Программа загородного лагеря «Зеленая планета — это мы»
Отдел образования администрации муниципального образования
"Новоспасский район"
МБУ Новоспасский детский оздоровительный лагерь «Родник»
УТВЕРДАЮ
Директор МБУ ДОЛ «Родник» _____________Плясунов И.Н.
ПРОГРАММА
летнего загородного оздоровительного лагеря
1 смена (12 июня – 2 июля)
(направление: экологическое)
Программу составила:
начальник смены
Нинашева Римма Таминдаровна
«Море солнца, море света.
Здравствуй, праздничное лето!»
Информационная карта программы
Название программы |
Зеленая планета – это МЫ! |
Место реализации программы |
МБУ Новоспасский детский оздоровительный лагерь «Родник» |
Адрес учреждения |
Ульяновская область Николаевский район, пос. Белое Озеро |
Руководитель МБУ |
Плясунов И.Н. |
Составители |
Начальник смены Нинашева Римма Таминдаровна, старшая вожатая смены Рудакова Наталья Александровна |
Продолжительность |
21 день |
Время реализации |
12 июня- 2 июля |
Количество детей |
130 человек |
Возраст |
8-15 лет |
Цель |
Создать благоприятные условия для укрепления здоровья и организации досуга учащихся во время летних каникул, развития творческого и интеллектуального потенциала личности, ее индивидуальных способностей и дарований, творческой активности с учетом собственных интересов, наклонностей и возможностей, развитие у детей фантазии, интереса к экологии, природе и расширению кругозора. |
Задачи |
- Проведение работы с детьми, сочетающей развитие и воспитание ребят с оздоровительным отдыхом; - Развитие творческих способностей; - Воспитание культуры поведения; - Формирование у ребят навыков общения и толерантности; - Привитие навыков здорового образа жизни. |
Форма организации лагеря |
4 отряда |
Полное название лагеря:
Детский оздоровительный лагерь «Родник»
Тип лагеря:
Стационарный загородный оздоровительный лагерь
Участники программы:
Дети в возрасте от 8 до 15 лет
Сроки реализации программы:
Программа реализуется в летний период с 12 июня- 2 июля (смена – 21 день)
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Летний период – это поистине «горячая» пора и для родителей и для школы. Родителям проблема - «Куда определить ребёнка во время каникул, чем его занять?». Школе – «Как занять ребёнка?»
Лагерь – это сфера активного отдыха, разнообразная общественно значимая досуговая деятельность, отличная от типовой назидательной, дидактической, словесной школьной деятельности.
Лагерь дает возможность любому ребенку раскрыться, приблизиться к высоким уровням самоуважения и самореабилитации.
Детские оздоровительные лагеря являются частью социальной среды, в которой дети реализуют свои возможности, потребности в индивидуальной, физической и социальной компенсации в свободное время. Летний лагерь является, с одной стороны, формой организации свободного времени детей разного возраста, пола и уровня развития, с другой – пространством для оздоровления, развития художественного, технического, социального творчества.
Одним из противоречий современной эпохи, затрагивающим самые основы существования цивилизации, является все углубляющееся противоречие между обществом и природой. В связи с этим чрезвычайно ответственное значение приобретает целенаправленная работа по формированию экологической культуры.
Экологическая обстановка с каждым днем ухудшается все больше и больше, тем самым вызывая огромную тревогу и беспокойство. Лесные пожары, возникающие из-за безответственности человека, вырубки лесов, обмеление и заиливание рек, оскудение природных ресурсов, выбросы вредных веществ в атмосферу, почти повсеместное загрязнение окружающей среды, свалки отходов и горы мусора – всё это происходит без контроля общественности, а подчас при её безразличии к окружающей среде. Всем знакомы засыпанные мусором городские и деревенские улицы, обезображенные заборы, сломанные деревца и растоптанные клумбы – свидетельства низкой экологической культуры в быту.
Природа – первооснова красоты и величия. Мы не её владыки, и природа не наша раба.
Мы – её часть и призваны быть не жадными потребителями, а мудрыми друзьями, и от экологической воспитанности людей зависит состояние природы в будущем.
По словам В.А.Сухомлинского, чтобы ребёнок научился понимать природу, чувствовать её красоту, читать её язык, беречь её богатства, нужно прививать эти чувства с детства.
Вот почему сегодняшняя экологическая ситуация – предмет всего гражданского воспитания. Воспитание гражданина – это воспитание в человеке уважения к себе как социально-значимой личности. Только ощущая себя как социально-значимую личность, человек стремится изменить окружающий мир. Поэтому важно научить людей создавать вокруг себя благоприятную среду и вести себя так, чтобы самим было приятно, чтобы чувствовать самоуважение от того, как живёшь, а не отвращение и беспомощность.
Учить детей понимать и любить природу, значит, воспитывать их людьми нравственными, для которых трудовая и производственная деятельность будет связана с ответственностью за её экологические последствия. Формирование экологического сознания, бережного отношения ко всему живому – одна из самых насущных задач современного воспитания. Данная программа предлагает решать её путём вовлечения детей и подростков в практическую природоохранную и трудовую деятельность.
Загрязнённый воздух и вода не знают границ. Экологическое настоящее и будущее у всех народов общее.
Немалую роль в улучшении экологической обстановки могут сыграть детские организации, которые могут активно участвовать в природоохранной деятельности, изучении состояния окружающей среды и т.д.
Пользуясь этой программой, хотелось бы, чтобы ребенок осмыслил, что он является частицей окружающего мира и осознавал гражданскую ответственность за свои действия, понимал ценности человеческой жизни как величайшего дара природы. Чтобы человек захотел сделать свой дом, участок, двор, улицу, село или город чистыми, ухоженными и по возможности экологически безопасными, чтобы видел экологическую ситуацию и учитывал её в своём поведении, чтобы человек был убеждён в том, что он и его семья заслуживают чистой, красивой и здоровой жизни.
Даже самые элементарные понятия об экологической культуре должны начинаться с самого детства.
Работу начатую учителем и учениками в течении учебного года- на уроках природоведенья, на внеклассных мероприятиях необходимо продолжить и в летнее время, в период работы летнего оздоровительного лагеря.
Ежегодно для учащихся проводится оздоровительная смена в лагере дневного пребывания на базе ДОЛ «Родник» Новоспасского района. В нем отдыхают учащиеся 8 – 15 лет. Обязательным является вовлечение в лагерь трудных детей, детей-сирот, ребят из многодетных и малообеспеченных семей.
Приоритетной задачей является формирование в сознании учащихся единого образа окружающего мира как дома, своего собственного и общего для всех людей, для всего живого.
Программа «Зеленая планета – это МЫ!» составлена на основе концепции духовно – нравственного воспитания и нацелена на формирование бережного отношения к богатствам природы и общества, экологически и нравственно обоснованного поведения в природной и нравственной среде.
Одна из содержательных линий программы включает вопросы, связанные со здоровьем и безопасной жизнедеятельностью детей, и нацелена на формирование соответствующих умений и навыков.
Наряду с овладением правилами гигиены, необходимо обучать умению ориентироваться в ситуациях, которые могут представлять опасность на улице, на дороге, при контактах с незнакомыми людьми.
