Сценарий урока биологии в 6 классе «Класс двудольные. Семейство крестоцветные. Распознавание растений семейства крестоцветные по определительным карточкам»
Методическое пособие разработки уроков биологии 6класс
Тип урока - комбинированный
Методы: частично-поисковый, проблемного изложения, репродуктивный, объяснительно-иллюстративный.
Цель:
- осознание учащимися значимости всех обсуждаемых вопросов, умение строить свои отношения с природой и обществом на основе уважения к жизни, ко всему живому как уникальной и бесценной части биосферы;
Задачи:
Образовательные: показать множественность факторов, действующих на организмы в природе, относительность понятия «вредные и полезные факторы», многообразие жизни на планете Земля и варианты адаптаций живых существ ко всему спектру условий среды обитания.
Развивающие: развивать коммуникативные навыки, умения самостоятельно добывать знания и стимулировать свою познавательную активность; умения анализировать информацию, выделять главное в изучаемом материале.
Воспитательные:
Формирование экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде.
Формирование понимания ценности здорового и безопасного образа жизни
УУД
Личностные:
воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину;
Формирование ответственного отношения к учению;
3) Формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики.
Познавательные: умение работать с различными источниками информации, преобразовывать её из одной формы в другую, сравнивать и анализировать информацию, делать выводы, готовить сообщения и презентации.
Регулятивные: умение организовать самостоятельно выполнение заданий, оценивать правильность выполнения работы, рефлексию своей деятельности.
Коммуникативные: Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности.
Планируемые результаты
Предметные: знать - понятия «среда обитания», «экология», «экологические факторы» их влияние на живые организмы, «связи живого и неживого»;. Уметь - определять понятие «биотические факторы»; характеризовать биотические факторы, приводить примеры.
Личностные: высказывать суждения, осуществлять поиск и отбор информации; анализировать связи, сопоставлять, находить ответ на проблемный вопрос
Метапредметные:.
1.Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач.
2.Формирование навыка смыслового чтения.
Форма организации учебной деятельности – индивидуальная, групповая
Методы обучения: наглядно-иллюстративный, объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый, самостоятельная работа с дополнительной литературой и учебником, с ЦОР.
Приемы: анализ, синтез, умозаключение, перевод информации с одного вида в другой, обобщение.
Цели: продолжить формирование представления о многообразии цветковых растений; познакомить с типичными представителями семейства крестоцветные; показать экологическую роль растений этого семейства и их значение в жизни и хозяйственной деятельности человека; продолжить формирование навыков работы с натуральными объектами, выполнения биологического рисунка; формировать умение распознавать растения с определителем или определительными карточками.
Оборудование и материалы: таблица «Семейство крестоцветные», гербарии растений семейства крестоцветные, модель цветка капусты, коллекции и муляжи плодов (коллекция разнообразных стручков и стручочков), семена и корнеплоды растений семейства крестоцветные, школьные определители высших растений, определительные карточки для распознавания растений семейства крестоцветные, лупы.
Ключевые слова и понятия: класс двудольные, семейство крестоцветные; интересные представители семейства крестоцветные; использование растений семейства в различных отраслях человеческой деятельности: пищевые, кормовые, медоносные, масличные и эфиромасличные культуры; лекарственные растения, сорные растения, красильные растения, декоративные растения семейства крестоцветные; экологическая роль растений семейства крестоцветные.
Игра «Кто больше»
На предыдущем уроке учащимся дается задание найти в специальной литературе и выписать названия растений семейства крестоцветные.
Класс делится на три команды (например, по трем рядам). Игрок, вступающий в игру первым, называет любое растение из семейства крестоцветных. Далее представитель другой команды делает то же самое, затем в игру вступает третья команда. По правилам игры каждый раз один и тот же ученик не имеет права говорить, пока другие члены команды не дали ответ. Названия растений повторять нельзя. Если учащийся не может назвать растение, ход переходит к другой команде. Игра прекращается тогда, когда все растения будут названы. Выигрывает команда, которая назвала последнее растение.
Игра расширяет представление учащихся о многообразии растений вообще и данного семейства в частности. Позволяет учителю проследить уровень подготовки каждого ученика. Учащиеся при подготовке игры учатся пользоваться дополнительной справочной и научной биологической литературой.
