Программа лагеря с дневным пребыванием «Зеленый островок»
1.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА 3
Актуальность. 3
Новизна. 4
Понятийный аппарат программы. 4
2.КРАТКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧАСТНИКОВ ПРОГРАММЫ 5
3. ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ИДЕЯ ПРОГРАММЫ 5
4.ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ 6
Цель: 6
Задачи программы: 6
Ожидаемые результаты 6
5.КРИТЕРИИ ЭФФЕКТИВНОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ 7
6.СОДЕРЖАНИЕ И СРЕДСТВА РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ 9
Специфика программы 9
Направления деятельости: 10
Модель игрового взаимодействия. 12
План-сетка. 13
7.КАДРОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ 18
8.ИНФОРМАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ 20
9.СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 21
10.ПРИЛОЖЕНИЕ 23
- ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Лагерь – это сфера активного отдыха, разнообразная общественно значимая досуговая деятельность, отличная от типовой назидательной, дидактической, словесной школьной деятельности. Лагерь дает возможность любому ребенку раскрыться, приблизиться к высоким уровням самоуважения и самореализации.
Летние каникулы составляют значительную часть свободного времени детей. Этот период как нельзя более благоприятен для развития их творческого потенциала, совершенствования личностных возможностей, приобщения к ценностям культуры, вхождения в систему социальных связей, воплощения собственных планов, удовлетворения индивидуальных интересов в личностно значимых сферах деятельности.
Детские оздоровительные лагеря являются частью социальной среды, в которой дети реализуют свои возможности, потребности в индивидуальной, физической и социальной компенсации в свободное время. Летний лагерь является, с одной стороны, формой организации свободного времени детей разного возраста, пола и уровня развития, с другой – пространством для оздоровления, развития художественного, технического, социального творчества.
Одним из противоречий современной эпохи, затрагивающим самые основы существования цивилизации, является все углубляющееся противоречие между обществом и природой.
Экологический лагерь дневного пребывания по программе «Зелёный островок» организуется на базе ГБПОУ «Кунгурский центр образования №1». Экологическое воспитание в условиях летних лагерей является одной из наиболее эффективных форм, так как способствует освоению социализации и реализации школьников за счет включения их в конкретно значимую природоохранную деятельность.
Новизна.
Анализ реализованных ранее образовательной организацией программ показал, что проводимые воспитательные мероприятия в лагере рассчитаны в основном на развитие творческого потенциала детей и не направлены на формирование бережного отношения к богатствам природы и общества, экологически и нравственно обоснованного поведения в природной и нравственной среде. Приоритетной задачей является формирование экологической культуры.
Актуальность использования природы как ведущего педагогического средства объясняется и экологическими проблемами. В современном мире проблемы окружающей среды приобретают поистине глобальный характер. Они затрагивают основы человеческого общества и во многом определяют возможности его выживания. Поэтому сохранение среды приобретает первостепенное значение. Чем больше людей будут рассматривать природу как объект своей заботы, тем эффективнее окажутся усилия общества по ее охране.
В общении с природой заложен огромный потенциал для гармоничного развития личности. Активная экологическая работа, осуществляемая в летний период года, позволяет формировать у детей установку на диалоговое отношение к природе.
Понятийный аппарат программы.Зеленый островок – образовательное пространство, состоящее из различных островов, работа которых направлена на формирование экологической культуры.
Вождь – начальник лагеря, осуществляет общее руководство.
Племена – отряды лагеря.
Острова – мероприятия, проведенные за день, имеющие общую цель.
Тотем - титул присваивается племени, победившему на определенном острове.
- КРАТКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧАСТНИКОВ ПРОГРАММЫ
Программа ориентирована на работу с учащимися младшего школьного возраста. Общая численностью 40 человек.
- ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ИДЕЯ ПРОГРАММЫ
Младший школьный возраст является сензитивным для вовлечения детей в социально- полезную деятельность и поэтому программа строится на формирование экологической культуры. В основу программы положена идея бережного отношения к богатствам природы и общества, экологически и нравственно обоснованного поведения в природной и нравственной среде.
