12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Демина Елена Николаевна17



МБОУ СОШ с. Чунаки



















Урок литературы

Тема: «Ради нескольких строк в газете…»

(Публицистика Великой Отечественной войны)













Подготовила:

Демина Е.Н.













2017 г.

Тема урока: Публицистика Великой Отечественной войны.


Цель: Дать представление Великой Отечественной войне, изображенной в стихах, на страницах газет; воспитание любви к Родине, уважения к героическому прошлому России.


Словарная работа: Интервью, публицистический стиль.


Оборудование урока: Репродукции картин о Великой Отечественной войне, презентация книг И. Эренбурга, использование фонограмм песен о Великой Отечественной войне.


Ход мероприятия.


«Ради нескольких строк в газете...»



1 Ведущий: Литература о Великой Отечественной войне началась без паузы, подготовительного этапа, без дистанции - с публицистических выступлений писателей, их очерков, репортажей с полей сражений.

Сегодня мы с вами собрались, чтобы вспомнить Илью Григорьевича Эренбурга – создателя нескольких книг статей, очерков под общим названием «Война».


2 Ведущий: Этот писатель, родившийся в Киеве, поэт, романист, многие годы работавший корреспондентом во Франции, наблюдавший за вторжением фашистов в эту страну, за унизительным падением Парижа, первым раскрыл облик врага, облик «обыкновенного фашизма».

Публицистика И.Г.Эренбурга занимает особое место в истории Великой Отечественной войны. И дело не только в его колоссальной работоспособности:- за годы войны писатель опубликовал в газетах и журналах тысячу с лишним статей, очерков, заметок, фельетонов. «Никогда в жизни я так много не работал, - вспоминал впоследствии Илья Григорьевич, - писал по 3-4 статьи в день; сидел в Лаврушинском и стучал на машинке, вечером шел в «Красную звезду», писал статью в номер, читал немецкие документы, радиоперехваты...» Главное – в поистине редкой для писателя-публициста популярности.


1 Ведущий: По-видимому, прав К.С. Симонов, когда в 1973 году в предисловии к сборнику публицистики И.Г.Эренбурга писал: «И масштабы всего сделанного Эренбургом во время войны, и мера того влияния, которое имела его работа на умы и сердца его военных читателей, и острота и сила его страстного публицистического пера, и то неутомимое постоянство, с которым он писал о самых сложных темах военных дней, - все это по праву сделало его любимцем сражающейся армии, а шире говоря – сражающегося народа».

С первых дней войны публицист разоблачает немецкого солдата как решительного врага. Он показывает, каким он был на самом деле. «Полдня я провел с этими зверьми, - писал Эренбург в статье «Когда они обезоружены» 14 сентября 1941 года, - летчик, кончивший гимназию, не знал имен Гейне, Шекспира...Толстого...Знал только ефрейтора Беккера. Главное для них- «попутешествовать во время войны».

И. Эренбург своими статьями вселял веру в людей, что участие каждого было важным – солдат, которые шли в бой, родных, которые их ждали и чья любовь придавала сил в тяжелые минуты.


Инсценировка: (На сцене круг девушек. Каждая занята своим делом (вяжет, вышивает, пишет) Одна из них обращается к подругам: Я буду ждать.)


1 Чтец: Так ждать, чтоб даже память вымерла,

Чтоб стал непроходимым день,

Чтоб умирать при милом имени

И догонять чужую тень,

Чтоб не довериться и зеркалу,

Чтоб от подушки утаить,

Чтоб свет своей любви и верности,

Зарыть, запрятать, затемнить,

Чтоб пальцы невзначай не хрустнули,

Чтоб вздох и тот зажать в руке.

Так ждать, чтоб, мертвый, он почувствовал

Горячий ветер на щеке.

( И. Эренбург.)


2 Ведущий: Уже осенью 1941 года Эренбург начал получать письма с фронта; он чувствовал, что его слово доходит до бойцов, и работал, превозмогая усталость.

