Проведение семейных праздников в ДОУ с использованием творчества композитора В. Шаинского
В соответствии с ФГОС в процессе работы с семьёй в ДОУ мы решаем задачи, связанные с возрождением традиций семейного воспитания, вовлечением родителей, детей и педагогов в организацию семейного досуга, используем инновационные формы и методы работы с семьёй.
В моей практике много лет назад появилась новая форма проведения детских праздников - семейные праздники. Суть праздника - сотворчество, соучастие, сотрудничество, сопереживание детей и взрослых. Девиз праздника - «Семья должна быть вместе». Этих праздников всегда ждут и дети, и взрослые.
На протяжении многих лет проводились семейные праздники различной тематики. Одной из интересных и доступных тем для такой формы проведения считаю праздники с использованием творческого наследия композитора В. Шаинского. Это может быть музыкальная гостиная или праздники, посвящённые Дню матери, Дню 8 марта или Выпуску детей в школу. Песни Шаинского могут стать основой для построения сценария. Семейный праздник предполагает активное участие взрослых в ходе праздника, исполнение ими вместе с детьми песен, танцев, хороводов. Современные родители – это то поколение, которое выросло на звучании песен Шаинского, поэтому они хорошо знают тексты песен, с удовольствием их подпевают, вспоминая своё детство. Да и бабушки не отстают.
Из предлагаемого ниже репертуара советую использовать песни, исходя из возможностей, возраста группы и общей направленности праздника.
Так, популярную песню «Улыбка» поют с движениями, а трогательную песню «Про мамонтёнка» дети исполняют, обнявшись, вместе с мамами. Все вместе подпевают милому Чебурашке и танцуют с ним незатейливый парный танец взрослого и ребёнка на музыку « Песенки крокодила Гены».
Стараемся песни не просто петь, а, творчески подходя, исполнять их по-разному. Так, некоторые песни, например, «Песню про папу», « Мир похож на цветной луг» исполняем в общих хороводах. Песню про подарки - в виде упражнения (передача игрушек по кругу на запев, танец с ними в припеве). Песню «Кузнечик» поём в общем кругу, выполняя движения по тексту. Дети инсценируют «Антошку», а взрослые им помогают. Песня « Голубой вагон» собирает в игре пассажиров поезда.
Торжественно звучит, сопровождаемая упражнением с флажками в исполнении мальчиков, песня «Крейсер «Аврора», а «Дед Мороз» сопровождается шумовым детско - родительским оркестром. Песня «Снежинки спускаются с неба» звучит зимой как сопровождение к танцу девочек со снежинками, а в другие сезоны под её мелодичную минусовую фонограмму исполняем танец с лентами. Такое нетрадиционное исполнение вызывает живой интерес у аудитории.
Творчески используем песни и мелодии в коммуникативных играх и танцах детей и родителей. Так, песня « Вместе весело шагать» и мелодия песни « В траве сидел кузнечик» используется в играх « Найди пару» и « Что делать с соседом», где партнёры меняются на каждую часть музыки. Детям очень нравятся эти игры, а родители, зная песни, быстро, глядя на детей, обучаются правилам игры. Под песню «Чунга–чанга» с удовольствием исполняют творческий танец по типу «Зеркало», повторяя движения меняющегося водящего. Тут творчеству детей и взрослых нет предела.
В конце учебного года будущие школьники танцуют « Дважды два четыре», про премудрости школьной жизни узнают из песни « Чему учат в школе» в исполнении родителей, все вместе исполняют общий хоровод « Если б не было школ» .Такой семейный тематический праздник обычно завершается традиционным общим хороводом под песню « Взрослые и дети».
На празднике мы не ограничиваемся только музыкой. Здесь в стихах и в прозе загадываем загадки о песнях Шаинского. А в музыкальной игре «Угадай мелодию» дети угадывают мелодии знакомых детских песен, а взрослые- популярные песни композитора, пока неизвестные детям. Часто родители в ходе игры удивляются тому, что такие знакомые и любимые всеми песни написал один и тот же автор - В. Я. Шаинский. В подтверждение этого в зал вносится « фонтан» песен этого замечательного композитора. Бумажные брызги фонтана летят в сторону зрителей, напоминая о разнообразии песен и таланте их автора.
На праздник могут прийти гости - Фея Музыки или старуха Шапокляк. Они могут быть соведущими праздника. Для непредсказуемости и разнообразия сюжета используем разноцветные ноты, пособие цветик-семицветик.
Нас радует позитивное отношение к таким праздникам и детей, и взрослых. «В очередной раз получили порцию позитивных эмоций, услышали такие трогательные песни, от которых наворачивались слёзы счастья. С таким удовольствием вспоминали замечательные песни В.Я. Шаинского, а после утренника распеваем их всей семьёй». Такие отзывы подтверждают правильность выбранной нами формы работы и темы праздников, вдохновляют и побуждают искать новые интересные находки для воплощения их в жизнь.