Проверочная работа
по теме «Семейства растений»
Биология, 6 класс,
УМК «Образовательная система «Школа 2100»
Пояснительная записка
Проверочная работа проводится после изучения §§ 17-24 по учебнику Ловягин С.Н. Биология (Они растут, цветут и пахнут). 6 класс, учебник для общеобразоват. учреждений/ С.Н.Ловягин, А.А.Вахрушев, А.С.Раутиан.-М: Баллас, 2013.-144 с., ил. (Образовательная система «Школа 2100»). Вопросы к проверочной работе составлены по тексту учебника (§16, с.71-72). На проверочную работу отводится 15 минут, на самопроверку и рефлексию – 5 минут. В работе 15 заданий разного типа.
Цель: формирование у учащихся способностей к осуществлению функции контроля и самоконтроля изученных понятий и алгоритмов по теме «Семейства растений».
Деятельность учащихся осуществляется по следующему алгоритму:
написание учащимися варианта проверочной работы;
сопоставление с объективно обоснованным эталоном выполнения этой работы;
оценка учащимися результата сопоставления в соответствии с ранее установленными критериями;
самооценка собственной деятельности учащихся;
организуется обсуждение типовых затруднений; проговариваются формулировки способов действий, которые вызвали затруднения;
особое внимание следует уделить тем учащимся, у которых возникли затруднения, - лучше, чтобы именно они проговорили вслух правильные способы действий.
рефлексия по принципу «Хочу-Могу-Надо». Хочу знать материал по теме, хочу исправить допущенные ошибки, могу исправить ошибки, т.к. понял их причину, надо повторить материал параграфа, чтобы понять данный материал и больше не допускать подобных ошибок.
Деятельность учителя: обеспечение каждого учащегося листом с текстом проверочной работы. Объявление эталонов ответов на слайде презентации. Помощь учащимся в рефлексии по выполненной работе, а затем и в коррекции знаний по теме. Оценивание выполнения проверочной работы по объявленным критериям.
Таким образом, реализуются принципы системно-деятельностного подхода, который является методологической основой построения уроков по ФГОС.
Проверочная работа по теме «Семейства растений»
Биология, 6 класс
1. Плод растений семейства Сложноцветные:
А) семянка Б) стручок В) коробочка Г) ягода
2. Какое растение НЕ относится к семейству Розоцветные?
А) лапчатка Б) манжетка В) шиповник Г) ветреница
3. Какой тип плода у растений в семействе Крестоцветные?
А) ягода Б) костянка В) стручок Г) яблоко
4. На лугу вы встретили растение, у которого стебель соломина, соцветие сложный колос, листья узкие с параллельным жилкованием. К какому семейству относится растение?
А) Крестоцветные Б) Лилейные
В) Сложноцветные Г) Злаковые
5. Соцветие у черёмухи:
А) кисть Б) колос В) зонтик Г) головка
6. Какой вид соцветия в семействе Сложноцветные:
А) завиток Б) корзинка В) зонтик Г) метёлка
7. У какого растения формула цветка Ч4Л4Т2+4П1 :
А) морковь Б) капуста В) земляника Г) томат
8. Какая формула цветка у семейства Паслёновые?
А) Ч5Л5Т∞ П1 Б) Ч4Л4Т2+4П1 В) Ч(5)Л(5)Т(5)П1 Г) О3+3 Т3+3 П1
9. У какого растения формула цветка Ч(5) Л1+2+(2)Т (9)+1 П1:
А) подсолнечник Б) фасоль В) редька Г) свёкла
10. На пришкольном участке выращивают астру, георгин, космею. К какому семейству они относятся?
А) сложноцветные Б) бобовые В) паслёновые Г) крестоцветные
11. У растений какого семейства в пищу используют корнеплоды?____________________
12. К какому семейству относят декоративное растение люпин? ______________________
13. Как называется плод рябины? ______________________________________________
14. Вставьте пропущенные слова в тексте: «Вторым хлебом» человечества называют ______________________. Он относится к семейству _______________________________.
15. Какие растения являются лишними в ряду:
земляника, яблоня, горох, роза, чеснок, шиповник, вишня, репа. К какому семейству относятся оставшиеся растения?
Ответы:
1а 2г 3в 4 г 5 а 6б 7 б 8в 9 б 10 а – по 1 баллу за правильный ответ.
11. Крестоцветные 12. Бобовые 23. Яблочко - по 1 баллу.
14. Картофель, паслёновые (2 балла).
15. Лишние - горох, чеснок, репа (1 балл за каждое правильно указанные растения). Земляника, яблоня, роза, шиповник, вишня – семейство Розоцветные (1 балл за каждое правильно указанное растение, 1 балл – за семейство, всего 9 баллов ).
Критерии оценивания: 24-22 балла – оценка «5», 21-15 баллов – оценка «4»,
14-11 баллов – оценка «3», 10 баллов и ниже – оценка «2».
Учащиеся сопоставляют эталон ответа со своей работой, проводят рефлексию «хочу-могу-надо». На следующем уроке не справившиеся с данной работой учащиеся получают аналогичный вариант проверочной работы и выполняют её, успешно выполнившие работу – работают над творческими заданиями (разгадывают кроссворд, головоломку, ребусы по данной теме).
Источники информации
1. Ловягин С.Н. Биология (Они растут, цветут и пахнут). 6 класс, учебник для общеобразоват. учреждений/ С.Н.Ловягин, А.А.Вахрушев, А.С.Раутиан.-М: Баллас, 2013.-144 с., ил. (Образовательная система «Школа 2100»).
2. Типы уроков по ФГОС. - http://www.uproviaz.ru/download/mo_nach_tip_urok.pdf
Горбачёва Марина Юрьевна
Трефилова Раиса Поликарповна
Надежда Владимировна
Трефилова Раиса Поликарповна
Буньков Андрей Владимирович
Трефилова Раиса Поликарповна
Колышкина Елена Владимировна
Трефилова Раиса Поликарповна