Психологический квест «Новогодние чудеса»
Психологический квест «Новогодние чудеса»
Адресная направленность: обучающиеся младшего школьного возраста с интеллектуальными нарушениями.
Цель: формирование психологического базиса для полноценного развития личности обучающихся с интеллектуальными нарушениями на основе создания оптимальных возможностей и условий проявления их личностного потенциала.
Задачи:
способствовать созданию благоприятного психологического климата в коллективе обучающихся;
развивать высшие психические функции и познавательную активность обучающихся, их пространственное восприятие, общую и мелкую моторику;
развивать эмоционально-волевую сферу, произвольное поведение, содействовать формированию социального поведения обучающихся;
способствовать формированию коммуникативных функций, умения владеть вербальными и невербальными средствами передачи информации, навыков взаимодействия и взаимопомощи.
Оборудование: фрагменты снежинки с буквами «Ч», «У», «Д», «Е», «С», «А»; сундучок с подарками с надписью «НОВОГОДНИЕ»; аудиозапись «Кабы не было зимы»; ножницы, листы черного картона, клей, цветная пряжа, шаблон снегиря; ноутбук, проектор и экран; мультфильмы «Наступила зима», «Разминка снеговиков»; массажные коврики; песочный столик с подсветкой; цветные картинки из приложений.
Условия проведения квеста: проводится с группой обучающихся (от 3 до 10 человек) в декабре на протяжении 5 занятий (30-40 мин. каждое) с периодичностью 1 раз в неделю. Задача команды на каждом занятии пройти задание и получить часть пазла с буквами. После 5 станций- занятий команда собирает все пазлы в единое слово. После разгадки ключевого слова подводятся итоги, дети получают призы.
Содержание квеста:
(Обучающиеся сидят за круглым столом. В классе звучит аудиозапись «Кабы не было зимы».)
Психолог: Добрый день девчонки и мальчишки! Предлагаю вам поучаствовать в квест-игре «Новогодние чудеса». На каждом занятии у нас будет 5 разных станций. На каждой станции вы будите выполнять новогодние задания. За выполнение будете получать один лучик снежинки с написанными на них буквами. Когда выполните все задания, сможете сложить лучики снежинки в одно слово. Это слово – ключ! Приложив ключ к волшебному новогоднему сундучку, откроете его. Там хранятся подарки от Деда Мороза. Но получить их смогут только самые дружные, внимательные и старательные классы! Играем?!
Описание заданий на станциях:
СТАНЦИЯ 1 «ЗИМНЯЯ»
Задачи:
- закрепить представление о зиме как о времени года, ее признаках и особенностях;
- развивать внимание, память, мышление;
-способствовать формированию дружеских отношений обучающихся, созданию атмосферы психологического комфорта.
Введение в тему занятия
Психолог: Сегодня мы с вами на станции «Зимняя». Скажите, ребята, какое сейчас время года? А какие еще времена года вы знаете? Как вы догадались, что сейчас зима? (дети отвечают на вопросы) Давайте посмотрим небольшой мультфильм (смотрят м/ф «Наступила зима»).
Скажите, что делали герои мультфильма? Чем зима отличается от других времен года? Какие ваши любимые зимние забавы были показаны в мультфильме? (дети отвечают на вопросы) Молодцы!
Задание -загадки
Психолог: А сейчас я буду загадывать загадки, вам нужно догадаться о чем идет речь?
Снег ложится на деревья,
Тротуары и дома.
Всех от холода укроет
Белоснежная …(Зима)
Он – пушистый, серебристый,
Прямо с неба взял разбег.
Белой шалью накрывает,
Согревая землю…(Снег)
Подарю ему я шляпу.
Подмигнёт мне в тот же миг
Добродушный, круглолицый
Снежный друг мой …(Снеговик)
Жарким летом на плоту
По волнам я проплыву.
А зимой не нужен плот —
Превратились волны в... (лед)
В зимний день по снежной корке
Он меня катает с горки.
С ветерком промчаться рад
Мой веселый... (снегокат)
По сугробам возле речки
Едут длинные дощечки,
Ищут горочки повыше.
Назови дощечки! (Лыжи)
Мы в морозный день с друзьями
Снег из шланга поливали.
Как появится ледок,
Значит, все — готов... (каток)
Два стальных блестящих братца
По катку кругами мчатся.
Лишь мелькают огоньки.
Что за братики? (Коньки)
Разминка
Психолог: Сейчас немножко отдохнем и проведем небольшую разминку:
Зайке холодно сидеть,
Нужно лапочки погреть(встают со стульчиков).