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ
Цель:Создание условий для успешной организации экологического взаимодействия школьников с природой как основополагающего регулятора формирования экологической культуры личности каждого ребенка; для обеспечения активного, интеллектуального и эмоционально насыщенного летнего отдыха.
Задачи программы:Формировать у детей представление о социальной значимости разумного отношения человека к природе, ее изучения, рационального использования и сохранения по принципам природной гармонии.
Формировать навыки безопасного поведения в окружающей среде.
Организовать познавательную, творческую проектную исследовательскую деятельность, для формирования навыков экологической культуры в условиях коллективной игры.
Формировать лидерские качества и умение работать в команде.
улучшится физическое здоровье детей;
дети научатся работать в коллективе;
будут сформированы умения, навыки, приобретение жизненного опыта безопасного поведения в окружающей среде;
будут созданы благоприятные условия для оздоровления детей, их эстетического, патриотического и нравственного развития через сотрудничество с учреждениями дополнительного образования;
жизнь детей будет пополнена интересными социокультурными событиями;
- КРИТЕРИИ ЭФФЕКТИВНОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Анкета
Ты с удовольствием идёшь утром в лагерь?
Если тебе интересно в лагере, то что больше всего нравится: петь, танцевать, рисовать, смотреть телевизор, играть, заниматься спортом или что-то ещё?
Чему ты научился в лагере: выучил песню, научился танцевать, играть в шашки, шахматы и др.?
Если бы тебе разрешили, что бы ты делал в лагере целый день?
Чего нет в лагере, чего бы ты хотел?
Ты пойдёшь на следующий год в лагерь? Если не пойдёшь, то почему?
Тебе хотелось бы остаться на вторую смену?
Что ты рассказываешь дома о лагере?
Нравится ли тебе, как кормят и готовят в лагере? Поставь оценку повару: (от «пятёрки» до «двойки»).
Хочется ли тебе идти домой после лагеря?
Какую оценку ты бы поставил за жизнь в лагере?
Кто твой друг среди ребят, среди взрослых?
Что особенно понравилось в лагере (спортивные мероприятия, туристическая эстафета, праздники, экскурсии, походы)?
- СОДЕРЖАНИЕ И СРЕДСТВА РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Основная деятельность лагеря дневного пребывания направлена на развитие личности ребенка и включение его в разнообразие человеческих отношений и межличностное общение со сверстниками. Детский лагерь, учитывая его специфическую деятельность, может дать детям определенную целостную систему нравственных ценностей и культурных традиций через погружение ребенка в атмосферу игры и познавательной деятельности дружеского микросоциума.
Находясь в лагере дневного пребывания, дети ежедневно включаются в различные виды деятельности:
Образовательная деятельность в рамках смены предусматривает воспитательные мероприятия, связанные с историей России, изучением духовно нравственных традиций и истории Пермского края, города Соликамска. Вовлечение детей в проектную деятельность способствует развитию наблюдательности и стремления находить ответы на возникающие вопросы, осуществлять поиск и анализ необходимой информации.
Оздоровительная деятельность способствует формированию культуры физического здоровья, интереса к спорту, мотивирует детей на заботу о своем здоровье и активный отдых. Физические нагрузки, свежий воздух, знакомство с красивыми уголками природы, проведение оздоровительных и различных спортивно-развлекательных мероприятий способствует созданию положительного физиологического и психологического фона.
Культурно-досуговая деятельность состоит из общелагерных и отрядных мероприятий (творческие конкурсы рисунков, стихов, частушек; изготовление плакатов; театрализованные игровые программы и т. д.).
