Занятие «Психолого-педагогическое сопровождение выпускников»
Муниципальное общеобразовательное автономное учреждение средняя общеобразовательная школа № 5
им. Т.П.Леута ст. Прочноокопской муниципального образования Новокубанский район
Методическая разработка
« Психолого-педагогическое сопровождение выпускников »
ст. Прочноокопской
Мы всю свою сознательную жизнь сдаем экзамены. Это касается не только экзаменов в школе и в университете. Некоторые из нас сдают экзамены и при поступлении на работу. Более того, в последние годы экзамены в школе стали совсем обычным делом, часто они проводятся даже в начальных классах, а заканчиваются эпопеей выпускных и вступительных экзаменов. И вот теперь появились новые формы итоговой аттестации выпускников, в форме ГИА и ЕГЭ.
В данном пособии освещена работа с выпускниками 11 класса по снятию стресса. Методическая разработка подготовлена с целью оказания помощи педагогам-психологам и обучающимся 9-11 классов, основана на опыте работы МОАУСОШ №5 им. Т.П. Леута ст. Прочноокопской.
Пособие содержит сценарии и фотоматериалы о проведенных мероприятиях.
Составитель:
педагог-психолог
Ю.А. Романцова
Содержание:
От автора стр. 4
1. Занятие 1 «ЕГЭ что он значит для меня?» стр. 5
2. Занятие 2 «Как справиться со стрессом?» стр. 9
3. Занятие 3 «Как справиться со стрессом на экзамене?» стр. 10
4. Занятие 4«Способы снятия нервно-психического
напряжения» стр. 12
5. Занятие 5 «Уверенность на экзамене» стр. 14
6. Занятие 6-7«Знакомство с приёмами волевой мобилизации
и совладания со своими чувствами» стр. 16
7. Советы старшекласснику, сдающему ЕГЭ стр. 20
От автора
Ваша формула успеха
Любые экзамены – стресс. Они требуют от человека мобилизации всех сил, и не только интеллектуальных. Рассчитывать, что пройти это нелегкое испытание удастся, шутя, вряд ли стоит. Вопрос в другом: как сделать чтобы затраты труда, времени и нервов использовались с максимальной эффективностью и в конечном счете привели к достижению поставленной цели.
Главное надо помнить, что, психологическая поддержка - это один из важнейших факторов, определяющих успешность прохождения ГИА. Порой достаточно лишь нескольких слов - «Я верю в тебя… у тебя все получиться!», наша поддержка, это помощь детям справляться с различными трудностями, создав у них установку: «Мы сможем это сделать!».
Предлагаю Вам материал для использования в работе с выпускниками в период подготовки и период сдачи экзаменов. Эти советы помогут обучающимся, определить собственную формулу успеха.
Удачных экзаменов!
ЗАНЯТИЕ 1
«ЕГЭ что он значит для меня?»
Цель: Познакомить выпускников с особенностями ЕГЭ.
Ход занятия
Единый государственный экзамен – это обычный экзамен, но основанный на тестовых технологиях. Так как такая форма экзамена требует дополнительной подготовки всех её участников. В ходе занятий мы с вами попытаемся приобрести некоторые навыки, которые пригодятся при подготовке к сдаче экзаменов.
Наши занятия будут посвящены психологической подготовке к экзаменам. Надеюсь, что знания, полученные в ходе занятий, помогут вам более успешно пройти все испытания на выпускных экзаменах. Конечно, не всеми предложенными приёмами будет пользоваться каждый из вас, но вы сможете их попробовать и выбрать те, которые подходят вам больше всего.
Сдачи экзаменов для всех учащихся одинакова, а переживает её и ведёт себя в ней каждый по-разному. С чем это связано? Конечно, во многом с тем, как вы выучили материал, насколько хорошо знаете тот или иной предмет, насколько уверены в своих силах. Иногда бывает так: вы действительно хорошо выучили материал, и вдруг на экзамене возникает чувство, что всё забыли, в голове мечутся какие-то обрывки мыслей, сильно бьётся сердце. Для того, чтобы этого не произошло, вы должны научиться преодолевать свой страх, научиться приёмам мобилизации и концентрации.
К экзамену учащиеся запоминают много текстового материала, формул, графиков, правил. Очень важно понять, какой способ запоминания подходит каждому из вас, как можно помочь себе запомнить то, что обычно запоминается с трудом.
