Тест для студентов СПО «Происхождение человека»
Происхождение человека
1. Расизм считается антинаучной теорией, так как его сторонники
1) признают биологическую равноценность рас 2) отвергают процесс эволюции человека 3) отвергают роль социальных факторов антропогенеза 4) отрицают единство человеческих рас
2. Остаток третьего века в углу глаза человека — пример 1) рудимента 2) аналогичного органа 3) атавизма 4) гомологичного органа
3. Общественный образ жизни предков человека способствовал
1) появлению прямохождения 2) формированию S-образных изгибов позвоночника 3) появлению речи 4) освобождению руки
4. К социальным факторам, играющим существенную роль в эволюции предков современного человека, относится 1) наследственная изменчивость 2) борьба за существование 3) естественный отбор 4) членораздельная речь
5. Под влиянием каких факторов происходила эволюция предков современного человека 1) только биологических 2) только социальных 3) социальных и биологических4) абиотических и биотических
6. К социальным факторам антропогенеза относят 1) прямохождение
2) появление речи 3) мутационный процесс 4) борьбу за существование
7. Появление какого признака у человека относят к атавизмам 1) аппендикса
2) шестипалой конечности 3) многососковости 4) дифференциации зубов
8. К социальным факторам эволюции человека относят 1) изменчивость
2) трудовую деятельность 3) борьбу за существование 4) наследственность
9. К рудиментарным органам человека относят 1) трахею 2) копчик 3) лопатку
4) ушные раковины
10. К предкам человека НЕ относится 1) гиббон 2) питекантроп 3) кроманьонец
11. Определите верную последовательность этапов антропогенеза
1) древние люди — > древнейшие люди — > современный человек
2) неандерталец — > питекантроп — > синантроп
3) древнейшие люди — > древние люди — > современный человек
4) древнейшие люди — > люди современного типа
12. У человека в связи с прямохождением 1) сформировался свод стопы 2) когти превратились в ногти 3) срослись фаланги пальцев стопы 4) большой палец противопоставляется остальным
13. Формирование человеческих рас шло в направлении приспособления к
1) использованию различной пищи 2) наземному образу жизни
3) жизни в различных природных условиях 4) невосприимчивости к различным заболеваниям
14.Наличие хвоста у зародыша человека на ранней стадии развития свидетельствует о 1) возникших мутациях 2) проявлении атавизма 3) нарушении развития плода в организме 4) происхождении человека от животных
15. Эволюция какой группы приматов привела к появлению человека
1) гиббонов 2) орангутанов 3) дриопитеков 4) горилл
16. Какой отбор сохраняет видовые признаки современного человека
1) движущий 2) стабилизирующий 3) массовый 4) методический
17. Человек, как и человекообразные обезьяны, имеет 1) 4 группы крови 2) сводчатую стопу 3) объем головного мозга 1200-1450 см3 4) S-образный позвоночник
18. Социальные факторы эволюции сыграли решающую роль в формировании у человека 1) уплощенной грудной клетки 2) прямохождения 3) членораздельной речи 4) S-образных изгибов позвоночника
19. На каком этапе эволюции человека ведущую роль играли социальные факторы
1) Древнейших людей 2) Древних людей 3) Питекантропов 4) Кроманьонцев
20. В головном мозге человека в отличие от других млекопитающих в процессе эволюции появляются центры 1) речевые 2) обоняния и вкуса 3) слуха и зрения4) координации движения
21. В процессе эволюции у человека под влиянием биологических факторов произошло формирование 1) потребности в трудовой деятельности 2) развитого сознания 3) речи 4) сводчатой стопы
22. Под воздействием биологических и социальных факторов происходила эволюция предков 1) птиц 2) человека 3) млекопитающих 4) пресмыкающихся
23. Человек в системе органического мира 1) представляет собой особый отряд класса млекопитающих 2) выделяется в особое царство, включающее наиболее высокоорганизованные живые существа 3) представляет особый вид, который входит в отряд приматов, класс млекопитающих, царство животных 4) является составной частью человеческого общества и не имеет отношения к системе органического мира
24.Какой фактор антропогенеза можно отнести к биологическим? 1) общественный образ жизни 2) естественный отбор 3) устную и письменную речь 4) благоустройство жилища
25. Человека относят к классу млекопитающих, так как у него 1) внутреннее оплодотворение 2) легочное дыхание 3) четырехкамерное сердце 4) есть диафрагма, потовые и млечные железы
26. Развитие у отдельных людей большого числа сосков — пример
1) ароморфоза 2) рудимента 3) атавизма 4) идиоадаптации
27. Какой из перечисленных признаков человека относят к атавизмам?
