Сценарий мероприятия «Прощай, Азбука!»
Ведущий 1. Мы сегодня очень рады
Всех приветствовать гостей.
Всех знакомых, незнакомых,
И серьезных, и веселых.
Ведущий 2. Первый класс, первый класс
Пригласил на праздник нас.
Ведущий 1.Дорогие ребята! Сегодня у вас необычный день. Вы закончили первую школьную книгу - «Азбуку». За это время вы очень выросли, повзрослели, многое узнали и многому научились, испытали первые трудности и научились их преодолевать. Пролетели дни, недели, месяцы напряженного труда. Первая ступенька на лесенке знаний - это общий труд, как для вас, так и для ваших родителей. Поздравляем вас с первой серьезной победой - окончанием Азбуки.
Ведущий 2. Сегодня, друзья, нас пригласила к себе на праздник - Азбука. Все дети выучили буквы, научились читать, закончили изучать свой первый школьный учебник, который называется "Азбука" и поэтому у нас сегодня замечательное праздничное настроение!
ПЕСНЯ: «Чему учат в школе». 1 куплет.
За окном весна танцует,
День приветливый такой.
А у нас сегодня праздник –
День прощанья с Азбукой!
2. Был наш путь не очень долгим,
Незаметно дни бегут.
И уже на книжной полке
Нас другие книжки ждут
3. Вдоль картинок мы шагали,
По ступенькам-строчкам шли,
Ах, как много мы узнали,
Ах, как много мы прочли!
4. Среди ярких толстых книжек
Неприметна и скромна.
Но зато читать в полгода
Научила нас она!
Тем, кто любит приключенья,
Мы откроем свой секрет.
Дети (хором).
Увлекательнее чтенья
Ничего на свете нет!
Голос из-за угла: (НАФАНЯ) "Как это нет?! Чего вы врете?"
Ведущий 1. Ой, кто это? Кто это сказал?
Нафаня. Это я, Нафаня.
Ведущий 2 (задумчиво). Нафаня... в нашем классе такого ученика нет. Выходи, покажись нам! (Нафаня выходит.) Ты из какого класса, мальчик?
Нафаня. Из какого класса? Да вы, чё? Я вообще нигде не учусь, не учился и учиться не собираюсь! Зачем мне голову забивать всякой ерундой?
Ведущий 1. Что значит "ерундой"? Да ты у ребят спроси, сколько всего они за семь месяцев узнали – читать, писать научились!
Нафаня. Ну уж, писать! Какая проблема-то – ставь себе закорючки и дело с концом! А читать-то на что? Мне моя бабуся такие сказки рассказывает – ни в какой книжке вашей не прочтешь!
Ведущий 2. Сказки – это хорошо. Но я уверена, что столько сказок, сколько их в книгах написано, твоя бабуся не знает.
Нафаня. Неправда. Давай поспорим, что знает и я знаю!
Ведущий 1. Давай! Мы с ребятами тебе игру предлагаем. Я буду называть сюжет или героя, а ты отгадывай.
Нафаня. Давай, называй.
Ведущий 2. Игра "Угадай сказку»
С букварем шагает в школу
Деревянный мальчуган
Попадает вместо школы
В полотняный балаган.
О ком эта сказка? (о Буратино)
Их приглашают с другом Геной
На день рожденья непременно.
И любит каждую букашку
Забавный добрый ….. (Чебурашка)
Появилась девочка в чашечке цветка,
А была та девочка чуть больше ноготка.
В ореховой скорлупке девочка спала.
Вот какая девочка, как она мала.
Кто читал такую книжку?
Знает девочку-малышку? (Дюймовочка )
Девочка хорошая по лесу идет,
Но не знает девочка, что опасность ждет.
За кустами светится пара злющих глаз.
Кто-то страшный встретится девочке сейчас. (Красная Шапочка и серый волк )
Сидит в корзине девочка
У мишки за спиной,
Он сам, того не ведая
Несет её домой.
Ну, отгадал загадку?
Тогда скорей ответь!
Названье этой сказки … ("Маша и медведь" )
Всех на свете он добрей,
Лечит он больных зверей,
И однажды бегемота
Вытащил он из болота,
Он известен, знаменит,
Это доктор... (Айболит)
Укатился он из дома
По дороге незнакомой…
Ты узнал его, дружок?
Это самый непослушный, говорливый, простодушный
И румяный… (Колобок)
Был он тучкой грозовой,
С Пятачком ходил домой.
