Проверочная контрольная работа по литературе в 8 классе
Спецификация КИМ промежуточной аттестации по литературе для 8 класса
Назначение работы – оценить уровень общеобразовательной подготовки, с целью выявления степени освоения стандарта учащимися 8-х классов основной школы по литературе при переходе в 9-й класс.
Структура работы.
КИМ состоит из двух частей.
Первая часть включает 11 заданий, предполагающих краткий ответ.
Вторая часть включает 1 задание, предполагающее развернутый ответ.
Таблица 1.
№ | Часть работы | Количество заданий | Максимальный первичный балл | Тип заданий |
1 | Часть 1 | 11 | 31 | С кратким ответом |
2 | Часть 2 | 1 | 5 | С развернутым ответом |
Итого | 12 | 36 |
3. Распределение заданий КИМ по содержанию, видам умений и способам действий
В работе контролируются элементы содержания из следующих разделов (тем) курса литературы:
Таблица 2. Распределение заданий по основным содержательным разделам (темам) курса литературы:
Содержательные разделы | № задания |
Теория литературы | 2, 3, 4, 5, 6, 7, 10 |
Литература 18 века. Литература 19 века. Литература 20 века | 1, 8, 9, 12 |
Язык художественного произведения | 11 |
Итого | 12 |
Таблица 3 Распределение заданий по видам умений и способам действий
№ задания | Основные умения и способы действий | Число заданий | Максимальный первичный балл |
1 | Знать автора и название созданного им произведения | 1 | 6 |
2 | Знать литературоведческие термины | 1 | 5 |
3 | Определять род литературного произведения | 2 | 4 |
4 | Знать особенности жанров и определять жанровую принадлежность художественного произведения | 3 | 6 |
5 | Знать особенности языка художественного произведения. Уметь определять изобразительно-выразительные средства, использованные в произведении | 1 | 2 |
6 | Знать стихотворные размеры | 1 | 2 |
7 | Правильно определять героя произведения, название и автора произведения | 2 | 6 |
8 | Уметь давать развернутый ответ на вопрос по художественному произведению, анализируя сюжет, образы героев, время и пространство. | 1 | 5 |
Всего | 12 | 36 |
4. Продолжительность итоговой работы.
На выполнение итоговой работы отводится 40 минут.
5. Система оценивания выполнения отдельных заданий и итоговой работы в целом
Задание | Количество баллов |
3 – 7, 10, 11 | 2 |
8 – 9 | 3 (максимум) |
2 | 5 |
1 | 6 |
Итого | 36 |
Критерии оценивания задания 12, требующего написания связного ответа объёмом 10 предложений.
Указание на объём условно; оценка ответа зависит от его содержательности (при наличии глубоких знаний экзаменуемый может ответить в большем объёме, при умении точно формулировать свои мысли экзаменуемый может достаточно полно ответить в меньшем объёме). Если при проверке задания указанной группы по первому критерию ставится 0 баллов, задание считается невыполненным и по другим критериям не оценивается.
Критерии | баллы | |
К 1. Глубина приводимых суждений и убедительность аргументов | Дан развернутый ответ в объёме не менее 10 предложений, речевых и фактических ошибок нет. | 5 |
Ответ дан (не менее 10 предложений), но неполно / текст содержит 1–2 речевых и/или фактических ошибок | 4 | |
Ответ дан, но неполно, фрагментарно (5-9 предложений) / текст содержит 3 – 4 речевые и/или фактические ошибки | 3 | |
Ответ дан в нескольких предложениях (менее 5-и) / имеется 5 или более речевых ошибок, затрудняющих понимание написанного | 2 | |
Учащийся не справился с заданием: не даёт ответа на вопрос, и/или подменяет анализ пересказом текста, и/или допускает более двух фактических ошибок | 0 |
Таблица перевода баллов по пятибалльной шкале:
Отметка по пятибалльной шкале | «2» | «3» | «4» | «5» |
% выполнения | менее 50 процентов от заданий базового уровня | 51% от заданий базового уровня-74% от общего количества баллов | 75% и более от общего количества баллов | 90% и более от общего количества баллов |
Первичный балл | 0 – 17 | 18 – 26 | 27 – 31 | 32 – 36 |
Приложение 1
Обобщённый план варианта КИМ промежуточной аттестации по литературе для 8 класса
Уровни сложности заданий: Б – базовый; В – высокий.
