12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Трушина Светлана Юрьевна6502
Учитель музыки высшей квалификационной категории, педстаж работы 37 лет. 20 лет- музыкальный руководитель в ДОУ
Россия, Забайкальский край, Село Знаменка, Нерчинский район
Материал размещён в группе «Духовно-нравственное воспитание »

           Проверочные задания  на уроке «Основы духовно-нравственной                    
                          культуры народов России»   в  5 классе по  теме:
                                " Семья — хранитель духовных ценностей"
                Раздел:  «Нравственные ценности   российского народа»

 

1.Отметь, какие из приведённых признаков характеризуют семью. Объясни свой ответ.

1) Совместное проживание.
2) Объединение кровных родственников или близких людей.
3) Соблюдение семейных прав и обязанностей.
4) Общие интересы, любовь и забота друг о друге.
5) Взаимная моральная и материальная поддержка.
б) Ведение общего домашнего хозяйства.
7) Общий бюджет.
8) Наличие детей.
9) Участие в воспитании детей (при их наличии).
10) Обязательное наличие старшего поколения — дедушек и бабушек.
11) Раздельное проживание родителей.

Оцени свою работу по пятибалльной шкале. Покажи выполненное задание нескольким одноклассникам и попроси их поставить оценку. Сравни оценки ребят и свою оценку. Если они совпадают, поставь себе 7 баллов. Если нужно испра­вить или дополнить свой ответ, сделай это.

2.Какое слово, характеризующее отношения между членами семьи, употребил автор стихотворения? Вставь его в текст.

Любили тебя без особых причин
За то, что ты — внук,
За то, что растёшь,
За то, что на папу и маму похож.
И эта………..до конца твоих дней
Останется тайной опорой твоей.

                                                               В. Берестов

Проверь правильность своей мысли. Если всё правильно, поставь себе 5 баллов.

3.Закончи предложения.

Двухпоколенная семья —………………………………………………………..
Трёхпоколенная семья —…………………………………………………………
Неполная семья —………………………………………………………………..
Малодетная семья —………………………………………………………………
Многодетная семья —…………………………………………………………….
Патриархальная семья —………………………………………………………….
Матриархальная семья —………………………………………………………….

Проверь правильность ответов. Оцени свою работу. Если ты считаешь, что спра­вился, поставь себе 5 баллов. За выполнение трудных заданий прибавь ещё 2 балла.

4.Раскрой значение слов.

Невестка —………………………………………………………………………..  
Свекровь —………………………………………………………………………         
Тесть —…………………………………………………………………………         
Золовка —……………………………………………………………………….
Зять —……………………………………………………………………………         

Поменяйтесь с соседом по парте тетрадями. Оцените работу друг друга (макси­мальная «стоимость» задания 4 балла). Исправь при необходимости свою работу.

5. Выскажи своё мнение: о каких ценностях говорит в стихотворении поэт? Мож­но ли считать их семейными ценностями?

Виноградную косточку в тёплую землю зарою,
И лозу поцелую, и спелые гроздья сорву,
И друзей созову,
На любовь своё сердце настрою...
А иначе зачем на земле этой вечной живу?

                                                                                          Булат Окуджава

………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………...........................................

Оцени свою работу по пятибалльной шкале. Покажи выполненное задание не­скольким одноклассникам и попроси их поставить оценку. Сравни оценку ребят и свою оценку. Если они совпадают, поставь себе б баллов. Если нужно испра­вить или дополнить свой ответ, сделай это.

 

6. Объясни, как ты понимаешь положения Конвенции Организации Объединён­ных Наций о правах ребёнка.

1. Дети имеют право жить в своей семье или с теми, кто лучше всего за­ботится о них.
2. Дети должны иметь право разговаривать на своём языке, исповедовать свою религию и пользоваться своей культурой.
3. Дети имеют право на защиту от жестокости, пренебрежительного и не ­справедливого обращения.
4. Дети имеют право свободно выражать своё мнение и встречаться со своими сверстниками для выражения своих взглядов.
Оцени свою работу по пятибалльной шкале.

