Психологический квест «Народы России»
Психологический квест «Народы России»
Тема: Народы России
Адресная направленность: обучающиеся старшего школьного возраста с интеллектуальными нарушениями.
Цель: формирование толерантного отношения к народам, проживающим в Российской Федерации.
Задачи:
Познакомить обучающихся с традициями и культурой народов России.
Способствовать осознанию обучающимися уникальности России как многонациональной страны.
Способствовать сплочению коллективов классов.
Условия проведения квеста: Проводится с 5 командами. Задача каждой команды за 40 минут пройти задания 5 станций. Приходя на станцию, команды - прослушивают задание, сообща принимают решение по условиям задания, получают название следующей станции и идут на нее. Через 40 минут все команды собираются в зале для подведения итогов. После подведения итогов получают дипломы в номинациях: «Победитель квеста», «Самая быстрая команда», «Самая дружная команда» и т.д..
Содержание квеста:
(Обучающиеся собираются в зале, строятся командами)
Информационнй блок «Народы России»
Психолог: Здравствуйте, ребята! Раскинувшаяся на бескрайних просторах, от Ледовитого и Тихого океанов до Балтийского, Черного и Каспийского морей, Россия являет собой удивительный образец самобытной огромной многонациональной страны. Географическое положение на стыке Европы и Азии способствовало сближению и взаимовлиянию различных по происхождению и языку этносов Евразии. Россия изначально складывалась как государство восточнославянских, балтских, финно-угорских, тюркских и других народов. В состав Древнерусского государства с его восточнославянским этническим ядром входило более 20 иных народов (чудь, меря, весь, корела, торки, ясы, касоги и т. д.)
Современная Россия является не только многонациональным, но и федеративным государством, в состав которого входит более 100 национальностей, этнотерриториальных и других групп населения. Самыми распространенными из которых являются русские (80% населения страны), татары (4%), украинцы (2%), чуваши (1,1%), башкиры (1,1%)
Остальные народы и этнические группы насчитывают от нескольких сотен тысяч до нескольких десятков человек, живущих преимущественно в своих национальных республиках, автономных краях и областях.
Народы России, несмотря на различия в языках, религии, обычаях и быте, тесно связаны общностью исторических судеб. Истоки их хозяйственно-экономических и культурно-общественных взаимоотношений уходят в глубь столетий. В далеком и недавнем прошлом народы России не раз сообща выступали против вражеских нашествий, в совместной борьбе против угнетателей. Они участвовали в пугачевском восстании, революционных и национально-освободительных движениях, в Отечественной войне 1812 г., во Второй мировой войне. Всемерное укрепление этих исторически сложившихся традиционных связей является гарантией их возрождения, роста благосостояния, международного авторитета и признания Российской Федерации.
Сегодня в Международный день толерантности мы предлагаем Вам поучаствовать в игре «Народы России». Для этого каждому классу предоставляется путеводитель, в котором отмечено какие станции нужно пройти в течение дня. Станции работают только на переменах. По прохождении всех станций путеводитель необходимо сдать в штаб, где будут подведены итоги и выявлен класс-победитель. Первая станция, на которую вы направляетесь, отмечена в конверте с шифром. Вам нужно разгадать шифровку и отправиться на свою станцию (приложение 1).
(Классы отправляются по индивидуальному путеводителю на станции: «Русские», «Украинцы», «Башкиры», «Татары», «Чуваши». На каждой станции модераторы знакомят обучающихся с национальными особенностями народов России и предлагают выполнить задание, которое оценивается от 1 до 5 баллов)
Станция «Русские»
Модератор станции: Добро пожаловать на станцию «Русские». Русские составляют 80% от общего населения страны. Русские - это этническая общность людей, представленная русской нацией. Большинство русских по вероисповеданию —православные христиане. Самоназвание «русский» появилось лишь в 14 веке и означало «государев человек».
Ключевыми понятиями топоса русского народа являются: «доля», «вера» и «труд». Русский — это покоритель пространств, вечно ищущий, рвущийся на природу, на волю. Только у русских «природа» и «воля» синонимы. «На волю! На простор! К новой, счастливой жизни!» Русский— коллективист. Обездоленность и одиночество — синонимы краха русской души. Русский всегда ждет, что человек-народ или коллектив поймет и поддержит его, пусть не сейчас, но в будущем. Труд для русского человека должен быть в радость. Русский живет идеями, воплощенными в труде, а не продуктом труда. Основные черты характера русского народа: добродушие, смелость, чувство единства.
