Элективный курс по русскому языку «Текст. Теория и практика» (10–11 классы)
Пояснительная записка
В основу спецкурса легли разработки и исследования в данной области И. П. Цыбулько, С.И. Львова, Н.В. Егоровой, Е.А. Влодавской, Н.А.Сениной.
Спецкурс имеет практическую направленность и служит дополнением к основному курсу русского языка в 10-11 классах.
Предлагаемый спецкурс поможет обеспечить эффективную подготовку учащихся 10 – 11классов к выпускному экзамену по русскому языку в форме ЕГЭ. Спецкурс предназначен для подготовки учащихся к ЕГЭ.
Данный спецкурс разработан с учётом последних официальных документов и берёт в основу демонстрационные тесты ЕГЭ 2016-2017 годов, а также перечень заданий КИМов 2016-2017 годов.
Программа спецкурса «Текст. Теория и практика» составлена для учащихся 10-11 классов, следовательно, ориентирована на итоговую аттестацию и абитуриентский экзамен. Поскольку ЕГЭ по русскому языку значительно отличается от привычных форм аттестации в старших классах (сочинения и изложения с элементами сочинения), а система уроков в 10-11 классах не всегда ориентирована на подготовку к ЕГЭ, целью данного спецкурса является стремление помочь педагогу организовать систематическую и качественную подготовку учащихся к ЕГЭ.
Главная цель курса – формирование и развитие у выпускников трех видов компетенций: языковой (умение определять, правильно ли написано слово, верно ли расставлены знаки препинания в предложении), лингвистической (способность опознавать языковые единицы и классифицировать их) и коммуникативной (способность понимать высказывание, связно и логично строить текст).
В связи с этим ставятся следующие задачи:
• обобщить и систематизировать знания по разделам языкознания, представленным в КИМах ЕГЭ и изучаемым в школьной программе;
• обобщить знания об особенностях разных стилей речи русского языка и сфере их использования;
• совершенствовать навык анализа текстов различных стилей;
• развивать письменную речь учащихся, пополнять их теоретико-литературный словарь;
• совершенствовать знания и умение находить в тексте и определять функцию средств выразительности разных уровней;
• совершенствовать умение отражать личностную позицию в сочинении при помощи аргументации; стройно и последовательно излагать свои мысли и оформлять их в определённом стиле и жанре;
• повышать уровень грамотности учащихся.
Согласно учебному плану МКОУ Верх - Каргатской СОШ, утверждённому на 2016-2017 учебный год, количество часов на изучение спецкурса по русскому языку в 10 -11 классах распределено следующим образом: 1 час отведен за счет компонента ОУ, итого – 1 час в неделю. Учебный год в 10 классе рассчитан на 36 недель, в 11 классе – на 34 недели.
Класс |
Количество годовых часов |
Количество недельных часов |
Уровень обучения |
10 класс |
36 |
1 |
Базовый |
11 класс |
34 |
1 |
Базовый |
Планируемые результаты
Личностными результатами освоения выпускниками являются:
1) осознание себя как языковой личности; понимание зависимости успешной социализации человека, способности его адаптироваться в изменяющейся социокультурной среде, готовности к самообразованию от уровня владения русским языком; понимание роли родного языка для самореализации, самовыражения личности в различных областях человеческой деятельности;
2) представление о речевом идеале; стремление к речевому самосовершенствованию; способность анализировать и оценивать нормативный, этический и коммуникативный аспекты речевого высказывания;
3) увеличение продуктивного, рецептивного и потенциального словаря; расширение круга используемых языковых и речевых средств.
Метапредметными результатами освоения выпускниками являются:
1) владение всеми видами речевой деятельности в разных коммуникативных условиях:
2) способность пользоваться русским языком как средством получения знаний в разных областях современной науки, совершенствовать умение применять полученные знания, умения и навыки анализа языковых явлений на межпредметном уровне;
3) готовность к получению высшего образования по избранному профилю, подготовка к формам учебно-познавательной деятельности в вузе;
4) овладение социальными нормами речевого поведения в различных ситуациях неформального межличностного и межкультурного общения, а также в процессе индивидуальной, групповой, проектной деятельности.
