12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Киселева Анастасия Анатольевна39
Россия, Нижегородская обл., Лысково

Управление образования и молодежной политики администрации

Лысковского муниципального района Нижегородской области

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя школа №3 г. Лысково

Конспект открытого урока по теме «Многообразие птиц»

(урок – игра)

Выполнила: учитель биологии и химии

МБОУ СОШ № 3 г. Лысково

Киселева Анастасия Анатольевна

 

 


 

Лысково

2015 год

Тема: Многообразие птиц

Цель: расширить кругозор знаний у учащихся о многообразии и жизнедеятельности птиц.

Задачи:

  • Познакомить учащихся с многообразием пернатых нашего края и особенностями их жизнедеятельности.
  • Раскрыть роль охраны птиц и окружающей природы.
  • Продолжить формирование умения работать в коллективе.

Класс: 7

Оборудование: компьютер, проектор, маркеры, цветные жетоны, «птички» для подсчета баллов, стикеры для рефлексии, 3 шаблона птиц, таблички для названия команды.


Ход урока

(звучит музыка «голоса птиц»)

Здравствуйте! Меня зовут Анастасия Анатольевна, я у вас сегодня проведу урок биологии, на котором мы должны будем с вами закрепить имеющиеся у нас знания по теме «Многообразие птиц». А урок будет необычный, мы сегодня будем играть. При входе в класс вы получили жетоны трех разных цветов. Согласно им вы разделились на команды.

Итак, мы начинаем!

Весна! Как красиво в лесу! Птички поют! А чей голос раздается вдали? Может соловей, а может пеночка теньковка! Надеюсь, вы поможете мне разобраться в этом многообразии голосов и их обладателей.

Ежегодно 1 апреля отмечают не только день смеха, но и день птиц. День птиц стали отмечать во всем мире еще в начале XX века.  1 апреля 1906 года была подписана Международная конвенция по охране птиц. В России этот день отмечается с 1927 года. Цель праздника – сохранение видового разнообразия и численности диких птиц. Традиционно в это время в ожидании прилета пернатых развешивались скворечники, гоголятники и прочие "птичьи домики". Великая Отечественная война прервала традицию, и все попытки восстановить ее в послевоенные годы в прежнем масштабе не имели успеха. В 1993 году был создан Союз охраны птиц России. В 1994 году благодаря энтузиастам-орнитологам Международный День птиц в России получил вторую жизнь.

Союз охраны птиц России в 2013 году в восемнадцатый раз выбрал птицу года. На сей раз этот титул получил орлан - белохвост, который отвечает всем требованиям: он распространен на большей части территории нашей страны, легко узнаваем, нуждается во внимании и помощи человека. Ранее птицей года были: варакушка, чибис, лебедь, снегирь и другие.

И так впереди у нас ряд конкурсов. Но вначале каждая команда должна придумать себе птичье название, на это у вас 30 секунд. Название запишите на специальных табличках находящихся на ваших столах.

1 конкурс. «Разминка» (5 минут). На экране высвечивается вопрос, который сопровождается фотографией. Есть и подсказка первая буква в название птице. Один верный ответ – 1 балл. Ответы записывайте на листочках с названием разминка.

Какая птица может летать хвостом вперед? (Колибри).

Какая птица не садится ни на землю, ни на воду, ни на дерево? (Стриж.)

Какая птица делает подстилку в гнезде из рыбьих костей? (Зимородок.)

У какой птицы самки зелёные, а самцы жёлтые? (У иволги.)

Какая птица не умеет летать? (Страус.)

О какой птице люди говорят: «Красота ангела, голос дьявола, поступь злодея»? (Павлин.)

Птица с абсолютно чёрным оперением? (Ворон.)

Какие птицы не высиживают яиц? (Кукушки.)

У каких птиц точно такое же название, как и у грибов? (Поганки.)

Давайте проверим, для этого передайте свои работы команде сопернице по часовой стрелке.

(Проверка)

За правильные ответы вы будете получать «птичек». А в конце мы подсчитаем, у кого птичек будет больше, тот и победил. За первое место вас ожидают пятерки, за второе четверки, ну а третье – просто хорошее настроение.

Первый конкурс прошел, давайте подведем по нему итог: что нового вы узнали о птицах, о которых я задавала вопросы?