Для прохождения этой станции вам необходимо продемонстрировать единство вашей группы:
Задание: За 3 минуты Вам необходимо организоваться в пространстве таким образом, чтобы у всей группы осталось как можно меньше ног, стоящих на полу. (Садиться на стулья, столы и др. предметы нельзя.) Время пошло!
Молодцы! Справились с заданием! А сейчас также дружно соберите разрезанное слово и узнаете на какую станцию отправитесь дальше. (складывают разрезанные на части слова: украинцы/ татары/ чуваши/ башкиры) Молоды, удачи!
Станция «Украинцы»
Модератор станции: Добро пожаловать на станцию «Украинцы». Украинцы составляют 2% от общего населения страны. Определяющей особенностью украинской нации является то, что она сформировалась как нация земледельческая. С этим же связана и полуанекдотическая изветность украинцев как любителей сала. С одной стороны, тяжелый земледельческий труд требует высококалорийного питания. Но с другой стороны, мнение о пристрастии украинцев к салу вряд ли было бы так на слуху, если бы сами украинцы это мнение с удовольствием не поддерживали. Для украинцев характерна идея внутреннего совершенства. К примеру, украинский юмор, в частности – так называемые народные усмешки. Кроме того украинцев характеризует «певучесть», они любят и умеют петь.
Для прохождения данной станции Вам необходимо продемонстрировать свои музыкальные способности и знания песен.
Задание: Я буду вам зачитывать характеристику песни, а вы должны вспомнить что это за песня из какого мультфильма или кино.
Песня о длительном путешествии маленькой девочки в головном уборе. (“Если долго – долго” – песня Красной Шапочки)
Песня о содержании головы одного из млекопитающих с бурой шерстью. ( “В голове моей опилки…” – песенка Вини-Пуха)
Песня о животных, благодаря которым наша планета совершает движение вокруг своей оси. (“Где то на белом свете..” – к/ф. “Кавказская пленница”)
Песня о животных с длинными ушами, которые работают косильщиками лужаек. (“Где-то в синем лесу..” – к/ф. “Бриллиантовая рука”)
Песня о четырёх мужчинах в шляпах с перьями, которые за многое благодарны своей судьбе. (“Опять скрипит потёртое седло..” – к/ф. “Д’Артаньян и три мушкетёра”)
Песня о трагической смерти маленького насекомого (“В траве сидел кузнечик”)
Песня о неизвестной игрушке с большими ушами. (“Теперь я чебурашка …”)
Песня о мальчике, сующем свой нос в чужое дело. (“Буратино”)
Молодцы! Справились с заданием! Возьмите конверт со словом и узнаете на какую станцию отправитесь дальше (читают слова: русские/ татары/ чуваши/ башкиры).
Станция «Башкиры»
Модератор станции: Добро пожаловать на станцию «Башкиры». Башкиры составляют 1,1% от общего населения страны. Башкиры – коренной народ Республики Башкортостан и сопредельных областей (столица г.Уфа)
Башкиры создали богатый фольклор. В произведениях устного народного творчества художественно отражены воззрения древних башкир на природу, их житейская мудрость, обычаи, понимание справедливости и творческая фантазия. Башкирские сказки выражают национальные черты, быт и обычаи народа. В сказках действуют егеты (добрые молодцы) и батыры (храбрые воины). Они прекрасно владеют луком, то есть метко стреляют, совершают добрые дела, помогают людям. Башкирские сказки восхваляют честность и великодушие, клеймят трусость тех, кто бросает товарищей в беде, призывают к труду, изучению ремёсел.
