Статья «Нетрадиционные методы изучения личности и творчества композитора»
Людмила Георгиевна Федосеева,
ГБПОУ Архангельской области
«Архангельский колледж культуры и искусства»
Нетрадиционные методы изучения личности и творчества композитора
Когда на уроке речь идёт о человеке, чьи сочинения давно вошли в учебные программы, перед учителем встаёт особая задача: стереть хрестоматийный глянец, убедить учащихся в том, что не только учебник, но и самая глубокая научная работа не могут поставить «последнюю точку» в изучении жизни и творчества гениального художника. Полезно предложить учащимся рассмотреть личность и творчество композитора (писателя, поэта, художника) в неожиданном ракурсе, опираясь при этом на научные методы исследования. Это один из надёжных способов вызвать интерес учащихся, воспитать у них творческое отношение к предмету.
Цель данной статьи – представить один из таких «непривычных» ракурсов, возникших при изучении творчестве С. С. Прокофьева. Необычность заключается в том, что, во-первых, основным объектом анализа здесь являются не музыкальные, а литературные сочинения композитора; во-вторых, затрагивается вопрос о философских взглядах С. С. Прокофьева, хотя его не причисляют к композиторам-философам (к каковым мы относим, например, И. С. Баха, позднего Л. Бетховена, Г. Малера, С. И. Танеева, А. Н. Скрябина, Д. Д. Шостаковича, A. Г. Шнитке).
В молодые годы С. С. Прокофьев, в частности, проявил интерес к сочинениям А. Шопенгауэра. Труды этого философа были очень популярны в России в конце XIX – начале XX вв. Родители, друзья, знакомые начинающего композитора нередко говорили о Шопенгауэре. В своей «Автобиографии» С. С. Прокофьев передаёт содержание его бесед с одним из друзей, учеником Петербургской консерватории Максимилианом Шмидтгофом: «...Макс, со своей стороны, нашёл поле для нападения не меня: цитаты из Шопенгауэра, на которые я не знал, как возразить, или же не всегда удачно импровизировал мои ответы.
- – Вы, может, не читали его?
– Не читал. Но от моих родителей знаю, что прочесть Шопенгауэра значит принять холодную ванну пессимизма.
– Я принял эту ванну два года назад, – сказал Макс (ему понравилось выражение "принять ванну"), – но все-таки нашел на дне немало блестящего ума.
То, что он в четырнадцать-пятнадцать лет одолел философскую теорию (он был на год моложе меня), опять-таки вызвало известную долю почтения во мне» [4, с.450]. Друзья говорили о Шопенгауэре весной 1909 года, а четыре года спустя случилась трагедия: 27 апреля 1913 года Макс Шмидтгоф застрелился. Не исключено что это самоубийство было следствием раннего увлечения философией А. Шопенгауэра, развивавшего, в частности, идею нирваны, заимствованную из буддизма. И разговоры с Максом, и его трагическую смерть следует назвать в ряду причин, побудивших С. С. Прокофьеве познакомиться с сочинениями А. Шопенгауэра.
В личной беседе с музыковедом И. В. Нестьевым С. С. Прокофьев сообщил: «В годы 1916–1917 я довольно много читал по философии, хотя несколько беспорядочно... Читал Канта, Шопенгауэра. В философии Шопенгауэра меня интересовали прежде всего «максимы практического действия», а не апология пессимизма и безволия» [2, с.160].
«Поучения и максимы» – один из разделов знаменитых «Афоризмов житейской мудрости» [6], принесших А. Шопенгауэру популярность среди широкого круга читателей. Пятьдесят три житейских правила, помещенные в этом сочинении, разделены автором на следующие группы: А. Всеобщие принципы; Б. Принципы, касающиеся нашего поведения относительно нас самих; В. Принципы, касающиеся нашего поведения относительно других; Г. Принципы нашего поведения относительно миропорядка и судьбы.
