Произведения о Великой Отечественной войне

1
0
Материал опубликован 9 February 2020

Произведения о Великой Отечественной войне.

Цели и задачи:

  1. знакомство с  лирических произведений о Великой Отечественной войне на примере произведения К. М. Симонова «Ты помнишь, Алёша, дороги Смоленщины...» и Д. С. Самойлова «Сороковые»;
  2. развитие представлений учащихся о жанровом своеобразии, темы и лирическом герое произведений о Великой Отечественной войне;
  3.  анализ лирического произведения.

Словарная работа  (заранее расписаны на доске)

Аллитерация – повтор согласных звуков в строке.

Балагурить (разговорное) – веселиться, с шутками болтать.

замурзанной ушанка – в грязной,потертой, истрёпанной зимней солдатской шапке.

Кисет – небольшой мешочек для табака, затягиваемый шнурком.

Кринка – расширяющийся книзу удлинённый глиняный горшок для молока.

Лирика –  род литературы, отражающий чувства, сострадания автора, преимущественно в стихотворной форме.  Автор  передаёт свои мысли и чувства .

Мундштук – небольшая трубочка, в которую вставляют папиросу.

Околица  Место вокруг селения, рядом с ним, окружающая местность.

Олицетворение – такое изображение неодушевлённых предметов, при котором они наделяются свойствами живых существ: даром речи, способностью мыслить и чувствовать.

Пáжить – пастбище, место, где пасут скот.

Паёк - кусок хлеба, выданные военным по  норме.

Плúсовый – сделанный из хлопчатобумажной ткани, напоминающей бархат.

Погост – в старину – церковь в стороне от села , участок и с кладбищем.

Просёлок – грунтовая дорожка между маленькими населёнными пунктами.


Роковые (годы) –  приносящие горе, как бы назначенные судьбой, роком;

Салóп – широкое женское пальто необычного фасона.

Тракт – небольшая наезженная дорога (первоначально почтовая).

Уставная (звёздочка) – сделанная по военному уставу, правилу.

Эпитет – художественное определение, выделяющее наиболее существенный в данном контексте признак предмета или явления;

Слово учителя:

Сегодня мы будем поговорить о творчестве поэтов, прошедших военными дорогами.

Константин Михайлович Симонов был военным корреспондентом газеты «Красная звезда», знал войну своими глазами.В своём дневнике поэт писал запись о первых месяцах войны: «Вдоль дороги шли с запада на восток женщины, дети, старики, девушки с небольшими  узелками, девочки, молодые женщины. Это было ужасное зрелище – эти пальто, узелки в руках, модные, сбившиеся набок причёски.

А с востока на запад по дороге шли навстречу гражданские парни. Они шли в свои призывные части , к месту сбора частей, мобилизованные, не желавшие опоздать, не хотевшие, чтобы их сочли сбежавшие , и в то же время ничего  не знавшие, не понимавшие, куда они идут. Ими руководило  чувство долга, полная неизвестность и неверие в то, что враги могут быть здесь, очень близко. Это была одна из трагедий тех дней. Этих людей бомбили с воздуха враги, и они  оказываются в плену».

Эти чувства и переживания легли в стихотворение «Ты помнишь, Алёша, дороги Смоленщины...», которое вошло в сборник «С тобой и без тебя».

Произведение было написано в 1942 году в форме дружеского послания другу, писателю Алексею Суркову.

Сурков – поэт – фронтовик, тоже военный корреспондент, автор знаменитой песни «Землянка», сочинившую в начале Великой Отечественной.

Обращение к другу придаёт стихотворению особый лиризм, искренность. Автор рассказывает о начале войны – о самом сложном и тяжёлом периоде.

Лирический герой – это герой, переживающий боль, стыд, горечь бойцов, вынужденных отступать. Тяжело чувствовавший события войны, он навсегда будет помнить эти печальные дни отступления, и оставшихся в тылу супостата женщин, детей, стариков.

Читатель погружается в обстановку военного времени благодаря многочисленным эпитетам: «усталые женщины», «бесконечные, злые дожди», «дорожная тоска», «со вдовьей слезой», плачущий крик», «горькую землю». Автор усиливает тяжёлые раздумья: чёрные дороги, размытые дождями, серые деревни с крестами над погостами и белые одежды седых стариков.

Молящиеся прадеды и не верящие в Бога внуки, вдовицы и девицы, старики и старухи – горожане и сельчане – все, объединившись, встали на защиту Отчизны. Так «встарь повелось на великой Руси».

Автор описывает дороги Смоленщины, ставшие центральным символом стихотворения, ведь именно под Смоленском прадеды русских солдат, сражавшихся с фашистами, дали отпор Наполеону.

Отсюда и уверенность пожилой женщины, сказавшей: «Родимые, покуда идите, мы вас подождём».

Героическая многовековая история России даёт уверенность, что войска, отступая, покидают родные земли ненадолго, верили все, и олицетворённая природа увеличивает эту надежду:

«Мы вас подождём!» – говорили нам пажити.

«Мы вас подождём!» – говорили леса.

Автор  говорит:«...всё-таки Родина –

Не дом городской, где я празднично жил,

А эти просёлки, что дедами пройдены...».

Образ родины, обрисованный Симоновым, конкретен: дороги Смоленщины, деревни с погостами, русские околицы, изба под Борисовом, пажити, леса.

Родина выстоит и победит, потому что «вся Россия сошлась».

Величественный образ Родины сливается с обликом русской женщины, любящей, терпеливой, самоотверженной,пронесшей все тяготы войны.

Давид Самойлов в 1941 году добровольцем ушёл на фронт.Он напишет: «У нас было всё время ощущение среды, даже поколения. Даже термин у нас бытовал до войны: «поколение 40-го года». Поэтической визитной карточкой этого поколения стало стихотворение «Сороковые».

Написал он это стихотворение в 1961, спустя 20 лет, объясняя это просто:

«Как это было! Как совпало –

Война, беда, мечта и юность!

И это всё в меня запало

И лишь потом во мне очнулось!..».

Это позволило ему с высоты прожитых лет шире, глубже и уже осознаннее взглянуть на «свинцовые, пороховые».

Поэт раскрывает все ужасы военного лихолетья через призму собственных воспоминаний.

Почувствовать атмосферу того времени помогают детали, являющиеся символами войны: «извещенья похоронные», «перестуки эшелонные», «накатанные рельсы», «погорельцы».

Читатель реально слышит стук  тяжелых колёс, чувствует запах пожарищ, видит горе вдов и рано ставших взрослыми детей. Война убивает людей, разрушает, надежды, мечты, калечит судьбы.

Основной темой стихотворения является противоестественность войны для человека.

Усиливают эту противоестественность войны звуковые образы, созданные аллитерациями: «соРоковые», «Роковые», «фРонтовые», «похоРонные», «пеРестуки», «Рельсы», «пРостоРно», «погоРельцы», «погоРельцы».

Эпитеты «военные и фронтовые», «похоронные», «эшелонные», «свинцовые, пороховые» наполняют нас чувством опасения, непоправимой беды, горя.

В стихотворении ярко выражена сила духа и жизнелюбие прошлог поколения.

«Когда говорят пушки, музы молчат», – гласит пословица.

 Но музы не молчали, громче пушек на войне звучала поэзия. «И это были такие произведения, от которых хотелось или плакать, или скрежетать зубами», – писал поэт фронтовик А. Сурков. Все 1418 дней и ночей войны вместе с народом сражалась поэзия. Художественное творение, создаваемое писателями и поэтами, имело немаловажное значение: оно согревало душу, будило лучшие чувства, звало к победе! Стихи Твардовского, Самойлова, Симонова, Исаковского, Друниной, Гудзенко и других помогали идти в атаку, сражаться с фашистскими захватчиками.

От самого начало и  до последнего  дня войны не утихал голос поэтов. Никакие звуки  бомбёжки не могли заставить молчать его. Никогда к голосу поэтов так тонко  с трепетом не прислушивались читатели, как во время Великой Отечественной войны.

Произведения о Великой Отечественной войне.

Цели и задачи:

  1. знакомство с  лирических произведений о Великой Отечественной войне на примере произведения К. М. Симонова «Ты помнишь, Алёша, дороги Смоленщины...» и Д. С. Самойлова «Сороковые»;
  2. развитие представлений учащихся о жанровом своеобразии, темы и лирическом герое произведений о Великой Отечественной войне;
  3.  анализ лирического произведения.

Словарная работа  (заранее расписаны на доске)

Аллитерация – повтор согласных звуков в строке.

Балагурить (разговорное) – веселиться, с шутками болтать.

замурзанной ушанка – в грязной,потертой, истрёпанной зимней солдатской шапке.

Кисет – небольшой мешочек для табака, затягиваемый шнурком.

Кринка – расширяющийся книзу удлинённый глиняный горшок для молока.

