Дзержинский район
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Лицей №113» города Новосибирск
Секция: биология
Ананьева Екатерина
9 класс
Психология цвета
Научный руководитель:
Учитель биологии
Вышинская Нина Ивановна
Контактный телефон:
89538661419
г. Новосибирск, 2020
Содержание
Введение………………………………………………………………………….3
1.Основная часть………………………………………………………………..4-9
1.1.Психология цвета…………………………………………………………….4
1.2.Что такое цвет………………………………………………………………...5
1.3.Влияние цвета на центральную и вегетативную нервные системы человека………………………………………………………………...51.4.Влияние цвета на эмоциональное состояние человека……………………7
2. Экспериментальный этап……………………………………………….…9-10
2.1 Цветовой тест Люшера……………………………………………………....9
Выводы…………………………………………………………………………...10
Рекомендации……………………………...……………………………………..11
Список используемой литературы и источников……...……………………....12
Приложение………………………………………………………………...…….13
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность:
Более 95 % информации человек получает с помощью зрения. Человек в отличие от многих животных обладает цветовым зрением, поэтому цвет влияет на человека также как и все остальное. У каждого человека есть свой любимый цвет. Но, несмотря на это, мы редко задумываемся над тем, какое значение в нашей жизни имеет цвет.
Эта проблема уходит корнями в древность. Оказывается, ещё в древности люди верили, что цвет обладает магической силой. С тех пор ученые провели многочисленные исследования, которые подтвердили тот факт, что цвет оказывает воздействие на настроение, на чувства, мысли и, в целом, на здоровье человека.
Иногда, когда я устаю, мне хочется порисовать или что-то раскрасить. От этого у меня поднимается настроение и появляется улыбка. Оказывается, такой прием называется цветотерапия.
Чтобы понять действительно ли влияет цвет на настроение, самочувствие современного человека, я решила более подробно изучить данный вопрос.
Гипотеза: каждый цвет влияет на настроение, самочувствие человека.
Цель: изучение влияние цвета на настроение, самочувствие человека.
Задачи:
изучить литературу по данной теме;
выявить взаимосвязь цвета и нервной системы человека;
провести тест Люшера среди разных возрастных групп людей с опорой на интернет ресурсы;
обобщить и представить результат работы над проектом на конференции.
Методы исследования: наблюдение, изучение литературы, анализ различных источников, синтез, эксперимент, анкетирование.
Объект исследования: настроение человека в момент влияния на него различных цветов.
Предмет исследования: Влияние цвета на настроение и самочувствие человека.
1.ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
1.1.Психология цвета
Психология цвета исследует то, как на нас влияет тот или иной цвет.
Предметом такой науки являются взаимосвязи цвета и психики. В сферу ее интересов входят влияние цвета на психическую деятельность человека, объективация посредством цвета психических процессов и состояний, цветовая психодиагностика и т.д.
Цвета могут изменить наше восприятие, чувства и даже заставить нас волноваться. С помощью цвета можно улучшить память и внимание, и даже убедить человека принять то или иное решение. Знания о значениях цветов - ключ к пониманию поведения людей.
Цвет может полностью изменить наше представление о каком-то определённом объекте, предмете или элементе. Представьте на минуту игрушку для малышей. Скорее всего, вы представили яркую весёлую погремушку или блестящую контрастную забавную игрушку. А теперь представьте эту же игрушку, только ... абсолютно чёрного цвета с серебристыми деталями... шокирует, правда?
Очень вероятно. Несмотря на то, что как такового кодекса цветов для определённых вещей нет, на протяжении всей нашей жизни мы ассоциируем всё, что мы видим, с теми или иными цветами. Мы делаем это ежедневно и даже не задумываемся. Однако когда внезапно мы замечаем, например, голубой банан, оранжевые линзы для глаз или сверкающее жёлтое дерево, это удивляет нас.
На сегодняшний день цветовая психология — эмпирическая наука. Одним из главных препятствий на пути создания научной теории взаимосвязи цвета и психики является недостаточная степень систематизации и обобщения накопленных фактов, касающихся отношения цвет-психика. [2]
1.2.Что такое цвет
Цвет — лишь субъективное ощущение, возникающее при воздействии на зрительный анализатор электромагнитной волны определенной длины. Оно объективно зависит от характеристик преломления, отражения и поглощения световых волн тех сред и поверхностей предметов, которые находятся между источником излучения и глазом человека, а также в поле его зрения. Субъективно человек может цвета не ощущать (цветовая слепота), либо воспринимать их искаженно (дальтонизм). [3]
Принято считать, что существует шесть основных цветов, а все остальные, так или иначе, группируются вокруг них. Основные цвета – это красный, синий, зеленый, белый, черный, желтый.
