Статья на тему «Психотерапия неуспеваемости»

5
0
Материал опубликован 30 March 2016 в группе

Психотерапия неуспеваемости

Правило первое: не бей лежачего. «Двой­ка» - достаточное наказание, и не стоит дважды наказывать за одни и те же ошиб­ки. Оценку своих знаний ребенок уже по­лучил, и дома от своих родителей он ждет спокойной помощи, а не новых попреков.

Правило второе: не более одного недостат­ка в минуту. Чтобы избавить ребенка от недостатков, замечайте не более одного в минуту. Знайте меру. Иначе ваш ребенок просто «отключится», перестанет реагиро­вать на такие речи, станет нечувствителен к вашим оценкам. Конечно, это очень труд­но, но по возможности выберите из мно­жества недостатков ребенка тот, который сейчас для вас особенно непереносим, ко­торый вы хотите ликвидировать в первую очередь, и говорите только о нем. Осталь­ное же, будет преодолено позже либо про­сто окажется несущественным.

Правило третье: за двумя зайцами пого­нишься... Посоветуйтесь с ребенком и нач­ните с ликвидации тех учебных трудностей, которые наиболее значимы для него само­го. Здесь вы скорее встретите понимание и единодушие. Если вас обоих беспокоит, прежде всего, скорость чтения, не требуйте от ребенка одновременно и выразительно­сти, и пересказа.

Правило четвертое: хвалить - исполните­ля, критиковать - исполнение. Оценка должна иметь точный адрес. Ребенок обычно считает, что оценивают всю его личность. В ваших силах помочь ему отде­лить оценку его личности от оценки его ра­боты. Адресовать к личности надо похва­лу. Положительная оценка должна отно­ситься к человеку, который стал чуточку более знающим и умелым. Если благода­ря такой вашей похвале ребенок начнет уважать себя за эти качества, то вы зало­жите еще одно важнейшее основание же­лания учиться. Но при такой персональной похвале критика должна быть возможно более безличной: «Такие задачи надо ре­шать не в одно действие, а в два». Эта фор­ма отрицательных оценок стимулирует ис­правление ошибок, но не сказывается от­рицательно на отношении ребенка к зна­ниям, его вере в успех.

Правило пятое: оценка должна сравнивать сегодняшние успехи ребенка с его соб­ственными вчерашними неудачами. Не надо сравнивать достижения ребенка с го­сударственными нормами оценивания или с успехами соседского Саши. Ведь даже самый малый успех ребенка - это реаль­ный успех, победа над собой, и она долж­на быть замечена и оценена по заслугам.

Правило шестое: не скупитесь на похвалу. Нет такого двоечника, которого не за что было бы похвалить. Выделите из потока неудач крошечный островок, соломинку успеха, и у ребенка возникнет плацдарм, с которого можно вести наступление на не­знание и неумение. Ведь родительские: «Не сделал, не старался, не учил» порож­дают эхо: «Не хочу, не могу, не буду!»

Правило седьмое: техника оценочной бе­зопасности. Оценивать детский труд надо очень дробно, дифференцированно. Здесь не годится глобальная оценка, в которой соединены плоды очень разных усилий ребенка - и правильность вычислений, и умение решать задачи определенного типа, и грамотность записи, и внешний вид работы. При дифференцированной оцен­ке у ребенка нет ни иллюзии полного успе­ха, ни ощущения полной неудачи. Возни­кает самая деловая мотивация учения: «Еще не знаю, но могу и хочу знать».

Правило восьмое: ставьте перед ребенком предельно конкретные и реальные цели. Тогда он попытается их достигнуть. Не ис­кушайте ребенка невыполнимыми целями, не толкайте его на путь заведомого вранья. Если он сделал в диктанте девять ошибок, не берите с него обещания постараться в следующий раз написать без ошибок. До­говоритесь, что их будет не более семи, и радуйтесь вместе с ребенком, если это бу­дет достигнуто.

Правило девятое: ребенок должен быть не объектом, а соучастником оценки. Ребен­ка следует учить самостоятельно оценивать свои достижения. Умение себя оценивать является необходимым компонентом уме­ния учиться — главным средством преодо­ления учебных трудностей. Приучение к са­мооценке начните с ее дифференциации. Самооценка ребенка, воспитанного на принципах безболезненного (дифферен­цированного) оценивания, сделает его от­носительно защищенным от сурового не­совершенства школьной отметочной систе­мы. Отдельной отметки заслуживает кра­сота, скорость выполнения, ошибки на «не­внимание» и ошибки «на правила» и то, что ребенок сел за уроки вовремя и без на­поминаний.

Правило десятое: оценка должна выражать­ся в каких-либо зримых знаках. Очень важ­но, чтобы оценка выражалась не только на словах, но была материализована в каких-либо зримых знаках. Для этого используйте «линеечки», графики, таблицы и т. д., кото­рые помогут наглядно сравнить вчерашние и сегодняшние достижения ребенка.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.