Лирика –  род литературы, отражающий чувства, сострадания автора, преимущественно в стихотворной форме.  Автор  передаёт свои мысли и чувства .

Мундштук – небольшая трубочка, в которую вставляют папиросу.

Околица  Место вокруг селения, рядом с ним, окружающая местность.

Олицетворение – такое изображение неодушевлённых предметов, при котором они наделяются свойствами живых существ: даром речи, способностью мыслить и чувствовать.

Пáжить – пастбище, место, где пасут скот.

Паёк - кусок хлеба, выданные военным по  норме.

Плúсовый – сделанный из хлопчатобумажной ткани, напоминающей бархат.

Погост – в старину – церковь в стороне от села , участок и с кладбищем.

Просёлок – грунтовая дорожка между маленькими населёнными пунктами.


Роковые (годы) –  приносящие горе, как бы назначенные судьбой, роком;

Салóп – широкое женское пальто необычного фасона.

Тракт – небольшая наезженная дорога (первоначально почтовая).

Уставная (звёздочка) – сделанная по военному уставу, правилу.

Эпитет – художественное определение, выделяющее наиболее существенный в данном контексте признак предмета или явления;

Слово учителя:

Сегодня мы будем поговорить о творчестве поэтов, прошедших военными дорогами.

Константин Михайлович Симонов был военным корреспондентом газеты «Красная звезда», знал войну своими глазами.В своём дневнике поэт писал запись о первых месяцах войны: «Вдоль дороги шли с запада на восток женщины, дети, старики, девушки с небольшими  узелками, девочки, молодые женщины. Это было ужасное зрелище – эти пальто, узелки в руках, модные, сбившиеся набок причёски.

А с востока на запад по дороге шли навстречу гражданские парни. Они шли в свои призывные части , к месту сбора частей, мобилизованные, не желавшие опоздать, не хотевшие, чтобы их сочли сбежавшие , и в то же время ничего  не знавшие, не понимавшие, куда они идут. Ими руководило  чувство долга, полная неизвестность и неверие в то, что враги могут быть здесь, очень близко. Это была одна из трагедий тех дней. Этих людей бомбили с воздуха враги, и они  оказываются в плену».

Эти чувства и переживания легли в стихотворение «Ты помнишь, Алёша, дороги Смоленщины...», которое вошло в сборник «С тобой и без тебя».

Произведение было написано в 1942 году в форме дружеского послания другу, писателю Алексею Суркову.

Сурков – поэт – фронтовик, тоже военный корреспондент, автор знаменитой песни «Землянка», сочинившую в начале Великой Отечественной.

Обращение к другу придаёт стихотворению особый лиризм, искренность. Автор рассказывает о начале войны – о самом сложном и тяжёлом периоде.

Лирический герой – это герой, переживающий боль, стыд, горечь бойцов, вынужденных отступать. Тяжело чувствовавший события войны, он навсегда будет помнить эти печальные дни отступления, и оставшихся в тылу супостата женщин, детей, стариков.

Читатель погружается в обстановку военного времени благодаря многочисленным эпитетам: «усталые женщины», «бесконечные, злые дожди», «дорожная тоска», «со вдовьей слезой», плачущий крик», «горькую землю». Автор усиливает тяжёлые раздумья: чёрные дороги, размытые дождями, серые деревни с крестами над погостами и белые одежды седых стариков.

Молящиеся прадеды и не верящие в Бога внуки, вдовицы и девицы, старики и старухи – горожане и сельчане – все, объединившись, встали на защиту Отчизны. Так «встарь повелось на великой Руси».

Автор описывает дороги Смоленщины, ставшие центральным символом стихотворения, ведь именно под Смоленском прадеды русских солдат, сражавшихся с фашистами, дали отпор Наполеону.

Отсюда и уверенность пожилой женщины, сказавшей: «Родимые, покуда идите, мы вас подождём».

Героическая многовековая история России даёт уверенность, что войска, отступая, покидают родные земли ненадолго, верили все, и олицетворённая природа увеличивает эту надежду:

«Мы вас подождём!» – говорили нам пажити.

«Мы вас подождём!» – говорили леса.

Автор  говорит:«...всё-таки Родина –

Не дом городской, где я празднично жил,

А эти просёлки, что дедами пройдены...».

Образ родины, обрисованный Симоновым, конкретен: дороги Смоленщины, деревни с погостами, русские околицы, изба под Борисовом, пажити, леса.

Родина выстоит и победит, потому что «вся Россия сошлась».

Величественный образ Родины сливается с обликом русской женщины, любящей, терпеливой, самоотверженной,пронесшей все тяготы войны.

Давид Самойлов в 1941 году добровольцем ушёл на фронт.Он напишет: «У нас было всё время ощущение среды, даже поколения. Даже термин у нас бытовал до войны: «поколение 40-го года». Поэтической визитной карточкой этого поколения стало стихотворение «Сороковые».

Написал он это стихотворение в 1961, спустя 20 лет, объясняя это просто:

«Как это было! Как совпало –

Война, беда, мечта и юность!

И это всё в меня запало

И лишь потом во мне очнулось!..».

Это позволило ему с высоты прожитых лет шире, глубже и уже осознаннее взглянуть на «свинцовые, пороховые».

Поэт раскрывает все ужасы военного лихолетья через призму собственных воспоминаний.

Почувствовать атмосферу того времени помогают детали, являющиеся символами войны: «извещенья похоронные», «перестуки эшелонные», «накатанные рельсы», «погорельцы».

Читатель реально слышит стук  тяжелых колёс, чувствует запах пожарищ, видит горе вдов и рано ставших взрослыми детей. Война убивает людей, разрушает, надежды, мечты, калечит судьбы.

Основной темой стихотворения является противоестественность войны для человека.

Усиливают эту противоестественность войны звуковые образы, созданные аллитерациями: «соРоковые», «Роковые», «фРонтовые», «похоРонные», «пеРестуки», «Рельсы», «пРостоРно», «погоРельцы», «погоРельцы».

Эпитеты «военные и фронтовые», «похоронные», «эшелонные», «свинцовые, пороховые» наполняют нас чувством опасения, непоправимой беды, горя.

В стихотворении ярко выражена сила духа и жизнелюбие прошлог поколения.

«Когда говорят пушки, музы молчат», – гласит пословица.

 Но музы не молчали, громче пушек на войне звучала поэзия. «И это были такие произведения, от которых хотелось или плакать, или скрежетать зубами», – писал поэт фронтовик А. Сурков. Все 1418 дней и ночей войны вместе с народом сражалась поэзия. Художественное творение, создаваемое писателями и поэтами, имело немаловажное значение: оно согревало душу, будило лучшие чувства, звало к победе! Стихи Твардовского, Самойлова, Симонова, Исаковского, Друниной, Гудзенко и других помогали идти в атаку, сражаться с фашистскими захватчиками.

От самого начало и  до последнего  дня войны не утихал голос поэтов. Никакие звуки  бомбёжки не могли заставить молчать его. Никогда к голосу поэтов так тонко  с трепетом не прислушивались читатели, как во время Великой Отечественной войны.

Произведения о Великой Отечественной войне.

Цели и задачи:

  1. знакомство с  лирических произведений о Великой Отечественной войне на примере произведения К. М. Симонова «Ты помнишь, Алёша, дороги Смоленщины...» и Д. С. Самойлова «Сороковые»;
  2. развитие представлений учащихся о жанровом своеобразии, темы и лирическом герое произведений о Великой Отечественной войне;
  3.  анализ лирического произведения.

Словарная работа  (заранее расписаны на доске)

Аллитерация – повтор согласных звуков в строке.

Балагурить (разговорное) – веселиться, с шутками болтать.

замурзанной ушанка – в грязной,потертой, истрёпанной зимней солдатской шапке.

Кисет – небольшой мешочек для табака, затягиваемый шнурком.

Кринка – расширяющийся книзу удлинённый глиняный горшок для молока.

Лирика –  род литературы, отражающий чувства, сострадания автора, преимущественно в стихотворной форме.  Автор  передаёт свои мысли и чувства .

Мундштук – небольшая трубочка, в которую вставляют папиросу.

Околица  Место вокруг селения, рядом с ним, окружающая местность.

Олицетворение – такое изображение неодушевлённых предметов, при котором они наделяются свойствами живых существ: даром речи, способностью мыслить и чувствовать.

Пáжить – пастбище, место, где пасут скот.

Паёк - кусок хлеба, выданные военным по  норме.

Плúсовый – сделанный из хлопчатобумажной ткани, напоминающей бархат.

Погост – в старину – церковь в стороне от села , участок и с кладбищем.

Просёлок – грунтовая дорожка между маленькими населёнными пунктами.


Роковые (годы) –  приносящие горе, как бы назначенные судьбой, роком;

Салóп – широкое женское пальто необычного фасона.

Тракт – небольшая наезженная дорога (первоначально почтовая).

Уставная (звёздочка) – сделанная по военному уставу, правилу.

