Сценарий юбилейного творческого вечера на тему «А. Пушкин и М. Глинка: два гения Земли русской»

2
0
Материал опубликован 3 December 2018 в группе

Сценарий юбилейного творческого вечера на тему:

«Пушкин и Глинка: два гения Земли русской»

Подготовил: учитель музыки МБОУ

«Обоянская СОШ №1»

Курской области Еськова Ирина Васильевна

Форма: музыкально - литературная лаборатория

Цели: 
- повышение общей культуры школьников,
- содействие эстетическому воспитанию,
- знакомство с образцами русской музыкальной культуры.

Возраст: учащиеся старших и младших классов.

Место проведения: концертный зал, класс.

Оборудование: - музыкальная аппаратура, пианино, книжная выставка, портреты А.С. Пушкина, М.И. Глинки.

Советы: встреча будет более эффективной, эмоциональное восприятие более полным, если все романсы и музыкальные фрагменты будут звучать в "живом" исполнении. Не рекомендуется перемежать музыкальные записи с живым исполнением.


СЦЕНАРИЙ ПРОВЕДЕНИЯ

Среди имен, что дороги нам с детства,

В чьих звуках гордость родины слышна,

Есть два особо дорогих для сердца –

То Пушкина и Глинки имена.

Их кровное родство, а не соседство

На вечные связало времена.

В том, что от них осталось нам в наследство,

Душа родной страны воплощена.

Душа страны, в которой так чудесно

Слились народа русского черты:

И вера в правду высшую мечты,

Что нам звучит, как музыка, как песня!

Н. Рыленков

Театр «Зеркало».

Застывшая миниатюра «Сказка ложь, да в ней намёк…».

1. Есть имена в русской культуре, которые больше, чем имена, без них просто невозможно представить русскую историю. К ним относятся и современники - А.С. Пушкин и М.И. Глинка. Одного величали «солнцем русской поэзии», другого - «зарёй русской музыки».

2.Детские годы их были похожи. Оба росли среди природы, вдыхая дух народных песен и сказок, услышанных от простых дворовых людей и от своих нянь. И куда бы ни забрасывала их судьба, они снова возвращались на свою малую родину за вдохновением.

Чтец: русский критик В.Стасов писал: «Глинка имеет в русской музыке такое же значение, как Пушкин в русской поэзии. Оба – великие таланты, оба – родоначальники нового русского художественного творчества, глубоко национальны и черпавшие силы прямо из своего народа. Оба создали новый русский язык: один в поэзии, другой в музыке».

1.Пушкин и Глинка, вольнолюбивые дети своего времени. Свет разума разлит в их творчестве. Этот год юбилейный. А.С.Пушкину исполняется 220 лет, Михаилу Глинке 215-лет со дня рождения. Давайте прикоснемся сейчас к творчеству великого поэта и насладимся музыкой М. И.Глинки.

 

2. Попробуем перенестись в Петербург 19 века…… Светская жизнь кипела ключом: балы, собрания, театр, званые обеды. Пушкин знал свет не понаслышке. Он был молодым человеком, который принимал активное участие в этой блестящей суетной жизни.

Чтец: Из рассказа брата Льва: «По выходе из лицея Пушкин вполне воспользовался своей молодостью и независимостью. Его по очереди влекли к себе то большой свет, то шумные пиры, то закулисные тайны». Пушкину нравились балы.

Танец. Вальс. М.И.Глинка

Чтец: Вошел. Полна народу зала;
Уж музыка играть устала;
Толпа мазуркой занята;
Кругом и шум, и теснота.


 

1.Первое знакомство Глинки с Пушкиным состоялось в Благородном пансионе в Петербурге. «Пушкин приехал! Пушкин приехал!»,- звучал восторженный возглас в коридорах пансиона, когда приезжал поэт. Радовался приезду и воспитанник пансиона Михаил Глинка.

2.Однако, скоро светские развлечения приелись Пушкину. Другие интересы пришли им на смену.

Чтец: Из записок А.П. Керн: "При воспоминании прошедшего я долго и часто останавливаюсь на том времени, которое ознаменовалось поэтической деятельностью Пушкина и страстью к чтению, литературным занятиям. Я вижу веселый, беспечный кружок поэтов той эпохи, живший грезами о счастии. Из него выделяются в моем воспоминании с особенной ясностью: Пушкин, Дельвиг и Глинка".

1.Действительно, различные кружки стали чрезвычайно популярными в то время. Кроме того, очень модными и посещаемыми стали литературно-музыкальные салоны. Вспомним строки из "Евгения Онегина":

Чтец: В гостиной истинно дворянской
Чуждались щегольства речей
И щекотливости мещанской,
Журнальных чопорных судей.
Хозяйкой светской и свободной
Был принят слог простонародный
И не пугал ее ушей 
Живою странностью своей

2. Здесь собирались сливки общества, сюда приходили поэты, музыканты, художники, здесь беседовали, слушали музыку.

«Северная звезда», М.Глинка. Исп. Беда Илья. Кларнет

1. В начале 19 века в России появляется романс и сразу завоевывает крепкие позиции. Великолепным воплощением единства двух гениев русской культуры являются романсы Глинки на пушкинские стихи. Всего их 10.

2.Осенью 1828 года Михаил Глинка встретился с А.Грибоедовым, автором комедии «Горе от ума». Грибоедов показал красивую мелодию грузинской народной песни. Вскоре Глинка сыграл её на фортепиано. «Как жаль, что нет слов к этому напеву!» - воскликнул кто-то из слушателей. Среди гостей был Пушкин. Через несколько дней появились стихи, а Глинка написал романс. Так, благодаря А.Грибоедову, состоялся первый опыт творческого содружества Пушкина и Глинки.

