Психологические особенности семиклассника. Материал для беседы с родителями.
Психологические особенности семиклассника
Пояснительная записка
Представленный материал для беседы с родителями поможет классному руководителю на общем собрании класса или в индивидуальной беседе с родителями обратить внимание на психологические особенности семиклассников. Каждое из положений, представленных в материале, можно и нужно обсуждать с родителями, задавая вопросы, отмеченные в скобках.
Физиологические изменения (замечаете ли вы проявление этих изменений в своем ребенке? Согласитесь ли с тем, что ребенку трудно? Как вы помогаете ему справиться с трудностями?)
Активный гормональный всплеск, приводящий к физическому созреванию.
Развитие вторичных половых признаков.
Увеличение роста и веса.
Когнитивное развитие (говорит ли с вами ваш ребенок о с жизни, о смерти, пытается завести беседу на другие философские темы? Как вы отвечаете на вопросы ребенка?)
Развитие абстрактного мышления и логики.
Способность к критической оценке и анализу информации.
Улучшение памяти и внимания.
Эмоциональное развитие (замечали ли вы перепады настроения в своем ребенке? Как они проявляются? Помогаете ли вы своему ребенку справляться с ними? Каким образом? Знаете ли вы сверстников, с которыми общается Ваш ребенок? Их родителей? Понимаете ли, какое влияние могут они оказать на вашего ребенка?)
Повышенная эмоциональность и чувствительность.
Склонность к колебаниям настроения и резким перепадам эмоций.
Формирование самооценки и самосознания.
Усиление потребности в общении со сверстниками.
Социальное развитие (замечаете ли вы, что ребенок стремится к независимости от вас? В чем это проявляется? Как вы направляете этот процесс становления социальной личности в своем ребенке?)
Усиление стремления к самостоятельности и независимости.
Появление потребности в самоутверждении и признании.
Формирование отношения к противоположному полу.
Развитие лидерских качеств и интереса к общественной деятельности.
Особенности поведения (говорите ли вы со своим ребенком о том, что он чувствует? Обсуждаете ли его поступки?)
Стремление к риску и экспериментам.
Повышенная возбудимость и импульсивность.
Частая смена настроения и поведения.
Противоречивость поступков и высказываний.
Особенности обучения (как вы направляете учебную деятельность своего ребенка? Помогаете ли ему в исследовательской и проектной работе?)
Уменьшение школьной мотивации по некоторым предметам.
Склонность к отвлечениям и рассеянности.
Потребность в более индивидуализированном подходе к обучению.
Усиление интереса к практическим занятиям и исследовательской деятельности.
Общие рекомендации родителям семиклассников
Проявляйте понимание и сопереживание к ребенку, учитывайте его возрастные особенности.
Поддерживайте стремление к самостоятельности, но устанавливайте четкие границы.
Помогите ребенку выработать здоровые привычки и научитесь справляться со стрессом.
Общайтесь с ребенком на равных, интересуйтесь его мыслями и чувствами.
Способствуйте развитию социальных навыков и расширению круга общения.
Оказывайте поддержку в учебной деятельности, но не ставьте завышенных требований.
Уважайте мнение ребенка и будьте готовы к дискуссиям.
Использованная литература
1. Гиппенрейтер, Ю. Б. Общаться с ребенком. Как? / Ю. Б. Гиппенрейтер. – М.: АСТ, 2016. – 304 с.
2. Маршалл, Марвин. Воспитание без стресса / Марвин Маршалл. – М. : Эксмо, 2013. – 384 с.
Кияйкина Наталья Федоровна
Легоцкая Вера Сергеевна