Сценарий патриотического мероприятия «Путешествие в мир военной игры»
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования «Центр развития творчества детей и юношества «Созвездие» города Калуги
Сценарий
патриотического мероприятия
Путешествие в мир военной игры
для детей 12-17 лет
Автор-составитель: Старостина
Инесса Алексеевна,
Должность: методист, педагог дополнительного образования.
Калуга, 2023
Аннотация
Данный сценарий патриотической командной игры-соревнования предназначен для старших вожатых, воспитателей, педагогов-организаторов, педагогов дополнительного образования, классных руководителей и заместителей директоров по воспитательной работе как образец проведения интерактивных занятий и мероприятий, посвященных 77-летию Победы в Великой Отечественной войне, Дню памяти и скорби – 22 июня. Содержание игры основано на материалах об освобождении Калужской области от немецко-фашистских захватчиков. 17 сентября 2023 года пройдет празднование 80-летия полного освобождения Калужской области от немецко-фашистских захватчиков. Использование в образовательной сфере интерактивных форм командных игр позволяет не только приобрести детям массу положительных эмоций, но и получить некий интеллектуальный драйв, способствует формированию культуры командного взаимодействия, развития навыков общения, самореализации.
Пояснительная записка
Тема игры: «Великая Отечественная война», – является актуальной для нашей страны. Форма командной игры-соревнования привлекательна для молодого поколения, помогает погрузить детей и подростков в мир «военной игры», актуализировать знания о событиях грозного для нашей страны периода истории, сформировать эмпатию посредством задействования разных сфер (эмоционально-волевой, когнитивной, действенно-практической) психологии человека.
Ежегодно во время проведения смены творческого актива МБОУДО ЦРТДиЮ «Созвездие» г. Калуги в рамках городских оздоровительных лагерей организуются мероприятия, посвящённые Дню памяти и скорби. Представленное мероприятие было апробировано не только в городских, но и в загородных оздоровительных лагерях.
Цель игры: Формирование личности ребенка с патриотическими убеждениями, знающего основные исторические события страны в годы Великой Отечественной войны, умеющего действовать игровых испытаниях.
Задачи:
воспитать чувства коллективизма, ответственности, любви к своей Родине и уважения к ее истории;
научить действовать самостоятельно, слаженно в коллективе, продуманно распределяя зоны ответственности;
обучить детей эффективным способам межличностной коммуникации;
развить творческие, интеллектуальные и лидерские способности участников лагерной смены;
развить интерес детей к самостоятельному изучению истории нашей страны в годы Великой Отечественной войны.
Категория участников: 2 команды по 16-30 человек 12-17 лет.
Необходимые ресурсы:
Кадровые: «мастера игры» – педагоги, актив детей; звукооператор.
Помещение: территория лагеря, актовый зал, 2 комнаты для «пленных».
Материально-технические: мишень, маленькие мячики, флаг, компьютер, цветной принтер, аудиоаппаратура, система караоке, мультимедиа аппаратура, экран, микрофон; картон красного цвета для звезд; цветной картон для мишени; картон для карточек с вопросами, ручки или карандаши.
Методические: тематическая литература.
План подготовки:
Сбор творческой группы мастеров игры. Распределение поручений.
Подготовка трассы: разметка пути и контрольных пунктов.
Подготовка мишени.
Составление вопросов для контрольных пунктов и пленников.
Приготовление реквизита: красные звезды из картона.
Подбор песен для конкурса караоке или подготовка минусовых записей военных песен.
Подготовка задания для конкурса актерского мастерства.
Изготовление тематических дипломов для победителей и участников игры;
Объяснение правил военной игры командам.
Легенда игры
Ведущий:
Каждая команда должна спасти пленниц(-ков) и при этом пройти испытания «Военной игры», проявить и проверить человеческие чувства:
чувство долга – спасти товарищей;
чувство товарищества – действовать в команде, дружно и слаженно;
чувство уважения к истории своей страны – знать историю Родины, прочувствовать её через песни войны;
чувство прекрасного – уметь воплотить в песне, пластической актерской композиции.
