Конспект открытого урока по теме «Многообразие птиц»
Управление образования и молодежной политики администрации
Лысковского муниципального района Нижегородской области
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя школа №3 г. Лысково
Конспект открытого урока по теме «Многообразие птиц»
(урок – игра)
Выполнила: учитель биологии и химии
МБОУ СОШ № 3 г. Лысково
Киселева Анастасия Анатольевна
Лысково
2015 год
Тема: Многообразие птиц
Цель: расширить кругозор знаний у учащихся о многообразии и жизнедеятельности птиц.
Задачи:
- Познакомить учащихся с многообразием пернатых нашего края и особенностями их жизнедеятельности.
- Раскрыть роль охраны птиц и окружающей природы.
- Продолжить формирование умения работать в коллективе.
Класс: 7
Оборудование: компьютер, проектор, маркеры, цветные жетоны, «птички» для подсчета баллов, стикеры для рефлексии, 3 шаблона птиц, таблички для названия команды.
Ход урока
(звучит музыка «голоса птиц»)
Здравствуйте! Меня зовут Анастасия Анатольевна, я у вас сегодня проведу урок биологии, на котором мы должны будем с вами закрепить имеющиеся у нас знания по теме «Многообразие птиц». А урок будет необычный, мы сегодня будем играть. При входе в класс вы получили жетоны трех разных цветов. Согласно им вы разделились на команды.
Итак, мы начинаем!
Весна! Как красиво в лесу! Птички поют! А чей голос раздается вдали? Может соловей, а может пеночка теньковка! Надеюсь, вы поможете мне разобраться в этом многообразии голосов и их обладателей.
Ежегодно 1 апреля отмечают не только день смеха, но и день птиц. День птиц стали отмечать во всем мире еще в начале XX века. 1 апреля 1906 года была подписана Международная конвенция по охране птиц. В России этот день отмечается с 1927 года. Цель праздника – сохранение видового разнообразия и численности диких птиц. Традиционно в это время в ожидании прилета пернатых развешивались скворечники, гоголятники и прочие "птичьи домики". Великая Отечественная война прервала традицию, и все попытки восстановить ее в послевоенные годы в прежнем масштабе не имели успеха. В 1993 году был создан Союз охраны птиц России. В 1994 году благодаря энтузиастам-орнитологам Международный День птиц в России получил вторую жизнь.
Союз охраны птиц России в 2013 году в восемнадцатый раз выбрал птицу года. На сей раз этот титул получил орлан - белохвост, который отвечает всем требованиям: он распространен на большей части территории нашей страны, легко узнаваем, нуждается во внимании и помощи человека. Ранее птицей года были: варакушка, чибис, лебедь, снегирь и другие.
И так впереди у нас ряд конкурсов. Но вначале каждая команда должна придумать себе птичье название, на это у вас 30 секунд. Название запишите на специальных табличках находящихся на ваших столах.
1 конкурс. «Разминка» (5 минут). На экране высвечивается вопрос, который сопровождается фотографией. Есть и подсказка первая буква в название птице. Один верный ответ – 1 балл. Ответы записывайте на листочках с названием разминка.
Какая птица может летать хвостом вперед? (Колибри).
Какая птица не садится ни на землю, ни на воду, ни на дерево? (Стриж.)
Какая птица делает подстилку в гнезде из рыбьих костей? (Зимородок.)
У какой птицы самки зелёные, а самцы жёлтые? (У иволги.)
Какая птица не умеет летать? (Страус.)
О какой птице люди говорят: «Красота ангела, голос дьявола, поступь злодея»? (Павлин.)
Птица с абсолютно чёрным оперением? (Ворон.)
Какие птицы не высиживают яиц? (Кукушки.)
У каких птиц точно такое же название, как и у грибов? (Поганки.)
Давайте проверим, для этого передайте свои работы команде сопернице по часовой стрелке.
(Проверка)
За правильные ответы вы будете получать «птичек». А в конце мы подсчитаем, у кого птичек будет больше, тот и победил. За первое место вас ожидают пятерки, за второе четверки, ну а третье – просто хорошее настроение.
Первый конкурс прошел, давайте подведем по нему итог: что нового вы узнали о птицах, о которых я задавала вопросы?