7. Проанализируй текст притчи «Кто прав, кто виноват». Сформулируй её глав­ную мысль. В чём секрет счастливой семьи?

Жили по соседству две семьи. В одной из них супруги постоянно ссори­лись и выясняли отношения, а в другой всегда царили любовь и взаимопони­мание. Супруги, которые постоянно ссорились, завидовали счастливцам. Вот и попросила строптивая хозяйка мужа сходить к соседям и выяснить, в чём секрет их благополучия.
Мужчина подошёл к окну соседей и осторожно заглянул в дом. Хозяйка вытирала в комнате пыль. В этот момент зазвонил телефон, и женщина, торо­пясь, поставила хрустальную вазу на край стола. Через несколько минут в комнату вошёл её муж. Он не заметил вазы и уронил её. Дорогая вещь рас­сыпалась на осколки.
И тут сосед подумал: «Ну вот, сейчас начнётся скандал!» Но, к его удив­лению, женщина подошла к супругу и спокойно сказала: «Извини, милый! Я виновата: я неаккуратно поставила вазу!» На что супруг ответил: «Это ты меня извини, дорогая! Я виноват, что не заметил её!»
Вернулся сосед домой расстроенный. Жена у него допытывается: каков секрет семейного счастья? А муж ей отвечает: «Понимаешь, всё дело в том, что у них в семье все виноваты, а у нас — каждый прав».

Главная мысль текста:……………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………... ...........................................................................................................................      Оцени свою работу по пятибалльной шкале. Покажи выполненное задание не­скольким одноклассникам и попроси их поставить оценки. Сравни оценки ребят и свою оценку. Если они совпадают, поставь себе 6 баллов. Если нужно испра­вить свой ответ, сделай это.

8. Проанализируй текст притчи. Согласен ли ты с главой семьи? Что ты можешь добавить к сказанному им?

В одном селе жила семья из 100 человек. В ней царила особая атмосфера мира, согласия и взаимопонимания. Никогда здесь не ссорились, не ругались. Слух об этой семье дошёл до правителя страны. Решил он проверить, так ли это на самом деле. Приехал владыка в село, нашёл главу семьи и спросил о том, как ему удаётся сохранять гармонию в семье. Старик взял лист бумаги, что-то написал на нём, а потом вручил его правителю. На бумаге было начер­тано три слова: «Любовь», «Терпение» и «Прощение». «И это всё?» — удивил­ся правитель. На что старик ответил: «Да! Это основа не только хорошей се­мьи, но и мира в целом...»

………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………

Оцени свою работу по пятибалльной шкале. Покажи выполненное

задание нескольким одноклассникам и попроси их поставить оценки. Сравни оценки ребят и свою оценку. Если они совпадают, поставь себе 6 баллов. Если нужно испра­вить или дополнить свой ответ, сделай это.

9. Объясни высказывание: «Семья — первый трудовой коллектив»

……………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………….

 Оцени свою работу по пятибалльной шкале. Покажи выполненное задание не­скольким одноклассникам и попроси их поставить оценки. Сравни оценки ребят и свою оценку. Если они совпадают, поставь себе 6 баллов. Если нужно испра­вить или дополнить свой ответ, сделай это.

 10.Ответь на вопрос: «Почему у северных народов испокон веков было принято дарить в день рождения девочки прялку, а в день рождения мальчика — столяр­ные инструменты?»

……………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………….

Оцени свою работу по пятибалльной шкале. Покажи выполненное задание не- скольким одноклассникам и попроси их поставить оценки. Сравни оценки ребят и свою оценку. Если они совпадают, поставь себе 6 баллов. Если нужно испра­вить или дополнить ответ, сделай это.

 11. Объясни тот факт, что в богатых захоронениях археологи находили веретёна, прялки, приспособления для ткачества. Зачем богатым дамам нужно было зани­маться рукоделием?

………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………

 Исправь или дополни свой ответ при необходимости. Если задание выполнено верно, поставь себе 4 балла.

