Урок «Русский язык – хранитель духовных ценностей нации» (10 класс)
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №4
Технологическая карта урока
Русского языка в 10 классе
По УМК С. И. ЛЬВОВА
«Русский язык . 10 класс» С.И. Львовой и В.В. Львова. М.2017
Подготовила:
русского языка МБОУ СОШ №4
Кожушкова Г.И.
г. Миллерово
2018
Урок русского языка в 10 классе . УМК С. И. ЛЬВОВА
Учебник «Русский язык . 10 класс» С.И. Львовой и В.В. Львова. М.2017
Тема урока «Русский язык – хранитель духовных ценностей нации.»
Тип урока: Урок первичного предъявления новых знаний
2. Методическая задача: научить обучающихся анализировать текст, развивать речь, совершенствовать навыки работы с научно-учебными, лингвистическими и публицистическими текстами
3. Цель урока - формирование представления о русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа; осознание национального своеобразия русского языка;
4. Задачи на урок для ученика.
Личностные |
Метапредметные |
Предметные |
|||
регулятивные |
познавательные |
коммуникативные |
|||
Формирование гражданской идентичности в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю; |
Формирование умения формулировать и удерживать учебную задачу, преобразовывать практическую задачу в познавательную |
Формирование умения осознанно и произвольно строить сообщения-рассуждения в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характер, умения анализировать, сравнивать, устанавливать причинно-следственные связи |
Формирование умения строить монологическое высказывание и формулировать собственное мнение и позицию, проявлять активность во взаимодействии для решения познавательных задач |
Формировать умение определять роль и значение языка как хранителя духовных ценностей нации |
4. Ход урока
Этап урока |
Виды деятельности учащихся |
Орг. момент. Работа в группах. |
Ребята, перед вами 3 высказывания. Прочитайте их и определите в каждом из них проблему. Из учебника «Русский язык . 10 класс» С.И. Львовой и В.В. Львова. М.2014. Эпиграф к §1- В.К. Журавлёва «Язык - среда обитания народа: мы «дышим» речевой продукцией своих современников и своих далёких предшественников. И чем длительнее непрерывная традиция функционирования данного языка, тем мощнее звучит голос предков». Филологам - Д.С. Лихачев «Самая большая ценность народа – его язык, язык, на котором он говорит, думает. Думает!» Философам – Ч. Айтматов «Бессмертие народа в его языке» На слайде вопросы и задания: Определите роль языка в жизни общества. Как вы думаете: о чём сегодня мы будем говорить на уроке? Я предлагаю вам поделиться на 3 группы: филологи, философы, историки. И посмотрим как раскрывается эта проблема с разных точек зрения. 1 группа – язык, среда обитания, традиции, голос предков 2 группа – язык – ценность народа 3 группа – язык бессмертен Язык связан с историей народа, его традициями и далёким голосом предков. Язык народа самый ценный, потому что на нём говорят и думают Язык бессмертен и потому никогда не умрёт. |
1. Целеполагание |
Выделив проблемы в высказываниях. Кто сможет сформулировать тему урока? Русский язык – хранитель духовных ценностей нации. Найдите ключевое слово в теме урока? Хранитель. Как вы его понимаете? Как даётся толкование этого слова в словаре? Толковый словарь русского языка. Д.Н. Ушаков Хранитель хранителя, м. Тот, кто хранит, бережет что-н. (книжн.). Хранитель преданий. Хранитель милых чувств и прошлых наслаждений. Пушкин (так называет он воспоминание). Тот, кто охраняет, оберегает кого-что-н. (книжн.). То не был ангел-небожитель, ее божественный хранитель. Лермонтов. Ангел-хранитель (к-рый, по религ. верованиям, охраняет данного человека). Была ты нянею моей и ангелом-хранителем, родная! Некрасов. Название нек-рых должностных лиц в музеях, библиотеках и т. п. (офиц.). Хранитель рукописей. Хранитель музея. Подберите синоним к данному слову. Сторож, блюститель, дозорный, караульный, караульщик. Конвойный, оберегатель. Смотритель. Страж, стражник. Цербер, часовой Слово учителя. РОССИЯ ОБЪЯВИЛА СОХРАНЕНИЕ ТРАДИЦИОННЫХ ЦЕННОСТЕЙ СТРАТЕГИЧЕСКОЙ ЦЕЛЬЮ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ Москва, 4 января 2016 г. 31 декабря 2015 года Владимир Путин утвердил обновленную Стратегию национальной безопасности РФ. В документе подчеркивается, что сохранение традиционных духовно-нравственных ценностей - одно из важнейших условий национальной безопасности России. К таким ценностям относится приоритет духовного над материальным. В документе говорится, что одной из стратегических целей обеспечения национальной безопасности является "сохранение и приумножение традиционных российских духовно-нравственных ценностей как основы российского общества, воспитание детей и молодежи в духе гражданственности". |
