Родительское собрание на тему «Адаптация первоклассника к школе»
Родительское собрание «Адаптация первоклассника к школе»
Цели родительского собрания:
• ознакомить родителей с процессом адаптации первоклассников (второклассников) к школьному обучению;
• научить родителей оказывать необходимую поддержку своему ребенку в первые дни в школе.
Форма проведения:
информационно-практическая беседа.
Участники:
родители учеников, классный руководитель, педагог-психолог.
Оборудование:
проектор с презентацией; памятка родителям «Ваш ребенок — первоклассник»; анкета для родителей.
Ход собрания
(Перед началом собрания проводится анкетирование по теме «Адаптация первоклассника к школе»)
Вступительное слово учителя:
-Здравствуйте, уважаемые родители. Ваши дети переступили порог школы. Им предстоит привыкать к новым условиям своего существования, к перемене режимных моментов, к необходимости выполнения тех требований, которые им предъявляют взрослые, к сотрудничеству с новым коллективом взрослых и сверстников.
Многие дошколята с нетерпением школьной жизни. Проходят дни, и у некоторых школьников эмоциональная приподнятость исчезает. Они столкнулись с первыми трудностями. У них не все получается. Они разочарованы. И это естественно.
Дети растут, развиваются и постоянно меняются. Совсем недавно вы бегали за ребенком в сад, но теперь он ходит уже в школу. И у родителей появляется страх. Как правильно себя вести с младшими школьниками? Как не навредить ребенку и сделать этот период максимально комфортным?
Вы должны помнить самое главное, что ваш ребенок остался прежним, просто у него появились новые интересы, обязанности. И чтобы помочь ему, необходимо просто знать возрастные особенности младших школьников.
Сообщение учителя о возрастных особенностях младших школьников.
Поступление в школу вносит важнейшие изменения в жизнь ребёнка. Резко изменяется весь уклад его жизни, его социальное положение в коллективе, семье. Основной, ведущей деятельностью становится отныне учение, важнейшей обязанностью – обязанность учиться, приобретать знания. А учение – это серьёзный труд, требующий организованность, дисциплину, волевые усилия ребёнка.
Главная особенность детей этого возраста – первичное осознание позиции школьника, прежде всего через новые обязанности, которые ребенок учится выполнять. Появляется острое желание быть успешным в учебе. Для первоклассника это означает то же, что быть хорошим и любимым.
Ребенок убежден в том, что у него должно все получаться, поэтому сильно переживает свои неудачи, не всегда понимает их причины. Начало школьного обучения является для каждого ребенка сильным стрессом все дети, наряду с переполняющими их чувствами радости, восторга или удивления по поводу всего происходящего в школе, испытывают тревогу, растерянность, напряжение.
У первоклассников в первые дни (недели) посещения школы снижается сопротивляемость организма, могут нарушаться сон, аппетит, повышаться температура, обостряются хронические заболевания. Дети, казалось бы, без повода капризничают, раздражаются, плачут. Отвлекаемость на занятиях довольно высока, а контролировать свои действия (например, проверить наличие ошибок в написанном тексте) малыш еще умеет плохо.
Помощь в адаптации первоклассника.
Две наиболее типичные ошибки в воспитании. Первая заключается в том, что родители стараются подогнать ребенка под воображаемый идеал, не считаясь ни с врожденными свойствами нервной системы, ни с его наклонностями и желаниями. Вторая ошибка - родители всеми силами добиваются того, чтобы ребенок был "удобен". Следствием этого становятся школьные неврозы.
Для того, чтобы без ущерба для здоровья справляться с многочисленными нагрузками, ребенку необходимо соблюдать рациональный режим дня, т.е. целесообразно установленный и постоянно выполняемый порядок чередования труда (умственного и физического), отдыха, приема пищи и сна. Хорошо составленный и соблюдаемый режим дня повышает работоспособность, успеваемость, дисциплинирует школьника. Систематическое выполнение режима дня способствует нормальному росту и развитию организма.
