12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Волкова Светлана Ивановна2327
Люблю свою работу
Россия, Коми респ., Усинск
Материал размещён в группе «Занимательный русский язык»

Классный час на тему

«Семья – хранитель духовных ценностей»


Ход урока:


I. Организация начала урока, мотивация учебной деятельности.

Учитель: Здравствуйте, ребята! Какой хороший сегодня день! Как радостно на душе, ведь наступила весна. А у вас с настроением всё в порядке?

- Все готовы к активной и дружной работе?

- Все желают получить только лишь оценку пять? (Ответы учащихся)


t1664602156aa.jpgII. Актуализация знаний, определение темы урока, постановка учебной задачи. Учитель: Ребята, сегодняшнее занятие я хочу начать со слов Л.Н.Толстого: «Счастлив тот, кто счастлив у себя дома». Это будет эпиграфом к сегодняшнему уроку.

- Как вы понимаете это выражение? О каком доме говорит Л.Н.Толстой?


Ученик: Счастье, когда у человека есть дом, то есть жильё. Но человеку трудно жить в доме одному. У него должны быть близкие, родные люди, которые его любят, то есть его семья. Без семьи он не может чувствовать себя счастливым. И очень важно, чтобы в семье царили любовь и понимание. Именно о таком доме говорит Л.Н.Толстой.


Учитель: Вы догадались, о чём пойдёт речь на сегодняшнем классном часе? Определите тему занятия. (Ответы учащихся). Правильно, сегодня мы будем говорить о семье, о духовных ценностях семьи.

- Как вы думаете, ребята, важна ли сегодняшняя тема классного часа?


Ученик: Конечно, тема сегодняшнего классного часа очень важна. Ведь семья – это самое ценное, самое дорогое, что есть у человека.


Учитель: Мне очень приятно слышать такой ответ. Запишите тему и эпиграф в тетрадь.


III. Обсуждение темы.

Учитель: Что такое семья? Что об этом написано в словаре С.И.Ожегова?

Ученик: Семья – это группа живущих вместе родственников.

Учитель: Ребята, посмотрите да доску, там изображён контур дома. Чтобы этот дом был крепким и надёжным, нужно прикрепить кирпичики. На кирпичи требуется ещё написать признаки счастливой семьи, то есть то, что делает семью крепкой, дружной и счастливой.

- Что нам нужно в первую очередь, чтобы получилась семья? Что у нас будет написано на первом кирпичике?

Ученик:


Папа, мама, бабушка, дедушка, дети



Учитель: Правильно, без родителей и детей не может быть счастливой семьи. Давайте прикрепим первый кирпич к нашему дому. И чем больше детей в доме, тем больше радости. Вы согласны со мной? (Ответы детей). В наше время есть семьи большие, есть и маленькие. А вот раньше семьи всегда были большими. Наши предки много трудились, вели своё хозяйство. Каждая семья жила в своей избе отдельно от других семей. Когда вырастали сыновья, они женились, у них появлялись дети, и все: дети и внуки – жили со своими родителями. Ведь так легче было прожить, ведя общее хозяйство. Обычно это была очень большая и дружная семья. Самым главным считался старший член семьи – его все почитали, уважали. Дети тоже с малых лет начинали помогать родителям. Для людей семья была самой главной опорой.

В самом начале мы вспоминали слова Л.Н.Толстого. А ведь в жизни великого писателя семья тоже занимала важное место. Он рано остался без родителей и мечтал о большой и дружной семье. Мечта его сбылась. Всего в семье Толстых родилось тринадцать детей: девять мальчиков и четыре девочки. Правда, четверо не дожили до пятилетнего возраста. Л.Н. Толстой любил свою семью и не мог надолго отлучаться от семьи. Его домом, родовым имением стала Ясная Поляна.

- Ребята, как вы думаете, что помогало большим семьям сохранить мир и лад в доме?

Ученик: Они любили друг друга, младшие уважали старших, каждый выполнял определённую часть своей работы - всё это помогало жить им в дружбе и согласии.

Учитель: Да, любовь и уважение друг к другу – это главные духовные ценности семьи. Давайте напишем это на втором кирпичике и прикрепим к дому.


Любовь, уважение друг к другу


Учитель: Давайте прочитаем статью в учебнике «Любовь – главная семейная ценность» (на стр. 73) и выпишем полезные советы в тетрадь.