1) рождение человека с удлиненным хвостовым отделом 2) расчленение тела на отделы 3) дифференциация зубов 4) наличие грудной и брюшной полостей тела
28. Биологическим фактором, обеспечивающим развитие мышления и трудовой деятельности человека на раннем этапе эволюции, считают 1) прогрессивное развитие мозга 2) заботу о потомстве 3) появление четырехкамерного сердца 4) усиление легочного дыхания
29. На ранних этапах эволюции человека под контролем биологических факторов происходило формирование 1) особенностей его строения и жизнедеятельности 2) членораздельной речи 3) трудовой деятельности 4) мышления, развитого сознания
30. Трудовая деятельность, мышление, речь, сыгравшие большую роль в развитии предков человека, относятся к факто рам эволюции 1) социальным 2) биологическим 3) антропогенным 4) биотическим
31. Увеличение размеров мозгового отдела черепа у челове ка, по сравнению с лицевым способствовало 1) наземному образу жизни 2) развитию мышления 3) редукции волосяного покрова4) использованию животной пищи
32. Прямохождение у предков человека способствовало 1) освобождению руки
2) появлению речи 3) развитию многокамерного сердца 4) усилению обмена веществ
33. Какая часть верхней конечности человека наиболее резко изменилась в процессе его эволюции? 1) плечо 2) предплечье 3) кисть4) лопатка
34. Сходство человека и млекопитающих животных свидетельствует об их 1) родстве и общем плане строения 2) одинаковом уровне организации 3) конвергентном сходстве 4) происхождении от разных предков
35. Человек, в отличие от млекопитающих животных 1) обладает возбудимостью 2) имеет кору головного мозга 3) мыслит абстрактно 4) обладает раздражимостью
36. Череп человека отличается от черепа других млекопи тающих 1) наличием только одной подвижной кости — нижней челюсти 2) наличием швов между костями мозговой части 3) более развитой мозговой частью 4) строением костной ткани
37. Какое значение имело приобретение людьми негроидной расы темного цвета кожи? 1) предохранение от ультрафиолетовых лучей 2) усиление обмена веществ
3) приспособление к морскому климату 4) улучшение дыхательной функции кожи
38. О единстве, родстве человеческих рас свидетельствует 1) их приспособленность к жизни в разных климатических условиях 2) одинаковый набор хромосом, сходство их строения 3) их расселение по всему земному шару 4) их способность преобразовывать окружающую среду
39. Антропоген – это период, относящийся к эре 1) мезозойской 2) палеозойской 3) протерозойской 4) кайнозойской
40. К человекообразным обезьянам относят 1) синантропа2) австралопитека 3) неандертальца 4) кроманьонца
41. К атавизмам человека относят появление 1) хвостовых позвонков 2) диафрагмы 3) дифференцированных зубов 4) шестипалой конечности
42.Среди ныне живущих на Земле животных шимпанзе считают ближайшим родственником человека, о чем свидетельствует в первую очередь 1) сходство их геномов 2) сходство в строении т-РНК 3) принадлежность к одному классу 4) строение митохондрий
43. Человек отличается от всех других животных 1) передвижением на двух конечностях 2) наличием первой сигнальной системы 3) наличием второй сигнальной системы 4) отсутствием хвоста
44. К биологическим факторам антропогенеза относятся(-ится) 1) наследственность 2) инстинкты 3) труд 4) речь
45. Череп человека отличается от черепа человекообразных обезьян 1) наличием носовых отверстий 2) увеличенным мозговым отделом 3) наличием глазниц 4) увеличенным лицевым отделом
46. Что отличает человека от млекопитающих животных? 1) элементы рассудочной деятельности 2) наличие условных рефлексов 3) трудовая деятельность4) инстинктивное поведение