Центром воспитательной работы лагеря является ребенок и его стремление к реализации.
Пребывание здесь для каждого ребенка – время получения новых знаний, приобретения навыков и жизненного опыта. Это возможно благодаря продуманной организованной системе планирования лагерной смены.
Детям предоставлена свобода в определении содержания их отдыха. Участие в дополнении основных направлений плана, конкретизация планирования каждого дня дает возможность детям самореализации.
Участники программы
Экологическая смена профильного лагеря комплектуется из числа учащихся 8 – 15 лет, продолжительность пребывания в лагере 21 день.
Программа разработана с учетом следующих законодательных нормативно-правовых документов и нормативно правовых актов:
* Конвенция ООН о правах ребенка, 1991 г.
* Конституция РФ
* Закон РФ «Об образовании»;
* Всемирная Декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей 30.09.1990 г.
* Положение об оздоровительном лагере.
* Правила внутреннего распорядка лагеря
* Правила по технике безопасности, пожарной безопасности.
* Рекомендации по профилактике детского травматизма, предупреждению несчастных случаев с детьми в оздоровительном лагере.
* Инструкции по организации и проведению туристических походов и экскурсий.
* Приказы Управления образования.
* Должностные инструкции работников.
* Санитарные правила о прохождении медицинского осмотра.
* Заявления от родителей.
* Правила регистрации детей при поступлении и выбытии.
* Акт приемки лагеря.
* Планы работы.
Главная идея создания летнего лагеря – предоставить возможность каждому ребенку проявить свои творческие организаторские способности, расширить круг общения детей через совместное обсуждение тех или иных вопросов со своими педагогами, сверстниками, укрепить свое здоровье после напряженного учебного года.
2016 год объявлен в России Годом российского кино. Соответствующий указ подписал Президент Владимир Путин. В документе говорится, что Год кино будет проведен с целью "…привлечения внимания общества к вопросам развития кинематографии, сохранения наследия и роли российского кино во всем мире". В программу включены просмотры советских и российских фильмов, история возникновения кино, ребята будут пробовать себя в качестве постановщиков, актеров, режиссеров при создании отрядных фильмов.
2016 год - год 71-ой годовщины Великой Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.
В программу включены мероприятия, посвященные памятным дням Великой отечественной войны.
Ульяновская область – область многонациональная - поэтому планируется провести фестиваль народов Поволжья. Каждый отряд представит малый народ, проживающий на территории Ульяновской области
Пребывание здесь для каждого ребенка – время получения новых знаний, приобретения навыков и жизненного опыта. Это возможно благодаря продуманной организованной системе планирования лагерной смены.
Учитывая все вышесказанное, педагогический коллектив летнего оздоровительного лагеря ставит перед собой следующие цель и задачи:
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ
Цель: создание условий для обеспечения активного, интеллектуального и эмоционально насыщенного летнего отдыха и всестороннего развития личности ребёнка на основе его включения в жизнедеятельность загородного лагеря.
Задачи программы:
Организация разнообразной досуговой деятельности, и прежде всего – активного общения с природой.
Привлечение к активным формам деятельности учащихся группы риска.
Создание системы физического оздоровления детей в условиях временного коллектива.
Преодолеть разрыв между физическим и духовным развитием детей средством игры, познавательной и трудовой деятельностью.
Формирование у школьников навыков общения и толерантности.
Утверждение в сознании школьников нравственной и культурной ценности
Привитие навыков здорового образа жизни, укрепление здоровья.
Приобщение ребят к творческим видам деятельности, развитие творческого мышления.
Развитие и укрепление связей школы, семьи, учреждений дополнительного образования, культуры и др.
Летняя большая перемена дана школьникам для укрепления их здоровья, физической закалки, восстановления сил после долгого учебного года. Но это также время их обогащения, время действий, пробы и проверки своих сил, время освоения и осмысления окружающего мира. Как правило, активный отдых детей проходит в спортивно-оздоровительных лагерях. С целью организации летнего отдыха детей на базе детского оздоровительного лагеря «Родник» организуется детская оздоровительная площадка с круглосуточным пребыванием детей. Возраст детей от 8 до 14 лет. Продолжительность смен по 21 и 10 дней. Планируется, что летний лагерь будут посещать дети из семей с малым достатком, а также дети из неблагополучных семей.
Проведение лагерной смены обусловлено необходимостью:
- Проблема летней занятости детей;
- Укрепление здоровья учащимися.
При написании программы педагогический коллектив руководствовался принципами, заложенными в воспитательной системе образования:
Принцип нравственного отношения друг к другу, к окружающему миру;
Принцип творческого отношения к делу;
Принцип добровольности участия в делах;
Принцип учета возрастных особенностей детей;
Принцип доступности выбранных форм работы
Легенда
Участники смены становятся гостями «Зеленой планеты». Они условно делятся на племена зеленых (северяне, южане и т.д.). Зеленая планета населена множеством существ и духов, расположение которых надо заслужить и начать с ними контактировать. Как это сделать? Для этого надо постараться вести себя так, что бы не навредить жителям планеты, показать все свои лучшие качества, которыми должен обладать человек и тогда духи будут к вам благосклонны и откроют тайну зеленой планеты. Как понять, что жители планеты и духи приняли вас? О, будет дан знак, но для этого надо быть очень внимательным, чтобы не пропустить его. Знаком будет некий заранее выбранный тотем у каждого отряда, или общий тотем у сцены - дерево например, на него каждый раз будут привязываться рано утром ленточки, когда дети еще спят и послания, анализирующее прожитый день. Так же здесь духи начисляют «озики» - вознаграждение за понравившееся дело. Экологические экскурсии вокруг «Зеленой планеты» проходят с целью изучения зеленой планеты, возможна небольшая операция «забота» - уборка мусора - позволит снискать благосклонность жителей планеты. В конце смены организовывается ярмарка, где за «озики» можно будет купить различные вещи. Вечером организовывается костер, а тайну «Зеленой планеты» откроется ночью, на берегу озера, когда костюмированный персонаж расскажет легенду возникновения Белого озера. Гнев духов выражается в том, что они не повязывают ленточку на тотем.
Словарь проекта программы:
Духи-жители планеты;
Каждый отряд – племена, Северяне, Южане, племя восхода солнца;
- начальник смены – избранный вождь;
- старшая вожатая - старейшина
- воспитатели – совет «Старейшин»;
- вожатые – вожди племен.
- «озики» - вознаграждение дух
ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Подготовительный (определение первоначального состояния деятельности лагеря).
Диагностический (определение роли, склонностей, способностей детей)
-
Создание коллектива воспитателей и вожатых
Ознакомление с программой
Учеба воспитателей, вожатых
Подготовка сценариев, оформление иллюстрированных материалов
Запуск игры
Проведение диагностики (анкетирование, опрос)
Проведение мероприятий (занятий, конкурсов)
Практический:
Деление на блоки
Реализация программы лагеря
Участие в конкурсах программ
Работа инициативной группы
Формирование команд для участия в мероприятиях
Выпуск газеты
Вручение символики
Итоговый
Подведение итогов реализации программы
Анализ реализации программы, корректировка
Итоги диагностики
Администрация лагеря начинает работу задолго до открытия лагеря. Это время называют подготовительным периодом лагерной смены, который может начаться за полгода до смены и завершиться приемом детей в отряд. В это время приводится в порядок территория лагеря и документация, а также решаются вопросы подготовки сотрудников.