Лапки вверх, лапки вниз (поднимают руки вверх, опускают вниз).
На носочках подтянись (поднимаются на носочках),
Лапки ставим на бочок (руки на бока),
На носочках скок-скок-скок (подпрыгивают).
А затем вприсядку,
Чтоб не мёрзли лапки (приседают).
Прыгать заинька горазд,
Он подпрыгнул десять раз (подпрыгивают 10 раз).
Задание- лишнее и тени
Психолог: Обведите карандашом те предметы, которые вам не понадобятся зимой на улице, узнайте по теням два предмета (приложение 1). (называют предметы, обводят карандашом).
Задание – небылицы
Психолог: Ребята, рассмотрите внимательно картинку (приложение 2). Все ли на ней верно, чего не может быть? (отвечают на вопросы)
Подведение итогов занятия
Психолог: Здорово у вас все получилось! Расскажите о каком времени года мы сегодня говорили? Что вам понравилось на занятии? Какие сложности возникали? (отвечают на вопросы)
Вы сегодня большие молодцы, справились с первым заданием нашего квеста! И получаете один лучик снежинки, которая станет ключом для сундука с подарками (лучик с буквой «Ч», приложение 3)
СТАНЦИЯ 2 «ОТ СЕРДЦА К СЕРДЦУ»
Задачи:
- способствовать формированию дружеских отношений обучающихся; умения делиться с друзьями и делать подарки;
- развивать мелкую моторику рук, пространственное, цветовое, тактильное восприятие, логическое мышление и произвольное поведение;
- способствовать активизации межполушарного взаимодействия;
- способствовать снятию эмоционального напряжения, созданию атмосферы психологического комфорта.
Введение в тему занятия
Психолог: Сегодня мы с вами на станции «От сердца к сердцу». Послушайте легенду: «В далекой- далекой сказочной стране. Где всегда царила хорошая солнечная и морозная зимняя погода, мягко падали резные снежинки... Жили три птички. Три Снегиря. Три верных друга. Но однажды в этой сказочной стране подул сильный холодный ветер, налетела вьюга, поломала ветки деревьев. Метель стала засыпать сказочную страну... Птичкам стало холодно и страшно. Они полетели искать себе укрытие. Увидели они куст Рябины и попросили у нее укрытия. Но спрятаться под этим кустом могли только 2 птички, а третьей не хватило места. Как вы думаете, ребята, согласились птички спрятаться под этим кустиком и какая птичка осталась без укрытия на улице? (дети отвечают) Нет! Не согласились! Она не захотели оставлять в беде ни одного из своих друзей! Полетели птички дальше. Увидели маленькую Березку и попросили у нее укрытия. Но спрятаться под этим маленьким деревцем могли только 2 птички, а третьей не хватило места. Как вы думаете, ребята, согласились птички спрятаться под этим деревцем и какая птичка осталась без укрытия на улице? ( дети отвечают) Нет! Не согласились! Она не захотели оставлять в беде ни одного из своих друзей! Полетели птички дальше. Увидели большую статную Ель. Попросили укрытия у нее. Здесь всем нашлось место, чтобы переждать непогоду. С тех пор в сказочной стране существует легенда, если Снегири сидят на Ели, погода ласковая, а все загаданные желания исполняются».
Задание- поделка начало
Психолог: Сегодня мы с вами тоже сделаем Снегирей, посадим их на ель и загадаем свои желания!
Начнем создание поделки с основы для нашего снегиря. Для этого на листе черного картона по шаблону (приложение 4) обводим контур птички. Делаем две симметричные заготовки. Теперь соединяем шаблоны между собой так, чтобы черная сторона картона оказалась снаружи. Но пока не склеиваем эти заготовки. Далее будем формировать грудку снегиря. А для этого нам потребуется красная пряжа. Покажите где у нас красная пряжа? Правильно! Начинаем наматывать ее в нижней части заготовки, продевая через отверстие. Верхнюю часть снегиря мы оформим нитками серого и белого цвета. Сначала берем серую пряжу. Выберите серую! Правильно! Наматываем, ее располагаем спереди. После требуется намотать на заготовку белые нитки. Покажите где белые? Намотайте их.
Разминка
Психолог: Сейчас немного отдохнем и проведем небольшую разминку под веселый мультфильм «Разминка снеговиков»
Задание- поделка продолжение
Психолог: Дальше нам нужны ножницы, ими будем прорезать нитки по краю заготовки. Для этого берем заготовку снегиря в одной руку, придерживая ее за центр, а другой рукой начинаем аккуратно прорезать нити. Фиксируем все эти нитки между собой с помощью небольшой ниточки, завязываем ее на узелок. У нас получается помпон на картонной заготовке. Лишние ниточки обрезаем, а заготовки склеиваем между собой. Осталось добавить глазки с двух сторон поделки. Вот такой у нас получился снегирь из ниток и картона.
