дружбу.
- Я и мои «колючки».
Из пяти слов. Игра «Кто сколько запомнит». Ролевая игра «Покажи ситуацию». Мои колючки - качества, мешающие общению. Мои магнитики. Сказка «Шиповник». Хвастовство. Ссора и драка. Трудно ли быть терпеливым.
- Одиночество.
Что такое одиночество и его причины. Одиночество взрослого и подростка (сходства и различия). Способы преодоления одиночества. Запиши наоборот.
Одиночество в классе. Если я окажусь одиноким… Кого я сделал одиноким. Сказка об одной одинокой рыбке и огромном синем море.
- Я не одинок в этом мире.
Работа с плакатом «Позитивные качества». Сказка «И однажды утром…». Коллективный рисунок. Культура общения. Понимать и договариваться. Умные и глупые вопросы. Интервью «Значимый поступок»
Раздел 7. Мы начинаем меняться. (4 часа)
- Нужно ли человеку меняться.
Осознание изменений, которые происходят с пятиклассниками. Мои важные изменения. Сказка про Тофа. Самое главное. Как изменился класс. Работа с плакатом. Сказка «Я иду к своей звезде». Чтобы я изменил в себе?
- Самое важное - захотеть меняться.
Мотивировка к позитивному самоизменению. Будущее каждого находится в руках человека. Рюкзак пожеланий. Пожелания взрослым. Работа со сказкой «Желтый цветок».
- Письмо будущему пятикласснику.
Обобщение. Письмо будущему пятикласснику. Итоговая диагностиика.
1.4 Планируемые результаты
Планируемые результаты освоения обучающимися
программы внеурочной деятельности
Метапредметными результатами изучения курса является формирование универсальных учебных действий (УУД).
Познавательные УУД:
- строить сообщения в устной и письменной форме;
- строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях.
- наблюдать, сравнивать по признакам, сопоставлять;
- обогатить представление о собственных возможностях и способностях;
- наблюдать и осознавать происходящие в самом себе изменения;
- моделировать новый образ на основе личного жизненного опыта;
- находить ответы на вопросы в тексте, перерабатывать информацию.
Регулятивные УУД:
- планировать, прогнозировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;
- адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей;
- делать осознанный выбор в сложных ситуациях;
- осознавать свою долю ответственности за всё, что с ним происходит;
- реалистично строить свои взаимоотношения друг с другом и взрослыми;
- планировать цели и пути самоизменения с помощью взрослого;
- оценивать, контролировать и корректировать свои действия.
Коммуникативные УУД:
- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве с учителем и сверстниками, уметь разрешать конфликты;
- адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологические высказывания;
- формулировать собственное мнение и позицию;
- самостоятельно решать проблемы в общении;
- грамотно задавать вопросы и участвовать в диалоге;
- эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им.
Планируемые результаты определяются поставленными выше задачами и ориентируются на следующие критерии.
1. Изменения в модели поведения школьника:
- проявление коммуникативной активности при получении знаний в диалоге (высказывать свои суждения, анализировать высказывания участников беседы, добавлять, приводить доказательства); в монологическом высказывании (рассказ, описание, творческая работа);
- соблюдение культуры поведения и общения, правильных взаимоотношений; проявление доброжелательности, взаимопомощи, сочувствия, сопереживания;
- активное участие в различной деятельности, проявление самостоятельности, инициативы, лидерских качеств;
- создание условий для реальной социально ценной деятельности и обеспечение формирования реально действующих мотивов.
2. Изменения объема знаний, расширение кругозора в области нравственности и этики:
- использование полученной на уроках информации во внеурочной и внешкольной деятельности;
- краткая характеристика (высказывание суждений) общечеловеческих ценностей и осознанное понимание необходимости следовать им;
- объективная оценка поведения реальных лиц, героев художественных произведений и фольклора с точки зрения соответствия нравственным ценностям.