1.3.Влияние цвета на центральную и вегетативную нервные системы человекаП.В.Яньшин утверждает: «...цвет качественно и комплексно влияет на психофизиологическое состояние человека, включая изменение состава крови, динамику заживления тканей, тонус мышечных сокращений, функцию сердечно-сосудистой системы...» .[2]
Особые заслуги в данном направлении принадлежат С.В. Кравкову. Результаты его экспериментальных работ (1935—1951 гг.) показали, что цветовое воздействие приводит к определенным изменениям тонуса ВНС, а в свою очередь, изменение тонуса ВНС оказывает влияние на цветовое зрение.
Симпатикотропные раздражители повышают чувствительность к сине-зеленой части спектра, а чувствительность к красно-желтой части у глаза снижается. И наоборот, парасимпатикотропные агенты улучшают чувствительность к красному и желтому, а к синему и зеленому — снижают. Восприятие красно-желтой части спектра вызывает активацию СНС и тормозит ПНС. Синий и зеленый оказывают депрессирующее действие на СНС и активирующее на ПНС. Из этого следует, что чувствительность глаза к красно-желтой и сине-зеленой частям спектра носит реципрокный характер, аналогично реципрокным взаимосвязям СНС и ПНС.
Подобный характер взаимосвязей цветового восприятия с деятельностью ВНС, позволяет сделать вывод об объективной нужде последней в цветовых раздражителях для своей саморегуляции. Можно сказать, что организм, находящийся в состоянии «борьбы» или «бегства» нуждается в большей степени в цветах сине-зеленой гаммы, чем красно-желтой. В тоже время, состояния покоя и восстановления приводят к увеличению потребности в «активных» цветах и снижению — в «пассивных». Тем самым, поддерживается равновесие двух отделов ВНС между собой.
Так синий, и в какой-то мере зеленый, оправдывают свои характеристики, как релаксирующих, успокаивающих, и поэтому особо предпочитаются людьми, нуждающимися в расслаблении и отдыхе. Однако длительное воздействие этих цветов приводит к торможению и даже депрессии, вызывает впечатление чего-то печального и скучного. Красный и желтый как стимулирующие так же оправдывают свои традиционные характеристики цветов «активной стороны». В этих цветах «заинтересована» нервная система человека, хорошо отдохнувшего, восстановившего силы, испытывающего потребность в интенсивной деятельности, проявлении своей энергии. Длительное воздействие этих цветов может привести к перевозбуждению, а затем и к защитному торможению нервной системы.
Характер взаимосвязи белого и черного с деятельностью ВНС является аналогичным: белый стимулирует эрготропную систему организма, а черный — трофотропную; активация ПНС увеличивает «нужду» в белом цвете, а СНС — в черном. Если с утра пасмурно и в природе преобладают свинцово-синие тона, то настроиться на активную работу бывает очень трудно, человек может впасть в пассивное, дремотное состояние. И наоборот, яркое, солнечное утро способствует быстрому переходу от сна к бодрствованию.
Цветовое воздействие может усиливать вегетативные проявления стресса. Так «цветовая нагрузка» с использованием коричневого, оранжевого и особенно желтого заметно усиливает имеющуюся при кинетозе тошноту. Быстрая установка перед испытуемым яркого желтого экрана могла при наличии тошноты вызывать рвоту. И наоборот, воздействие голубого, фиолетового и особенно синего цвета снижала тошноту при кинетозе.
Влияние цвета на центральную нервную систему (ЦНС). То, что цвет оказывает воздействие на деятельность ЦНС, в свете вышеизложенных экспериментальных данных является несомненным. Однако в отличие от ВНС, на которую цвет оказывает безусловное воздействие, взаимосвязь между цветом и ЦНС человека представляет более сложную картину. Если для ВНС цвет — это, прежде всего, кванты энергии, поступающие в организм из внешнего мира, то для ЦНС, цвет, если можно так выразиться, — и квант информации об окружающем мире.
Благодаря определенным отделам ЦНС, у человека формируются цветовые ощущения, а интегративная деятельность ЦНС обеспечивает функционирование цветового восприятия и более сложные формы обработки информации. Специфические поражения ЦНС могут привести к потере человеком способности воспринимать цвета частично или полностью, так называемой цветовой агнозии.
Цвет необходим для поддержания тонуса ЦНС. Известны случаи так называемого «цветового голодания», когда при цветовой бедности окружающего пейзажа и обстановки развивались симптомы астенизации. У детей, длительное время проживающих в условиях «цветового голодания», отмечаются даже задержки интеллектуального развития. [3]
1.4.Влияние цвета на эмоциональное состояние человека
Энергетическая сторона цветового воздействия на ЦНС изучена недостаточно. Имеющиеся в цветовой психологии факты носят отрывочный, фрагментарный характер. Но, если проанализировать эти исследования, то можно вывести следующие психофизические и психофизиологические характеристики некоторых цветов.
