Контрольная работа по русскому языку на тему «Пунктуационный анализ текста» (11 класс)
ИТОГОВАЯ РАБОТА
Управление качеством школьного образования: использование современных техник и практик на уроках русского языка в школе. Разработка оценочных средств для определения уровня сформированности языковой компетенции обучающихся по теме (темам) школьного курса русского языка в 9 – 11 классах
| Выполнила: Голайденко А.Г., учитель русского языка МБОУ «СОШ№14»(НОЦ) г.Губаха Пермский край |
Контрольная работа по русскому языку
Тема: Пунктуационный анализ текста.
11 класс
1вариант
Задание 1. Распределите предложения с тире по трем группам в соответствии с заданными условиями:
постановка тире при приложении;
постановка тире при несогласованном определении, выраженном инфинитивом;
постановка тире между подлежащим и сказуемым.
(1) Двадцать лет – хорошая вещь. (2) На окраине города еще сохранились деревянные постройки ‑ грубые огромные коробки. (3) На перекрестке мальчишка – чистильщик обуви ‑ что-то оживленно рассказывал новому клиенту.. (4) Газета «Уральский шахтер» - любимая газета горожан.. (5) Уважение к минувшему — вот черта, отличающая образованность от дикости. (6) Своей беззащитностью она вызывала в нём рыцарское чувство – заслонить, оградить, защитить. (7) Наш известный земляк, член Союза писателей и Союза журналистов России, член Русского географического общества, военный моряк, путешественник. - В.Арефьев по праву занесен в Почетную книгу известных людей города. (8) Твои радость и горе — это радость и горе для меня. (9) С батареи получен приказ — не отнимать трубку от уха и каждые пять минут проверять линию.
Задание 2. Распределите предложения с тире по трем группам, исключив те, в которых постановка тире не соответствует заданным условиям:
постановка тире при приложении;
постановка тире при несогласованном определении, выраженном инфинитивом;
постановка тире между подлежащим и сказуемым.
(1)Я был озлоблен – он угрюм. (2) Рассказ о разгроме Игорева войска – горький упрек самонадеянным князьям-братьям. (3) Жить – Родине служить. (4) Везде: над головой, под ногами и рядом с тобой – живёт, грохочет, торжествуя свои победы, железо. (5) Лена прошла всего двадцать – тридцать шагов, свернула влево и неожиданно остановилась. (6) Мой ямщик Степан – молчаливый, высокий старик – рассказал грустную историю, приключившуюся с сыном его брата. (7) Великая радость – работа, в полях, за станком, за столом. (8) Самым же лучшим показался Сивооку Ярило – щедрый бог плодородия. (9) Мы все одержимы одной страстью — сопротивляться. (10) Своей беззащитностью она вызывала в нём рыцарские чувства — заслонить, оградить, защитить.
Задание 3 . Найдите ошибку в объяснении постановки знака препинания в предложении:
Предложение | Объяснение постановки знака |
1) Прошла неделя, месяц – она у себя дома не появилась. | Во второй части бессоюзного сложного предложения содержится противопоставление по отношению к содержанию первой части (между частями предложения можно вставить союз НО или А). |
2) Я умираю – мне незачем вас обманывать. | Вторая часть бессоюзного сложного предложения содержит в себе следствие или вывод из того, о чем говорится в первой части (между частями можно вставить слова поэтому, тогда). |
3) Писать о родных местах – любимое моё занятие. | Тире между подлежащим и сказуемым в простом предложении. |
4) Береги платье снову, а честь — смолоду. | Тире в неполном простом предложении. |
Задание 4. Установите соответствие между предложениями и объяснением постановки знаков препинания в предложении: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
Предложения | Объяснение постановки знака препинания |
А) «Лена зайдет утром, ‑ сказал он. ‑ Принесет тебе документы». | 1) Тире между подлежащим и сказуемым в простом предложении. |
Б) Говорящие фамилии – это приём, с помощью которого Д.И.Фонвизин удачно характеризует героев своих произведений. | 2) Тире при вводной или вставной конструкции. |
В) Ты не ведаешь, что это за чувство — сострадание. | 3) Тире при несогласованном определении, выраженном начальной формой глагола. |
Г) Егор вышел на улицу – тут у нас в доме было небольшое кафе – купил торт и вернулся к Лене. | 4) Тире при нераспространенном приложении, находящемся в конце предложения. |
Д ) Каждый из присутствующих членов этой большой, дружной семьи должен был решить – эмигрировать или остаться – для себя, для своих родных и близких. | 5) Тире перед обобщающим словом, стоящим после однородных членов предложения. |
| 6) Тире при словах автора в прямой речи. |
Задание 5. Найдите предложения, в которых тире ставится в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации.
