Статья «Урочная деятельность как отражение базовых национальных ценностей»
Из опыта работы Романовой Л.В.
По моему мнению, вопрос национальной самоидентификации учащегося должен начинаться уже с начальных классов. Фактически это побуждает ребенка к пониманию корней собственного «я», изучение прошлого своего народа по его этнической составляющей, а также других народов, которые проживают как в России, так и в мире. Изучая прошлое собственного народа, ребенок сможет, с одной стороны, ощущать гордость за принадлежность к соответствующей нации, с другой — относиться с уважением к гражданам других национальностей. Формирование патриота и гуманиста в школе происходит через учебные предметы , где каждый урок пронизан гордостью за родной край, культуру, обычае и традиции народа, где формируется уважение к государственным и национальным символам России. Широко используются на уроках элементы народного творчества, овеянного национальным колоритом, через которую лучше всего и наиболее точнее можно показать мелодичность и красоту русского языка, культуры.
Ведь может ли хотя бы один народ мира сравняться с русским народом по количеству народных сказок, песен (праздничных, обрядовых и другие), казацких дум, пословиц, поговорок и приговорок, легенд, игр, дразнилок (в добром смысле этого слова, поскольку с давних времен они имели целью воспитательную роль, высмеивали разные недостатки в воспитании ребенка).
Приобщение детей к творчеству—верный путь формирования человека высокой нравственности и культуры. Общеобразовательная школа должна научить школьника постоянно стремиться к совершенствованию, к преобразованию мира по законам красоты. Как тут не вспомнить высказывания В.А. Сухомлинского: «Дети любят труд, в процессе которого создается что-то красивое, необычное. Ум ребенка — на кончике его пальцев, и чем выше мастерство, которым овладела и овладевает рука, тем умнее ребенок, подросток, юноша». На занятиях по технологии, ученик создает реальную вещь, а не компьютерный образ или математическую модель. При этом учащийся обретает уверенность в себе, своих возможностях, ощущает себя равноправным членом общества. При этом высшее мастерство учителя состоит не в том, чтобы навязать учащимся свое видение, а в том, чтобы подвести их к самостоятельному открытию значимости своего труда.
Опыт народа, мудрость поколений — вот без чего нельзя воспитать полноценную личность. Нельзя познать чужую культуру, если отказался от своей собственной. Забывая культуру и историю своего народа, мы тем самым предаем забвению глубинную историческую память народа. В нашей школе возрождают изучение народных традиций. Задачей номер один для всей системы образования становится воспитание духовно-нравственной культуры. В учебном плане выделены специальные часы для бесед об этике, этикете, нравственности . Планируя свои уроки, ставлю задачу — расширять и углублять знания и представления учеников о национальной культуре. Для выполнения практических работ использую такие объекты Труда, которые характерны именно украинскому народу. Занимаясь любой деятельностью, использую народные сюжеты: вышиваем мешочек для рукоделия - подбирает образ птицы, символ благополучия и счастья, изучаем ткани —выполняем орнамент, при этом составляем его грамотно, с учетом знаковой символики. Ведь орнамент несет не только художественные, но и магические функции. Вышиваем крестом старые соборы, в технике лоскута-птиц. В народной педагогике особое значение всегда придавалось трудовому воспитанию. Когда дети узнают о народных промыслах, у них появляется желание сделать что-нибудь своими руками. Они с радостью учатся рукоделию: бабушка и дедушка умели, а мы что хуже, что ли? Уже стало традицией организовывать выставки под знаком преемственности поколений: на них представлены работы и работы учащихся. Интересны и работы по образцу, т.е. используя старую работу, уже потерявшую свой эстетический вид. Ученица выполняет новую вышивку. Школьники получают возможность сравнивать, анализировать. Это помогает им восстановить связь поколений, задуматься о том, что и их работы, возможно, с таким же вниманием будут рассматривать потомки. У них формируется совсем иное отношение к учебе, работе, жизни. Лучшие работы мы помещаем в школьной музейной комнате.