составляется примерный план работы отряда на смену, учитывая возрастные особенности детей
подготавливается материалы, которые могут пригодиться в течение смены (вырезки из журналов, открытки, сборники с играми, песнями и сценариями, книжки со сказками, воздушные шарики и т.д.)
Лагерная смена условно делится на три периода: организационный, основной и заключительный.
Организационный период длится первые 3 дня. В этот период происходит знакомство детей между собой, с воспитателями и лагерем, адаптация к новым условиям жизни (режим дня, бытовые условия и т.д.), определение ролей, которые дети будут выполнять в коллективе («лидер», «исполнитель», «художник», «креативщик», «критик» и т.д.). Организационный период - это очень трудное время и для детей, и для воспитателей. В первые дни перед воспитателем стоит несколько задач:
-
познакомиться с отрядом (запомнить каждого ребенка по имени, узнать некоторые их личностные особенности, выявить интересы).
перезнакомить детей между собой, рассказать о правилах и традициях лагеря, составить законы жизни отряда).
создать уютную атмосферу (красиво оформить отряды), дать возможность проявить себя в мероприятиях различной направленности, сплотить отряд (проводить игры, направленные на сплочение, выбрать отрядную символику - название, девиз, песня, эмблема, создать отрядный уголок)
включить детей в деятельность, раскрыть перед ними перспективы этой деятельности (составить вместе с детьми план смены)
создать эмоциональный настрой на яркую, интересную будущую совместную жизнь (с первого дня проводить с детьми веселые, интересные, неожиданные мероприятия и игры).
2. Основной период характеризуется своей стабильностью: ребята привыкают к воспитателям и их требованиям, к режиму дня, к жизни в коллективе. Отряд входит в определенный ритм: подготовка мероприятия, проведение, снова подготовка.
В основной период задачами вожатого становятся формирование коллектива и развитие в нем самоуправления. Это достигается путем объединения ребят вокруг какой-либо деятельности, проведения КТД (коллективных творческих дел), передачи некоторых полномочий ребятам- лидерам.
На середину лагерной смены приходится второй пик трудности — «пик привыкания» (примерно 12-13 день). В данной обстановке часто возникают конфликты между детьми. Для преодоления пика привыкания (на 13 — 14 день) провести такое мероприятие, которое бы встряхнуло ребят, полностью поменяло окружающую обстановку, явилось бы крупной «авантюрой». Например, «Украденный полдник», «Праздник нечистой силы», «Зарница». Данные мероприятия продумываются заранее и готовятся либо вообще без участия детей данного отряда («Украденный полдник»), либо, наоборот, полностью задействуя их в подготовке (поход). Самое главное «перевернуть все с ног на голову».
Заключительный период начинается за три дня до конца смены. Это время подготовки к закрытию лагерной смены, подведения итогов и самых ярких, запоминающихся событий.
Провести генеральную уборку помещений.
Основное назначение деятельности заключается в организации единой образовательной среды развития личности ребенка, приобретение им необходимых знаний, умений, навыков, жизненного опыта адекватного поведения в экстремальных ситуациях.
Программа реализуется в течение 21 дня, представляет собой оздоровительную экологическую смену профильного лагеря, воспитательно-оздоровительный процесс которой включает два блока: экологический и оздоровительный, интеллектуально – развивающий, спортивный, патриотический.
БЛОКИ ПРОГРАММ СМЕН
Оздоровительный:
- утренняя гимнастика;
- рациональное сбалансированное питание;
- режим дня, дневной сон;
- закаливание, купание, солнечно-воздушные ванны;
- спортивные мероприятия.
Интеллектуально-развивающий:
- игры, беседы, ток-шоу, концертно-развлекательные программы,
- работа творческих кружков по интересам;
- встречи с интересными людьми;
- встречи с музыкальными и хореографическими коллективами.
Данное направление является обязательным в программе. Формы работы способствуют развитию интереса к интеллектуально- творческой деятельности, основных познавательных процессов, привитию навыков самостоятельной работы, расширению интеллектуального пространства в городе.
Спортивный:
- футбол, пионербол, волейбол, теннис;
- спартакиады, товарищеские встречи;
- эстафеты, весёлые старты;
- плавание, игры на воде.
Экологический:
- изучение особенностей края;
- бережное отношение к природе, лесу, воде;
- трудовые десанты;
- зелёный патруль;
- экологические игры на местности.
Патриотический:
- уважение к российской символике - гимну, флагу, культуре и традициям своей страны;
- уважение к ветеранам войны и труда;
- проведение «военных дней».
Это направление включает в себя все мероприятия, носящие патриотический, исторический и культурный характер. Мероприятия этого направления должны воспитывать в детях патриотизм, любовь к родному краю, чувство гордости за свою страну, за ее историю и культуру.
- тематические игры внутри отряда - «Во поле берёзка стояла…», посвящена дню рождения района, «Память на все года», игра-конкурс по городам-героям, викторины о Великой Отечественной войне;
- конкурс рисунков на патриотическую тему;
- День Независимости России;
- День Российского флага.
Создание условий для оздоровительного режима
Необходимость определенного распорядка дня основана на принципе биоритмии. Для наиболее эффективного оздоровительного режима в повседневной жизни ребенка реализуется следующая триада:
достаточная двигательная активность с преобладанием циклических упражнений;
достаточные умственные нагрузки;
превалирование положительных эмоций.
В режиме повторяются следующие моменты: время приема пищи (4-х разовое), общая длительность пребывания ребят на открытом воздухе при выполнении физических упражнений, минуток здоровья, экскурсий, прогулок, практических занятий. Все остальные компоненты режима варьируются.
Профилактическая работа и закаливание
Огромную роль в оздоровлении играют природные и климатические факторы, которые способствуют закаливанию детей, повышению устойчивости организма к различным заболеваниям.
Профилактические и закаливающие мероприятия:
дыхательная гимнастика – включена в упражнения утренней гимнастики;
купание – благоприятно сказывается на функциях физиологических систем, улучшают общее состояние организма, состав крови, усиливают обмен веществ, повышают защитные силы организма, эмоциональный тонус;
босохождение – кроме закаливающего воздействия, способствует профилактике плоскостопия.
Оздоровительные и закаливающие мероприятия проводятся с использованием естественных природных факторов (воздуха, солнца, воды), а также физкультурных и спортивных занятий. Все закаливающие мероприятия проводятся под руководством физвоспитателя.
В условиях реализации ФГОС с целью создания условий для расширения интеллектуальных и творческих способностей в течение лагерной смены будут работать кружки.
Название кружка |
Деятельность кружка |
Руководитель творческой мастерской |
«Волшебная кисточка» |
Кружок рисования по определенным темам |
|
«Город мастеров» |
Творческие проекты по темам экологии |
|
«Музыкальная шкатулка» |
Создание танца |
|
«Золотой голос» |
Разучивание песен |
|
«Оригами» |
Создание различных поделок из бумаги |
|
Эко-театр |
Создание театральных постановок |
|
Пресс-стена |
Анализирование прошедших дней и создание газеты племени |
Практическая воспитательная деятельность включает в себя:
Проектно- проблемный тип деятельности.