Красный цвет связан с радостью и гневом. Можно сказать, что с красным цветом связаны все активные эмоциональные переживания человека вне зависимости от их знака: радость, страсть, гнев. Согласно исследованиям, красный цвет предпочитают экстраверты.
Жёлтый цвет – это цвет позитива, оптимизма, молодости, надёжности и креативности. Мы используем в сообщениях жёлтые смайлики, и вряд ли вы оденете что-то жёлтое, если вы грустите или у вас плохое настроение. Из негативных эмоций желтый цвет связывают с отвращением. Сочетание красного и желтого цвета часто выбирают крупные бренды для того, чтобы ассоциировать марку с радостью, удовольствием. Таких брендов много: Mcdonald’s, Lipton и др.[6]
Синий цвет связан с эмоцией интереса, а также с грустью. В физиологическом смысле синий цвет оказывает объективное тормозящее влияние на ЦНС, поэтому с ним связаны переживания пассивной направленности от спокойного созерцания до грусти и печали. Синий цвет предпочитают интроверты. А вот неприятие синего цвета может говорить о повышенной тревожности и невротизации (состояние эмоциональной нестабильности, которое может привести к нервозу и невротической тенденции в поведении личности).
Эмоции черного цвета – это страх, гнев, утомление, грусть. Интраверты также выбирают этот цвет. Согласно другим исследованиям, черный цвет могут предпочитать люди с проявлением активной, яркой, экстравертированной эмоциональности и творческим воображением.
Фиолетовый и коричневый цвета большинство испытуемых связывают с негативными эмоциями: отвращением, гневом и страхом. Фиолетовый цвет предпочитают интраверты. Оттенки фиолетового цвета вызывают беспокойство. Коричневый цвет также ассоциируется с эмоцией утомления.
Зелёный – это самый естественный цвет, цвет природы, травы, здоровья, плодородия, денег. Согласно психологии цвета это также цвет свежести и гармонии, мира, спокойствия. Людей, оберегающих природу, также называют “зелёными”. [7]
Если обобщить вышесказанное, то можно сказать, что влияние красно-желтой и сине-зеленой частей спектра на ВНС и ЦНС распределяется таким образом: первая оказывает активирующее воздействие на человека, а вторая – успокаивающее. Однако, этот эффект индивидуально может меняться. Связь эмоций и цвета является многоуровневой, так как с одной стороны, цвет непосредственно вызывает определенные эмоции, а с другой, эмоциональное состояние влияет на цветовые предпочтения.
2.Экспериментальный этап
2.1 Тест Люшера
Чтобы проверить свою гипотезу о том, что каждый цвет определенно влияет на настроение, характер, состояние человека, я попросила 100 человек пройти тест Люшера он-лайн.
Цветовой тест Люшера — проективная методика исследования личности, впервые опубликованная швейцарским психотерапевтом Максом Люшером в 1949 году.[4]
Сама процедура тестирования состоит в упорядочивании цветов испытуемым по степени их субъективной приятности. Тестирование проводится при естественном освещении, однако недопустимо воздействие на таблицу цветов прямого солнечного света. Инструкция предусматривает просьбу отвлечься от ассоциаций, связанных с модой, традициями, общепринятыми вкусами и постараться выбирать цвета только исходя из своего личного отношения.
Поскольку выбор цвета основан на бессознательных процессах, он указывает на то, каков человек на самом деле, а не на то, каким он себя представляет или каким бы он хотел быть, как это часто случается при использовании опросных методов.
Результаты цветовой диагностики Люшера позволяют произвести индивидуальную оценку и дать профессиональные рекомендации о том, как можно избежать психологического стресса и физиологических симптомов, к которым он приводит. Кроме того, тест Люшера предоставляет дополнительную информацию для психотерапии.
Доказательств правдивости теста Люшера нет. Результаты тестирования, как правило, представляют некие обобщенные характеристики, которые могут подходить любому человеку.
После прохождения теста я задала испытуемым только один вопрос: «Считаете ли вы, что результаты теста соответствуют вашему характеру, настроению, состоянию?»
Результаты ответа на данный вопрос представлены в таблице 1.
Таблица 1
| Да | Нет | Не совсем |
Люди | 53 | 20 | 27 |
% | 53% | 20% | 27% |
ВЫВОДЫ
Изучив литературу по теме проекта, я выяснила взаимосвязь цвета и нервной системы человека. Влияние красно-желтой и сине-зеленой частей спектра на ВНС и ЦНС различно и, в целом, противоположно: первая оказывает активирующее воздействие на человека, а вторая – успокаивающее. Однако, этот эффект индивидуально может меняться.