Больше всех любил он мёд,
Крошка маленький ... (не Енот, а Винни Пух)
Нафаня (естественно, проиграв). Ладно, ваша взяла! Радуйтесь, что обидели ребенка. Скажу бабусе, она вам еще покажет! (Обиженный, уходит.)
Ведущий 1. Вот глупый! Вместо того чтобы обижаться, лучше бы читать научился. Ну, пусть идет. (Обращается к ребятам.) А мы с вами, ребята, совершим сегодня последнее путешествие по страницам "Азбуки".
Стук, грохот. В класс влетают Баба Яга и Кот Баюн, сзади тащится Леший.
Кот (обращаясь к Лешему). Ну, чё ты за нами увязался? Без тебя разберемся.
Леший. Да что вы разберетесь? Ничего вы не можете! Только метлой махать да людей пугать россказнями. Да дети-то только и знают о Бабе Яге, что у нее избушка на курьих ножках туды-сюды ворочается. Колдунья! Да самый затрапезный мальчонка ее вокруг пальца обвести может. А про Кота-то и вовсе толком никто не знает. Ну, кот и кот, сколько их по помойкам шастает! Чё вы сюды поперлись-то?
Баба Яга. Уйди, окаянный! Мы за твои слова на тебя в обиде. Я за своего внучка сама постою.
Леший. Ага, стойкая, посмотрю! (Уходит.)
Кот (обращается к детям). Ну и в чем дело? Кто обидел Нафаню?
Ведущий 2. Во-первых, здравствуйте. Во-вторых, вы нам помешали праздник проводить. А в-третьих, никто вашего Нафаню не обижал.
Баба Яга. Как не обижал? Ребенок прибежал весь в слезах. Меня, говорит, целая свора ребят дурачком назвала!
Ведущий 1. Не свора, а класс. И ничего плохого мы о нем не говорили. Просто ваш Нафаня игру проиграл. Оказалось, что его бабушка не все сказки на свете знает.
Баба Яга. Конечно, не все. А я этого и не утверждала.
Кот. Просто дети всегда считают, что взрослые знают все-все.
Ведущий 2. Знают многое, потому что книжки умные читают, учатся. А ваш Нафаня учиться не хочет.
Баба Яга (грустно). Да знаю я! Сколько раз пыталась его читать научить, а он все отлынивает: то голова болит, то живот, то спать хочется, то есть. В общем, беда.
Ведущий 1. А наши ребята уже научились. И сегодня мы с "Азбукой" прощаемся. Кстати, она должна была подойти. Где же она?
Вбегает запыхавшийся Нафаня, в руках записка.
Нафаня. Бабуся! Леший чаво-то удумал. Иду я по дорожке, вдруг он меня окликает. Беги-ка, говорит, в школу, где тебя обидели, там, говорит, бабка твоя бестолковая с этим облезлым котом прохлаждаются. Неси-ка им записочку, пусть голову-то поломают, читаючи. Да передай – коли не прочтут, то не дождутся, кого ждали. Вот мы и увидим, кто умнее. (Передает записку.)
Баба Яга. Вот беда, ничаво не разберу. Ну-ка, может, вы, ребята, поймете, что тут написано. Ваша волшебница Азбука у меня. Хочу посостязаться с вами. Раз вы все такие умные, ответьте на загадку: Тридцать три родные сестрицы,
Писаные красавицы,
В одном городе живут
И повсюду славятся.
Кто это или что это?
Дети. Буквы.
Появляется Леший.
Леший. Ну-ну! Угадали и все сказали правильно. Но я не отпущу вашу Азбуку, пока вы не выполните еще одно задание.
Баба Яга. Да ладно тебе, Леший, глумиться над детками! Ну чё тебе еще надо?
Кот. Да, чё?
Леший. Не чё, а что, простофиля! Мне хочется знать, на самом ли деле эти ребята что-то знают. А ну-ка, становись в три команды! (Ребята строятся.) Так, бабка, хватит нюни распускать, будешь мне помогать. Да и ты, кот, тоже. Это твоя команда (первая), это бабкина (вторая), а это моя – (третья). Следите, да не подсказывайте, а то не придет с вами Азбука проститься.
Сейчас мы проверим, как вы умеете составлять слова. Каждой команде необходимо составить слово из слогов, которые даны на шарах: 1 команда – синие, 2 команда – жёлтые, 3 команда – красные.
После этого проводится игра “Собери слово”(на воздушных шариках наклеены слоги, нужно собрать слово. Каждой команде – свой цвет шариков)
Ведущий 2. Молодцы, ребята, вы замечательно справились с заданием. Ведь так, Леший?