В обрядах и праздниках, в народной педагогике следует искать те фундаментальные устои, благодаря которым народ жив и полон энергии для развития. Такие качества, как гостеприимство, уважение к старшим, любовь к детям и родной земле, взаимопомощь — основа народной педагогики. Надо не только обучать, но и воспитывать, давать ребенку возможность реализовать себя.
Работа ведётся начиная с 5 класса: мы устраивали конкурсы, кто больше знает пословиц «О труде», «О хлебе», о рукоделии, составляли картотеки старины, рецептов блинов, способов заваривания чая. Нам интересно, как жили люди в давние времена.
На своих уроках главной задачей считаю использование народных истоков в подготовке детей к труду. Народные мудрости являются целями на уроках.
Искренне хотелось научиться (шить, вязать, готовить);
Накапливать знания (век живи век учись);
Ко всему подходить творчески – сравнивать, отбирать, соединять, анализировать.
Работать много, не падая духом при неудачах, - не ошибается лишь тот, кто ничего не делает.
На занятиях по кулинарии в 5 классе говорим с учащимися о самом главном для жизни человека – хлебе. Вспоминаем пословицы о хлебе (хлеб – всему голова и т. д.) Рассказываю об русском хлебосольстве, восточном гостеприимстве, обычаях разных народов. Беседуем о сервировке стола в современном и национальном варианте, способах приготовления национальных блюд.
Собираем рецепты, готовим на уроке блюда. Составляя меню в 8 классах, обязательно помним о внесении в него национальных блюд.
В 6 классах по теме «Молочные блюда» рассказываю, как сохраняют молоко. Что французский ученый Ли Пастернак придумал способ сохранения молока путем нагревания до 80-90 градусов. Этот способ назвали – пастеризация. Как сохраняли молоко, в течение многих месяцев русские крестьяне с древних времен способом замораживания в виде ледяных брусков. Наливали свежее молоко в корыто, лучше липовое и выставляли на мороз, обычно в сени. Когда молоко замораживалось, эти бруски помещали для хранения в погреб. Их даже продавали на ярмарках и базарах.
На занятиях по консервированию овощей, фруктов, знакомлю девочек, что первые консервы были изготовлены по приказу Наполеона для солдат.
На занятиях по материаловедению рассказываю о древнейшей из тканей – льняной. Лен издавна называли: «золотом». Дети также узнают о «белом золоте» -хлопке, который выращивают в Узбекистане, Казахстане.
При знакомстве с расцветкой тканей, объясняя, что есть знакомая узбекская расцветка ткани, шотландская клетка, деревенская цветочная русская расцветка, о парче, используемой в восточных костюмах.
При изучении видов переплетений ткани показываю презентации и фильм «Производство ткани», где рассказываю, как раньше делали пряжу и ткани. Устраивали посиделки, пели песни, пряли пряжу, не только взрослые, но и приучали детей, с малолетства.
На занятиях по машиноведению знакомлю с историей изобретения швейной машины, которую создал в 1755 году, англичанин Вейзенталь.
На занятиях по моделированию провожу беседы по истории возникновения костюма, его взаимосвязи с тем или иным стилем, эпохой.
В 6-8 классах знакомлю с историческим развитием и особенностями русской одежды, основанных на национальных традициях. Демонстрирую фильм «История одежды», рассматриваем литературу по декоративно – прикладному искусству России. Посещаем городской и школьный музей. Это способствует эстетическому воспитанию и вызывает интерес к изучению культуры родного края, его традиций и обычаев.
В течение всего года во всех классах знакомлю с историей возникновения вещей и принадлежностей для шитья.
В 5 и 6 классах на уроках по моделированию фартука и юбок, учащиеся узнают: в одежде какого народа используют юбку и фартук, как национальный вид одежды. В 6 классе, изучая виды фасонов юбок девочки узнают, что у каждого народа юбки назывались по – разному, и крой их был тоже различный. Знакомлю учащихся, что национальная одежда по покрою можно свести к нескольким простейшим видам: туника, хитон, рубаха, халат и т. д. Например: русская рубаха, казахский шопан, молдавская, туркменская одежда имеет туникообразный крой. Рассказывая о раскрое изделий, говорю, что раньше вообще кроили на «глазок». Например: жителю крайнего севера достаточно измерить длину мизинца, чтобы скроить «кухлянку» - рубаху из оленьего меха.
