12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Черненко Марина Викторовна23
0

Доклад «Психологические трудности перехода из младшей в среднюю школу»

    Проблема школьной адаптации сейчас очень актуальна. Она становится все более очевидной в связи с ростом нервно-психических заболеваний и функциональных расстройств организма.

  Школьная адаптация пятиклассников представляет собой процесс формирования механизма приспособления ребенка к требованиям и условиям обучения. Ее результатом может стать как адаптированность, обеспечивающая успешность последующей учебной деятельности, так и дезадаптированность, которая может проявляться в нарушении учебы и поведения.

   Переход ребенка из начальной школу в среднюю порождает целый комплекс объективных и субъективных проблем. Четвероклассники и их родители волнуются, чуть ли не больше, чем перед поступлением в школу. Классные руководители будущих пятых классов тоже готовятся к непростой, кропотливой работе. Можно ли сделать этот период менее травматичным для детей, не только переходящих в совершено другой режим школьной жизни, но и обретающих другой возрастной статус – младших подростков?
  Цель работы педагога-психолога, социального педагога и педагогов с учащимися, переходящими в среднее звено школы состоит в том, чтобы определить их готовность к обучению в новых условиях и оказать помощь детям с низким уровнем такой готовности.

   Задачи:

  • создание условий для успешной адаптации детей в средней школе (сплочение классного коллектива, выработка системы единых и последовательных требований, установление определенных норм взаимоотношений со всеми участниками образовательного процесса);
  • повышение уровня психологической готовности детей к обучению, познавательному развитию, общению;
  • адаптация учебной программы, нагрузки, образовательных технологий к индивидуальным особенностям пятиклассников;
  • повышение готовности педагогов и родителей (законных представителей) к осуществлению своевременной помощи учащимся при возникновении затруднений в данный период.

Психологи выделяют следующие критерии готовности к обучению в средней школе:

Во-первых, это достаточная сформированность основных компонентов учебной деятельности, позволяющая ребенку успешно усваивать программный материал. Уже с начала обучения в средней школе расширяется само понятие “учение”. Теперь оно не ограничивается рамками учебной программы, а часто выходит за ее пределы, может в большей степени осуществляться самостоятельно. Но это возможно только в том случае, если интерес к учению становится основным мотивом. Если же учение не представляет для ребенка значимой ценности, его познавательная активность развита слабо, то учебная деятельность превращается в сугубо формальную, не выполняющую свою функцию в развитии детей. Отсюда – и разочарование в учебе, нежелание учиться, отрицательное отношение к школе в целом, так характерное для 5-классников.

Во-вторых, за время учебы в начальной школе у детей должны возникнуть, так называемые, новообразования (т.е. то, чего у детей до этого еще не было). К этим новообразованиям относятся произвольность (способность детей регулировать свою деятельность), рефлексия (осознание себя и своих действий) и понятийное мышление (установление причинно-следственных связей).

В-третьих, учащиеся 5-х классов должны быть готовы к установлению других, более “взрослых” взаимоотношений с учителями и одноклассниками. Существенные изменения происходят в нормах, которые регулируют отношение школьников друг к другу: на первое место выступают нормы, связанные с качествами “настоящего товарища и друга”.

Остановимся на причинах неуспеваемости школьников при переходе в 5-й класс.

Возрастной период 10-11 лет характерен переходом от младшего школьного возраста к отрочеству и справедливо считается кризисным периодом. Многолетние наблюдения педагогов и школьных психологов свидетельствуют о том, что этот переход неизбежно связан со снижением успеваемости, хотя бы временным. Учащимся, привыкшим к определенным порядкам начальной школы, необходимо время, чтобы приспособиться к новому темпу и стилю жизни.

Физиологические изменения. Переход в среднюю школу может совпасть с началом физиологических изменений в организме ребенка. Ребенок начинает расти, становится плаксивым, все время хочет спать. Следствием этих явлений являются рассеянность, ослабление памяти, внимания. Естественно, что для адаптации ребенку в такой ситуации требуется больше времени.