Основной метод обучения в этот период - доверительные беседы, подобные тем, которые ребенок ведет в семье или кругу своих сверстников, учебные экскурсии, наблюдения (за прорастанием чего-либо, за ростом, построением, различием и сходством), практические работы, познавательные игры.
Подготовка к школе и успехи взаимосвязаны. Чем больше родители уделяют внимания детям, тем выше родительский уровень притязаний: тем больше надежд, желания успеха, только успеха. Но к сожалению, желания родителей не столь часто совпадают с возможностями детей. Очень горьким бывает разочарование, огорчение, растерянность, когда на малыша возлагали столько надежд, а он их не оправдал, и неудачи идут одна за другой. А причины этих неудач могут быть не в уровне интеллектуального развития, а в возрастных особенностях, в резервах его организма, в состоянии здоровья.
Поэтому первые неудачи ребенка, помноженные на непонимание и нетерпение взрослых, могут отбить у малыша желание учиться. Поэтому именно сейчас, в трудный адаптационный период, с вашей стороны должна быть поддержка и терпение. Не должно быть места раздражению, окрикам, выяснению отношений, наказанию, ведь это дополнительные стрессовые ситуации, это ребячья боль от непонимания и обиды.
Необходимо помнить:
• не следует перегружать ребенка письменными заданиями (родители : часто переусердствуют);
• желание переписать плохо выполненное задание не улучшает
результата, рука быстро утомляется, теряется работоспособность;
• следует уделять внимание общему развитию движений руки (лепка, вязание, мозаика, работа с ножницами, раскрашивание, штрихование, развитие мускульной памяти).
Выступление педагога-психолога
1)Особенности психо-физиологической адаптации первоклассников»
2) Результаты анкетирования для родителей.
3) Беседа педагога-психолога и учителя с родителями о трудностях, появившихся в начале школьного обучения.
Заключительный этап.
В качестве решения родительского собрания предлагаются следующие рекомендации родителям:
— Помогите вашему ребенку преодолеть сложный адаптационный период.
— Оказывайте ему поддержку.
— Обеспечьте ребенку достойные условия проживания и обучения.
— Почаще встречайтесь с учителем, советуйтесь с ним, а не устраивайте разборки.
— Всегда интересуйтесь успехами или неудачами своего ребенка.
— Не обсуждайте учителей в присутствии своих детей.
(Приложение)
АНКЕТА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ПЕРВОКЛАССНИКОВ «АДАПТАЦИЯ РЕБЕНКА К ШКОЛЕ»
Данная анкета направлена на определение уровня сформированности предпосылок учебной деятельности и адаптации первоклассника к школьному обучению.
Ответьте, пожалуйста, на вопросы анкеты к собранию “Адаптация первоклассника к школе”.
1. Охотно ли Ваш ребёнок посещал детский сад:
а) да;
б) не всегда;
в) всегда с неохотой?
2. Есть ли у Вашего ребёнка желание ходить в школу:
а) да;
б) не очень;
в) всегда с нежеланием?
3. По каким признакам Вы судите о том, что Ваш ребёнок хочет (не хочет) ходить в школу?__________________________________________________________________
4. Чем болел Ваш ребёнок?________________________________________________
5. Часто ли болеет Ваш ребёнок:
а) да;
б) нет?
6. Чем Ваш ребёнок болеет чаще всего?__________________________________________
7. Есть ли у ребёнка чёткий режим дня? Соблюдается ли он?_________________________
8. Чему Вы отдаёте предпочтение: обучению чтения, счёту или общему развитию памяти, внимания, мышления?__________________________________________________________
9. От чего, по-вашему, зависит красивый почерк? Как Вы помогаете ребёнку развивать кисть руки?_________________________________________________________________
10. Что Вас больше всего беспокоит по вопросу адаптации ребёнка к школе? ____________________________________________________________________________