Соотнеси рисунки и морфологические хорактеристики
Работа с карточками
Карточка 1
Среди перечисленных признаков выберите только те, которые относятся к семейству крестоцветных.
Плод ягода или костянка.
Соцветие кисть.
Околоцветник простой, состоящий из четырех листочков.
Тычинок 6: 2 короткие и 4 длинные.
Плод стручок или стручочек.
Травянистые растения или кустарнички (нет древесных форм).
Цветки крупные, одиночные, не собраны в соцветие.
Жилкование листьев сетчатое.
Самое малочисленное семейство.
Произрастают в основном в тропиках и субтропиках.
Ниже перечислены растения. Выпишите названия растений, относящихся к семейству крестоцветные. Определите, какое количество родов и видов упоминается в этом списке (отдельно крестоцветных других семейств).
Гулявник лекарственный.
Желтушник левкойный.
Клевер луговой.
Сурепка дикая.
Капуста белокочанная.
Гулявник высокий.
Клевер шуршащий.
Сурепка обыкновенная.
Икотник серо-зеленый.
Гулявник Лезеля.
Карточка 2
Среди перечисленных признаков выберите только те, которые относятся к семейству крестоцветные.
Плод боб или коробочка.
Соцветие щиток.
Околоцветник двойной.
Произрастают преимущественно в умеренных широтах Северного полушария.
Венчик цветка состоит из 4 лепестков, расположенных крестообразно.
Венчик сростнолепестный.
Жилкование листьев параллельное.
Одно из самых многочисленных семейств.
Тычинок 8: 4 короткие и 4 длинные.
Представлены в основном древесными формами.
2.Ниже перечислены растения. Выпишите названия растений, относящихся к семейству крестоцветные. Определите, какое количество родов и видов упоминается в этом списке (отдельно крестоцветных, отдельно других семейств).
Пастушья сумка обыкновенная.
Редька дикая.
Лютик едкий.
Ярутка пронзеннолистная.
Сурепка обыкновенная.
Горох посевной.
Редька огородная.
Ярутка полевая.
Горошек заборный.
Редька посевная.
Самостоятельная работа учащихся
Вспомните, какие растения относятся к семейству крестоцветные. Какие из них человек употребляет в пищу, какие использует в хозяйственной деятельности? (Учащимся дается 2—3 мин на выполнение этого задания, после чего они по очереди называют растения семейства крестоцветные, которые используются в пищу человеком. Учитель оценивает правильность и дополняет ответы.)
Наиболее распространенным и известным растением семейства крестоцветные является капуста, сортов которой великое множество.
Вспомните, в чем разница между понятиями «вид» и «сорт». (Ответы учащихся.)
Новые виды формируются в природе, и для этого может понадобиться достаточно много времени. Сорта человек выводит сам в результате селекционной деятельности, что требует гораздо меньше времени, чем на видообразование.
Какие сорта капусты вы знаете? (Ответы учащихся.)
Среди всего капустного многообразия можно выделить капусту
белокочанную, капусту краснокочанную, цветную капусту, брюссельскую капусту, кольраби, савойскую капусту и многие другие сорта. (Дальнейшая работа может быть построена на прослушивании и обсуждении докладов, подготовленных учащимися.)
Семейство крестоцветных. Признаки семейства
Семейство Крестоцветные. Теория и практика
Отдел покрытосеменные. Семейство крестоцветных. Многообразие растений семейства крестоцветных
Класс Двудольные,семейство Крестоцветные.( Капустные)
Ресурсы:
И.Н. Пономарёва, О.А. Корнилова, В.С. Кучменко Биология : 6 класс : учебник для учащихся общеобразовательных учреждений
Серебрякова Т.И., Еленевский А. Г., Гуленкова М. А. и др. Биология. Растения, Бактерии, Грибы, Лишайники. Пробный учебник 6—7 классов средней школы
Н.В. Преображенская Рабочая тетрадь по биологии к учебнику В В. Пасечника «Биология 6 класс. Бактерии, грибы, растения»
В.В. Пасечника. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений Уроки биологии. 5—6 классы
Калинина А.А. Поурочные разработки по биологии 6класс
Вахрушев А.А., Родыгина О.А., Ловягин С.Н. Проверочные и контрольные работы к
учебник «Биология», 6-й класс
Биоуроки http://biouroki.ru/material/lab/2.html
Сайт YouTube: https://www.youtube.com /
Хостинг презентаций