Неуверенность в себе.  Причиной такой неуверенности в себе могут быть повышенная тревожность, давление со стороны близких, их излишняя требовательность, боязнь не оправдать ожиданий взрослых. Неуверенность в себе может особенно сильно проявляться в переходном возрасте. Ребенок начинает критически относиться к себе и своим успехам, своей внешности и способностям чего-либо достичь. У многих подростков наблюдается резкое падение самооценки.

Личные проблемы. Резкое ухудшение качества обучения может быть связано с личными проблемами ребенка: поссорился с другом, влюбился, проблемы в семье и т.д. Знание того, что тревожит ребенка, поможет с терпением и пониманием отнестись к его неуспеваемости. Иногда достаточно переждать какое-то время, и все само собой урегулируется, а иногда необходима поддержка и помощь специалиста — психолога, и др.

Отсутствие способностей. В пятом классе появляются новые предметы, и у ребенка есть возможность проявить себя в совершенно новых сферах.

Отсутствие интереса. Очень частое явление — ребенок плохо учится, потому что ему неинтересно. Причины могут быть разные: постоянные неудачи, плохие отношения с учителем или сверстниками, личные проблемы. Иногда ребенок заявляет, что ему неинтересно учиться, потому, что он не понимает, как то, что они изучают в школе, может пригодиться ему в жизни. Родители могут постараться наглядно показать ребенку смысл изучения того или иного предмета. Жизнь постоянно ставит перед человеком задачи, требующие применения школьных знаний: например, без таблицы умножения очень сложно сосчитать, сколько денег понадобится на покупку продуктов. А знание алфавита помогает читать нужную информацию, писать друг другу СМС-сообщения и пр.

А что происходит с ребенком этого возраста в рамках «условно педагогического кризиса»?

 Резкое изменение условий обучения, разнообразие и качественное усложнение требований, предъявляемых к школьнику разными учителями, и даже смена позиции “старшего” в начальной школе на “самого маленького” в средней — все это является довольно серьезным испытанием для психики школьника.

  В сегодняшней школе изменение форм обучения происходит "рывком": вместо одного учителя начальной школы, который один строил с каждым ребенком и его семьей разносторонние отношения, появляется много предметников. Учитель начальной школы, выпустив своих детей в основную школу, отчетливо видит, как вырос каждый ребенок, и какой образовательный потенциал накопил для дальнейшего роста, то есть оценивает его оптимистично. Принимая новый класс в основной школе, учитель-предметник приходит на урок из более старших классов и видит своих новых учеников маленькими несмышленышами, чрезвычайно несамостоятельными и не слишком образованными. Он переносит методы обучения, формы взаимодействия со старшими школьниками на младшего подростка, а они по многим своим психологическим особенностям – еще действительно младшие школьники и поэтому не могут справиться с этими необычными для них способами обучения. Протекание школьной жизни учеников 5-го класса осложняется еще и неоправданными требованиями, которые начинают предъявлять подросткам учителя, привыкшие работать в старших классах.

     Это недопустимо по трем причинам:

  1.  Содержание учебных курсов основной школы выстраивается системно, что предполагает хорошо развитое теоретическое мышление подростков. Теоретическое  мышление находится в этом возрасте лишь на начальном этапе своего развития, до этого ученик работал лишь с отдельными единичными понятиями и некоторыми понятийными связями. Поэтому опасна перегрузка пятиклассников новыми понятиями. Новые термины и понятия целесообразно вводить постепенно, на основе имеющихся представлений и общих ориентировок школьников в ходе их разнообразной практической деятельности.
  2.    Высокие требования в основной школе к самостоятельности и ответственности школьников, порой не учитывая возрастные особенности младших подростков, угрожают эмоциональному благополучию большей части обучающихся. Поэтому так важно работать с обучающимся в "зоне его ближайшего развития", что означает прямую помощь и поддержку учителя в тех случаях, когда самостоятельно школьник еще не может решить данную учебную задачу. Прямая помощь постепенно перейдет в косвенную, что даст возможность ученику самостоятельно выполнить задание. Это и обеспечит развивающий эффект обучения.
  3.    Сообщество взрослых ожидает от младших подростков способности понимать других людей и сосуществовать с ними на принципах равноправия и терпимости. У младших школьников такая способность только начинает формироваться. А в подростковом возрасте, при умелом построении учебного диалога, она может окрепнуть и стать личностным образованием. 