Задание- подарки
Психолог: Молодцы, ребята! Замечательные снегири- елочные игрушки у вас получились! Кому из ребят вы бы хотели подарить своих птичек? Обменяйтесь подарками! Сегодня каждый у себя дома повесит подаренного ему снегиря на свою елочку и загадает свое желание!
Подведение итогов занятия
Психолог: Расскажите понравилось ли вам наше занятие? Что было сложным? Что было для вас интересным? Приятно ли было получить в подарок от своих одноклассников такую поделку? А понравилось ли вам самим делать подарки? (дети отвечают на вопросы)
Хорошо! Вы сегодня большие молодцы, справились с заданием! И получаете еще один лучик нашей снежинки- ключа (лучик с буквой «У», приложение 3)
СТАНЦИЯ 3 «ВНИМАНИЕ»
Задачи:
- развивать внимание обучающихся, умение сравнивать, находить отличительные и общие признаки предметов;
-развивать пространственные представления и пространственную ориентировку;
-способствовать формированию дружеских отношений обучающихся, созданию атмосферы психологического комфорта.
Введение в тему занятия
Психолог: Сегодня мы с вами на станции «Внимание». А это значит, что сегодня вам нужно быть особенно внимательными, чтобы выполнить задания и получить дополнительные лучики нашей снежинки – ключа от новогодних подарков. Вы готовы? Начинаем!
Задание-находилки
Психолог: Перед вами картинка (приложение 5), рассмотрите ее внимательно. Ваша задача найти на картинке и раскрасить все предметы, которые изображены внизу. (выполняют задание) Молодцы!
А сейчас вам нужно найти 2 одинаковых снеговика (приложение 6) (выполняют задание) Молодцы!
Следующая находилка- это отличия! Вам нужно найти как можно больше отличий на картинках (приложение 7, 8). Хорошо!
А сейчас, ребята, помогите зайчику(приложение 9)! Найдите чем он испачкался? Посмотрите внимательно на картинку, чего не хватает? Что пропало? Молодцы!
Хорошо, ребята! Вы справились с такими сложными заданиями за такой короткий срок. И получаете еще один лучик нашей снежинки- ключа (лучик с буквой «Д», приложение 3). Сегодня у нас есть возможность заработать еще один лучик, отправляемся за ним? Тогда в путь!
Разминка
Психолог: Представьте, что вы – паровозик! Постройтесь в колонну друг за другом. Выберите, кто из вас будет головой поезда, а кто вагончиками. Где едет паровозик? Правильно, по железной дороге, по рельсам! Посмотрите перед вами из массажных ковриков выложена дорожка для паровозика. Двигайтесь по ней! В местах пересечения рельсов слушайте мои команды. Паровозик движется прямо! Направо! Прямо! Влево! Прямо! и т.д.(дети выполняют движения по инструкции, меняются друг с другом местами, так, чтобы каждый смог побывать в голове поезда). Молодцы! Очень хорошо знаете где у нас лево и право. А сейчас попробуем сделать подобное на листе бумаги!
Задание- проводилка
Психолог: Вам нужно проводить Деда Мороза в гости! Обводим карандашом клеточки! Сначала на три клетки вправо, затем три клетки вверх, после чего три клетки влево. К кому в гости пришёл наш Дедушка Мороз? Правильно, к снеговику! Молодцы! Здорово у вас все получилось!
Подведение итогов занятия
Психолог: Расскажите, ребята, понравилось ли вам наше занятие? Что было сложным? Что было для вас интересным? (дети отвечают на вопросы)
Хорошо! Вы сегодня большие молодцы, справились с заданиями! И получаете еще один лучик нашей снежинки- ключа (лучик с буквой «Е», приложение 3)
СТАНЦИЯ 4 «ЛОГИКА»
Задачи:
- развивать логическое мышление, умение устанавливать закономерности, исключать лишнее, делать умозаключения;
- способствовать развитию памяти и внимания, мелкой моторики рук, пространственного, цветового, тактильного восприятия и произвольного поведения;
- способствовать формированию дружеских отношений обучающихся, созданию атмосферы психологического комфорта.
Введение в тему занятия
Психолог: Сегодня мы с вами на станции «Логика». Здесь вам нужно проявлять смекалку и находчивость! Начинаем!
