Произведения о Великой Отечественной войне
Произведения о Великой Отечественной войне.
Цели и задачи:
- знакомство с лирических произведений о Великой Отечественной войне на примере произведения К. М. Симонова «Ты помнишь, Алёша, дороги Смоленщины...» и Д. С. Самойлова «Сороковые»;
- развитие представлений учащихся о жанровом своеобразии, темы и лирическом герое произведений о Великой Отечественной войне;
- анализ лирического произведения.
Словарная работа (заранее расписаны на доске)
Аллитерация – повтор согласных звуков в строке.
Балагурить (разговорное) – веселиться, с шутками болтать.
замурзанной ушанка – в грязной,потертой, истрёпанной зимней солдатской шапке.
Кисет – небольшой мешочек для табака, затягиваемый шнурком.
Кринка – расширяющийся книзу удлинённый глиняный горшок для молока.
Лирика – род литературы, отражающий чувства, сострадания автора, преимущественно в стихотворной форме. Автор передаёт свои мысли и чувства .
Мундштук – небольшая трубочка, в которую вставляют папиросу.
Околица – Место вокруг селения, рядом с ним, окружающая местность.
Олицетворение – такое изображение неодушевлённых предметов, при котором они наделяются свойствами живых существ: даром речи, способностью мыслить и чувствовать.
Пáжить – пастбище, место, где пасут скот.
Паёк - кусок хлеба, выданные военным по норме.
Плúсовый – сделанный из хлопчатобумажной ткани, напоминающей бархат.
Погост – в старину – церковь в стороне от села , участок и с кладбищем.
Просёлок – грунтовая дорожка между маленькими населёнными пунктами.
Роковые (годы) – приносящие горе, как бы назначенные судьбой, роком;
Салóп – широкое женское пальто необычного фасона.
Тракт – небольшая наезженная дорога (первоначально почтовая).
Уставная (звёздочка) – сделанная по военному уставу, правилу.
Эпитет – художественное определение, выделяющее наиболее существенный в данном контексте признак предмета или явления;
Слово учителя:
Сегодня мы будем поговорить о творчестве поэтов, прошедших военными дорогами.
Константин Михайлович Симонов был военным корреспондентом газеты «Красная звезда», знал войну своими глазами.В своём дневнике поэт писал запись о первых месяцах войны: «Вдоль дороги шли с запада на восток женщины, дети, старики, девушки с небольшими узелками, девочки, молодые женщины. Это было ужасное зрелище – эти пальто, узелки в руках, модные, сбившиеся набок причёски.
А с востока на запад по дороге шли навстречу гражданские парни. Они шли в свои призывные части , к месту сбора частей, мобилизованные, не желавшие опоздать, не хотевшие, чтобы их сочли сбежавшие , и в то же время ничего не знавшие, не понимавшие, куда они идут. Ими руководило чувство долга, полная неизвестность и неверие в то, что враги могут быть здесь, очень близко. Это была одна из трагедий тех дней. Этих людей бомбили с воздуха враги, и они оказываются в плену».
Эти чувства и переживания легли в стихотворение «Ты помнишь, Алёша, дороги Смоленщины...», которое вошло в сборник «С тобой и без тебя».
Произведение было написано в 1942 году в форме дружеского послания другу, писателю Алексею Суркову.
Сурков – поэт – фронтовик, тоже военный корреспондент, автор знаменитой песни «Землянка», сочинившую в начале Великой Отечественной.
Обращение к другу придаёт стихотворению особый лиризм, искренность. Автор рассказывает о начале войны – о самом сложном и тяжёлом периоде.
Лирический герой – это герой, переживающий боль, стыд, горечь бойцов, вынужденных отступать. Тяжело чувствовавший события войны, он навсегда будет помнить эти печальные дни отступления, и оставшихся в тылу супостата женщин, детей, стариков.
Читатель погружается в обстановку военного времени благодаря многочисленным эпитетам: «усталые женщины», «бесконечные, злые дожди», «дорожная тоска», «со вдовьей слезой», плачущий крик», «горькую землю». Автор усиливает тяжёлые раздумья: чёрные дороги, размытые дождями, серые деревни с крестами над погостами и белые одежды седых стариков.
Молящиеся прадеды и не верящие в Бога внуки, вдовицы и девицы, старики и старухи – горожане и сельчане – все, объединившись, встали на защиту Отчизны. Так «встарь повелось на великой Руси».
Автор описывает дороги Смоленщины, ставшие центральным символом стихотворения, ведь именно под Смоленском прадеды русских солдат, сражавшихся с фашистами, дали отпор Наполеону.
Отсюда и уверенность пожилой женщины, сказавшей: «Родимые, покуда идите, мы вас подождём».
Героическая многовековая история России даёт уверенность, что войска, отступая, покидают родные земли ненадолго, верили все, и олицетворённая природа увеличивает эту надежду:
«Мы вас подождём!» – говорили нам пажити.
«Мы вас подождём!» – говорили леса.
Автор говорит:«...всё-таки Родина –
Не дом городской, где я празднично жил,
А эти просёлки, что дедами пройдены...».
Образ родины, обрисованный Симоновым, конкретен: дороги Смоленщины, деревни с погостами, русские околицы, изба под Борисовом, пажити, леса.
Родина выстоит и победит, потому что «вся Россия сошлась».
Величественный образ Родины сливается с обликом русской женщины, любящей, терпеливой, самоотверженной,пронесшей все тяготы войны.
Давид Самойлов в 1941 году добровольцем ушёл на фронт.Он напишет: «У нас было всё время ощущение среды, даже поколения. Даже термин у нас бытовал до войны: «поколение 40-го года». Поэтической визитной карточкой этого поколения стало стихотворение «Сороковые».
Написал он это стихотворение в 1961, спустя 20 лет, объясняя это просто:
«Как это было! Как совпало –
Война, беда, мечта и юность!
И это всё в меня запало
И лишь потом во мне очнулось!..».
Это позволило ему с высоты прожитых лет шире, глубже и уже осознаннее взглянуть на «свинцовые, пороховые».
Поэт раскрывает все ужасы военного лихолетья через призму собственных воспоминаний.
Почувствовать атмосферу того времени помогают детали, являющиеся символами войны: «извещенья похоронные», «перестуки эшелонные», «накатанные рельсы», «погорельцы».
Читатель реально слышит стук тяжелых колёс, чувствует запах пожарищ, видит горе вдов и рано ставших взрослыми детей. Война убивает людей, разрушает, надежды, мечты, калечит судьбы.
Основной темой стихотворения является противоестественность войны для человека.
Усиливают эту противоестественность войны звуковые образы, созданные аллитерациями: «соРоковые», «Роковые», «фРонтовые», «похоРонные», «пеРестуки», «Рельсы», «пРостоРно», «погоРельцы», «погоРельцы».
Эпитеты «военные и фронтовые», «похоронные», «эшелонные», «свинцовые, пороховые» наполняют нас чувством опасения, непоправимой беды, горя.
В стихотворении ярко выражена сила духа и жизнелюбие прошлог поколения.
«Когда говорят пушки, музы молчат», – гласит пословица.
Но музы не молчали, громче пушек на войне звучала поэзия. «И это были такие произведения, от которых хотелось или плакать, или скрежетать зубами», – писал поэт фронтовик А. Сурков. Все 1418 дней и ночей войны вместе с народом сражалась поэзия. Художественное творение, создаваемое писателями и поэтами, имело немаловажное значение: оно согревало душу, будило лучшие чувства, звало к победе! Стихи Твардовского, Самойлова, Симонова, Исаковского, Друниной, Гудзенко и других помогали идти в атаку, сражаться с фашистскими захватчиками.
От самого начало и до последнего дня войны не утихал голос поэтов. Никакие звуки бомбёжки не могли заставить молчать его. Никогда к голосу поэтов так тонко с трепетом не прислушивались читатели, как во время Великой Отечественной войны.
Произведения о Великой Отечественной войне.
Цели и задачи:
- знакомство с лирических произведений о Великой Отечественной войне на примере произведения К. М. Симонова «Ты помнишь, Алёша, дороги Смоленщины...» и Д. С. Самойлова «Сороковые»;
- развитие представлений учащихся о жанровом своеобразии, темы и лирическом герое произведений о Великой Отечественной войне;
- анализ лирического произведения.
Словарная работа (заранее расписаны на доске)
Аллитерация – повтор согласных звуков в строке.
Балагурить (разговорное) – веселиться, с шутками болтать.
замурзанной ушанка – в грязной,потертой, истрёпанной зимней солдатской шапке.
Кисет – небольшой мешочек для табака, затягиваемый шнурком.
Кринка – расширяющийся книзу удлинённый глиняный горшок для молока.
Лирика – род литературы, отражающий чувства, сострадания автора, преимущественно в стихотворной форме. Автор передаёт свои мысли и чувства .