(1) Для человека нет ничего понятнее и ближе, чем слово «дом». (2) Для ребёнка дом — это мама, папа, бабушка, дедушка. (3) Для взрослого домом является его семья. (4) «Будьте, как дома», — говорим мы. (5) А народная мудрость гласит: «Дом вести — не лапти плести». (6) И всегда, произнося слово «дом», мы имеем в виду не фундамент, стены и кровлю, а всё человеческое, что помещается в этих стенах. (7) Дом — крепость, защита, обитель семьи, и доступ туда имеет только тот, кому позволяют его обитатели.
Задание 6. Распределите предложения с двоеточием по трем группам в соответствии с заданными условиями:
постановка двоеточия в предложениях с однородными членами и обобщающим словом при них;
постановка двоеточия в бессоюзном сложном предложении, в котором вторая часть поясняет первую, раскрывает её содержание (можно вставить союз а именно);
постановка двоеточия в бессоюзном сложном предложении, в котором вторая часть указывает на причину того, о чём говорится в первой (можно вставить союз потому что).
(1) Большинство сходилось на одном: старые законы не годятся. (2) Дубровский приставил фитиль, выстрел был удачен: одному оторвало голову, двое были ранены. (3) Во время отпуска я посетил города: Москва, Санкт-Петербург, Тула. (4) О хобби Ольги знали все: мама, папа, брат и сестра. (5) Страшная мысль мелькнула в уме моём: я вообразил её в руках разбойников. (6) Анна проводит мастер-классы по вышиванию: она любит этим заниматься.
Задание 7. Распределите предложения с двоеточием по трем группам, исключив те, в которых постановка двоеточия не соответствует заданным условиям:
постановка двоеточия в предложениях с однородными членами и обобщающим словом при них;
постановка двоеточия в бессоюзном сложном предложении, в котором вторая часть поясняет первую, раскрывает её содержание (можно вставить союз а именно);
постановка двоеточия в бессоюзном сложном предложении, в котором вторая часть дополняет первую (можно вставить союз что или слова и увидел, что; и услышал, что; и понял, что).
(1)Вдруг я почувствовала: кто-то берет меня за плечо и толкает. (2) Учитель прикрыл окно: шум с улицы отвлекал ребят от выполнения контрольной работы. (3) Наша жизнь имеет одно замечательное свойство: она, как хлеб, никогда не приедается. (4) Микеланджело писал о себе: «Не родился еще человек, который, подобно мне, был бы столь склонен любить людей». (5) На столе лежало много предметов: книги, тетради, ручки, ножницы. (6) Я могу довериться другу: он никогда меня предаст. (7) Летним каникулам рады все: и учителя, и ученики, и родители. (8) Обычай мой такой: подписано, так с плеч долой.
Задание 8. Найдите ошибку в объяснении постановки двоеточия в предложении:
Предложения | Объяснение постановки знака |
А) Читайте книги: они помогут найти выход в сложных жизненных ситуациях. | Постановка двоеточия в БСП, в котором вторая часть поясняет первую, раскрывает её содержание (можно вставить союз а именно). |
Б) Все изменилось в ней: лицо, походка, взгляд. | Постановка двоеточия в предложениях с однородными членами и обобщающим словом при них. |
В) Ей старик с поклоном отвечает: «Смилуйся, государыня-рыбка!» | Постановка двоеточия после слов автора в предложениях с прямой речью. |
Я оглянулся: щенок бежал за мной. | Постановка двоеточия в БСП, в котором вторая часть дополняет первую (можно вставить союз что или слова и увидел, что; и услышал, что; и понял, что). |
Задание 9. Установите соответствие между предложениями и объяснением постановки двоеточия в предложении: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
Предложения | Объяснение постановки знака |
А) Печален я: со мною друга нет. | Постановка двоеточия в бессоюзном сложном предложении, в котором вторая часть указывает причину того, о чём говорится в первой (можно вставить союз потому что) |
Б) В самом деле, шинель Акакия Акакиевича имела какое-то странное устройство: воротник ее уменьшался с каждым годом более и более. | Постановка двоеточия в простом предложении с однородными членами и обобщающим словом при них. |
В) Приплыла к нему рыбка, спросила: «Чего тебе надобно, старче?» | Постановка двоеточия в простом предложении после слов автора в предложениях с прямой речью. |
Г) Настоящий человек должен быть настоящим во всём: и в стихах, и в жизни, и в каждой мелочи. | Постановка двоеточия в бессоюзном сложном предложении, в котором вторая часть поясняет первую, раскрывает её содержание (можно вставить союз а именно). |
Д) Из-под сена виднелись: самовар, кадка с мороженой формой и ещё какие-то привлекательные узелки и коробочки. | Постановка двоеточия в бессоюзном сложном предложении, в котором вторая часть дополняет первую (можно вставить союз что или слова и увидел, что; и услышал, что; и понял, что). |
| Постановка двоеточия в простом предложении при отсутствии обобщающего слова перед предстоящим перечислением. |
Задание 10. Найдите предложения, в которых двоеточие ставится в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений.