2 конкурс «Птичья песня»(5 минут). Второй конкурс – «Птичья песня». Один правильный ответ – 1 балл. Для ответа используйте таблички с названием птиц.

голос жаворонка;

голос вороны;

голос дятла;

голос зяблика;

голос соловья;

голос славки;

деревенская ласточка;

озерная чайка;

филин.

Скажите пожалуйста, голос какой птицы вам было сложнее всего назвать?

3 конкурс «Третий лишний» (5 минут). Из перечисленных птиц найдите лишнею. За правильно выбранный ответ – 1 балл, а за правильное объяснение – 2 балла. Ответы запишите на листочках.

1. Синица, снегирь, дятел, грач. (Три из перечисленных здесь птиц - зимующие, а одна-грач - перелетная.)

2. Глухарь, зяблик, красавка, свиристель. (Красавка – птица обитающая в степи, саваннах).

3.Ястреб, гриф, сокол, стриж. (Стриж – насекомоядная птица, а остальные хищные).

(Проверка)

Давайте еще раз обобщим:

О какой перелетной птице в задании шла речь?

Какая птица обитает в степи и саванах?

Назовите насекомоядную птицу?

4 конкурс «Весенний ветер» (3 минуты).

Весенний ветер подул и перемешал все буквы в словах – названиях птиц, живущих в наших краях. За 1 правильно угаданную птицу выдается 1 балл.

ГВОХОРИСТКА

ОКВАСНЯ

КОСТАЧАЛ

СУХЫЛА

ИСТРИСВЕЛЬ

ПАЛЯЦ

ГИРЬНЕС

НЕЛЕШУКАЗ

НЕКОПАЧ

МОРДОКОЗИ

ТЕРИШВЕЙКА

ВЕЛОСОЙ

ЦЕРКВОС

КРУШИВАЗА

ЛАКВАС

ВКОКОСМА

КАЧИГА

КОЗЛАРЕВА

УЩИПАХ

ВКОНОРОЖА

ЛОВИГА

ЗЛОПОПЕНЬ

КРУБОЧАС

ШНУРОК

ФАНЗА

НОРОВ

НУЛЬ

КАГАЛ

А теперь проверим. Начинаем с команды, которая достанет листочек с меньшей цифрой.

Молодцы! Вы назвали много птиц, а каких из них вам встречаются наиболее часто в нашем крае?

Конкурсы закончились, нам осталось подвести итоги, и выставить оценки. Но вначале подведем общий итог сегодняшнего урока и ответим еще на несколько вопросов:

Когда в России отмечают «День птиц»?

Какая птица в 2013 году является птицей года?

(подведение итогов)

Итоги подведены и я предлагаю вам небольшое видео о птицах, внимание на экран.

Учитель: ну вот и подошел к концу наш необычный урок. Я надеюсь, что каждый участник, независимо от результата своей команды остался довольным. Ведь самое главное это участие, общение и хорошее настроение. И в завершении я предлагаю вам взять в руки стикеры, и приклеить их на шаблон птицы, который есть у каждой команды. Тем самым показать ваше отношение к сегодняшнему уроку.

Желтый стикер – понравилось.

Зеленый стикер – остался равнодушен.

До новых встреч.

 

Используемые источники.

  1. Захаров В. Б. Биология. Многообразие живых организмов. 7 класс: учеб. для общеообразовательных учреждений. – М.: Дрофа,2009.
  2. http://ru.wikipedia.org/wiki/
  3. http://rbcu.ru/news/press/18068/
  4. http://www.chasyogi.ru/muzika_2.html
  5. http://tana.ucoz.ru/load/1/141

 

Методические советы

Заранее подготовьте жетоны трех цветов, для разделения класса на 3 команды.

Рефлексию целесообразно организовать с помощью прикрепления стикиров к шаблону птицы, у каждой команды свой шаблон.

Для конкурсов «Разминка» и «Весенний ветер» лучше заранее подготовить раздаточный материал.

Для конкурса «Птичья песня» рекомендуем подготовить таблички с названием птиц, голоса которых дети могут услышать.

Опубликовано


Комментарии (1)

Марина Александровна Акопян, 05.02.16 в 20:36 1Ответить Пожаловаться
На мое усмотрение, больше подходит к тематическому мероприятию. Интересная тема. Интересный материал. Интересные задания, конкурсы.
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.