Конспект занятия ко дню Победы на тему «Путешествие в прошлое» (1–4 классы)
Конспект занятия на тему:
«Путешествие в прошлое» ко дню Победы
Цель: : воспитать чувства патриотизма у подрастающего поколения, сформировать чувства сопричастность с происходившими историческими событиями в годы войны.
Задачи:
- Расширить представления детей о героическом прошлом народа.
- Познакомить с героями Великой Отечественной войны.
- Формировать у детей патриотические качества и чувство причастности к истории Отечества.
-Создать у детей настроение сопереживания прошедшим событиям Великой Отечественной войны.
- Воспитывать уважение к ветеранам Великой Отечественной Войны.
-Воспитывать чувство патриотизма, уважение к истории нашего народа, к героям Великой Отечественной Войны.
Научить учащихся пользоваться литературой, работать с тестом,
Развивать самостоятельную исследовательскую способность к изучению информации
Оборудование: иллюстрации военных событий, портреты героев войны, аудиозаписи песен: «Священная война», «Маки», «Катюша». Листы бумаги формата А-4, бумага А-4, краски , кисточки, салфетки.
Ход занятия:
Мотивация:
Воспитатель:
- Ребята, прослушаем внимательно фрагмент из знаменитой песни.
( Лев Лещенко День победы куплет)
- Кто скажет о каком событии говорится в песне?
- Ребята, какой праздник скоро будет отмечать наша страна? (ответы детей)
- Что это за праздник?
Почему мы его празднуем?
- Что вы знаете о войне?
-Этот праздник особенный для России.
Люди! Покуда сердца стучатся, -
Помните! Какой ценой завоевано счастье, -
Пожалуйста, помните!”
Поклонимся великим тем годам,
Тем славным командирам и бойцам ,
И маршалам страны, и рядовым,
Поклонимся и мертвым, и живым,
Всем тем, которых забывать нельзя,
Поклонимся, поклонимся друзья.
Воспитатель: Предлагаю со мной прокатиться в машине времени,
чтобы узнать больше о годах войны . Нужно быть очень внимательным .
Как думаете вы справитесь?
Итак, ребята куда отправляли солдат начиная с 1941 по 1945?
Правильно на фронт.
Чтобы полностью окунуться в прошлое, мы должны знать что нужно было солдату на фронте.
В войнах побеждает не только мужество солдат, оружие и военная техника. На эффективность бойцов влияют любые мелочи, включая удобство и практичность их экипировки. В этой статье мы поговорим об одежде и иных вещах, входивших в экипировку советского солдата в годы Великой Отечественной войны.
На доску вывешивается Q-код с изображением шлема
Шлем
Что это ребята? Для чего?
В 1940 году был принят СШ-40 на замену СШ-39, однако полностью заменить старые шлемы на изделия нового образца не успели. По большому счету, разница между ними заключалась только в том, что СШ-40 был удобнее для зимних условий - он надевался поверх шапки, в то время как СШ-39 был слишком мал для этого.
К слову говоря, солдаты Вермахта быстро поняли, что советские каски по прочности значительно превосходят немецкие образцы и на фронте нередко можно было встретить немца в СШ-40.
На доску вывешивается Q-код с изображением Гимнастерки
Что это? И для чего?
Когда началась война, Красной армией использовались гимнастерки образца 1935 года. Новые были приняты лишь в 1943 году и отличались от старых меньшей длиной и наличием стоячего воротника.
В гимнастерках и 1935 и 1943 годов не было карманов. Об этой детали очень часто забывают при съемках военных фильмов или реконструкциях событий тех лет.
На доску вывешивается Q-код с изображением Вещмешка
Вещевой мешок образца 1930 года, который использовался в армии в начале войны представлял собой обыкновенный матерчатый мешок с лямками. Первое изменение произошло в 1941 году - веревочные лямки были заменены на тканевые со специальной подкладкой, чтобы мешок не натирал плечи солдат.
В 1942 году в конструкции мешка были внесены новые изменения: подкладку в лямках убрали, однако сами они стали толще.