Упражнение «Дерево жизни».
- Листья этого дерева – дни жизни человека. Каждый лист будет свеж и зелен, если поддерживать крону, взамен будут расти равноценные ветви: я могу, я хочу, я должен.
Эти ветви поддерживает ствол ЗОЖ, питаемый корнями, составляющими основу ЗОЖ (это: двигательная активность, отказ от вредных привычек, правильное рациональное питание, положительные эмоции и т.д.). Давайте закроем глаза и представим свое дерево жизни… Задайте себе мысленно вопросы: Что я могу?...Что я хочу…Что я должен?…
- Давайте сегодня попробуем посадить свое дерево жизни! Начнем питать его корни полезными рекомендациями, которые пригодятся как обучающимся, так и педагогам.
Подготовка физической формы.
Конечно, экзамены – это прежде всего испытание ума и знаний. Но, чтобы выдержать экзаменационный марафон до конца, в первую очередь понадобится хорошая физическая форма. Значит, необходимо так построить свой режим, чтобы расходовать силы экономно, иначе их может не хватить до финиша.
Первое и необходимое условие – высыпаться. Считается, что для полноценного отдыха человеку требуется не меньше 8 часов сна в сутки. Впрочем, этот показатель индивидуален для каждого человека. Несомненно: важно не только «количество сна», но и его качество. Вот что советуют специалисты:
Для того, чтобы подготовка к экзамену не была в тягость, необходимо знать, в какое время суток вы лучше всего работаете. Вы, конечно, слышали, что среди людей есть «совы» и «жаворонки». «Совы» наиболее активны с 7 часов вечера до 24 часов. «Жаворонки» - рано утром - с 6 до 9 часов и в середине дня. Понаблюдав за собой, можно узнать, кто вы «сова» или «жаворонок». Постарайтесь заметить, в какое время суток вы наиболее деятельны. Выберите для самостоятельной работы или подготовки к экзаменам правильное время!
Наш сон делится на фазы продолжительного около 1,5 часов. Ощущение «разбитости» часто возникает при пробуждении посередине фразы. Поэтому необходимо, чтобы время отводимое на сон, было кратно 1,5 часам. Иначе говоря, лучше проспать 7,5 часов, чем 8 или даже 8,5. В крайнем случае, можно ограничиться 6 часами сна (1,5 х 4), но, разумеется, в виде исключения. Долго на таком режиме не протянешь.
Самый «качественный» сон – до полуночи. Не случайно «жаворонкам», то есть людям, привыкшим рано ложиться и рано вставать, в принципе для сна требуется меньшее количество часов, чем «совам» - тем, кто любит засиживаться допоздна, а утром поднимается с большим трудом. Близкой к идеальной схеме можно считать такую: отбой в 22:30, подъем – 6:00. «Длинным» покажется день и как много можно успеть за него сделать.
Нужно избегать высоких подушек. Процессы кровообращения в мозгу протекают лучше, если голова лежит на низкой, почти плоской подушке, следовательно, организм восстанавливает силы быстрее и эффективнее. В случае, если для сна остается совсем мало времени, а выспаться все-таки надо, можно попробовать улечься вовсе без подушки.
Комната, где спит школьник, должна быть прохладной и хорошо проветренной. Очень полезна – не только во время экзаменов и других экстремальных ситуаций – привычка в любую погоду спать с открытым окном. Если на улице очень холодно, лучше взять лишнее одеяло. Но воздух в помещении должен быть свежим.
Не следует забывать про вечерний душ, который не должен быть ни слишком горячим, ни слишком холодным. Теплая вода смывает не только дневную грязь – она уносит усталость и напряжение, помогает расслабиться.
Ни в коем случае не наедаться на ночь, тем более не пить крепкого чая или кофе. Лучший напиток перед отходом ко сну – слабый отвар ромашки или мяты (он продается в виде пакетиков чая, которые остается только заварить кипятком). В отвар можно добавить 1 чайную ложку меда, если, конечно, нет на него аллергии.
Разогрев. Упражнение «Ассоциации».
Участники получают инструкцию: «Ассоциации – это первое, что приходит в голову, когда вы слышите какое-то слово или видите какой-то предмет. Вам нужно придумать ассоциации на то слово, которое скажет предыдущий участник. Постарайтесь не задумываться по долгу, говорите первое, что приходит в голову. Итак, я начинаю: экзамен...»