Эпитет – художественное определение, выделяющее наиболее существенный в данном контексте признак предмета или явления;

Слово учителя:

Сегодня мы будем поговорить о творчестве поэтов, прошедших военными дорогами.

Константин Михайлович Симонов был военным корреспондентом газеты «Красная звезда», знал войну своими глазами.В своём дневнике поэт писал запись о первых месяцах войны: «Вдоль дороги шли с запада на восток женщины, дети, старики, девушки с небольшими  узелками, девочки, молодые женщины. Это было ужасное зрелище – эти пальто, узелки в руках, модные, сбившиеся набок причёски.

А с востока на запад по дороге шли навстречу гражданские парни. Они шли в свои призывные части , к месту сбора частей, мобилизованные, не желавшие опоздать, не хотевшие, чтобы их сочли сбежавшие , и в то же время ничего  не знавшие, не понимавшие, куда они идут. Ими руководило  чувство долга, полная неизвестность и неверие в то, что враги могут быть здесь, очень близко. Это была одна из трагедий тех дней. Этих людей бомбили с воздуха враги, и они  оказываются в плену».

Эти чувства и переживания легли в стихотворение «Ты помнишь, Алёша, дороги Смоленщины...», которое вошло в сборник «С тобой и без тебя».

Произведение было написано в 1942 году в форме дружеского послания другу, писателю Алексею Суркову.

Сурков – поэт – фронтовик, тоже военный корреспондент, автор знаменитой песни «Землянка», сочинившую в начале Великой Отечественной.

Обращение к другу придаёт стихотворению особый лиризм, искренность. Автор рассказывает о начале войны – о самом сложном и тяжёлом периоде.

Лирический герой – это герой, переживающий боль, стыд, горечь бойцов, вынужденных отступать. Тяжело чувствовавший события войны, он навсегда будет помнить эти печальные дни отступления, и оставшихся в тылу супостата женщин, детей, стариков.

Читатель погружается в обстановку военного времени благодаря многочисленным эпитетам: «усталые женщины», «бесконечные, злые дожди», «дорожная тоска», «со вдовьей слезой», плачущий крик», «горькую землю». Автор усиливает тяжёлые раздумья: чёрные дороги, размытые дождями, серые деревни с крестами над погостами и белые одежды седых стариков.

Молящиеся прадеды и не верящие в Бога внуки, вдовицы и девицы, старики и старухи – горожане и сельчане – все, объединившись, встали на защиту Отчизны. Так «встарь повелось на великой Руси».

Автор описывает дороги Смоленщины, ставшие центральным символом стихотворения, ведь именно под Смоленском прадеды русских солдат, сражавшихся с фашистами, дали отпор Наполеону.

Отсюда и уверенность пожилой женщины, сказавшей: «Родимые, покуда идите, мы вас подождём».

Героическая многовековая история России даёт уверенность, что войска, отступая, покидают родные земли ненадолго, верили все, и олицетворённая природа увеличивает эту надежду:

«Мы вас подождём!» – говорили нам пажити.

«Мы вас подождём!» – говорили леса.

Автор  говорит:«...всё-таки Родина –

Не дом городской, где я празднично жил,

А эти просёлки, что дедами пройдены...».

Образ родины, обрисованный Симоновым, конкретен: дороги Смоленщины, деревни с погостами, русские околицы, изба под Борисовом, пажити, леса.

Родина выстоит и победит, потому что «вся Россия сошлась».

Величественный образ Родины сливается с обликом русской женщины, любящей, терпеливой, самоотверженной,пронесшей все тяготы войны.

Давид Самойлов в 1941 году добровольцем ушёл на фронт.Он напишет: «У нас было всё время ощущение среды, даже поколения. Даже термин у нас бытовал до войны: «поколение 40-го года». Поэтической визитной карточкой этого поколения стало стихотворение «Сороковые».

Написал он это стихотворение в 1961, спустя 20 лет, объясняя это просто:

«Как это было! Как совпало –

Война, беда, мечта и юность!

И это всё в меня запало

И лишь потом во мне очнулось!..».

Это позволило ему с высоты прожитых лет шире, глубже и уже осознаннее взглянуть на «свинцовые, пороховые».

Поэт раскрывает все ужасы военного лихолетья через призму собственных воспоминаний.

Почувствовать атмосферу того времени помогают детали, являющиеся символами войны: «извещенья похоронные», «перестуки эшелонные», «накатанные рельсы», «погорельцы».

Читатель реально слышит стук  тяжелых колёс, чувствует запах пожарищ, видит горе вдов и рано ставших взрослыми детей. Война убивает людей, разрушает, надежды, мечты, калечит судьбы.

Основной темой стихотворения является противоестественность войны для человека.

Усиливают эту противоестественность войны звуковые образы, созданные аллитерациями: «соРоковые», «Роковые», «фРонтовые», «похоРонные», «пеРестуки», «Рельсы», «пРостоРно», «погоРельцы», «погоРельцы».

Эпитеты «военные и фронтовые», «похоронные», «эшелонные», «свинцовые, пороховые» наполняют нас чувством опасения, непоправимой беды, горя.

В стихотворении ярко выражена сила духа и жизнелюбие прошлог поколения.

«Когда говорят пушки, музы молчат», – гласит пословица.

 Но музы не молчали, громче пушек на войне звучала поэзия. «И это были такие произведения, от которых хотелось или плакать, или скрежетать зубами», – писал поэт фронтовик А. Сурков. Все 1418 дней и ночей войны вместе с народом сражалась поэзия. Художественное творение, создаваемое писателями и поэтами, имело немаловажное значение: оно согревало душу, будило лучшие чувства, звало к победе! Стихи Твардовского, Самойлова, Симонова, Исаковского, Друниной, Гудзенко и других помогали идти в атаку, сражаться с фашистскими захватчиками.

От самого начало и  до последнего  дня войны не утихал голос поэтов. Никакие звуки  бомбёжки не могли заставить молчать его. Никогда к голосу поэтов так тонко  с трепетом не прислушивались читатели, как во время Великой Отечественной войны.

Произведения о Великой Отечественной войне.

Цели и задачи:

  1. знакомство с  лирических произведений о Великой Отечественной войне на примере произведения К. М. Симонова «Ты помнишь, Алёша, дороги Смоленщины...» и Д. С. Самойлова «Сороковые»;
  2. развитие представлений учащихся о жанровом своеобразии, темы и лирическом герое произведений о Великой Отечественной войне;
  3.  анализ лирического произведения.

Словарная работа  (заранее расписаны на доске)

Аллитерация – повтор согласных звуков в строке.

Балагурить (разговорное) – веселиться, с шутками болтать.

замурзанной ушанка – в грязной,потертой, истрёпанной зимней солдатской шапке.

Кисет – небольшой мешочек для табака, затягиваемый шнурком.

Кринка – расширяющийся книзу удлинённый глиняный горшок для молока.

Лирика –  род литературы, отражающий чувства, сострадания автора, преимущественно в стихотворной форме.  Автор  передаёт свои мысли и чувства .

Мундштук – небольшая трубочка, в которую вставляют папиросу.

Околица  Место вокруг селения, рядом с ним, окружающая местность.

Олицетворение – такое изображение неодушевлённых предметов, при котором они наделяются свойствами живых существ: даром речи, способностью мыслить и чувствовать.

Пáжить – пастбище, место, где пасут скот.

Паёк - кусок хлеба, выданные военным по  норме.

Плúсовый – сделанный из хлопчатобумажной ткани, напоминающей бархат.

Погост – в старину – церковь в стороне от села , участок и с кладбищем.

Просёлок – грунтовая дорожка между маленькими населёнными пунктами.


Роковые (годы) –  приносящие горе, как бы назначенные судьбой, роком;

Салóп – широкое женское пальто необычного фасона.

Тракт – небольшая наезженная дорога (первоначально почтовая).

Уставная (звёздочка) – сделанная по военному уставу, правилу.

Эпитет – художественное определение, выделяющее наиболее существенный в данном контексте признак предмета или явления;

Слово учителя:

Сегодня мы будем поговорить о творчестве поэтов, прошедших военными дорогами.

Константин Михайлович Симонов был военным корреспондентом газеты «Красная звезда», знал войну своими глазами.В своём дневнике поэт писал запись о первых месяцах войны: «Вдоль дороги шли с запада на восток женщины, дети, старики, девушки с небольшими  узелками, девочки, молодые женщины. Это было ужасное зрелище – эти пальто, узелки в руках, модные, сбившиеся набок причёски.

А с востока на запад по дороге шли навстречу гражданские парни. Они шли в свои призывные части , к месту сбора частей, мобилизованные, не желавшие опоздать, не хотевшие, чтобы их сочли сбежавшие , и в то же время ничего  не знавшие, не понимавшие, куда они идут. Ими руководило  чувство долга, полная неизвестность и неверие в то, что враги могут быть здесь, очень близко. Это была одна из трагедий тех дней. Этих людей бомбили с воздуха враги, и они  оказываются в плену».