Мундштук – небольшая трубочка, в которую вставляют папиросу.
Околица – Место вокруг селения, рядом с ним, окружающая местность.
Олицетворение – такое изображение неодушевлённых предметов, при котором они наделяются свойствами живых существ: даром речи, способностью мыслить и чувствовать.
Пáжить – пастбище, место, где пасут скот.
Паёк - кусок хлеба, выданные военным по норме.
Плúсовый – сделанный из хлопчатобумажной ткани, напоминающей бархат.
Погост – в старину – церковь в стороне от села , участок и с кладбищем.
Просёлок – грунтовая дорожка между маленькими населёнными пунктами.
Роковые (годы) – приносящие горе, как бы назначенные судьбой, роком;
Салóп – широкое женское пальто необычного фасона.
Тракт – небольшая наезженная дорога (первоначально почтовая).
Уставная (звёздочка) – сделанная по военному уставу, правилу.
Эпитет – художественное определение, выделяющее наиболее существенный в данном контексте признак предмета или явления;
Слово учителя:
Сегодня мы будем поговорить о творчестве поэтов, прошедших военными дорогами.
Константин Михайлович Симонов был военным корреспондентом газеты «Красная звезда», знал войну своими глазами.В своём дневнике поэт писал запись о первых месяцах войны: «Вдоль дороги шли с запада на восток женщины, дети, старики, девушки с небольшими узелками, девочки, молодые женщины. Это было ужасное зрелище – эти пальто, узелки в руках, модные, сбившиеся набок причёски.
А с востока на запад по дороге шли навстречу гражданские парни. Они шли в свои призывные части , к месту сбора частей, мобилизованные, не желавшие опоздать, не хотевшие, чтобы их сочли сбежавшие , и в то же время ничего не знавшие, не понимавшие, куда они идут. Ими руководило чувство долга, полная неизвестность и неверие в то, что враги могут быть здесь, очень близко. Это была одна из трагедий тех дней. Этих людей бомбили с воздуха враги, и они оказываются в плену».
Эти чувства и переживания легли в стихотворение «Ты помнишь, Алёша, дороги Смоленщины...», которое вошло в сборник «С тобой и без тебя».
Произведение было написано в 1942 году в форме дружеского послания другу, писателю Алексею Суркову.
Сурков – поэт – фронтовик, тоже военный корреспондент, автор знаменитой песни «Землянка», сочинившую в начале Великой Отечественной.
Обращение к другу придаёт стихотворению особый лиризм, искренность. Автор рассказывает о начале войны – о самом сложном и тяжёлом периоде.
Лирический герой – это герой, переживающий боль, стыд, горечь бойцов, вынужденных отступать. Тяжело чувствовавший события войны, он навсегда будет помнить эти печальные дни отступления, и оставшихся в тылу супостата женщин, детей, стариков.
Читатель погружается в обстановку военного времени благодаря многочисленным эпитетам: «усталые женщины», «бесконечные, злые дожди», «дорожная тоска», «со вдовьей слезой», плачущий крик», «горькую землю». Автор усиливает тяжёлые раздумья: чёрные дороги, размытые дождями, серые деревни с крестами над погостами и белые одежды седых стариков.
Молящиеся прадеды и не верящие в Бога внуки, вдовицы и девицы, старики и старухи – горожане и сельчане – все, объединившись, встали на защиту Отчизны. Так «встарь повелось на великой Руси».
Автор описывает дороги Смоленщины, ставшие центральным символом стихотворения, ведь именно под Смоленском прадеды русских солдат, сражавшихся с фашистами, дали отпор Наполеону.
Отсюда и уверенность пожилой женщины, сказавшей: «Родимые, покуда идите, мы вас подождём».
Героическая многовековая история России даёт уверенность, что войска, отступая, покидают родные земли ненадолго, верили все, и олицетворённая природа увеличивает эту надежду:
«Мы вас подождём!» – говорили нам пажити.
«Мы вас подождём!» – говорили леса.
Автор говорит:«...всё-таки Родина –
Не дом городской, где я празднично жил,
А эти просёлки, что дедами пройдены...».
Образ родины, обрисованный Симоновым, конкретен: дороги Смоленщины, деревни с погостами, русские околицы, изба под Борисовом, пажити, леса.
Родина выстоит и победит, потому что «вся Россия сошлась».
Величественный образ Родины сливается с обликом русской женщины, любящей, терпеливой, самоотверженной,пронесшей все тяготы войны.
Давид Самойлов в 1941 году добровольцем ушёл на фронт.Он напишет: «У нас было всё время ощущение среды, даже поколения. Даже термин у нас бытовал до войны: «поколение 40-го года». Поэтической визитной карточкой этого поколения стало стихотворение «Сороковые».
Написал он это стихотворение в 1961, спустя 20 лет, объясняя это просто:
«Как это было! Как совпало –
Война, беда, мечта и юность!
И это всё в меня запало
И лишь потом во мне очнулось!..».
Это позволило ему с высоты прожитых лет шире, глубже и уже осознаннее взглянуть на «свинцовые, пороховые».
Поэт раскрывает все ужасы военного лихолетья через призму собственных воспоминаний.
Почувствовать атмосферу того времени помогают детали, являющиеся символами войны: «извещенья похоронные», «перестуки эшелонные», «накатанные рельсы», «погорельцы».
Читатель реально слышит стук тяжелых колёс, чувствует запах пожарищ, видит горе вдов и рано ставших взрослыми детей. Война убивает людей, разрушает, надежды, мечты, калечит судьбы.
Основной темой стихотворения является противоестественность войны для человека.
Усиливают эту противоестественность войны звуковые образы, созданные аллитерациями: «соРоковые», «Роковые», «фРонтовые», «похоРонные», «пеРестуки», «Рельсы», «пРостоРно», «погоРельцы», «погоРельцы».
Эпитеты «военные и фронтовые», «похоронные», «эшелонные», «свинцовые, пороховые» наполняют нас чувством опасения, непоправимой беды, горя.
В стихотворении ярко выражена сила духа и жизнелюбие прошлог поколения.
«Когда говорят пушки, музы молчат», – гласит пословица.
Но музы не молчали, громче пушек на войне звучала поэзия. «И это были такие произведения, от которых хотелось или плакать, или скрежетать зубами», – писал поэт фронтовик А. Сурков. Все 1418 дней и ночей войны вместе с народом сражалась поэзия. Художественное творение, создаваемое писателями и поэтами, имело немаловажное значение: оно согревало душу, будило лучшие чувства, звало к победе! Стихи Твардовского, Самойлова, Симонова, Исаковского, Друниной, Гудзенко и других помогали идти в атаку, сражаться с фашистскими захватчиками.
От самого начало и до последнего дня войны не утихал голос поэтов. Никакие звуки бомбёжки не могли заставить молчать его. Никогда к голосу поэтов так тонко с трепетом не прислушивались читатели, как во время Великой Отечественной войны.
Произведения о Великой Отечественной войне.
Цели и задачи:
- знакомство с лирических произведений о Великой Отечественной войне на примере произведения К. М. Симонова «Ты помнишь, Алёша, дороги Смоленщины...» и Д. С. Самойлова «Сороковые»;
- развитие представлений учащихся о жанровом своеобразии, темы и лирическом герое произведений о Великой Отечественной войне;
- анализ лирического произведения.
Словарная работа (заранее расписаны на доске)
Аллитерация – повтор согласных звуков в строке.
Балагурить (разговорное) – веселиться, с шутками болтать.
замурзанной ушанка – в грязной,потертой, истрёпанной зимней солдатской шапке.
Кисет – небольшой мешочек для табака, затягиваемый шнурком.
Кринка – расширяющийся книзу удлинённый глиняный горшок для молока.
Лирика – род литературы, отражающий чувства, сострадания автора, преимущественно в стихотворной форме. Автор передаёт свои мысли и чувства .
Мундштук – небольшая трубочка, в которую вставляют папиросу.
Околица – Место вокруг селения, рядом с ним, окружающая местность.
Олицетворение – такое изображение неодушевлённых предметов, при котором они наделяются свойствами живых существ: даром речи, способностью мыслить и чувствовать.
Пáжить – пастбище, место, где пасут скот.
Паёк - кусок хлеба, выданные военным по норме.
Плúсовый – сделанный из хлопчатобумажной ткани, напоминающей бархат.
Погост – в старину – церковь в стороне от села , участок и с кладбищем.
Просёлок – грунтовая дорожка между маленькими населёнными пунктами.
Роковые (годы) – приносящие горе, как бы назначенные судьбой, роком;
Салóп – широкое женское пальто необычного фасона.
Тракт – небольшая наезженная дорога (первоначально почтовая).
Уставная (звёздочка) – сделанная по военному уставу, правилу.
