12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Тришина Татьяна Юрьевна165
Учитель- словесник
Россия, Иркутская обл.

Урок литературы в 6 классе                                                                                                                      

                   «М. М. Пришвин – знаток природы, мастер слова, гуманист»                                /по сказке-были М. М. Пришвина «Кладовая солнца/

 

Бывает, наклонишься в лесу к тихой заводи ручья и там,

как в зеркале, увидишь – весь-то человек,

большой, прекрасный, как для Травки Антипыч…

И так он прекрасен там, как в зеркале,

со всей природою, с облаками, с лесами…

 

М. М. Пришвин. Из сказки-были «Кладовая солнца»


 

Тип урока:обобщающий, урок-наблюдение                                                                                                                                                                                                                         Цель: обобщение знаний учащихся по сказке-были М. М. Пришвина «Кладовая солнца».

 Задачи формирования коммуникативных УУД: развитие навыков работы в группе (учебное сотрудничество), учить управлять поведением партнёра (оценка действия);                          регулятивных УУД: осознавать самого себя как движущую силу своего научения, свою способность к самооценке;                                                                                                    познавательных УУД: понимать роль пейзажа в прозе, видеть, как он «живёт» в тексте; увидеть мастерское владение словом М. М. Пришвиным; осознать неразрывную связь и взаимовлияние человека и природы.                                                                         

Оборудование, предварительная подготовка к уроку: мультимедийный проектор для показа презентации, выставка рисунков («Ель и сосна», «Тетерев-косач»), задания (см. 6 приложений). 

  Форма работа: групповая, индивидуальная

                                                            

                                                                 Ход урока:

      1. Оргмомент.                                                                                                                   Слово учителя: - Сегодня, ребята, заканчивая изучение «Кладовой солнца», мы  постараемся обратить внимание на то, что осталось незамеченным, «за кадром».          Убедимся в том, что Пришвин – знаток природы, мастер слова, гуманист.        1-2 слайд

Отметки за вашу работу на уроке будут внесены в «Листки контроля знаний»

Чтение эпиграфа к уроку, акцент на выделенные слова

  2. Вначале вспомните, послушайте прекрасную пришвинскую прозу, насладитесь словом мастера. (Звучит эпизод «Было совсем тихо в природе, и дети, озябшие, до того были тихи…» в исполнении подготовленного ученика)                                         Приложение1

Слово учителя: - Посмотрите, как тесно переплетается у Пришвина человеческая жизнь с природой.                                                                                                                            - Назовите, процитируйте фрагменты-эпизоды из жизни природы, которые помогают понять переживания героев и даже двигают развитие событий.                         Дети называют

Вывод: Природа помогает автору осуществить замысел: предупреждает героев об опасности, радуется вместе с ними…- это средство выражения авторской позиции. 3 слайд

   3. Слово учителя: - У Пришвина природа – соавтор, его помощник в создании художественного произведения, потому что он её любит, хорошо знает (это настоящий учебник!) и хочет поделиться этими знаниями со своим читателем. Проверим, внимательно ли вы, ребята, читали учебник природы Пришвина.

 

4. Индивидуальное задание. Слово ботанику. Викторина «Какая ягода?" 4 слайд 

Приложение 2


        5. Индивидуальное задание. Слово орнитологу. Викторина «Птицы».          5  слайд               Приложение 3

Пауза. Отдохнём и послушаем голоса природы «Птичье пение».                                          6. Слово учителя: - В том, что Пришвин – знаток природы, мы убедились, а теперь попробуем понаблюдать, как мастерски писатель владеет словом. Поработаем с текстом.(Ученикам предлагается, прочитав предложение, восстановить пропущенное слово и определить выразительное средство языка, употребляемое автором в этом предложении).                                                                                                                      Приложение 4

Учащиеся зачитывают ответы.

 

7. Беседа по проверке домашнего задания:                                                                   а. Почему автор употребляет выражение «храм природы» в предложении:                   Могучие стволы соснового бора стали как зажжённые свечи великого храма природы. / Слово «храм» связано с понятием «святость» - божий храм, туда нельзя входить с грязными помыслами/                                                                                                  б. Ребята, вспомнив слова из этого произведения, попробуйте разгадать кроссворд. Думается, некоторые слова стали для вас открытием. При проверке каждая группа зачитывает по 3 отгаданных слова.                                              Приложение 5

               Ответы представителей групп /выслушать каждую группу/                 6 слайд

8. Заключительный диалог урока.                                                                                 - Как вы думаете, почему писатель назвал своё произведение сказкой-былью?            /Слияние сказочного и реального позволили Михаилу Михайловичу Пришвину показать мечту о высоком назначении человека, о его ответственности перед природой, о его разумном хозяйствовании/.                                                              -Как, по-вашему, рассказ о ели и сосне, растущих вместе, помогает понять смысл всего произведения? Вспомните правду Антипыча: « Это есть правда вековечной суровой борьбы за любовь».                                                                                        /Любовь к жизни настолько велика, что позволяет деревьям разных пород расти вместе, несмотря на боль, причиняемую друг другу. А человек – разумное существо, он должен любить жизнь, людей, бороться за эту любовь, когда необходимо/. Подумаем над словами писателя.                                           7 слайд 

 Ответственные в группах передают учителю заполненные «Листки контроля знаний».                                                                                                       Приложение 6                                                                                                                                              9. Заключительное слово учителя.                                                                                 - Заканчивая наш урок, я хочу сказать вам, ребята, чтобы вы, входя в храм природы, всё замечали, запоминали, наслаждались общением с живой природой и, конечно, берегли её, так как человек прекрасен только с ней.                                                                        Обращение к эпиграфу 

  К сожалению, с творчеством М. М. Пришвина на уроках литературы мы с вами расстаёмся, но я рекомендую прочитать вам ещё одно произведение писателя: повесть «Корабельная чаща». В ней вы узнаете, что было до событий, рассказанных в «Кладовой солнца», и много интересного после.                                                         Я желаю вам новых наблюдений-открытий! Спасибо за работу на уроке!

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.