Пушкин как национальный гений и символ

0
0
Материал опубликован Сегодня в 14:31

Сопроводительная презентацияPPT / 18.38 Мб

/data/files/y1736594810.ppt (Сопроводительная презентация)


Трек 1MP3 / 6.09 Мб

/data/files/h1736594832.mp3 (Трек 1)


Трек 2MP3 / 9.37 Мб

/data/files/c1736594849.mp3 (Трек 2)


Трек 3MP3 / 12.84 Мб

/data/files/y1736594870.mp3 (Трек 3)


​​​​​​​Пушкин как национальный гений и символ

Слайд

Цель занятия:

Исследовать влияние русской классической литературы на развитие различных видов искусства

Слайд

6 июня 1799 года

в Москве в дворянской помещичьей семье Пушкиных родился мальчик, которому суждено было стать одним из величайших поэтов России.

Слайд

Александр Сергеевич Пушкин имеет репутацию величайшего русского поэта. Ещё при жизни поэта стали именовать гением. Со второй половины 1820-х годов он стал считаться «первым русским поэтом» (не только среди современников, но и русских поэтов всех времён).

Критик и философ-западник В. Г. Белинский назвал его «первым поэтом-художником России».

Им написаны такие известные произведения, как:

Евгений Онегин (1823—1832)

Капитанская дочка (1836)

Пиковая дама (1834)

Метель (1830) и др.

Пушкин нисколько не преувеличивал и не проявлял излишней нескромности, когда писал:

«Я памятник себе воздвиг нерукотворный,

К нему не зарастёт народная тропа»

Слайд

Творческое наследие А.С. Пушкина весьма значительно. Его талант не знал границ. Автору были подвластны любые жанры и формы, стили и направления в литературе и словесном искусстве.

Пушкин пробовал себя во всем. И во всем достигал успеха.

Его произведения пользовались бешеной популярностью у современников, стихи и поэмы читали взахлеб на собраниях литературных обществ и на светских мероприятиях.

Не было человека, что бы не слышал стихов Пушкина или ничего не знал о судьбе самого поэта.

Слайд

В истории мировой литературы вряд ли можно найти имя писателя или поэта, творчество которого так же широко отразилось бы в музыке, как творчество Пушкина.

Музыкальная пушкиниана насчитывает тысячи названий. Сюда входят оперы и романсы, симфонические произведения и музыкальные драмы, балеты и народные песни.

Его произведения стали неотъемлемой частью мировой культуры. Слово Пушкина по-особому открывается через сочинения композиторов, которые писали музыкальные произведения на его стихи.

Русская музыка всегда была неразрывно связана с классической литературой, а русская опера все время ориентировалась на Пушкина.


Слайд

«Евгений Онегин» — лирическая опера Чайковского;

Опера «Евгений Онегин» (семилетний труд Пушкина — 1823—1830 гг.). Появление ее в 1878 году ознаменовало собой новый этап в русском оперном искусстве. Велика роль Петра Ильича Чайковского и Шиловского, которые, прикоснувшись к творению Пушкина, сумели так органично включить в превосходную ткань оперы отдельные стихотворные тексты: арию Гремина, ариозо Ленского и др.

«Пиковая дама» — психологическая опера Чайковского.

Опера «Пиковая дама» . Повесть написана поэтом в 1833 году (в течение одного года) . Чайковский трудился над оперой 41 день. Трудно себе представить, что за такой короткий срок Чайковский создал произведение, которое является одним из величайших достижений мирового музыкального искусства.

Повесть «Метель» из цикла «Повестей покойного Ивана Петровича Белкина», написанная в 1830 в Болдине и изданная в 1831 году также обрела музыкальное оформление в одноименном фильме «Метель» 1964 года.

Романс и два вальса к фильму написал Георгий Свиридов. (СЛУШАЕМ!)

Слайд

ЭКРАНИЗАЦИЯ.

Экранизации произведений Александра Пушкина — многочисленная фильмография, имеющая важное значение для кинематографа России.

Снимать фильмы по произведениям главного русского классика литературы в России начали практически сразу с проникновением кинематографа в страну.

Самая ранняя картина датируется 1907 годом и не сохранилась до наших дней. Речь идет о «Борисе Годунове».