Проектно- ориентированная форма организации деятельности ребенка.
Развитие мотивации личности к познанию, приобретению жизненного опыта.
Организацию и проведение занятий в кружках.
Организацию и проведение совместных воспитательных мероприятий отрядов лагеря.
КЛЮЧ ДЛЯ УСПЕШНОЙ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
1. Чётко спланированная работа;
2. Учёт и ориентация на возрастные особенности детей;
3. Индивидуальный подход к ребёнку;
4. Личностный подход к ребенку;
5. Первоначальное оформление отряда как коллектива единого и создание положительной эмоциональной атмосферы;
6. Чётко выработка имиджа отряда с названием, девизом, отрядной песней, уголком, творческим отчётом о лагерных делах.
Задачи для педагогов и сотрудников лагеря на смену
Физкультурный актив лагеря преобразуется в племена. В него войдут по одному представителю от каждого племени. Главная задача комитета – развитие спорта в своих отрядах: внутренние состязания, подготовка команд к соревнованиям, подача олимпийских заявок.
2. В каждом отряде назначается вожак команды.
3. Вожатые ежедневно ведут учет, какая команда получила больше медалей.
5. Вожатые проводят беседы о бережном отношении к природе, животным, окружающей среде. Каждые три дня выходит газета, подготовленная племенами во время деятельности кружка «пресс - стена»
6. Работа кружков направлена на отражение экологической и здоровьесберегающей темы. В конце смены провести выставку работ занимающихся.
Распорядок дня
Распорядок не пустяк, давайте будем жить ВОТ ТАК!
8.00-8.10 – подъем |
Рано солнышко встает – Спать ребятам не даёт. |
8.10-8.20 – зарядка |
Чтобы быть весь день в порядке, Надо сделать нам зарядку. |
8.20-8.30 – линейка, поднятие флага |
Поспешай, детвора, На линейку всем пора. |
8.30-9.00 – утренняя гигиена |
Мыло, щетка и вода, Наши лучшие друзья. |
9.00 – 9.30 – завтрак |
Каша, чай, кусочек сыра – Вкусно, сытно и красиво. |
9. 30 – 10.30 – трудовой десант |
Надо в порядок все привести, В корпусах убрать и пол подмести. |
10.30 – 11.30 –работа кружков, |
Кто-то любит танцевать, Кто-то петь и рисовать |
11.30-12.30- пляж, спортивные игры |
Лишь заслышав звон игры, не откладывай – беги. Можно прыгать, играть и здоровье поправлять! |
12.30-13.00 – отрядное дело |
Лучше отряда нет места на свете! Знают вожатые! Знают все дети И, если ты полчаса посвятишь отряду, Будут все веселы, будут все рады. |
13.00-14.00 –обед |
Нас столовая зовет. Суп отличный и компот |
14.00-16.00 – тихий час |
К нам приходит тишина. Отдыхает детвора. |
16.00-16.30 – полдник |
Вот уже в который раз, Повара встречают нас. |
16.30-17.30 - свободное время |
Этот часок себе посвяти, Ведь у тебя целый день впереди. |
17.30-18.00 – пляж, работа кинозала |
Солнце, воздух и вода, Наши лучшие друзья! |
18.00-19.00 – работа кружков |
Кто-то любит танцевать, Кто-то петь и рисовать, А все ребята в кружке занимаются. |
19.00 – 19.30 – ужин |
Ужина время настало и вот – Отряд за отрядом к столовой идет. |
20.00-21.00 – мероприятие |
Может быть конкурс, а может игра Станет сюрпризом для вас – детвора! |
21.00-21.15 – второй ужин |
Ужин сладкий и простой, очень вкусный и питьевой! |
21.15-21.30– линейка, спуск флага |
Поспешай, детвора, На линейку всем пора. |
21.30-22.45 - дискотека |
Двигайся энергично, на дискотеке ночной! |
22.45-22.55 – свечка |
На свечке говорим обо всем, О самом сокровенном, Условие одно – всегда откровенно. |
22.55-23.00 – личная гигиена |
Чтоб сон был сладок – сладок, Приведи себя в порядок. |
23.00 – отбой |
За день мы все устали очень, Так скажем друг другу «Спокойной ночи!» |
План – сетка
1 день (12 июня) |
«Зеленая планета встречает гостей» |
10.00 - Приём детей, оформление документов. Размещение по отрядам. Знакомство с техникой безопасности и правилами внутреннего распорядка лагеря. 12.30 – Торжественная линейка, открытие лагерной смены, поднятие флага. 16.30 – Игра «Знакомство» с жителями «Зеленого острова» 17.30 – «День России» конкурс рисунков 20.00 - Праздник «С новосельем!». Знакомство с отрядами. 21.15 - Линейка. 21.30 – Костер, дискотека. |
2 день (13 июня) |
«Экран цвета неба» (посвящен году кино) |
10.30 –история советского кино (просмотр фильма с младшими школьниками «Финист Ясный Сокол» или «Морозко» - беседа о добре и зле) 11.30 – «О, спорт - ты мир» - спортивное мероприятие. 17.30 – история советского кино (просмотр фильма со старшими школьниками «Не могу сказать «прощай»» беседа о любви и преданности, самоотверженности) 20.00 – «Конкурс актерского мастерства» |
3 день (14 июня) |
«В гостях у Берендея» |
10.30-Спортивный турнир «Лесной богатырь». 11.30- Конкурс – эстафета «Там на невиданных дорожках» 17.30 – «Мир леса» - конкурс рисунков. 20.00- «Лесная сказка» - праздник леса. |
4 день (15 июня)
|
«Ловцы ветра» (всемирный день ветра) |
10.30 – «Спроси у ветра» - викторина 11.30 - Спортивное мероприятие «Быстрее ветра». 17.30 - Конкурс ветряков (поделки вертушек из подручных материалов, изготовление змей, ветряных колокольчиков) – «Лучшая песня ветра». 20.00 – Вечернее мероприятие «Роза ветров», конкурс «Танец ветра» |
5 день (16 июня) |
«Семик» (зеленые святки) |
10.30 – «Сила трав» - изучение лекарственных трав Белого Озера, сбор трав по отрядам. 10.30 – Спортивный турнир по пионерболу. 17.30 – «Приглашаем к нам на чай» - конкурс на лучший рецепт чая, реклама своего рецепта. 20.00 Конкурсная программа «Венок здоровья» |
6 день (17 июня) |
«Тайна болота Лимбай» |
10.30 – Поход вокруг озера 15.45 – История болота Лимбай 20.00 – Вечернее мероприятие «В гостях у Кикимор» - викторина, «Флэшмоб нечистой силы» |
7 день (18 июня) |
«Гляжу в озера синие…» - моя малая Родина! |
10.30 –история Белого озера, исследование природы Белого озера по конкретным заданиям - составление сборника фактов о Белом озере 11.30 – Турнир по пионерболу 17.30 – защита проектов 20.00 – Музыкальное мероприятие-гимн Белому озеру. |
8 день (19 июня) |
Троица (праздник березы) |