Ведущий. Очень скоро завершатся ваши школьные годы. Впереди у вас очень важный период – экзамены. Вам предстоит сдавать их в особой форме – в форме ЕГЭ. ЕГЭ отличается от привычных для вас форм проверки знаний.
(Прежде чем переходить к информированию, нужно попросить учеников сформулировать, что они хотели бы узнать о ЕГЭ).
Информирование. ЕГЭ – это система бесплатных экзаменов по отдельным предметам. Результаты ЕГЭ одновременно учитываются в школьном аттестате и при поступлении в вузы. При проведении этих экзаменов на всей территории России применяются однотипные задания и система независимой внешней оценки (в том числе с помощью компьютера), основанная на использовании единой шкалы и критериев оценки. Экзамен по каждому предмету включает вопросы и задания трёх разных типов. В процессе сдачи ЕГЭ требуются: высокая мобильность; переключаемость; высокий уровень организации деятельности; высокая и устойчивая работоспособность; высокий уровень концентрации внимания и произвольности.
Проигрывание. Очень важно, чтобы ученики сами нашли для себя какой-то смысл в Едином государственном экзамене. Поэтому стоит провести «мозговой штурм» на тему «Что может мне дать ЕГЭ?». Участникам нужно сформулировать как можно больше ответов на вопросы: чем ЕГЭ может быть для меня лучше традиционной формы экзамена и в чём его плюсы для меня?
Упражнение «Чего я хочу достичь?»
Цель: настроить на успех.
Инструкция. Посидите несколько мгновений в тишине и подумайте о том, чего бы вы хотели достичь? Чему вам хотелось бы научиться? Подумайте, как вы могли бы без слов, с помощью мимики и жестов, рассказать об этом? Задача остальных – догадаться, о чем идёт речь.
Анализ. Трудно ли было выбрать важную цель? Что нужно сделать для того, чтобы достичь цели? Не слишком ли глобальны ваши цели, или, может быть, слишком мелкие, или как раз достижимые?
Рефлексия. Подводится итог занятия. Выпускники отвечают на следующие вопросы: Как вы себя сейчас чувствуете? Что понравилось, что не понравилось? Что нового для себя узнали?
ЗАНЯТИЕ 2
«Как справиться со стрессом на экзамене?»
Цель: познакомить учащихся с основными способами снижения тревоги в стрессовой ситуации.
Материалы: мяч, бумага и ручки.
Ход занятия
Разогрев. Упражнение «Самое трудное».
Ведущий. Тот, у кого в руках оказывается мяч, должен продолжить фразу «Самое трудное на экзамене – это…» и бросить мяч любому другому человеку.
Анкета «Подготовка к экзаменам. Как противостоять стрессу».
Цель: выявить осведомлённость учеников в данном вопросе и обнаружить проблемы.
Вопросы анкеты:
Как ты считаешь, подвержен ли ты стрессам?
Читал ли ты что-нибудь о стрессах?
Знаешь ли ты признаки стресса?
Как ты думаешь, на что влияет стресс?
Знаешь ли ты упражнения, при помощи которых можно нейтрализовать стресс?
Какие ощущения испытываешь в связи с предстоящими экзаменами?
Ведущий. Ситуация экзамена, не простая сама по себе, усложняется ещё и тем, что обычно человек, сдающий экзамен, тревожится, беспокоится, переживает. Сильное волнение и беспокойство мешают сосредоточиться, снижают внимательность. Но это состояние вполне поддаётся сознательному регулированию. Существуют психологические способы справиться с тревогой в ситуации экзамена, и сегодня мы с ними познакомимся.
Информирование. Существуют различные способы справиться со своей тревогой. Простой, но очень эффективный способ – аутотренинг. Аутотренинг позволяет человеку создать подходящий настрой, добиться спокойствия. Формулы аутотренинга направлены на подсознание.
Упражнение «Формула аутотренинга».
Ведущий. Руководствуясь правилами, вам нужно составить формулы аутотренинга для себя. Желающие могут прочитать составленные ими формулы.
Обсуждение. Трудно или легко было составлять формулы аутотренинга? Что мешало, а что помогало при составлении формул?
Рефлексия. Подведение итогов занятия.
