12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Легоцкая Вера Сергеевна43957
Люблю работать.
Россия, Брянская обл., Брянск

Пунктуационный анализ текста

Дидактический материал для подготовки к №21 ЕГЭ по русскому языку

Вариант 1. Найдите предложения, в которых запятая ставится в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений.

Задание 1.

(1) Сергея Сергеевича Химича все считали очень нерешительным человеком, а некоторые вдобавок – человеком в футляре, вроде учителя Беликова из чеховского рассказа. (2) Он едва-едва вытянул первый год в качестве штатного преподавателя химии, и в конце концов директор школы предложил ему прекратить мучить себя и учеников и перейти в лаборанты. (3) С радостью Сергей Сергеевич согласился и новый учебный год начал в примыкавшей к кабинету химии узкой комнате, уставленной шкафами, стеллажами и столиками, колбами, штативами и горелками. (4) А учительское место заняла юная красавица гречанка Азалия Харитоновна Керасиди, в которую все сразу влюбились и между собой стали называть просто Ази. (5) Гибкая, тоненькая, подвижная, смуглая, с изогнутыми, как ятаганы, темными бровями и темно-зелеными блестящими глазами, она отлично справлялась с учительскими обязанностями, заставив всех тотчас забыть об этом увальне и недотепе Химиче.

Задание 2.

(1) Из дома в школу он в любое время года ходил одним и тем же однажды выбранным путем, хотя значительная часть его была ужасно неудобна: глинистая тропинка между оградами огородов и довольно глубоким оврагом, тянувшимся параллельно железнодорожной насыпи. (2) Тропинка выводила к переезду, составлявшему для Сергея Сергеевича мучительнейшую преграду на пути к школе. (3) То и дело сверяясь с самодельным расписанием, он ждал московский скорый, потом, пропустив поток автомобилей, успевал юркнуть через переезд перед самым носом почтово-багажного. (4) Опоздать к началу урока или попасть под поезд – эту дилемму он, бедный, решал ежедневно. (5) Но изменить маршрут, однажды и навсегда выбранный, ему и в голову, видимо, не приходило.

Задание 3.

(1) Конференц-зал клиники при Институте детской онкологии находился на первом этаже, где не было больничных палат, только приемный покой и кабинеты. (2) Располагался он далеко от вестибюля, а потому никогда не запирался, впрочем, в те мирные и смирные годы больницы еще не грабили. (3) Да и нечего было воровать в конференц-зале, кроме дорогого концертного рояля. (4) Родители Романа Осина заранее, перед тем как сдать его на лечение, договорились с профессором Д. А. Приваловым, главой клиники, что их сыну, знаменитому юному пианисту, «второму Моцарту», как они его деловито аттестовали, разрешат упражняться на рояле по вечерам. (5) Это было еще до того, как ему был поставлен зловещий диагноз — саркома Юинга и сделана операция на плечевой кости. (6) Вскоре после операции у него обнаружились метастазы в легких, вот тут родители заподозрили, что великим музыкантом их сыну уже не стать.

Вариант 2. Найдите предложения, в которых тире ставится в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений.

 

Задание 1.

(1) — А мои родители любят только водку... (2) Мать еще иногда приходит ко мне, приносит передачку, спрашивает, как идет лечение. (3) Я ей все подробно рассказываю — мама же! (4) А в следующий раз она приходит и спрашивает то же самое, будто я ничего ей не говорила, — ну ничего уже не помнит! (5) Всю зиму не могла принести мне теплое пальто, сто раз просила — зимой я почти не гуляла... (6) Вот это чужой плащ, от девочки остался, которая умерла.

(7) У Романа сжалось сердце: он знал больничную примету — нельзя донашивать вещи того, кто уже умер от рака. (8) Надо будет попросить сестру принести для Юли какую-нибудь из его курток и теплый лыжный костюм. (9) И еще надо сказать, чтобы фруктов приносила теперь побольше — на двоих.

Задание 2.

(1)— Это с утра! Потом разогреет! — быстро сказала Юля. (2) На ней был болоньевый плащик защитного цвета, из-под него торчал больничный халат, а из-под халата — синие спортивные брюки. (3) На голову до самых бровей была натянута красная вязаная шапочка, заканчивающаяся острым уголком с кисточкой — пушистым веником собранных в узел разноцветных ниток. (4) На ногах у Юли были толстые вязаные носки и все те же больничные тапочки, номера на три больше, чем надо. (5) Сам Роман был одет куда основательней: американские джинсы, кожаная итальянская куртка, под ней толстый шотландский свитер, добротные английские уличные ботинки — все привезено с гастролей.

(6) До самого обеда гуляли по больничному саду — большому куску неухоженной земли, засаженной дикими яблонями. (7) О музыке они не говорили — Роман решил отложить музыкальное воспитание Юли на вечер, но зато беседовали всем на свете.