Распределение ролей в команде
Ведущий:
Я расскажу вам о распределении ролей в командах:
пленники – 6-10 человек – находятся в плену у команды соперников, пытаются спастись сами, отвечая на вопросы повышенной сложности;
охрана – 2-3 человека – следят, чтобы пленники не переговаривались и не подсматривали ответы;
команда спасателей – 4 человека – проходят трассу с заданиями, зону обстрела, зарабатывают «звезды» и флаг;
команда нападающих – 2 человека – обстреливают спасателей команды противника
певец(цы) -1-3 человек(а) – поет(ют) предложенную песню в караоке без репетиций;
актер(ы) – 1-2 человек(а) – изображает(ют) пантомимой, жестами и мимикой заданную сценку из жизни военных.
Все ли вам понятно, рак нужно распределить роли в команде? Есть ли вопросы? Предлагаю всем распределиться по рполям и направиться на исходные позиции.
Методические рекомендации по подготовке мероприятия
подготовка сценарного плана игры, распределение ответственных «мастеров игры» за определенные этапы из числа педагогов;
подготовка необходимых ресурсов;
создание определенного настроя для детей, можно сформировать «военные отряды», выбрать командиров, политруков;
для погружения в мир «военной игры» можно подобрать аудиозаписи сводок информбюро, немецких агиток, авиаобстрелов, взрывов и т.п.;
если дети не знают историю основных событий в годы Великой Отечественной войны, то можно провести специальное занятие, организовать посещение библиотеки.
Ход игры
Общий сбор команд.
Ведущий:
Прежде чем все участники разойдутся на свои позиции, я хочу ознакомить вас с правилами игры.
За всеми пунктами игры, особенно спецтрассой наблюдают «мастера игры» из числа педагогов.
Спецтрасса: команда стартуют с контрольного пункта только после того, как ответят на вопросы.
Пробегая трассу, спасатели подвергаются обстрелу со стороны противников: стрелять мячиками можно только по ногам, 10 попаданий – спасатель погибает; 2 попадания в зону выше ног – штраф и звезда для команды-соперника.
Команда, которая первой добирается до контрольного пункта, получает флаг и «звезду».
На контрольном пункте спасатели бросают мячики в мишень – 3 попытки, за каждое попадание – «звезда».
Чтобы стартовать обратно с контрольного пункта, команды расшифровать послание.
Команда, которая первой добирается обратно в актовый зал, получает «звезду»;
Еще одну «звезду» команда может заработать за верно спетую песню (оценивается системой караоке).
Лучший актер также может принести своей команде «звезду».
Пленники, ответившие правильно на сложные вопросы, спасаются сами.
Каждая «звезда» - спасенный пленник. Побеждает та команда, которая спасет больше пленников.
Ведущий:
Сейчас все участники игры должны занять свои позиции:
Отход участников игры на заданные позиции в зависимости от игровых ролей: пленники и охрана – в отдельные комнаты; спасатели и нападающие – на спецтрассу на улице; певцы и актеры – в актовый зал.
Прохождение спецтрассы командой спасателей, обстрел спасателей нападающими, метание мяча в цель.
Одновременно с действиями на спецтрассе пленники отвечают на вопросы на специальных карточках; правильный ответ – спасение (отправляются в актовый зал).
После прохождение спецтрассы – вновь общий сбор команд, но при этом пленники сидят с командой соперников под присмотром охраны.
Конкурс караоке: певцы по очереди поют песни о войне в караоке.
Конкурс актерского мастерства.
Освобождение пленников, которые ответили на вопросы, и за заработанные «звезды».
Подведение итогов игры, награждение.
Методические рекомендации по проведению игры
В игре принимают участие все дети отряда, каждый определяется со своей ролью в зависимости от способностей и возможностей (на трассу выдвигаются более спортивные ребята, к ним добавляются интеллектуалы, чтобы разгадывать шифровки и отвечать на вопросы, соответственно талантам выбираются певцы и актеры).
Место проведения ограничивается специальной трассой и отведенными аудиториями.
«Мастера игры» должны контролировать выполнение правил игры и время прохождения разных этапов, если есть, то использовать рации.