2. Изучение нового материала |
Работа с текстом по группам. Для того чтобы определить, кто автор данного текста, обратите внимание на лексику. По его мнению, какова роль языка? В каждом тексте подчеркните ремы. 1 группа - упр.3 (2 часть) . Речь воплощается в букве и в звуке, в диалогах и монологах, в стенограммах и конспектах, в магнитофонной ленте. Язык же материально не существует никак! Нет такого сундука или сейфа, где хранился бы отлитый или сотканный эталон русского языка. Учёные собирают его по кусочкам, внимательно изучая все виды речевой деятельности создают обширные словари, пишут научные грамматики. Можно представить основные особенности и закономерности языка, хотя и косвенным образом, но можно. Потрогать же его, поглядеть на него — этого вы ни в одном музее не сможете. Нет языка...И однако он всё-таки есть! В каждом из вас, и в ваших соседях, и в ваших родителях. Исчезни он — и вы попросту перестанете понимать друг друга. Исчезнут книги и газеты, радио и телевидение, заводы и фабрики, институты и учреждения — остановится жизнь, потому что наличие языка — самое незаметное (потому что привычное), но самое существенное условие цивилизации. Значит, есть язык? 2 группа - упр.1 Народ выражает себя всего полнее и вернее в языке своем. Народ и язык, один без другого, представлен быть не может. Оба вместе обусловливают иногда нераздельность свою в мысли одним названием: так и мы, русские, вместе с другими славянами искони соединили в одном слове "язык" понятие о говоре народном с понятием о самом народе. Таким образом, в той доле науки, которую мы можем назвать нашей русской наукой, необходимо должны занять место и исследования о русском языке. Язык есть собственность нераздельная целого народа. Переходя от человека к человеку, от поколения к поколению, из века в век, он хранится народом как его драгоценное сокровище, которое по прихотям частных желаний не может сделаться ни богаче, ни беднее, — ни умножиться, ни растратиться. Частная воля может не захотеть пользоваться им, отречься от его хранения, отречься с этим вместе от своего народа; но за тем не последует уменьшение ценности богатств, ей не принадлежащих. Независимый от частных волей, язык не подвержен в судьбе своей случайностям. Все, что в нем есть, и все, что в нем происходит, и сущность его и изменяемость, все законно, как и во всяком произведении природы. Можно не понимать, а потому и не признавать этой законности, но от того законы языка не перестанут быть законами. Можно не понимать их, можно и понять, — и разумение их необходимо должно озарять своим светом наблюдение подробностей языкознания. Народ выражает себя в языке своем. Народ действует; его деятельностью управляет ум; ум и деятельность народа отражаются. в языке его. Деятельность есть движение; ряд движений есть ряд изменений; изменения, происходящие в уме и деятельности народа, также отражаются в языке. Таким образом, изменяются народы, изменяются и языки их. Как изменяется язык в народе? Что именно в нем изменяется и по какому пути идет ряд изменений? Без решения этих вопросов невозможно уразумение законов, которым подлежит язык, как особенное явление природы. Решение их составляет историю языка; изыскания о языке, входящие в состав народной науки, невозможны без направления исторического. История языка, нераздельная с историей народа, должна входить в народную науку, как ее необходимая часть. И.