Сценарий урока биологии в 6 классе «Класс двудольные. Семейство крестоцветные. Распознавание растений семейства крестоцветные по определительным карточкам»

2
0
Материал опубликован 27 February 2018 в группе

Методическое пособие разработки уроков биологии 6класс

Тип урока - комбинированный

Методы: частично-поисковый, про­блемного изложения, репродуктивный, объясни­тельно-иллюстративный.

Цель:

- осознание учащимися значимости всех обсуждаемых вопросов, умение строить свои отношения с природой и обществом на основе уважения к жизни, ко всему живому как уникальной и бесценной части биосферы;

Задачи:

Образовательные: показать множественность факторов, действующих на организмы в природе, относительность понятия «вредные и полезные факторы», многообразие жизни на планете Земля и варианты адаптаций живых существ ко всему спектру условий среды обитания.

Развивающие: развивать коммуникативные навыки, умения самостоятельно добывать знания и стимулировать свою познавательную активность; умения анализировать информацию, выделять главное в изучаемом материале.

Воспитательные: 

Формирование экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необ­ходимости ответственного, бережного отношения к окру­жающей среде.

Формирование понимания ценности здорового и без­опасного образа жизни

УУД

Личностные:

воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину;

Формирование ответственного отношения к учению;

3) Формирование целостного мировоззрения, соответ­ствующего современному уровню развития науки и обще­ственной практики.

Познавательные: умение работать с различными источниками информации, пре­образовывать её из одной формы в другую, сравнивать и анализировать информацию, делать выводы, готовить сообщения и презентации.

Регулятивные: умение организовать самостоятельно выполнение заданий, оценивать правильность выполнения работы, рефлексию своей деятельности.

Коммуникативные: Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и дру­гих видов деятельности.

Планируемые результаты

Предметные: знать - понятия «среда обитания», «экология», «экологические факторы» их влияние на живые организмы, «связи живого и неживого»;. Уметь - определять понятие «биотические факторы»; характеризовать биотические факторы, приводить примеры.

Личностные: высказывать суждения, осуществлять поиск и отбор информации; анализировать связи, сопоставлять, находить ответ на проблемный вопрос

Метапредметные:.

1.Умение самостоятельно планировать пути достиже­ния целей, в том числе альтернативные, осознанно выби­рать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач.

2.Формирование навыка смыслового чтения.

Форма организации учебной деятельности – индивидуальная, групповая

Методы обучения: наглядно-иллюстративный, объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый, самостоятельная работа с дополнительной литературой и учебником, с ЦОР.

Приемы: анализ, синтез, умозаключение, перевод информации с одного вида в другой, обобщение.

Цели: продолжить формирование представления о многооб­разии цветковых растений; познакомить с типичными предста­вителями семейства крестоцветные; показать экологическую роль растений этого семейства и их значение в жизни и хозяйственной деятельности человека; продолжить формирование навыков ра­боты с натуральными объектами, выполнения биологического рисунка; формировать умение распознавать растения с опреде­лителем или определительными карточками.

Оборудование и материалы: таблица «Семейство крестоцвет­ные», гербарии растений семейства крестоцветные, модель цветка капусты, коллекции и муляжи плодов (коллекция разнообразных стручков и стручочков), семена и корнеплоды растений семей­ства крестоцветные, школьные определители высших растений, определительные карточки для распознавания растений семейства крестоцветные, лупы.

Ключевые слова и понятия: класс двудольные, семейство кресто­цветные; интересные представители семейства крестоцветные; ис­пользование растений семейства в различных отраслях человеческой деятельности: пищевые, кормовые, медоносные, масличные и эфи­ромасличные культуры; лекарственные растения, сорные растения, красильные растения, декоративные растения семейства кресто­цветные; экологическая роль растений семейства крестоцветные.

Ход урока

Актуализация знаний

Игра «Кто больше»

На предыдущем уроке учащимся дается задание найти в спе­циальной литературе и выписать названия растений семейства крестоцветные.

Класс делится на три команды (например, по трем рядам). Игрок, вступающий в игру первым, называет любое растение из семейства крестоцветных. Далее представитель другой команды делает то же самое, затем в игру вступает третья команда. По пра­вилам игры каждый раз один и тот же ученик не имеет права гово­рить, пока другие члены команды не дали ответ. Названия расте­ний повторять нельзя. Если учащийся не может назвать растение, ход переходит к другой команде. Игра прекращается тогда, когда все растения будут названы. Выигрывает команда, которая назвала последнее растение.

Игра расширяет представление учащихся о многообразии растений вообще и данного семейства в частности. Позволяет учителю проследить уровень подготовки каждого ученика. Уча­щиеся при подготовке игры учатся пользоваться дополнительной справочной и научной биологической литературой.

