12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Лариса502
учитель начальных классов
Россия, Тульская обл., Новомосковск

7

Соболева Лариса Васильевна

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
“ Средняя общеобразовательная школа №20 ”













Тема: Произведение М.М. Пришвина «Выскочка»

t1634818297aa.jpg




Учитель: Соболева Лариса Васильевна, учитель начальных классов. Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 20»










Новомосковск, 2021

Тема: Произведение М.М. Пришвина «Выскочка».

Тип урока: комбинированный с применением технологии проектного обучения и приемов по развитию критического мышления учащихся.

Цель урока:

Читают, работают по вопросам, составляют план, работают дифференцированно, пересказывают по плану.

Задачи урока:

Предметные:

сформировано представление о произведении «Выскочка».

умеют создавать план пересказа.

Метапредметные:

умеют планировать пути достижения целей; соотносить свои действия с планируемыми результатами; осуществлять контроль своей деятельности; определять способы действий в рамках предложенных условий; корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; оценивать правильность выполнения поставленной задачи;

имеют представление о подходах к поиску информации.

Личностные:

поиск вариантов на основе имеющихся знаний;

формирование умения наблюдать, анализировать, сравнивать, делать выводы;

осуществление контроля и самоконтроля;

развитие находчивости, умения преодолевать трудности для достижения намеченной цели;

навык рассуждений для решения задач различного типа.

Оборудование:

Комплекс мультимедиа (ПК, проектор, интерактивная доска);

учебник Литературное чтение.

ХОД УРОКА

I этап. Мотивация к учебной деятельности

Включение детей в учебную деятельность.

Учитель. Здравствуйте, дети! Садитесь.

Учащиеся рассаживаются по местам, проверяют наличие принадлежностей.

Проверка домашней работы: дети рассказывают, как выполнили домашнее задание.


II этап. Актуализация знаний и пробное учебное действие.

Учитель. Отгадайте загадки.

Во дворе поставлен дом,

На цепи хозяин в нём. (собака).

Вертится, стрекочет,

Весь день хлопочет. (сорока).

Заворчал живой замок,

Лёг у двери поперёк. (собака).

Непоседа пёстрая,

Птица длиннохвостая,

Птица говорливая,

Самая болтливая. (сорока).

Методические комментарии. Активация внимания, мотивация на деятельность и включение в нее учеников, создание оптимистического настроя в процессе деятельности учащихся (познавательные, личностные УУД).


III этап. Постановка проблемы.

Учитель. О ком будем читать рассказ? Отгадки вам подсказывают. (Ученики затрудняются в ответе на вопрос).

Методические комментарии. Стимулирование поиска ответов на основе уже имеющихся знаний – анализ, припоминание. Обеспечение ситуации успеха для самых слабых учеников, психологическая поддержка каждому ребенку, развитие логического мышления, познавательной активности (познавательные, личностные УУД).


IV этап. Построение проекта выхода из затруднения.

На этапе обсуждения результатов ответов выясняется, что учащиеся в ответах не всегда уверены, допускают ошибки. Вместе с учителем они обобщают знания и приходят к верному ответу.

Учитель. Вы догадались, о ком будем читать рассказ? (О собаке и сороке).

Тема урока: «Рассказ М.М. Пришвина «Выскочка».

Какую цель мы наметим? (Узнать о собаке и её поведении с сорокой).

Чтение произведения. Беседа, ответы на вопросы:

О чем говорит название рассказа?

Какой показана Лайка?

Как вела себя Выскочка?

О чём просили другие сороки?

Почему сорока осталась без хвоста?

Методические комментарии. Учащиеся рассуждают о животных, описанных в рассказе (познавательные УУД). Дети ориентируются на понимание причин успеха в учении, проявляют интерес к новому материалу, мотивированы на процесс познания. Развивается внимание, зрительная и слуховая память, диалогическая речь (личностные УУД); они формулируют собственное мнение, учатся владеть монологической речью, выслушивают мнение других, контролируют действия одноклассников (коммуникативные УУД).

V этап. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

Аналитическое чтение по частям, составление плана (блок-схема).

С – собака Вьюшка

В – Выскочка

СС – сороки

С С С В В

В В СС

СС

Дифференцированная работа в группах.

1 группа – замысел Выскочки.

2 группа – описание Выскочки.

3 группа – описание Вьюшки.

Самостоятельная работа в больших тетрадях.

В рассказе есть пословица. Найдите её. «В семье не без урода». Какие вы знаете пословицы о хитрости, сообразительности, ловкости?

Работа над образами Вьюшки и Выскочки по плану:

Внешний вид.

Повадки.

Отношение автора.

Высказывание своего мнения.

Методические комментарии: Ученики анализируют объекты в рассказе, сравнивают и находят нужную информацию. Подвергают сомнению полученную информацию (познавательные УУД), осуществляют контроль и самоконтроль, вносят изменения в свои действия (регулятивные УУД). Ориентируются на понимание причин успеха в учении, проявляют интерес к новому материалу (личностные УУД), формулируют собственное мнение, учатся владеть монологической речью, контролируют действия одноклассников (коммуникативные УУД).


VI этап. Физкультминутка

Вот мы руки развели, (руки в стороны)

Словно удивились.

И друг другу до земли

В пояс поклонились! (наклоны вперёд)

Наклонились, выпрямились.

Наклонились, выпрямились.

Ниже, дети, не ленитесь,

Поклонитесь, улыбнитесь.


Методические комментарии. Здоровьесберегающая методика для снятия утомления после работы.


VII этап. Фиксация нового знания и оценка собственной деятельности.

Учитель задаёт вопросы, ученики отвечают:

О чём прочитанное произведение? (О характере животных).

О чём писал М.М. Пришвин? (О природе, о Родине, о родном крае).

Вспомните строчки о природе М.М. Пришвина.

Учитель: Мы хозяева нашей природы. Она для нас кладовая солнца с великими сокровищами жизни. Мало того, чтобы сокровища эти охраняя – их надо открывать и показывать. Для рыбы нужна чистая вода – будем охранять наши водоёмы. В лесах, степях, горах живут разные ценные животные – будем охранять наши леса, степи, горы.

Рыбе вода, птице воздух, зверю лес, степь, горы. А человеку нужна Родина. И охранять природу – значит охранять Родину.

Рассказ учит действовать командой, сообща. Учит осторожности и предусмотрительности. Учит не наглеть и не жадничать. Учит не считать себя умнее других.

Методические комментарии: Подведение итогов урока позволяет школьникам произвести самооценку деятельности, соотнести её с оценкой других (личностные УУД)

VIII этап. Домашнее задание

Ученики записывают в дневники домашнее задание: Познакомится с рассказами Пришвина, включенными в учебники для начальной школы (УМК "Школа России"). Записать их названия в тетрадь. 

Методические комментарии: Домашнее задание показывает заинтересованность учеников результатами работы каждого.



Литература

УМК "Школа России", авторы: Климанова Л.Ф., Голованова М.В., Горецкий В.Г.

Я иду на урок в начальную школу: Чтение - М: Издательство «Первое сентября». 2020 г.

















Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.