Педагогика очень похожа на лечение без обезболивания. Учителя зажаты рамками оценочной системы.
Поэтому каждому ребенку необходима психотерапия неуспеваемости, которая нацелена на эмоциональное преодоление травматических ситуаций, на то, чтобы уменьшить болезненность неудач, на изменение отношения ребенка к своему учебному труду, к своим возможностям и перспективам. Ребенку необходима и похвала, и объективная критика. Как же дозировать оценку?
Правило 1: «Не бей лежачего». «Двойка» (3,4) уже достаточное наказание, и не стоит дважды наказывать за одни и те же ошибки.
Правило 2. Чтобы избавить ребенка от недостатков, замечайте не более одного в минуту. По возможности выберите из множества недостатков один, который сейчас для вас особенно непереносим и говорите только о нем.
Правило 3: «За семью зайцами погонишься…» Необходимо начинать с ликвидации тех учебных трудностей, которые наиболее значимы для ребенка.
Правило 4 – центральное. Хвалить – исполнителя, критиковать – исполнение. Критика не должна оскорблять исполнителя, т. е. нельзя говорить: «Надо же быть таким невнимательным», можно сказать, что очень плохо, что из одной строчки убежало 5 букв. Самое важное – отделить оценку личности ребенка от оценки его работы. К личности ребенка нужно адресовать только похвалу. Ребенок научится уважать себя за какие-либо качества, и как результат – желание учиться.
Правило 5 – самое трудное. Оценка должна сравнивать сегодняшние успехи ребенка с его собственными вчерашними неудачами, но не с успехами соседского Мишки. Нужно уметь замечать и праздновать даже малые победы ребенка.
Правило 6. Не скупитесь на похвалу. Нет такого двоечника, которого не за что было бы похвалить. Положительная оценка, не обязательно высокая – это своеобразная точка опоры. Из всех неудач ребенка нужно уметь выделять крошечный островок успеха.
Правило 7. Оценивать детский труд надо очень дробно, дифференцированно, т.е. все по отдельности. Отдельно задача, примеры, почерк, старание. При такой оценке у ребенка нет ни иллюзии полного успеха, ни ощущения полной неудачи. Возникает самая деловая мотивация учения: «Еще не знаю, но могу и хочу знать».
Правило 8. Ставьте перед ребенком предельно конкретные и реальные цели.
Правило 9. Ребенок должен быть не объектом, а соучастником оценки. Его следует учить самостоятельно оценивать свои результаты, достижения. Умение оценить себя – это главное средство преодоления учебных трудностей.
Список литературы:
- Буфетов, Д.В. Роль установки в развитии межличностной компетентности детей с нарушенным психическим развитием // Практическая психология и логопедия. – 2004. – №1. – С. 63-68.
- Виноградова, О.А. Развитие речевого общения дошкольников с задержкой психического развития // Практическая психология и логопедия. – 2006. – №2. – С.53-54.
- Зайцев, Д.В. Развитие навыков общения у детей с ограниченными интеллектуальными возможностями в семье// Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. – 2006. – №1. – С. 62 – 65.
- Никишина, В.Б. Практическая психология в работе с детьми с задержкой психического развития: пособие для психологов и педагогов. – Москва: ВЛАДОС, 2004. – 126с.
- Основы специальной психологии: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / Под ред. Кузнецовой Л.В. – Москва: Академия, 2003. – 480с.
- Лебединский, В.В. Нарушения психического развития в детском возрасте / В.В. Лебединский. – М., 2003.
- Психологические особенности детей и подростков с проблемами в развитии. Изучение и психокоррекция./ Под ред. У.В. Ульенковой. – СПб., 2007.