В самом мешке было только одно общее отделение. Снаружи также не было предусмотрено карманов, однако некоторые бойцы нашивали их самостоятельно - фактически это было запрещено, однако командование на фронте зачастую закрывало глаза на такое самоуправство.
На доску вывешивается Q-код с изображением Котелка
В 1936 году стальные круглые котелки были заменены плоскими из алюминия, однако к началу войны в войсках оставалось еще много изделий старого образца. Но уже осенью 1941 года было принято решение вновь вернуться к круглым - изготовить их было куда легче. Их также делали из стали, так как алюминий был в дефиците и требовался в огромных количествах для других нужд фронта.
На доску вывешивается Q-код с изображением Противогаза и сумки для него
Противогазов на вооружении армии стояло несколько образцов, однако среди солдат они не пользовались большой популярностью. Ввиду того, что химическим оружием немцы не пользовались, то многие солдаты считали противогазы бесполезным балластом и старались оставлять их в обозах, а то и вовсе избавлялись от них.
Сумку же изготавливали из палаточной ткани и нередко использовали для ношения личных вещей
На доску вывешивается Q-код с изображением .Лопаты
Малая пехотная лопата МПЛ-50 за годы войны претерпела ряд изменений, однако настолько незначительных, что даже название ее модели не изменялось.
На доску вывешивается Q-код с изображением сумка для гранат
Изготавливалась из парусины, брезента или палаточной ткани. Крепилась на ремне и имела три отделения: два предназначались для гранат и третье для запалов к ним.
Вмещала в себя или 2 гранаты РГД-33, или 4 гранаты Ф-1, или 4 РГ-42.
На доску вывешивается Q-код с изображением фляги
Для многих, наверное, это будет шоком, но штатная фляга советского солдата (да и вообще солдат многих армий мира в то время) была стеклянной.
Они использовались до 1931 года, однако потом были заменены на алюминиевые. Тем не менее, с началом войны алюминий стал дефицитным металлом. Кроме того, большинство металлических фляг изготавливались в Ленинграде, который попал в блокаду.
Поэтому было возобновлено производство стеклянных изделий.
Алюминиевые фляги полагались лишь десантникам и разведчикам.
На доску вывешивается Q-код с изображением сумка для магазинов или патронная сумка
Солдатам, которым в руки попал ППШ или ППС полагалась сумка для магазинов. Те же, кому доставалась винтовка, носили с собой патронную сумку с, непосредственно, патронами и обоймами.
Изготавливались они из палаточной ткани.
ЭТО ИНТЕРЕСНО: мы привыкли видеть ППШ с барабанным магазином, однако такой был у бойца лишь один. Все остальные, которые носились в сумке, были коробчатыми на 35 патронов.
Всего в комплекте к ППШ и ППС полагалось 2 сумки на 3 магазина каждая, однако чаще всего бойцы несли с собой лишь одну.
На доску вывешивается Q-код с изображением Сапог
К началу войны красноармейцы носили кожаные сапоги, но позже, ввиду сложности обработки и дороговизны, кожа была заменена на кирзу - ткань, на которую наносился слой искусственного каучука.
На доску вывешивается Q-код с изображением Штанов
Солдатские шаровары были приняты в 1935 году вместе с гимнастеркой. Модель оказалась достаточно удобной и удачной, поэтому не претерпела изменений вплоть до конца войны.
Так выглядел солдат Советской армии в начале войны и в ее конце.
Итак мы с вами готовы.
У нас есть хронологическая карта по которой мы с вами совершим путешествие
Во время занятия по карте двигается магнит с изображением машины времени.
1 пункт : Начало: «Брест, 22 июня 1941год»
Звучит фрагмент песни «Священная война»
1941 год, 22 июня.
-Ребята, кто из вас знает, о чем говорит эта дата? (предположения детей)
- Была самая короткая ночь в году. Люди мирно спали. И вдруг: — Война! Война! 22 июня 1941 года, ранним утром, немецкие фашисты напали на нашу Родину. Они сбросили бомбы на спящие города. Обстреляли из орудий тихие деревни. Подожгли поля. Они не разбирали, где взрослые, где дети, - всех убивали на своем пути. И топтали, топтали нашу родную землю.