Каково же было впечатление С. С. Прокофьева от прочитанной книги? Летом 1917 года, то есть вскоре после знакомства с произведениями А. Шопенгауэра, С. С. Прокофьев написал рассказ «Мерзкая собака» [5], который можно назвать своеобразным «отзывом» о сочинении немецкого философа.
Один из героев рассказа – Шопенгауэр, однако ни другие действующие лица, ни читатель… не знают об этом. В течение всего повествования имя старика не называется, а лишь в последних строках оно произносится мимоходом и ни о чём не говорит героям рассказа, случайно узнавшим это «тарабарское» имя («какой-то иностранец...»). С. С. Прокофьев ни в коей мере не стремится создать достоверный портрет философа. Он смело пользуется правом на художественный вымысел (так, герой рассказа живёт во Флоренции, тогда как реальный А. Шопенгауэр провёл последние 28 лет жизни во Франкфурте-на-Майне). Однако образ старика, несомненно, создан под впечатлением только что прочитанных С. С. Прокофьевым «Афоризмов».
Герой рассказа предпочитает одиночество, испытывает острую неприязнь к людям, с которыми ему все-таки приходится сталкиваться. А. Шопенгауэр называл «отвращение к обществу» признаком великого ума. (См. максиму 9). Обществу людей старик предпочитает "общество зверей": живёт в доме с собакой, которую, впрочем, плохо кормит. Можно предположить, что желание «поселить» Шопенгауэра с собакой возникло у С. С. Прокофьева ещё и потому, что автор "Афоризмов" слишком часто сравнивает поведение людей с поведением собак: «собачьи» сравнения содержатся в максимах №№ 26, 28, 29, 31, 331.
Следующий фрагмент 33-й максимы явно пародируется в рассказе С. С. Прокофьева: «Друзья дома большею частью правильно носят это название, т.к. они бывают больше друзьями дома, нежели хозяина, т.е. более подобны кошкам, чем собакам»[6, с.332]. В прокофьевском рассказе Фернандо говорит Марии, что Джиованни, в которого влюблена девушка, любит не её, а её абрикосовый пирог, что оказывается истиной: когда «мерзкая собака», вскочив в окно, съедает пирог, Джиованни тут же удаляется.
Обращает на себя внимание порода «мерзкой собаки» – пудель. Это, конечно, аллюзия: в образе пуделя к Фаусту явился Мефистофель. Намек этот не случаен: А. Шопенгауэр очень часто цитирует гётевского «Фауста». В трагедии И. В. Гёте Мефистофель-пудель, сильно увеличившись в размерах (ср.: в рассказе С. С. Прокофьева – большой пудель), принял человеческий облик и отрекомендовался так:
«Я дух, всегда привыкший отрицать.
И с основаньем: ничего не надо.
Нет в мире вещи, стоящей пощады;
Творенье не годится никуда» [1, с. 45].
Последнее утверждение А.Шопенгауэр разделял вполне: он говорил, что мир таков, что ему лучше бы и вовсе не существовать [6, с. 70].
Итак, герой прокофьевского рассказа живёт в полном соответствии с теми максимами А. Шопенгауэра, которые явно пришлись не по душе С. С. Прокофьеву (Старик наделён исключительно неприятными качествами). Означает ли это, что С. С. Прокофьев полностью отвергал эвдемонологию А. Шопенгауэра? Вовсе нет. Многие максимы вполне совпадают с теми принципами, которых композитор придерживался в течение всей жизни: при любых обстоятельствах С. С. Прокофьев всегда отдавал утренние часы работе (см. максиму 12); нередко оставлял «широкую пропасть» между мыслью и речью (максима 42); прибегал к самопринуждению, чтобы не страдать от принуждения извне (максима 15)2. Наконец, С. С. Прокофьев всегда ценил «наличную добрую минуту» (и это тоже – совет Шопенгауэра! – см. максиму 5). В «Афоризмах» А. Шопенгауэра читаем: «... самый ближайший путь к счастью – весёлое настроение... Мы должны широко раскрывать свои двери веселью, когда бы оно ни явилось: ибо оно никогда не приходит не вовремя» [6, c. 198–199]. Не этим ли советам следовал молодой композитор, когда осенью 1917 года писал весёлые письма друзьям и родным? И. В. Нестьев удивлялся неподобающему тону прокофьевсних писем в столь тревожное для государства время [2, с. 168]. Но С. С. Прокофьев не был слишком легкомыслен или наивен: 1917 год стал поворотным и в его собственной судьбе3.