Соотнеси рисунки и морфологические хорактеристики

Работа с карточками

Карточка 1

Среди перечисленных признаков выберите только те, кото­рые относятся к семейству крестоцветных.

Плод ягода или костянка.

Соцветие кисть.

Околоцветник простой, состоящий из четырех листочков.

Тычинок 6: 2 короткие и 4 длинные.

Плод стручок или стручочек.

Травянистые растения или кустарнички (нет древесных форм).

Цветки крупные, одиночные, не собраны в соцветие.

Жилкование листьев сетчатое.

Самое малочисленное семейство.

Произрастают в основном в тропиках и субтропиках.

Ниже перечислены растения. Выпишите названия расте­ний, относящихся к семейству крестоцветные. Определите, какое количество родов и видов упоминается в этом списке (отдельно крестоцветных других семейств).

Гулявник лекарственный.

Желтушник левкойный.

Клевер луговой.

Сурепка дикая.

Капуста белокочанная.

Гулявник высокий.

Клевер шуршащий.

Сурепка обыкновенная.

Икотник серо-зеленый.

Гулявник Лезеля.

Карточка 2

Среди перечисленных признаков выберите только те, кото­рые относятся к семейству крестоцветные.

Плод боб или коробочка.

Соцветие щиток.

Околоцветник двойной.

Произрастают преимущественно в умеренных широтах Северного полушария.

Венчик цветка состоит из 4 лепестков, расположенных кресто­образно.

Венчик сростнолепестный.

Жилкование листьев параллельное.

Одно из самых многочисленных семейств.

Тычинок 8: 4 короткие и 4 длинные.

Представлены в основном древесными формами.

2.Ниже перечислены растения. Выпишите названия расте­ний, относящихся к семейству крестоцветные. Определите, какое количество родов и видов упоминается в этом списке (отдельно крестоцветных, отдельно других семейств).

Пастушья сумка обыкновенная.

Редька дикая.

Лютик едкий.

Ярутка пронзеннолистная.

Сурепка обыкновенная.

Горох посевной.

Редька огородная.

Ярутка полевая.

Горошек заборный.

Редька посевная.

Самостоятельная работа учащихся

Вспомните, какие растения относятся к семейству кресто­цветные. Какие из них человек употребляет в пищу, какие использует в хозяйственной деятельности? (Учащимся да­ется 2—3 мин на выполнение этого задания, после чего они по очереди называют растения семейства крестоцветные, которые используются в пищу человеком. Учитель оцени­вает правильность и дополняет ответы.)

Наиболее распространенным и известным растением семей­ства крестоцветные является капуста, сортов которой великое множество.

Вспомните, в чем разница между понятиями «вид» и «сорт». (Ответы учащихся.)

Новые виды формируются в природе, и для этого может по­надобиться достаточно много времени. Сорта человек выводит сам в результате селекционной деятельности, что требует гораздо меньше времени, чем на видообразование.

Какие сорта капусты вы знаете? (Ответы учащихся.)

Среди всего капустного многообразия можно выделить капусту

белокочанную, капусту краснокочанную, цветную капусту, брюс­сельскую капусту, кольраби, савойскую капусту и многие другие сорта. (Дальнейшая работа может быть построена на прослушива­нии и обсуждении докладов, подготовленных учащимися.)

Семейство крестоцветных. Признаки семейства

 

 

 

Семейство Крестоцветные. Теория и практика

 

 

 

Отдел покрытосеменные. Семейство крестоцветных. Многообразие растений семейства крестоцветных

 

 

 

Класс Двудольные,семейство Крестоцветные.( Капустные)

 

Ресурсы:

И.Н. Пономарёва, О.А. Корнило­ва, В.С. Кучменко Биология : 6 класс : учебник для учащихся общеобразо­вательных учреждений

Серебрякова Т.И., Еленевский А. Г., Гуленкова М. А. и др. Биология. Растения, Бактерии, Грибы, Лишайники. Пробный учебник 6—7 классов средней школы

Н.В. Преображенская Рабочая тетрадь по биологии к учебнику В В. Пасечника «Биология 6 класс. Бактерии, грибы, растения»

В.В. Пасечника. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений Уроки биологии. 5—6 классы

Калинина А.А. Поурочные разработки по биологии 6класс

Вахрушев А.А., Родыгина О.А., Ловягин С.Н. Проверочные и контрольные работы к

учебник «Биология», 6-й класс

Биоуроки http://biouroki.ru/material/lab/2.html

Сайт YouTubehttps://www.youtube.com /

Хостинг презентаций

http://ppt4web.ru/nachalnaja-shkola/prezentacija-k-uroku-okruzhajushhego-mira-vo-klasse-chto-takoe-ehkonomika.html

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.