Направления деятельости:Экологическое направление
Задачи:
Воспитать бережное отношение к природе. Обеспечить развитие экологического мышления:
стимулировать учащихся к постоянному пополнению знаний об окружающей среде;
раскрыть сущности происходящих экологических, геополитических, исторических процессов;
приобщить детей к изучению природы, истории родного края, осознанию связей между человеком и природой;
Художественно – эстетическое направление
Прекрасное окружает нас повсюду: и в природе, и в обществе, и в отношениях между людьми. Надо только его видеть, чувствовать и понимать. Ростки этого чудесного умения заложены в каждом ребенке. Развивать их – значит воспитывать эстетически. Вот почему эстетическое воспитание всегда было и остается важнейшей частью педагогической деятельности детских оздоровительных лагерей.
Задачи:
пробуждать в детях чувство прекрасного;
формировать навыки культурного поведения и общения;
прививать детям эстетический вкус.
Патриотическое направление
Задачи:
пробуждать в детях чувство любви к родине, семье;
формировать уважительного отношения к памятникам истории и развития интереса к изучению родного края;
формировать национальной, религиозной терпимости, развитие дружеских отношений.
Оздоровительная работа.
Основополагающими идеями в работе с детьми в пришкольном летнем лагере является сохранение и укрепление здоровья детей, поэтому в программу включены следующие мероприятия:
- утренняя гимнастика;
- принятие солнечных и воздушных ванн (в течение всего времени пребывания в лагере);
- организация пешеходных экскурсий;
- организация здорового питания детей;
-профилактика детского травматизма( инструктажи, беседы, презентации);
- организация спортивно-массовых мероприятий:
- спортивные эстафеты;
- подвижные спортивные игры.
Модель игрового взаимодействия.В основе воспитательной системы – активный подход к реализации детского самоуправления.
Высший орган самоуправления в лагере Совет Вождей – детимладшего школьного возраста.
1 уровень самоуправления - Творческий Совет.
2 уровень – самоуправление отряда(племени).
Самоуправление отряда, как и любого другого первичного коллектива, складывается из распределения конкретных обязанностей между отдельными воспитанниками, выбора ответственных за наиболее важные направления работы.
Каждый ребенок в лагере, в зависимости от своих интересов, потребностей, склонностей, организаторских и творческих способностей может выбрать дело по душе.
В основе организации смены сюжетно-ролевая игра со своими законами и правилами. Жители племени– дети, посещающие лагерь. Отряды лагеря – племена. Управляет племенем - вождь – ребенок младшего школьного возраста. Они же организуют путешествие по островам. Путешествуя на новый остров, дети участвуют в мероприятиях, организуемых Советом вождей и Творческим советом, жители зарабатывают «тотемы». К концу смены, набравшим наибольшее количество «тотемов», присваивается звание «Исследователь», а племени, в котором окажется наибольшее количество жителей со званием «Исследователь » - титул «Образцовый». Итог путешествий по островам- коллективно творческое дело «Встреча на острове сокровищ, где демонстрируются успехи и достижения жителей. Заработанные «тотемы» используются как денежная единица при проведении в конце смены аукциона , на котором можно приобрести сокровища(сувениры).
РЕЖИМ ДНЯ
8.15 – 8.30 – Сбор племен
8.30 – 8.40 – Минутка бодрости
8.40 – 8.55 – Сбор племен (организационная линейка).
9.10 - 9.30 – Завтрак.
10.00 – 10.40 – «Совет племени» (внутрикомандное дело)
10.40 – 11.30 – «Сборы в путешествие на остров»
(музыкальный час/занятие по ПДД, ППБ, антитеррору, ОБЖ.)
11.30-12.30 - «Исследование нового острова»
12.30-13.10 - Творческая мастерская/посещение библиотеки/КТД , экскурсии
13.10 – 13.30 – Обед.
13.30 – 14.30 –« Совет племен. Подведение итогов исследования острова». Прогулки на свежем воздухе.
План-сетка.