Ведущий. Сегодня мы с вами узнали только один способ, который поможет справиться с тревогой, - аутотренинг, ознакомились с правилами составления формул аутотренинга, потренировались в составлении этих формул. На следующем занятии мы продолжим знакомство с психологическими способами, помогающими справиться с тревогой.
ЗАНЯТИЕ 3
«Как справиться со стрессом на экзамене?
Цель: познакомить выпускников с основными способами снижения тревоги в стрессовой ситуации.
Ход занятий
Разогрев. Упражнение «Состояния тревоги и покоя».
Цель: Дать возможность учащимся ощутить себя в ситуации тревоги, обратить внимание на своё самочувствие в этой ситуации.
Участникам предлагается закрыть глаза и как можно лучше вспомнить или представить ситуацию, которая вызывает у них тревогу или волнение. Необходимо обратить внимание на то, что происходит с физическим самочувствием, как каждый выпускник ощущает себя в состоянии тревоги.
Затем предлагается вспомнить ситуацию, в которой они не волнуются, и снова обратить внимание на физическое самочувствие.
По завершении этого упражнения нужно обсудить его результаты и составить «портрет тревоги» и «портрет спокойствия». Необходимо обратить особое внимание на то, что тревога сопровождается напряжением, а спокойствие расслабленностью.
Ведущий. Беспокойство – одна из главных причин плохой работы памяти и концентрации внимания при сдаче экзамена. Каждому человеку нужно знать психологические способы снятия тревоги.
Информирование. Состояние тревоги обычно связано с мышечным напряжением. Иногда для того, чтобы достичь спокойствия, достаточно бывает расслабиться. Такой способ борьбы с тревогой называется релаксацией. Можно проводить мышечную релаксацию или релаксацию с помощью дыхания.
Ещё справиться с тревогой помогает медитация. По сути, медитация – это состояние глубокого сосредоточения на одном объекте. Такое состояние помогает обрести душевный покой и равновесие.
Упражнение «Мышечная релаксация».
Цель: Научить справляться с мышечным напряжением.
Инструкция. Примите, пожалуйста, удобное положение, положите руки на колени и закройте глаза. Сосредоточьте ваше внимание на руках. Вам нужно ощутить тепло своих рук, Их мягкость. Если в руках есть напряжение, просто позвольте ему быть. О том, что достигнуто полное расслабление, можно судить, если руки теплеют и становятся тяжелыми.
Анализ. Какие чувства вызвало у вас это упражнение? Удалось ли вам расслабиться?
Расслабиться помогает также дыхательная релаксация.
Упражнение «Дыхательная релаксация».
Цель: научить справляться с тревогой, используя дыхание.
Наиболее простой способ – это дыхание на счёт. Нужно предложить детям принять удобную позу, закрыть глаза и сосредоточиться на дыхании. На четыре счёта делается вдох, на четыре счёта – выдох.
Анализ. Как меняется ваше состояние? Возникали ли трудности при выполнении упражнения?
Упражнение «Сосредоточение на предмете».
Цель: научить справляться с тревогой с помощью медитации.
Инструкция. Каждый из вас должен выбрать любой предмет (часы, кольцо, ручку и т.д.) и положить его перед собой. В течение четырёх минут удерживайте своё внимание на этом предмете, внимательно его рассматривайте, стараясь не отвлекаться ни на какие посторонние мысли.
Анализ. Справились ли вы с заданием? Что помогало и что мешало вам при выполнении этого упражнения?
Рефлексия. Учащимся предлагается ответить на некоторые вопросы: Как себя чувствуете? Какой способ снятия тревоги оказался наиболее подходящим лично для вас? Что было легко, а где почувствовали трудности? Какие есть пожелания на следующее занятие?
Необходимо объяснить участникам, что не существует единственно правильного способа справиться со стрессом, каждый должен выбрать то, что подходит лично ему.
ЗАНЯТИЕ 4
«Способы снятия нервно-психического напряжения»
Цель: научить выпускников снимать напряжение простыми психологическими способами.
Материалы: листы бумаги, цветные карандаши, мягкая игрушка, солнышко или солнце, вырезанное из бумаги.
Ход занятия
Разогрев. Упражнение «Дорисуй и передай».
Цель: снятие психофизического напряжения, активизация группы.