Эпитет – художественное определение, выделяющее наиболее существенный в данном контексте признак предмета или явления;
Слово учителя:
Сегодня мы будем поговорить о творчестве поэтов, прошедших военными дорогами.
Константин Михайлович Симонов был военным корреспондентом газеты «Красная звезда», знал войну своими глазами.В своём дневнике поэт писал запись о первых месяцах войны: «Вдоль дороги шли с запада на восток женщины, дети, старики, девушки с небольшими узелками, девочки, молодые женщины. Это было ужасное зрелище – эти пальто, узелки в руках, модные, сбившиеся набок причёски.
А с востока на запад по дороге шли навстречу гражданские парни. Они шли в свои призывные части , к месту сбора частей, мобилизованные, не желавшие опоздать, не хотевшие, чтобы их сочли сбежавшие , и в то же время ничего не знавшие, не понимавшие, куда они идут. Ими руководило чувство долга, полная неизвестность и неверие в то, что враги могут быть здесь, очень близко. Это была одна из трагедий тех дней. Этих людей бомбили с воздуха враги, и они оказываются в плену».
Эти чувства и переживания легли в стихотворение «Ты помнишь, Алёша, дороги Смоленщины...», которое вошло в сборник «С тобой и без тебя».
Произведение было написано в 1942 году в форме дружеского послания другу, писателю Алексею Суркову.
Сурков – поэт – фронтовик, тоже военный корреспондент, автор знаменитой песни «Землянка», сочинившую в начале Великой Отечественной.
Обращение к другу придаёт стихотворению особый лиризм, искренность. Автор рассказывает о начале войны – о самом сложном и тяжёлом периоде.
Лирический герой – это герой, переживающий боль, стыд, горечь бойцов, вынужденных отступать. Тяжело чувствовавший события войны, он навсегда будет помнить эти печальные дни отступления, и оставшихся в тылу супостата женщин, детей, стариков.
Читатель погружается в обстановку военного времени благодаря многочисленным эпитетам: «усталые женщины», «бесконечные, злые дожди», «дорожная тоска», «со вдовьей слезой», плачущий крик», «горькую землю». Автор усиливает тяжёлые раздумья: чёрные дороги, размытые дождями, серые деревни с крестами над погостами и белые одежды седых стариков.
Молящиеся прадеды и не верящие в Бога внуки, вдовицы и девицы, старики и старухи – горожане и сельчане – все, объединившись, встали на защиту Отчизны. Так «встарь повелось на великой Руси».
Автор описывает дороги Смоленщины, ставшие центральным символом стихотворения, ведь именно под Смоленском прадеды русских солдат, сражавшихся с фашистами, дали отпор Наполеону.
Отсюда и уверенность пожилой женщины, сказавшей: «Родимые, покуда идите, мы вас подождём».
Героическая многовековая история России даёт уверенность, что войска, отступая, покидают родные земли ненадолго, верили все, и олицетворённая природа увеличивает эту надежду:
«Мы вас подождём!» – говорили нам пажити.
«Мы вас подождём!» – говорили леса.
Автор говорит:«...всё-таки Родина –
Не дом городской, где я празднично жил,
А эти просёлки, что дедами пройдены...».
Образ родины, обрисованный Симоновым, конкретен: дороги Смоленщины, деревни с погостами, русские околицы, изба под Борисовом, пажити, леса.
Родина выстоит и победит, потому что «вся Россия сошлась».
Величественный образ Родины сливается с обликом русской женщины, любящей, терпеливой, самоотверженной,пронесшей все тяготы войны.
Давид Самойлов в 1941 году добровольцем ушёл на фронт.Он напишет: «У нас было всё время ощущение среды, даже поколения. Даже термин у нас бытовал до войны: «поколение 40-го года». Поэтической визитной карточкой этого поколения стало стихотворение «Сороковые».
Написал он это стихотворение в 1961, спустя 20 лет, объясняя это просто:
«Как это было! Как совпало –
Война, беда, мечта и юность!
И это всё в меня запало
И лишь потом во мне очнулось!..».
Это позволило ему с высоты прожитых лет шире, глубже и уже осознаннее взглянуть на «свинцовые, пороховые».
Поэт раскрывает все ужасы военного лихолетья через призму собственных воспоминаний.
Почувствовать атмосферу того времени помогают детали, являющиеся символами войны: «извещенья похоронные», «перестуки эшелонные», «накатанные рельсы», «погорельцы».
Читатель реально слышит стук тяжелых колёс, чувствует запах пожарищ, видит горе вдов и рано ставших взрослыми детей. Война убивает людей, разрушает, надежды, мечты, калечит судьбы.
Основной темой стихотворения является противоестественность войны для человека.
Усиливают эту противоестественность войны звуковые образы, созданные аллитерациями: «соРоковые», «Роковые», «фРонтовые», «похоРонные», «пеРестуки», «Рельсы», «пРостоРно», «погоРельцы», «погоРельцы».
Эпитеты «военные и фронтовые», «похоронные», «эшелонные», «свинцовые, пороховые» наполняют нас чувством опасения, непоправимой беды, горя.
В стихотворении ярко выражена сила духа и жизнелюбие прошлог поколения.
«Когда говорят пушки, музы молчат», – гласит пословица.
Но музы не молчали, громче пушек на войне звучала поэзия. «И это были такие произведения, от которых хотелось или плакать, или скрежетать зубами», – писал поэт фронтовик А. Сурков. Все 1418 дней и ночей войны вместе с народом сражалась поэзия. Художественное творение, создаваемое писателями и поэтами, имело немаловажное значение: оно согревало душу, будило лучшие чувства, звало к победе! Стихи Твардовского, Самойлова, Симонова, Исаковского, Друниной, Гудзенко и других помогали идти в атаку, сражаться с фашистскими захватчиками.
От самого начало и до последнего дня войны не утихал голос поэтов. Никакие звуки бомбёжки не могли заставить молчать его. Никогда к голосу поэтов так тонко с трепетом не прислушивались читатели, как во время Великой Отечественной войны.
Произведения о Великой Отечественной войне.
Цели и задачи:
- знакомство с лирических произведений о Великой Отечественной войне на примере произведения К. М. Симонова «Ты помнишь, Алёша, дороги Смоленщины...» и Д. С. Самойлова «Сороковые»;
- развитие представлений учащихся о жанровом своеобразии, темы и лирическом герое произведений о Великой Отечественной войне;
- анализ лирического произведения.
Словарная работа (заранее расписаны на доске)
Аллитерация – повтор согласных звуков в строке.
Балагурить (разговорное) – веселиться, с шутками болтать.
замурзанной ушанка – в грязной,потертой, истрёпанной зимней солдатской шапке.
Кисет – небольшой мешочек для табака, затягиваемый шнурком.
Кринка – расширяющийся книзу удлинённый глиняный горшок для молока.
Лирика – род литературы, отражающий чувства, сострадания автора, преимущественно в стихотворной форме. Автор передаёт свои мысли и чувства .
Мундштук – небольшая трубочка, в которую вставляют папиросу.
Околица – Место вокруг селения, рядом с ним, окружающая местность.
Олицетворение – такое изображение неодушевлённых предметов, при котором они наделяются свойствами живых существ: даром речи, способностью мыслить и чувствовать.
Пáжить – пастбище, место, где пасут скот.
Паёк - кусок хлеба, выданные военным по норме.
Плúсовый – сделанный из хлопчатобумажной ткани, напоминающей бархат.
Погост – в старину – церковь в стороне от села , участок и с кладбищем.
Просёлок – грунтовая дорожка между маленькими населёнными пунктами.
Роковые (годы) – приносящие горе, как бы назначенные судьбой, роком;
Салóп – широкое женское пальто необычного фасона.
Тракт – небольшая наезженная дорога (первоначально почтовая).
Уставная (звёздочка) – сделанная по военному уставу, правилу.
Эпитет – художественное определение, выделяющее наиболее существенный в данном контексте признак предмета или явления;
Слово учителя:
Сегодня мы будем поговорить о творчестве поэтов, прошедших военными дорогами.
Константин Михайлович Симонов был военным корреспондентом газеты «Красная звезда», знал войну своими глазами.В своём дневнике поэт писал запись о первых месяцах войны: «Вдоль дороги шли с запада на восток женщины, дети, старики, девушки с небольшими узелками, девочки, молодые женщины. Это было ужасное зрелище – эти пальто, узелки в руках, модные, сбившиеся набок причёски.
А с востока на запад по дороге шли навстречу гражданские парни. Они шли в свои призывные части , к месту сбора частей, мобилизованные, не желавшие опоздать, не хотевшие, чтобы их сочли сбежавшие , и в то же время ничего не знавшие, не понимавшие, куда они идут. Ими руководило чувство долга, полная неизвестность и неверие в то, что враги могут быть здесь, очень близко. Это была одна из трагедий тех дней. Этих людей бомбили с воздуха враги, и они оказываются в плену».