Звучит фрагмент Левитан «Объявление войны»
- Так началась война, которая длилась целых четыре года.
Воспитатель показывает иллюстрации обороны Брестской крепости.
- Чудеса героизма и храбрости проявили наши люди, защищая от фашистов родную землю. Брестская крепость стояла на самой границе. Атаковали её фашисты в первый же день войны. Думали: день — и крепость у них в руках. Целый месяц держались наши солдаты. А когда сил не осталось и фашисты ворвались в крепость, последний её защитник написал штыком на стене: «Я умираю, но не сдаюсь».
2 пункт: Ленинград
Мы с вами родились и выросли в мирное время: не видим ужасов войны, не вздрагиваем от разрывов снарядов. За это мы благодарны тем воинам, что отстояли нашу страну. Многие из них погибли на полях сражений, защищая города и сёла. Некоторым городам после войны было присвоено звание «Город-герой».
Ленинград один из них. Почему?
Рассказ сопровождается показом иллюстраций картин.
- Это город, который долго бомбили враги, хотели их завоевать. Но наши солдаты стойко защищали его, проявили героизм и мужество. Они погибли, но не отступил . Нелёгким был путь к победе. Бои шли на земле, в небе, на море.. 900 дней в страшной блокаде держался мужественный Ленинград. Советские люди (Советский Союз — так называлась в те годы наша страна) делали всё, чтобы остановить фашистов.
3 пункт. Начало битвы под Москвой.
Рассказ сопровождается показом иллюстраций картин
Битва за Москву стала одной из самых кровопролитных в ходе Великой Отечественной войны. Войска гитлеровской Германии, развернув 30 сентября 1941 г. операцию «Тайфун», сумели вплотную подойти к советской столице, но так и не сумели ее взять. В ходе битвы вермахт понес первое сокрушительное поражение в ходе Второй мировой войны. Немецким планом «Тайфун» предусматривалось окружить группировку советских войск под Вязьмой и Брянском, а затем быстро достигнуть Москвы. Немцы сосредоточили против советской столицы мощнейшие силы: 1 млн. 800 тыс. чел., 1700 танков, около 1 тыс. самолётов. Им противостояли войска Красной Армии, насчитывавшие всего 1 млн. 200 тыс. чел., 1 тыс. танков (в основном легких), 677 самолетов. Начав наступление 30 сентября, войска немецкой группы армий «Центр» уже к 7 октября сумели окружить наши войска под Вязьмой, а через несколько дней под Брянском. В этот критический момент огромную роль в спасении столицы сыграли курсанты военных училищ из Подольска и Москвы. Командующим Западным фронтом стал Г.К. Жуков. В середине ноября командование группы армий «Центр» организовало новый натиск на Москву. К началу декабря 1941 года немцы вышли на ближние подступы к столице. Но наступательный порыв вермахта выдохся, а Красная Армия сосредотачивала новые резервы для контрнаступления. Советские командование учитывало и то, что солдаты вермахта были измотаны и не готовы к затяжной войне, тогда как моральный дух красноармейцев укреплялся по мере успехов в обороне и подхода свежих соединений. 5 декабря 1941 года началось советское контрнаступление под Москвой, которое переросло с 8 января 1942 года в общее наступление, продолжавшееся до 20 апреля.
Итак, машина времени ждет продолжаем перемещаться по прошлому.
4 пункт. Оборона Севастополя.