Эти чувства и переживания легли в стихотворение «Ты помнишь, Алёша, дороги Смоленщины...», которое вошло в сборник «С тобой и без тебя».

Произведение было написано в 1942 году в форме дружеского послания другу, писателю Алексею Суркову.

Сурков – поэт – фронтовик, тоже военный корреспондент, автор знаменитой песни «Землянка», сочинившую в начале Великой Отечественной.

Обращение к другу придаёт стихотворению особый лиризм, искренность. Автор рассказывает о начале войны – о самом сложном и тяжёлом периоде.

Лирический герой – это герой, переживающий боль, стыд, горечь бойцов, вынужденных отступать. Тяжело чувствовавший события войны, он навсегда будет помнить эти печальные дни отступления, и оставшихся в тылу супостата женщин, детей, стариков.

Читатель погружается в обстановку военного времени благодаря многочисленным эпитетам: «усталые женщины», «бесконечные, злые дожди», «дорожная тоска», «со вдовьей слезой», плачущий крик», «горькую землю». Автор усиливает тяжёлые раздумья: чёрные дороги, размытые дождями, серые деревни с крестами над погостами и белые одежды седых стариков.

Молящиеся прадеды и не верящие в Бога внуки, вдовицы и девицы, старики и старухи – горожане и сельчане – все, объединившись, встали на защиту Отчизны. Так «встарь повелось на великой Руси».

Автор описывает дороги Смоленщины, ставшие центральным символом стихотворения, ведь именно под Смоленском прадеды русских солдат, сражавшихся с фашистами, дали отпор Наполеону.

Отсюда и уверенность пожилой женщины, сказавшей: «Родимые, покуда идите, мы вас подождём».

Героическая многовековая история России даёт уверенность, что войска, отступая, покидают родные земли ненадолго, верили все, и олицетворённая природа увеличивает эту надежду:

«Мы вас подождём!» – говорили нам пажити.

«Мы вас подождём!» – говорили леса.

Автор  говорит:«...всё-таки Родина –

Не дом городской, где я празднично жил,

А эти просёлки, что дедами пройдены...».

Образ родины, обрисованный Симоновым, конкретен: дороги Смоленщины, деревни с погостами, русские околицы, изба под Борисовом, пажити, леса.

Родина выстоит и победит, потому что «вся Россия сошлась».

Величественный образ Родины сливается с обликом русской женщины, любящей, терпеливой, самоотверженной,пронесшей все тяготы войны.

Давид Самойлов в 1941 году добровольцем ушёл на фронт.Он напишет: «У нас было всё время ощущение среды, даже поколения. Даже термин у нас бытовал до войны: «поколение 40-го года». Поэтической визитной карточкой этого поколения стало стихотворение «Сороковые».

Написал он это стихотворение в 1961, спустя 20 лет, объясняя это просто:

«Как это было! Как совпало –

Война, беда, мечта и юность!

И это всё в меня запало

И лишь потом во мне очнулось!..».

Это позволило ему с высоты прожитых лет шире, глубже и уже осознаннее взглянуть на «свинцовые, пороховые».

Поэт раскрывает все ужасы военного лихолетья через призму собственных воспоминаний.

Почувствовать атмосферу того времени помогают детали, являющиеся символами войны: «извещенья похоронные», «перестуки эшелонные», «накатанные рельсы», «погорельцы».

Читатель реально слышит стук  тяжелых колёс, чувствует запах пожарищ, видит горе вдов и рано ставших взрослыми детей. Война убивает людей, разрушает, надежды, мечты, калечит судьбы.

Основной темой стихотворения является противоестественность войны для человека.

Усиливают эту противоестественность войны звуковые образы, созданные аллитерациями: «соРоковые», «Роковые», «фРонтовые», «похоРонные», «пеРестуки», «Рельсы», «пРостоРно», «погоРельцы», «погоРельцы».

Эпитеты «военные и фронтовые», «похоронные», «эшелонные», «свинцовые, пороховые» наполняют нас чувством опасения, непоправимой беды, горя.

В стихотворении ярко выражена сила духа и жизнелюбие прошлог поколения.

«Когда говорят пушки, музы молчат», – гласит пословица.

 Но музы не молчали, громче пушек на войне звучала поэзия. «И это были такие произведения, от которых хотелось или плакать, или скрежетать зубами», – писал поэт фронтовик А. Сурков. Все 1418 дней и ночей войны вместе с народом сражалась поэзия. Художественное творение, создаваемое писателями и поэтами, имело немаловажное значение: оно согревало душу, будило лучшие чувства, звало к победе! Стихи Твардовского, Самойлова, Симонова, Исаковского, Друниной, Гудзенко и других помогали идти в атаку, сражаться с фашистскими захватчиками.

От самого начало и  до последнего  дня войны не утихал голос поэтов. Никакие звуки  бомбёжки не могли заставить молчать его. Никогда к голосу поэтов так тонко  с трепетом не прислушивались читатели, как во время Великой Отечественной войны.

Произведения о Великой Отечественной войне.

Цели и задачи:

  1. знакомство с  лирических произведений о Великой Отечественной войне на примере произведения К. М. Симонова «Ты помнишь, Алёша, дороги Смоленщины...» и Д. С. Самойлова «Сороковые»;
  2. развитие представлений учащихся о жанровом своеобразии, темы и лирическом герое произведений о Великой Отечественной войне;
  3.  анализ лирического произведения.

Словарная работа  (заранее расписаны на доске)

Аллитерация – повтор согласных звуков в строке.

Балагурить (разговорное) – веселиться, с шутками болтать.

замурзанной ушанка – в грязной,потертой, истрёпанной зимней солдатской шапке.

Кисет – небольшой мешочек для табака, затягиваемый шнурком.

Кринка – расширяющийся книзу удлинённый глиняный горшок для молока.

Лирика –  род литературы, отражающий чувства, сострадания автора, преимущественно в стихотворной форме.  Автор  передаёт свои мысли и чувства .

Мундштук – небольшая трубочка, в которую вставляют папиросу.

Околица  Место вокруг селения, рядом с ним, окружающая местность.

Олицетворение – такое изображение неодушевлённых предметов, при котором они наделяются свойствами живых существ: даром речи, способностью мыслить и чувствовать.

Пáжить – пастбище, место, где пасут скот.

Паёк - кусок хлеба, выданные военным по  норме.

Плúсовый – сделанный из хлопчатобумажной ткани, напоминающей бархат.

Погост – в старину – церковь в стороне от села , участок и с кладбищем.

Просёлок – грунтовая дорожка между маленькими населёнными пунктами.


Роковые (годы) –  приносящие горе, как бы назначенные судьбой, роком;

Салóп – широкое женское пальто необычного фасона.

Тракт – небольшая наезженная дорога (первоначально почтовая).

Уставная (звёздочка) – сделанная по военному уставу, правилу.

Эпитет – художественное определение, выделяющее наиболее существенный в данном контексте признак предмета или явления;

Слово учителя:

Сегодня мы будем поговорить о творчестве поэтов, прошедших военными дорогами.

Константин Михайлович Симонов был военным корреспондентом газеты «Красная звезда», знал войну своими глазами.В своём дневнике поэт писал запись о первых месяцах войны: «Вдоль дороги шли с запада на восток женщины, дети, старики, девушки с небольшими  узелками, девочки, молодые женщины. Это было ужасное зрелище – эти пальто, узелки в руках, модные, сбившиеся набок причёски.

А с востока на запад по дороге шли навстречу гражданские парни. Они шли в свои призывные части , к месту сбора частей, мобилизованные, не желавшие опоздать, не хотевшие, чтобы их сочли сбежавшие , и в то же время ничего  не знавшие, не понимавшие, куда они идут. Ими руководило  чувство долга, полная неизвестность и неверие в то, что враги могут быть здесь, очень близко. Это была одна из трагедий тех дней. Этих людей бомбили с воздуха враги, и они  оказываются в плену».

Эти чувства и переживания легли в стихотворение «Ты помнишь, Алёша, дороги Смоленщины...», которое вошло в сборник «С тобой и без тебя».

Произведение было написано в 1942 году в форме дружеского послания другу, писателю Алексею Суркову.

Сурков – поэт – фронтовик, тоже военный корреспондент, автор знаменитой песни «Землянка», сочинившую в начале Великой Отечественной.

Обращение к другу придаёт стихотворению особый лиризм, искренность. Автор рассказывает о начале войны – о самом сложном и тяжёлом периоде.

Лирический герой – это герой, переживающий боль, стыд, горечь бойцов, вынужденных отступать. Тяжело чувствовавший события войны, он навсегда будет помнить эти печальные дни отступления, и оставшихся в тылу супостата женщин, детей, стариков.

