12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Легоцкая Вера Сергеевна44581
Люблю работать.
Россия, Брянская обл., Брянск
21

Урок 2. Русский язык –хранитель духовных ценностей нации. 10 класс

Урок 2. Русский язык –хранитель духовных ценностей нации


Цели урока: углубить представление о взаимосвязи языка и истории; о русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа; показать, совершенствовать навыки применять на практике основные нормы современного русского литературного языка, оценивать чужую и собственную речь с точки зрения соблюдения норм современного русского литературного языка, попутное повторение: правописание сложных слов.

УМК по русскому языку для 10–11 классов С.И. Львовой и В.В. Львова.


1. Организационный момент

2. Мотивация учебной деятельности

Анализ высказываний о языке.

Язык — это история народа. Язык — это путь цИвИлизации и культуры, поэтому-то изучение и сбережение русского языка является не праздным занятием от нечего делать, но насущной не-обходимостью. (Куприн А. И.)

Язык народа — лучший, никогда не увяда-ющ-ий и вечно вновь распуска-ющ-ийся цвет всей его духовной жизни. (К.Д. Ушинский)

Обоснуйте постановку знаков препинания в записанных предложениях.

Проверка д/з (отвечаю на вопросы, проверяю выборочно по окончании урока).

Русский язык предполагает свободу выбора, но она ограничена нормой, которая помогает сохранить язык. Разрушение норм приводит к истреблению понятий, связанных с национальной ментальностью, а ведь именно они сохраняют нацию во времени и пространстве. Значит, именно языку отводится роль хранителя духовных богатств нации, и поэтому культурный уровень общества во многом зависит от уровня владения языком его носителей. зависят во многом от уровня владения языком его носителями. Меняется слово – меняется образ мышления – меняются нравственные ценности – меняется стиль и образ жизни, отечество.

Эти драматические изменения в сознании и языке нации мы наблюдаем сейчас: в речь современного русского человека проникают элементы просторечия, жаргонов, слова-паразиты, брань. С одной стороны, это свидетельствует о демократизме и свободе выбора, но с другой,- расшатывает нравственные устои общества, когда теряются ценностные ориентиры, разрушаются идеалы, гармония человеческой души. Следовательно, важнейшим является установление между людьми взаимопонимания, усиление духовных начал в жизни, сохранение национальных традиций, духовных ценностей, культуры и важнейшие ее составляющие- языка, ибо, как писала Анна Ахматова:

Ржавеет золото, и истлевает сталь,

Крошится мрамор, к смерти все готово.

Всего прочнее на земле печаль.

И долговечней – царственное слово.


3. Целеполагание

Целеполагание

Действия учителя

Действия учащихся

Должны сформулировать тему урока

Прочитайте высказывания о языке. Что их объединяет? Как вы понимаете второе высказывание? Раскройте его смысл.

Высказывают предположения



3. Первичное усвоение знаний

1. Слово учителя:

Языки, как и люди, могут быть «родственниками» друг другу. Например, русский, украинский, белорусский — «дети» древнерусского. Он в свою очередь — «сын» того языка, на котором говорили все славяне, когда они были ещё единым народом, жившим на небольшой территории. Правда, спорят о том, где эта территория находилась. Разные ученые определяют ее в разных местах- от Польши и Карпат, до Южной Украины. Этот общий язык древних славян так и назывался — общеславянский, или праславянский. Праславянский является предком всех славянских языков и гипотетически восстанавливается на основе их сравнительно-исторического изучения. Современные славянские языки имеют очень много общего между собой; путем сравнения их и других родственных языков лингвисты восстанавливают облик слов языка-предка. При этом все реконструированные слова носят предположительный характер, поскольку праславянский язык не зафиксирован в письменных памятниках. Не сохранилось ни одной книги или надписи, в которой он был бы отражен.