(1)Россия всегда была богата талантливыми людьми самых разных профессий: композиторами и кузнецами, архитекторами и плотниками, врачами и крепостными художниками. (2)Но сегодня считается, что страна проигрывает на мировом рынке в области электроники. (3)Это мнение сложилось из-за того, что люди забыли важный факт: почти все идеи, ставшие научной основой телевидеотехники, создали русские учёные. (4)Вот несколько ярких примеров: идея последовательной передачи элементов изображения впервые пришла в XIX веке П. И. Бахметьеву, радиоволны в 1895 году открыл и научился ими управлять А. С. Попов, творцом телевидения является В. К. Зворыкин. (5)Будущее телевизоров, как становится ясно всем, — за плоскими экранами. (6)И они были изобретены отечественными учёными: осенью 1996 года успешно провели испытания жидкокристаллического плоского экрана на основе полимеров, синтезированных А. В. Ванниковым. (7)И таких примеров множество!
Контрольная работа по русскому языку
Тема: Пунктуационный анализ текста.
11 класс
2вариант
Задание 1. Распределите предложения с запятыми по трем группам в соответствии с заданными условиями:
постановка запятой в предложениях с вводными словами и конструкциями;
постановка запятой в предложениях с обособленными членами;
постановка запятой в сложносочинённых предложениях.
(1) Яхты в море не выходили, отстаиваясь в порту . (2) Снег, неожиданно выпавший за эту ночь, застал коммунальные службы врасплох. (3) Мальчик заметил пожилую женщину, с трудом катившую тяжелый чемодан, и вызвался ей помочь. (4) Несомненно, он станет олимпийским чемпионом. (5) Дождь, мне казалось, только усиливался. (6) Он принадлежал двум эпохам, и обе положили на него свою печать. (7) А я уж все поняла, покраснела, и у меня сердце от ожидания запрыгало.
Задание 2. Распределите предложения с запятыми по трем группам, исключив те, в которых постановка запятой не соответствует заданным условиям:
постановка запятой в предложениях с однородными членами;
постановка запятой в предложениях с обособленными членами;
постановка запятой в сложноподчиненных предложениях.
(1)Вера Николаевна, наша учительница физики, победила в городском конкурсе «Учитель года». (2) Для освещения сквера использовали как электрические гирлянды, так и фонари. (3) Любимый город, где я родился и вырос, всегда будет в моем сердце. (4) За всю жизнь я ни разу не встретила человека, который сказал бы, что не любит море. (5) Долго глядишь в темно-синюю глубину неба, переполненную созвездиями. (6) «Идем пить чай с ватрушками», - сказал отец. (7) Утром все отправились к роднику, находившемуся на расстоянии одного километра.