- Теперь предлагаю рассмотреть фотографии на 57-ой станице. Что мы видим на фотографиях? Чем заняты взрослые и дети? Какие чувства они испытывают?

Ученики:

Дети вместе с мамой занимаются спортом, бегают на свежем воздухе. Видно, что все очень довольны.

Счастливая семья готовит ужин, печёт пирожки или печенье.

Бабушка с внучкой рассматривают книгу. Им обеим очень интересно.

Дружная семья перебирает новогодние подарки, все радуются.

Семья весело проводит выходные: все дружно катаются на роликах, смеются и веселятся.

Папа с сыном что-то мастерят. Мальчик очень старается, отец поддерживает его, помогает.

Старшая сестра учит младших поливать грядки. У всех свои лейки. У старшей сестры – большая лейка, а у младших – маленькие.

Учитель: Какой вывод можете сделать по фотографиям

Ученик: Фотографии рассказывают о семейных традициях. Взрослые и дети вместе проводят время, дарят друг другу подарки, радуются, веселятся; через совместное занятия взрослые прививают детям любовь к спорту, чтению, положительное отношение к труду и т.д.

Учитель: Что мы напишем на следующем кирпиче? Что еще помогает сплотить членов семьи?

Ученик:


Общие дела и интересы, традиции



Учитель: Ребята, какие традиции существуют в ваших семьях? Расскажите о них? (Рассказы учащихся).


Учитель: Ещё я с вами хотела бы поговорить о том, как дети должны относиться к родителям.

- Должны ли дети помогать своим родителям? Должны ли заботиться о них во время болезни или старости? (Ответы учащихся).

- Давайте прочитаем отрывок из ненецкой сказки «Кукушка».

- Какова главная мысль этой сказки? Чему она вас научила?

-Как вы понимаете смысл татарской пословицы «Кто мать и отца почитает, тот вовеки не погибает?

- Помню, ещё в детстве мне бабушка рассказала одну притчу, которая надолго осталась в моей памяти. Мне хотелось бы, чтобы и вы послушали эту притчу и задумались о том, чему она учит.


Читает подготовленный ученик:

Давно это было, наверное, лет сто, может, и даже двести назад. На краю деревни в небольшом домике жила семья – муж с женой, и сынишка лет восьми, да старый дед.

Жили они бедно, на хлеб едва хватало, хоть и работали много. Да еще дряхлый старик вечно под ногами путался. Толку от него было мало, больше убытков – то плошку разобьет, то крынку с молоком прольет. А то полез с ухватом в печь, подцепил чугунок да и уронил – вся картошка по полу раскатилась. Кинулся дед собирать, только половину перемял и растоптал.

Уж как его тогда жена ругала и срамила! Да и что с такого непутевого взять? Старый совсем, глухой, слепой и руки трясутся.

Вот как-то раз морозным зимним днем посмотрел мужик, как дряхлый старик с печки сползает, махнул рукой и говорит жене:

Никчемный совсем стал дед, только хлеб зря проедает. Свезу-ка я его в лес.

Жена с ним согласилась, ей тоже надоело за дедом стирать, да убирать.

И вот мужик усадил старика на саночки, позвал сына, и повезли они деда в лес. Долго по стежкам-дорожкам плутали, да по сугробам мыкались. Хотелось мужику, подальше отца завезти, чтобы никто не узнал, куда старик делся.

Забрались они в самую чащу и оставили там деда вместе с саночками, чтобы не в снегу сидел, а, может, просто не захотелось мужику санки назад по сугробам тащить.

А когда пришли домой, молчавший всю дорогу мальчик дернул отца за рукав и сказал:

Зря ты, папа, санки в лесу оставил. Надо было бы их домой забрать.

Удивился отец, что сын не дедушку, а сани пожалел и спросил:

Да на что они тебе сдались? Большой уж с горки кататься.

Как это, на что? А когда вы с мамой состаритесь, то на чем я вас в лес-то повезу?

Словно ведром кипятка отца окатило. Посмотрел он в глаза сыну, охнул и кинулся к двери. Схватил шапку, набросил шубейку и побежал в лес.

А уж темнеть начало – зимний день короткий, что воробьиный скок. Долго мужик по лесу плутал и сугробы мерил. И не столько боялся, что сам в лесу замерзнет, сколько, как бы метель не началась, и старые следы не занесло.