47.Какая особенность человека сформировалась под влиянием биологических факторов антропогенеза? 1) изготовление орудий труда 2) совместный труд 3) сводчатая стопа 4) появление диафрагмы
48. Человека относят к классу Млекопитающие, так как у него 1) пальцы имеют ногтевые пластинки 2) конечности состоят из отделов3) головной мозг имеет пять отделов 4) имеются потовые и млечные железы
49. Какой признак у человека считают атавизмом? 1) хватательный рефлекс
2) наличие аппендикса в кишечнике 3) обильный волосяной покров 4) шестипалая конечность
50. Какой признак у человека относят к атавизмам? 1) аппендикс 2) многососковость 3) копчик в скелете 4) остаток третьего века
51. В процессе эволюции человека большую роль в развитии абстрактного мышления сыграли факторы 1) социальные 2) ограничивающие 3) абиотические 4) биологичие
52. Череп человека, в отличие от черепа человекообразной обезьяны, имеет 1) костные швы 2) дифференцированные зубы 3) подбородочный выступ 4) носовые кости
53. Что из перечисленных факторов относится к биологической эволюции человека 1) родной язык 2) борьба за существование 3) обучение детей 4) воспитание детей
54. Эра, в которой происходил расцвет приматов и появление человека,
1) палеозойская 2) протерозойская 3) мезозойская 4) кайнозойская
55 Трудовая деятельность, мышление, речь, сыгравшие большую роль в развитии предков человека, относятся к факто рам эволюции 1) социальным 2) биологическим3) антропогенным 4) биотическим
56 Под влиянием каких факторов происходила эволюция предков современного человека 1) только биологических 2) только социальных 3) социальных и биологических 4) абиотических и биотических
57 Формирование человеческих рас шло в направлении приспособления к
1) использованию различной пищи 2) наземному образу жизни 3) жизни в различных природных условиях 4) невосприимчивости к различным заболеваниям
58 Человек в отличие от животных 1) имеет кору больших полушарий 2) образует различные природные популяции 3) обладает второй сигнальной системой 4) может создавать искусственную среду обитания 5) имеет первую сигнальную систему 6) может создавать и использовать орудия труда
59 Укажите социальные факторы антропогенеза. 1) способность к выработке условных рефлексов 2) творчество 3) изготовление орудий труда для производства орудий труда 4) добывание и сохранение огня 5) усложнение нервной системы 6) прямохождение
60 Установите соответствие между примером и фактором антропогенеза, который его иллюстрирует.
ПРИМЕР |
| ФАКТОР АНТРОПОГЕНЕЗА |
A) пространственная изоляция Б) дрейф генов B) речь Г) абстрактное мышление Д) сознательная трудовая деятельность Е) популяционные волны |
| 1) биологический 2) социальный |
61 В процессе эволюции человека большую роль в развитии абстрактного мышления сыграли факторы 1) социальные 2) ограничивающие 3) абиотические 4) биологичие
62 Прочитайте текст. Выберите три предложения, в которых указаны основные события в эволюции человека, которые обусловили его современное биологическое и социальное положение Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
(1) Промежуточным звеном между человекообразными приматами и человеком считаются австралопитековые. (2) Совсем давние предки человека и человекообразных обезьян, вероятно, вели древесный образ жизни. (3) Около двух миллионов лет назад появился человек прямоходящий. (4) Его останки были найдены в Африке и на Яве. (5) Во Франции, в пещере Эскаль были обнаружены следы очага, на котором, вероятно готовилась пища. (6) На юго-западе Кении археологи обнаружили следы массовой ночной охоты древних людей на павианов.