Читатель погружается в обстановку военного времени благодаря многочисленным эпитетам: «усталые женщины», «бесконечные, злые дожди», «дорожная тоска», «со вдовьей слезой», плачущий крик», «горькую землю». Автор усиливает тяжёлые раздумья: чёрные дороги, размытые дождями, серые деревни с крестами над погостами и белые одежды седых стариков.

Молящиеся прадеды и не верящие в Бога внуки, вдовицы и девицы, старики и старухи – горожане и сельчане – все, объединившись, встали на защиту Отчизны. Так «встарь повелось на великой Руси».

Автор описывает дороги Смоленщины, ставшие центральным символом стихотворения, ведь именно под Смоленском прадеды русских солдат, сражавшихся с фашистами, дали отпор Наполеону.

Отсюда и уверенность пожилой женщины, сказавшей: «Родимые, покуда идите, мы вас подождём».

Героическая многовековая история России даёт уверенность, что войска, отступая, покидают родные земли ненадолго, верили все, и олицетворённая природа увеличивает эту надежду:

«Мы вас подождём!» – говорили нам пажити.

«Мы вас подождём!» – говорили леса.

Автор  говорит:«...всё-таки Родина –

Не дом городской, где я празднично жил,

А эти просёлки, что дедами пройдены...».

Образ родины, обрисованный Симоновым, конкретен: дороги Смоленщины, деревни с погостами, русские околицы, изба под Борисовом, пажити, леса.

Родина выстоит и победит, потому что «вся Россия сошлась».

Величественный образ Родины сливается с обликом русской женщины, любящей, терпеливой, самоотверженной,пронесшей все тяготы войны.

Давид Самойлов в 1941 году добровольцем ушёл на фронт.Он напишет: «У нас было всё время ощущение среды, даже поколения. Даже термин у нас бытовал до войны: «поколение 40-го года». Поэтической визитной карточкой этого поколения стало стихотворение «Сороковые».

Написал он это стихотворение в 1961, спустя 20 лет, объясняя это просто:

«Как это было! Как совпало –

Война, беда, мечта и юность!

И это всё в меня запало

И лишь потом во мне очнулось!..».

Это позволило ему с высоты прожитых лет шире, глубже и уже осознаннее взглянуть на «свинцовые, пороховые».

Поэт раскрывает все ужасы военного лихолетья через призму собственных воспоминаний.

Почувствовать атмосферу того времени помогают детали, являющиеся символами войны: «извещенья похоронные», «перестуки эшелонные», «накатанные рельсы», «погорельцы».

Читатель реально слышит стук  тяжелых колёс, чувствует запах пожарищ, видит горе вдов и рано ставших взрослыми детей. Война убивает людей, разрушает, надежды, мечты, калечит судьбы.

Основной темой стихотворения является противоестественность войны для человека.

Усиливают эту противоестественность войны звуковые образы, созданные аллитерациями: «соРоковые», «Роковые», «фРонтовые», «похоРонные», «пеРестуки», «Рельсы», «пРостоРно», «погоРельцы», «погоРельцы».

Эпитеты «военные и фронтовые», «похоронные», «эшелонные», «свинцовые, пороховые» наполняют нас чувством опасения, непоправимой беды, горя.

В стихотворении ярко выражена сила духа и жизнелюбие прошлог поколения.

«Когда говорят пушки, музы молчат», – гласит пословица.

 Но музы не молчали, громче пушек на войне звучала поэзия. «И это были такие произведения, от которых хотелось или плакать, или скрежетать зубами», – писал поэт фронтовик А. Сурков. Все 1418 дней и ночей войны вместе с народом сражалась поэзия. Художественное творение, создаваемое писателями и поэтами, имело немаловажное значение: оно согревало душу, будило лучшие чувства, звало к победе! Стихи Твардовского, Самойлова, Симонова, Исаковского, Друниной, Гудзенко и других помогали идти в атаку, сражаться с фашистскими захватчиками.

От самого начало и  до последнего  дня войны не утихал голос поэтов. Никакие звуки  бомбёжки не могли заставить молчать его. Никогда к голосу поэтов так тонко  с трепетом не прислушивались читатели, как во время Великой Отечественной войны.

Произведения о Великой Отечественной войне.

Цели и задачи:

  1. знакомство с  лирических произведений о Великой Отечественной войне на примере произведения К. М. Симонова «Ты помнишь, Алёша, дороги Смоленщины...» и Д. С. Самойлова «Сороковые»;
  2. развитие представлений учащихся о жанровом своеобразии, темы и лирическом герое произведений о Великой Отечественной войне;
  3.  анализ лирического произведения.

Словарная работа  (заранее расписаны на доске)

Аллитерация – повтор согласных звуков в строке.

Балагурить (разговорное) – веселиться, с шутками болтать.

замурзанной ушанка – в грязной,потертой, истрёпанной зимней солдатской шапке.

Кисет – небольшой мешочек для табака, затягиваемый шнурком.

Кринка – расширяющийся книзу удлинённый глиняный горшок для молока.

Лирика –  род литературы, отражающий чувства, сострадания автора, преимущественно в стихотворной форме.  Автор  передаёт свои мысли и чувства .

Мундштук – небольшая трубочка, в которую вставляют папиросу.

Околица  Место вокруг селения, рядом с ним, окружающая местность.

Олицетворение – такое изображение неодушевлённых предметов, при котором они наделяются свойствами живых существ: даром речи, способностью мыслить и чувствовать.

Пáжить – пастбище, место, где пасут скот.

Паёк - кусок хлеба, выданные военным по  норме.

Плúсовый – сделанный из хлопчатобумажной ткани, напоминающей бархат.

Погост – в старину – церковь в стороне от села , участок и с кладбищем.

Просёлок – грунтовая дорожка между маленькими населёнными пунктами.


Роковые (годы) –  приносящие горе, как бы назначенные судьбой, роком;

Салóп – широкое женское пальто необычного фасона.

Тракт – небольшая наезженная дорога (первоначально почтовая).

Уставная (звёздочка) – сделанная по военному уставу, правилу.

Эпитет – художественное определение, выделяющее наиболее существенный в данном контексте признак предмета или явления;

Слово учителя:

Сегодня мы будем поговорить о творчестве поэтов, прошедших военными дорогами.

Константин Михайлович Симонов был военным корреспондентом газеты «Красная звезда», знал войну своими глазами.В своём дневнике поэт писал запись о первых месяцах войны: «Вдоль дороги шли с запада на восток женщины, дети, старики, девушки с небольшими  узелками, девочки, молодые женщины. Это было ужасное зрелище – эти пальто, узелки в руках, модные, сбившиеся набок причёски.

А с востока на запад по дороге шли навстречу гражданские парни. Они шли в свои призывные части , к месту сбора частей, мобилизованные, не желавшие опоздать, не хотевшие, чтобы их сочли сбежавшие , и в то же время ничего  не знавшие, не понимавшие, куда они идут. Ими руководило  чувство долга, полная неизвестность и неверие в то, что враги могут быть здесь, очень близко. Это была одна из трагедий тех дней. Этих людей бомбили с воздуха враги, и они  оказываются в плену».

Эти чувства и переживания легли в стихотворение «Ты помнишь, Алёша, дороги Смоленщины...», которое вошло в сборник «С тобой и без тебя».

Произведение было написано в 1942 году в форме дружеского послания другу, писателю Алексею Суркову.

Сурков – поэт – фронтовик, тоже военный корреспондент, автор знаменитой песни «Землянка», сочинившую в начале Великой Отечественной.

Обращение к другу придаёт стихотворению особый лиризм, искренность. Автор рассказывает о начале войны – о самом сложном и тяжёлом периоде.

Лирический герой – это герой, переживающий боль, стыд, горечь бойцов, вынужденных отступать. Тяжело чувствовавший события войны, он навсегда будет помнить эти печальные дни отступления, и оставшихся в тылу супостата женщин, детей, стариков.

Читатель погружается в обстановку военного времени благодаря многочисленным эпитетам: «усталые женщины», «бесконечные, злые дожди», «дорожная тоска», «со вдовьей слезой», плачущий крик», «горькую землю». Автор усиливает тяжёлые раздумья: чёрные дороги, размытые дождями, серые деревни с крестами над погостами и белые одежды седых стариков.

Молящиеся прадеды и не верящие в Бога внуки, вдовицы и девицы, старики и старухи – горожане и сельчане – все, объединившись, встали на защиту Отчизны. Так «встарь повелось на великой Руси».

Автор описывает дороги Смоленщины, ставшие центральным символом стихотворения, ведь именно под Смоленском прадеды русских солдат, сражавшихся с фашистами, дали отпор Наполеону.

Отсюда и уверенность пожилой женщины, сказавшей: «Родимые, покуда идите, мы вас подождём».

Героическая многовековая история России даёт уверенность, что войска, отступая, покидают родные земли ненадолго, верили все, и олицетворённая природа увеличивает эту надежду:

«Мы вас подождём!» – говорили нам пажити.

«Мы вас подождём!» – говорили леса.