Эти чувства и переживания легли в стихотворение «Ты помнишь, Алёша, дороги Смоленщины...», которое вошло в сборник «С тобой и без тебя».
Произведение было написано в 1942 году в форме дружеского послания другу, писателю Алексею Суркову.
Сурков – поэт – фронтовик, тоже военный корреспондент, автор знаменитой песни «Землянка», сочинившую в начале Великой Отечественной.
Обращение к другу придаёт стихотворению особый лиризм, искренность. Автор рассказывает о начале войны – о самом сложном и тяжёлом периоде.
Лирический герой – это герой, переживающий боль, стыд, горечь бойцов, вынужденных отступать. Тяжело чувствовавший события войны, он навсегда будет помнить эти печальные дни отступления, и оставшихся в тылу супостата женщин, детей, стариков.
Читатель погружается в обстановку военного времени благодаря многочисленным эпитетам: «усталые женщины», «бесконечные, злые дожди», «дорожная тоска», «со вдовьей слезой», плачущий крик», «горькую землю». Автор усиливает тяжёлые раздумья: чёрные дороги, размытые дождями, серые деревни с крестами над погостами и белые одежды седых стариков.
Молящиеся прадеды и не верящие в Бога внуки, вдовицы и девицы, старики и старухи – горожане и сельчане – все, объединившись, встали на защиту Отчизны. Так «встарь повелось на великой Руси».
Автор описывает дороги Смоленщины, ставшие центральным символом стихотворения, ведь именно под Смоленском прадеды русских солдат, сражавшихся с фашистами, дали отпор Наполеону.
Отсюда и уверенность пожилой женщины, сказавшей: «Родимые, покуда идите, мы вас подождём».
Героическая многовековая история России даёт уверенность, что войска, отступая, покидают родные земли ненадолго, верили все, и олицетворённая природа увеличивает эту надежду:
«Мы вас подождём!» – говорили нам пажити.
«Мы вас подождём!» – говорили леса.
Автор говорит:«...всё-таки Родина –
Не дом городской, где я празднично жил,
А эти просёлки, что дедами пройдены...».
Образ родины, обрисованный Симоновым, конкретен: дороги Смоленщины, деревни с погостами, русские околицы, изба под Борисовом, пажити, леса.
Родина выстоит и победит, потому что «вся Россия сошлась».
Величественный образ Родины сливается с обликом русской женщины, любящей, терпеливой, самоотверженной,пронесшей все тяготы войны.
Давид Самойлов в 1941 году добровольцем ушёл на фронт.Он напишет: «У нас было всё время ощущение среды, даже поколения. Даже термин у нас бытовал до войны: «поколение 40-го года». Поэтической визитной карточкой этого поколения стало стихотворение «Сороковые».
Написал он это стихотворение в 1961, спустя 20 лет, объясняя это просто:
«Как это было! Как совпало –
Война, беда, мечта и юность!
И это всё в меня запало
И лишь потом во мне очнулось!..».
Это позволило ему с высоты прожитых лет шире, глубже и уже осознаннее взглянуть на «свинцовые, пороховые».
Поэт раскрывает все ужасы военного лихолетья через призму собственных воспоминаний.
Почувствовать атмосферу того времени помогают детали, являющиеся символами войны: «извещенья похоронные», «перестуки эшелонные», «накатанные рельсы», «погорельцы».
Читатель реально слышит стук тяжелых колёс, чувствует запах пожарищ, видит горе вдов и рано ставших взрослыми детей. Война убивает людей, разрушает, надежды, мечты, калечит судьбы.
Основной темой стихотворения является противоестественность войны для человека.
Усиливают эту противоестественность войны звуковые образы, созданные аллитерациями: «соРоковые», «Роковые», «фРонтовые», «похоРонные», «пеРестуки», «Рельсы», «пРостоРно», «погоРельцы», «погоРельцы».
Эпитеты «военные и фронтовые», «похоронные», «эшелонные», «свинцовые, пороховые» наполняют нас чувством опасения, непоправимой беды, горя.
В стихотворении ярко выражена сила духа и жизнелюбие прошлог поколения.
«Когда говорят пушки, музы молчат», – гласит пословица.
Но музы не молчали, громче пушек на войне звучала поэзия. «И это были такие произведения, от которых хотелось или плакать, или скрежетать зубами», – писал поэт фронтовик А. Сурков. Все 1418 дней и ночей войны вместе с народом сражалась поэзия. Художественное творение, создаваемое писателями и поэтами, имело немаловажное значение: оно согревало душу, будило лучшие чувства, звало к победе! Стихи Твардовского, Самойлова, Симонова, Исаковского, Друниной, Гудзенко и других помогали идти в атаку, сражаться с фашистскими захватчиками.
От самого начало и до последнего дня войны не утихал голос поэтов. Никакие звуки бомбёжки не могли заставить молчать его. Никогда к голосу поэтов так тонко с трепетом не прислушивались читатели, как во время Великой Отечественной войны.
Произведения о Великой Отечественной войне.
Цели и задачи:
- знакомство с лирических произведений о Великой Отечественной войне на примере произведения К. М. Симонова «Ты помнишь, Алёша, дороги Смоленщины...» и Д. С. Самойлова «Сороковые»;
- развитие представлений учащихся о жанровом своеобразии, темы и лирическом герое произведений о Великой Отечественной войне;
- анализ лирического произведения.
Словарная работа (заранее расписаны на доске)
Аллитерация – повтор согласных звуков в строке.
Балагурить (разговорное) – веселиться, с шутками болтать.
замурзанной ушанка – в грязной,потертой, истрёпанной зимней солдатской шапке.
Кисет – небольшой мешочек для табака, затягиваемый шнурком.
Кринка – расширяющийся книзу удлинённый глиняный горшок для молока.
Лирика – род литературы, отражающий чувства, сострадания автора, преимущественно в стихотворной форме. Автор передаёт свои мысли и чувства .
Мундштук – небольшая трубочка, в которую вставляют папиросу.
Околица – Место вокруг селения, рядом с ним, окружающая местность.
Олицетворение – такое изображение неодушевлённых предметов, при котором они наделяются свойствами живых существ: даром речи, способностью мыслить и чувствовать.
Пáжить – пастбище, место, где пасут скот.
Паёк - кусок хлеба, выданные военным по норме.
Плúсовый – сделанный из хлопчатобумажной ткани, напоминающей бархат.
Погост – в старину – церковь в стороне от села , участок и с кладбищем.
Просёлок – грунтовая дорожка между маленькими населёнными пунктами.
Роковые (годы) – приносящие горе, как бы назначенные судьбой, роком;
Салóп – широкое женское пальто необычного фасона.
Тракт – небольшая наезженная дорога (первоначально почтовая).
Уставная (звёздочка) – сделанная по военному уставу, правилу.
Эпитет – художественное определение, выделяющее наиболее существенный в данном контексте признак предмета или явления;
Слово учителя:
Сегодня мы будем поговорить о творчестве поэтов, прошедших военными дорогами.
Константин Михайлович Симонов был военным корреспондентом газеты «Красная звезда», знал войну своими глазами.В своём дневнике поэт писал запись о первых месяцах войны: «Вдоль дороги шли с запада на восток женщины, дети, старики, девушки с небольшими узелками, девочки, молодые женщины. Это было ужасное зрелище – эти пальто, узелки в руках, модные, сбившиеся набок причёски.
А с востока на запад по дороге шли навстречу гражданские парни. Они шли в свои призывные части , к месту сбора частей, мобилизованные, не желавшие опоздать, не хотевшие, чтобы их сочли сбежавшие , и в то же время ничего не знавшие, не понимавшие, куда они идут. Ими руководило чувство долга, полная неизвестность и неверие в то, что враги могут быть здесь, очень близко. Это была одна из трагедий тех дней. Этих людей бомбили с воздуха враги, и они оказываются в плену».
Эти чувства и переживания легли в стихотворение «Ты помнишь, Алёша, дороги Смоленщины...», которое вошло в сборник «С тобой и без тебя».
Произведение было написано в 1942 году в форме дружеского послания другу, писателю Алексею Суркову.
Сурков – поэт – фронтовик, тоже военный корреспондент, автор знаменитой песни «Землянка», сочинившую в начале Великой Отечественной.
Обращение к другу придаёт стихотворению особый лиризм, искренность. Автор рассказывает о начале войны – о самом сложном и тяжёлом периоде.
Лирический герой – это герой, переживающий боль, стыд, горечь бойцов, вынужденных отступать. Тяжело чувствовавший события войны, он навсегда будет помнить эти печальные дни отступления, и оставшихся в тылу супостата женщин, детей, стариков.