В VI—VII в.в. славяне занимали земли от Адриатики на Юго-западе до верховьев Днепра и озера Ильмень на Северо-востоке. Но в это время этноязыковое единство распалось. Образовались три близкородственные группы: восточная (древнерусская народность), западная (на базе которой сложились поляки, чехи, словаки, поморские славяне, лужичане) и южная (её представители болгары, сербохорваты, словенцы, македонцы). Восточнославянский (древнерусский) язык просуществовал с VII по ХIV век. Феодальная раздробленность, войны привели к распаду древнерусские народности. Постепенно распалось и единство древнего русского языка. Образовались три центра новых этноязыковых объединений, боровшихся за свою славянскую самобытность: северо-восточный (великорусы), южный (украинцы) и западный (белорусы). В ХIV—ХV в.в. на базе этих объединений складываются близкородственные, но самостоятельные восточнославянские языки: русский, украинский, белорусский.

Уч-ся: (записи в тетрадях)

Древнерусский язык, территории, восстанавливается гипотетически, сравнительно-историческое изучение, близкородственные группы, эноязыковые объединения, великорусы.

4. Проверка понимания: свободный диктант

(учитель диктует текст по частям, а ученики не дословно, а свободно воспроизводят прочитанное учителем. Части пронумерованы).

1. Специалисты в области сравнительно-исторического языкознания уже давно обратили внимание на значительное сходство славянских и балтийских языков (до наших дней из этой группы дошли латышский и литовский языки). Факт сходства объясняется по-разному, и к единому мнению ученые пока не пришли. 2. Одна из гипотез предполагает, что из праиндоевропейского языка сначала выделился прабалтославянский (протославянский) язык, в дальнейшем распавшийся на прабалтийский и праславянский. Другие исследователи считают, что праславянский образовался непосредственно от праиндоевропейского, но в течение долгого времени развивался в тесном соседстве с прабалтийским языком.

3. Праславянский язык просуществовал длительное время (по разным оценкам, от одной до двух тысяч лет). В результате обширного расселения славянских племен и усиливающегося обособления их диалектов он распался на отдельные языки, и началось образование восточной, западной и южной ветвей славянской языковой группы. Распад праславянского языка, по мнению большинства ученых, произошел в V – VII веках нашей эры.

4. Древнерусский язык, он же восточнославянский, образовался в результате этого распада. Он просуществовал до XIV века и стал предком русского, украинского и белорусского языков, т. е. всей восточной ветви славянской языковой группы.

5. Иногда люди путают древнерусский со старославянским, считают эти термины синонимами. Но это разные языки, хотя и родственные друг другу. Старославянский язык относится к южной ветви, а не к восточной; он ближе к болгарскому и македонскому языкам, нежели к русскому. 6. Это книжный язык, мертвый с самого начала своей истории. Старославянский был создан в середине IX века как язык, на который переводились для славян греческие богослужебные книги. В его основе – один из македонских диалектов древнеболгарского языка.

(Записывают под диктовку с последующей проверкой орфографии пунктуации и их графическим объяснением).

5. Обсуждение домашнего задания, рефлексия.

Упр. 10, зад. 2 (выделить морфемы с пропусками).


Использованная литература

1. Золотарева И. В., Дмитриева Л. П. Поурочные разработки по русскому языку. 10 класс. Программы 34 и 68 часов. – 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ВАКО, 2007, 240 с.

2. Великие цитаты про русский язык.

https://citatnica.ru/citaty/velikie-tsitaty-pro-russkij-yazyk-80-tsitat

3. Праславянский, старославянский, древнерусский: как не запутаться в языках и терминах.

https://rus-et.ru/istoriya-yazyka/obshhie-voprosy/praslavyanskiy-staroslavyanskiy-drev/




Опубликовано в группе «"Как живу, так и пишу: свободно и свободно!"»


Комментарии (4)

Легоцкая Вера Сергеевна, 24.07.22 в 10:02 2Ответить Пожаловаться
Спасибо за внимание, Ирина Владимировна!
Горбачёва Марина Юрьевна, 24.07.22 в 08:24 1Ответить Пожаловаться
Благодарю за полезный ресурс!
Легоцкая Вера Сергеевна, 24.07.22 в 10:07 1Ответить Пожаловаться
Спасибо за внимание, Марина Юрьевна!
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.