Инструкция. Возьмите по листу белой бумаги и выберите самый приятный цвет карандаша. Как только я хлопну в ладоши, вы начнёте рисовать, что хотите. По хлопку передадите лист вместе с карандашом соседу слева, тот дорисовывает. Затем я опять хлопаю в ладоши, и лист передаётся дальше по кругу до тех пор, пока не вернётся назад к хозяину.
Может, кто-то из вас хочет дополнить свой рисунок, а может быть, изменить что-то в нём или нарисовать новый?
Анализ. Понравилось ли вам то, что получилось? Поделитесь своими чувствами, настроением. Трудно ли было поддержать тему рисунка другого человека?
Ведущий. Одним из эффективных приёмов снятия психологического напряжения является расслабление. Основной психологический эффект расслабления заключается в уменьшении внутреннего беспокойства. С некоторыми способами расслабления мы познакомились на прошлом занятии. Сегодня мы познакомимся с другими психологическими способами снятия напряжения.
Информирование. Справиться с напряжением помогает самообладание. В содержании этого понятия в качестве составляющих входят умение владеть собой, своими действиями, переживаниями и чувствами.
Проигрывание. Упражнение «Эксперимент».
Цель: дать возможность понять смысл и необходимость самообладания.
Инструкция. Вам необходимо за 30 секунд прочитать три последовательных отрывка:
ШАРЛЬПОДНЯЛЛЮСИНАСПИНУИСКАЗАЛОБХВАТИМОЮШЕЮ;
НоКАКТеперьВеРнутьсяНАЭстАКАДУКаКПЕРЕнестиЭТоГоСтрАшНОНаПУгаННоГоРеБЕНКаВБеЗОПаСНОемЕсТО;
наКОнецП ОСЛЫШАЛ Ся Топ ОтБеГУщиХ ног.
Анализ. Сразу ли вы справились с заданием? Что понадобилось вам для его быстрого выполнения? В чем заключатся, на ваш взгляд, самообладание? Как развить самообладание?
Упражнение «Поплавок в океане».
«Это упражнение используется, когда вы чувствуете себя какое - то напряжение или когда вам необходимо контролировать себя, а вы боитесь, что потеряете контроль над собой (звуки моря).
Вообразите, что вы - маленький поплавок в огромном океане… У вас нет цели, компаса, карты, руля, весел… Вы движетесь туда, куда несет вас ветер и океанские волны… Большая волна может на некоторое время накрыть вас, но вы вновь выныриваете на поверхность… Попытайтесь ощутить эти толчки и выныривания… Ощутите движение волны… тепло солнца… капли дождя… подушку моря под вами, поддерживающую вас… Какие еще ощущения возникают у вас, когда вы представляете себя маленьким поплавком в большом океане?».
Игра «Стряхни неприятный груз».
Цель: обучить избавляться от всего негативного, неприятного.
Инструкция. Я хочу показать вам, как можно легко и просто избавиться от неприятных чувств. Начните стряхивать ладони, локти и плечи. При этом представляйте, как всё неприятное – плохие чувства, нехорошие мысли – слетает с вас как с гуся вода. Потом стряхните свои ноги от носков до бёдер. А затем потрясите головой. Теперь отряхните лицо. Представьте, что весь неприятный груз с вас спадает, и вы становитесь всё добрее.
Анализ. Ваше самочувствие после выполнения упражнения?
Рефлексия. Упражнение «До следующей встречи».
Цель: получение обратной связи от участников, занятия.
Инструкция. У меня в руках чудесное солнышко (мягкая игрушка или нарисованное на бумаге). Оно излучает свет, тепло, радость, счастье сегодняшнего дня. Вы будете передавать друг другу это солнышко и делиться впечатлениями о сегодняшнем занятии (что вам дало сегодняшнее занятие, что нового узнали и т.д.), дарить свои пожелания.
ЗАНЯТИЕ 5
«Уверенность на экзамене»
Цель: повысить уверенность в себе, в своих силах.
Материалы: листы бумаги (по количеству учащихся), цветные карандаши, ручки.
Ход занятия
Разогрев. Игра «Передача звонка».
Дети должны по очереди друг за другом хлопнуть в ладони не делая пауз.
Ведущий. Для того чтобы хорошо сдать экзамен, нужно быть уверенным в себе, в своих силах. Мы уже говорили с вами о том, каким образом можно справиться с состоянием тревоги во время экзамена. Сегодня мы узнаем, что ещё помогает чувствовать себя уверенно.