Читатель погружается в обстановку военного времени благодаря многочисленным эпитетам: «усталые женщины», «бесконечные, злые дожди», «дорожная тоска», «со вдовьей слезой», плачущий крик», «горькую землю». Автор усиливает тяжёлые раздумья: чёрные дороги, размытые дождями, серые деревни с крестами над погостами и белые одежды седых стариков.
Молящиеся прадеды и не верящие в Бога внуки, вдовицы и девицы, старики и старухи – горожане и сельчане – все, объединившись, встали на защиту Отчизны. Так «встарь повелось на великой Руси».
Автор описывает дороги Смоленщины, ставшие центральным символом стихотворения, ведь именно под Смоленском прадеды русских солдат, сражавшихся с фашистами, дали отпор Наполеону.
Отсюда и уверенность пожилой женщины, сказавшей: «Родимые, покуда идите, мы вас подождём».
Героическая многовековая история России даёт уверенность, что войска, отступая, покидают родные земли ненадолго, верили все, и олицетворённая природа увеличивает эту надежду:
«Мы вас подождём!» – говорили нам пажити.
«Мы вас подождём!» – говорили леса.
Автор говорит:«...всё-таки Родина –
Не дом городской, где я празднично жил,
А эти просёлки, что дедами пройдены...».
Образ родины, обрисованный Симоновым, конкретен: дороги Смоленщины, деревни с погостами, русские околицы, изба под Борисовом, пажити, леса.
Родина выстоит и победит, потому что «вся Россия сошлась».
Величественный образ Родины сливается с обликом русской женщины, любящей, терпеливой, самоотверженной,пронесшей все тяготы войны.
Давид Самойлов в 1941 году добровольцем ушёл на фронт.Он напишет: «У нас было всё время ощущение среды, даже поколения. Даже термин у нас бытовал до войны: «поколение 40-го года». Поэтической визитной карточкой этого поколения стало стихотворение «Сороковые».
Написал он это стихотворение в 1961, спустя 20 лет, объясняя это просто:
«Как это было! Как совпало –
Война, беда, мечта и юность!
И это всё в меня запало
И лишь потом во мне очнулось!..».
Это позволило ему с высоты прожитых лет шире, глубже и уже осознаннее взглянуть на «свинцовые, пороховые».
Поэт раскрывает все ужасы военного лихолетья через призму собственных воспоминаний.
Почувствовать атмосферу того времени помогают детали, являющиеся символами войны: «извещенья похоронные», «перестуки эшелонные», «накатанные рельсы», «погорельцы».
Читатель реально слышит стук тяжелых колёс, чувствует запах пожарищ, видит горе вдов и рано ставших взрослыми детей. Война убивает людей, разрушает, надежды, мечты, калечит судьбы.
Основной темой стихотворения является противоестественность войны для человека.
Усиливают эту противоестественность войны звуковые образы, созданные аллитерациями: «соРоковые», «Роковые», «фРонтовые», «похоРонные», «пеРестуки», «Рельсы», «пРостоРно», «погоРельцы», «погоРельцы».
Эпитеты «военные и фронтовые», «похоронные», «эшелонные», «свинцовые, пороховые» наполняют нас чувством опасения, непоправимой беды, горя.
В стихотворении ярко выражена сила духа и жизнелюбие прошлог поколения.
«Когда говорят пушки, музы молчат», – гласит пословица.
Но музы не молчали, громче пушек на войне звучала поэзия. «И это были такие произведения, от которых хотелось или плакать, или скрежетать зубами», – писал поэт фронтовик А. Сурков. Все 1418 дней и ночей войны вместе с народом сражалась поэзия. Художественное творение, создаваемое писателями и поэтами, имело немаловажное значение: оно согревало душу, будило лучшие чувства, звало к победе! Стихи Твардовского, Самойлова, Симонова, Исаковского, Друниной, Гудзенко и других помогали идти в атаку, сражаться с фашистскими захватчиками.
От самого начало и до последнего дня войны не утихал голос поэтов. Никакие звуки бомбёжки не могли заставить молчать его. Никогда к голосу поэтов так тонко с трепетом не прислушивались читатели, как во время Великой Отечественной войны.
Произведения о Великой Отечественной войне.
Цели и задачи:
- знакомство с лирических произведений о Великой Отечественной войне на примере произведения К. М. Симонова «Ты помнишь, Алёша, дороги Смоленщины...» и Д. С. Самойлова «Сороковые»;
- развитие представлений учащихся о жанровом своеобразии, темы и лирическом герое произведений о Великой Отечественной войне;
- анализ лирического произведения.
Словарная работа (заранее расписаны на доске)
Аллитерация – повтор согласных звуков в строке.
Балагурить (разговорное) – веселиться, с шутками болтать.
замурзанной ушанка – в грязной,потертой, истрёпанной зимней солдатской шапке.
Кисет – небольшой мешочек для табака, затягиваемый шнурком.
Кринка – расширяющийся книзу удлинённый глиняный горшок для молока.
Лирика – род литературы, отражающий чувства, сострадания автора, преимущественно в стихотворной форме. Автор передаёт свои мысли и чувства .
Мундштук – небольшая трубочка, в которую вставляют папиросу.
Околица – Место вокруг селения, рядом с ним, окружающая местность.
Олицетворение – такое изображение неодушевлённых предметов, при котором они наделяются свойствами живых существ: даром речи, способностью мыслить и чувствовать.
Пáжить – пастбище, место, где пасут скот.
Паёк - кусок хлеба, выданные военным по норме.
Плúсовый – сделанный из хлопчатобумажной ткани, напоминающей бархат.
Погост – в старину – церковь в стороне от села , участок и с кладбищем.
Просёлок – грунтовая дорожка между маленькими населёнными пунктами.
Роковые (годы) – приносящие горе, как бы назначенные судьбой, роком;
Салóп – широкое женское пальто необычного фасона.
Тракт – небольшая наезженная дорога (первоначально почтовая).
Уставная (звёздочка) – сделанная по военному уставу, правилу.
Эпитет – художественное определение, выделяющее наиболее существенный в данном контексте признак предмета или явления;
Слово учителя:
Сегодня мы будем поговорить о творчестве поэтов, прошедших военными дорогами.
Константин Михайлович Симонов был военным корреспондентом газеты «Красная звезда», знал войну своими глазами.В своём дневнике поэт писал запись о первых месяцах войны: «Вдоль дороги шли с запада на восток женщины, дети, старики, девушки с небольшими узелками, девочки, молодые женщины. Это было ужасное зрелище – эти пальто, узелки в руках, модные, сбившиеся набок причёски.
А с востока на запад по дороге шли навстречу гражданские парни. Они шли в свои призывные части , к месту сбора частей, мобилизованные, не желавшие опоздать, не хотевшие, чтобы их сочли сбежавшие , и в то же время ничего не знавшие, не понимавшие, куда они идут. Ими руководило чувство долга, полная неизвестность и неверие в то, что враги могут быть здесь, очень близко. Это была одна из трагедий тех дней. Этих людей бомбили с воздуха враги, и они оказываются в плену».
Эти чувства и переживания легли в стихотворение «Ты помнишь, Алёша, дороги Смоленщины...», которое вошло в сборник «С тобой и без тебя».
Произведение было написано в 1942 году в форме дружеского послания другу, писателю Алексею Суркову.
Сурков – поэт – фронтовик, тоже военный корреспондент, автор знаменитой песни «Землянка», сочинившую в начале Великой Отечественной.
Обращение к другу придаёт стихотворению особый лиризм, искренность. Автор рассказывает о начале войны – о самом сложном и тяжёлом периоде.
Лирический герой – это герой, переживающий боль, стыд, горечь бойцов, вынужденных отступать. Тяжело чувствовавший события войны, он навсегда будет помнить эти печальные дни отступления, и оставшихся в тылу супостата женщин, детей, стариков.
Читатель погружается в обстановку военного времени благодаря многочисленным эпитетам: «усталые женщины», «бесконечные, злые дожди», «дорожная тоска», «со вдовьей слезой», плачущий крик», «горькую землю». Автор усиливает тяжёлые раздумья: чёрные дороги, размытые дождями, серые деревни с крестами над погостами и белые одежды седых стариков.
Молящиеся прадеды и не верящие в Бога внуки, вдовицы и девицы, старики и старухи – горожане и сельчане – все, объединившись, встали на защиту Отчизны. Так «встарь повелось на великой Руси».
Автор описывает дороги Смоленщины, ставшие центральным символом стихотворения, ведь именно под Смоленском прадеды русских солдат, сражавшихся с фашистами, дали отпор Наполеону.
Отсюда и уверенность пожилой женщины, сказавшей: «Родимые, покуда идите, мы вас подождём».
Героическая многовековая история России даёт уверенность, что войска, отступая, покидают родные земли ненадолго, верили все, и олицетворённая природа увеличивает эту надежду:
«Мы вас подождём!» – говорили нам пажити.
«Мы вас подождём!» – говорили леса.