Автор  говорит:«...всё-таки Родина –

Не дом городской, где я празднично жил,

А эти просёлки, что дедами пройдены...».

Образ родины, обрисованный Симоновым, конкретен: дороги Смоленщины, деревни с погостами, русские околицы, изба под Борисовом, пажити, леса.

Родина выстоит и победит, потому что «вся Россия сошлась».

Величественный образ Родины сливается с обликом русской женщины, любящей, терпеливой, самоотверженной,пронесшей все тяготы войны.

Давид Самойлов в 1941 году добровольцем ушёл на фронт.Он напишет: «У нас было всё время ощущение среды, даже поколения. Даже термин у нас бытовал до войны: «поколение 40-го года». Поэтической визитной карточкой этого поколения стало стихотворение «Сороковые».

Написал он это стихотворение в 1961, спустя 20 лет, объясняя это просто:

«Как это было! Как совпало –

Война, беда, мечта и юность!

И это всё в меня запало

И лишь потом во мне очнулось!..».

Это позволило ему с высоты прожитых лет шире, глубже и уже осознаннее взглянуть на «свинцовые, пороховые».

Поэт раскрывает все ужасы военного лихолетья через призму собственных воспоминаний.

Почувствовать атмосферу того времени помогают детали, являющиеся символами войны: «извещенья похоронные», «перестуки эшелонные», «накатанные рельсы», «погорельцы».

Читатель реально слышит стук  тяжелых колёс, чувствует запах пожарищ, видит горе вдов и рано ставших взрослыми детей. Война убивает людей, разрушает, надежды, мечты, калечит судьбы.

Основной темой стихотворения является противоестественность войны для человека.

Усиливают эту противоестественность войны звуковые образы, созданные аллитерациями: «соРоковые», «Роковые», «фРонтовые», «похоРонные», «пеРестуки», «Рельсы», «пРостоРно», «погоРельцы», «погоРельцы».

Эпитеты «военные и фронтовые», «похоронные», «эшелонные», «свинцовые, пороховые» наполняют нас чувством опасения, непоправимой беды, горя.

В стихотворении ярко выражена сила духа и жизнелюбие прошлог поколения.

«Когда говорят пушки, музы молчат», – гласит пословица.

 Но музы не молчали, громче пушек на войне звучала поэзия. «И это были такие произведения, от которых хотелось или плакать, или скрежетать зубами», – писал поэт фронтовик А. Сурков. Все 1418 дней и ночей войны вместе с народом сражалась поэзия. Художественное творение, создаваемое писателями и поэтами, имело немаловажное значение: оно согревало душу, будило лучшие чувства, звало к победе! Стихи Твардовского, Самойлова, Симонова, Исаковского, Друниной, Гудзенко и других помогали идти в атаку, сражаться с фашистскими захватчиками.

От самого начало и  до последнего  дня войны не утихал голос поэтов. Никакие звуки  бомбёжки не могли заставить молчать его. Никогда к голосу поэтов так тонко  с трепетом не прислушивались читатели, как во время Великой Отечественной войны.

Произведения о Великой Отечественной войне.

Цели и задачи:

  1. знакомство с  лирических произведений о Великой Отечественной войне на примере произведения К. М. Симонова «Ты помнишь, Алёша, дороги Смоленщины...» и Д. С. Самойлова «Сороковые»;
  2. развитие представлений учащихся о жанровом своеобразии, темы и лирическом герое произведений о Великой Отечественной войне;
  3.  анализ лирического произведения.

Словарная работа  (заранее расписаны на доске)

Аллитерация – повтор согласных звуков в строке.

Балагурить (разговорное) – веселиться, с шутками болтать.

замурзанной ушанка – в грязной,потертой, истрёпанной зимней солдатской шапке.

Кисет – небольшой мешочек для табака, затягиваемый шнурком.

Кринка – расширяющийся книзу удлинённый глиняный горшок для молока.

Лирика –  род литературы, отражающий чувства, сострадания автора, преимущественно в стихотворной форме.  Автор  передаёт свои мысли и чувства .

Мундштук – небольшая трубочка, в которую вставляют папиросу.

Околица  Место вокруг селения, рядом с ним, окружающая местность.

Олицетворение – такое изображение неодушевлённых предметов, при котором они наделяются свойствами живых существ: даром речи, способностью мыслить и чувствовать.

Пáжить – пастбище, место, где пасут скот.

Паёк - кусок хлеба, выданные военным по  норме.

Плúсовый – сделанный из хлопчатобумажной ткани, напоминающей бархат.

Погост – в старину – церковь в стороне от села , участок и с кладбищем.

Просёлок – грунтовая дорожка между маленькими населёнными пунктами.


Роковые (годы) –  приносящие горе, как бы назначенные судьбой, роком;

Салóп – широкое женское пальто необычного фасона.

Тракт – небольшая наезженная дорога (первоначально почтовая).

Уставная (звёздочка) – сделанная по военному уставу, правилу.

Эпитет – художественное определение, выделяющее наиболее существенный в данном контексте признак предмета или явления;

Слово учителя:

Сегодня мы будем поговорить о творчестве поэтов, прошедших военными дорогами.

Константин Михайлович Симонов был военным корреспондентом газеты «Красная звезда», знал войну своими глазами.В своём дневнике поэт писал запись о первых месяцах войны: «Вдоль дороги шли с запада на восток женщины, дети, старики, девушки с небольшими  узелками, девочки, молодые женщины. Это было ужасное зрелище – эти пальто, узелки в руках, модные, сбившиеся набок причёски.

А с востока на запад по дороге шли навстречу гражданские парни. Они шли в свои призывные части , к месту сбора частей, мобилизованные, не желавшие опоздать, не хотевшие, чтобы их сочли сбежавшие , и в то же время ничего  не знавшие, не понимавшие, куда они идут. Ими руководило  чувство долга, полная неизвестность и неверие в то, что враги могут быть здесь, очень близко. Это была одна из трагедий тех дней. Этих людей бомбили с воздуха враги, и они  оказываются в плену».

Эти чувства и переживания легли в стихотворение «Ты помнишь, Алёша, дороги Смоленщины...», которое вошло в сборник «С тобой и без тебя».

Произведение было написано в 1942 году в форме дружеского послания другу, писателю Алексею Суркову.

Сурков – поэт – фронтовик, тоже военный корреспондент, автор знаменитой песни «Землянка», сочинившую в начале Великой Отечественной.

Обращение к другу придаёт стихотворению особый лиризм, искренность. Автор рассказывает о начале войны – о самом сложном и тяжёлом периоде.

Лирический герой – это герой, переживающий боль, стыд, горечь бойцов, вынужденных отступать. Тяжело чувствовавший события войны, он навсегда будет помнить эти печальные дни отступления, и оставшихся в тылу супостата женщин, детей, стариков.

Читатель погружается в обстановку военного времени благодаря многочисленным эпитетам: «усталые женщины», «бесконечные, злые дожди», «дорожная тоска», «со вдовьей слезой», плачущий крик», «горькую землю». Автор усиливает тяжёлые раздумья: чёрные дороги, размытые дождями, серые деревни с крестами над погостами и белые одежды седых стариков.

Молящиеся прадеды и не верящие в Бога внуки, вдовицы и девицы, старики и старухи – горожане и сельчане – все, объединившись, встали на защиту Отчизны. Так «встарь повелось на великой Руси».

Автор описывает дороги Смоленщины, ставшие центральным символом стихотворения, ведь именно под Смоленском прадеды русских солдат, сражавшихся с фашистами, дали отпор Наполеону.

Отсюда и уверенность пожилой женщины, сказавшей: «Родимые, покуда идите, мы вас подождём».

Героическая многовековая история России даёт уверенность, что войска, отступая, покидают родные земли ненадолго, верили все, и олицетворённая природа увеличивает эту надежду:

«Мы вас подождём!» – говорили нам пажити.

«Мы вас подождём!» – говорили леса.

Автор  говорит:«...всё-таки Родина –

Не дом городской, где я празднично жил,

А эти просёлки, что дедами пройдены...».

Образ родины, обрисованный Симоновым, конкретен: дороги Смоленщины, деревни с погостами, русские околицы, изба под Борисовом, пажити, леса.

Родина выстоит и победит, потому что «вся Россия сошлась».

Величественный образ Родины сливается с обликом русской женщины, любящей, терпеливой, самоотверженной,пронесшей все тяготы войны.

Давид Самойлов в 1941 году добровольцем ушёл на фронт.Он напишет: «У нас было всё время ощущение среды, даже поколения. Даже термин у нас бытовал до войны: «поколение 40-го года». Поэтической визитной карточкой этого поколения стало стихотворение «Сороковые».

Написал он это стихотворение в 1961, спустя 20 лет, объясняя это просто:

«Как это было! Как совпало –

Война, беда, мечта и юность!

И это всё в меня запало

И лишь потом во мне очнулось!..».