Чтец: Они уносят дух - властительные звуки!
В них упоение мучительных страстей,
В них голос плачущей разлуки
В них радость юности моей!
(В.И. Красов «Звуки»)

1.Если мы послушаем романсы того времени, то услышим проникновенные слова о любви, дружбе, в них часто звучит тоска по минувшему, грусть от неразделенной любви. Глубокой ночью Пушкин сидел за своим столом, рядом лежал цветок гелиотропа. Горела свеча. На листок бумаги ложились строки:

Чтец: Я помню чудное мгновенье:
Передо мной явилась ты,
Как мимолетное виденье,
Как гений чистой красоты.

1.Настоящей жемчужиной, соединившей гении поэта и композитора, является романс «Я помню чудное мгновенье».

Романс «Я помню чудное мгновенье».

2. Этот период характеризуется творческим подъёмом композитора. Вальс – фантазия – вершина этого подъёма. Тема любви сравнивалась у Глинки с вальсом: балы были главным местом свиданий. На балу произошло решающее объяснение Онегина и Ленского, на балу Онегин вновь встретил Татьяну, на балах зарождалась любовь Наташи и Андрея Болконского. В этой музыке надежда на счастье и предчувствие разлуки.

(видео, сценка, стих)

2. В детстве Глинка получил много музыкальных впечатлений. Например, после одного из концертов крепостного оркестра своего дяди мальчик получил сильное потрясение.

Чтец: Из воспоминаний Глинки: «Музыка произвела на меня непостижимое, новое впечатление, я оставался целый день... в каком-то лихорадочном состоянии...»

1. Он не собирался быть музыкантом или композитором, однако судьба влекла его к музыкальной деятельности. "Что же делать? ...Музыка - душа моя" - отвечал он как-то своему учителю.

2. Романсы Глинки удивительно «вокальны». В них проявилось тонкое знание возможностей голоса. В романсах он использовал стихи 20 поэтов. Ярким примером служит цикл из 12 романсов на стихи Нестора Кукольника. Простой романс «Жаворонок» стал воплощением образа родной природы.

Романс «Жаворонок» М.Глинка

(фортепиано, Уткина Юлия, вокал, Разинькова Мария)

1.А что же Пушкин? Александр Сергеевич любил музыку. Вспомним строки из "Каменного гостя":
Из наслаждений жизни
Одной любви музыка уступает,
Но и любовь - мелодия...


 

2.Стихи его чрезвычайно музыкальны и мелодичны. Может быть, поэтому очень многих композиторов привлекало его творчество. Около 500 сочинений великого поэта легли в основу более трех тысяч музыкальных произведений.

Чтец: Вянет, вянет лето красно;
Улетают ясны дни;
Стелется туман ненастный
Ночи в дремлющей тени;
Опустели злачны нивы,
Хладен ручеек игривый;
Лес кудрявый поседел;
Свод небесный побледнел.

1.Знакомство Пушкина и Глинки продолжалось около 20 лет. В своих звуках Глинка раскрыл эмоциональное богатство пушкинских стихов, наполнил их высшей простотой.

2.Пожалуй, из всех русских поэтов у А.С. Пушкина мы найдем наиболее совершенные образцы любовной лирики. Его стихи, эмоциональны, страстны, и в то же время изящны и мелодичны.


1.Немудрено, что и Глинка - эмоциональный, живой, не мог не пленяться стихами Пушкина. Он прочитал стихотворение Пушкина, посвященное Осиповой "Я Вас люблю, хоть и бешусь" и... родился романс "Признание".

Звучит романс "Признание"

2. 27 ноября 1836 года публика заполнила зал Петербургского оперного театра. Сам царь посетил первый спектакль отечественной оперы Глинки «Иван Сусанин». Но не на российского монарха были устремлены взоры зрителей. На премьеру оперы прибыл Пушкин. Весть эта всколыхнула зрительный зал.

Чтец: Пушкин очень высоко оценил оперу и на дружеской вечеринке прочитал куплет:

Слушая сию новинку,
Зависть, злобой омрачась,
Пусть скрежещет, но уж Глинку
Затоптать не может в грязь.

1.И композитор, и поэт были выразителями патриотических настроений, рождённых победой русского народа в Отечественной войне 1812 года. Именно поэтому хор «Славься» сегодня воспринимается нами как гимн России, русскому народу.

Хор «Славься!» (видео)

2.В последние месяцы жизни поэта Глинка виделся с ним довольно часто. У него созревает решение написать оперу по поэме Пушкина "Руслан и Людмила" и он делится этим замыслом с поэтом.

Чтец: Из записок Глинки: "На одном из вечеров Жуковского Пушкин, говоря о поэме своей "Руслан и Людмила", сказал, что он бы много переделал, я желал узнать от него, какие именно переделки он предполагал сделать, но преждевременная кончина его не допустила меня исполнить этого намерения".

1. Оперу Глинка начал через 6 месяцев после смерти А.С., а закончил в 1842 году. Глинка сумел сохранить в опере главное: дух юношеской поэмы Пушкина. Глинка создал замечательную, и очень "пушкинскую" оперу.

Звучит «Увертюра» из оперы "Руслан и Людмила"

Два гения

И музыканта и поэта

Роднит святая чистота.

Два гения в начале века

Явились миру неспроста.

Они росли в счастливых муках

И эти муки знает Бог…

Один в земных купался звуках,

Другой – ловил изящный слог.

Не нарушая честных правил,

Отчизне будучи слугой, -

Один Михайловское славил,

И Новоспасское – другой.

О них кукуют нам кукушки,

И полон звуков небосвод…

Прислушайтесь – то молвит Пушкин!

И нам аккорды Глинка шлет!

А. В. Мишин
в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.