Развлекательно-познавательное мероприятие «Прощай, Азбука!» (1 класс)
Сценарий праздника
«Прощай, Азбука!»
Подготовила: учитель начальных классов Карпович М.А.
Цели: провести развлекательно-познавательное мероприятие «Прощай, Азбука!»
Задачи:
1. Торжественно попрощаться с первой учебной книгой «Азбукой», включить учащихся в творческий процесс, развивать внимание, память, зоркость, интерес и положительную мотивацию, как к отдельным предметам, так и к процессу обучения в целом.
2. Прививать интерес к книгам и бережное отношение к ним.
3. Воспитывать толерантное отношение друг к другу.
Ход праздника:
Дети под музыку песни “Первоклашка» занимают места на сцене.
Ведущий: Здравствуйте, дорогие родители! Сегодня на дворе апрель…
Мы пригласили вас на праздник «Прощание с Азбукой». У нас большая
радость: закончена первая школьная книга «Азбука».
1.Мы собрали пап и мам,
Но не для потехи.
Мы сегодня рапортуем
Про свои успехи.
2. Мы сегодня очень рады,
Всем ребятам, папам, мамам.
Мы приветствуем гостей,
Дорогих учителей.
3. Всех знакомых, незнакомых -
И серьезных, и веселых.
Первый класс, первый класс,
Пригласил на праздник вас.
Учитель. Ребята! Сегодня у нас немножко грустный, но и приятный праздник. Мы собрались попрощаться с очень уважаемой, а для многих – первой в жизни, самостоятельно прочитанной книгой – «Азбукой». Она учила буквам вас, И письму, и чтенью,математике. Дружбе крепкой и труду, А ещё терпению. Вас сегодня не узнать: Стали бойко вы читать, Очень грамотными стали, Поумнели, возмужали, И хочу сказать сейчас: Рада я, друзья, за вас!!
Учитель:
Вы в школе почти целый год отучились,
Вы много успели и много узнали.
Писать и считать вы уже научились
И первые книги свои прочитали
А верным помощником в этом вам стала
Первая главная книжка.
И первые буквы она показала
Девчонкам своим и мальчишкам.
Буквы потом сложились в слова,
Слова – в предложенья и фразы.
Огромный и красочный мир тогда
Открылся, ребята, вам сразу.
Вы прочитаете хороших книг немало,
Пускай года пройдут и много-много дней,
Вам Азбука хорошим другом стала,
Мы этот праздник посвящаем ей!
(Раздается стук, входит Нехочуха – переодетая пятиклассница)
Нехочуха: - Ой! Куда это я попала?
Учитель: - Во-первых, здравствуйте, во-вторых, кто вы такая?
Нехочуха: - Я – Нехочуха! Знаете такую? А вы что тут делаете?
Учитель: Мы – ученики 1 класса, у нас сегодня праздник.
Нехочуха: - Я тоже хочу на праздник.
Учитель: - Мы тебя приглашаем. Но ответь нам, пожалуйста, ты в каком классе учишься?
Нехочуха: - Я нигде не учусь!
Учитель: - Как, нигде?! Значит, ты и читать и писать не умеешь?!
Нехочуха: - А зачем мне это надо? Я – Нехочуха!
Учитель: - Но ведь ты ничего в жизни не добьешься! Без знаний никуда не сможешь устроиться на работу!
Нехочуха: - Не знаю и знать ничего не хочу!
Учитель: - Стыдно должно быть, Нехочуха! Ребята, а вы что скажете Нехочухе?(Ответы детей)
Учитель. Сейчас мы расскажем гостям, чему мы научились за это время в школе.
Ребята, прочитайте фразу, которую вы с гордостью можете всем сообщить:
Мы теперь не просто дети,
Мы теперь ученики!
(Исполняется песня « Чему учат в школе» сл.М. Пляцковского, муз.В.Шаинского)
Учитель: Мы помним тот звонок весёлый,
Что прозвенел нам в первый раз,
Когда вошли с цветами в школу,
В свой самый лучший, в первый класс.
И шумная семья большая
Подружек новых и друзей,
Садясь за парту осторожно,
Чтоб школьной формы не измять.
Вы Азбуки свои раскрыли,
Раскрыли первую тетрадь.
4. Букв сначала мы не знали,
Мамы сказки нам читали.
А теперь читаем сами,
Подружились сказки с нами.
6. Любим светлый, чистый класс,
Это раз!
Здесь читаем мы слова,
Это два!
7. Тому, кто хочет много знать,
Кто хочет книги прочитать.
Про горы и долины,
Про водные глубины,
Про звезды, ивы вдоль реки,
Не обойтись без Азбуки!