  Таким образом, чтобы помочь ребенку в адаптации к новым условиям, специалисты, учителя и родители (законные представители) должны учитывать все моменты сложившейся ситуации. Необходимо оказывать психологическую поддержку ребенку не только в период адаптации, но и в течение всего периода обучения.

  Процесс адаптации может оказаться весьма непростым. По срокам, обычно, охватывает первые два месяца обучения, но, учитывая индивидуальные особенности учащихся, у некоторых он может затянуться от двух месяцев и до конца учебного года.

  У адаптированного ученика 5-го класса есть желание идти в школу, участвовать в общественной жизни, общаться с учителями, присутствует устойчиво хорошее настроение и успеваемость на уровне 4-го класса или чуть ниже.

Признаки успешной адаптации:

  • удовлетворенность ребенка процессом обучения;
  • ребенок легко справляется с программой;
  • степень самостоятельности ребенка при выполнении им учебных заданий, готовность прибегнуть к помощи взрослого лишь ПОСЛЕ попыток выполнить задание самому;
  • удовлетворенность межличностными отношениями – с одноклассниками и учителями.

   Если же ученик решает свои школьные проблемы с привлечением родителей, у него появляется повышенная аффективная реакция на оценку, он часто обращается к учителю начальной школы, имеет подавленное настроение и испытывает нежелание идти в школу, значит, процесс его адаптации в средней школе протекает неуспешно.

     Признаки школьной дезадаптации:

  • усталый, утомлённый внешний вид ребёнка;
  • нежелание ребёнка делиться своими впечатлениями о проведённом дне;
  • стремление отвлечь взрослого от школьных событий, переключить внимание на другие темы;
  • нежелания выполнять домашние задания;
  • негативные характеристики в адрес школы, учителей, одноклассников;
  • жалобы на те или иные события, связанные со школой;
  • беспокойный сон, плохой аппетит или обжорство;
  • трудности утреннего пробуждения, вялость;
  • постоянные жалобы на плохое самочувствие.

  Работа психолога проводится в несколько этапов: диагностический и коррекционный. Процесс адаптации ребенка к средней школе рассматривается с точки зрения соответствия диагностических данных конкретного ребенка системе психолого-педагогических требований к обучению и поведению школьников. Результаты обследования сравниваются с содержанием нормативных показателей развития, и их соответствие или несоответствие будет показывать, как протекает процесс адаптации к новой социальной ситуации.

  Основной диагностической задачей является выявление мотивационной, интеллектуальной и социально-психологической готовности детей к переходу в среднюю школу.

      Диагностика школьной адаптации, методики:

  • «Тест школьной тревожности» Б.Н. Филлипса;
  • Методика уровня самооценки «Лесенка» В.Г.Щур;
  • Анкета «Удовлетворённость учащихся школьной жизнью» А.А.Андреева;
  • Анкета «Оценка уровня школьной мотивации» Н.Г. Лускановой;
  • Анкета «Состояние психологического климата в классе» Л.Г. Федоренко.

  Результаты психодиагностической работы (первичной и контрольной) педагог-психолог обсуждает с воспитателями и педагогами, которые работают в 5-м классе. Такое обсуждение может проходить на психолого-педагогическом консилиуме (ППк), а так же методическом совете учителей старшей школы. Итогом совместной работы является примерная программа действий всех участников учебно-воспитательного процесса, включая родителей.

  На учащихся, у которых в психодиагностическом исследовании выявлена склонность к школьной дезадаптации, составляется коррекционная психолого-педагогическая программа, направленная на создание условий для успешной адаптации пятиклассников к учебным и жизненным ситуациям. Программа имеет целью развитие средств самопознания тревожных детей, повышение представлений о собственной ценности, развитие мотивов межличностных отношений и уверенности в собственных силах.