Леший. Ладно, ваша взяла! Сам видел, какие они догадливые. Отпущу я вам вашу Азбуку. (Уходит.)
Нафаня. Я понял, бабуся. Беру, например две буквы Б и столько же А, перемешиваю и, смотри, что получается! (Показывает.)
Кот. И чего это у тебя там получается?
Баба Яга. Да ведь это БАБА! Ой, солнышко ты мое! Умница! (Радостно гладит по голове Нафаню.) Ну, пойдём, будешь нам с котом теперь книжки читать. А вам, ребята, спасибо, что Нафаню читать научили. (Уходят все)
Выходит Азбука.
Азбука. Здравствуйте, дорогие гости! Привет, мальчики и девочки! Как я рада снова встретиться с вами!
Только в школу вы пришли —
Встретилась я с вами.
Дни учебы потекли,
Стали мы друзьями.
Я учила буквам вас,
И письму, и чтению,
Дружбе крепкой и труду,
А еще терпению.
Вас сегодня не узнать:
Стали бойко вы читать,
Очень грамотными стали,
Поумнели, возмужали,
И хочу сказать сейчас:
Рада я, друзья, за вас!
Ведущий 1. - Дорогая, Азбука! Мы рады тебя приветствовать на нашем празднике. Будь нашей гостьей!
Азбука. - Спасибо. Давайте сегодня вспомним, чему научила я вас за эти семь месяцев.
- Мы отправляемся в путешествие - в город Звуков.
1. Ель, топор, лопата, руки
В каждом слове слышим звуки
Звуки эти разные:
Гласные, согласные.
2. Гласные тянутся в песенке звонкой,
Могут заплакать и закричать,
В тёмном лесу звать и аукать
И в колыбельке ребёнка качать.
3. А согласные - согласны
Шелестеть, шептать, свистеть
Даже фыркать и скрипеть,
Но не хочется им петь!
4. Дружат гласная с согласной
Составляя вместе слог
МА и Ша, а вместе МАША
К нам явились на урок
5. Мы знаем буквы, мы знаем слоги,
Умеем говорить, считать.
И постепенно, понемногу
Мы научились всё читать.
Азбука. А теперь мы попали в город Букв.
А где же мои помощники-буквы?
Ведущий 2. Не волнуйся, дорогая Азбука. Ты ведь знаешь, что мы тоже немножко волшебники. Сейчас я скажу заветные слова, и весь алфавит появится перед тобой: «Шарма, фарма, туквы, муквы, Дети, превращайтесь в буквы».
Дети надевают на головы шапочки с изображением букв алфавита.
Ведущий 1. Уважаемая, Азбука! Принимай парад букв!
Ученик. Буквы-значки. Как бойцы на парад,
В чётком равненье построились в ряд.
Каждый в условленном месте стоит,
И называется он - АЛФАВИТ
Буква А. Буква А-
Алфавита голова.
Знает Вова, знает Света,
А - похожа на ракету.
Буквы Б, В. В — ватрушка, Б — баранка,
Это пекарь спозаранку
Выпекает в жаркой печке
Булки, бублики, колечки.
Буквы Г, Д. Где? Когда? Всегда мы любим
Задавать вопросы людям.
Год за годом, день за днем
Г и Д — друзья во всем.
Буквы Е, Ё. Если енот в ежевику полез,
Еле спасем от иголок его.
Ежели ёж в ежевику полез,
То неизвестно еще — кто кого.
Буквы Ж, 3. Ж-ж-ж-жужжит бедняжка жук:
В сеть поймал его паук,
3-з-з-запел комар сердито,
Он задаст сейчас бандиту.
Буква И. Индюк из города идет,
Игрушку новую везет,
Игрушка не простая —
Индюшка расписная.
Буквы К, Л. Костя Лапкин пьет компот,
Клоун Ли смешит народ,
Катя лес рисует мелом —
Каждый занят важным делом.
Буквы М, Н, М и Н найдешь в малине,
В мине, в манке, в магазине.
Много слов — известно всем —
Не сказать без М и Н,
Буква О. О, друзья! Я так люблю
Олю, Олечку мою.
И сейчас желаю Оле
Быть отличницею в школе.
Буквы П, Р. Мы соседи в алфавите
Как красивы, посмотрите.
На двоих у нас три ножки,
Где купить для них сапожки?
Буквы С, Т. Сережа Тарасов нам очень знаком,
Мы в его имени полном живем.