Дата проведения |
Наименования мероприятия |
Первый день «Остров знакомств» |
1.Организационное мероприятие «Расскажи мне о себе» 2. Знакомство с режимом дня 3.Инструктажи по технике безопасности в лагере, по антитеррористическим мерам, безопасному поведению в окружающей среде. 5. Беседа с медицинским работником о гигиене питания «Питайся правильно - будешь здоров!» 6. Измерение веса ребят 7. Подготовка к открытию лагерной смены (творческие номера) |
Второй день «Открытие нового острова. |
1. Минутка здоровья «Закаливание» 2. Праздник – открытие «Мой выбор – зелёная планета» 3. Праздник – открытие «Мой выбор – зелёная планета» (ДДТ «Дар») 4. Беседа «Осторожно огонь» 5. Занятия в кружках 6. Подвижные игры на воздухе |
Третий день «Остров развлечения» |
1.Минутка безопасности «Мы и дорога» 2.Выход в бассейн. 3.Спортивно-развлекательный праздник «Шар-Ах, Шоу!» |
Четвертый день «Экологический остров» |
1.Минутка здоровья «Зеленая аптечка» (первая помощь при укусах насекомых) 2.Конкурс плакатов «А в нашем лагере» 3. Спортивные игры на воздух 4. Конкурсы песен, пословиц, поговорок о лесе, природе 5. Игра по станциям «Экомарафон» 6. Банановая вечеринка. |
Пятый день «Остров Шоу» |
1. Минутка здоровья «Путешествие в страну витаминию» 2. Беседа «Чем опасна дорога для нас и мы для дороги» 3. Выход в художественный музей. 4. Конкурс талантов «Эколог-Шоу» |
Шестой день «Остров талантов» |
1. Минутка здоровья «Путешествие в страну витаминию» 2. Беседа «Чем опасна дорога для нас и мы для дороги» 3. Выход в ДК «Молодёжный» концерт 4. Конкурс талантов «Звездопад» |
Седьмой день «Остров Волшебных сказок» |
1. Минутка здоровья «Книги о здоровье» 2. «Там чудеса…» встреча с сотрудниками библиотеки 3. Пресс-конференция «Эхо-охота» (ДДТ «Дар») 4. Конкурс рисунков «Волшебные краски» 5. Участие в городской Спартакиаде, посвященной Дню России и Международному дню друзей. 6. Игра-путешествие «В гостях у сказки» |
Восьмой день Остров «Летняя карусель» |
1. Минутка здоровья «Как снять усталость с ног» 2. Занятия в кружках 3. Спортивные состязания на велосипедах, самокатах на свежем воздухе « Безопасное колесо» 4. Участие в городском празднике «День Свободной России» 5. Развлекательная игра по станциям «Летняя карусель» |
Девятый день «Российский остров» |
1. Беседа «Мои друзья: велосипед, ролики, сноуборд, мопед» 2. Зарядка ДК « Мечта» 3. Конкурс рисунков «Я люблю тебя, Россия» 4. Выход в парк 5. Спортивно-игровой праздник «Символика России» |
Десятый день « Остров Фантазий и Юмора» |
1.Беседа «Смех – лучшее лекарство» 2. Викторина «Устами младенца» 3. Пресс-конференция «Эхо-охота» 4. Занятия в кружках 5. Юмористический конкурс «Эти забавные животные» |
Одиннадцатый день «Остров Следопытов» |
1.Минутка безопасности «Один дома…». 2.Выход в худ музей 3. Закрытие коллективной творческой игры праздник «Экологический импульс» 5.Игра на местности «Следопыт» |
Двенадцатый день «Остров Олимпийцев» |
1.Минутка здоровья «Бывают ли привычки невредными?» 2.Конкурс рисунков «Дети против наркотиков» 4. Развлекательная игра «Зов джунглей» |
Тринадцатый день «Остров здоровья и спорта» |
1.Минутка здоровья 2.Конкурс «Экологическая тропа» 4. Развлекательная игра «Весёлые старты» 5. ДК « Мечта» Фотогейм |
Четырнадцатый день Лесной остров |
1.Минутка безопасности «Как вести себя на воде?» 2.Путешествие в страну «Экология» 3.Посещение кино. ДК «Мечта» 4.Спортивно-развлекательное мероприятие «Лесное» путешествие» Веселые старты с участием Бабы Яги и ее друзей |
Пятнадцатый день «Остров водных забав» |