10.30 - Экскурсия в лес, сбор бересты. 11.30 – Подвижные игры. 17.30 - Викторина «Мир лекарственных трав». Конкурс поделок из бересты. 20.00 - Вечерние потехи «Во поле береза стояла». |
9 день (20 июня) |
День Нептуна |
10.00 – Подготовка праздника (распределение ролей по сценарию, подготовка сюрпризов от отрядов) 11.30 – проведение праздника 17.30 – «водные забавы» - игры на воде 20.00 –« Море волнуется раз…» - вечерние посиделки. |
10 день (21июня) |
«Рождение грома» |
10.30- Конкурс «Самые громогласные» -конкурс кричалок 17.00 - Конкурс на лучший рисунок. 20.00 - Музыкальная капель «Лучшая отрядная песня». |
11день (22 июня) |
«Ах, если б не было войны»» |
4.00 – акция «Венок траура» 10.30 – Митинг, посвященный началу ВОВ 11.30 – Спортивный турнир «Дорогами победы». 17.30 – просмотр фильма «Офицеры» -знакомство с историей создания фильма. 20.00 – «Ах, если б не было войны» - концертная программа.. |
12 день (23 июня) |
«Олимпийский день» |
10.30 – «Малые интеллектуальные игры» - эстафета 11.30 – Олимпийские игры на острове 17.30 – Конкурс спортивных кричалок. 20.00 - Конкурсная программа «Зажги олимпийский огонь» |
13 день (24 июня) |
«Царство Водолея» |
10.30 – хороводы вокруг березки, ярилы; игры в кругу. 11.30 - Турнир на воде. 16.30 –Конкурс на лучший венок. 20.00 – Конкурсная программа «Мисс и мистер острова» |
14 день (25 июня) |
«День дружбы народов Поволжья» |
10.30 – Презентация народов Поволжья. 11.30 – Спортивные народные игры 17.30 – Орнамент народов Поволжья – конкурс рисунков. 20.00 «Жемчужины Поволжья» - концертная программа. |
15 день (26 июня) |
«Пернатые друзья» |
10.30 –«О чем говорят птицы» - викторина, акция – минута тишины. 11.30-«Птичьи бега» - спортивное мероприятие 17.00 – Операция «Птичкин дом». 20.00 – «Соловьиная трель» - музыкальный конкурс. |
16 день (27 июня) |
«День добра» |
10.30 – Акция «Чистое озеро». 11.30 –Теннисный турнир. 17.30 – конкурс поделок из пластиковых бутылок. 20.00 – «Если добрый ты» |
17 день (28 июня) |
«Самоуправления – Королевство кривых зеркал» |
10.30 - Викторина «Маленькие да удаленькие» 11.30 – Спортивный турнир «Маленький тук» 16.30 – Игры на воде. 20.00 – «Вверх тармашками» - концертная программа. |
18 день (29 июня) |
«Поиск сокровища Белозерья» |
11.30 -Клад пирата Джона Сильвера. 17.30 - Поединок за титул « Братство пиратов». 20.00 - Танцы Пиратов |
19 день (30 июня) |
«Природа-творец» |
10.30 – Викторина «Знатоки природы» 11.30- «Сила природы» - спортивный турнир 17.00 – «Я люблю тебя Белое озеро» - лучший пейзаж Белого озера 20.00 -Конценртная программа «Тебе природа посвящаю» |
20 день (1июля) |
«День Солнца» |
10.30 – Игры на воде 16.30 – Ярмарка успеха. 20.00 - Концерт «Жителям Зеленого острова посвящаем» 21.30 - Прощальный костер |
21 день (2 июля) |
«Отъезд» |
8.20 - Заключительная линейка 9. 30 - Операция «Нас здесь не было» 12.00 – «Отъезд» - ДО СВИДАНИЯ «РОДНИК»! |
Механизм реализации программы
В лагере 4 отряда (дети и подростки от 8 до 15 лет). Основное содержание деятельности осуществляется на четырех уровнях: лагерь, образовательное пространство, социум, отряд. Участники смены входят в отряды по интересам. Каждый отряд имеет приоритетное направление деятельности (валеологическое, экологическое, спортивное, медицинское, профилактика детского дорожно-транспортного травматизма и др.), имеет свое название. Участники смены в процессе деятельности приобретают опыт, обмениваются опытом на уровне проблемных столов - обучающих занятий.
В лагере все равны и каждый находит для себя дело. Здесь он действительно свободен и у него есть возможность развиваться в соответствии со своими интересами и способностями. Воспитанники находятся в своем отряде и объединены в различные группы, но между ними существуют дружеские отношения.
Перечень мероприятий Программы предусматривает решение конкретных задач, взаимосвязанных и скоординированных по времени, включая материально-техническое, методическое, кадровое и организационное обеспечение.
Выбор форм работы определяется возрастными и индивидуальными особенностями детей. Большое значение придается работе, направленной на формирование здорового образа жизни, бережного отношения к окружающее среде, борьбе с вредными привычками. Не менее важна организация кружковой работы, способствующая развитию творческих способностей детей.
Намечается проведение педагогических совещаний по итогам работы летнего лагеря при школе, методических совещаний по накоплению, распространению и обобщению опыта организации работы ЛДП.
Предусматриваются мероприятия по организации переподготовки кадров, обеспечивающих организацию летнего отдыха и оздоровления детей, созданию «методической копилки».
Для реализации программы разработан механизм, который представлен в виде направлений (модулей):
Работа загородного лагеря строится по четырем направлениям.
1. СПОРТИВНО - ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЕ.
Задачи спортивно-оздоровительной работы
Охрана и укрепление здоровья школьников,
Совершенствование их физического развития,
Повышение сопротивляемости и защитных свойств организма,
Улучшение физической и умственной работоспособности.
Воспитание у детей личной физической культуры.
Формирование потребности в физическом совершенствовании, вооружение знаниями, умениями, навыками,
Воспитание привычки к здоровому образу жизни.
Для реализации данных задач в ДОЛ созданы следующие условия:
- кинозал
-площадка для футбола
-спортивная площадка
Физическое здоровье детей укреплялось такими средствами, как:
1) полноценное питание детей;
2) закаливающие процедуры;
3) развитие движений;
4) гигиена режима;
5) ежедневная утренняя гимнастика;
2.1 Принципы организации питания:
выполнение режима питания;
калорийность питания, ежедневное соблюдение норм потребления продуктов;
гигиена приема пищи;
индивидуальный подход к детям во время питания;
2.2 Закаливание обеспечивает тренировку защитных сил организма, повышение его устойчивости к воздействию постоянно меняющихся условий окружающей среды и является необходимым условием оптимального развития ребенка.