Система сухопутной обороны города включала в себя три оборонительных рубежа — передовой, главный и тыловой. Силы Севастопольского оборонительного района мужественно отразили два наступления противника на главную базу Черноморского флота: 11-21 ноября и 17-31 декабря 1941 г. В связи с тем, что в конце мая 1942 г. советские войска потерпели крупное поражение на Керченском полуострове, положение осажденного Севастополя стало критическим. После многодневных интенсивных налётов авиации и артиллерийских обстрелов 7 июня 1942 г. немцы предприняли 3-й штурм Севастополя. К концу июня силы защитников города истощились, сказывалась нехватка боеприпасов. Остатки войск, оборонявших Севастополь, должны были эвакуироваться в Новороссийск. Но эвакуировать удалось лишь незначительную часть защитников города. По отечественным данным безвозвратные потери войск СОР с 30 октября 1941 г. по 4 июля 1942 г. составили более 156 тыс. человек (убитыми, пленными и пропавшими без вести). Оборона города продолжалась 250 дней и стала символом массового мужества и героизма советских воинов. Она сковала крупные силы противника на южном фланге советско-германского фронта, которые в противном случае могли быть использованы на одном из решающих участков германского наступления летом 1942 г. Немцы в ходе осады и штурма Севастополя также понесли очень большие потери — до 300 тыс. убитыми и ранеными. В ознаменование героической обороны главной базы ЧФ 22 декабря 1942 г. была учреждена медаль «За оборону Севастополя». 8 мая 1965 г. город Севастополь был награждён орденом Ленина и медалью «Золотая Звезда». (Источник информации - портал История.РФ, https://histrf.ru/lenta-vremeni/event/view/oborona-sievastopolia)
5 пункт. Блокада Ленинграда.
ород-герой Ленинград долгих 872 дня находился в условиях блокады. Период с 8 сентября 1941 года по 27 января 1944 года остался в памяти, как самый трудный период в истории Великой Отечественной Войны. Войска фашистских оккупантов преследовали цель завладеть городом для полнейшего его уничтожения.
На протяжении 1941-1942 годов предпринимались неоднократные попытки прорвать блокаду, но успеха получилось достигнуть только в январе 1943-го. Уже в феврале того же года в него удалось отправить составы с продовольствием и боеприпасами.
Ленинградско-Новгородская операция 1944-го года увенчалась успехом и позволила полностью снять блокаду. Планы фашистского командования по уничтожению Ленинграда потерпели полнейший крах. Ожидаемой капитуляции не последовало, а проявленный героизм ленинградцев стал символизировать мужество и стойкость советского народа, непоколебимого даже в ужасных условиях блокады.
Дорога жизниЗапасы продовольствия, топлива и боеприпасов, находившееся в городе на момент начала блокады, были недостаточными и не могли удовлетворить потребности города в период длительной осады. Единственное сообщение со страной, осуществляемое авиацией и путь через Ладожское озеро обеспечивали потребности города не в полной мере.
Была установлена норма хлеба – 200 грамм рабочим, 125 – иждивенцам и детям. Этого катастрофически не хватало. Смертность от голода набирала обороты с ужасающей быстротой. По данным Нюрнбергского процесса за время блокады погибло более, чем 630 тысяч жителей. По данным другого источника приводятся ошеломляющие цифры в 1,5 миллиона ленинградцев. Всего 3% смертей были следствием обстрелов, причина остальных 97% голод и лишения.
6 пункт. Сталинградская битва.
К середине лета 1942 г. сражения Великой Отечественной войны добрались и до Волги.
В план масштабного наступления на юге СССР (Кавказ, Крым) командование Германии включает и Сталинград. Целью Германии было овладение промышленным городом, предприятия в котором выпускали военную продукцию, которая была необходима; получение доступа к Волге, откуда можно было попасть в Каспийское море, на Кавказ, где добывалась необходимая для фронта нефть.
Этот план Гитлер хотел осуществить всего за неделю при помощи 6-й полевой армии Паулюса. В неё входило 13 дивизий, где насчитывалось около 270 000 чел., 3 тыс. орудий и около пятисот танков. Сложность также состояла в том, что наша сторона испытывала нехватку боеприпасов.
Началом Сталинградской битвы можно считать 17 июля, когда возле рек Чир и Цимла передовые отряды 62-й и 64-й армий Сталинградского фронта встретились с отрядами 6-й немецкой армии. Всю вторую половину лета у Сталинграда шли ожесточённые бои. Далее хроника событий развивалась следующим образом.
Мужество сталинградцев не имело себе равных. Много европейских стран завоевали немцы. Порой им нужно было лишь 2-3 недели, чтобы захватить всю страну. В Сталинграде же ситуация была иная. Фашистам требовались недели, чтобы захватить один дом, одну улицу.