3.Изменения в мотивационной и рефлексивной сфере личности:
- способность объективно оценивать поведение других людей и собственное,
- сформированность самоконтроля и самооценки: действия контроля ситуативного поведения, побуждение вовремя его изменить; способность «видеть» свои недостатки и желание их исправить.
Таким образом, в ходе реализации данной программы ожидается:
- улучшение условий для развития личности и самореализации каждого ребенка;
- увеличение числа детей, охваченных организованным досугом;
- воспитание у детей толерантности, навыков здорового образа жизни.
Воспитательные результаты программы распределяются по трем уровням:
Первый уровень результатов — приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т. п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни.
Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие ученика со своими учителями как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.
Второй уровень результатов — получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом.
Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьников между собой на уровне класса, школы, т. е. в защищенной, дружественной про социальной среде. Именно в такой близкой социальной среде ребёнок получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретённых социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает).
Третий уровень результатов — получение школьником опыта самостоятельного общественного действия. Только в самостоятельном общественном действии, действии в открытом социуме, за пределами дружественной среды школы, для других, зачастую незнакомых людей, которые вовсе не обязательно положительно к нему настроены, юный человек действительно становится (а не просто узнаёт о том, как стать) социальным деятелем, гражданином, свободным человеком. Именно в опыте самостоятельного общественного действия приобретается то мужество, та готовность к поступку, без которых немыслимо существование гражданина и гражданского общества.
Очевидно, что для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьника с социальными субъектами за пределами школы, в открытой общественной среде.
Календарно-тематическое планирование внеурочной деятельности
«Я – подросток» на 34 часа
№ п\п |
Наименование раздела, темы |
Кол-во часов |
Дата по плану |
Дата по факту |
Раздел 1. |
Введение в мир психологии. |
1 |
|
|
1 |
Введение в психологию. Я-пятиклассник! |
1 |
|
|
Раздел 2 |
Я – это я. |
10 |
|
|
2 |
Кто я, какой я? |
2 |
|
|
3 |
Я – могу. |
2 |
|
|
4 |
Я нужен! |
1 |
|
|
5 |
Я мечтаю. |
1 |
|
|
6 |
Я – это мои цели. |
1 |
|
|
7 |
Я – это мое детство. |
2 |
|
|
8 |
Я – это мое настоящее. Я – это мое будущее. |
1 |
|
|
Раздел 3 |
Я имею право чувствовать и выражать свои чувства. |
5 |
|
|
9 |
Чувства бывают разные. |
2 |
|
|
10 |
Стыдно ли бояться? |
2 |
|
|
11 |
Имею ли я право сердиться и обижаться? |
1 |
|
|
Раздел 4 |
Я и мой внутренний мир. |
3 |
|
|
12 |
Каждый видит мир и чувствует по-своему. |
2 |
|
|
13 |
Любой внутренний мир ценен и уникален. |
1 |
|
|
Раздел 5 |
Кто в ответе за мой внутренний мир? |
3 |
|
|
14 |
Трудные ситуации могут научить меня. |
2 |
|
|
15 |
В трудной ситуации я ищу силу внутри себя, и она обязательно найдется. |
1 |
|
|
Раздел 6 |
Я и Ты. |
8 |
|
|
16 |
Я и мои друзья. |
1 |
|
|
17 |
У меня есть друг. |
2 |
|
|
18 |
Я и мои «колючки». |
2 |
|
|
19 |
Что такое одиночество? |
1 |
|
|
20 |
Я не одинок в этом мире. |
2 |
|
|
Раздел 7 |
Мы начинаем меняться. |
4 |
|
|
21 |
Нужно ли человеку меняться? |
2 |
|
|
22 |
Самое важное – захотеть меняться. |
1 |
|
|
23 |
Письмо будущему пятикласснику. |
1 |
|
|
|
|
Итого: 34 часа |
|
|
РАЗДЕЛ № 2. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ
2.1 Условия реализации программы
Материально-техническое обеспечение курса:
- Компьютер
- Проектор
- Ноутбук
- Комплект диагностического материала
- Аудио-, видеозаписи
- Методики изучения видов и качеств внимания
- Методики изучения различных видов памяти
- Психологические тесты
- Репродукции картин, рисунки детей для определения эмоционального состояния человека
Список литературы для педагога.