Вполне вероятно, что названные выше принципы (или часть их) сложились у С. С. Прокофьева независимо от знакомства с сочинениями А. Шопенгауэра. Однако для молодого человека не менее важно найти в изучаемой литературе подтверждение своим, уже сложившимся, жизненным правилам. Во всяком случае, мы можем с полной уверенностью утверждать, что указанных принципов Прокофьев не отвергал.
Приведённые здесь размышления об отношении С. С. Прокофьева к эвдемонологии А. Шопенгауэра, конечно, не могут заменить анализ музыкальных произведений на уроках музыкальной литературы. Подобные материалы призваны привлечь внимание учащихся к различным сторонам личности композитора, ибо человек творчески одарённый интересен во всех своих проявлениях. Далёкие, на первый взгляд, отступления от основных магистралей учебной программы ведут, в конечном счете, к более глубокому пониманию музыки и, что не менее важно, к осознанию учащимися межпредметных и межнаучных связей.
ЛИТЕРАТУРА
Гёте И.В. Избранное: В 2-х ч. Ч.II. – М.: Просвещение, 1985. – 208 с.
Нестьев И.В. Жизнь Сергея Прокофьева. – М.: Сов.композитор, 1973. – 662 с.
Прокофьев С.С. Материалы. Документы. Воспоминания/ Сост. С.И.Шлифштейн. – М.: Музгиз, 1961. – 707 с.
Прокофьев С.С. Автобиография. – М.: Сов.композитор, 1982. – 600 с.
Прокофьев С.С. Мерзкая собака// Звезда. – 1993. – №2. – С. 63–67.
Шопенгауэр А. Избранные произведения. – М.: Просвещение,1993. – 479 с.
1Приведём фрагменты «Афоризмов», где поведение людей
сравнивается с поведением собак:Максима 26: «...В своей обидчивости они (люди – Л.Ф.) уподобляются маленьким собакам, которым так легко, неведомо для себя, наступить на лапы, чтобы потом выслушивать их визг...» [6, с.332].
Максима 28 (о необходимости показывать своё превосходстве над окружающими): «Даже для собак трудно не испортиться от больших ласк, не говоря уже о людях» [6, с.324].
Максима 29 (о том, что нельзя доверять личине, которую человек надевает на себя, когда ему надо вкрасться в чьё-нибудь расположение): «Нет столь злой собаки, чтобы она не виляла хвостом» [6, с.325].
Максима 31 (о том, что человек не замечает своих ошибок, а видит лишь ошибки других): «...в большинстве случаев он поступает при этом подобно собаке, которая лает на зеркало, не зная, что она видит самоё себя, а думая, что это другая собака»[6, с.330].
Максима 33 (о том, что не следует доверять внешним проявлениям истинного уважения и истинной дружбы): «Во всяком случае, я больше доверяю виляющему хвосту честной собаки, нежели сотне таких заявлений и ужимок» [6, с.331].
2
Ярким примером творческого самопринуждения является финал 7-й симфонии С.С.Прокофьева. Закончив симфонию печальным угасанием, композитор, разумеется, предвидел возможные упрёки: советское искусство требовало оптимистических финалов. В порядке "упреждающего самопринуждения" Прокофьев написал ещё один вариант конца – бодрый и радостный.
3
Здесь уместно вспомнить о том, что осенью 1917 года С.С. Прокофьев работал над заклинанием "Семеро их" на слова К.Бальмонта, которое сам композитор однозначно назвал откликом на революционные события 1917 года [3, с.159]. Революционные силы в том заклинании предстали в образе неотвратимо надвигающихся злых демонов.