№ задания | Проверяемые элементы содержания | Уровень сложности задания | Максимальный балл за выполнение задания |
1 | Автор и название произведения | Б | 6 |
2 | Теория литературы. Литературоведческие термины | Б | 5 |
3 | Теория литературы. Род литературного произведения | Б | 2 |
4 | Теория литературы. Литературные жанры | Б | 2 |
5 | Теория литературы. Род литературного произведения | Б | 2 |
6 | Теория литературы. Литературные жанры | Б | 2 |
7 | Теория литературы. Род литературного произведения. Литературные жанры | Б | 2 |
8 | Литература 18 века. Характеристика героя художественного произведения. | Б | 3 |
9 | Литература 19 века. Образ героя художественного произведения. | Б | 3 |
10 | Теория литературы. Стихосложение. | Б | 2 |
11 | Теория литературы. Язык художественного произведения. | Б | 2 |
12 | Литература 20 века. Образ героя художественного произведения. | В | 5 |
Всего заданий – 12; из них по типу заданий: с кратким ответом – 11; с развернутым ответом – 1; по уровню сложности: Б – 11; В – 1. Максимальный первичный балл – 36. |
Проверочная контрольная работа
по литературе за курс 8 класса
1 вариант
Задание 1. Соотнесите авторов и их произведения
1. Д. И. Фонвизин А. «Пенсне»
2. М. Ю. Лермонтов Б. «Василий Теркин»
3. Н. В. Гоголь В. «Недоросль»
4. М. А. Осоргин Г. «Молодая гвардия»
5. А. Т. Твардовский Д. «Шинель»
6. А. А. Фадеев Е. «Мцыри»
Задание 2. Соотнесите определение литературоведческого термина и понятие:
1) драма | а) слово или выражение, употребляемое в переносном значении, в основе которого лежит сравнение неназванного предмета или явления с каким-либо другим на основании их общего признака |
2) сатира | б) литературное произведение, изображающее серьезный конфликт между действующими лицами и обществом. |
3) метафора | в) момент наивысшего напряжения в художественном произведении |
4) олицетворение | г) беспощадное и уничтожающее осмеяние, критика жизни, человека, явления |
5) кульминация | д) литературный прием, который заключается в том, что неодушевленным предметам приписываются свойства одушевленных. |
Задание 3. Определите род литературного произведения У. Шекспир. «Ромео и Джульетта»:
Задание 4. Определите жанр литературного произведения А. С. Пушкина «Капитанская дочка».
Задание 5. Определите род литературного произведения «Недоросль» Д. И. Фонвизин.
Задание 6. Определите жанр литературного произведения Н. В. Гоголь. «Ревизор».
Задание 7. Какой из перечисленных жанров относится к драме? Запишите данное слово.
а) роман б) поэма в) комедия г) послание
Задание 8. Узнайте по характеристике имя героя, запишите фамилию автора и название произведения.
Шестнадцатилетнее “дитятко” у своих родителей. Этот уже достаточно взрослый молодой человек до сих пор остается ребенком по уровню умственного развития. Чрезмерная любовь матери испортила мальчика, превратила его в ленивого и грубого эгоиста.
Задание 9. По данной цитате узнайте героя. Запишите его имя, фамилию автора и название произведения.