   Многих кризисных явлений перехода из младшей в среднюю школу можно избежать, если сам этот переход строится как мягкий и постепенный, где участники образовательного процесса, учитывая все моменты сложившейся ситуации, с пониманием и осторожностью помогают адаптироваться пятиклассникам.

    Рекомендации учителям-предметникам:

1. Учителям необходимо надевать визитки на урок на протяжении первой четверти.

2. Классный руководитель должен озвучить дежурных и правила для них.

3. На первое родительское собрание должны приходить все учителя с целью ознакомления родителей с программой и требованиями на уроке.

4. Категорически запрещается задерживать детей после звонка на перемену.

5. С целью организации готовности детей к уроку, рекомендуем учителям в течение первого месяца обучения проверять готовность ребёнка к уроку, наличие необходимых учебных пособий.

6. Рекомендуем выработать единые требования к урокам по разным предметам.

7. Рекомендуем провести специальные мероприятия по групповой сплочённости в первые дни учебного года, снимающие основные проблемы в общении детей внутри класса.

8. Осуществить коррекцию и возможную координацию учебной нагрузки по разным (всем) предметам.

9. Обеспечить гуманизирующее и оберегающее вмешательство всех педагогов в отношения старшеклассников и малышей.

   Рекомендации родителям:

1. Воодушевите ребенка на рассказ о своих школьных делах.

Не ограничивайте свой интерес обычным вопросом типа: “Как прошел твой день в школе?” Выбирайте время, свободное от домашних дел, и внимательно беседуйте с ребенком о школе. Запоминайте отдельные имена, события и детали, о которых ребенок сообщает вам, используйте их в дальнейшем для того, чтобы начинать подобные беседы о школе. Кроме того, обязательно спрашивайте вашего ребенка о его одноклассниках, делах в классе, школьных предметах, педагогах.

2. Регулярно беседуйте с учителями вашего ребенка о его успеваемости, поведении и взаимоотношениях с другими детьми.

Побеседуйте с учителем, если вы чувствуете, что не знаете о школьной жизни вашего ребенка или о его проблемах, связанных со школой, или о взаимосвязи его школьных и домашних проблем. Даже если нет особенных поводов для беспокойства, консультируйтесь с учителем вашего ребенка не реже, чем раз в два месяца.

3. Не связывайте оценки за успеваемость ребенка со своей системой наказаний и поощрений.

Ваш ребенок должен расценивать свою хорошую успеваемость как награду, а неуспеваемость — как наказание. Если у ребенка учеба идет хорошо, проявляйте чаще свою радость, можно даже устраивать небольшие праздники по этому поводу. Но выражайте свою озабоченность, если у ребенка не все хорошо в школе, и, если необходимо, настаивайте на более внимательном выполнении им домашних и классных заданий.

4. Знайте программу и особенности школы, где учится ваш ребенок.

Вам необходимо знать, какова школьная жизнь вашего ребенка, и быть уверенным, что он получает хорошее образование в хороших условиях. Посещайте все мероприятия и встречи, организуемые родительским комитетом и педагогическим коллективом. Используйте любые возможности, чтобы узнать, как ваш ребенок учится.

5. Помогайте ребенку выполнять домашние задания, но не делайте их сами.

Установите вместе с ребенком специальное время, когда нужно выполнять домашние задания, полученные в школе, и следите за выполнением этих установок. Это поможет вам сформировать хорошие привычки к обучению. Продемонстрируйте свой интерес к этим заданиям и убедитесь, что у ребенка есть все необходимое для их выполнения наилучшим образом. Однако если ребенок обращается к вам с вопросами, связанными с домашними заданиями, помогите ему найти ответы самостоятельно, а не подсказывайте их.

6. Помогите ребенку почувствовать интерес к тому, что преподают в школе.

Выясните, что вообще интересует вашего ребенка, а затем установите связь между его интересами и предметами, изучаемыми в школе. Например, любовь ребенка к играм можно превратить в стремление узнавать что-нибудь новое. Или же, поручите ему рассчитать необходимое количество продуктов для приготовления пищи, сосчитать нужную сумму денег для совершения той или иной покупки и пр.