И. Срезневский 3 группа - "Основой общероссийской идентичности народов Российской Федерации является исторически сложившаяся система единых духовно-нравственных и культурно-исторических ценностей, а также самобытные культуры многонационального народа Российской Федерации как неотъемлемая часть российской культуры", - также сказано в документе. "К традиционным российским духовно-нравственным ценностям относятся приоритет духовного над материальным, защита человеческой жизни, прав и свобод человека, семья, созидательный труд, служение Отечеству, нормы морали и нравственности, гуманизм, милосердие, справедливость, взаимопомощь, коллективизм, историческое единство народов России, преемственность истории нашей Родины. Угрозами национальной безопасности в области культуры являются размывание традиционных российских духовно-нравственных ценностей и ослабление единства многонационального народа Российской Федерации путем внешней культурной и информационной экспансии (включая распространение низкокачественной продукции массовой культуры), пропаганды вседозволенности и насилия, расовой, национальной и религиозной нетерпимости, а также снижение роли русского языка в мире, качества его преподавания в России и за рубежом, попытки фальсификации российской и мировой истории, противоправные посягательства на объекты культуры" (Пункты 76-79). 4 января 2016 г. группа историков– собственность данного народа, народ выражает себя в своём языке, отречься от языка- отречься от народа, изменяется язык – изменяется народ, история языка связана с историей народа. Группа филологов - речь воплощается в буквах и звуках. Виды речевой деятельности. Закономерности и особенности языка. Язык в каждом из нас. Исчезнет язык – исчезнет всё. Язык вне речи не существует язык воплощён в речи. Группа философов – духовно-нравственные ценности, защита человеческой жизни, гуманизм, справедливость, взаимопонимание, многонациональность, религиозная терпимость. Ребята, а теперь давайте графически в виде красивого цветка изобразим содержание нашего урока. на лепестках подписываем духовные ценности нашего народа – гуманизм, патриотизм, доброта, милосердие, толерантность, отзывчивость, совесть, любовь ко всему живому на Земле, уважение старших, справедливость Лингвистический эксперимент. Обратите внимание на синтаксические конструкции языка. Все виды сложных предложений, предложения с причастными и деепричастными оборотами, предложения с однородными членами, вопросительные и восклицательные предложения. Безличные предложения, предложения с вводными словами. ССП, предложения с однородными членами, вводное предложение. Охарактеризуйте текст с эмоциональной точки зрения . Обилие вопросительных и восклицательных предложений, что говорит о том, что авторы переживают за духовное наследие нации. А теперь представьте, что вам надо объяснить тему урока ребятам другой национальности. Упростите текст, перестроив сложные предложения, предложения с причастными оборотами в простые,. Одним словом, адаптируйте для иностранцев. ….Прочитайте, что у вас получилось. |
4. Итог |
Найдите в интернете тексты – высказывания великих писателей, философов, учёных, которые можно использовать как воззвание, призывающее изучать русский язык, который является хранителем духовных ценностей нации. Мощь и богатство русского языка отмечали писатели-классики и общественные деятели. Так и М. Ломоносов находил в нём «великолепие испанского, живость французского, крепость немецкого, нежность итальянского, сверх того, богатство и сильную в преображениях краткость греческого и латинского языка» Русский язык, по мнению Пушкина, «гибкий и мощный в своих оборотах и средствах, столь переимчивый и общежительный в своих отношениях к чужим языкам, звучный и выразительный» Россия – многонациональное государство. Наряду с русским языком в нашей стране звучат другие. Русский язык выступает среди них как язык межнационального общения народов, населяющих Россию Поменяйтесь своими работами. Прочитайте работу соседа, определите проблему текста и выскажите своё суждение: согласен или не согласен с автором. |
5. Рефлексия |
- Мне больше всего удалось ... - Я могу себя похвалить за… - Я могу похвалить одноклассников за... - Меня удивило… - Для меня было открытием то, что ... - На мой взгляд, не удалось…, потому что… - На будущее я учту… |
6. домашнее задание |
Упр.3 (первая часть) проанализируйте текст. Или Напишите призыв к изучению русского языка, потому что он является хранителем духовных ценностей, и свою работу разместите в социальных сетях «Одноклассниках . ру» |
Надежда Владимировна Кучмина