Знайте, друзья, и большие, и малые,
Что буквы С, Т — это инициалы.
Буква У. Улитка просит уточку:
Закинь-ка в речку удочку.
Уточка закинула —
Уклейку рыбку вынула.
Буквы Ф, X. Ф — фырчит всегда, как филин,
X — хохочет простофилей.
Но всегда дружить готов
С ними Федя Худяков.
Буквы Ц, Ч. Вы узнали Ц и Ч?
Мы примчались на мяче.
Цапля, чайка и циркач
Тоже любят игры в мяч.
Буквы Щ, Ш. Ш и Щ — родные сестры,
Различить их очень просто:
Носит Щ всегда с собой
Этот хвостик небольшой.
Буквы Ъ, Ы, Ь. Полезные мы с вами буквы,
Но есть у нас одна беда:
Бываем мы всегда строчными,
А вот большими — никогда.
Буква Э. Эхо слышно тут и там,
Эхо ходит по горам,
— Эхо, спустишься сюда?
Отвечает эхо: «Да!»
Буква Ю. Юнга — будущий матрос
Южных рыбок нам привез.
А на грядке у юнната
Поспевают экспонаты.
Я (выходит вперед, начинает хвастаться).
Посмотрите на меня,
Разве я не хороша?
Не худющая, как А,
И не толстая, как Ш!
Ножку вправо отведу
К букве я соседней,
Не хочу теперь в ряду
Я стоять последней.
(Обращаясь к Азбуке.)
Книжка первая моя,
Пожалей ты букву Я,
Разреши минут хоть пять
Первой в азбуке стоять!
Азбука. Ай-ай-ай, мне очень стыдно
И за алфавит обидно.
Как ты можешь, буква Я,
Подводить сейчас меня?
В алфавите всем известно:
Хвастунишкам тут не место!
Знают буквы все отлично:
Якать просто неприлично.
Буквы людям все нужны,
Этим буквы и дружны.
Дело тут совсем не в месте.
Все буквы. Дело в том, что все мы вместе! (Буква Я становится в строй. )
Азбука. Дорогие мои, буквы! Объявляю вам благодарность за то, что вы научили читать ребят, за то, что помогали им становиться грамотными учениками, учили их быть настоящими друзьями.
Азбука. Спасибо моим помощникам-буквам, им пора превращаться в учеников (говорит волшебные слова):
«Шарма, фарма», — я скажу,
Покажу пять пальчиков,
Буквы, превращайтесь
В девочек и мальчиков. (После этих слов дети снимают шапочки).
Азбука: Теперь мы находимся в городе «ЧАСТУШКИ»
(Дети поют частушки.)
Ученик 1:
Мы собрали полный зал, но не для потехи.
Мы сегодня рапортуем про свои успехи.
Ученик 2:
Мы в нарядах нынче новых, и у всех счастливый вид,
Ведь сегодня мы досрочно изучили алфавит!
Ученик 3:
Разбудите меня ночью, в самой серединочке,
Расскажу вам алфавит без одной запиночки.
Ученик 4:
Буквы гласные мы любим,
И все больше с каждым днем.
Мы не просто их читаем –
Эти буквы мы поем!
Ученик 5:
Тыщу слов в минуту нынче,
Как машинка, я строчу.
Я любую вашу книжку
Одним махом "проглочу"!
Ученик 6:
Мы простимся с Азбукой,
И рукой помашем,
И спасибо десять раз
Дружно хором скажем!
Азбука: Буквы, слоги и загадки
В доброй Азбуке живут.
По ступенькам постепенно
В царство сказок нас ведут.
- Мы попадаем в город «Сказок». Задание: «НАЗОВИТЕ ПРАВИЛЬНО СКАЗКУ». Но этот конкурс мы проведём с ребятами из зала.
Снежная принцесса. (Снежная королева.)
Желтая кепочка. (Красная шапочка.)
Илья-царевич и Серый волк. (Иван-царевич и Серый волк.)
Мальчик и Карлсон. (Малыш и Карлсон.)
Спящая бабушка. (Спящая красавица.)
Стойкий железный солдатик. (Стойкий оловянный солдатик.)
Приключения Знайки и его друзей. (Приключения Незнайки и его друзей.)
Гадкий цыпленок. (Гадкий утенок.)
Сказка о рыбаке и рыбачке. (Сказка о рыбаке и рыбке.)
Конь-горбун. (Конек-Горбунок.)
Луковый мальчик. (Чипполино.)