7. Особенные усилия прилагайте для того, чтобы поддерживать спокойную и стабильную атмосферу в доме, когда в школьной жизни ребенка происходят изменения.

Такие события, как первые несколько месяцев в школе, начало и окончание учебного года, переход из начальной школы в среднюю, могут привести к стрессу ребенка школьного возраста. Спокойствие домашней жизни вашего ребенка поможет ему более эффективно решать проблемы в школе. В период адаптации обеспечьте ребенку спокойную, щадящую обстановку, соблюдайте четкий режим, то есть сделайте так, чтобы пятиклассник постоянно ощущал вашу поддержку и помощь.

Заключение.

  Смысл адаптационного периода в школе состоит в том, чтобы обеспе­чить его естественное протекание и благополучные результаты. В этих условиях целью работы педагога-психолога является создание условий для успешного обучения выпускников начальной школы в среднем звене, чтобы обеспечить его дальнейшее поступательное развитие и психологическое благополучие.

  Адаптация учащихся при переходе из начальной в основную школу будет эффективна при условии внедрения системы научно-методических рекомендаций предназначенных учителям, родителям (законным представителям) и психологам  по адаптации младшего подростка к учебно-воспитательному процессу в среднем звене общеобразовательной школы.

  В начале учебного года у 62% пятиклассников была выявлена повышенная школьная тревожность. Для большинства учащихся характерным являлось  беспокойство и преобладание отрицательных чувств. В мотивационной сфере определенные проблемы в адаптации к школьной жизни испытывали 58% школьников.

   После реализации научно-методических рекомендаций, включающих работу с учителями, родителями (законными представителями) и пятиклассниками, по итогам контрольной диагностики, было отмечено снижение школьной тревожности с 62% до 30%, повышение учебной мотивации с 58% до 78% и преобладание положительных чувств у пятиклассников.

   Разработанная и реализованная на практике коррекционная психолого-педагогическая программа помогает пятиклассникам эффективно вступать во взаимодействия, решать встающие перед ними каждодневные задачи, формировать уверенное поведение и толерантное отношение к окружающим.

   Работу по преодолению школьной дезадаптации необходимо проводить в коллективах детей с первого дня пребывания в школе. Практика показала необходимость дифференцированного подхода к этой проблеме, то есть осуществление индивидуального подхода или работу с группой детей, чтобы избежать школьной дезадаптации.

 

Используемая литература.

1. Каган В.Е. Психогенные формы школьной дезадаптации / В. Е. Каган // Вопросы психологии, - 1984. - № 4. – С 69-91.
2. Выготский Л.С. Педология подростка. Собр. соч. В 6-ти т. Т.4. / Л. С. Выготский – М.: Педагогика, 1984. – 432 с.
3. Крылова Т. А. Методические рекомендации для педагогов-психологов, социальных педагогов по профилактике дезадаптации детей и подростков. / Т. А. Крылова. - СПб.: Исма, 2017. – 59 с.
4. Вострокнутов Н.В. Школьная дезадаптация: ключевые проблемы диагностики и реабилитации // Школьная дезадаптация: эмоциональные и стрессовые расстройства у детей и подростков. М.: Москва, 1995. – С. 8-11.
5. Беликова Е. Ю. Помощь классного руководителя в адаптации пятиклассников / Е. Ю. Беликова, Е. В. Сазонова, Н .В. Чахмахчева // Клас. рук. - 2003. - № 1. - С. 17-28.
6. Голубков Г. В. Причины возникновения кризиса в подростковом возрасте / Я. А. Лычагина // Скиф. Вопросы студенческой науки. – 2019. - №1. – С. 19-24.
7. Андрияхина Н. Как помочь пятикласснику? /И. А. Андрияхина // Школьный психолог. - 2003. - № 30. – С. 17-29.
8. Артюхова А. Е. Эмоциональные состояния в подростковом возрасте / А. Е. Артюхова // Инновационная наука. – 2017. - №5. – С. 9–16.

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.