8. Я с этой книжкой первый раз
Пришел в свой первый светлый класс.
Я эту книжку полюбил,
Я в ней все буквы изучил,
И как мне радостно сказать:
«Умею я теперь читать!»
9.Мы все буквы изучили,
Можем мы слова читать
И «спасибо» вот за это
Нужно азбуке сказать!
13. Апрель месяц за окном стоит,
Весна в воздухе кружится.
А нам сегодня предстоит
С Азбукой проститься!
Ведущий: Ребята, праздник давно идет, а самой главной гости – АЗБУКИ – нет.
Давайте позовём её.
Все: АЗБУКА, АЗБУКА, мы ждём тебя!
Азбука: Здравствуйте, ребятишки, девчонки и мальчишки!
Тому, кто хочет много знать, кто хочет книги прочитать
Про горы и долины, про водные турбины,
Про звезды, реки и моря – не обойтись вам без меня!
Азбука: - Войско мое славное, стройся около парт!
- На месте стой!
Азбука: Буквы-значки, как бойцы на парад, в строгом порядке построены в ряд.
Каждый в условленном месте стоит, и называется он – АЛФАВИТ!
Азбука от «А» до «Я»! Смирно! Гласные? (Здесь!) Согласные? (Здесь!)
Буквы, которые не обозначают звуков? (Здесь!)
Войско мое славное, начинай парад!
- По порядку алфавита шагом марш!
А. А – начало алфавита, тем она и знаменита.
А узнать её легко: ноги ставит широко.
Б. Буква Б с большим брюшком. В кепке с длинным козырьком.
В. Вот буква В видна в дали, красивая, витая.
Как будто крендель испекли, гостей к нам поджидая.
Г. Вот перед нами буква Г стоит подобно кочерге.
«Д» - Вот стоит, дымок пуская,
Буква «д» - труба печная.
«Е»- «е» на грядке пригодилась –
Вместо грабель потрудилась.
Е. Е и Ё – родные сестры, различать сестёр непросто.
Но у буквы Ё – две точки, словно к лесенке гвоздочки.
Ж. Эта буква широка и похожа на жука.
З. На эту букву посмотри: она совсем как цифра три.
Й. Букву Й зовут и кратким. Й как И в твоей тетрадке.
Чтобы Й не путать с И, сверху галочку пиши.
Л. Алфавит продолжит наш буква эЛь – лесной шалаш.
М. Взялись за руки друзья и сказали: «Ты да я – это мы».
А между тем получилась буква эМ.
Н. Двое ношу несут, буква эН уж тут как тут.
О. В этой букве нет угла. Оттого она кругла.
До того она кругла, укатиться бы могла.
П. Букву П в спортивном зале перекладиной назвали.
Ну-ка, друг, не ленись, подойди и подтянись.
Р. Р согнула ручку. С кем пойти под ручку?
С. Полумесяц в небе темном буквой эС повис над домом.
Т. Молоток стучит: тук-тук, букве Т я старый друг.
У. У – сучок, в любом лесу ты увидишь букву У.
Ф. Всем известно без подсказки: буква эФ, как ключ от сказки.
Никогда его у нас не отнимет Карабас.
Х. Ха – забавная игрушка, деревянная вертушка.
Ч. Первой букве в слове ЧТЕНИЕ – букве Ч – мое почтение.
Ш. Посмотри на букву Ша, буква очень хороша,
Потому что из неё можно сделать Е и Ё.
Щ. Почему у Щ и Ц коготочек на конце?
Щекотать, царапать – вот, коготок зачем растет.
Ъ. Молчаливый Ъ знак не произносится никак.
Но нужен многим он словам, его учить придется нам.
Ь. Ь знак – хитрый знак, не сказать его никак.
Он не произносится, но в слово часто просится.
Ы. А бедняжка буква Ы ходит с палочкой увы!
Ю. Чтобы О не укатилось, крепко к столбику прибью.
Ой, смотри, что получилось! Получилась буква Ю!
Я. А вы знаете, кто Я? Вы не знаете, кто Я?
Я не только буква Я. Буква, слог и слово я!
Песня 33 родных сестрицы
Учитель:
Самый первый свой учебник
Класс с волненьем открывал…
Видно, сказочный волшебник
Эту книгу написал.
Учитель:
Ребята, сегодня к нам в гости пришли бывшие первоклассники, а теперь ученики 5 класса.
1-й ученик 5 класса:
Отгадайте загадку:
Чудесные! Прекрасные!
Гласные! Согласные!
Звонкие! Глухие!
Разные такие!
Без них нельзя
Постичь науки!
Вы догадались?
