Технологическая карта урока на тему «Национальная политика и подъем национальных движений. Распад СССР» (11 класс)
история 11 класс
Технологическая карта урока
Тема |
Национальная политика и подъем национальных движений. Распад СССР |
|
||||||||
Тип урока |
Урок-исследование |
|
||||||||
Ф.И.О. преподавателей |
Красавина Е.А. - учитель истории и обществознания, МБОУ «Городковическая СШ» Спасского муниципального района Рязанской области |
|
||||||||
Образовательные |
Учебник: История. История России. 1945 год – начало XXI века: 11-й класс: базовый уровень: учебник/ В.Р. Мединский, А.В. Торкунов. – Москва: Просвещение, 2023 . Хрестоматия по истории России: учеб. пособие/ авт.-сост. А.С. Орлов, В.А. Георгиев, Н.Г. Георгиева, Т.А. Сивохина. – М.: Проспект, 2010. Отечественная история в схемах и таблицах/ В.В. Кириллов. – М.: Эксмо, 2011. Поурочные разработки по истории России. 9 класс. - М.: ВАКО, 2013. |
|
||||||||
План |
1) Кризис межнациональных отношений 2) Нарастание националистических и сепаратистских настроений, обострение межнациональных конфликтов 3) Противостояние между союзным Центром и партийным руководством республик 4) Декларация о государственном суверенитете РСФСР 5) Разработка нового союзного договора 6) Августовский политический кризис 1991 г. и распад СССР |
|
||||||||
Цель урока |
Приобретение учащимися функционального навыка исследования как универсального способа получения новых прочных знаний, развитие способности к исследовательскому типу мышления, активизации личностной позиции обучающегося в образовательном процессе: анализ документов и характеристика важнейших исторических событий в изучаемый период, определение причин, приведших к обострению межнациональных отношений в СССР и дальнейшему распаду СССР; сравнительный анализ причин распада СССР и Югославии; аргументация различных точек зрения на оценку действий ГКЧП; использование тематической терминологии: «перестройка», «Война законов», «Парад суверенитетов», «ГКЧП» |
|
||||||||
Формы и методы |
Форма: индивидуальная, фронтальная Методы: исследование |
|
||||||||
Основные понятия |
Перестройка, гласность, ускорение, плюрализм, радикальное реформировании, война законов, парад суверенитетов, ГКЧП |
|
||||||||
Планируемые образовательные результаты |
|
|||||||||
Объем освоения и уровень владения компетенциями |
Компоненты культурно-компетентностного опыта / |
|
||||||||
Научатся: определять, что такое «Перестройка»; Формировать знания об изменениях политической системы 1985-1991гг; Получить возможность научиться: самостоятельно извлекать, систематизировать, анализировать, отбирать необходимую информацию;Формулировать собственную точку зрения; аргументированно высказывать свое мнение; Давать нравственную и правовую оценку конкретных ситуаций.
Получат возможность понимать причины успеха в учебе, выделять главное ;Способствовать развитию познавательной деятельности;
|
Предметные: уметь работать с историческим текстом; выделять главную мысль; отвечать на вопросы; развивать навыки анализа исторических версий и событий; мотивы поступков исторических деятелей, научить обосновывать свою нравственную оценку событий; давать оценку с позиции гражданина России. Метапредметные: Регулятивные: планировать вместе с учителем деятельность по изучению темы урока; Познавательные: уметь находить нужную информацию в различных источниках ;грамотно представлять имеющуюся информацию; Коммуникативные: уметь участвовать в диспуте; формулировать вопросы; выступать с устными сообщениями, взаимодействовать с окружающими Личностные:формировать положительную мотивацию к обучению. |
|
||||||||
ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА |
||||||||||
Этапы |
Обучающие |
Деятельность учителя |
Деятельность |
Формы |
Универсальные учебные действия |
Формы контроля |
||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
|||
I. Мотивация |
4 |
Подготовка класса к уроку. |
Проверка готовности учащихся к уроку. В условиях острого кризиса союзных структур власти, падения к ним доверия населения инициатива в реформировании страны перешла к республикам. Распад СССР стал крупнейшей геополитической катастрофой ХХ века. Расчленение единого промышленного и хозяйственного комплекса СССР привело к запуску процесса деиндустриализации и деградации во всех сферах жизни общества. |
Формулируют тему урока. Обозначают основные вопросы урока. - Какую роль в распаде СССР сыграл кризис межнациональных отношений? Записывают тему и план урока в тетрадь. |
Фронтальная работа |
Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его.
