Статья на тему «Процесс адаптации ребёнка к школе»
Процесс адаптации ребенка к школе
Адаптация учеников к школе на разных этапах обучения: в первом, пятом и десятом классах. Период адаптации ребенка имеет свои специфические особенности. Каждая из категорий учеников находится на рубежном кризисном этапе. От успешности периода адаптации к школе зависит становление личности ребенка и его социализация в обществе. Неотъемлемым фактором адаптации ребенка к школе является взаимодействие с педагогами и одноклассниками. Классные руководители и учителя-предметники выступают особой группой, оказывающей влияние на адаптацию и социализацию ребенка на этапе взаимодействия со школой. Учителя должны стать поддержкой и опорой для каждого ребенка в классе, помочь ему с преодолением трудностей.
Адаптация играет огромную роль в самореализации человека, от ее успешности и правильности зависит дальнейшее достижение поставленных целей, степень реализации планов и задач, функционирование личности в социуме и новой среде. Обучение в школе на всех этапах является сложным периодом в жизни ребенка. Ключевая особенность социального положения ученика, школьника состоит в том, что его обучение является обязательной, социально значимой деятельностью. За результативность данного процесса ребенок несет ответственность перед учителем, школой, семьей. Каждая из этих групп агентов социализации на каждом этапе школьного обучения по-разному проявляет свои качества и характеристики, необходимые для помощи детям, для их поддержки в новых условиях. Основной задачей социализации и адаптации выступает подготовка к правильному включению ребенка во взрослую жизнь и школьную среду, формирование у школьника собственного мнения и подхода к решению поставленных задач, личностных качеств, оказывающих влияние на становление и развитие личности в современном обществе, умения приобрести навыки для эффективного взаимодействия с окружающими людьми. Образование – всего лишь одно из многих средств социальной мобильности. Необходимо учитывать и иные ресурсы семьи, способствующие созиданию человеческого и социального капитала юной личности, ее социальной карьере и обеспечению достойного положения в обществе. Школьная жизнь ребенка находится в социальной среде, которая охватывает макро- и микроуровни взаимодействия на различных этапах вхождения в новую среду, так как включает системы взаимоотношений ученика с коллективом, школьниками старшего возраста, учителями, родителями. По своему содержанию она может быть интеллектуальной, эстетической, этической, бытовой. На этапе поступления в школу, а также в первые месяцы обучения для ребенка особенно важно, чтобы рядом находились опытные и внимательные взрослые, которые способны помочь школьнику преодолеть возникшие сложности. Ценности и нормы, принятые в семье, на первом этапе адаптации ученик старается применять в школе, так как он еще не обладает необходимыми навыками для успешного участия в учебном процессе. Если семья не дала ребенку базисных знаний и ценностей, необходимых для успешного развития личности, ученик замыкается в себе, теряя возможность социализироваться в новом коллективе. Адаптация – довольно длительный процесс, который связан с усилением работы всех систем организма ребенка. Месяцы, а не день или неделя требуются для того, чтобы ребенок понастоящему влился в школьную жизнь. От взаимоотношений классного руководителя и школьника на исходном этапе адаптации во многом зависит дальнейшее развитие микроклимата в системе отношений «учитель – ученик», которое является ключевым при адаптации ребенка к школе. В современном обществе учитель для ученика, особенно на начальном этапе обучения, – высший авторитет, лидер, с которым в начальной школе не сравнятся даже родители. Для того чтобы адаптация первоклассника была успешной, необходимо развивать у школьников эмоционально положительное отношение к совместной деятельности на уроке, то есть желание участвовать в совместной деятельности, позитивные переживания в ее процессе, желание предложить свою помощь товарищу, а также умение принимать помощь от другого и деловые отношения в совместной деятельности: умение принимать цель совместной деятельности, планировать, договариваться, соотносить свои действия с работой в коллективе, принимать участие в сравнении цели и полученного результата. Воспитание детей – забота не только учителей, одну из важнейших ролей играют родители. Воспитание в семье – лишь часть общественного воспитания, но часть весьма обширная и уникальная. Иногда она может дать ребенку гораздо больше, чем все другие социальные институты вместе. Для выявления особенностей влияния родителей на становление личности ребенка и адаптацию его к новой среде необходимо обратиться к мнению эксперта – социального педагога. Все классные руководители, без исключения, считают необходимым поддерживать открытые и тесные взаимосвязи с семьями учеников. Они знают, что обучение в школе – коллективная работа учителей и родителей. Необходимо учитывать, что взаимосвязь с родителями является крайне важной для развития способности каждого ученика комфортно чувствовать себя в школе и коллективе сверстников. Педагоги, которые адекватно оценивают эту ситуацию, будут стараться достичь положительных взаимоотношений с родителями учеников и поддерживать теплый климат в классе: без напряжения, дружеский, основанный на взаимной помощи и поддержке.