Основные факторы закаливания:
закаливающие воздействия органично вписываются в каждый элемент режима дня;
закаливающие процедуры различаются как по виду, так и по интенсивности;
закаливание осуществляется на фоне различной двигательной активности;
закаливание осуществляется на положительном эмоциональном фоне и при тепловом комфорте ребенка;
В ДОЛ проводятся следующий комплекс закаливающих мероприятий:
облегченная одежда детей (постоянно)
наличие головного убора ( постоянно)
соблюдение температурного режима в течение дня
утренняя гимнастика на воздухе
мытье прохладной водой рук по локоть, шеи, верхней части груди
полоскание рта
правильная организация прогулки и ее длительность
солнечные и воздушные ванны
вынос основной деятельности в лагере на свежий воздух
2.3 Воспитание потребности в здоровом образе жизни и формирования навыков безопасного поведения осуществляется по следующим направлениям:
1) санитарно-просветительская работа
- выпуск санитарных листов (солнечный удар, летний травматизм), болезни грязных рук, грибковые заболевания, вредные привычки, ядовитые растения)
- информационные 10-минутки о здоровом образе жизни (2 раза в неделю)
- информационный стенд «Будьте здоровы»
- конкурс агитационного плаката
2) контрольно-диагностическая работа
- контроль соблюдения гигиенических правил
- контроль санитарно-гигиенических условий в помещениях лагере
- соблюдение режима дня (медсестра, администрация лагеря)
2.4 Физическое развитие.
Основные принципы физического воспитания
1) физическая нагрузка адекватная возрасту, полу ребенка, уровню его физического развития, биологической зрелости и здоровья
2) сочетание двигательной активности с общедоступными закаливающими процедурами
3) обязательное включение в комплекс физического воспитания элементов дыхательной гимнастики
4) медицинский контроль за физическим воспитанием
Формы организации физического воспитания:
физкультурные развлечения, подвижные игры, спортивные игры на свежем воздухе
дозированная ходьба
элементы туризма
утренняя гимнастика
индивидуальная работа с детьми
работа спортивных секций
2. ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ
ЗАДАЧИ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ
формирование целостного взгляда на природу и место человека в ней.
развитие представлений о самоценности природы
выработка первых навыков экологически грамотного поведения в природе и в быту
Для реализации данных задач созданы следующие условия
- мини-экологическая тропа
- опытный участок лекарственных и декоративных растений
Экологическое воспитание осуществлялось такими средствами как:
1) Тематический блок «Полет на зеленую планету»
2) Познавательная информация
3) Труд в природе
Принципы экологического воспитания:
учет эколого- географических и национально- культурных условий
сочетание обучающего (первоначальные сведения о природе) и воспитывающего компонента (понимание значения природы, ее эстетическая оценка, бережное к ней отношение)
ФОРМЫ РЕАЛИЗАЦИИ:
1) Систематическая работа по озеленению территории лагеря
4) Работа в зеленом уголке
5) Занятия на экологической тропе
6) Вторичное использование предметов обихода (конкурс «Вторая Жизнь Вещей», «Город мастеров»)
7) Экологические игры
8) Экологические экскурсии (в лесопарковую зону)
9) Театральная деятельность (конкурс сказок о природе)
10) Выпуск Экологической газеты «Спасатели Земли»
3. ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ И КРАЕВЕДЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ
Задачи гражданско - патриотического воспитания
1) Формировать любовь и уважение к национальной культуре истории и традициям, через фольклор
2) Воспитывать активную гражданскую позицию
3) Познакомить с основными событиями и героями ВОВ.
Для реализации данных задач созданы следующие условия:
Разработан тематический блок «Путешествие по родному краю»
4.ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ
Работа по данному направлению осуществляется по следующим блокам
1) Развитие творческой активности личности ребенка
2) создание ситуации успешности для каждого члена отряда
3) развитие декоративно - прикладного творчества
4) формирование интереса к искусству и художественно-эстетическому творчеству.
Для осуществления систематической работы по данному направлению в ДОЛ созданы следующие творческие объединения:
«Город мастеров»
«Волшебная кисточка»
«Музыкальная шкатулка»
«Золой голос»
«Оригами»
«Пресс -стена»
«Эко-театр»
ФОРМЫ РАБОТЫ ПО ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ
Тематические песни военных лет, день памяти 22 июня
Праздник народной музыки
Концерты (посвященные открытию, закрытию, дню именинника, 12 июня)
Конкурсы декоративно-художественные конкурсы (рисунки на асфальте, , рисунки по сказкам и т. д.)
Развлечения и игровые программы («День цветов», «Первое пожертвование», «Второе пожертвование» и т. д.)
ТРУДОВОЕ И СОЦИАЛЬНО-ЗНАЧИМОЕ ВОСПИТАНИЕ
Подготовка учащихся к труду – это задача, которая должна осуществляться в процессе всей учебно-воспитательной работы лагеря, однако особая роль в ее решении принадлежит системе специальной работы по трудовому обучению, воспитанию и профориентации учащихся. В процессе трудового обучения, социально-значимой деятельности школьники приобретают целый комплекс разнообразных трудовых умений.
5. Организационная структура смены
КООРДИНАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОМПОНЕНТ В РАБОТЕ ПО ПРОГРАММЕ
СИСТЕМА САМОУПРАВЛЕНИЯ
Совет командиров ( собирается один раз в день) участвует в организации тематических дней, принимает решения о корректировке программы, выборах экспертного совета.
Пресс- центр отвечает за информационное обеспечение, сбор информации о смене, оформляет стенд, выпускает газету, работает с внешними информационными службами и отделами.
Совет физоргов координирует оздоровительную деятельность, организует спортивные соревнования, утренние зарядки.
Совет экологов информирует о здоровом образе жизни, способах и приемах сохранения здоровья, проводит диагностики оздоровительной работы, следит за чистотой и порядком.
Экспертный совет организует тематические дни и оценивает реализацию проектов. Следит за системой стимулирования и отражением результатов на стенде
Правила жизни в лагере:
1. Спеши делать добро. Будь щедрым на доброту.
2. Полагайся на дружбу.
3. Уважай чужое мнение. Учись слушать и слышать.
4. Уважай старших. Будь благодарным.
5. Работай над своими привычками. Посеешь поступок — пожнёшь привычку, посеешь привычку — пожнёшь характер
6. Верь в свои силы и в то, что ты делаешь.
7. Найди своё дело. Начинай с того, что тебе по силам. Дело боится смелых.
8. Воспитывай волю. Без воли нет успеха, без успеха нет счастья.
9. Будь любознательным.
10. Воспитывай самостоятельность.
11. Цени время. Время — это жизнь. Делай всё вовремя.
Законы лагеря:
Закон ТЕРРИТОРИИ.
Станет главной мысль одна, ТЕРРИТОРИЯ ВАЖНА.
Уходить с нее нельзя, четко помните, друзья!
Закон РЕЖИМА.
Помните главное – РЕЖИМ: спим, едим, лежим.
Закон ДОБРА.
Добр будь ко всем вокруг и тебе поможет друг.
Закон ЗДОРОВЬЯ.
Пить, курить у нас нельзя, вы усвойте то, друзья!
Лучше прыгайте, купайтесь и здоровья набирайтесь!
Закон ОЗЕРА.
По озеру гуляет большая волна – для жизни бывает опасна она!
Закон ВРЕМЕНИ.
Делай вовремя все, друг! Чтоб не ждали все вокруг!
Закон ПОДНЯТОЙ РУКИ.
Если поднята рука – тишина для всех важна!
Закон УВАЖЕНИЯ.
Старших надо уважать, малышей - не обижать!
Ты готов все выполнять и проблем не создавать?