Свеколка. (Репка.)
Азбука: Постепенно мы переместились в город «Загадок». А хорошо ли ребята узнают буквы? Я буду описывать букву, а вы, попробуйте догадаться, о какой букве идет речь.
«Загадки про буквы».
Эта буква широка и похожа на жука. (Ж)
В этой букве нет угла - до того она кругла.
До того она кругла - укатиться бы могла. (О)
На эту букву посмотри - она совсем как цифра 3. (З)
Палочка и палочка, между ними галочка.
И понятно сразу всем: получилась буква ... (М)
Села мышка в уголок, съела бублика кусок. (С)
Ходит пешком калач с посошком. (Ю)
И подобно кочерге, горбит спину буква….(Г)
Есть два столба наискосок, а между ними поясок. (А)
Азбука. Неизвестно, как случилось,
Только буква заблудилась –
Заскочила в чей-то дом,
И хозяйничает в нем.
Но едва туда вошла буква-озорница,
Очень странные дела начали твориться.
- Ребята, поставьте буквы на свои места.
1. Ехал дядя без жилета,
Заплатил он штраф за это.
2. На остров налетел ураган,
Остался на пальме последний баран.
3. У вратаря большой улов,
Влетело в сетку пять волов.
4. Куклу выронив из рук,
Маша мчится к маме:
"Там ползет зеленый лук
С длинными усами".
5. Не учил уроки,
А играл в футбол,
От того в тетрадке -
Появился гол.
Дети находят ошибки и исправляют их.
Азбука. Мы с вами добрались до последнего города «Добрые слова». Сейчас я буду читать стихи, в которых нет последних слов. Вы, ребята, вместе со зрителями в зале добавьте последние слова.
1) Видел Асю – девочку, я сейчас на улице.
Ася – славная девчонка, Ася ходит в первый класс.
Но давно уже от Аси я не слышал слово (здравствуйте)
А слово – то какое, очень дорогое.
2) Встретил Витю я, соседа. Встреча грустная была.
На меня он, как торпеда налетел из–за угла.
Но, представьте, зря от Вити ждал я слова (извините)
А слово – то какое, очень дорогое.
3) Дед про внучку говорил: «Экая досада – я портфель ей подарил, вижу, очень рада!
Но - нельзя ж молчать как рыба, ну сказала бы (спасибо)
Азбука: Все слова очень дорогие, никогда не забывайте, ребята, этих добрых слов.
Азбука. Нет, всему свое время. Отдохнули, а мне пора прощаться с ребятами. Шагала я с ними с самого сентября. Вот теперь я подожду других первоклассников.
Азбука. Но я не всему вас научила. Я привела к вам на праздник гостью – «Литературное чтение». Я ей передаю эстафету.
Литературное чтение. Вам мое почтение! (Кланяется).
Я - Литературное чтение.
Полистай мои страницы:
Здесь стихи и небылицы,
Сказки, басни, прибаутки,
Поговорки, даже шутки.
Литературное чтение. Дорогие ребята! Теперь вы будете читать новую книгу. В ней вы узнаете много интересного.
Литературное чтение. Каждому из вас хочу я другом стать.
Позвольте же, ребята, подарки вам раздать.
(Детям раздаются подарки)
Азбука: - Подружитесь с новой книгой! Мне немного грустно расставаться, но сегодняшний праздник показал мне, что вы уже многому научились. Радости и успехов вам на лестнице, ведущей к мудрости! Ну, а нам пора. До свидания! (Уходит вместе с Литературным чтением).
Ведущий 1. Сегодня праздник необычный:
Спасибо, Азбука, тебе.
Ты столько знаний подарила,
Ребята будут помнить о тебе.
Ведущий 2. До свидания, Азбука, до свидания. Давайте на прощанье вместе с ребятами споем.
( Дети исполняют песню)
1. Пусть бегут неуклюже Первоклашки по лужам, Дети в школу спешат на урок. Даже дождь не пугает, Если в класс приглашает, Лучший друг наш, веселый звонок. Припев: Мы чуть-чуть уж повзрослели, Научились мы читать. Подросли и поумнели, Нас теперь уж не узнать. 2. Наши книжки, тетрадки В идеальном порядке В выходные устали отдыхать! Дома скучно ужасно, Ну, а в школе прекрасно: Снова будем писать и читать! Припев: Мы чуть-чуть уж повзрослели, Научились мы читать. Подросли и поумнели, Нас теперь уж не узнать. |
Потамошнева Наталья Алексеевна