Урок 2. Русский язык –хранитель духовных ценностей нации (10 класс)
Урок 2. Русский язык –хранитель духовных ценностей нации
Цели урока: углубить представление о взаимосвязи языка и истории; о русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа; показать, совершенствовать навыки применять на практике основные нормы современного русского литературного языка, оценивать чужую и собственную речь с точки зрения соблюдения норм современного русского литературного языка, попутное повторение: правописание сложных слов.
УМК по русскому языку для 10–11 классов С.И. Львовой и В.В. Львова.
1. Организационный момент
2. Мотивация учебной деятельности
Анализ высказываний о языке.
Язык — это история народа. Язык — это путь цИвИлизации и культуры, поэтому-то изучение и сбережение русского языка является не праздным занятием от нечего делать, но насущной не-обходимостью. (Куприн А. И.)
Язык народа — лучший, никогда не увяда-ющ-ий и вечно вновь распуска-ющ-ийся цвет всей его духовной жизни. (К.Д. Ушинский)
Обоснуйте постановку знаков препинания в записанных предложениях.
Проверка д/з (отвечаю на вопросы, проверяю выборочно по окончании урока).
Русский язык предполагает свободу выбора, но она ограничена нормой, которая помогает сохранить язык. Разрушение норм приводит к истреблению понятий, связанных с национальной ментальностью, а ведь именно они сохраняют нацию во времени и пространстве. Значит, именно языку отводится роль хранителя духовных богатств нации, и поэтому культурный уровень общества во многом зависит от уровня владения языком его носителей. зависят во многом от уровня владения языком его носителями. Меняется слово – меняется образ мышления – меняются нравственные ценности – меняется стиль и образ жизни, отечество.
Эти драматические изменения в сознании и языке нации мы наблюдаем сейчас: в речь современного русского человека проникают элементы просторечия, жаргонов, слова-паразиты, брань. С одной стороны, это свидетельствует о демократизме и свободе выбора, но с другой,- расшатывает нравственные устои общества, когда теряются ценностные ориентиры, разрушаются идеалы, гармония человеческой души. Следовательно, важнейшим является установление между людьми взаимопонимания, усиление духовных начал в жизни, сохранение национальных традиций, духовных ценностей, культуры и важнейшие ее составляющие- языка, ибо, как писала Анна Ахматова:
Ржавеет золото, и истлевает сталь,
Крошится мрамор, к смерти все готово.
Всего прочнее на земле печаль.
И долговечней – царственное слово.
3. Целеполагание
Целеполагание | Действия учителя | Действия учащихся |
Должны сформулировать тему урока | Прочитайте высказывания о языке. Что их объединяет? Как вы понимаете второе высказывание? Раскройте его смысл. | Высказывают предположения |
3. Первичное усвоение знаний
1. Слово учителя:
Языки, как и люди, могут быть «родственниками» друг другу. Например, русский, украинский, белорусский — «дети» древнерусского. Он в свою очередь — «сын» того языка, на котором говорили все славяне, когда они были ещё единым народом, жившим на небольшой территории. Правда, спорят о том, где эта территория находилась. Разные ученые определяют ее в разных местах- от Польши и Карпат, до Южной Украины. Этот общий язык древних славян так и назывался — общеславянский, или праславянский. Праславянский является предком всех славянских языков и гипотетически восстанавливается на основе их сравнительно-исторического изучения. Современные славянские языки имеют очень много общего между собой; путем сравнения их и других родственных языков лингвисты восстанавливают облик слов языка-предка. При этом все реконструированные слова носят предположительный характер, поскольку праславянский язык не зафиксирован в письменных памятниках. Не сохранилось ни одной книги или надписи, в которой он был бы отражен.
В VI—VII в.в. славяне занимали земли от Адриатики на Юго-западе до верховьев Днепра и озера Ильмень на Северо-востоке. Но в это время этноязыковое единство распалось. Образовались три близкородственные группы: восточная (древнерусская народность), западная (на базе которой сложились поляки, чехи, словаки, поморские славяне, лужичане) и южная (её представители болгары, сербохорваты, словенцы, македонцы). Восточнославянский (древнерусский) язык просуществовал с VII по ХIV век. Феодальная раздробленность, войны привели к распаду древнерусские народности. Постепенно распалось и единство древнего русского языка. Образовались три центра новых этноязыковых объединений, боровшихся за свою славянскую самобытность: северо-восточный (великорусы), южный (украинцы) и западный (белорусы). В ХIV—ХV в.в. на базе этих объединений складываются близкородственные, но самостоятельные восточнославянские языки: русский, украинский, белорусский.
Уч-ся: (записи в тетрадях)
Древнерусский язык, территории, восстанавливается гипотетически, сравнительно-историческое изучение, близкородственные группы, эноязыковые объединения, великорусы.
4. Проверка понимания: свободный диктант
(учитель диктует текст по частям, а ученики не дословно, а свободно воспроизводят прочитанное учителем. Части пронумерованы).
1. Специалисты в области сравнительно-исторического языкознания уже давно обратили внимание на значительное сходство славянских и балтийских языков (до наших дней из этой группы дошли латышский и литовский языки). Факт сходства объясняется по-разному, и к единому мнению ученые пока не пришли. 2. Одна из гипотез предполагает, что из праиндоевропейского языка сначала выделился прабалтославянский (протославянский) язык, в дальнейшем распавшийся на прабалтийский и праславянский. Другие исследователи считают, что праславянский образовался непосредственно от праиндоевропейского, но в течение долгого времени развивался в тесном соседстве с прабалтийским языком.
3. Праславянский язык просуществовал длительное время (по разным оценкам, от одной до двух тысяч лет). В результате обширного расселения славянских племен и усиливающегося обособления их диалектов он распался на отдельные языки, и началось образование восточной, западной и южной ветвей славянской языковой группы. Распад праславянского языка, по мнению большинства ученых, произошел в V – VII веках нашей эры.
4. Древнерусский язык, он же восточнославянский, образовался в результате этого распада. Он просуществовал до XIV века и стал предком русского, украинского и белорусского языков, т. е. всей восточной ветви славянской языковой группы.
5. Иногда люди путают древнерусский со старославянским, считают эти термины синонимами. Но это разные языки, хотя и родственные друг другу. Старославянский язык относится к южной ветви, а не к восточной; он ближе к болгарскому и македонскому языкам, нежели к русскому. 6. Это книжный язык, мертвый с самого начала своей истории. Старославянский был создан в середине IX века как язык, на который переводились для славян греческие богослужебные книги. В его основе – один из македонских диалектов древнеболгарского языка.
(Записывают под диктовку с последующей проверкой орфографии пунктуации и их графическим объяснением).
5. Обсуждение домашнего задания, рефлексия.
Упр. 10, зад. 2 (выделить морфемы с пропусками).
Использованная литература
1. Золотарева И. В., Дмитриева Л. П. Поурочные разработки по русскому языку. 10 класс. Программы 34 и 68 часов. – 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ВАКО, 2007, 240 с.
2. Великие цитаты про русский язык.
https://citatnica.ru/citaty/velikie-tsitaty-pro-russkij-yazyk-80-tsitat
3. Праславянский, старославянский, древнерусский: как не запутаться в языках и терминах.
https://rus-et.ru/istoriya-yazyka/obshhie-voprosy/praslavyanskiy-staroslavyanskiy-drev/
Ирина Владимировна Казарцева
Легоцкая Вера Сергеевна
Горбачёва Марина Юрьевна
Легоцкая Вера Сергеевна