«Мастерам игры» необходимо строго следить за выполнением правил во время прохождения трассы, фиксировать попадания, настраивать детей на достижение цели, не допускать словесные перепалки.
Особо следует отслеживать ответы пленников на вопросы, если ребята слабо знают, то можно немного смягчить условия, давать небольшие подсказки.
Вопросы для старта команд
Ведущий:
Назовите главнокомандующего Западным фронтом, под началом которого состоялось контрнаступление Красной Армии под Москвой? (Г.В. Жуков)
Кто был Верховным Главнокомандующим Вооруженными силами СССР в Великую Отечественную войну? (И.В. Сталин)
Назовите годы оккупации территории Калужской области немецко-фашистскими войсками. (1941-1943 гг.)
Сколько дней длилась оккупация г. Калуги и немецко-фашистскими войсками? (79 дней, с 13 октября по 30 декабря)
Вопросы для пленников
Ведущий:
Перечислите все города-герои. (Крепость-герой Брест, Москва, Киев, Севастополь, Сталинград, Ленинград, Минск, Мурманск, Тула, Новороссийск, Одесса, Керчь, Смоленск)
Сколько времени длилась блокада г. Ленинграда? (900 дней, 872 дня)
Когда состоялся Парад Красной армии на Красной площади в годы Великой Отечественной войны? (7 ноября 1941 г.)
Кто возглавлял комсомольско-молодежную подпольную группу г. Людиново Калужской области? (Алексей Шумавцов)
Был взорван 135-метровый деревянный Кцынский мост через Рессету. Движение немцев к Туле было задержано на несколько дней. Кто совершил этот дерзкий подвиг? (Разведывательно-диверсионная группа С.У. Симакова вместе с ульяновскими партизанами)
13 сентября 1943г. был осуществлен штурм высоты 224,1 у деревни Рубежанки Куйбышевского района 18-ю воинами – сибиряками из 718 стрелкового полка 139 стрелковой дивизии. Назовите песню, посвященную этому событию. («На безымянной высоте…»)
Недалеко от какого города летом 1943 года базировалась французская авиаэскадрилья «Нормандия – Неман»? (г. Козельск)
Когда и где был открыт Второй фронт против фашистской Германии странами-союзницами СССР? (6 июня 1944 года высадкой англо-американских экспедиционных сил на территории Северно-Западной Франции)
Когда и где состоялся парад в ознаменование победы советского народа и его Вооруженных сил над фашистской Германией в Великой Отечественной войне? (24 июня 1945 года в Москве на Красной площади)
Назовите количество знамен разгромленных немецко-фашистских войск, брошенных советскими воинами к подножию Мавзолея В.И. Ленина на параде в ознаменование победы советского народа и его Вооруженных сил над фашистской Германией в Великой Отечественной войне?? (200 знамен немецко-фашистской армии и перчатки в которых их несли)
В ноябре 1942 года состоялась крупнейшая битва в ходе контрнаступления Юго-Западного, Донского и Сталинградского фронтов. Назовите эту легендарную битву. (Сталинградская битва)
Бои в районе Зайцевой горы Калужской области имели особо ожесточенный характер. Что предприняли советские войска, чтобы взять высоту 269,8 и перейти в наступление? (В течение 40 дней был проведен подкоп под высоту. На глубине 15 метров заложили 25 тонн взрывчатки и утром 4 апреля 1942 года взрывом уничтожили 400 фашистов, артиллерийскую противотанковую батарею, пулеметные дзоты, блиндажи и другую технику противника)
«Орел», «Огонь», «Победа», «Отважная», «Руслан», «Сокол», «Непобежденная» − как вы думаете, чьи это псевдонимы? (Комсомольско-молодежная подпольная группа г. Людиново: А. Шумавцов, А. Лясоцкий, Антонина Хотеева, Александра Хотеева, В. Апатьев, Н. Евтеев, М. Лясоцкая)
Почему высота Монумент Победы на Поклонной Горе 141,8 метра (по 1 дециметру за каждый день войны)
Курсанты, каких военных училищ оборонял вместе с бойцами 43-й армией в октябре 1941 г подступы к Москве на «Ильинских рубежах» (Подольского пехотного и артиллерийского училищ).