 Ответы: 

1.    1 2,3, 4,5,6,7,9

(Вариант ответа)

Семья может состоять только из супругов, наличие детей не является обязательной характеристикой. То же касается и наличие членов семьи старшего  поколения. При раздельном проживании одного из родителей семья меняет свой статус и становится неполной.

 2.    Любовь.

3.    Двухпоколенная семья — семья, в которой есть родители (отец и мать), а также несовершеннолетние дети
Трёхпоколенная семья — семья, в которой живёт старшее поколение (ба­бушки, дедушки, а также близкие родственники родителей).
Неполная семья состоит из одного родителя (мать или отец), а также не­совершеннолетних детей.
Малодетная семья имеет одного ребёнка.
Многодетная семья имеет трёх и более детей.

В патриархальной семье главенствует отец, супруга и дети полностью ему подчиняются. Мужчина отвечает за всех членов семьи, самостоятельно решает все проблемы. Женская роль ограничивается ведением хозяйства и воспитанием детей.
В матриархальной семье глава — мать. Она берёт на себя ответствен­ность за членов семьи, руководит семейными делами, распределяет бюджет.

4.Невестка — жена сына.
Свекровь — мать мужа.
Тесть — отец жены.
Золовка — сестра мужа.
Зять — муж дочери.

 5.Поэт называет три общечеловеческие ценности, которые являются, безусловно, и семейными ценностями: труд, дружбу и любовь.

6. 1) Речь идёт о том, что в случае нарушения родительских обязанностей мать (отец) могут быть лишены родительских прав, а дети усыновлены либо родственниками, либо чужими людьми.

2) Семья должна поддерживать свою национальную культуру, разгова­ривать с детьми на их родном языке, знакомить с культурой своего народа. Каждый ребёнок в России имеет право учиться в школе на родном языке, а также, обучаясь на русском языке, продолжать изучать родной язык.
Родители лишаются родительских прав, если жестоко обращаются с детьми. Жестокое обращение с детьми — уголовно наказуемое преступление.
3) Родители создают условия для того, чтобы дети встречались со своими сверстниками. Любой семейный дом должен быть открыт для встреч детей, их общения, игр, общих занятий. Родители участвуют в совместной деятельности с детьми, защищают их от негативного влияния сверстников.

 7. (Вариант ответа.) Не нужно искать виноватого среди других, пусть каждый думает, что неправ он.

8. (Вариант ответа.) Гармонии в семье помогают понимание, взаимопомощь, уважение, совместный труд и т. д.

9. (Вариант ответа.) Дети с раннего возраста участвуют в трудовой дея­тельности семьи: сначала в форме игры, затем они начинают выполнять от­дельные несложные поручения родителей, а потом у них появляются постоян­ные обязанности. В семье у ребёнка развиваются первые трудовые умения, рождается интерес к разным видам труда, воспитывается трудолюбие.

 10. (Вариант ответа.)  Такая традиция северных народов отражала их отношение к труду. Детей с раннего возраста приучали выполнять домашнюю работу: девочка должна была освоить прядение, ткачество, шитьё, а мальчик — научиться пользоваться инструментами.

 11. (Вариант ответа.)  В старину женщина, независимо от достатка её семьи, должна была освоить прядение, вязание, ткачество, вышивку. О тех, кто не владел этими умениями, презрительно говорили: «непряха», «неткаха».

 Критерии оценивания:

Выполнены  10,11   - заданий - оценка «5»
Выполнены 7-9   заданий   - оценка «4»
Выполнено  5-7  заданий  - оценка «3»
 

 Источники:

1.    Основы духовно- нравственной культуры народов России: 5 класс:
рабочая тетрадь / Н.Ф. Виноградова. – М.: Вентана- Граф, 2018.
2.    Основы духовно-нравственной культуры народов России.  5 класс.  учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / Н.Ф. Виноградова, В.И. Власенко, А.В. Поляков. – М.: Вентана-Граф, 2013.
 

Опубликовано в группе «Духовно-нравственное воспитание »


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.