Предметными результатами освоения выпускниками являются:
1) владение всеми видами речевой деятельности: аудирование и чтение:
• адекватное понимание содержания устного и письменного высказывания, основной и дополнительной, явной и скрытой (подтекстовой) информации;
• осознанное использование разных видов чтения (поисковое, просмотровое, ознакомительное, изучающее, реферативное) и аудирования (с полным пониманием аудио-текста, с пониманием основного содержания, с выборочным извлечением информации) в зависимости от коммуникативной задачи;
• способность извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, средств массовой информации, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях, официально-деловых текстов, справочной литературы;
• владение умениями информационной переработки прочитанных и прослушанных текстов и представление их в виде тезисов, конспектов, аннотаций, рефератов; говорение и письмо:
• применение в практике речевого общения орфоэпических, лексических, грамматических, норм современного русского литературного языка; соблюдение на письме орфографических и пунктуационных норм.
Содержание тем учебного курса
1. Изучение правил сдачи ЕГЭ.
Типология заданий ЕГЭ.
2. Орфоэпия.
Современные орфоэпические нормы. Акцентологический минимум.
3. Лексика и фразеология.
Основные лексические категории и единицы. Лексические нормы. Лексико-фразеологический анализ.
4. Словообразование.
Основные способы словообразования частей речи.
5. Морфология.
Морфологический разбор всех частей речи. Трудные случаи морфологического разбора. Повторение признаков таких частей речи, как наречие, предлог, частица.
6. Грамматические нормы.
Образование форм числительных, образование форм различных степеней сравнения прилагательных, образование форм повелительного наклонения глаголов, образование форм деепричастий, местоимений, существительных (окончания множественного числа).
7. Орфография.
Принципы русской орфографии. Типы орфограмм и принципы проверки. Грубые и негрубые ошибки.
8. Пунктуация.
Принципы русской пунктуации. Типы пунктограмм.
9. Синтаксис.
Трудные случаи синтаксического анализа словосочетания и предложения.
10. Синтаксические нормы русского языка.
Построение предложений с деепричастным оборотом, построение предложений с однородными членами, употребление имен собственных в предложении, построение предложений с причастным оборотом, построение сложноподчиненных предложений, трудные случаи управления, построение предложений с косвенной речью.
11. Работа с текстом.
Установление причинно-следственных отношений в тексте. Языковые приемы связи предложений. Понятие “ключевого” слова.
12. Анализ языковых средств выразительности.
Функции изобразительно-выразительных средств. Понятия: градация, метафора, контекстные антонимы, синонимы, парцелляция.
13. Подготовка к написанию сочинения (часть С).
Знакомство с критериями оценки части С. Проблема, поставленная автором текста, и способы её формулировки. Комментарий проблемы. Виды комментариев. Авторская позиция и способы её выявления. Аргументация. Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения текста. Виды речевых и грамматических ошибок. Этические нормы. Фактологические ошибки.
Тематическое планирование на ступень обучения
10 класс (36 часов)
11 класс (34 часа)
№ п/п |
Тема |
Количество часов |
Теория |
Практика |
|||
10 класс |
|||||||
1 |
Вводное занятие |
1 |
1 |
||||
2 |
Орфоэпия |
2 |
1 |
1 |
|||
3 |
Морфемика и словообразование. |
3 |
1 |
1 |
|||
4 |
Лексика |
4 |
2 |
2 |
|||
5 |
Морфология |
13 |
11 |
2 |
|||
6 |
Орфография |
13 |
12 |
1 |
|||
Итого: |
36 |
||||||
11 класс |
|||||||
7 |
Синтаксис и пунктуация |
16 |
13 |
3 |
|||
8 |
Работа с текстом части С |
14 |
12 |
2 |
|||
9 |
Практические работы по выполнению вариантов ЕГЭ |
4 |
4 |
||||
Итого: |
34 |
||||||
Общее количество часов: |
70 |
Тематическое планирование
10 класс (36 часов)
№ п/п |
Тема урока |
Дата |
1 |
Типология заданий ЕГЭ. |
|
2-3 |
Современные орфоэпические нормы |
|
4 |
Основные способы словообразования частей речи. |