2 конкурс «Птичья песня»(5 минут). Второй конкурс – «Птичья песня». Один правильный ответ – 1 балл. Для ответа используйте таблички с названием птиц.
голос жаворонка;
голос вороны;
голос дятла;
голос зяблика;
голос соловья;
голос славки;
деревенская ласточка;
озерная чайка;
филин.
Скажите пожалуйста, голос какой птицы вам было сложнее всего назвать?
3 конкурс «Третий лишний» (5 минут). Из перечисленных птиц найдите лишнею. За правильно выбранный ответ – 1 балл, а за правильное объяснение – 2 балла. Ответы запишите на листочках.
1. Синица, снегирь, дятел, грач. (Три из перечисленных здесь птиц - зимующие, а одна-грач - перелетная.)
2. Глухарь, зяблик, красавка, свиристель. (Красавка – птица обитающая в степи, саваннах).
3.Ястреб, гриф, сокол, стриж. (Стриж – насекомоядная птица, а остальные хищные).
(Проверка)
Давайте еще раз обобщим:
О какой перелетной птице в задании шла речь?
Какая птица обитает в степи и саванах?
Назовите насекомоядную птицу?
4 конкурс «Весенний ветер» (3 минуты).
Весенний ветер подул и перемешал все буквы в словах – названиях птиц, живущих в наших краях. За 1 правильно угаданную птицу выдается 1 балл.
ГВОХОРИСТКА |
ОКВАСНЯ |
КОСТАЧАЛ |
СУХЫЛА |
ИСТРИСВЕЛЬ |
ПАЛЯЦ |
ГИРЬНЕС |
НЕЛЕШУКАЗ |
НЕКОПАЧ |
МОРДОКОЗИ |
ТЕРИШВЕЙКА |
ВЕЛОСОЙ |
ЦЕРКВОС |
КРУШИВАЗА |
ЛАКВАС |
ВКОКОСМА |
КАЧИГА |
КОЗЛАРЕВА |
УЩИПАХ |
ВКОНОРОЖА |
ЛОВИГА |
ЗЛОПОПЕНЬ |
КРУБОЧАС |
ШНУРОК |
ФАНЗА |
НОРОВ |
НУЛЬ |
КАГАЛ |
А теперь проверим. Начинаем с команды, которая достанет листочек с меньшей цифрой.
Молодцы! Вы назвали много птиц, а каких из них вам встречаются наиболее часто в нашем крае?
Конкурсы закончились, нам осталось подвести итоги, и выставить оценки. Но вначале подведем общий итог сегодняшнего урока и ответим еще на несколько вопросов:
Когда в России отмечают «День птиц»?
Какая птица в 2013 году является птицей года?
(подведение итогов)
Итоги подведены и я предлагаю вам небольшое видео о птицах, внимание на экран.
Учитель: ну вот и подошел к концу наш необычный урок. Я надеюсь, что каждый участник, независимо от результата своей команды остался довольным. Ведь самое главное это участие, общение и хорошее настроение. И в завершении я предлагаю вам взять в руки стикеры, и приклеить их на шаблон птицы, который есть у каждой команды. Тем самым показать ваше отношение к сегодняшнему уроку.
Желтый стикер – понравилось.
Зеленый стикер – остался равнодушен.
До новых встреч.
Используемые источники.
- Захаров В. Б. Биология. Многообразие живых организмов. 7 класс: учеб. для общеообразовательных учреждений. – М.: Дрофа,2009.
- http://ru.wikipedia.org/wiki/
- http://rbcu.ru/news/press/18068/
- http://www.chasyogi.ru/muzika_2.html
- http://tana.ucoz.ru/load/1/141
Методические советы
Заранее подготовьте жетоны трех цветов, для разделения класса на 3 команды.
Рефлексию целесообразно организовать с помощью прикрепления стикиров к шаблону птицы, у каждой команды свой шаблон.
Для конкурсов «Разминка» и «Весенний ветер» лучше заранее подготовить раздаточный материал.
Для конкурса «Птичья песня» рекомендуем подготовить таблички с названием птиц, голоса которых дети могут услышать.
Марина Александровна Акопян