Урок литературы в 6 классе по теме «М.М. Пришвин — знаток природы, мастер слова, гуманист»
Урок литературы в 6 классе
«М. М. Пришвин – знаток природы, мастер слова, гуманист» /по сказке-были М. М. Пришвина «Кладовая солнца/
Бывает, наклонишься в лесу к тихой заводи ручья и там,
как в зеркале, увидишь – весь-то человек,
большой, прекрасный, как для Травки Антипыч…
И так он прекрасен там, как в зеркале,
со всей природою, с облаками, с лесами…
М. М. Пришвин. Из сказки-были «Кладовая солнца»
Тип урока:обобщающий, урок-наблюдение Цель: обобщение знаний учащихся по сказке-были М. М. Пришвина «Кладовая солнца».
Задачи формирования коммуникативных УУД: развитие навыков работы в группе (учебное сотрудничество), учить управлять поведением партнёра (оценка действия); регулятивных УУД: осознавать самого себя как движущую силу своего научения, свою способность к самооценке; познавательных УУД: понимать роль пейзажа в прозе, видеть, как он «живёт» в тексте; увидеть мастерское владение словом М. М. Пришвиным; осознать неразрывную связь и взаимовлияние человека и природы.
Оборудование, предварительная подготовка к уроку: мультимедийный проектор для показа презентации, выставка рисунков («Ель и сосна», «Тетерев-косач»), задания (см. 6 приложений).
Форма работа: групповая, индивидуальная
Ход урока:
1. Оргмомент. Слово учителя: - Сегодня, ребята, заканчивая изучение «Кладовой солнца», мы постараемся обратить внимание на то, что осталось незамеченным, «за кадром». Убедимся в том, что Пришвин – знаток природы, мастер слова, гуманист. 1-2 слайд
Отметки за вашу работу на уроке будут внесены в «Листки контроля знаний»
Чтение эпиграфа к уроку, акцент на выделенные слова
2. Вначале вспомните, послушайте прекрасную пришвинскую прозу, насладитесь словом мастера. (Звучит эпизод «Было совсем тихо в природе, и дети, озябшие, до того были тихи…» в исполнении подготовленного ученика) Приложение1
Слово учителя: - Посмотрите, как тесно переплетается у Пришвина человеческая жизнь с природой. - Назовите, процитируйте фрагменты-эпизоды из жизни природы, которые помогают понять переживания героев и даже двигают развитие событий. Дети называют
Вывод: Природа помогает автору осуществить замысел: предупреждает героев об опасности, радуется вместе с ними…- это средство выражения авторской позиции. 3 слайд
3. Слово учителя: - У Пришвина природа – соавтор, его помощник в создании художественного произведения, потому что он её любит, хорошо знает (это настоящий учебник!) и хочет поделиться этими знаниями со своим читателем. Проверим, внимательно ли вы, ребята, читали учебник природы Пришвина.
4. Индивидуальное задание. Слово ботанику. Викторина «Какая ягода?" 4 слайд
Приложение 2
5. Индивидуальное задание. Слово орнитологу. Викторина «Птицы». 5 слайд Приложение 3
Пауза. Отдохнём и послушаем голоса природы «Птичье пение». 6. Слово учителя: - В том, что Пришвин – знаток природы, мы убедились, а теперь попробуем понаблюдать, как мастерски писатель владеет словом. Поработаем с текстом.(Ученикам предлагается, прочитав предложение, восстановить пропущенное слово и определить выразительное средство языка, употребляемое автором в этом предложении). Приложение 4
Учащиеся зачитывают ответы.
7. Беседа по проверке домашнего задания: а. Почему автор употребляет выражение «храм природы» в предложении: Могучие стволы соснового бора стали как зажжённые свечи великого храма природы. / Слово «храм» связано с понятием «святость» - божий храм, туда нельзя входить с грязными помыслами/ б. Ребята, вспомнив слова из этого произведения, попробуйте разгадать кроссворд. Думается, некоторые слова стали для вас открытием. При проверке каждая группа зачитывает по 3 отгаданных слова. Приложение 5
Ответы представителей групп /выслушать каждую группу/ 6 слайд
8. Заключительный диалог урока. - Как вы думаете, почему писатель назвал своё произведение сказкой-былью? /Слияние сказочного и реального позволили Михаилу Михайловичу Пришвину показать мечту о высоком назначении человека, о его ответственности перед природой, о его разумном хозяйствовании/. -Как, по-вашему, рассказ о ели и сосне, растущих вместе, помогает понять смысл всего произведения? Вспомните правду Антипыча: « Это есть правда вековечной суровой борьбы за любовь». /Любовь к жизни настолько велика, что позволяет деревьям разных пород расти вместе, несмотря на боль, причиняемую друг другу. А человек – разумное существо, он должен любить жизнь, людей, бороться за эту любовь, когда необходимо/. Подумаем над словами писателя. 7 слайд
Ответственные в группах передают учителю заполненные «Листки контроля знаний». Приложение 6 9. Заключительное слово учителя. - Заканчивая наш урок, я хочу сказать вам, ребята, чтобы вы, входя в храм природы, всё замечали, запоминали, наслаждались общением с живой природой и, конечно, берегли её, так как человек прекрасен только с ней. Обращение к эпиграфу
К сожалению, с творчеством М. М. Пришвина на уроках литературы мы с вами расстаёмся, но я рекомендую прочитать вам ещё одно произведение писателя: повесть «Корабельная чаща». В ней вы узнаете, что было до событий, рассказанных в «Кладовой солнца», и много интересного после. Я желаю вам новых наблюдений-открытий! Спасибо за работу на уроке!