63 К социальным факторам, играющим существенную роль в эволюции предков современного человека, относится 1) наследственная изменчивость 2) борьба за существование 3) естественный отбор 4) членораздельная речь
64 К социальным факторам антропогенеза относят 1) прямохождение
2) появление речи 3) мутационный процесс 4) борьбу за существование
65 Социальные факторы эволюции сыграли решающую роль в формировании у человека 1) уплощенной грудной клетки 2) прямохождения 3) членораздельной речи 4) S-образных изгибов позвоночника
66 На каком этапе эволюции человека ведущую роль играли социальные факторы 1) Древнейших людей 2) Древних людей 3) Питекантропов 4) Кроманьонцев
67 В процессе эволюции у человека под влиянием биологических факторов произошло формирование 1) потребности в трудовой деятельности 2) развитого сознания 3) речи 4) сводчатой стопы
68 В связи с прямохождением у человека 1) освобождаются верхние конечности 2) стопа приобретает сводчатую форму 3) большой палец руки противостоит остальным 4) таз расширяется, его кости срастаются 5) мозговой отдел черепа меньше лицевого 6) уменьшается волосяной покров
69 Признаки, характеризующие специфическую высшую нервную деятельность человека. 1) реализуются безусловные рефлексы 2) способность к абстрактному мышлению 3) способность реагировать на знакомое слово 4) осознанная речь 5) общение знаками, символами, понятиями 6) сформированное условно-рефлекторное поведение
70 Каковы биологические и социальные факторы антропогенеза?
71 К биологическим факторам антропогенеза относятся(-ится) 1) наследственность 2) инстинкты 3) труд 4) речь
72 Какая особенность человека сформировалась под влиянием биологических факторов антропогенеза? 1) изготовление орудий труда 2) совместный труд 3) сводчатая стопа
4) появление диафрагмы
73 Установите соответствие между примером и фактором антропогенеза, для которого он характерен.
ПРИМЕР |
| ФАКТОР АНТРОПОГЕНЕЗА |
А) трудовая деятельность Б) абстрактное мышление В) изоляция Г) мутационная изменчивость Д) популяционные волны Е) вторая сигнальная система |
| 1) биологический 2) социальный |
74 К рудиментарным органам человека относят 1) трахею 2) копчик 3) лопатку
4) ушные раковины
75 К предкам человека НЕ относится 1) гиббон 2) питекантроп 3) кроманьонец
4) неандерталец
76 Какой фактор антропогенеза можно отнести к биологическим? 1) общественный образ жизни 2) естественный отбор 3) устную и письменную речь 4) благоустройство жилища
77 На ранних этапах эволюции человека под контролем биологических факторов происходило формирование 1) особенностей его строения и жизнедеятельности 2) членораздельной речи
3) трудовой деятельности 4) мышления, развитого сознания
78 В чем заключается биосоциальная природа человека?
79 Какие особенности человека принципиально отличают его от животных? Укажите не менее трёх особенностей.
80 Прочитайте текст. Выберите три предложения, в которых описаны морфологические признаки современного человека. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны
(1) Современный человек во многом похож на своих предков — человекообразных приматов. (2) Его относительно крупный мозг в несколько раз превосходит мозг шимпанзе. (3) У человека и шимпанзе насчитывается не меньше 90 % сходных генов. (4) Эволюция человека сопровождалась развитием речи и появлением новых форм поведения. (5) Возникновению прямохождения способствовали появление сводчатой стопы, S-образного позвоночника с шейным и поясничным изгибами, расширенного таза. (6) Благодаря отчетливому противопоставлению большого пальца остальным постепенно совершенствовалась рука, как орган труда.