Но все же нашел отца. Привез его мужик домой, усадил за стол, велел озябшему старику горячих щей налить, а сам побежал баню топить. И жене строго наказал, чтобы впредь даже голоса на отца не смела поднимать и слова ему худого не говорила. (inpearls.ru/886923)

Учитель: В чём мораль этой притчи? Какой урок вы получили?

Ученик: Когда дети маленькие, беспомощные, родители следят за ними, кормят, воспитывают, стараются делать всё, чтобы ребёнок был счастлив; а повзрослевшие дети должны ухаживать за своими старыми, беспомощными родителями. Они должны уважать и почитать своих родителей, бабушек и дедушек.


Почитание старших



Учитель: Итак, еще один кирпич появился на стене нашего дома. Связь поколений – одна из важных человеческих ценностей. Многие народы славятся своим уважением к родителям и старшему поколению. Так должно быть в каждой семье. Ведь все же когда-то состарятся…

- Дом наш почти готов. Мы видим, какие семейные ценности должны присутствовать в современной семье. Чего же не хватает? (Крыши). Действительно, семья сильна, когда на ней крыша одна, - говорят в народе. Приклеим дому одну большую крышу.

Физминутка

«Дружно маме помогаем»

Дружно маме помогаем – пыль повсюду вытираем.

Мы белье теперь стираем, полощем, отжимаем.

Подметаем все кругом и бегом за молоком.

Маму вечером встречаем, двери настежь открываем,

Маму крепко обнимаем.

(Подражательные движения по тексту.)



IV. Закрепление изученного.

Учитель: Семья является  ценностью для развития каждого человека, также играет важную роль в жизни государства, в воспитании новых поколений. Семья должна быть основана на духовных ценностях, о которых мы с вами сегодня говорили.   Хорошая семья дает опору ребенку, помогает укрепиться в этом мире, позволяет почувствовать прочность бытия.

- О семье есть много разных пословиц. Вам задание: соберите пословицы и объясните их смысл.

Работа в малых группах:

Добро по миру/ не рекой течёт, /а семьёй живёт.

Дом/ невелик, /да лежать /не велит.

Если в семье есть старец, значит, в семье есть драгоценность.

Вся семья / вместе, /так и душа /на месте.

В семье /любовь /да совет, /так и нужды нет.

Семья /без детей, /что цветок /без запаха.


t1664602156ab.jpg Учитель:   В нашей стране 8 июля каждый год отмечают праздник - День семьи, любви и верности. Традиционно покровителями счастливой семьи и брака являются святые Петр и Феврония, которые жили в XIII веке. Петр и Феврония стали образцами супружеской верности, взаимной любви и семейного счастья ещё при жизни. По легенде, они умерли в один день — 25 июня (по новому стилю — 8 июля) 1228 года. Их тела, положенные в разных местах, чудесным образом оказались в одном гробу, что сочли чудом. Петр и Феврония были канонизированы на церковном соборе 1547 года. Их мощи хранятся в храме Святой Троицы Свято-Троицкого монастыря в Муроме. Символами праздника являются простые цветы – ромашки, которые активно цветут на лугах в начале июля. В этот день принято дарить букет из белых ромашек как символ любви и верности.

Упражнение «Закончить предложения»


Я хочу, чтобы моя семья была…

Семья будет счастливой если …    


V. Подведение итогов

 - Что мы изучали на сегодняшнем занятии? О чём говорили?   

- Понравился ли классный час?

- Какой жизненный урок вы для себя получили? Что поняли?

- К чему вы будете стремиться в будущем?


VI. Домашнее задание

Написать сочинение «Духовные ценности моей семьи»


Учитель: Итак, наш классный час подошёл к концу. Хочу пожелать вам мира и счастья в семье. Пусть под крышей вашего дома всегда царят взаимопомощь и взаимопонимание, пусть жизнь ваша будет духовно богатой и интересной. Всем спасибо за работу.














Опубликовано в группе «Занимательный русский язык»


Комментарии (3)

Горбачёва Марина Юрьевна, 01.10.22 в 09:53 1Ответить Пожаловаться
Благодарю за интересную работу!
Елена Гаврииловна Гончарова, 02.10.22 в 00:28 0Ответить Пожаловаться
Актуальный материал! Спасибо!
Волкова Светлана Ивановна, 03.10.22 в 06:32 0Ответить Пожаловаться
Спасибо за комментарий!
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.