Это позволило ему с высоты прожитых лет шире, глубже и уже осознаннее взглянуть на «свинцовые, пороховые».

Поэт раскрывает все ужасы военного лихолетья через призму собственных воспоминаний.

Почувствовать атмосферу того времени помогают детали, являющиеся символами войны: «извещенья похоронные», «перестуки эшелонные», «накатанные рельсы», «погорельцы».

Читатель реально слышит стук  тяжелых колёс, чувствует запах пожарищ, видит горе вдов и рано ставших взрослыми детей. Война убивает людей, разрушает, надежды, мечты, калечит судьбы.

Основной темой стихотворения является противоестественность войны для человека.

Усиливают эту противоестественность войны звуковые образы, созданные аллитерациями: «соРоковые», «Роковые», «фРонтовые», «похоРонные», «пеРестуки», «Рельсы», «пРостоРно», «погоРельцы», «погоРельцы».

Эпитеты «военные и фронтовые», «похоронные», «эшелонные», «свинцовые, пороховые» наполняют нас чувством опасения, непоправимой беды, горя.

В стихотворении ярко выражена сила духа и жизнелюбие прошлог поколения.

«Когда говорят пушки, музы молчат», – гласит пословица.

 Но музы не молчали, громче пушек на войне звучала поэзия. «И это были такие произведения, от которых хотелось или плакать, или скрежетать зубами», – писал поэт фронтовик А. Сурков. Все 1418 дней и ночей войны вместе с народом сражалась поэзия. Художественное творение, создаваемое писателями и поэтами, имело немаловажное значение: оно согревало душу, будило лучшие чувства, звало к победе! Стихи Твардовского, Самойлова, Симонова, Исаковского, Друниной, Гудзенко и других помогали идти в атаку, сражаться с фашистскими захватчиками.

От самого начало и  до последнего  дня войны не утихал голос поэтов. Никакие звуки  бомбёжки не могли заставить молчать его. Никогда к голосу поэтов так тонко  с трепетом не прислушивались читатели, как во время Великой Отечественной войны.

Произведения о Великой Отечественной войне.

Цели и задачи:

  1. знакомство с  лирических произведений о Великой Отечественной войне на примере произведения К. М. Симонова «Ты помнишь, Алёша, дороги Смоленщины...» и Д. С. Самойлова «Сороковые»;
  2. развитие представлений учащихся о жанровом своеобразии, темы и лирическом герое произведений о Великой Отечественной войне;
  3.  анализ лирического произведения.

Словарная работа  (заранее расписаны на доске)

Аллитерация – повтор согласных звуков в строке.

Балагурить (разговорное) – веселиться, с шутками болтать.

замурзанной ушанка – в грязной,потертой, истрёпанной зимней солдатской шапке.

Кисет – небольшой мешочек для табака, затягиваемый шнурком.

Кринка – расширяющийся книзу удлинённый глиняный горшок для молока.

Лирика –  род литературы, отражающий чувства, сострадания автора, преимущественно в стихотворной форме.  Автор  передаёт свои мысли и чувства .

Мундштук – небольшая трубочка, в которую вставляют папиросу.

Околица  Место вокруг селения, рядом с ним, окружающая местность.

Олицетворение – такое изображение неодушевлённых предметов, при котором они наделяются свойствами живых существ: даром речи, способностью мыслить и чувствовать.

Пáжить – пастбище, место, где пасут скот.

Паёк - кусок хлеба, выданные военным по  норме.

Плúсовый – сделанный из хлопчатобумажной ткани, напоминающей бархат.

Погост – в старину – церковь в стороне от села , участок и с кладбищем.

Просёлок – грунтовая дорожка между маленькими населёнными пунктами.


Роковые (годы) –  приносящие горе, как бы назначенные судьбой, роком;

Салóп – широкое женское пальто необычного фасона.

Тракт – небольшая наезженная дорога (первоначально почтовая).

Уставная (звёздочка) – сделанная по военному уставу, правилу.

Эпитет – художественное определение, выделяющее наиболее существенный в данном контексте признак предмета или явления;

Слово учителя:

Сегодня мы будем поговорить о творчестве поэтов, прошедших военными дорогами.

Константин Михайлович Симонов был военным корреспондентом газеты «Красная звезда», знал войну своими глазами.В своём дневнике поэт писал запись о первых месяцах войны: «Вдоль дороги шли с запада на восток женщины, дети, старики, девушки с небольшими  узелками, девочки, молодые женщины. Это было ужасное зрелище – эти пальто, узелки в руках, модные, сбившиеся набок причёски.

А с востока на запад по дороге шли навстречу гражданские парни. Они шли в свои призывные части , к месту сбора частей, мобилизованные, не желавшие опоздать, не хотевшие, чтобы их сочли сбежавшие , и в то же время ничего  не знавшие, не понимавшие, куда они идут. Ими руководило  чувство долга, полная неизвестность и неверие в то, что враги могут быть здесь, очень близко. Это была одна из трагедий тех дней. Этих людей бомбили с воздуха враги, и они  оказываются в плену».

Эти чувства и переживания легли в стихотворение «Ты помнишь, Алёша, дороги Смоленщины...», которое вошло в сборник «С тобой и без тебя».

Произведение было написано в 1942 году в форме дружеского послания другу, писателю Алексею Суркову.

Сурков – поэт – фронтовик, тоже военный корреспондент, автор знаменитой песни «Землянка», сочинившую в начале Великой Отечественной.

Обращение к другу придаёт стихотворению особый лиризм, искренность. Автор рассказывает о начале войны – о самом сложном и тяжёлом периоде.

Лирический герой – это герой, переживающий боль, стыд, горечь бойцов, вынужденных отступать. Тяжело чувствовавший события войны, он навсегда будет помнить эти печальные дни отступления, и оставшихся в тылу супостата женщин, детей, стариков.

Читатель погружается в обстановку военного времени благодаря многочисленным эпитетам: «усталые женщины», «бесконечные, злые дожди», «дорожная тоска», «со вдовьей слезой», плачущий крик», «горькую землю». Автор усиливает тяжёлые раздумья: чёрные дороги, размытые дождями, серые деревни с крестами над погостами и белые одежды седых стариков.

Молящиеся прадеды и не верящие в Бога внуки, вдовицы и девицы, старики и старухи – горожане и сельчане – все, объединившись, встали на защиту Отчизны. Так «встарь повелось на великой Руси».

Автор описывает дороги Смоленщины, ставшие центральным символом стихотворения, ведь именно под Смоленском прадеды русских солдат, сражавшихся с фашистами, дали отпор Наполеону.

Отсюда и уверенность пожилой женщины, сказавшей: «Родимые, покуда идите, мы вас подождём».

Героическая многовековая история России даёт уверенность, что войска, отступая, покидают родные земли ненадолго, верили все, и олицетворённая природа увеличивает эту надежду:

«Мы вас подождём!» – говорили нам пажити.

«Мы вас подождём!» – говорили леса.

Автор  говорит:«...всё-таки Родина –

Не дом городской, где я празднично жил,

А эти просёлки, что дедами пройдены...».

Образ родины, обрисованный Симоновым, конкретен: дороги Смоленщины, деревни с погостами, русские околицы, изба под Борисовом, пажити, леса.

Родина выстоит и победит, потому что «вся Россия сошлась».

Величественный образ Родины сливается с обликом русской женщины, любящей, терпеливой, самоотверженной,пронесшей все тяготы войны.

Давид Самойлов в 1941 году добровольцем ушёл на фронт.Он напишет: «У нас было всё время ощущение среды, даже поколения. Даже термин у нас бытовал до войны: «поколение 40-го года». Поэтической визитной карточкой этого поколения стало стихотворение «Сороковые».

Написал он это стихотворение в 1961, спустя 20 лет, объясняя это просто:

«Как это было! Как совпало –

Война, беда, мечта и юность!

И это всё в меня запало

И лишь потом во мне очнулось!..».

Это позволило ему с высоты прожитых лет шире, глубже и уже осознаннее взглянуть на «свинцовые, пороховые».

Поэт раскрывает все ужасы военного лихолетья через призму собственных воспоминаний.

Почувствовать атмосферу того времени помогают детали, являющиеся символами войны: «извещенья похоронные», «перестуки эшелонные», «накатанные рельсы», «погорельцы».

Читатель реально слышит стук  тяжелых колёс, чувствует запах пожарищ, видит горе вдов и рано ставших взрослыми детей. Война убивает людей, разрушает, надежды, мечты, калечит судьбы.

Основной темой стихотворения является противоестественность войны для человека.

Усиливают эту противоестественность войны звуковые образы, созданные аллитерациями: «соРоковые», «Роковые», «фРонтовые», «похоРонные», «пеРестуки», «Рельсы», «пРостоРно», «погоРельцы», «погоРельцы».

Эпитеты «военные и фронтовые», «похоронные», «эшелонные», «свинцовые, пороховые» наполняют нас чувством опасения, непоправимой беды, горя.