Он талантливый врач. Очень умён, вежлив, наблюдателен. Он любит искусство. После ужина с доктором Борменталем едет в театр слушать оперу. Доктор - добрый человек. Он искренне верит, что насилие недопустимо. Его богатый стол и большая квартира с прислугой – результат упорного труда.
Задание 10. Определить стихотворный размер.
В пустыне чахлой и скупой,
На почве, зноем раскаленной,
Анчар, как грозный часовой,
Стоит — один во всей вселенной.
Задание 11. Какое изобразительно-выразительное средство использовано в отрывке?
А царь тем ядом напитал
Свои послушливые стрелы
И с ними гибель разослал
К соседям в чуждые пределы.
Задание 12. Раскрыть образ одного из героев романа А. С. Пушкина «Капитанская дочка»
Проверочная контрольная работа
по литературе за курс 8 класса
2 вариант
Задание 1. Соотнесите авторов и их произведения
1. А.С.Пушкин А. «Мещанин во дворянстве»
2. Л. Н. Толстой. Б. «Мне нравится, что вы больны не мной»
3. А. И. Солженицын В. «К Чаадаеву»
4. Ж.-Б. Мольер Г. «Ревизор»
5. М. И. Цветаева Д. «Отрочество»
6. Н.В.Гоголь Е. «Матрёнин двор»
Задание 2. Соотнесите определение литературоведческого термина и понятие:
1) Гротеск | а) художественный стиль, воплощённый в литературе (XVII — начало XIX вв.) Главной особенностью этого стиля является концентрирование внимания на образцах античной литературы и искусства. Писатели принимают их как совершенный эстетический идеал. |
2) Гипербола | б) лиро-эпический жанр, крупное или среднее по объёму стихотворное произведение |
3)Классицизм | в) момент наивысшего напряжения в художественном произведении |
4) Поэма | г) своеобразный художественный стиль, основанный на фантастике, гиперболе, причудливом сочетании реального и фантастического |
5) Кульминация | д) стилистическая фигура явного и намеренного преувеличения, с целью усиления выразительности сказанного |
Задание 3. Определите род литературного произведения
«Из-под таинственной, холодной полумаски…», М.Ю.Лермонтова.
Задание 4. Определите жанр литературного произведения У. Шекспир «Ромео и Джульетта»:
Задание 5. Определите род литературного произведения В. Кондратьев «Сашка».
Задание 6. Определите жанр литературного произведения П. Г. Беспощадный «Детство».
Задание 7. Какой из перечисленных жанров относится к эпосу? Запишите данное слово.
а) послание б) рассказ в) трагедия г) стихотворение
Задание 8. Узнайте по характеристике имя героя. Запишите имя героя, фамилию автора и название произведения.
Главный герой — немощный некрасивый старик. Он беден и беззащитен. Старик отличается от остальных жителей деревни внешне: ходит босой, в старой одежде. Но ещё больше отличается душевно: он добрый, никогда ни на кого не держит зла, даже на тех, кто его обижает. Накопленные деньги отдаёт на содержание и обучение девочки-сироты.
Задание 9. По данной цитате узнайте героя. Запишите его имя, фамилию автора и название произведения.
«Спешу уведомить тебя, душа Тряпичкин, какие со мной чудеса. На дороге обчистил меня кругом пехотный капитан, так что трактирщик хотел уже было посадить в тюрьму; как вдруг, по моей петербургской физиономии и по костюму, весь город принял меня за генерал‑губернатора. И я теперь живу у городничего, жуирую, волочусь напропалую за его женой и дочкой».
Задание 10. Определить стихотворный размер.
До чего земля большая,
Величайшая земля.
И была б она чужая,
Чья-нибудь, а то – своя.
Задание 11. Какое изобразительно-выразительное средство использовано в данном отрывке?
И я слежу – со всем живым
Меня связующие нити,
И бытия узорный дым
На мраморной сличаю плите.
Задание 12. Раскройте образ главного героя произведения М. Шолохова «Судьба человека».