81 Появление какого признака у человека относят к атавизмам 1) аппендикса 2) шестипалой конечности 3) многососковости 4) дифференциации зубов
82 Эволюция какой группы приматов привела к появлению человека 1) гиббонов 2) орангутанов 3) дриопитеков 4) горилл
83 Развитие у отдельных людей большого числа сосков — пример 1) ароморфоза 2) рудимента 3) атавизма 4) идиоадаптации
84 Сходство человека и млекопитающих животных свидетельствует об их 1) родстве и общем плане строения 2) одинаковом уровне организации 3) конвергентном сходстве
4) происхождении от разных предков
85 О единстве, родстве человеческих рас свидетельствует 1) их приспособленность к жизни в разных климатических условиях 2) одинаковый набор хромосом, сходство их строения 3) их расселение по всему земному шару 4) их способность преобразовывать окружающую среду
86 Антропоген – это период, относящийся к эре 1) мезозойской
2) палеозойской 3) протерозойской 4) кайнозойской
87 К человекообразным обезьянам относят 1) синантропа 2) австралопитека 3) неандертальца 4) кроманьонца
88 Укажите три признака млекопитающих, которые не характерны для человека? 1) наличие диафрагмы 2) наличие подшерстка 3) наличие семи шейных позвонков 4) хвостовой отдел тела 5) подвижная ушная раковина 6) альвеолярное легкое
89 Чем доказывается принадлежность человека к классу Млекопитающих?
90 Среди ныне живущих на Земле животных шимпанзе считают ближайшим родственником человека, о чем свидетельствует в первую очередь 1) сходство их геномов 2) сходство в строении т-РНК 3) принадлежность к одному классу 4) строение митохондрий
91 Что отличает человека от млекопитающих животных? 1) элементы рассудочной деятельности 2) наличие условных рефлексов 3) трудовая деятельность 4) инстинктивное поведение
92 Какой признак у человека считают атавизмом? 1) хватательный рефлекс 2) наличие аппендикса в кишечнике 3) обильный волосяной покров 4) шестипалая конечность
93 Кроманьонцы, в отличие от своих предков, начали 1) пользоваться примитивными орудиями 2) охотиться 3) добывать огонь 4) заниматься творчеством
94 Что из перечисленного лежит в основе высшей нервной деятельности человека? 1) абстрактное мышление 2) инстинкты 3) сознание 4) речь 5) безусловные рефлексы 6) раздражимость
95 Что из перечисленных факторов относится к биологической эволюции человека 1) родной язык 2) борьба за существование 3) обучение детей 4) воспитание детей
96 Установите последовательность стадий антропогенеза. Запишите в таблицу соответствующую последовательность цифр. 1) человек умелый 2) кроманьонец
3) дриопитек 4) неандерталец 5) человек прямоходящий
97 Общественный образ жизни предков человека способствовал 1) появлению прямохождения
2) формированию S-образных изгибов позвоночника 3) появлению речи 4) освобождению руки
98 Определите верную последовательность этапов антропогенеза
1) древние люди — > древнейшие люди — > современный человек
2) неандерталец — > питекантроп — > синантроп
3) древнейшие люди — > древние люди — > современный человек
4) древнейшие люди — > люди современного типа
99 У человека в связи с прямохождением 1) сформировался свод стопы 2) когти превратились в ногти 3) срослись фаланги пальцев стопы 4) большой палец противопоставляется остальным
100 Человек в системе органического мира 1) представляет собой особый отряд класса млекопитающих 2) выделяется в особое царство, включающее наиболее высокоорганизованные живые существа 3) представляет особый вид, который входит в отряд приматов, класс млекопитающих, царство животных 4) является составной частью человеческого общества и не имеет отношения к системе органического мира
101 Прямохождение у предков человека способствовало 1) освобождению руки 2) появлению речи 3) развитию многокамерного сердца 4) усилению обмена веществ
102 Человек, в отличие от млекопитающих животных 1) обладает возбудимостью
2) имеет кору головного мозга 3) мыслит абстрактно 4) обладает раздражимостью
103 Череп человека отличается от черепа других млекопи тающих 1) наличием только одной подвижной кости — нижней челюсти 2) наличием швов между костями мозговой части
3) более развитой мозговой частью 4) строением костной ткани
104 Какое значение имело приобретение людьми негроидной расы темного цвета кожи? 1) предохранение от ультрафиолетовых лучей 2) усиление обмена веществ 3) приспособление к морскому климату 4) улучшение дыхательной функции кожи
105 Человек, в отличие от животных, 1) влияет на среду обитания в процессе жизнедеятельности 2) имеет S-образный позвоночник 3) образует различные популяции 4) имеет первую сигнальную систему 5) обладает второй сигнальной системой 6) создает и использует орудия труда
106 Верны ли следующие утверждения? А. Древнейшими людьми на Земле были неандертальцы. Б. Неандертальцы могли охотиться, создавать орудия труда, строить жилища. 1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны
107 Какой отбор сохраняет видовые признаки современного человека
1) движущий 2) стабилизирующий 3) массовый 4) методический
108 Увеличение размеров мозгового отдела черепа у человека, по сравнению с лицевым способствовало 1) наземному образу жизни 2) развитию мышления 3) редукции волосяного покрова 4) использованию животной пищи
109 Какая часть верхней конечности человека наиболее резко изменилась в процессе его эволюции? 1) плечо 2) предплечье 3) кисть 4) лопатка
110Почему людей разных рас относят к одному виду?
