Занятие с использованием куклотерапии «Семейные увлечения»
Организованная образовательная деятельность в средней группе
«Семейные увлечения»
по образовательной области «Социально-коммуникативное развитие»
Цель: формирование эмоционально-положительного отношения к близким людям
Задачи:
- обогащать первоначальные представления детей о доминирующих интересах и увлечениях родственников разного пола и возраста
- способствовать возникновению желания заботиться о близких родственниках (мама, папа, бабушка, дедушка)
- обучать детей способам проявления заботы, внимания, доброжелательного отношения к членам семьи
Оборудование: выставка изделий, собранных членами семей детей; картинки с изображением увлечений взрослых и детей; семейные фотографии; презентация «Семейные увлечения», портфолио детей; ширма, куклы Маша и Медведь.
Ход ОД
Под музыку дети встают в круг и выполняют упражнение
Упражнение «Давайте порадуемся»
Давайте порадуемся солнцу и птицам (дети поднимают руки вверх)
А также порадуемся улыбчивым лицам (Улыбаются друг другу)
И всем, кто живет на этой планете (разводят руками)
«Доброе утро!» скажем мы вместе (берутся за руки)
«Доброе утро!» - маме и папе
«Доброе утро!» - сестренке и брату
«Доброе утро!» - нашим друзьям,
«Доброе утро!» скажем гостям!
Вводная часть
- Ребята, отгадайте загадку:
Без чего на белом свете
Взрослым не прожить и детям?
Кто поддержит вас, друзья?
Ваша дружная … (семья)
Беседа о семье
- А что такое семья?
- Семья – это родные люди, которые любят друг друга, живут вместе, помогают друг другу.
- Ребята, а как члены семьи относятся друг другу? (Любят друг друга, уважают, помогают).
- Расскажите мне о своей семье? Как зовут ваших родителей? Где они работают? Что вы любите делать вместе с родителями?
Рассказ по портфолио о семье
- Давайте послушаем стихотворение про семью
«Семья»
Семья – словечко странное,
Хотя не иностранное.
– Как слово получилось,
Не ясно нам совсем.
Ну, «Я» – мы понимаем,
А почему их семь?
Не надо думать и гадать,
А надо просто сосчитать:
Два дедушки, две бабушки,
Плюс папа, мама, я.
Сложили? Получается семь человек,
Семь «Я»!
– А если есть собака?
Выходит восемь «Я»?
– Нет, если есть собака,
Выходит:Во! – семья. (М. Шварц)
Основная часть
Под музыку на ширме появляются куклы Маша и Медведь
Педагог: - Кто это к нам пришел?
Медведь: Ой, ребята, здравствуйте! (расстроенно)
Педагог: - Мишка, что случилось? Почему ты такой расстроенный?
Медведь: Ребята, помогите! Не знаю, что делать с этой Машей? Совсем меня замучила! Устал я Машу воспитывать, ведь она за любое дело хватается и ничего до конца не доводит. То за цветами ухаживать надумает и каждый час их поливает, то со свиньей решила танцами заняться. А вчера художником себя возомнила – и все обои дома перепортила.
Педагог: - Не переживай, Мишка! Ребята, поможем Мишке?
Маша: Ой, Мишка, вот ты где? Наконец-то я тебя нашла! А чего это ты тут делаешь?
- Ой. А это кто? Ребята…. Здравствуйте, ребята!
Педагог: - Маша, Мишка пожаловался нам, что ты совсем не можешь себе дело по душе выбрать.
Маша: Как же не могу! Могу! Я и порисовать успела и на музыкальных инструментах поиграть, пельмени лепила, даже танцевать пробовала. Только что-то у меня все это не очень получается.
Педагог: - Маша, чтобы у тебя стало получаться, надо выбранным делом заниматься постоянно. И тогда это дело будет приносить тебе радость и доставлять удовольствие.
- Мы сегодня с ребятами говорим про увлечения. Вот ты и послушай, чем можно заниматься.
- Ребята, давайте расскажем Маше и Медведю что такое увлечение?
- Увлечение – это занятие, которым регулярно занимаются в свободное время, для души.
- Давайте вспомним героев мультфильмов, у которых были интересные увлечения.
- Кто вспомнит, чем занимался кот Матроскин из м\ф «Трое из Простоквашино» в свободное время? (шить, вышивать крестиком)
- Скажите, чем любил заниматься Шарик? (фотоохотой)
- Фотоохота – по-другому, фотографирование. Вы и ваши родители любите фотографировать, а потом просматривать фотоальбом?
- Что вы любите фотографировать? (семейные праздники, членов своей семьи, природу, цветы, животных)
- Вспомните, чем любил заниматься кот Леопольд? (ловить рыбу, кататься на велосипеде, выпекать торты)
- А что любили делать мышата? (мешать коту Леопольду во всех его делах)
- А какие увлечения были у Смешариков? (ежик ухаживал за кактусами, копатыч выращивал овощи, совунья всех лечила)
- Увлечение должно приносить радость, чувство удовлетворения. Предмет увлечений может приносить радость не только вам, но и вашим друзьям и родным.
Маша: А это что у вас такое интересное? (обращает внимание на выставку)
Педагог: - На нашей выставке много замечательных, красивых семейных вещей и коллекций, потому что у каждого в семье есть любимое дело.
Медведь: А теперь расскажите, какое увлечение есть у ваших бабушек и дедушек? У кого бабушка вяжет, шьет, выращивает цветы? Что любят делать дедушки? Может быть чей-то дедушка занимается резьбой по дереву, что-то мастерит своими руками? (Ответы детей)
Вывод: увлечение дает радость, хорошее средство от скуки, помогает справиться с плохим настроением, дает новые знания, навыки, расширяет круг друзей. У каждой семьи свои увлечения, не похожие на увлечения других семей.
Маша: Что-то я устала, давайте немножко отдохнем.
Физкультминутка
Кто живёт у нас в квартире?
Раз, два, три, четыре (Хлопаем в ладоши)
Кто живёт у нас квартире? (Шагаем на месте)
Раз, два, три, четыре, пять (Прыжки на месте)
Всех могу пересчитать: (Шагаем на месте)
Папа мама, брат, сестра, (Хлопаем в ладоши)
Кошка Мурка, два котёнка, (Наклоны туловища вправо-влево)
Мой сверчок, щегол и я – (Повороты туловища вправо-влево)
Вот и вся моя семья! (Хлопаем в ладоши)
Практическая работа - коллаж
Педагог: - Ребята, мы с вами сегодня говорили про семейные увлечения. Давайте пополним свое портфолио и сделаем коллаж про семейные увлечения. Предлагаю сесть за столы, для этого вам нужно быть внимательными и найти фотографию своей семьи (садятся).
- На тарелочках лежат картинки, изображающие какой-то род занятий. Подумайте, какие картинки подходят только к вашей семье, чем ваша семья любит заниматься в свободное время. Наклейте эти картинки вокруг фотографии своей семьи.
Маша: Ой, ребята! Какие замечательные увлечения в ваших семьях.
Заключительная часть
Педагог: - Маша, теперь ты понимаешь, что увлечение – это не все занятия, за которые мы беремся, а только те, которые приносят радость. Ими занимаются регулярно, и поэтому получается все лучше и лучше.
Маша: Да, да, я все поняла, я буду вышивать!
Медведь: Молодец, Маша! Только ты не бросай это занятие, доведи дело до конца. Спасибо, вам ребята, что вы помогли Маше!
Маша: А теперь вставайте в круг! (дети вместе с куклами выполняют движения под песню «Про семью»)