Промежуточная аттестация по литературе (6 класс)
Спецификация
контрольных измерительных материалов для проведения
итоговой контрольной работы по литературе в 6 классе
Цель работы:
Определение уровня сформированности у учащихся 6 класса следующих предметных и метапредметных умений:
- владение литературоведческой терминологией;
- определение познавательной цели (умение определять главную мысль и цель создания текста);
- извлечение необходимой информации из текста;
- установление причинно-следственных связей;
- свободная ориентация и восприятие текстов художественного стиля;
- понимание и адекватная оценка языка художественных произведений;
- осознанное и произвольное построение речевого высказывания.
Время проведения: 45 минут
Условия проведения:
При проведении итоговой контрольной работы дополнительные материалы не используются.
Содержание работы:
Итоговая контрольная работа направлена на проверку знаний и умений, являющихся составной частью читательской компетенции, и составлена на основе «Примерной программы и рабочей программы к предметной линии учебников под редакцией В.Я.Коровиной 5-9 классы» - М.:Просвещение, 2011)».
Содержание работы определяется Федеральным государственным образовательным стандартом общего образования (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897) (метапредметные и предметные (литература) умения).
Работа состоит из 3 частей. В части А вопрос предусматривает выбор одного ответа из предложенных, либо нахождение указанных соответствий. В части В предполагаются развернутые ответы в виде слова, словосочетания. В части С учащиеся должны написать сочинение-рассуждение.
Правильность выполнения каждого задания (1, 5-10) оценивается 1 тестовым баллом; задание 2-4 – по 1 баллу за каждое соответствие; задание В-1–по 1 баллу за имя героя, автора произведения, название произведения (макс. кол-во баллов – 9). В Задании В-2-В-3 по 1 баллу за правильный ответ. Максимальное количество баллов за всю работу – 48. Шкала перевода баллов за тест в школьную отметку приведена в таблице «Критерии оценки»
Критерии оценки:
Количество правильных ответов |
Оценка |
0-23 |
2 (неудовлетворительно) |
24-35 |
3 (удовлетворительно) |
36-45 |
4 (хорошо) |
48-46 |
5 (отлично) |
ИТОГОВАЯ КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ПО ЛИТЕРАТУРЕ
Демоверсия
1) Фольклор – это:
1. Устное народное творчество
2. Художественная литература
3. Жанр литературы
4. Жанр устного народного творчества.
2) Соотнесите имена и отчества русских поэтов и прозаиков с фамилиями
1.Иван Сергеевич А) Пушкин
2. Федор Иванович Б) Фет
3.Александр Сергеевич В) Тютчев
4.Афанасий Афанасиевич Г) Леско́в
5.Никола́й Семёнович Д) Тургенев
3) Соотнесите жанр и произведение
1. «Узник» А) роман
2. «Дубровский» Б) былина
3. «Бежин луг» В) сказ
4. «Садко» Г) рассказ
5. «Левша» Д) стихотворение
4) Соотнеси названия произведений с их авторами:
1. "Дубровский» А) Н.С. Лесков
2. "Чудесный доктор" Б) А.С.Пушкин
3. "Левша" В) А.И. Куприн
4. "Хамелеон" Г) А.П. Чехов
5. " Бежин луг" Д) Н.А. Некрасов
6. "Железная дорога" Е) И.С.Тургенев
7. "Три пальмы" Ж) М.Ю. Лермонтов
5) Главная идея «Записок охотника» Тургенева:
1. Изображение жизни помещиков
2. Изображение жизни крестьян
3. Борьба против крепостного права
4. Изображение жизни России Х1Хвека
6) Назовите главных героев рассказа «Бежин луг»:
1. Автор, который повествует о событиях
2. Крестьянские дети
3. Взрослые крепостные крестьяне
4. Помещики
7) Из какого произведения цитата: «Человек стареет не тогда, когда он доживает до старости, а когда перестаёт быть ребёнком»:
1. «Дубровский»
2. «Левша»
3. «Уроки французского»
4. «Чудесный доктор»
8) Выберите определение, соответствующее понятию «Аллегория»:
1. построение художественного произведения;
2. чрезмерное преувеличение свойств изображаемого предмета;
3. иносказательное изображение предмета или явления с целью наглядно показать его существенные черты
9) Сатира – это:
1. Высмеивание пороков общества
2. Высмеивание порок людских характеров
3. Реалистическое отображение действительности
4. Фантастическое изображение действительности.