111Почему людей разных рас относят к одному виду?
112 Почему в редких случаях у отдельных людей появляются атавизмы? Ответ поясните.
113 К атавизмам человека относят появление 1) хвостовых позвонков 2) диафрагмы 3) дифференцированных зубов 4) шестипалой конечности
114 Прочитайте текст. Выберите три верных утверждения. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
(1) Неандерталец — древний человек, ископаемые останки которого были обнаружены в долине Неандерталь в Германии. (2) Жили неандертальцы в пещерах, охота велась коллективно с использованием костяных орудий. (3) Череп неандертальцев имел мощный надглазничный валик, лоб был низким, лицо скуластым. (4) Неандертальцы — самые близкие предки человекообразных обезьян. (5) Немногочисленные ветви неандертальцев сохранились до сегодняшнего дня в Африке.
115 Укажите эволюционные черты передних конечностей у человека. Какие изменения в передних конечностей позволили человеку овладеть трудовой деятельностью?
116 Многие расовые признаки человека не имеют адаптивного значения. Назовите эволюционные факторы, под влиянием которых сформировались такие признаки, и объясните механизм их действия.
117 Человек, как и человекообразные обезьяны, имеет 1) 4 группы крови 2) сводчатую стопу 3) объем головного мозга 1200-1450 см3 4) S-образный позвоночник
118 Человека относят к классу млекопитающих, так как у него 1) внутреннее оплодотворение 2) легочное дыхание 3) четырехкамерное сердце 4) есть диафрагма, потовые и млечные железы
119 Приведите не менее трех прогрессивных биологических признаков человека, которые он приобрел в процессе длительной эволюции.
120 Человек отличается от всех других животных 1) передвижением на двух конечностях 2) наличием первой сигнальной системы 3) наличием второй сигнальной системы 4) отсутствием хвоста
121 Какой из отделов головного мозга человека претерпел наибольшие изменения в процессе эволюции, в чём заключаются эти изменения и как это отразилось на жизни и поведении человека?
122 Какие особенности физиологии и анатомии человека позволяют ему использовать для общения устную речь? Укажете не менее трёх особенностей.
123 Какой из отделов головного мозга человека претерпел наибольшие изменения в процессе эволюции, в чём заключаются эти изменения и как это отразилось на жизни и поведении человека?
124 В головном мозге человека в отличие от других млекопитающих в процессе эволюции появляются центры 1) речевые 2) обоняния и вкуса 3) слуха и зрения 4) координации движения
125 Биологическим фактором, обеспечивающим развитие мышления и трудовой деятельности человека на раннем этапе эволюции, считают 1) прогрессивное развитие мозга
2) заботу о потомстве 3) появление четырехкамерного сердца 4) усиление легочного дыхания
126 Человека относят к классу Млекопитающие, так как у него 1) пальцы имеют ногтевые пластинки 2) конечности состоят из отделов 3) головной мозг имеет пять отделов 4) имеются потовые и млечные железы
127 Эра, в которой происходил расцвет приматов и появление человека, 1) палеозойская 2) протерозойская 3) мезозойская 4) кайнозойская
Потамошнева Наталья Алексеевна