Всего в период с 1907 по 1938 год было снято 56 экранизаций произведений поэта.

Слайд

В период с 1946 по 1999 год было снято 39 фильмов по произведениям Пушкина, в том числе по мотивам его биографии.

Одной из самых известных картин, снятых по произведениям Пушкина, является картина «Маленькие трагедии» 1979 года.

Слайд

Повесть «Капитанская дочка» многократно экранизировалась (1958, 1976, 2000, 2005 гг.), в том числе за рубежом.

Слайд

Из кинофильмов последнего десятилетия на основе литературного произведения можно выделить: «Бориса Годунова» (2011) , «Дубровского» (2014)

Слайд

Из семи сочиненных Пушкиным сказок, на базе студии «Союзмультфильм» в период с 1950 по 1984 год разными режиссерами были экранизированы:

«Сказка о мертвой царевне и семи богатырях» (1951),

«Сказка о царе Салтане» (1984),

«Сказка о рыбаке и рыбке» (1950),

«Сказка о золотом петушке» (1967),

«Сказка о попе и о работнике его Балде» (1973, 1956 и 1940).

СМОТРИМ ОТРЫВОК

Слайд

В зарубежном кино к настоящему времени известно более тридцати экранизаций, созданных в разное время в Польше, Чехословакии, Франции, Германии, Финляндии, Великобритании, США.

Одной из самых ярких и спорных иностранных экранизаций Пушкина до сих пор считается британо-американский «Онегин» (М. Файнс, 1999).

Слайд

Художники

Первым изображением Пушкина, которое увидели читатели, была гравюра на меди Е. Гейтмана – на обложке поэмы «Кавказский пленник». Книга вышла в конце августа 1822 года со следующим послесловием «Издатели присовокупляют портрет автора в молодости с него рисованный. Они думают, что приятно сохранить юные черты поэта, которого первые произведения ознаменованы даром необыкновенным».

Слайд

Тропинин написал Пушкина в халате, с расстегнутым воротом рубашки и небрежно повязанным галстуком-шарфом. Особую внушительность, почти монументальность сообщают образу поэта гордая осанка и устойчивая поза, благодаря чему его домашний халат уподобляется античной тоге.

У этого портрета была странная судьба. С него было сделано несколько копий, а сам оригинал пропал и появился лишь много лет спустя. Художника просили подтвердить подлинность портрета и подновить его, поскольку он был сильно испорчен. Но Тропинин отказался, сказав, “что не смеет трогать черты, положенные с натуры и притом молодой рукой”, и только почистил его.

Слайд

«Любимец моды легкокрылый,
Хоть не британец, не француз,
Ты вновь создал, волшебник милый,
Меня, питомца чистых Муз,
И я смеюся над могилой,
Ушед навек от смертных уз.
Себя как в зеркале я вижу,
Но это зеркало мне льстит.
Оно гласит, что не унижу
Пристрастья важных Аонид.
Так Риму, Дрездену, Парижу
Известен впредь мой будет вид.»

(Орест Кипренский. Портрет А.С. Пушкина 1827)

Слайд

Смягчая внешнюю характерность и выделяя внутреннюю гармонию, оттенок легкой грусти и душевное спокойствие, художник обращается к светлым и ясным чертам личности поэта. (Петр Федорович Соколов Портрет А.С. Пушкина Акварель 1836)

Слайд

Из темной глубины фона выступает лицо Пушкина с заострившимися чертами, неспокойным взглядом глубоко запавших глаз.

С поразительной силой отразились в этом портрете пушкинские настроения последних лет жизни - усталость от житейских забот, невыносимое бремя конфликтов со светским обществом.

Здесь Пушкин представлен совершенно натурально, без всяких прикрас.

Это последнее прижизненное изображение поэта. (И. Л. Линев. Портрет А. С. Пушкина.)

Слайд

Пушкин, стоя у письменного стола в рабочей комнате, читает свое новое произведение «Цыгане» долгожданному гостю. Рядом няня - Арина Родионовна - за обычным домашним занятием. Эта картина изображает последнюю встречу двух близких друзей. Ровно за десять месяцев до восстания Пущин первым из всех друзей и знакомых навестил опального поэта в Михайловском что было далеко не безопасно.
(Николай Ге «Пушкин в селе Михайловском» 1875)

Слайд

И.К. Айвазовский, "Пушкин на берегу Черного моря" 1887г.