Автор говорит:«...всё-таки Родина –
Не дом городской, где я празднично жил,
А эти просёлки, что дедами пройдены...».
Образ родины, обрисованный Симоновым, конкретен: дороги Смоленщины, деревни с погостами, русские околицы, изба под Борисовом, пажити, леса.
Родина выстоит и победит, потому что «вся Россия сошлась».
Величественный образ Родины сливается с обликом русской женщины, любящей, терпеливой, самоотверженной,пронесшей все тяготы войны.
Давид Самойлов в 1941 году добровольцем ушёл на фронт.Он напишет: «У нас было всё время ощущение среды, даже поколения. Даже термин у нас бытовал до войны: «поколение 40-го года». Поэтической визитной карточкой этого поколения стало стихотворение «Сороковые».
Написал он это стихотворение в 1961, спустя 20 лет, объясняя это просто:
«Как это было! Как совпало –
Война, беда, мечта и юность!
И это всё в меня запало
И лишь потом во мне очнулось!..».
Это позволило ему с высоты прожитых лет шире, глубже и уже осознаннее взглянуть на «свинцовые, пороховые».
Поэт раскрывает все ужасы военного лихолетья через призму собственных воспоминаний.
Почувствовать атмосферу того времени помогают детали, являющиеся символами войны: «извещенья похоронные», «перестуки эшелонные», «накатанные рельсы», «погорельцы».
Читатель реально слышит стук тяжелых колёс, чувствует запах пожарищ, видит горе вдов и рано ставших взрослыми детей. Война убивает людей, разрушает, надежды, мечты, калечит судьбы.
Основной темой стихотворения является противоестественность войны для человека.
Усиливают эту противоестественность войны звуковые образы, созданные аллитерациями: «соРоковые», «Роковые», «фРонтовые», «похоРонные», «пеРестуки», «Рельсы», «пРостоРно», «погоРельцы», «погоРельцы».
Эпитеты «военные и фронтовые», «похоронные», «эшелонные», «свинцовые, пороховые» наполняют нас чувством опасения, непоправимой беды, горя.
В стихотворении ярко выражена сила духа и жизнелюбие прошлог поколения.
«Когда говорят пушки, музы молчат», – гласит пословица.
Но музы не молчали, громче пушек на войне звучала поэзия. «И это были такие произведения, от которых хотелось или плакать, или скрежетать зубами», – писал поэт фронтовик А. Сурков. Все 1418 дней и ночей войны вместе с народом сражалась поэзия. Художественное творение, создаваемое писателями и поэтами, имело немаловажное значение: оно согревало душу, будило лучшие чувства, звало к победе! Стихи Твардовского, Самойлова, Симонова, Исаковского, Друниной, Гудзенко и других помогали идти в атаку, сражаться с фашистскими захватчиками.
От самого начало и до последнего дня войны не утихал голос поэтов. Никакие звуки бомбёжки не могли заставить молчать его. Никогда к голосу поэтов так тонко с трепетом не прислушивались читатели, как во время Великой Отечественной войны.
Произведения о Великой Отечественной войне.
Цели и задачи:
- знакомство с лирических произведений о Великой Отечественной войне на примере произведения К. М. Симонова «Ты помнишь, Алёша, дороги Смоленщины...» и Д. С. Самойлова «Сороковые»;
- развитие представлений учащихся о жанровом своеобразии, темы и лирическом герое произведений о Великой Отечественной войне;
- анализ лирического произведения.
Словарная работа (заранее расписаны на доске)
Аллитерация – повтор согласных звуков в строке.
Балагурить (разговорное) – веселиться, с шутками болтать.
замурзанной ушанка – в грязной,потертой, истрёпанной зимней солдатской шапке.
Кисет – небольшой мешочек для табака, затягиваемый шнурком.
Кринка – расширяющийся книзу удлинённый глиняный горшок для молока.
Лирика – род литературы, отражающий чувства, сострадания автора, преимущественно в стихотворной форме. Автор передаёт свои мысли и чувства .
Мундштук – небольшая трубочка, в которую вставляют папиросу.
Околица – Место вокруг селения, рядом с ним, окружающая местность.
Олицетворение – такое изображение неодушевлённых предметов, при котором они наделяются свойствами живых существ: даром речи, способностью мыслить и чувствовать.
Пáжить – пастбище, место, где пасут скот.
Паёк - кусок хлеба, выданные военным по норме.
Плúсовый – сделанный из хлопчатобумажной ткани, напоминающей бархат.
Погост – в старину – церковь в стороне от села , участок и с кладбищем.
Просёлок – грунтовая дорожка между маленькими населёнными пунктами.
Роковые (годы) – приносящие горе, как бы назначенные судьбой, роком;
Салóп – широкое женское пальто необычного фасона.
Тракт – небольшая наезженная дорога (первоначально почтовая).
Уставная (звёздочка) – сделанная по военному уставу, правилу.
Эпитет – художественное определение, выделяющее наиболее существенный в данном контексте признак предмета или явления;
Слово учителя:
Сегодня мы будем поговорить о творчестве поэтов, прошедших военными дорогами.
Константин Михайлович Симонов был военным корреспондентом газеты «Красная звезда», знал войну своими глазами.В своём дневнике поэт писал запись о первых месяцах войны: «Вдоль дороги шли с запада на восток женщины, дети, старики, девушки с небольшими узелками, девочки, молодые женщины. Это было ужасное зрелище – эти пальто, узелки в руках, модные, сбившиеся набок причёски.
А с востока на запад по дороге шли навстречу гражданские парни. Они шли в свои призывные части , к месту сбора частей, мобилизованные, не желавшие опоздать, не хотевшие, чтобы их сочли сбежавшие , и в то же время ничего не знавшие, не понимавшие, куда они идут. Ими руководило чувство долга, полная неизвестность и неверие в то, что враги могут быть здесь, очень близко. Это была одна из трагедий тех дней. Этих людей бомбили с воздуха враги, и они оказываются в плену».
Эти чувства и переживания легли в стихотворение «Ты помнишь, Алёша, дороги Смоленщины...», которое вошло в сборник «С тобой и без тебя».
Произведение было написано в 1942 году в форме дружеского послания другу, писателю Алексею Суркову.
Сурков – поэт – фронтовик, тоже военный корреспондент, автор знаменитой песни «Землянка», сочинившую в начале Великой Отечественной.
Обращение к другу придаёт стихотворению особый лиризм, искренность. Автор рассказывает о начале войны – о самом сложном и тяжёлом периоде.
Лирический герой – это герой, переживающий боль, стыд, горечь бойцов, вынужденных отступать. Тяжело чувствовавший события войны, он навсегда будет помнить эти печальные дни отступления, и оставшихся в тылу супостата женщин, детей, стариков.
Читатель погружается в обстановку военного времени благодаря многочисленным эпитетам: «усталые женщины», «бесконечные, злые дожди», «дорожная тоска», «со вдовьей слезой», плачущий крик», «горькую землю». Автор усиливает тяжёлые раздумья: чёрные дороги, размытые дождями, серые деревни с крестами над погостами и белые одежды седых стариков.
Молящиеся прадеды и не верящие в Бога внуки, вдовицы и девицы, старики и старухи – горожане и сельчане – все, объединившись, встали на защиту Отчизны. Так «встарь повелось на великой Руси».
Автор описывает дороги Смоленщины, ставшие центральным символом стихотворения, ведь именно под Смоленском прадеды русских солдат, сражавшихся с фашистами, дали отпор Наполеону.
Отсюда и уверенность пожилой женщины, сказавшей: «Родимые, покуда идите, мы вас подождём».
Героическая многовековая история России даёт уверенность, что войска, отступая, покидают родные земли ненадолго, верили все, и олицетворённая природа увеличивает эту надежду:
«Мы вас подождём!» – говорили нам пажити.
«Мы вас подождём!» – говорили леса.
Автор говорит:«...всё-таки Родина –
Не дом городской, где я празднично жил,
А эти просёлки, что дедами пройдены...».
Образ родины, обрисованный Симоновым, конкретен: дороги Смоленщины, деревни с погостами, русские околицы, изба под Борисовом, пажити, леса.
Родина выстоит и победит, потому что «вся Россия сошлась».
Величественный образ Родины сливается с обликом русской женщины, любящей, терпеливой, самоотверженной,пронесшей все тяготы войны.
Давид Самойлов в 1941 году добровольцем ушёл на фронт.Он напишет: «У нас было всё время ощущение среды, даже поколения. Даже термин у нас бытовал до войны: «поколение 40-го года». Поэтической визитной карточкой этого поколения стало стихотворение «Сороковые».
Написал он это стихотворение в 1961, спустя 20 лет, объясняя это просто:
«Как это было! Как совпало –
Война, беда, мечта и юность!
И это всё в меня запало
И лишь потом во мне очнулось!..».