Это…»
2-й ученик 5 класса:
Их мы слышим и произносим. Как же хочется их увидеть! Ребята, как это сделать?
Для этого существуют специальные значки – буквы алфавита, с их помощью можно обозначить звуки нашей речи.
3-й ученик 5 класса:
В 2014 году нашей азбуке исполнилось 1151год. Наши далёкие предки, предки русских, украинцев и белорусов – славяне-братья Кирилл и Мефодий создали славянскую азбуку. Её назвали кириллицей. Потом в неё вносили разные изменения. И постепенно появилась та самая азбука, которой мы пользуемся сейчас.
4-й ученик 5 класса:
В 1574 году была составлена и напечатана «Азбука» — первый на Руси печатный букварь. Название книга получила от двух первых букв алфавита а и б . В старину эти буквы назывались аз и буки .Отсюда и пословица: Сперва аз да буки, а там и науки.
Трудно было нам с тобой в начале,
Мы полгода буквы изучали!
Но теперь нам совершенно ясно,
что старанья были не напрасны!
6-й первоклассник:
Ель, топор, лопата, руки-
В каждом слове слышим ЗВУКИ!
Звуки эти разные-
Гласные, согласные.
7-й первоклассник:
Дружат гласная с согласной
Составляют вместе…СЛОГ
Ма — и- ша ,а вместе Маша
К нам явились на урок.
8 -й первоклассник:
Если слоги встанут рядом,
Получаются…СЛОВА.
Ты- и – ква , а вместе “тыква”
Со- и – ва –всего “сова”.
9-й первоклассник:
Соединили мы два слова
И ПРЕДЛОЖЕНИЕ готово.
Дождь идёт.
Гремит гроза.
Улетела стрекоза
10-й первоклассник:
Буквы, слоги и загадки
В доброй Азбуке живут.
По ступенькам постепенно
В сказку нас с тобой ведут…
Азбука загадывает загадки.
1. Мы из сказки – ты нас знаешь,
Если вспомнишь, отгадаешь!
А не вспомнишь – ну так что ж
Сказку заново прочтёшь!
2. Укатился он из дома
По дороге незнакомой.
Ты узнал его, дружок?
Это – самый непослушный,
Говорливый, простодушный
И румяный … (Колобок.)
3. Налетела злая вьюга,
Герда потеряла друга.
В царство льда умчался Кай.
Герда, Герда, выручай!
Вьюга кружит вправо, влево
В сказке … (Снежная Королева.)
4. Кто работать не хотел,
А играл и песни пел?
К братцу третьему потом
Прибежали в новый дом.
От волка хитрого спаслись,
Но долго хвостики тряслись.
Сказка известна любому ребёнку
И называется … (Три поросёнка.)
5. Такое лишь в сказке волшебной случается:
Карета из тыквы большой получается!
В чудесном наряде, легка, словно пёрышко,
Со сказочным принцем знакомится … (Золушка)
6. Бабушка девочку очень любила,
Шапочку красную ей подарила!
Девочка имя забыла своё,
Ну, отгадайте, как звали её. (Красная шапочка)
7. Человечек деревянный,
На воде и под водой
Ищет ключик золотой.
Всюду нос суёт он длинный,
А зовётся …… (Буратино)
8.Он дружок зверям и птицам,
Он – живое существо,
Но таких на целом свете
Больше нет ни одного.
Потому что он - не птица,
Не тигрёнок, не лисица,
Не котёнок, не щенок,
Не волчонок, не сурок,
Очень милая мордашка,
А зовётся … (Чебурашка)
9. Никого не огорчает,
А всех плакать заставляет. (Чипполино).
10. Понедельник и Среда, Вторник и Суббота
Гномов этих имена,
Верю, помнит кто-то.
С этой сказкою, друзья,
Вы давно знакомы.
Называется она … (Белоснежка и 7 гномов.)
Игра - 1
-А сейчас проверим, знаете ли вы гласные и согласные звуки. Если слово начинается с гласного звука, то вы поднимаете руки вверх, если услышите в начале слова согласный, то приседаете.
Утюг, окно, мост, стол, школа, урок, книга, лошадь, ириски, апельсин, карандаш, жук
А теперь давайте споём частушки .
Мы собрали пап и мам,
Но не для потехи.
Мы сегодня рапортуем
Про свои успехи.
Мы все буквы изучили,
Можем мы слова читать
И «спасибо» вот за это
Нужно азбуке сказать!
Разбудите меня ночью,
В самой серединочке,
Расскажу вам алфавит
Без одной запиночки.
Буквы гласные мы любим
И всё больше с каждым днём.
Мы не просто их читаем –
Эти буквы мы поём!