Письма читателей – это кровь публицистики. Почти всю войну шла переписка Эренбурга с легендарным снайпером Гавриилом Хандогиным, с танкистом Иваном Чмилем. письмо И. Эренбурга.) Вот типичное письмо начала 1943 года – танкисту Ивану Чмилю:


( Инсценировка. Оформление: в темной комнате при свече читается письмо И. Эренбурга.) «Дорогой Иван Васильевич! Надеюсь, что Вы получили письмо из дома и что все ваши тоже здоровы. Зима не сулит фрицам ничего хорошего. Из Белоруссии идут хорошие вести. А в Берлине, должно быть, не весело. Бомбят их тоже не скверно. Мой горячий привет Костенко и Вашему экипажу. Крепко жму Вашу руку, дорогой Иван Васильевич, и желаю удачи».

В статьях Эренбург писал не о том, что есть, а о том, что должно быть. Это были не новые мысли. Прослушайте его стихотворение страшного 1942 года, когда победа только грезилась:


2 Чтец: Настанет день, скажи – неумолимо,

Когда, закончив ратные труды,

По улицам сраженного Берлина

Пройдут бойцов суровые ряды.

От злобы побежденных и от лести

Своим значением ограждены,

Они ни шуткой, ни любимой песней

Не разрядят нависшей тишины...


1 Ведущий: И.Эренбург развеял иллюзии многих людей, вступивших в войну с наивной верой, что «против нас идут люди», не знавших, что «против нас шли изверги»,

избравшие своей эмблемой череп, молодые беззастенчивые грабители». («О ненависти»).

В памфлете «Немец», в основу которого положен дневник секретаря тайной полевой полиции Фридриха Шмидта, дан потрясающе омерзительный образ страшного и презренного злодея. Фашист лютует в селе Буденновке близ Мариуполя: «Он расстреливает подростков, и он боится самолета... Ему не напрасно дали крест с мечами за военные заслуги – ведь он отважно истязал русских девушек. Он даже храбро убил четырехлетнего ребенка. Поганый трус, который мучается от мысли: «А вдруг поймают?»... У него нет человеческих чувств. Он не любит своих родных... Он пишет с восторгом только о колбасе, палач и колбасник. Он жадно считает деньги, которые он получает за свою работу палача. На одну минуту что-то озаряет этого бешеного скота: он видит, с каким героизмом переносят пытки русские юноши и девушки, и он в страхе спрашивает: «Что это?..»


2 Ведущий: Заканчивая памфлет, как и многие другие произведения Эренбурга, прямым призывом: «Я прошу читателей, командиров и бойцов..., прочитать дневник немца Фридриха Шмидта. Друзья, воины, помните, что перед вами Фридрих Шмидт. Ни слова больше, только – оружьем, только – насмерть. Прочитав о замученных в Буденновке братьях и сестрах, поклянемся: они не уйдут живыми – ни один!»

В 1944 году в статье «Очищение» Эренбург полностью разоблачает фашизм. «Красная Армия громит войска фашизма. Нужно полагать, что вскоре к ней присоединятся армии союзников... Мы не можем допустить, чтобы фашизм остался, как ил, на дне сердца – этого не потерпит совесть».


1 Ведущий: Ненависть к фашизму проявилась в творчестве Эренбурга сильнее всего. Но всегда, создавая портрет нацистских громил, он помнил о том, что кроме них есть немецкий народ. Писатель верит в его будущее, очищение от страшных преступлений гитлеровского десятилетия. Когда победа была близка, Эренбург писал: «Мы не будем жечь домик Ганса. Мы не фашисты... Мы придем к ним, чтобы больше никогда они не пришли к нам».


2 Ведущий: Не однажды, когда речь заходила о литературе и войне, И.Г. Эренбург повторял одну и ту же мысль: лучшие книги о войне напишут люди, для которых война была первым большим испытанием, непосредственные участники войны. А мы, писатели нынешние, каждый день делаем свое дело страстными очерками и статьями в газете, пишем поэму гнева, дневник войны. И в 1944 году Эренбург, оглядываясь в прошлое, говорил: «Вспомним тех, кто писал очерки и статьи в землянках, о тех, кто был прикован к узкому участку фронта, о тех, кто знает фронтовые дороги, горе и радость солдата, о тех, кто был с народом в его самые тяжкие дни. Вспомним погибших друзей. Вспомним все, что сделано писателями, и скажем: у нас много грехов, но в часы испытаний мы не хитрили с совестью, мы воевали».

Эту оценку с полным правом можно отнести и к самому Илье Григорьевичу Эренбургу.





















Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.