Это позволило ему с высоты прожитых лет шире, глубже и уже осознаннее взглянуть на «свинцовые, пороховые».
Поэт раскрывает все ужасы военного лихолетья через призму собственных воспоминаний.
Почувствовать атмосферу того времени помогают детали, являющиеся символами войны: «извещенья похоронные», «перестуки эшелонные», «накатанные рельсы», «погорельцы».
Читатель реально слышит стук тяжелых колёс, чувствует запах пожарищ, видит горе вдов и рано ставших взрослыми детей. Война убивает людей, разрушает, надежды, мечты, калечит судьбы.
Основной темой стихотворения является противоестественность войны для человека.
Усиливают эту противоестественность войны звуковые образы, созданные аллитерациями: «соРоковые», «Роковые», «фРонтовые», «похоРонные», «пеРестуки», «Рельсы», «пРостоРно», «погоРельцы», «погоРельцы».
Эпитеты «военные и фронтовые», «похоронные», «эшелонные», «свинцовые, пороховые» наполняют нас чувством опасения, непоправимой беды, горя.
В стихотворении ярко выражена сила духа и жизнелюбие прошлог поколения.
«Когда говорят пушки, музы молчат», – гласит пословица.
Но музы не молчали, громче пушек на войне звучала поэзия. «И это были такие произведения, от которых хотелось или плакать, или скрежетать зубами», – писал поэт фронтовик А. Сурков. Все 1418 дней и ночей войны вместе с народом сражалась поэзия. Художественное творение, создаваемое писателями и поэтами, имело немаловажное значение: оно согревало душу, будило лучшие чувства, звало к победе! Стихи Твардовского, Самойлова, Симонова, Исаковского, Друниной, Гудзенко и других помогали идти в атаку, сражаться с фашистскими захватчиками.
От самого начало и до последнего дня войны не утихал голос поэтов. Никакие звуки бомбёжки не могли заставить молчать его. Никогда к голосу поэтов так тонко с трепетом не прислушивались читатели, как во время Великой Отечественной войны.
Произведения о Великой Отечественной войне.
Цели и задачи:
- знакомство с лирических произведений о Великой Отечественной войне на примере произведения К. М. Симонова «Ты помнишь, Алёша, дороги Смоленщины...» и Д. С. Самойлова «Сороковые»;
- развитие представлений учащихся о жанровом своеобразии, темы и лирическом герое произведений о Великой Отечественной войне;
- анализ лирического произведения.
Словарная работа (заранее расписаны на доске)
Аллитерация – повтор согласных звуков в строке.
Балагурить (разговорное) – веселиться, с шутками болтать.
замурзанной ушанка – в грязной,потертой, истрёпанной зимней солдатской шапке.
Кисет – небольшой мешочек для табака, затягиваемый шнурком.
Кринка – расширяющийся книзу удлинённый глиняный горшок для молока.
Лирика – род литературы, отражающий чувства, сострадания автора, преимущественно в стихотворной форме. Автор передаёт свои мысли и чувства .
Мундштук – небольшая трубочка, в которую вставляют папиросу.
Околица – Место вокруг селения, рядом с ним, окружающая местность.
Олицетворение – такое изображение неодушевлённых предметов, при котором они наделяются свойствами живых существ: даром речи, способностью мыслить и чувствовать.
Пáжить – пастбище, место, где пасут скот.
Паёк - кусок хлеба, выданные военным по норме.
Плúсовый – сделанный из хлопчатобумажной ткани, напоминающей бархат.
Погост – в старину – церковь в стороне от села , участок и с кладбищем.
Просёлок – грунтовая дорожка между маленькими населёнными пунктами.
Роковые (годы) – приносящие горе, как бы назначенные судьбой, роком;
Салóп – широкое женское пальто необычного фасона.
Тракт – небольшая наезженная дорога (первоначально почтовая).
Уставная (звёздочка) – сделанная по военному уставу, правилу.
Эпитет – художественное определение, выделяющее наиболее существенный в данном контексте признак предмета или явления;
Слово учителя:
Сегодня мы будем поговорить о творчестве поэтов, прошедших военными дорогами.
Константин Михайлович Симонов был военным корреспондентом газеты «Красная звезда», знал войну своими глазами.В своём дневнике поэт писал запись о первых месяцах войны: «Вдоль дороги шли с запада на восток женщины, дети, старики, девушки с небольшими узелками, девочки, молодые женщины. Это было ужасное зрелище – эти пальто, узелки в руках, модные, сбившиеся набок причёски.
А с востока на запад по дороге шли навстречу гражданские парни. Они шли в свои призывные части , к месту сбора частей, мобилизованные, не желавшие опоздать, не хотевшие, чтобы их сочли сбежавшие , и в то же время ничего не знавшие, не понимавшие, куда они идут. Ими руководило чувство долга, полная неизвестность и неверие в то, что враги могут быть здесь, очень близко. Это была одна из трагедий тех дней. Этих людей бомбили с воздуха враги, и они оказываются в плену».
Эти чувства и переживания легли в стихотворение «Ты помнишь, Алёша, дороги Смоленщины...», которое вошло в сборник «С тобой и без тебя».
Произведение было написано в 1942 году в форме дружеского послания другу, писателю Алексею Суркову.
Сурков – поэт – фронтовик, тоже военный корреспондент, автор знаменитой песни «Землянка», сочинившую в начале Великой Отечественной.
Обращение к другу придаёт стихотворению особый лиризм, искренность. Автор рассказывает о начале войны – о самом сложном и тяжёлом периоде.
Лирический герой – это герой, переживающий боль, стыд, горечь бойцов, вынужденных отступать. Тяжело чувствовавший события войны, он навсегда будет помнить эти печальные дни отступления, и оставшихся в тылу супостата женщин, детей, стариков.
Читатель погружается в обстановку военного времени благодаря многочисленным эпитетам: «усталые женщины», «бесконечные, злые дожди», «дорожная тоска», «со вдовьей слезой», плачущий крик», «горькую землю». Автор усиливает тяжёлые раздумья: чёрные дороги, размытые дождями, серые деревни с крестами над погостами и белые одежды седых стариков.
Молящиеся прадеды и не верящие в Бога внуки, вдовицы и девицы, старики и старухи – горожане и сельчане – все, объединившись, встали на защиту Отчизны. Так «встарь повелось на великой Руси».
Автор описывает дороги Смоленщины, ставшие центральным символом стихотворения, ведь именно под Смоленском прадеды русских солдат, сражавшихся с фашистами, дали отпор Наполеону.
Отсюда и уверенность пожилой женщины, сказавшей: «Родимые, покуда идите, мы вас подождём».
Героическая многовековая история России даёт уверенность, что войска, отступая, покидают родные земли ненадолго, верили все, и олицетворённая природа увеличивает эту надежду:
«Мы вас подождём!» – говорили нам пажити.
«Мы вас подождём!» – говорили леса.
Автор говорит:«...всё-таки Родина –
Не дом городской, где я празднично жил,
А эти просёлки, что дедами пройдены...».
Образ родины, обрисованный Симоновым, конкретен: дороги Смоленщины, деревни с погостами, русские околицы, изба под Борисовом, пажити, леса.
Родина выстоит и победит, потому что «вся Россия сошлась».
Величественный образ Родины сливается с обликом русской женщины, любящей, терпеливой, самоотверженной,пронесшей все тяготы войны.
Давид Самойлов в 1941 году добровольцем ушёл на фронт.Он напишет: «У нас было всё время ощущение среды, даже поколения. Даже термин у нас бытовал до войны: «поколение 40-го года». Поэтической визитной карточкой этого поколения стало стихотворение «Сороковые».
Написал он это стихотворение в 1961, спустя 20 лет, объясняя это просто:
«Как это было! Как совпало –
Война, беда, мечта и юность!
И это всё в меня запало
И лишь потом во мне очнулось!..».
Это позволило ему с высоты прожитых лет шире, глубже и уже осознаннее взглянуть на «свинцовые, пороховые».
Поэт раскрывает все ужасы военного лихолетья через призму собственных воспоминаний.
Почувствовать атмосферу того времени помогают детали, являющиеся символами войны: «извещенья похоронные», «перестуки эшелонные», «накатанные рельсы», «погорельцы».
Читатель реально слышит стук тяжелых колёс, чувствует запах пожарищ, видит горе вдов и рано ставших взрослыми детей. Война убивает людей, разрушает, надежды, мечты, калечит судьбы.
Основной темой стихотворения является противоестественность войны для человека.
Усиливают эту противоестественность войны звуковые образы, созданные аллитерациями: «соРоковые», «Роковые», «фРонтовые», «похоРонные», «пеРестуки», «Рельсы», «пРостоРно», «погоРельцы», «погоРельцы».
Эпитеты «военные и фронтовые», «похоронные», «эшелонные», «свинцовые, пороховые» наполняют нас чувством опасения, непоправимой беды, горя.