1.Минутка безопасности «Как вести себя на воде?» 2.Путешествие в страну «Спортландия» 3.Занятия в кружках 4.Спортивно-развлекательное мероприятие «Экологическое ассорти» |
Шестнадцатый день «Остров памяти и скорби» |
1.Минутка здоровья «Правильное питание» 2.Конкурс рисунков «А мы с тобой войны не знали» 3.Занятия в кружках |
Семнадцатый день «Разноцветный Остров» |
1. Минутка здоровья «Осанка – основа красивой походки» 2. Беседа «Как вести себя в театре, доме культуры». 3. Конкурс «Творческая волна» |
Восемнадцатый день «Остров сокровищ» |
1.Минутка здоровья «Гигиена в доме» 2. Праздничный концерт, посвященный закрытию лагерной смены «Расстаются друзья». |
КАДРОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ
Оздоровление и развитие детей в значительной степени зависит от знаний, умений и подготовленности к работе тех взрослых, которые организуют жизнедеятельность лагеря. В реализации программы участвуют опытные педагоги школы.
Штатное расписание лагеря подразумевает следующие категории работников лагеря: начальник лагеря, организатор, воспитатели, техперсонал, повара.
Должность |
Обязанности |
Начальник лагеря |
Определяет функциональные обязанности персонала, руководит свей работой лагеря и несет ответственность за состояние воспитательной, хозяйственной и финансовой работы, соблюдение распорядка дня, трудового законодательства, обеспечение здоровья и жизни воспитанников, планирует, организует и контролирует все направления деятельности лагеря, отвечает за качество и эффективность. |
Организатор |
Несёт ответственность за соблюдение распорядка дня, организацию и содержание оздоровительно-воспитательной и досуговой деятельности, работу органов самоуправления и проведение досуговых мероприятий в рамках программы, анализирует деятельность отрядов. |
Воспитатель |
Несёт ответственность за жизнь и здоровье детей, соблюдение распорядка дня, норм санитарной и пожарной безопасности, организацию и содержание оздоровительно - воспитательной и досуговой деятельности, работу органов самоуправления и проведение досуговых мероприятий в рамках Программы, анализирует деятельность отрядов. |
Повара |
Соблюдают среднесуточные наборы продуктов и используют примерное недельное меню, имеющее заключение Главного Государственного санитарного врача по г. Соликамску; осуществляют двухразовое питание с достаточным количеством свежих фруктов, овощей, зелени. |
Техперсонал |
Осуществляют влажную уборку лагерных помещений, коридоров, пищеблока, мест общего пользования согласно графику 2 раза в день. |
Начальник и педагогический коллектив отвечают за соблюдение правил техники безопасности, выполнение мероприятий по охране жизни и здоровья воспитанников во время участия в соревнованиях, массовых праздниках и других мероприятиях.
- ИНФОРМАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ
наличие программы лагеря, планов работы отрядов, описание модели игрового сюжета, плана-сетки;
должностные инструкции, приказ об организации лагеря;
проведение установочного совещания для и воспитателей до начала смены;
подбор методического материала в соответствии с программой лагеря;
подбор реквизита для проведения дел;
разработка системы отслеживания результатов педагогической деятельности и деятельности воспитанников лагеря, подведение итогов, обеспечение гласности достигнутых успехов и результатов.
- СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Амонашвили Ш. Педагогика сотрудничества. М., 1990.
Голубев Н.К. Диагностика и прогнозирование воспитательного процесса. П., 1988.