На одной из выставок в Петербурге (1836) встретились два художника - художник пера и художник кисти. Знакомство с Пушкиным произвело неизгладимое впечатление на молодого Айвазовского. "С тех пор и без того любимый мною поэт сделался предметом моих дум, вдохновения и длинных бесед и рассказов о нем", - вспоминал художник.

Слайд

Айвазовский знал свою слабость в портрете и сам пригласил Репина написать Пушкина. Позднее Репин так отозвался о совместной работе: "Дивное море написал Айвазовский (...) И я удостоился намалевать там фигурку." (И.К. Айвазовский, И.Е. Репин. "Прощание Пушкина с морем." 1887 г.)

Слайд

Памятник Пушкину был воздвигнут в Москве на Пушкинской площади в 1880 году ко дню рождения поэта. На постаменте высечены строки из его стихотворения, которые звучат как пророчество.

И долго буду тем любезен я народу,

Что чувства Добрые я лирой пробуждал,

Что в мой жестокий век восславил я свободу

И милость к падшим призывал… (Памятник Пушкину в Москве. Скульптор А.М. Опекушин 1880)

Слайд

Исследователи иконографии поэта спорят о том, в каком месте изображен Пушкин: в Царском Селе или в деревне. Но важно ли это? (Валентин Серов. А. С. Пушкин на садовой скамье. 1899.)

Слайд

На картине изображен юный Пушкин, читающий Державину стихотворение «Воспоминание о Царском селе». Художник «дал волю неудержимой фантазии» и «писал с наслаждением». Репина интересовало все: от пуговиц, формы ботфорт до этюдов зала с натуры , портретов лиц, присутствующих на экзамене.

Пушкин действительно стал героем дня 8 января 1815 года, потому что день этот возвестил миру о рождении гениального поэта. Торжественная праздничность события была остро пережита художником и воплощена в картине. (Илья Репин «Пушкин на экзамене 8 января 1815 года» 1911 г.)

Слайд

Поэт проснулся поутру на своем диване, где ночью работал, да так и уснул там. Он сидит, скрестив ноги по-турецки под стеганым одеялом золотистого шелка. На нем длинная ночная рубаха с распахнутым воротом, гусиным пером в правой руке он касается уголка рта, в левой руке со знаменитым перстнем на большом пальце зажат листок с рукописью. Перед поэтом маленький круглый столик красного дерева, на нем листки, заполненные строчками стихов, графин и граненый стаканчик, подсыхающие корочки апельсина, а на фоне желтого стеганого одеяла лежит толстая черная тетрадь.

Лицо одухотворенное, обрамленный темными кудрями лоб, твердый рот, твердый взгляд, устремленный в зимнее окно, взгляд, полный глубокого созерцания и энергии творческого вдохновения. (Петр Петрович Кончаловский «Пушкин» 1932)

Слайд

Энергичен поворот головы, смел и пронзителен взгляд в сторону «Золотого зверинца». Разителен контраст: Пушкин, его жена и толпа придворных. На фоне роскошных нарядов, аксельбантов, орденов, эполетов - строгая фигура поэта в черном камер-юнкерском мундире, четкий профиль его резко повернутой головы с темными волнистыми волосами. Ему, естественно, отведена в композиции главная роль: он - в центре внимания.
(Н. Ульянов. Пушкин с женой перед зеркалом на придворном балу)

Слайд

Образ А.С. Пушкина в современной массовой культуре

«Пушкинская карта» - это специальный банковский депозит на определенную сумму. Средства сертификата можно потратить на билеты в музеи, на концерты, спектакли и другие культурные мероприятия.


Слайд

Комиксы

Художник Duran (Дюран), автор комикса «Бесконечная шутка», предложил собственную неожиданную версию роковой дуэли Пушкина с Дантесом.

Слайд

Граффити по мотивам произведений А.С. Пушкина.


На последнем слайде

Какие свойства пушкинской натуры выявлены в современной в массовой культуре?

Какие литературные образы и стихотворные строки поэта общеизвестными,

знаковыми для русской культуры?


в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.