Задание 3. Найдите ошибку в объяснении постановки запятой в предложении:
Предложения | Объяснение постановки знака |
Туристы проснулись, когда взошло солнце. | Постановка запятой между частями сложноподчиненного предложения |
Елена Сергеевна, возвращаясь из командировки, забыла в салоне самолета телефон. | Постановка запятой в предложениях с деепричастными оборотами и одиночными деепричастиями. |
Папа приготовил шашлык, и вся семья собралась на ужин в саду. | Постановка запятой между частями сложносочиненного предложения. |
Спортсмен, пропускающий тренировки, лишает себя шансов на победу. | Постановка запятой при согласованном определении, выраженном причастным оборотом и находящимся в предложении после определяемого слова. |
Анечка, любимица отца, смело направилась в его кабинет. | Постановка запятой при однородных членах предложения. |
Задание 4. Установите соответствие между предложениями и объяснением постановки знаков препинания в предложении: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
Предложения | Объяснение постановки знака |
А) Роман, написанный известным писателем, уже появился на прилавках книжных магазинов. | Постановка запятой между частями сложносочиненного предложения |
Б) Уставший, я пришел домой. | Постановка запятой в предложениях с причастиями или причастными оборотами, стоящими до или после определяемого слова, выраженного личным местоимением. |
В) Он, смеясь, бежал мне навстречу. | Постановка запятой в предложениях с деепричастными оборотами и одиночными деепричастиями. |
Г) У Веры Ивановны случился сердечный приступ, и Катя была вынуждена вернуться домой. | Постановка запятой в предложениях с однородными членами |
Д) Удивительная повесть этого человека так захватила меня, что я старался записывать ее как можно подробнее. | Постановка запятой в предложениях с согласованными определениями, выраженными причастными оборотами и находящимися в предложении после определяемого слова. |
| Постановка запятой между частями между частями сложноподчиненного предложения |
Задание 5. Найдите предложения, в которых запятая ставится в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений.
(1) В этот ужасный роковой год несчастье за несчастьем безжалостно сыпались на Мерцалова и его семью. (2) Сначала он сам заболел брюшным тифом, и на его лечение ушли все их скудные сбережения. (3) Потом, когда он поправился, он узнал, что его место, скромное место управляющего домом на двадцать пять рублей в месяц, занято уже другим.... (4) Началась отчаянная, судорожная погоня за случайной работой, за перепиской, за ничтожным местом… (5) А тут еще пошли болеть дети. (6) Три месяца тому назад умерла одна девочка, теперь другая лежит в жару и без сознания. (7) Елизавете Ивановне приходилось одновременно ухаживать за больной девочкой, кормить грудью маленького и ходить почти на другой конец города стирать белье.
Задание 6. Распределите предложения с двоеточием по трем группам в соответствии с заданными условиями:
постановка двоеточия в предложениях с однородными членами и обобщающим словом при них;
постановка двоеточия в бессоюзном сложном предложении, в котором вторая часть поясняет первую, раскрывает её содержание (можно вставить союз а именно);
постановка двоеточия в бессоюзном сложном предложении, в котором вторая часть указывает на причину того, о чём говорится в первой (можно вставить союз потому что).
(1) Большинство сходилось на одном: старые законы не годятся. (2) Дубровский приставил фитиль, выстрел был удачен: одному оторвало голову, двое были ранены. (3) Во время отпуска я посетил города: Москва, Санкт-Петербург, Тула. (4) О хобби Ольги знали все: мама, папа, брат и сестра. (5) Страшная мысль мелькнула в уме моём: я вообразил её в руках разбойников. (6) Анна проводит мастер-классы по вышиванию: она любит этим заниматься.
Задание 7. Распределите предложения с двоеточием по трем группам, исключив те, в которых постановка двоеточия не соответствует заданным условиям:
постановка двоеточия в предложениях с однородными членами и обобщающим словом при них;
постановка двоеточия в бессоюзном сложном предложении, в котором вторая часть поясняет первую, раскрывает её содержание (можно вставить союз а именно);
постановка двоеточия в бессоюзном сложном предложении, в котором вторая часть дополняет первую (можно вставить союз что или слова и увидел, что; и услышал, что; и понял, что).
(1)Вдруг я почувствовала: кто-то берет меня за плечо и толкает. (2) Учитель прикрыл окно: шум с улицы отвлекал ребят от выполнения контрольной работы. (3) Наша жизнь имеет одно замечательное свойство: она, как хлеб, никогда не приедается. (4) Микеланджело писал о себе: «Не родился еще человек, который, подобно мне, был бы столь склонен любить людей». (5) На столе лежало много предметов: книги, тетради, ручки, ножницы. (6) Я могу довериться другу: он никогда меня предаст. (7) Летним каникулам рады все: и учителя, и ученики, и родители. (8) Обычай мой такой: подписано, так с плеч долой.