Для прохождения этой станции вам необходимо проявить смекалку:
Задание: Весь класс становится в круг лицом друг к другу (внутрь круга) и берется за руки. В течение 3 минут Вам необходимо, НЕ ОТПУСКАЯ РУК, развернуть круг так, чтобы вся группа оказалась, стоящей спиной внутрь круга. Время пошло…
Молодцы! Возьмите конверт со словом, прочитайте слово наоборот и узнаете на какую станцию отправитесь дальше. (читают слова: ЕИКССУР/ ЫРАТАТ/ ИШАВУЧ/ ЫЦНИАРКУ)
Станция «Татары»
Модератор станции: Добро пожаловать на станцию «Татары». Татары - народ в России (второй по численности после русских, 4% от общего населения страны), основное население Республики Татарстан. Татары относятся к тюркской группе алтайской языковой семьи. Их предки были земледельцами.
По характеру добродушные, (как отмечают сами представители этого народа, несколько упрямые), гостеприимные. Своей силой, выносливостью, добросовестностью в исполнении взятого на себя обязательства они завоевали репутацию лучших работников. Их отличает энергия и практическая сметливость.
Задание: Для прохождения этой станции Вам необходимо выбрать одного человека, который будет «отвечать» за весь класс. Все остальные участники завязывают себе глаза и передвигаются за «ответственным». Задача класса преодолеть все препятствия, находящиеся в кабинете за 1 минуту. НЕЛЬЗЯ: открывать глаза (кроме «ответственного»). МОЖНО: держаться за руки, за ноги и т.д., разговаривать, поддерживать друг друга. Итак, завязываем глаза, время пошло…
Молодцы! А сейчас обернитесь назад и прочитайте на доске слово на какую станцию отправитесь дальше (читают слово русские /украинцы/ башкиры/ чуваши)
Станция «Чуваши»
Модератор станции: Добро пожаловать на станцию «Чуваши». Чуваши составляют 1,1% от общего населения страны. Чуваши народ суваро-булгарского происхождения, основное население Чувашской Республики (Россия). Язык — чувашский. Является единственным живым представителем булгарской группы тюркских языков. Исповедуют правлославие и мусульмантсво. Национальные черты характера: спокойствие, сдержанность, доброжелательность и гостеприимство.
Задание: Для прохождения этой станции Вам предлагается рисунок пустой комнаты (приложение 2), которую нужно заполнить комфортными для вас предметами. Каждый участник должен нарисовать 1 предмет, с которым будет удобно находиться в этой комнате человеку, сидящему справа от него. Затем рисунок передается соседу справа и он рисует приятный, уютный предмет для следующего человека…
Молодцы! А сейчас переверните листок и прочитайте слово на какую станцию отправитесь дальше (читают слово русские /украинцы/ башкиры/ татары)
«Штаб»
После прохождения всех станций классы сдают свои путеводители в «штаб», где подводятся итоги мероприятия и выявляется победители.
Заключительный этап
(Сбор в общем зале))
Психолог: Я рада видеть вас снова в нашем зале. Поздравляю с успешным выполнением всех заданий и прохождением станций. Скажите, что для вас было самым интересным? А самым трудным? До новых встреч!
Источники:
Анн Л.Ф. Психологический тренинг с подростками.- СПб.: Питер,2005.- 271с.
Бойков Д.И. Общение детей с проблемами в развитии: коммуникативная дифференциация личности: уч.мет. пособие – СПБ.: КАРО, 2005. – 288 с.
Грецов А.Г. Тренинг общения для подростков.- СПб.: Питер, 2005.- 160с.
Кипнис М. 59 лучших игр и упражнений для развития управления коммуникациями. Тренируем общение, способность влиять и убеждать./ М. Кипнис.- СПб.: Прайм – ЕВРОЗНАК, 2009.-224с.
https://ru.wikipedia.org/wiki/З
Приложение 1
Ключ:
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 |
А | Б | В | Г | Д | Е | Ё | Ж | З | И | Й |
12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 |
К | Л | М | Н | О | П | Р | С | Т | У | Ф |
23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 |
Х | Ц | Ч | Ш | Щ | Ъ | Ы | Ь | Э | Ю | Я |
Шифр для команды №1
28 | 21 | 19 | 19 | 12 | 20 | 16 |
Шифр для команды №2
21 | 12 | 18 | 1 | 20 | 15 | 24 | 29 |
Шифр для команды №3
2 | 1 | 26 | 12 | 20 | 18 | 29 |
Шифр для команды №4
20 | 1 | 20 | 1 | 18 | 29 |
Шифр для команды №4
25 | 21 | 3 | 1 | 26 | 10 |
Приложение 2