Информирование. Уверенность складывается из двух составляющих: из того, как ты себя чувствуешь и как ты выглядишь. Внутреннее состояние уверенности можно обрести с помощью техники аутотренинга и релаксации, которые мы уже осваивали. Как можно повысить свою уверенность? Прежде всего, очень важно вести себя уверенно. Когда ведёшь себя таким образом, то и ощущение тоже меняется. Кроме того, у каждого есть свои собственные ресурсы, на которые можно опираться в стрессовой ситуации.
Упражнение «Статуя уверенности и неуверенности».
Цель: расширить представление учащихся об уверенности.
Инструкция. Представьте, что у дверей школы решили поставить скульптуру, которая будет называться «Уверенность и неуверенность». Сейчас мы все попробуем себя в роли скульпторов. Нужно разбиться на две команды. Одна команда строит скульптуру «Уверенность», а другая – скульптуру «Неуверенность». В скульптуре должен быть задействован каждый учащийся. Через 4 минуты вы должны продемонстрировать свои скульптуры. Затем необходимо подвести итоги упражнения и сформулировать «образ уверенности» (из каких составляющих он складывается). Записать на ватмане, какие особенности присущи образу уверенного человека, и прочитать.
Упражнение «Мои ресурсы».
Цель: помочь учащимся найти в себе те качества, которые помогут на экзамене чувствовать себя уверенно.
Инструкция. Разделите лист бумаги на две части. В одной части напишите: «Чем я могу похвастаться». Здесь вы должны написать те свои качества и характеристики, которыми можете гордиться, которые считаете своими сильными сторонами. Когда первая часть упражнения будет выполнена, озаглавьте вторую часть листа «Чем это может помочь мне на экзамене». Напротив каждой своей сильной стороны вы должны написать, каким образом она сможет помочь вам во время экзамена. Желающие озвучивают результаты выполнения упражнения.
Упражнение «Приятно вспомнить».
Цель: обучить учащихся самоубеждению в случае неуверенности в своих силах.
Инструкция. Это упражнение следует выполнять в том случае, если вы чувствуете неуверенность в своих силах при решении какой-либо задачи. Проанализируйте опыт успешного решения аналогичных проблем в прошлом и твердо скажите себе: «Я решал задачи и посложнее. Решу и эту!»
Упражнение «Образ уверенности».
Цель: показать учащимся, как еще можно усилить своё ощущение уверенности.
Инструкция. Закройте глаза и представьте, какой образ мог бы для вас символизировать состояние уверенности. Представили? Теперь нарисуйте этот образ или символ.
После окончания работы необходимо попросить участников показать рисунки и кратко рассказать о них.
Анализ. Что было легко, а где почувствовали трудности? Как этот символ может помочь? Если дети сами не скажут, им нужно подсказать, что, представив себе этот символ в трудной ситуации, можно усилить своё ощущение уверенности.
Рефлексия. Подведение итогов занятия. Ученики должны продолжить фразу: Уверенность для меня – это…» И несколько слов в заключение.
ЗАНЯТИЕ 6-7
«Знакомство с приёмами волевой мобилизации и совладания со своими чувствами»
Цель: знакомство учащихся с некоторыми приёмами волевой мобилизации; отработка приёмов самообладания, необходимых учащимся в ходе сдачи экзамена.
Материалы: листы бумаги (по количеству учащихся), цветные карандаши, ручки, рисунки часов, табличка – «диспетчер», тексты с хаотичным на первый взгляд набором букв.
Ход занятий
Ведущий. Выпускной класс очень ответственный, фактически - это переломный момент в вашей жизни. Конечно же, экзамены – это серьёзное испытание, которые заставляют человека мобилизовать все свои силы. На этом занятии мы разберём приёмы волевой мобилизации, которые вы можете применять при подготовке к экзаменам, даже если вам кажется, если у вас нет личностных качеств, позволяющих быть волевым и целеустремлённым. Эти приёмы позволят включиться в работу, настроиться на подготовку к экзаменам. Даже если вам не хочется готовиться, вы сможете после выполнения упражнений по мобилизации преодолеть существующее у вас нежелания.
Применяя регулярно эти упражнения, вы увидите, как изменится ваш учебный настрой.
Упражнение «Часы»
Цель: тренировка внимания и рабочего самочувствия.