Закон ДОБРОГО ОТНОШЕНИЯ К ПЕСНЕ.
Во время исполнения песни нельзя разговаривать, прерывать исполнение песни до тех пор, пока она не допета.
Закон ПРИВЕТСТВИЯ.
Каждый, независимо от своего положения должен начинать свою речь с приветствия.
Закон БЕРЕЖНОГО ОТНОШЕНИЯ К ВЕЩАМ.
Все, что создано в санатории руками человека, подлежит бережному отношению, исчезновение или порча вещей и предметов ведет к нарушению закона РФ.
Выполнение всех Правил и Законов предполагает сделать жизнь в лагере интересной и насыщенной, приносящей радость себе и другим.
Гимн детского загородного лагеря «Родник»
1.Там, где озеро искриться,
Там, где сосны до небес,
Родничок притаился –
Край загадок и чудес.
Припев:
Там, где – то старая мельница
Крутиться – вертится,
Бьется о камни вода,
Озеро плещется
Дети подлечатся
Будут здоровы всегда.
2.Нас природа одарила
Первозданной чистотой
Летом: лес, вода и солнце,
А зимою снег густой.
3.К нам ребята приезжают
Отдохнуть, набраться сил
И с любовью вспоминают
Тех, кто ними рядом был.
4.Уезжая, все мечтают
Возвратиться к нам опять,
Чтоб природой насладиться
И здоровым, сильным стать.
Ты да я, да мы с тобой
Ты да я, да мы с тобой,
Ты да я, да мы с тобой…
Здорово, когда на свете есть друзья!
Если б жили все в одиночку,
То уже давно на кусочки
Развалилась бы, наверное, Земля.
Ты да я, да мы с тобой,
Ты да я, да мы с тобой…
Землю обойдем, потом махнем на Марс.
Может, у оранжевой речки
Там уже грустят человечки
От того, что слишком долго нету нас.
Ты да я, да мы с тобой,
Ты да я, да мы с тобой…
Нас не разлучит никто и никогда.
Даже если мы расстаемся.
Дружба все равно остается.
Дружба остается с нами навсегда.
Кто шагает дружно в ряд?
Это наш 2 отряд.
Смелые, умелые, под солнцем загорелые.
Мы шагаем дружно в ногу,
Уступите нам дорогу!
Отойдите все назад,
Это лучший наш отряд!!!
1,2 – мы не ели
3,4 – есть хотим
Открывайте шире двери,
А то повара съедим.
Поварятами закусим,
А дежурными запьем.
Вилки, ложки поломаем,
А столовую взорвем.
Чика – бум – крутая песня
Будем петь ее все вместе
Если нужен классный шум
Пойте с нами чика – бум
Пою я бум - чика – бум
Пою я бум - чика – бум
Пою я бум - чика – рака – чика – рака – чика – бум
Пою я бум - чика – рака – чика – рака – чика – бум
Вожатый: Дети:
Шел по крыше воробей бей – бей - бей
Собирал себе друзей зей – зей - зей
Много, много, много нас нас – нас - нас
Крикнет кто – то сейчас
Вожатый: Дети:
На берегу На берегу
Большой реки Большой реки
Пчела ужалила Пчела ужалила
Медведя прямо в нос Медведя прямо в нос
Ой – ой – ой Ой – ой - ой
Вскричал медведь Вскричал медведь
Сел на пчелу Сел на пчелу
И начал петь И начал петь
Парам – парей Хей
Парам – парей Хей
Парам – парей Хей – хей – хей
Обряды и ритуалы
Актив лагеря преобразуется в племена , которые должны поклониться всем Богам для того, чтобы люди осознали свои ошибки и стали жить по-другому по отношению к окружающей среде. Будет совет племен. В него войдут по одному представителю от каждого племени. Главная задача совета – развитие бережного отношения к природе, к окружающей среде в своих отрядах: внутренние состязания, подготовка племен к соревнованиям.
В каждом племени назначается вожак племени.
Старейшина ежедневно ведет учет, какое племя больше раскаялось о содеянном и кому Бога дают второй шанс.
Все результаты соревнований на Играх вывешиваются на специальном информационном стенде, на котором отражается количество золотых, серебряных, и бронзовых медалей по командам. Информация меняется каждый день.
Вожди проводят беседы об окружающей среде родного края. Постоянно меняется «пресс- стена».
Кадровое обеспечение
В соответствии со штатным расписанием в реализации программы участвуют:
Координаторы смены:
начальник лагеря,
старшая вожатая,
физкультурный работник,
плаврук,
музыкальный работник.
Кураторы отрядов:
воспитатели отрядов,
вожатые.
Материально-техническое обеспечение
Для успешной реализации программы необходимо следующее обеспечение:
- цифровой фотоаппарат;
- музыкальное оборудование;
- компакт-диски и аудиокассеты;
- спортивно-игровой инвентарь;
- канцелярские товары;
- радиомикрофон;
- призовой фонд; сувенирная продукция; грамоты, дипломы;
- методическая литература: (игры, конкурсы, сценарии, викторины, праздники и т.д.);
- автотранспорт.
Материально-технические условия предусматривают:
Применение |
Источник финансирования и материальная база |
Ответственные |
|
1 |
2 |
3 |
4 |
Аквариумы |
Проведение кружковой работы |
Материальная база. средства на закупку канцелярских принадлежностей для творческих мастерских, отрядных дел, подготовки стендов и материалов для конкурсов |
Начальник лагеря, воспитатели, технический персонал |
Спортивная площадка |
Линейка, проведение общелагерных игр на воздухе, спартакиады, спортивные состязания |
Материальная база |
Спортивный руководитель |
Арена |
Праздничные мероприятия и концерты, постановка спектаклей, работа детской творческой мастерской |
Материальная база |
Воспитатели, администрация лагеря |
Медицинский кабинет |
Медицинский контроль мероприятий лагерной смены |
Материальная база |
Медицинский работник |
столовая |
Завтрак, обед, полдник |
Фонд социального страхования |
Заведующая пищеблоком |
Комнаты кружковой работы |
Кружки рукоделия, рисования, моделирования |
Начальник лагеря |
|
Методический кабинет |
Творческая мастерская вожатых, воспитателей, руководителей кружков |
Материальная база |
Старший воспитатель |
Научно-методическое обеспечение
Методические условия предусматривают:
наличие необходимой документации, программы, плана;
проведение инструктивно-методических сборов с педагогами до начала лагерной смены;
коллективные творческие дела
творческие мастерские
индивидуальная работа
тренинги
деловые и ролевые игр
Диагностика
Вводная диагностика |
Начало смены. Выяснение пожеланий и предпочтений, первичное выяснение психологического климата в детских коллективах: - анкетирование; - беседы в отрядах; - планерки администрации лагеря, старших вожатых и воспитателей. |
Пошаговая диагностика |
Цветопись по результатам мероприятий и дел лагеря. Беседы на отрядных сборах. |
Итоговая диагностика |
Анкетирование Творческий отзыв ( рисунок « Вместе мы отряд») Беседы в отрядах Цветопись |
Ожидаемые результаты реализации программы
Предполагается, что у участников будут динамично развиваться творческое мышление, познавательные процессы, лидерские и организаторские навыки. Использование предложенных форм работы послужит созданию условий для реализации способностей и задатков детей, что окажет существенное влияние на формирование интереса к различным видам социального творчества, к созидательной деятельности.
