Проверочная работа по теме: Причастие и деепричастие (на материале поэтических строк ульяновского поэта В.Н. Дворянскова)
Проверочная работа по теме:
Причастие и деепричастие (на материале поэтических строк ульяновского поэта В.Н. Дворянскова)
Цели:
Проверить знания правописания причастий и деепричастий; умения выделять на письме причастный и деепричастный оборот, выполнять морфологический и словообразовательный разбор причастий и деепричастий.
Обогащать словарный запас лексикой поэтического характера.
Воспитать любовь к миру природы, умение видеть прекрасное посредством поэзии.
Примечание: Дидактический материал к уроку - стихи из сборника « Летние часы» Владимира Николаевича Дворянскова ,ульяновского поэта, автора книг поэзии и прозы, Лауреата областной премии Ленинского комсомола, члена Союза писателей России.
Эпиграф
"Для него (В.Дворянскова) в природе существует всего немного милых его сердцу и вечных понятий: небо, лес, речка, поле, дорога, трава. И он умеет в них уловить сокровенную музыку, извлечь ее посредством точного слова". Е.Мельников
1. Списать, графически выделить причастные и деепричастные обороты, одиночные деепричастия.
1) Пр...вода над полем, словно сети,
Ловят птиц стр...мящихся на юг.
2) Ветер раздувает у р...бины
Уг...льки зажатые в горсти.
Речка дремл...т (не) вздымая тины
Сесть бы в лодку и грести, грести.
3) От лесов вдали св...чение,
Листья падают г...ря.
4) Ведь в ясный полдень с вьющ...йся
Над полем перепаха...ым тропинк...
Вдали
Виднеются не просто п...утинки,-
А с...дина пробилась у земли.
2. Составить схемы предложений (знаки препинания не расставлены).
1) Потухли зори
Отметив утро и закат.
2) И листья опадающие с веток
Шуршат в ногах, как будто на ветру.
3) Не тратя ни минутки
Забыв про уйму дел
Я ночью на попутке
Домой к себе летел.
4) Вдоль клёнов берёзок и елок
Вдоль речки впадающей в сон
Бежит извиваясь просёлок
То в гору, то вновь под уклон.
3. Списать, графически обозначить условия выбора вставленных орфограмм.
Расставить недостающие знаки препинания.
1) Журчит река невнятнее и тише
Морозами захваче…ая ² в плен.
2) Дрожит отяжелевш... ² мокрый лист
Стучит в саду (не) запертая дверца.
3) И выглянет принцесса
В прота...ый ³ глазок:
Не едет ли из леса
Серебря...ый возок.
4) Ромашки на полянах, как веснушки,
Рассыпа...ы по склонам у реки.
5) И летели прощальные марши
С теплоходов отчаливших в путь
И молчали груж...ые баржи,
И в волну от тяжёлой поклажи
Каждый раз ос...дали по грудь.
6) Белеют голубые ели.
Они все за ночь пос...дели.
От дум (не) высказа...ых³ нам.
7) Звёзды выплывут мигая³
Косы остры от росы.
И звенят (не) умолкая²
В травах летние часы.
4. Выполнить морфологический и словообразовательный разбор слов, указанных выше.
5. Выполнить синтаксический разбор предложений (знаки препинания не расставлены).
1) Промчится на рассвете поезд
Неся в окошках ранний свет.
2) Я видел дом с окошками на зори
Стоящий над рекой на косогоре.
Дополнительные задания: Определить средства выразительности, используемые в поэтических строках, указав по два примера: олицетворение, эпитет, сравнение, метафора
ПРИМЕЧАНИЕ: Проверочная работа для учащихся 7 класса. Объём работы рассчитан на два часа.