|
5 |
Урок-практикум по теме «Основные способы словообразования частей речи» |
|
6 |
Трудные случаи словообразовательного разбора. |
|
7 |
Лексические нормы современного русского языка. |
|
8 |
Употребление синонимов и антонимов. |
|
9 |
Употребление паронимов и омонимов. |
|
10 |
Употребление фразеологизмов, заимствованных слов, архаизмов. |
|
11 |
Морфология. Гласные в суффиксах имён существительных. |
|
12 |
Правописание сложных имён существительных. |
|
13 |
Образование форм различных степеней сравнения прилагательных |
|
14 |
Употребление числительных. Склонение сложных количественных числительных. |
|
15 |
Правописание наречий. |
|
16 |
Правописание и употребление предлогов. |
|
17 |
Правописание частиц. Частицы не и ни. Их значение и употребление. |
|
18 |
Трудные случаи морфологического разбора самостоятельных частей речи. |
|
19 |
Образование форм повелительного наклонения глаголов. |
|
20 |
Образование форм деепричастий. |
|
21 |
Употребление некоторых форм глаголов, причастий и деепричастий. |
|
22 |
Образование форм местоимений. |
|
23 |
Употребление местоимений |
|
24 |
Принципы русской орфографии. |
|
25 |
Типы орфограмм и принципы проверки. |
|
26 |
Проверяемые и непроверяемые гласные в корнях слов. |
|
27 |
Чередующиеся гласные в корне слова. |
|
28 |
Правописание гласных в приставках. |
|
29 |
Гласные в безударных окончаниях существительных, прилагательных и причастий. |
|
30 |
Гласные в суффиксах и окончаниях глаголов. |
|
31 |
Согласные в корнях, приставках, суффиксах. |
|
32 |
Правописание н и нн в прилагательных и причастиях. |
|
33 |
Употребление ь и ъ. |
|
34 |
Слитное, раздельное, дефисное написание слов. |
|
35 |
Правописание знаменательных и служебных слов, сходных по звучанию. |
|
36 |
Диагностическая работа за курс 10 класса |
11 класс (34 часа)
№ п/п |
Тема урока |
Дата |
1 |
Принципы русской пунктуации. Синтаксические нормы. |
|
2 |
Словосочетание. Виды синтаксической связи. |
|
3 |
Простое предложение. Члены предложение. |
|
4 |
Согласование в числе сказуемого с подлежащим. |
|
5 |
Знаки препинания между однородными членами. Согласование в предложениях с однородными членами. |
|
6 |
Знаки препинания при обособлении определений и приложений. |
|
7 |
Другие случаи обособления второстепенных членов |
|
8 |
Знаки препинания в предложениях с вводными конструкциями и обращениями. |
|
9 |
Тире в простом предложении. Синтаксический разбор простого предложения. |
|
10 |
Классификация сложных предложений. |
|
11 |
Синтаксическая синонимия и её роль для создания выразительности речи |
|
12 |
Знаки препинания в сложносочинённом предложении. |
|
13 |
Знаки препинания в сложноподчинённом предложении. |
|
14 |
Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении. |
|
15 |
Сложное предложение с разными видами связи |
|
16 |
Практическое занятие. Задания А4, А5, А26. |
|
17 |
Как писать сочинение-рассуждение. Требования к выполнению части С. |
|
18 |
Работа с текстом. Установление причинно-следственных отношений первого предложения текста и последующих |
|
19 |
Работа с текстом. Выявление языковых приёмов связи предложений в тексте. |
|
20 |
Анализ языковых средств выразительности. |
|
21 |
Урок-практикум по теме «Языковые средства выразительности» |
|
22 |
Знакомство с критериями оценки части С. Структура сочинения на основе предложенного текста. |
|
23 |
Определение темы и проблематики текста. Смысловой анализ текста на основе составления его логической схемы. |
|
24 |
Комментарий одной из проблем, поднятых в тексте. |
|
25 |
Осмысление авторской позиции текста. |
|
26 |
Приёмы логического мышления. Аргумент. Типы аргументации в изложении собственной позиции. |
|
27 |
Смысловая цельность текста. Абзацное членение текста. Логические ошибки |
|
28 |
Виды речевых ошибок. Виды грамматических ошибок. |
|
29 |
Урок-практикум по теме «Виды грамматических ошибок» |
|
30 |
Практические работы по выполнению вариантов ЕГЭ. |
|
31-33 |
Выполнение пробного ЕГЭ |
|
34 |
Анализ работы. Подведение итогов. |