В стихотворении ярко выражена сила духа и жизнелюбие прошлог поколения.

«Когда говорят пушки, музы молчат», – гласит пословица.

 Но музы не молчали, громче пушек на войне звучала поэзия. «И это были такие произведения, от которых хотелось или плакать, или скрежетать зубами», – писал поэт фронтовик А. Сурков. Все 1418 дней и ночей войны вместе с народом сражалась поэзия. Художественное творение, создаваемое писателями и поэтами, имело немаловажное значение: оно согревало душу, будило лучшие чувства, звало к победе! Стихи Твардовского, Самойлова, Симонова, Исаковского, Друниной, Гудзенко и других помогали идти в атаку, сражаться с фашистскими захватчиками.

От самого начало и  до последнего  дня войны не утихал голос поэтов. Никакие звуки  бомбёжки не могли заставить молчать его. Никогда к голосу поэтов так тонко  с трепетом не прислушивались читатели, как во время Великой Отечественной войны.

Произведения о Великой Отечественной войне.

Цели и задачи:

  1. знакомство с  лирических произведений о Великой Отечественной войне на примере произведения К. М. Симонова «Ты помнишь, Алёша, дороги Смоленщины...» и Д. С. Самойлова «Сороковые»;
  2. развитие представлений учащихся о жанровом своеобразии, темы и лирическом герое произведений о Великой Отечественной войне;
  3.  анализ лирического произведения.

Словарная работа  (заранее расписаны на доске)

Аллитерация – повтор согласных звуков в строке.

Балагурить (разговорное) – веселиться, с шутками болтать.

замурзанной ушанка – в грязной,потертой, истрёпанной зимней солдатской шапке.

Кисет – небольшой мешочек для табака, затягиваемый шнурком.

Кринка – расширяющийся книзу удлинённый глиняный горшок для молока.

Лирика –  род литературы, отражающий чувства, сострадания автора, преимущественно в стихотворной форме.  Автор  передаёт свои мысли и чувства .

Мундштук – небольшая трубочка, в которую вставляют папиросу.

Околица  Место вокруг селения, рядом с ним, окружающая местность.

Олицетворение – такое изображение неодушевлённых предметов, при котором они наделяются свойствами живых существ: даром речи, способностью мыслить и чувствовать.

Пáжить – пастбище, место, где пасут скот.

Паёк - кусок хлеба, выданные военным по  норме.

Плúсовый – сделанный из хлопчатобумажной ткани, напоминающей бархат.

Погост – в старину – церковь в стороне от села , участок и с кладбищем.

Просёлок – грунтовая дорожка между маленькими населёнными пунктами.


Роковые (годы) –  приносящие горе, как бы назначенные судьбой, роком;

Салóп – широкое женское пальто необычного фасона.

Тракт – небольшая наезженная дорога (первоначально почтовая).

Уставная (звёздочка) – сделанная по военному уставу, правилу.

Эпитет – художественное определение, выделяющее наиболее существенный в данном контексте признак предмета или явления;

Слово учителя:

Сегодня мы будем поговорить о творчестве поэтов, прошедших военными дорогами.

Константин Михайлович Симонов был военным корреспондентом газеты «Красная звезда», знал войну своими глазами.В своём дневнике поэт писал запись о первых месяцах войны: «Вдоль дороги шли с запада на восток женщины, дети, старики, девушки с небольшими  узелками, девочки, молодые женщины. Это было ужасное зрелище – эти пальто, узелки в руках, модные, сбившиеся набок причёски.

А с востока на запад по дороге шли навстречу гражданские парни. Они шли в свои призывные части , к месту сбора частей, мобилизованные, не желавшие опоздать, не хотевшие, чтобы их сочли сбежавшие , и в то же время ничего  не знавшие, не понимавшие, куда они идут. Ими руководило  чувство долга, полная неизвестность и неверие в то, что враги могут быть здесь, очень близко. Это была одна из трагедий тех дней. Этих людей бомбили с воздуха враги, и они  оказываются в плену».

Эти чувства и переживания легли в стихотворение «Ты помнишь, Алёша, дороги Смоленщины...», которое вошло в сборник «С тобой и без тебя».

Произведение было написано в 1942 году в форме дружеского послания другу, писателю Алексею Суркову.

Сурков – поэт – фронтовик, тоже военный корреспондент, автор знаменитой песни «Землянка», сочинившую в начале Великой Отечественной.

Обращение к другу придаёт стихотворению особый лиризм, искренность. Автор рассказывает о начале войны – о самом сложном и тяжёлом периоде.

Лирический герой – это герой, переживающий боль, стыд, горечь бойцов, вынужденных отступать. Тяжело чувствовавший события войны, он навсегда будет помнить эти печальные дни отступления, и оставшихся в тылу супостата женщин, детей, стариков.

Читатель погружается в обстановку военного времени благодаря многочисленным эпитетам: «усталые женщины», «бесконечные, злые дожди», «дорожная тоска», «со вдовьей слезой», плачущий крик», «горькую землю». Автор усиливает тяжёлые раздумья: чёрные дороги, размытые дождями, серые деревни с крестами над погостами и белые одежды седых стариков.

Молящиеся прадеды и не верящие в Бога внуки, вдовицы и девицы, старики и старухи – горожане и сельчане – все, объединившись, встали на защиту Отчизны. Так «встарь повелось на великой Руси».

Автор описывает дороги Смоленщины, ставшие центральным символом стихотворения, ведь именно под Смоленском прадеды русских солдат, сражавшихся с фашистами, дали отпор Наполеону.

Отсюда и уверенность пожилой женщины, сказавшей: «Родимые, покуда идите, мы вас подождём».

Героическая многовековая история России даёт уверенность, что войска, отступая, покидают родные земли ненадолго, верили все, и олицетворённая природа увеличивает эту надежду:

«Мы вас подождём!» – говорили нам пажити.

«Мы вас подождём!» – говорили леса.

Автор  говорит:«...всё-таки Родина –

Не дом городской, где я празднично жил,

А эти просёлки, что дедами пройдены...».

Образ родины, обрисованный Симоновым, конкретен: дороги Смоленщины, деревни с погостами, русские околицы, изба под Борисовом, пажити, леса.

Родина выстоит и победит, потому что «вся Россия сошлась».

Величественный образ Родины сливается с обликом русской женщины, любящей, терпеливой, самоотверженной,пронесшей все тяготы войны.

Давид Самойлов в 1941 году добровольцем ушёл на фронт.Он напишет: «У нас было всё время ощущение среды, даже поколения. Даже термин у нас бытовал до войны: «поколение 40-го года». Поэтической визитной карточкой этого поколения стало стихотворение «Сороковые».

Написал он это стихотворение в 1961, спустя 20 лет, объясняя это просто:

«Как это было! Как совпало –

Война, беда, мечта и юность!

И это всё в меня запало

И лишь потом во мне очнулось!..».

Это позволило ему с высоты прожитых лет шире, глубже и уже осознаннее взглянуть на «свинцовые, пороховые».

Поэт раскрывает все ужасы военного лихолетья через призму собственных воспоминаний.

Почувствовать атмосферу того времени помогают детали, являющиеся символами войны: «извещенья похоронные», «перестуки эшелонные», «накатанные рельсы», «погорельцы».

Читатель реально слышит стук  тяжелых колёс, чувствует запах пожарищ, видит горе вдов и рано ставших взрослыми детей. Война убивает людей, разрушает, надежды, мечты, калечит судьбы.

Основной темой стихотворения является противоестественность войны для человека.

Усиливают эту противоестественность войны звуковые образы, созданные аллитерациями: «соРоковые», «Роковые», «фРонтовые», «похоРонные», «пеРестуки», «Рельсы», «пРостоРно», «погоРельцы», «погоРельцы».

Эпитеты «военные и фронтовые», «похоронные», «эшелонные», «свинцовые, пороховые» наполняют нас чувством опасения, непоправимой беды, горя.

В стихотворении ярко выражена сила духа и жизнелюбие прошлог поколения.

«Когда говорят пушки, музы молчат», – гласит пословица.

 Но музы не молчали, громче пушек на войне звучала поэзия. «И это были такие произведения, от которых хотелось или плакать, или скрежетать зубами», – писал поэт фронтовик А. Сурков. Все 1418 дней и ночей войны вместе с народом сражалась поэзия. Художественное творение, создаваемое писателями и поэтами, имело немаловажное значение: оно согревало душу, будило лучшие чувства, звало к победе! Стихи Твардовского, Самойлова, Симонова, Исаковского, Друниной, Гудзенко и других помогали идти в атаку, сражаться с фашистскими захватчиками.

От самого начало и  до последнего  дня войны не утихал голос поэтов. Никакие звуки  бомбёжки не могли заставить молчать его. Никогда к голосу поэтов так тонко  с трепетом не прислушивались читатели, как во время Великой Отечественной войны. ​​​​​​​

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.