В стихотворении ярко выражена сила духа и жизнелюбие прошлог поколения.
«Когда говорят пушки, музы молчат», – гласит пословица.
Но музы не молчали, громче пушек на войне звучала поэзия. «И это были такие произведения, от которых хотелось или плакать, или скрежетать зубами», – писал поэт фронтовик А. Сурков. Все 1418 дней и ночей войны вместе с народом сражалась поэзия. Художественное творение, создаваемое писателями и поэтами, имело немаловажное значение: оно согревало душу, будило лучшие чувства, звало к победе! Стихи Твардовского, Самойлова, Симонова, Исаковского, Друниной, Гудзенко и других помогали идти в атаку, сражаться с фашистскими захватчиками.
От самого начало и до последнего дня войны не утихал голос поэтов. Никакие звуки бомбёжки не могли заставить молчать его. Никогда к голосу поэтов так тонко с трепетом не прислушивались читатели, как во время Великой Отечественной войны.
Произведения о Великой Отечественной войне.
Цели и задачи:
- знакомство с лирических произведений о Великой Отечественной войне на примере произведения К. М. Симонова «Ты помнишь, Алёша, дороги Смоленщины...» и Д. С. Самойлова «Сороковые»;
- развитие представлений учащихся о жанровом своеобразии, темы и лирическом герое произведений о Великой Отечественной войне;
- анализ лирического произведения.
Словарная работа (заранее расписаны на доске)
Аллитерация – повтор согласных звуков в строке.
Балагурить (разговорное) – веселиться, с шутками болтать.
замурзанной ушанка – в грязной,потертой, истрёпанной зимней солдатской шапке.
Кисет – небольшой мешочек для табака, затягиваемый шнурком.
Кринка – расширяющийся книзу удлинённый глиняный горшок для молока.
Лирика – род литературы, отражающий чувства, сострадания автора, преимущественно в стихотворной форме. Автор передаёт свои мысли и чувства .
Мундштук – небольшая трубочка, в которую вставляют папиросу.
Околица – Место вокруг селения, рядом с ним, окружающая местность.
Олицетворение – такое изображение неодушевлённых предметов, при котором они наделяются свойствами живых существ: даром речи, способностью мыслить и чувствовать.
Пáжить – пастбище, место, где пасут скот.
Паёк - кусок хлеба, выданные военным по норме.
Плúсовый – сделанный из хлопчатобумажной ткани, напоминающей бархат.
Погост – в старину – церковь в стороне от села , участок и с кладбищем.
Просёлок – грунтовая дорожка между маленькими населёнными пунктами.
Роковые (годы) – приносящие горе, как бы назначенные судьбой, роком;
Салóп – широкое женское пальто необычного фасона.
Тракт – небольшая наезженная дорога (первоначально почтовая).
Уставная (звёздочка) – сделанная по военному уставу, правилу.
Эпитет – художественное определение, выделяющее наиболее существенный в данном контексте признак предмета или явления;
Слово учителя:
Сегодня мы будем поговорить о творчестве поэтов, прошедших военными дорогами.
Константин Михайлович Симонов был военным корреспондентом газеты «Красная звезда», знал войну своими глазами.В своём дневнике поэт писал запись о первых месяцах войны: «Вдоль дороги шли с запада на восток женщины, дети, старики, девушки с небольшими узелками, девочки, молодые женщины. Это было ужасное зрелище – эти пальто, узелки в руках, модные, сбившиеся набок причёски.
А с востока на запад по дороге шли навстречу гражданские парни. Они шли в свои призывные части , к месту сбора частей, мобилизованные, не желавшие опоздать, не хотевшие, чтобы их сочли сбежавшие , и в то же время ничего не знавшие, не понимавшие, куда они идут. Ими руководило чувство долга, полная неизвестность и неверие в то, что враги могут быть здесь, очень близко. Это была одна из трагедий тех дней. Этих людей бомбили с воздуха враги, и они оказываются в плену».
Эти чувства и переживания легли в стихотворение «Ты помнишь, Алёша, дороги Смоленщины...», которое вошло в сборник «С тобой и без тебя».
Произведение было написано в 1942 году в форме дружеского послания другу, писателю Алексею Суркову.
Сурков – поэт – фронтовик, тоже военный корреспондент, автор знаменитой песни «Землянка», сочинившую в начале Великой Отечественной.
Обращение к другу придаёт стихотворению особый лиризм, искренность. Автор рассказывает о начале войны – о самом сложном и тяжёлом периоде.
Лирический герой – это герой, переживающий боль, стыд, горечь бойцов, вынужденных отступать. Тяжело чувствовавший события войны, он навсегда будет помнить эти печальные дни отступления, и оставшихся в тылу супостата женщин, детей, стариков.
Читатель погружается в обстановку военного времени благодаря многочисленным эпитетам: «усталые женщины», «бесконечные, злые дожди», «дорожная тоска», «со вдовьей слезой», плачущий крик», «горькую землю». Автор усиливает тяжёлые раздумья: чёрные дороги, размытые дождями, серые деревни с крестами над погостами и белые одежды седых стариков.
Молящиеся прадеды и не верящие в Бога внуки, вдовицы и девицы, старики и старухи – горожане и сельчане – все, объединившись, встали на защиту Отчизны. Так «встарь повелось на великой Руси».
Автор описывает дороги Смоленщины, ставшие центральным символом стихотворения, ведь именно под Смоленском прадеды русских солдат, сражавшихся с фашистами, дали отпор Наполеону.
Отсюда и уверенность пожилой женщины, сказавшей: «Родимые, покуда идите, мы вас подождём».
Героическая многовековая история России даёт уверенность, что войска, отступая, покидают родные земли ненадолго, верили все, и олицетворённая природа увеличивает эту надежду:
«Мы вас подождём!» – говорили нам пажити.
«Мы вас подождём!» – говорили леса.
Автор говорит:«...всё-таки Родина –
Не дом городской, где я празднично жил,
А эти просёлки, что дедами пройдены...».
Образ родины, обрисованный Симоновым, конкретен: дороги Смоленщины, деревни с погостами, русские околицы, изба под Борисовом, пажити, леса.
Родина выстоит и победит, потому что «вся Россия сошлась».
Величественный образ Родины сливается с обликом русской женщины, любящей, терпеливой, самоотверженной,пронесшей все тяготы войны.
Давид Самойлов в 1941 году добровольцем ушёл на фронт.Он напишет: «У нас было всё время ощущение среды, даже поколения. Даже термин у нас бытовал до войны: «поколение 40-го года». Поэтической визитной карточкой этого поколения стало стихотворение «Сороковые».
Написал он это стихотворение в 1961, спустя 20 лет, объясняя это просто:
«Как это было! Как совпало –
Война, беда, мечта и юность!
И это всё в меня запало
И лишь потом во мне очнулось!..».
Это позволило ему с высоты прожитых лет шире, глубже и уже осознаннее взглянуть на «свинцовые, пороховые».
Поэт раскрывает все ужасы военного лихолетья через призму собственных воспоминаний.
Почувствовать атмосферу того времени помогают детали, являющиеся символами войны: «извещенья похоронные», «перестуки эшелонные», «накатанные рельсы», «погорельцы».
Читатель реально слышит стук тяжелых колёс, чувствует запах пожарищ, видит горе вдов и рано ставших взрослыми детей. Война убивает людей, разрушает, надежды, мечты, калечит судьбы.
Основной темой стихотворения является противоестественность войны для человека.
Усиливают эту противоестественность войны звуковые образы, созданные аллитерациями: «соРоковые», «Роковые», «фРонтовые», «похоРонные», «пеРестуки», «Рельсы», «пРостоРно», «погоРельцы», «погоРельцы».
Эпитеты «военные и фронтовые», «похоронные», «эшелонные», «свинцовые, пороховые» наполняют нас чувством опасения, непоправимой беды, горя.
В стихотворении ярко выражена сила духа и жизнелюбие прошлог поколения.
«Когда говорят пушки, музы молчат», – гласит пословица.
Но музы не молчали, громче пушек на войне звучала поэзия. «И это были такие произведения, от которых хотелось или плакать, или скрежетать зубами», – писал поэт фронтовик А. Сурков. Все 1418 дней и ночей войны вместе с народом сражалась поэзия. Художественное творение, создаваемое писателями и поэтами, имело немаловажное значение: оно согревало душу, будило лучшие чувства, звало к победе! Стихи Твардовского, Самойлова, Симонова, Исаковского, Друниной, Гудзенко и других помогали идти в атаку, сражаться с фашистскими захватчиками.
От самого начало и до последнего дня войны не утихал голос поэтов. Никакие звуки бомбёжки не могли заставить молчать его. Никогда к голосу поэтов так тонко с трепетом не прислушивались читатели, как во время Великой Отечественной войны.