- Выготский. Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. М., 1990.
- Гипплус. Тренинг развития креативности. С-пб.: Речь. – 1991.
- Дехтяр Б.С. Антистрессовая аптека. М. – 2000.
- Кристофор Э., Смит Л. Тренинг лидерства. С-пб., М. – Питер. 2001.
- Макеева А.Г. Не допустить беды: Пед. профилактика наркотизма школьников: Пособие для учителя: В помощь образоват. учреждению: “Профилактика злоупотребления психоактивными веществами”. – М.: Просвещение, 2003.
- Макеева А.Г. Не допустить беды: Помогая другим, помогаю себе: Пособие для работы с учащимися 7 -8 кл.: В помощь образоват. учреждению: “Профилактика злоупотребления психоактивными веществами”. – М.: Просвещение, 2003.
- Овчарова Р.В. «Практическая психология в начальной школе», Москва, «Сфера», 2001.
- Рязанова Д.В. Тренинг с подростками. С чего начать? М.,2003.
- Сизанов А.И. Ваш психологический портрет. С-пб, 1997.
- Синягина И.Ю. Гирковская Е.Г. За комфортную атмосферу (психологический анализ)// Внешкольник. – 2000. - № 17.
- Слободяник Н.П. Психологическая помощь школьникам с проблемами в обучении. М., 2006.
- Третьянов О.Е. Опыт работы психолога в летних детских оздоровительных лагерях// Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы – 1998. - № 3.
- Фопель К. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения: Практическое пособие/ Пер. с нем.; В 4-х томах. Т.З. – М.: Генезис, 1998.
- Хухлаева О.В. «Тропинка к своему Я». Программа формирования психологического здоровья у младших школьников. Москва, «Генезис», 2008.
- Шарапановская Е.В. Социально-психологическая дезадаптация детей и подростков. М., 2005.
Литература для детей.
- Айзенк Г. Ю. Проверьте свои способности / Г. Ю. Айзенк. – Пер. с англ. – М.: Педагогика – Пресс, 1992. – 174 с.
- Алёшина, М. Стена застенчивости / М. Алёшина // Крестьянка. – 2006. – №2. – С. 126.
- Баринова, А. Бодался Овен с Козерогом / А. Баринова // Здоровье. – 2007. – №1. – С. 16-18.
- Баринова Анна. Как улучшить память? / А. Баринов // Природа и человек (Свет). – 2006. – №5. – С. 52.
- Бондаренко, М. Храбрость застенчивых / М. Бондаренко // Ай, болит. – 2006. – №4. – С. 8-9.
- Везёт же некоторым! // Добрые советы. – 2006. – №4. – С. 96-98.
- Вьюжек, Т. Логические игры, тесты и упражнения / Т. Вьюжек. – М.: Эксмо, 2003. – 296 с.
- Курбатов, А. Говорите тише, или Укрощение гнева / А. Курбатов // Ай, болит. – 2007. – №12. – С. 10-11.
- Ожерельева Инна. Я комплексую, ты комплексуешь… / И. Ожерельева // Крестьянка. – 2006. – №4. – С. 138-141.
- Самохвалова, В. И. Творчество и энергии самоутверждения / В. И. Самохалова // Вопр. философии. – 2006. – №5. – С.34-46.
- Энциклопедия для детей. Т. 18. Человек Ч. 2. Архитектура души. Психология личности. Мир Взаимоотношений. Психотерапия. / гл. ред. В. А. Володин. – М: Аванта+, 2002. – 640 с.