В фильме «В бой идут одни старики» звучат слова песни о партизанах. Как она называется? («Смуглянка»).
Шифровки
Первая команда:
Правильный текст: Германские войска отступили за реку, оставив за собой заминированные территории.
Шифр:
Г О Й Л И В И М И Т Е
Е В С И З А В А Н Е Р
Р Е К П А Т З З И Ы Р
М И А У Р С А Й Р Н И И
А К О Т Е О С О О Н Т И
Н С Т С К У О Б В А О Р
Ключ:
Текст читается по направлению: вниз – вправо – вверх – вправо – вниз – вправо – вверх – вправо…
Вторая команда:
Правильный текст: необходимо обеспечить огневую завесу над рекой, чтобы переправить солдат.
Шифр:
Н Б Е Е В Д Р Е Р Л Д
Е О С Н У А Е П Е О А
О О П Г Ю Н К Ы П С Т
Б М Е О З У О Б Р Ь
Х И Ч Ь А С Й О А Т
О Д И Т В Е Ч Т В И
Конкурс караоке
В землянке. Сл. В. Сурков, муз. К. Листов.
Темная ночь. Сл. В. Агатов, муз. Н. Богословский
Примечание: к сожалению, для поколения современных подростков эти песни являются «малознакомыми».
Конкурс актерского мастерства
Ведущий:
Представьте, что вы – юный разведчик, вас забросили в тыл к врагу на самолете. Вы идете по оккупированной территории, крадетесь, идти тяжело, т.к. за вами волочится тяжелый парашют. Вы отцепляете парашют, ползете. Ваша цель – склад с оружием, который нужно взорвать. Вы замечаете кого-то, притаились. Лежите тихо, но у вас чешется правая нога – одолели комары, вам хочется чихнуть, но нельзя – враг рядом! Наконец – никого, вы пробираетесь дальше. Вот и склад, вы подползаете, закладываете взрывчатку, поджигаете фитиль и срочно отбегаете. Взрыв! Вас отбрасывает взрывной волной. У вас ранена левая рука и правая нога, вам больно, но вы рады, ведь задание выполнено.
Методические рекомендации на период подведения итогов
Поскольку это командная игра-соревнование, необходимо провести награждение лучшей команды (отряда), выдать проигравшей команде памятные дипломы, выделить лучших участников всех команд.
По итогам игры стоит провести рефлексию, обсудив следующие вопросы:
Понравилось ли подросткам «Путешествие в мир военной игры»? Что они хотели бы выделить особенно?
Справились ли они с той ролью, которую себе определили? Если б пришлось играть еще раз, какую бы роль себе выбрали? Почему?
Как они считают, какие чувства испытывали реальные пленники военных и концентрационных лагерей?
Как они считают, что было важно для военных: солдат, партизан? Какие чувства они испытывали?
Каким нужно быть, чтобы выиграть в «военной игре», что нужно сделать, чтобы достичь цели, поставленной перед коллективом?
ЛИТЕРАТУРА
Байбородова, Л.В., Рожков М.И. Воспитательная работа в детском загородном лагере: учебно-методическое пособие/ Л.В. Байбородова, М.И. Рожков. Ярославль: Академия развития, 2003.
Великая Отечественная война 1941-1945 гг.: энциклопедия для школьников. – М.: Олма-пресс, 2001.
Лобачева, С.И. Загородный летний лагерь. 1-11 классы / С.И. Лобачева. – М.: Вако, 2016.
Калужские рубежи: Сборник документальных и художественно-публицистических произведений / сост. Т.В.Романова, Р.В.Панферов. – Калуга: Золотая аллея, 2003.
КИПАРИС-8 (Командные игры-испытания). Учебное пособие. – М.: Педагогическое общество России, 2004.
Козак, О.Н. Игры и забавы во время каникул и праздников / О.Н. Козак. – СПб.: СОЮЗ, 2000.
Куприянов, Б.В. Организация и методика проведения игр с подростками. Взрослые игры для детей: учебно-метод. Пособие / Б.В. Куприянов, М.И. Рожков, И.И. Фришман. − М.: ВЛАДОС, 2004.