По окончании смены у ребёнка:
- будет реализована мотивация к собственному развитию, участию в собственной деятельности, проявлению социальной инициативы;
- будет развита индивидуальная, личная культура, он приобщится к здоровому образу жизни;
- будут развиты коммуникативные, познавательные, творческие способности, умение работать в коллективе;
- будет создана мотивация на активную жизненную позицию в формировании здорового образа жизни и получение конкретного результата своей деятельности.
Также произойдёт улучшение качества творческих работ, за счёт увеличения количества детей, принимающих участие в творческих конкурсах; увеличится количество детей, принимающих участие в спортивно-оздоровительных и спортивных мероприятиях; у детей сформируются умения и навыки, приобретённые в секциях, мастерских, студиях, которые будут способствовать личностному развитию и росту ребёнка.
КАРТА ДИАГНОСТИЧЕСКИХ МЕТОДИК
ПОДРАЗДЕЛЫ |
НАЗВАНИЕ МЕТОДИКИ |
НАЗНАЧЕНИЕ МЕТОДИКИ |
|
РАЗДЕЛ 1. ВХОДНАЯ ДИАГНОСТИКА (ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ ПЕРИОД) |
|||
«Давайте познакомимся» или «Расскажи нам о себе» |
1. Живая анкета «Давайте познакомимся» |
Изучение потребностей и интересов ребенка |
|
Изучение нравственных ценностей и направленности личности детей и подростков |
2. Анкета "Цветок" |
Получение первичной информации о ребенке |
|
3. Анкета "Я выбираю" |
Изучение интересов и желаний ребенка |
||
4. Анкета "Фантастический выбор" |
Изучение нравственных ценностей |
||
5. " Волшебное озеро" |
Получение информации о качествах и поступках ребенка через его самохарактеристику |
||
6. Анкета "Семь желаний" |
|||
7. "Самый-самый" |
Изучение направленности ребенка |
||
8. "Самооценка" |
Изучение самооценки ребенка |
||
9. Анкета «Кто я?». |
Исследование черт характера |
||
Познай себя |
10. Рисуночный тест "Какой я?" |
Получение информации о характере ребенка |
|
РАЗДЕЛ 2. ТЕКУЩАЯ ДИАГНОСТИКА (ОСНОВНОЙ ПЕРИОД) |
|||
Эмоциональное самочувствие ребенка и группы в целом |
1. Мониторинг - карта |
Получение условной оценки степени развития коллектива “на сегодня” |
|
2. Мишень настроения |
Получение информации о настроении ребенка |
||
3. Эмоциональная цветопись |
Изучение эмоционального самочувствия ребенка |
||
4. "Градусник" |
Выявление эмоциональных состояний ребенка |
||
Изучение временного детского коллектива |
5. "Рисунок-образ" |
Выявление эмоционального отношения ребенка к коллективу |
|
6. "Рисунок-символ" |
Выявление эмоционального отношения ребенка к коллективу |
||
7. "Аналогия" |
Получение характеристики детского коллектива |
||
РАЗДЕЛ 3. ИТОГОВАЯ ДИАГНОСТИКА (ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ПЕРИОД) | |||
Вот и настало время проститься нам с тобой | 1. Игра "Чудо-дерево" |
Выявление отношения каждого ребенка к содержанию работы объединения, группы в течение всей смены |
|
2. Рейтинг личностного роста |
Определение развития собственной личности | ||
3. Анкета "Согласен-несогласен" | Получение информации о том, почему подростку понравилось пребывание в лагере | ||
4. Методика "Поляна цветов" |
Анализ и отражение участия детей в отрядных и лагерных делах |
||
5. Методика "Строим дом" |
Подведение итогов участия детского коллектива в отрядных и лагерных делах |
Увеличение к концу реализации программы числа детей, охваченных организованным отдыхом.
Улучшение социально-психологического климата о/л «Родник».
Формирование умений, навыков, приобретение жизненно необходимого опыта к адекватным действиям в экстремальных ситуациях
Совершенствование материально-технической базы летнего лагеря. Снижение темпа роста негативных социальных явлений в детской и подростковой среде.
Создание «методической копилки» по результатам работы.
Контроль за исполнением программы осуществляет администрация.
Аналитическая работа.
Основное назначение аналитической деятельности заключается в организации единой образовательной среды развития личности ребенка, приобретение им необходимых знаний, умений, навыков, жизненного опыта адекватного поведения в экстремальных ситуациях.
Анализ воспитательной деятельность включает в себя:
1. Проектно- проблемный тип деятельности.
2. Проектно- ориентированная форма организации деятельности ребенка.
3. Развитие мотивации личности к познанию, приобретению жизненного опыта.
4. Организацию и проведение занятий.
5. Проведение занятий по планам творческих секций.
6. Организацию и проведение совместных воспитательных мероприятий отрядов лагеря с учреждениями ДО, учреждениями социума.
7. Выступление секций для родителей, воспитанников других оздоровительных лагерей.
Основана на принципах:
Дополнительности , непрерывности, системности , гуманизации, добровольности, конкурентоспособности, равенства образовательных способностей, параллельности, вариативности.
Оценка результативности данной воспитательной деятельности будет осуществляться:
1. На уровне педагогов: по критериям удовлетворенности достигнутыми результатами и повышения уровня профессиональной компетенции.
2. На уровне воспитанников: по критериям сформированности положительных качеств и свойств личности ребенка.
Используемая литература:
Волкова А. М., Гончарова А. С., Данилова А. Н. Экология и дети. - М., 1993.
Григоренко Ю.Н., Кострецова У.Ю., Кипарис-2: Учебное пособие по организации детского досуга в детских оздоровительных лагерях и школе. – М.: Педагогическое общество России, 2002.
Гузенко А.П. Как сделать отдых детей незабываемым праздником. Волгоград: Учитель, 2007
Криксунов Е. А., Пасечник В. В., Спирин А. П. Экология: Учебник. - М., 1995.
Нещерет Л.Г. Хочу быть лидером! Выпуск 4.-Н. Новгород: изд-во ООО «Педагогические технологии», 2006.
Прутченков А. С., Самкова В. А. Эколого-экономическая игра «Голубая планета»: Методическая разработка. - М., 1996.
Чернова Н. М., Галушин В. М., Константинов В. М. Основы экологии. - М., 1995.
Организация досуговых, творческих и игровых мероприятий в летнем лагере. С.И.Лобачева.Москва: ВАКО, 2007 г.
Учебник для вожатого. М.П.Кулаченко – Ростов на Дону: Феникс, 2008.
Детская энциклопедия “Я познаю мир” Спорт, Москва, изд АСТ, 1999 г.
Журнал “Физкультура в школе” №3 2006 г.
Книга для учителя “Физическая культура” сценарии праздников и игровых занятий. Москва “Первое сентября” 2002 г.
Сивачева Л.Н. “Физкультура – это радость! Спортивные игры с нестандартным оборудованием” Санкт-Петербург “Детство-пресс” 2002 г.