Говоря о роли школьного педагога, необходимо отметить, что он не всегда способен выявить и определить нетипичное, иногда даже дезадаптивное поведение старшеклассника в школе и коллективе. В подобной ситуации необходимы мобилизация сил учителя, своевременное изучение состояния дезадаптированного ребенка и поиск путей для оказания ему помощи и поддержки в преодолении возникших трудностей. Правильный подход учителя в данной ситуации способен вывести ребенка из состояния кризиса и помочь ему адаптироваться в новых условиях школьной среды. Однако учитель не всегда хорошо знает ребенка, его привычки и увлечения, не всегда способен замечать изменения в поведении в различных меняющихся условиях. Статус и авторитет учителей и классного руководителя уменьшается по мере поступления учеников в учреждения довузовской подготовки. Ученики знакомятся с новым коллективом, новыми преподавателями, получают знания на ранг выше, чем те, что они получают по школьной программе. Старшеклассники чувствуют свою самостоятельность и обособленность от учителя, меньше прислушиваются к его мнению. Воспитание нескольких детей – это своеобразная школа социализации и адаптации на начальном, еще дошкольном этапе получения знаний. Если родители смогут грамотно помочь своему ребенку стать активным и научиться приспосабливаться к новым условиям, это будет для него большой поддержкой при переходе с одного этапа обучения на другой. Желательно, чтобы «начальная» школа жизни была именно семейной, щадящей, а не жестокой дворовой, которая иногда подавляет и калечит ребенка [1, с. 397]. Следует отметить, что на первом этапе обучения большую роль в качестве агента социализации выполняет семья. Ребенок еще не знаком с особенностями школьного обучения, новыми взрослыми и сверстниками. Именно семья становиться главной опорой и поддержкой на данном этапе адаптационного процесса. В среднем школьном звене акцент смещается на активную роль учителей и классных руководителей в процессе социализации и адаптации школьников. Учителя набирают должный авторитет, становятся главными руководителями в жизни школьника на данном этапе заключается в нежелании или невозможности классного руководителя найти правильный подход к сложной личности ребенка. В старших классах роль семьи и учителей отходит на второй план, все больший авторитет приобретает мнение сверстников и одноклассников. Ученики находятся в такой возрастной категории, когда обманчиво чувствуют себя взрослыми и самостоятельными, считают, что сами способны принимать решения. Дезадаптация в данный период возможна в случае расхождения с мнением большинства одноклассников. Говоря об адаптации ребенка к школе на любом этапе школьного обучения, нельзя забывать о том, что адаптация и социализация личности может проявляться как существенное приспособление школьника к новой среде, новому коллективу, новым требованиям и навыкам, овладение которыми происходит с помощью различных социальных средств и социальных групп (учителя, родители, сверстники). Школьник должен стремиться к осознанию необходимости изменений в окружающей его социальной среде, стремиться к развитию и совершенствованию полученных знаний, формированию новых способов поведения и взаимодействия, направленных на улучшение отношений с окружающими. Для достижения максимальной адаптации школьника на любом этапе обучения необходимо отслеживать процесс оптимизации взаимоотношений ученика и группы, сближение позиций и целей их деятельности, ценностных ориентаций и норм, усвоение индивидом норм и правил группы, в которой он находится. От успешности протекания процесса и результата освоения школьником новых социальных ролей и позиций, вхождения в новую школьную среду зависит дальнейшее развитие личности ребенка во взрослой жизни.