В этом упражнении заняты 13 учащихся – 12 «часов» и 1 «диспетчер».
Ведущий. Образуйте широкий круг, рассчитайтесь по порядку номеров слева направо, от единицы до двенадцати. «Диспетчер» посредине круга.
Если бы это был циферблат больших часов, а каждый из вас определённым «звучащим» часом, то как можно было бы отбить на этих часах время? Сейчас ровно 11 часов. Цифра 11, ударьте в ладоши, затем цифра 12 – спойте: «Бам-мм!» Так и расположены стрелки в это время: одна на одиннадцати, другая на двенадцати. Сначала озвучивается показание маленькой стрелки (хлопок), показание большой стрелки при озвучивании должно быть вторым (звук колокола).
Далее «диспетчер» называет различное время, темп игры ускоряется.
Упражнение «Ассоциации»
Ведущий. Разбейтесь на группы, как мы делали это на первом занятии. Обсудите в группе и запишите, с чем у каждого из вас ассоциируется слово «экзамен». Группа ассоциаций. Трудности, которые мы испытываем во время подготовки и сдачи экзаменов.
Способы преодоления трудностей.
Ведущий записывает на доске или на листе ватмана те из ассоциаций, предложенных учащимися, которые встречаются во всех группах. Он заполняет таблицу, используя дополнительное обсуждение с учащимися тех трудностей, о которых сигнализирует та или иная ассоциация, и способов их преодоления.
Упражнение «Эксперимент»
Цель: научить самообладанию в стрессовых условиях.
Каждому участнику выдаются карточки, на которых написаны тексты с хаотичным на первый взгляд набором букв, и даётся задание прочитать текст.
Ведущий. Вам необходимо за 30 секунд прочитать три последовательных отрывка:
ШАРЛЬПОДНЯЛЛЮСИНАСПИНУИСКАЗАЛОБХВАТИМОЮШЕЮ
НоКАКТеперьВеРнутьсяНАЭстАКАДУКаКПЕРЕнестиЭТоГоСтрАшНОНаПУгаННоГоРеБЕНКаВБеЗОПаСНОемЕсТО
наКОнецП ОСЛЫШАЛ Ся Топ ОтБеГУщиХ ног
Дискуссия:
- Сразу ли вы справились с заданием?
- Что понадобилось вам для его быстрого выполнения?
- В чём заключается, на ваш взгляд, самообладание?
- Как развить самообладание?
Рефлексия. Подведение итогов занятия. Ученики должны продолжить фразу: Уверенность для меня – это…». Я познакомился с знакомство с некоторыми приёмами волевой мобилизации; с приёмами самообладания, необходимых учащимся в ходе сдачи экзамена. Я буду их использовать при подготовке к экзамену и на экзамене.
Профилактика «Экзаменационных стрессов»
Во время стресса происходит сильное обезвоживание организма. Это связано с тем, что нервные процессы происходят на основе электрохимических реакций, а для них необходимо достаточное количество жидкости. Её недостаток резко снижает скорость нервных процессов. Следовательно, перед экзаменом или во время него целесообразно выпить несколько глотков воды. В антистрессовых целях воду пьют за 20 минут до или через 30 минут после еды.
Лучше всего подходит минеральная вода, ибо она содержит ионы калия или натрия, участвующие в электрохимических реакциях. Можно пить просто чистую воду или зелёный чай. Все остальные напитки с этой точки зрения бесполезны или вредны. В сладкую газированную воду добавляют вещества, ускоряющие обезвоживание. Для того чтобы расщепить соки, тоже требуется вода. Чай или кофе лишь создают иллюзию работоспособности.
Вторая, проблема с которой сталкиваются школьники, попавшие в стрессовую ситуацию,- это нарушение гармоничной работы левого и правого полушарий. Если доминирует одно из них – правое (образное) или левое (логическое), то у человека снижается способность оптимально решать стоящие перед ним задачи. Но можно восстановить гармонию или приблизиться к ней. Известно, что правое полушарие управляет левой половиной тела, а левое полушарие – правой половиной. Эта связь действует в обоих направлениях, поэтому координация обеих частей тела приводит к координации полушарий мозга.
Физическое упражнение, влияющее на гармонизацию работы левого и правого полушарий, называется «перекрестный шаг» и проводится следующим образом.