Проведенный эксперимент с использованием теста Люшера показал, что 53% людей согласны, что цвет влияет на настроение и характер человека, однако 20% с этим не согласны, обосновывая это тем, что настроение зависит от самого человека.
Я согласна, что цвет влияет на настроение, самочувствие и характер человека, но связь эмоций и цвета является многоуровневой, так как с одной стороны, цвет непосредственно вызывает определенные эмоции, а с другой, эмоциональное состояние влияет на цветовые предпочтения.
Результаты работы над данным проектом будут представлены на конференции, для участников конференции приготовлены буклеты по теме «Цвет и настроение».
Рекомендации
Следует учитывать выбор цвета в одежде и в интерьере в соответствии со своим характером, и целями, которые вы преследуете.
1. Ваш любимый цвет подходит не для всех случаев.
Может быть, вы обожаете фиолетовый, однако этот цвет может вызвать тоску, если вы чрезмерно оформите с его помощью вашу комнату. Однако это замечательный цвет в одежде. Но прежде, чем одеться, всегда задумайтесь, подходит ли такой наряд к данному конкретному случаю.
2. Контекст играет ключевую роль в выборе цвета.
Прийти в школу в ярко-зелёном костюме с блёстками не логично, в то время как школьная форма настраивает человека на получение знаний, на соблюдение дисциплины.
3. Главное – уметь сочетать цвета.
4. Цвета также должны быть функциональными.
При написании письма или создании плаката важно, чтобы цвет шрифта выделялся на фоновом цвете. Как бы нам ни хотелось написать светло-розовым шрифтом на белом, чёрный на оранжевом видно гораздо лучше. Более того, это одна из самых контрастных комбинаций.
5. Используйте цвета, чтобы улучшить память.
Если вы готовитесь к экзамену и не можете запомнить, скажем, какой-то список или перечень, попробуйте связать каждый пункт с определённым цветом, а каждый цвет свяжите с определённым значением.
Список используемой литературы и источников
https://psytests.org/luscher/fullcolor-run.html
http://pedlib.ru/Books/6/0051/6-0051-1.shtml
https://urokikino.ru/kak-tsvet-vliyayet-na-emotsii/
https://www.liveinternet.ru/users/travinka/post135314193/
Приложение
МБОУ Лицей №113 «Цвет и настроение» Выполнила: Ананьева Екатерина 9А Розовый: Этот цвет совершенно не подходит для деловой сферы, его носителя могут воспринять как легкомысленного и наивного человека. Кроме того, стоит осторожно выбирать оттенок розового, приторно-сладкий розовый «цвет Барби» может раздражать своей яркостью и настойчивостью. Оранжевый: Оранжевый цвет способен вызывать радость, побуждать к активности. Привнесите немного оранжевого цвета в ваш образ, это поможет вам расположить к себе людей – оранжевый настроит на общение не только вас, но и собеседника. | Серый: Переизбыток серого в одежде может плохо сказаться на восприятии другими людьми. Человек, постоянно выбирающий серый цвет, может показаться неинтересным, безликим, безынициативным, не имеющим своей собственной точки зрения. Коричневый: Даже человек, утверждающий, что не любит коричневый цвет, психологически предрасположен к нему, так как коричневый цвет – цвет комфорта, безопасности и спокойствия – того, в чём порой нуждается каждый из нас. Синий: Добавление синего в гардероб поможет добиться чувства релаксации и покоя, избавит от физической и моральной усталости при сильных нагрузках или постоянном движении. Жёлтый цвет: Способствует улучшению настроения как у того, кто выбирает его в своём образе, так и у окружающих его людей. Отличный цвет для тех, кому не хватает в жизни радости, веселья, хорошего и солнечного настроения. Психологи рекомендуют использовать этот цвет в одежде в серые осенние дни. | Зеленый: Зелёный цвет способен оказывать различное воздействие в зависимости от выбранного оттенка. В большинстве случаев, зелёный успокаивает и вызывает ассоциации с природой, цветом свежей травы и листвы. Красный: Любой оттенок этого цвета способен не только привлекать внимание, но и подавлять, - холодные, насыщенные оттенки красного связывают с авторитетом, властью. Для того, чтобы расположить к себе собеседника, лучше отдать предпочтение более тёплым и мягким оттенкам красного. Чёрный: Отлично подходит для офисной работы, он воспринимается окружающими как показатель уверенности, власти, серьезности, интеллекта. Он призван отвлечь внимание от внешней составляющей человека и обратить его на личность. Белый: От слишком яркого, чистого белого оттенка быстро начинают болеть глаза, может вызывать приступ тревоги, но также Белый цвет поможет очистить сознание и избавиться от негативной энергетики. |
15
Елена Владимировна
Вышинская Нина Ивановна