Родительское собрание на тему «Адаптация ребёнка в школе»
Родительское собрание на тему: «Адаптация ребёнка в школе».
Цель:
- познакомить родителей с проблемами адаптации детей в первый год обучения;
- предложить практические советы по адаптации первоклассников;
- дать необходимые рекомендации по планированию режима дня.
Подготовка: анкетирование родителей.
Уважаемые родители!
Убедительно прошу вас ответить на вопросы анкеты наиболее откровенно.
1. С желанием ли ваш ребёнок посещал детский сад:
а) да;
б) нет;
в) иногда;
2. Хочет ли ваш ребёнок ходить в школу:
а) да;
б) нет;
в) иногда;
3. Как вы понимаете, что Ваш ребёнок хочет (не хочет) ходить в школу?
____________________________________________________________________
4. Какие болезни перенёс Ваш ребёнок?
____________________________________________________________________
5. Часто ли болеет Ваш ребёнок:
а) да;
б) нет;
6. Соблюдает ли Ваш ребёнок режим дня?
а) да;
б) нет;
7. Что вы считаете самым важным: обучение чтению, счёту, общее развитие памяти, внимания, мышления?
10. Задайте свои вопросы по проблеме адаптации ребёнка в школе?
___________________________________________________________
Ход собрания.
I. Слово учителя.
Добрый день, уважаемые родители!
Давайте начнем наше собрание с психологического упражнения «Знакомство». (Родители работают по схеме: Меня зовут…, я мама…, называют 3 положительных качества своего ребёнка. Далее родители и учитель делятся впечатлениями, которые оставил первый школьный день в душе ребёнка, как его поздравляли члены семьи, в честь того, что он стал школьником.)
Слово учителя.
Прошли первые дни обучения. Дети не привыкли ещё к новой жизни, к перемене ритма, необходимости выполнения новых требований, к новому коллективу взрослых и детей.
Период адаптации существует у всех первоклассников. У одних он проходит быстро и безболезненно, у других длится весь учебный год. Многое зависит от индивидуальных особенностей ребёнка. Именно первый год обучения определяет зачастую всю последующую школьную жизнь. Ребёнок делает очень важные шаги в своём развитии. Многое на этом пути зависит от вас, родителей.
- Можем ли мы помочь нашим детям?
Сегодня мы вместе попытаемся осветить темы, которые вас интересуют. При подготовке к собранию, мы учитывали также вопросы, заданные вами в анкетах.
II. Выступление психолога о возрастных особенностях младшего школьника.
Почти все дети идут в школу с большим желанием, восторгом, широко открытыми глазами и сердцем, но, проходит некоторое время, многие из них теряют интерес к учёбе. Переход в разряд школьников для детей – весьма трудное испытание. Резко меняется уклад жизни. Появляются дополнительные обязанности, расширяется круг общения. Рассмотрим различные аспекты готовности ребёнка. (Рассказ психолога о личностной, психологической, волевой и интеллектуальной готовности к школе)
III. Выступление медицинского работника.
Чтобы ребёнку легче было перенести школьную нагрузку, необходимо продумать распорядок дня.
При организации сна детей младшего школьного возраста необходимо:
следить, чтобы ребёнок спал положенное для его возраста количество часов, ложился и вставал в определённое время;
приучить ребёнка перед сном обязательно умываться, чистить зубы, мыть ноги;
не разрешать ребёнку пред сном возбуждающих развлечений (просмотр несоответствующих возрасту телевизионных передач, шумные игры); не давать непосредственно перед сном плотного ужина, кофе или какао, крепкого чая;
в помещении, где засыпает ребёнок, создать спокойную обстановку: устранить яркий свет, прекратить громкие разговоры, выключить телевизор и т.д.
Ещё несколько правил:
Ученику надо вставать за полтора часа до начала занятий. Ребёнок должен убрать свою постель.
Необходимо приучить детей делать утреннюю гимнастику.
Рациональное питание предусматривает не только оптимальную сбалансированность пищевых веществ, но и правильный режим питания, в строго определённое время.
Ребёнок должен принимать пищу не реже четырёх раз в день, примерно через каждые 3-4 часа.
Каких правил должны придерживаться родители при выполнении домашнего задания?
1) Перед выполнением домашнего задания ребёнку необходим отдых.
2) Строго ограничивать в режиме дня время начало и окончание работы над домашними заданиями.
3)Самое продуктивное время для учебной деятельности: утром – с 9 до 11.30, а вечером – с 16 до 17.30.
4) Отдых должен быть активным.
5)После нескольких часов работы в школе необходимо пребывание на свежем воздухе.
6) После выполнения домашнего задания также необходима прогулка на воздухе
IV. Итог собрания.
Итак, в период адаптации ребёнку нужны ваша поддержка, понимание и оказание необходимой помощи.
Задача родителей в этот сложный для первоклассников период:
- сфокусируйтесь на достоинствах ребёнка, развивайте в нём уверенность в себе;
- помогите ему поверить в свои силы;
- помогайте избегать ошибок;
- не осуждайте в случае неудач.
Если ребёнок не справляется со своим заданием, объясните ему, что ваше отношение к нему не изменилось. Ребёнок должен чувствовать свою нужность и вашу заботу.
Ребенок не должен бояться ошибок. Чувство страха - плохой помощник. Оно уничтожает желание учиться.
Не сравнивайте ребенка с другими, хвалите его за любую победу, любое достижение. Не надо сравнивать мальчиков и девочек: они разные во всём. Девочки обычно старше ровесников-мальчиков.
Ваш ребенок не будет учиться так, как учились вы. Не ругайте его зато, что он что-то не понял или не сделал. Оценивайте ребёнка только положительно оценивать, даже если вам кажется, что его успехи недостаточны.
Проявляйте к ребёнку максимум внимания, переживайте за каждую его неудачу и радуйтесь большим и малым успехам.
Преодолевайте трудности вместе, будьте друзьями, а не врагами. Верьте в своего ребенка, верьте в учителя.