10) Не является элементом композиции
1. Эпиграф
2. Экспозиция
3. Развязка
4.Кульминация
ЧАСТЬ В
В-1 Определите по описанию литературного героя, укажите автора и название произведения:
1. «Сначала был виден огонёк то вспыхивающей, то потухающей сигары. Потом… мог разглядеть старика небольшого роста, в тёплой шапке, меховом пальто и высоких калошах. Поравнявшись со скамейкой, незнакомец вдруг круто повернул… и, слегка дотрагиваясь до шапки, спросил:
- Вы позволите здесь присесть?»
2. «Она сидела передо мной аккуратная вся, умная и красивая.....до меня доходил запах духов от неё, который я принимал за самое дыхание...»
____________________________________________
3.«.....воспитывался в кадетском корпусе и выпущен был корнетом в гвардию; отец не щадил ничего для приличного его содержания, и молодой человек получал из дому более, нежели должен был ожидать
____________________________________________
В-2 Дайте письменный ответ определениям:
1.Как в литературоведении называется образное определение предмета, выраженное преимущественно прилагательными: «воробышки пугливые», «ветер буйный», «во тьме печальной»?
_______________________________________________________________________
2. Как в литературоведении называется повторение одинаковых или похожих согласных, которое служит для создания звукового образа, усиливает выразительность поэтической речи: «В сто сорок солнц закат пылал…»
_____________________________________________
3. Как в литературоведении называется противопоставление образов, картин, слов?
_____________________________________________
4. Как в литературоведении называется созвучие окончаний стихотворных строк: «чудесный – прелестный, бежит - звенит»?
_____________________________________________
В-3 Расположите в правильном порядке элементы композиции: завязка, экспозиция, кульминация, развитие сюжета, развязка.
____________________________________________
____________________________________________
ЧАСТЬ С
Какое произведение, прочитанное в этом году по программе, вам понравилось больше всего? Почему? Докажите свое мнение.
Ответы
ЧАСТЬ А
1) 1
2) 1. д, 2. В, 3. А, 4. Б, 5. Г
3) 1. Д, 2. А, 3. Г, 4. Б, 5. В
4) 1. Б, 2. В, 3. А, 4. Г, 5. Е, 6. Д, 7. Ж
5) 3
6) 2
7) 3
8) 3
9) 1
10) 1
ЧАСТЬ В
В-1
1. доктор Пирогов («Чудесный доктор» А.И. Куприн)
2. Лидия Михайловна (учительница фр.языка Распутин «Уроки французского»),
3. Владимир Дубровский (Пушкин «Дубровский»)
В-2
1. эпитет
2. аллитерация
3. антитеза
4. рифма
В-3. экспозиция, завязка, развитие сюжета, кульминация, развязка
В-4. олицетворение
В-5. метафора
ЧАСТЬ С
При оценке творческой работы учитывается:
• глубина и самостоятельность в раскрытии темы: понимание проблемы, заявленной в теме работы, объяснение её смысла, аргументация своей позиции; самостоятельность суждений; владение знаниями по истории и теории литературы и умение применять их при создании текста; отсутствие фактических недочётов, искажающих смысл текста (0–2 балла);
• композиционная стройность, логичность, последовательность изложения: логическая связь частей работы, последовательное и логичное доказательство основной мысли работы, стройность композиции сочинения (0–2 балла);
• оправданная образность языка и оригинальность стиля: владение разнообразной лексикой и синтаксическими конструкциями; соответствие лексики и синтаксиса избранному жанру и стилю изложения; яркость, образность языка и эстетический вкус автора; оправданная оригинальность авторского подхода к раскрытию темы (0–2 балла);
• эстетический вкус, соответствие содержания и языковых средств жанру сочинения: построение высказывания в единстве формы и содержания по законам определённого жанра, соответствие структуры текста научному, художественному или публицистическому стилю; личностное отношение к проблеме и соответствующее замыслу речевое оформление, эмоциональность стиля без излишнего пафоса, стилевое единство и однородность (0–2 балла);
• соблюдение речевых норм: ясное и чёткое выражение мыслей, присутствие в работе не более 1–2 речевых недочётов (0–2 балла).
Творческая работа оценивается в 10 баллов. Орфографическая и пунктуационная грамотность учитывается, но не оценивается, объём работ не регламентируется..
Максимальное количество баллов-10