В 9–х классах при изготовлении одежды, рассказываю о назначении этого вида одежды и как элемента национальной одежды, например: «хакама – юбка – брюки в складку, которую носили самураи в Японии. Сейчас хакаму носят девушки, как удобную практичную одежду.
В 8 классах провожу экскурсии в ателье, где знакомлю детей с культурой одежды, поведении и отношении к тем, кто весь смысл жизни сводят к погоне за капризами моды.
Использую пословицы и поговорки «Не думай быть нарядным, а думай быть опрятным», «По одежке не суди, а по делам гляди. Они являются мудрыми советами в воспитании девочек.
Во всех классах знакомлю с отделкой изделий: фартука, ночной сорочки, юбки, блузки и т.д.
Богатым источником служит народный костюм, который украшали, применяя различные виды отделок.
Подростковая одежда должна быть практичной, удобной, красивой, недорогой, эти требования нашли отражение в народной одежде: элементы которой используем при шитье изделий на уроках.
Изделия оформляем в фольклорном и современном стиле. Используем отделку, которую позаимствовали из народных костюмов: кружево, тесьму, аппликацию, ленты, бейки и т. д. Оригинальные комбинации двух и более тканей в одном изделии разных по цвету и фактуре - прием не только модный, но и практичный, позволяющий увеличить размер ставших узкими и короткими вещей и внести дополнительную декоративность. Используя все богатство национальных традиций в пошиве одежды, создавая ее всевозможные вариации, учащиеся развивают свою индивидуальность, эстетический вкус – творческое отношение к работе. На уроках по вязанию тоже начинаю с истории, что этот вид рукоделия был исключительно мужским ремеслом. В Росси вязание получило распространение с конца 19 в. Мастерицы вязали преимущественно кружева, заимствуя узоры народной вышивки крестом и ткачества.
Самым древним образцом вязания, дошедшего до нас, является детская вязаная туфелька, найденная в одной из Египетских гробниц 3 тысячелетия до н. э. Изделия, в которых сочетаются вышивка и вязание, - полотенца, салфетки, блузки. Вязаные изделия в фольклорном стиле, с традиционными сочетаниями цветов: красное, белое, черное. Крой в виде украинских рубах, дополнения в виде помпонов, кушаков, вышивки.
Значение имеет организация экскурсий в музей народного творчества, прикладного искусства, которые открывают детям мир прекрасного, знакомят с достижениями мировой культуры, с культурными ценностями человека.
Экскурсии в городской и школьный музей позволяют воспитывать у учащихся эстетический вкус. Как итог, учащиеся оформляют альбомы по темам: «Национальный костюм», «Национальные блюда» и другие, делают презентации, проекты.
При проведении кружковых занятий занимаемся изготовлением композиций. Девочки вяжут игрушки сказочных героев, выполняют вышивку на салфетках, полотенцах в национальном стиле. Выполняют сюжетные аппликации и вышивку, изготавливаем национальные костюмы.
Лучшие работы представляем на выставке, участвуем в конкурсах творческих проектов, пополняем школьную музейную комнату. дарим подшефному дому «Малютка».
Итак, высшая цель общения человека с народным творчеством — это выработка потребности к самосовершенствованию и совершенствованию всего окружающего мира. Такому человеку нетерпимо видеть грубо сделанное изделие, особенно если это результат его собственного труда. Это характеризует его как гражданина, человека требовательного как к окружающим, так и к самому себе.
Уроки технологии – особые уроки. На них, как ни на каких других, в силу специфики предмета, учитель близок к ученику. Любая работа – вышивание, лоскутное шитье, вязание или изучение и изготовление национальных костюмов – это богатейшая кладовая мастерства, позволяющая учителю создать условия для развития творчества ученика, самосовершенствованию и совершенствованию всего окружающего мира. Такому человеку нетерпимо видеть грубо сделанное изделие, особенно если это результат его собственного труда. Это характеризует его как гражданина, человека требовательного как к окружающим, так и к самому себе.