Калениц Т.Н., Кейлина З.А. Внеклассная и внешкольная работа с учащимися. М.,: Просвещение, 1980
Концепция воспитания школьников в современных условиях «Современная школа: проблемы гуманизации отношений учителей, учащихся, родителей». Издательство ИТПи МИО, 1993.
Научно-методический журнал Заместителя Директора школы по Воспитательной работе. Центр «Педагогический поиск». 2000 – 2007 г.г.
Шмаков С.А., Безродова Н. От игры к самовоспитанию. Сборник игр. М.; Новая школа. 1993.
Шмаков С.А. Ее величество— игра. М., 1992.
Шуркова Н.Е., ПитюковВ.Ю. и др. Новые технологии воспитательного процесса. М., 1994.
Организация летнего отдыха детей и подростков. М., 1997.
Янкова З. А., Чаброва И. А. Лето в городе: проблемы развития и оздоровления детей. М., 1998.
Афанасьев С.П. Коморин С.В. - Что делать с детьми в загородном лагере, - М.: 2009 г.
Жиренко О. Е. Мир праздников, шоу, викторин, - М.: «5» за знания, 2008 г.
Лобачёва С.И., Великородная В.А. Загородный летний лагерь.– М.: ВАКО,2008 г.
Роткина Т. С., Курзова О. А., Нестеренко А. В. Уроки добра и милосердия, - О.: «Детство», 2007 г.
- ПРИЛОЖЕНИЕ
Диагностика реализации содержания программы
Вводная диагностика |
Начало смены. Выяснение пожеланий и предпочтений, первичное выяснение психологического климата в детских коллективах: - анкетирование; - беседы в отрядах; - планерки администрации лагеря и воспитателей. |
Пошаговая диагностика |
Экран настроения по результатам мероприятий и дел лагеря. Письмо воспитателю (позитив и негатив за день) Беседы на отрядных сборах |
Итоговая диагностика |
Анкетирование Творческий отзыв (заполнение отрядного альбома) Беседы в отрядах |
Диагностическое обеспечение.
Входящая - диагностика проводится до начала смены и в организационный период с целью выявления индивидуальных особенностей детей и корректировки поставленных задач.
Цель: Изучение интереса учащихся.
Анкета на входе.
Диагностика интересов.
Ответив на вопросы анкеты, ты поможешь интересно организовать нам твой отдых в пришкольном лагере.
Чем вы любите заниматься в свободное время?
Любите ли вы петь и танцевать, какие по жанру песни и танцы предпочитаете?
Любите ли вы мастерить поделки своими руками, если «да», то из каких материалов?
В какие игры вы любите играть?
Каким видом спорта вы занимаетесь?
Какие телепередачи вы любите?
Чем бы вы хотели заняться летом?
Интересуетесь ли прошлым нашего села?
Спасибо за ответы!
Итоговая – диагностика проводится в итоговый период смены для того, чтобы судить о достижении цели программы (т.е. удалось ли организаторам смены создать максимально благоприятные условия для формирования умения взаимодействовать в разновозрастном коллективе учащихся 7-12 лет).
Цель: определить степень удовлетворённости учащихся в пришкольным лагере.
Анкета на выходе.
1. Хотелось бы тебе еще раз посетить наш лагерь?
Да |
|
Скорее да, чем нет |
|
Затрудняюсь ответить |
|
Скорее нет, чем да |
|
Нет |
2. Насколько интересно был организован твой отдых? Поставь оценку работе лагеря.
3. Что для тебя было самым интересным в смене?
Участие в конкурсах, концертах |
|
Спортивные мероприятия |
|
Экскурсии |
|
Встречи с интересными людьми |
|
Закрытие лагеря |
|
Другое |
4. Какие новые способности ты раскрыл в себе в лагере?
Поисковые |
|
Спортивные |
|
Организаторские |
|
Затрудняюсь ответить |
5. Твои предложения по проведению отдыха юных краеведов.