Все мы буквы изучили,
Что ж нам дожидаться,
С Катей в ЗАГСе мы теперь
Сможем расписаться!
Не печалься, азбука,
Лучше нету книжки!
Подарю тебя теперь
Младшему братишке.
Все закончили недавно
Азбуку мы изучать.
Слово «Родина» и «Мама»
Знаем мы как написать.
Ёлочки – сосёночки
Колкие, зелёные,
Все ребята – первоклашки
В азбуку влюблённые!
Учитель
В нашем классе есть таланты:
И танцоры, и певцы.
Выступать они готовы
Для гостей от всей души.
(Исполняется танец ладошки.)
Песня если хочешь много знать…
- Правда книжки могут рассказать обо всем на свете, и именно благодаря азбуке мы научились отгадывать загадки:
Не похож на человека,
Но имеет он сердечко.
И работе круглый год
Он сердечко отдает.
Пишет он, когда диктуют,
А сегодня вечерком
Он и чертит, и рисует.
Он раскрасил мой альбом.
Я люблю прямоту,
Я сама прямая.
Сделать новую черту
Вам я помогаю.
Что-нибудь без меня
Начертить сумей-ка.
Угадайте-ка, друзья,
Кто же я? - ...
Проживают в трудной книжке
Хитроумные братишки.
Десять их, но братья эти
Сосчитают все на свете.
На столе передо мной
Закрутился: шар земной:
Арктика, Экватор, Полюс, —
Уместил всю землю...
Свою косичку без опаски
Она обмакивает в краски.
Потом окрашенной косичкой
В альбоме водит по страничке.
То я в клетку, то в линейку, —
Написать по ним сумей-ка,
Можешь и нарисовать, Называюсь я...
еще азбука научила нас читать и решать задачи :
«Задачкино
1)Ежик по лесу шел,
На обед грибы нашел:
Два — под березой,
Два — у осины,
Сколько их будет
В плетеной корзине?
2)Две ромашки-желтоглазки,
Три веселых василька
Подарили маме дети.
Сколько же цветов в букете?
3) Забежал щенок в курятник,
Разогнал всех петухов.
Три взлетели на насест,
А один в кадушку влез.
Два — в раскрытое окно,
Сколько было их всего?
4)На большом диване в ряд
Куклы Танины сидят:
Два медведя, Буратино
И веселый Чипполино,
И котенок, и слоненок,
Помогите вы Танюшке,
Сосчитать ее игрушки!
Учитель: Ребята сегодня мы прощаемся с вашей первой книгой «Азбукой». Теперь вам интересно будет знакомиться, и читать новые книги. И вам осталось пройти последнее испытание. Я задаю вам вопрос, а вы отвечаете «Нет» или «Да».
Азбука дала вам знания,
Они с вами навсегда.
Помнить будете, вы? (Да)
Впереди ребята ждут вас книги,
Знаний принесут вам свет.
Они любят аккуратность.
Будете вы рвать их? (Нет)
Книги многое расскажут,
Не обманут никогда.
Нужно только быть прилежным.
Будете лениться? (Нет)
Будь ты с книгой аккуратен,
Сохрани на много лет.
Не рисуй, не ставь в ней пятен.
Все тебе понятно? (Да)
Прочти книгу с интересом,
В каждой книге есть совет.
Книга станет лучшим другом.
Друга бросите, вы? (Нет)
Знайте, каждая из книжек,
Словно яркая звезда.
Книги знайте и любите.
Будете беречь их? (Да).
Первоклассник:
Ты книга первая моя,
Теперь читать умею я!
На свете много книжек есть,
Теперь смогу я их прочесть.
11 Ничего на свете лучше нету,
Чем прочесть журнал или газету,
Двадцать первого столетья дети,
Мы освоим сайты в Интернете!
Первоклассница:
До свиданья! До свиданья!
А на следующий год
Наша Азбука читать научит
Тех, кто в первый класс придёт!
12. «читалочка»
Как хорошо уметь читать!
Не надо к маме приставать,
Не надо бабушку трясти:
«Прочти, пожалуйста! Прочти!»
Не надо умолять сестрицу:
«Ну прочитай ещё страницу!»
Не надо звать,
Не надо ждать,
А можно взять
И прочитать!
Азбука: - Дорогие ребята! Мне очень жаль с вами расставаться. Но вы уже
выросли, хорошо читаете и уже многое знаете. Но я не всему вас
научила. Я принесла вам новую книгу, вашего нового друга.
( Показ учебника литературы). Она расскажет вам много нового
и интересного. Читайте эту книгу внимательно!
А сейчас начинается самый торжественный момент получение дипломов. Для вручения я приглашаю на сцену…..