Задание 3.

(1) Роман позвонил с уличного телефона — Михаила еще не было. (2) Тогда он решил зайти в Никольский собор, причем зайти не просто так, а поставить свечку Божьей Матери и помолиться о Юле — его такой несчастной и такой дорогой подруге. (3) До этого он заходил в храмы только как турист да еще послушать органную музыку в католических соборах за границей. (4) Отец говорил, что религия — это часть культуры. (5) Роман не верил, что это в самом деле так, что-то и тогда невнятно шевелилось в его душе, но архитектура и музыка отвлекали, и он особо не задумывался. (6) А вот теперь при виде золотых куполов и крестов над бело-голубыми стенами его вдруг потянуло в храм и он решил: «Пойду поставлю свечку и помолюсь».

(7) Верил ли он в Бога и Богородицу, в Иисуса Христа? (8) Наверное, все-таки немножко верил! (9) Надо было верить — иначе зачем все эти хлопоты и все это напряжение сил?

Вариант 3. Найдите предложения, в которых двоеточие ставится в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений.

Задание 1.

(1) — Благотворительности я решительно не одобряю: каждый должен сам зарабатывать себе и на хлеб, и на лекарства. (2) Но как мужчина я тебя понимаю: чем не пожертвуешь для любимой девушки! (3) Она хоть хорошенькая, эта твоя Юля?

(4) На это Роман только пожал плечами.

(5) — Ладно, — уже полностью сдался отец, — в конце концов, повторяю, это твои собственные деньги и твоя личная жизнь. (6) Хотя я бы на твоем месте приберег их на будущее: навряд ли у тебя теперь скоро появятся такие высокие доходы, как были в прошлом... (7) Но это все молодость: и расточительность, и благотворительность,

(8) Они пошли в банк и сняли требуемую сумму. (9) Теперь встал главный вопрос: кто привезет лекарство из-за границы?

Задание 2.

(1) Внук приехал и убежал с ребятами на лыжах кататься. (2) А баба Дуня, разом ожив, резво суетилась в доме: варила щи, пирожки затевала, доставала варенья да компоты и поглядывала в окошко.

(3) С появлением внука живым духом веяло в доме. (4) Сын и дочь свили гнездо в городе, баба Дуня у них гостила у них редко. (5) С одной стороны, за хату боялась: какое ни есть, а хозяйство, с другой… (6) Вторая причина была поважнее: с некоторых пор спала баба Дуня тревожно, разговаривала, а то и кричала во сне. (7) Только улягутся и заснут, как забормочет баба Дуня, в голос заговорит, а потом закричит: «Люди добрые! Спасите!!»

Задание 3.

(1) Когда расставались, Элеонора облегченно вздохнула: слава Богу! (2) Еще в Москве, собираясь в поездку, она просчитала максимум возможных вариантов: тот вариант, который произошел, оказался не из самых худших. (3) Еще бы с начальством Алика повезло… (4) Совесть ее не мучила, и она не думала о том, как станет смотреть после всего в глаза мужу. (5) Разве это мужчина, который не смог отмазать родного сына от армии? (6) Разве это отец, который говорит: пусть потянет лямку!

(7) На работе у всех сотрудников дети освобождены от армии, только их Альберт – как последний колхозник… (8) В глазах сослуживцев – презрение: на родного сына поскупились!

(9) И тогда Элеонора решила: сама все сделает! (10) Все сделает сама: доберется до этой проклятой Чечни, найдет сына, договорится с начальством и увезет его домой.

Ответы

Вариант 1.

Задание 1.-12

Задание 2.-125

Задание 3.-1456

Вариант 2.

Задание 1.-345

Задание 2.-36

Задание 3.-19

Вариант 3.

Задание 1.-1269

Задание 2.-56

Задание 3.-289

Использованная литература

В работе использованы отрывки из произведений Б.Екимова «Ночь исцеления», В.Дегтева «Псы войны», Ю. Воскресенской «Вдвоем на льдине», размещенные на сайте «Литмир» в свободном доступе.

Опубликовано в группе «"Как живу, так и пишу: свободно и свободно!"»


Комментарии (4)

Горбачёва Марина Юрьевна, 13.09.18 в 17:48 0Ответить Пожаловаться
Спасибо за полезный материал, Вера Сергеевна!
Ахметшина Наталья Юрьевна, 13.09.18 в 18:13 0Ответить Пожаловаться
Большое спасибо, Вера Сергеевна! Очень актуальный материал!
Ирина Владимировна Казарцева, 14.09.18 в 11:02 0Ответить Пожаловаться
Вера Сергеевна! Материал сегодня самый востребованный при подготовке к ЕГЭ, спасибо!
Устинова Валентина Ивановна, 14.09.18 в 11:29 0Ответить Пожаловаться
Да, к новому заданию ребятам нужно привыкнуть!
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.