Имитируем ходьбу на месте, поднимая колено чуть выше, чем обычно. Можно сделать это сидя, приподнимая ногу на носок, навстречу руке. Каждый раз, когда колено находится в наивысшей точке, кладём на него противоположную руку. Одним словом, соприкасаются то левое колено с правой рукой, то правое колено с левой рукой. Для эффективности в момент взмаха можно подниматься на опорной ноге, на цыпочки.
Обязательное условие выполнения этого упражнения – двигаться не быстро, а в удобном темпе и с удовольствием.
Если нет возможности сделать «перекрестный шаг», а ситуация требует немедленной сосредоточенности, то можно применить следующий приём: нарисовать на чистом листе бумаги косой крест, похожий на букву «Х», и несколько минут созерцать его. Эффект будет слабее, чем от физических упражнений, однако поможет согласованности работы левого и правого полушарий.
Во время экзамена целесообразно повесить изображение косого креста на стене класса. Цвет не имеет значения, главное, чтобы он был изображен контрастно: тёмный на светлом фоне или наоборот.
Следующее упражнение уменьшает кислородное голодание, усиливающее негативное влияние стресса. Для борьбы с кислородным голоданием существует приём под названием «энергетическое зевание». Зевать необходимо тем чаще, чем более интенсивной умственной деятельностью вы заняты. Зевание во время экзамена очень полезно. Как правильно зевать? Во время зевка обеими руками массировать круговыми движениями сухожилия (около ушей), соединяющие нижнюю и верхнюю челюсти. В этих местах находится большое количество нервных волокон. Для того чтобы оградить свой организм от кислородного голодания, достаточно 3-5 зевков.
- Итак, мы с вами познакомились со стратегией и тактикой поведения в период подготовки и сдаче ГИА и ЕГЭ. В самом начале занятия, мы с вами говорили о дереве жизни. При подготовке и сдаче ГИА и ЕГЭ не забывайте его равноценные ветви: я могу, я хочу, я должен. Питайте его корни полезными рекомендациями, которые вы сегодня получили!!!
Советы старшекласснику, сдающему ЕГЭ
Вы не можете изменить реальность, но можете изменить свое отношение к ней.
ГИА – это важный этап в Вашей жизни, но не последний!
Обсудите с родителями, что будет после экзамена. Поймите, катастрофы не произойдет, каков бы ни был результат испытаний.
В процессе непосредственной подготовки к ГИАзадействуйте разные виды памяти: зрительную (чтение), слуховую (чтение вслух или запись на аудио), моторную (переписывание материала).
Пишите шпаргалки! Это очень полезный психологический ритуал, так как не только активизирует механическую память, но и дают чувство защиты.
Проиграйте несколько раз ситуацию экзамена дома (с часами и бланками для ответов).
Главное перед экзаменом – выспаться!
Не стоит принимать перед экзаменом сильнодействующие успокоительные средства.
Будьте, уверены в себе: Вы знаете все, что знаете. (Кстати, чем больше Вы знаете, тем больше волнуетесь – это доказано психологами!).
Вы уже прошли репетицию ГИА– значит, ничего нового Вас не ждет.
Если у Вас есть маленький талисманчик, возьмите его с собой. Он Вам поможет.
Во время экзамена не воспринимайте возникшее волнение, как катастрофу. Просто переждите первую растерянность.
Прочитайте все задания и решите, в какой последовательности будете их выполнять. Распределите свое время (например, 2 часа – решаю, 1 час – проверяю, 1 час – оформляю).
Помните: лучший способ снять стресс – юмор.
Список литературы
Фадеев М.Ю., Голушко А.А. Волнуйтесь спокойно – у вас экзамены. - Волгоград, 1999.
Степанов С. Репетиция успеха // Школьный психолог.- 2001. - №21.
Чернышова Ю. Как подготовиться к экзамену и сохранить здоровье // Школьный психолог.- 2002.
Родионов В., Ступницкая М. Экзамен как повод поиграть // Школьный психолог.- 2002
Кадашникова Н.Ю., Илларионова Т.Ф. Как подготовить ребёнка к экзамену: тренинги, тесты, игры, упражнения.
Беглова Т. Нешуточные испытания // Школьный психолог
Кто не боится экзаменов? Только тот, кто их не сдает! Бороться с экзаменационным стрессом и даже сделать его своим союзником – это дело техники.