Регулятивные: принимают учебную задачу. |
Записи в тетради |
|||
II. Актуализация знаний |
7 |
Беседа по теме «Оценка положения СССР к сер. 80-х г.» |
Вопросы: -В экономической области? - В социальной области? - Во внутриполитической области?
Вывод: Нарастание застойных, кризисных явлений наблюдались во всех сферах жизни советского общества.
Какую роль в распаде СССР сыграл кризис межнациональных отношений?
|
Озвучивают ответы: - Падение темпов роста промышленного производства и производительности труда; - научно-технический разрыв с Западом; - СССР превращается в сырьевой придаток СЭВ; - Сокращение доходов от экспорта, рост внешнего долга; Непосильная гонка вооружений; Продовольственные проблемы; - падение дисциплины, паралич общественного сознания; - Отсутствие отечественных товаров массового спроса, затоваривание некачественными товарами. |
Групповая работа |
Коммуникативные: применяют правила делового сотрудничества; сравнивают различные точки зрения.
Познавательные: Общеучебные: формулируют ответы на вопросы учителя;
Логические: осуществляют поиск необходимой информации. |
Устный опрос
Записи в тетрадях
|
|||
III. Изучение нового материала |
17 |
Работа по тексту учебника.
Работа с текстом учебника
Работа с документами
|
Учитель предлагает Задание: прочитать пп. 1-2 параграфа 23 и ответить на вопросы к этому пункту: - Почему национальный вопрос был особенно болезненным для СССР? - В чем проявилась неспособность Центра защитить интересы Союза?
Учитель предлагает задание: - Используя материал п.3-4 параграфа 23, конкретизируйте понятие «парад суверенитетов».
Учитель: - весной- в начале лета 1991 г. состоялись переговоры М.С. Горбачева с руководителями союзных республик по вопросу о новом Союзном договоре, проект которого был опубликован в печати. Итогам переговоров было посвящено выступление Президента СССР по телевидению. Задание: Познакомьтесь с результатами Всесоюзного референдума (Приложение 1) - Сколько республик приняли участие в референдуме? - Сколько республик бойкотировали референдум? Назовите эти республики Задание: Прочитайте документ «Из телевизионного выступления М.С. Горбачева об итогах работы над проектом нового союзного договора. (Приложение 2) – - Как оценивает М.С. Горбачев значение нового Союзного договора для жизни страны? - Какие задачи определены для государства? - Какие органы власти будут функционировать в период обновления и выхода из кризиса?
|
Знакомятся с содержанием пунктов параграфа. Отвечают на вопросы. - В СССР жили представители разных национальностей, которые имели свои традиции, культуру и язык. Возникли проблемы с сохранением национальной идентичности, а также с удовлетворением национальных интересов. Кроме того в СССР были национальные республики, которые имели определенную автономию и права, что вызывало недовольство у других национальностей. Все это приводило к росту напряженности и конфликтам в обществе. - Силовые структуры не смогли предотвратить нарастание националистических и сепаратистских настроений, а также обострение национальных конфликтов. Это привело к гибели тысяч людей и массовому беженству.
Работают с текстом параграфа. Выполняют задание. Вывод: - «Парад суверенитетов» — конфликт между союзным центром и руководством союзных республик, в ходе которого в республиках принимались законы о верховенстве республиканских законов над союзными.
Ученики работают с раздаточным материалом (Приложение 1-2). Отвечают на вопросы. - Заключение нового Союзного договора – это реализация воли народа, выраженной на референдуме 17 марта. - Значительная реконструкция органов власти и управления, разработка и приятие новой конституции, обновление избирательного закона, проведение выборов, перестройка судебной системы. – Съезд народных депутатов, Верховный Совет СССР, правительство, другие союзные органы.
|
Индивидуальная работа.
Фронтальная работа
Делают записи в тетради
Работа с документами и выполнение записей в тетради |
Познавательные: Общеучебные -строят логические цепочки рассуждений; осуществляют поиск необходимой информации.