Задание 8. Найдите ошибку в объяснении постановки двоеточия в предложении:
Предложения | Объяснение постановки знака |
А) Читайте книги: они помогут найти выход в сложных жизненных ситуациях. | Постановка двоеточия в БСП, в котором вторая часть поясняет первую, раскрывает её содержание (можно вставить союз а именно). |
Б) Все изменилось в ней: лицо, походка, взгляд. | Постановка двоеточия в предложениях с однородными членами и обобщающим словом при них. |
В) Ей старик с поклоном отвечает: «Смилуйся, государыня-рыбка!» | Постановка двоеточия после слов автора в предложениях с прямой речью. |
Я оглянулся: щенок бежал за мной. | Постановка двоеточия в БСП, в котором вторая часть дополняет первую (можно вставить союз что или слова и увидел, что; и услышал, что; и понял, что). |
Задание 9. Установите соответствие между предложениями и объяснением постановки двоеточия в предложении: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
Предложения | Объяснение постановки знака |
А) Печален я: со мною друга нет. | Постановка двоеточия в бессоюзном сложном предложении, в котором вторая часть указывает причину того, о чём говорится в первой (можно вставить союз потому что) |
Б) В самом деле, шинель Акакия Акакиевича имела какое-то странное устройство: воротник ее уменьшался с каждым годом более и более. | Постановка двоеточия в простом предложении с однородными членами и обобщающим словом при них. |
В) Приплыла к нему рыбка, спросила: «Чего тебе надобно, старче?» | Постановка двоеточия в простом предложении после слов автора в предложениях с прямой речью. |
Г) Настоящий человек должен быть настоящим во всём: и в стихах, и в жизни, и в каждой мелочи. | Постановка двоеточия в бессоюзном сложном предложении, в котором вторая часть поясняет первую, раскрывает её содержание (можно вставить союз а именно). |
Д) Из-под сена виднелись: самовар, кадка с мороженой формой и ещё какие-то привлекательные узелки и коробочки. | Постановка двоеточия в бессоюзном сложном предложении, в котором вторая часть дополняет первую (можно вставить союз что или слова и увидел, что; и услышал, что; и понял, что). |
| Постановка двоеточия в простом предложении при отсутствии обобщающего слова перед предстоящим перечислением. |
Задание 10. Найдите предложения, в которых двоеточие ставится в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений.
(1)Россия всегда была богата талантливыми людьми самых разных профессий: композиторами и кузнецами, архитекторами и плотниками, врачами и крепостными художниками. (2)Но сегодня считается, что страна проигрывает на мировом рынке в области электроники. (3)Это мнение сложилось из-за того, что люди забыли важный факт: почти все идеи, ставшие научной основой телевидеотехники, создали русские учёные. (4)Вот несколько ярких примеров: идея последовательной передачи элементов изображения впервые пришла в XIX веке П. И. Бахметьеву, радиоволны в 1895 году открыл и научился ими управлять А. С. Попов, творцом телевидения является В. К. Зворыкин. (5)Будущее телевизоров, как становится ясно всем, — за плоскими экранами. (6)И они были изобретены отечественными учёными: осенью 1996 года успешно провели испытания жидкокристаллического плоского экрана на основе полимеров, синтезированных А. В. Ванниковым. (7)И таких примеров множество!
Критерии оценивания контрольной работы по русскому языку
Тема: Пунктуационный анализ текста.
11 класс
За каждый правильный ответ– 1 балл, всего 10 баллов.
Критерии оценок:
“5”- 10 баллов
“4”- 8-9 баллов
“3”- 5-7 баллов
“2”- 0-4 баллов
Ответы:
1вариант
1 | 1) 237 2) 69 3) 1458 |
2 | 1) 68 2) 910 3) 237 |
3 | 4 |
4 | А-6, Б-1,В-4, Г-2, Д-3 |
5 | 27 |
6 | 1) 34 2) 15 3) 26 |
7 | 1) 57 2) 38 3) 1 |
8 | 1 |
9 | А-1, Б-4, В-3, Г-2, Д-6 |
10 | 346 |
2вариант
1 | 1) 45 2) 123 3) 67 |
2 | 1) 2 2) 157 3) 34 |
3 | 5 |
4 | А-5; Б-2; В-3; Г-1; Д-6 |
5 | 67 |
6 | 1) 34 2) 15 3) 26 |
7 | 1) 57 2) 38 3) 1 |
8 | 1 |
9 | А-1, Б-4, В-3, Г-2, Д-6 |
10 | 346 |
Устинова Валентина Ивановна
Ахметшина Наталья Юрьевна