Задание- помогай-ка
Психолог: Помогите Снегурочке убрать лишние подарки. Послушайте слова и скажите, что здесь лишнее? Сани, лодка, лыжи, коньки. Варежки, рукавицы, сапоги, перчатки. Гирлянды, шары, мишура, елка. Молодцы!
Помогите Снегурочке подобрать упаковку к подаркам (приложение 11). Правильно!
Помогите бельчатам украсить дом! Найдите закономерность и дорисуйте недостающие игрушки и бусинки (приложение 12). Молодцы!
Разминка
Психолог: Сейчас немного отдохнем и проверим насколько вы дружные и внимательные! Перед вами массажные коврики разного цвета! Первый участник ставит правую ногу на коврик красного цвета, второй на синий, третий на желтый, четвертый на зеленый коврик (по количеству участников). Первый ставит левую ногу на зеленый, второй на красный, третий на синий, четвертый на желтый коврики. Первый ставит правую руку на фиолетовый коврик, второй на синий, третий на розовый, четвертый на голубой. Первый ставит левую руку на красный, второй на желтый, третий на розовый, четвертый на зеленый коврик. Считаем до 10, сможете ли вы продержаться? Молодцы! Справились!
Задание- отгадай-ка
Психолог: Посмотрите на картинку (приложение 13) и отгадайте каким набором игрушек нарядили каждую елку? Отлично!
Отгадайте где чья открытка? (приложение 14) Молодцы!
Подведение итогов занятия
Психолог: Расскажите, ребята, понравилось ли вам наше занятие? Что было сложным? Что было для вас интересным? (дети отвечают на вопросы)
Хорошо! Вы сегодня большие молодцы, справились с заданиями! И получаете еще один лучик нашей снежинки- ключа (лучик с буквой «С», приложение 3)
СТАНЦИЯ 5 «НОВОГОДНИЕ ФАНТАЗИИ»
Задачи:
- способствовать формированию дружеских отношений обучающихся;
- способствовать снятию эмоционального напряжения, созданию атмосферы психологического комфорта;
- способствовать формированию коммуникативных функций, умения владеть вербальными и невербальными средствами передачи информации, навыков взаимодействия и взаимопомощи.
Введение в тему занятия
Психолог: Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас заключительная станция нашего квеста «Новогодние фантазии».
Задание- настроение
Психолог: Ребята, пред вами стоит песочный столик. Усаживайтесь поудобнее за него. Нарисуйте свое настроение! (звучит музыка «Кабы не было зимы») Расскажите какое настроение вы нарисовали?
Задание- мечта
Психолог: Рассмотрите внимательно картинку (приложение 15). Как вы думаете, что нашел зайчик под подушкой? (дети рисуют свои варианты) Расскажите , что у вас получилось? Как вы думаете, зайчик обрадовался своей находке? А что бы могло обрадовать вас?
Молодцы! Получите заключительный фрагмент вашего пазла («А», приложение 3)
Заключительный этап
(Дети собирают 6 лучиков снежинки в единое целое. Звучит аудиозапись «кабы не было зимы!»)
Психолог: Поздравляю с успешным выполнением всех заданий и прохождением станций. Ребята, сложите ваш пазл, какое слово было зашифровано? (ЧУДЕСА). Подойдите к нашему сундучку, приложите ваш ключ (снежинку). Отлично, сейчас наш сундучок открыт! И вы сами смогли сотворить новогодние чудеса! Потому что помогали друг другу, были смелыми и находчивыми. Возьмите в сундучке подарки о! До новых встреч! С наступающим Новым годом!
Источники:
https://nsportal.ru/detskiy-sad/zdorovyy-obraz-zhizni/2014/12/21/fizminutki-po-temam-zima-novyy-god
https://ped-kopilka.ru/kalendar/zima/zimnie-razvivayuschie-zadanija-dlja-detei-5-7-let.html
https://ped-kopilka.ru/kalendar/zima/zimnie-razvivayuschie-zadanija-dlja-detei-5-7-let.html
https://ped-kopilka.ru/vneklasnaja-rabota/zagadki-schitalki-i-skorogovorki/zagadki-pro-zimu.html
https://tratatuk.ru/materialy/podelki-iz-bumagi/snegir-iz-nitok-i-kartona.html
Приложение 1.
Приложение 2
Приложение 3
П риложение 4
Приложение 5
Приложение 6
Приложение 7
Приложение 8
Приложение 9
Приложение 10
Приложение 11
Приложение 12
Приложение 13
Приложение 14
Приложение 15
Фролова Елена Николаевна
Кияйкина Наталья Федоровна
Алимпьева Светлана Валерьевна