Коммуникативные: Согласовывают действия с партнером; вступают в коллективное учебное сотрудничество.
Регулятивные: Удерживают цель деятельности до получения ее результата;
Целостно-смысловая компетенция. Определяют понятия, работают с учебником, вступают в речевое общение.
|
Устный опрос
Фронтальный опрос
Работа в тетради |
|||
IV. Первичное осмысление и закрепление изученного |
5 |
Работа по таблице
Работа с источником в учебнике |
Учитель: Задание: изучите и прокомментируйте таблицу «Августовская революция 1991 г и распад СССР» (Приложение 3)
Прокомментируйте обращение М.С. Горбачева к согражданам 25 декабря 1991 г. – учебник с. 267 |
Учащиеся формулируют выводы о соотношении замыслов ,надежд и ее реальных итогов. Выводы: 25 декабря 1991 г. М.С. Горбачев сложил свои полномочия. СССР прекратил свое существование
|
Групповая работа.
Оформление записи в тетради |
Коммуникативные: участвуют в коллективном обсуждении вопросов: обмениваются мнениями,слушают друг друга.
|
Задание по раздаточному материалу.
Работа с учебником
Работа в тетради |
|||
V. Итоги урока. Рефлексия |
5 |
Обобщающая беседа |
Учитель: - В. Путин в одном из интервью заявил, что « после развала Советского Союза 25 миллионов русских людей в одну ночь оказались за границей, и это реально одна из крупнейших катастроф ХХ века». (Задание 7 на с. 266 учебника)
- Проанализируйте данные слова. Что именно В. Путин называет катастрофой? Было ли возможно ее предотвратить?
|
Обучающиеся высказываются. Формулируют выводы
Выводы: в условиях острого кризиса союзных структур власти, падения к ним доверия населения инициатива в реформировании страны перешла к республикам. Распад СССР стал крупнейшей геополитической катастрофой ХХ в. Расчленение единого промышленного и хозяйственного комплекса СССР привело е запуску процесса деиндустриализации и деградации во всех сферах жизни общества
|
Фронтальная |
Личностные: оценивают собственною учебную деятельность. Регулятивные: умеют оценивать свою работу на уроке. |
Оценивание учащихся за работу на уроке |
|||
VI. Домашнее задание
|
2 |
§23, вопросы и задания 1-5 на с. 266 устно; Задание рубрики «Мнение ученого» на с. 268 письменно. |
Конкретизирует домашнее задание. |
Обучащиеся записывают задание. |
Индивидуальная |
|
|
Приложение 1
Приложение 2
Из телевизионного выступления М. С. Горбачева об итогах работы над проектом нового союзного договора (2 августа 1991 г.) Как вы знаете, в последнее время шла напряженная работа над проектом нового Союзного договора. Сегодня я направил письмо руководителям делегаций, уполномоченных Верховными Советами республик, с предложением открыть договор для подписания 20 августа нынешнего года.(…) Итак, мы вступаем в решающий этап преобразования нашего многонационального государства в демократическую федерацию равноправных советских суверенных республик. Что означает для жизни страны заключение нового Союзного договора? Прежде всего – это реализация воли народа, выраженной на референдуме 17 марта. Договор предполагает преобразование Союза на основе преемственности и обновления. Сохраняется союзная государственность, в которой воплощен труд многих поколений людей, всех народов нашего Отечества. И вместе с тем создается новое, действительно добровольное объединение суверенных государств, в котором все народы самостоятельно управляют своими, свободно развивают свои культуру, язык, традиции.(…) Конечно, не следует упрощать дело. Договор предусматривает значительную реконструкцию органов власти и управления. Потребуется разработать и принять новую конституцию, обновить избирательный закон, провести выборы, перестроить судебную систему. Пока этот процесс будет разворачиваться, должны активно действовать Съезд народных депутатов, Верховный Совет СССР, правительство, другие союзные органы. Мы встали на путь реформ, нужных всей стране. И новый Союзный договор поможет быстрее преодолеть кризис, ввести жизнь в нормальную колею.(…)
|
Приложение 3
Августовская революция 1991 г. и распад СССР