В боях прошло начало осени, середина ноября. К ноябрю почти весь город, несмотря на сопротивление, был захвачен немцами. Только небольшая полоска суши на берегу Волги еще удерживалась нашими войсками. Но заявлять о взятии Сталинграда, как это сделал Гитлер, было еще рано. Немцы не знали, что Советское командование уже имело план разгрома немецких войск, который начал разрабатываться еще в разгар боев, 12 сентября. Разработкой наступательной операции «Уран» занимался маршал Г.К. Жуков.
И вот он перелом теперь ребята не немцы наступали и наши солдаты Советской армии.
Мужество сталинградцев не имело себе равных. Много европейских стран завоевали немцы. Порой им нужно было лишь 2-3 недели, чтобы захватить всю страну. В Сталинграде же ситуация была иная. Фашистам требовались недели, чтобы захватить один дом, одну улицу.
В боях прошло начало осени, середина ноября. К ноябрю почти весь город, несмотря на сопротивление, был захвачен немцами. Только небольшая полоска суши на берегу Волги еще удерживалась нашими войсками. Но заявлять о взятии Сталинграда, как это сделал Гитлер, было еще рано. Немцы не знали, что Советское командование уже имело план разгрома немецких войск, который начал разрабатываться еще в разгар боев, 12 сентября. Разработкой наступательной операции «Уран» занимался маршал Г.К. Жуков.
И теперь мы с вами будем путешествовать по городам, которые были освобождены от захватчиков.
Движение по карте с флагом советского союза.
По карте мы дошли с вами до победного 1945 года. (подходят к выставке картин с изображением праздничного салюта, встрече солдат мирными жителями)
Звучит песня «День Победы» (фоном)
-Ещё тогда нас не было на свете,
Когда гремел салют из края в край.
Солдаты, подарили вы планете
Великий Май, победный Май!
Ещё тогда нас не было на свете,
Когда с Победой вы домой пришли.
Солдаты Мая, слава вам навеки
От всей земли, от всей земли!
Фото парада победы, видео парада победы.
-Ребята, сейчас еще живы те, кто воевал много лет назад за нашу родину.
Кто знает, как их называют?
Дети: Ветераны.
Правильно, их называют ветеранами. Сейчас они уже старенькие, им много лет.
Есть ли среди ваших прабабушек и прадедушек участники Великой Отечественной войны?
Они защищали нашу страну, когда были молодыми, крепкими и здоровыми
Их подвиг останется навсегда в памяти всех поколений.
. Ребята, если вы увидите 9 Мая человека с орденами, то подойдите и поздравьте его с праздником, скажите ему "спасибо" за то, что он защитил нашу родину от врагов. Ветеранам будет приятно, что мы все помним, о той трудной и знаменательной Победе.
6 столбик «Маки»
Фото поле с маками.
Воспитатель: Знакомы ли вам эти цветы? Как они называются?
Существует легенда о маках, о ней нам расскажет Юля.
стихотворение «Легенда о маках»
Потянуло от Днепра Синими ветрами.
Вышли братик и сестра,
В поле за цветами.
— Сколько маков здесь, ура!
Радуется братик. Но задумалась сестра:
— Нет, не будем рвать их!
Говорят, что страшный бой,
Здесь гремел когда-то.
Защищая край родной,
Шли на смерть солдаты.
Заслонили от врага
Этот лес зеленый,
Эти нивы и луга,
И крутые склоны.
Где пролили кровь они,
В яростной атаке,
Как багряные огни,
Полыхают маки.
:в память о солдатах, которые не вернулись с поля боя, давайте нарисуем маки.
Красные маки всегда будут напоминать нам о солдатах, погибших на войне.
Самостоятельная деятельность детей
Перед детьми лежат заранее затонированные ими листы бумаги, бумага для сминания, тарелки с голубой, белой, красной и зеленой краской.
Рисование проводится нетрадиционным методом – методом мятой бумаги.
Дети рисуют под музыку Ю Антонова «Маки».
Рефлексия
Сегодня мы прошли совершили путешествие в прошлое.
Что нового, интересного вы узнали? (ответы детей)
Вам было сложно?
Будем жить, встречать рассветы,
Верить и любить,
Только не забыть бы ЭТО,
Лишь бы ЭТО не забыть.
Эта память, верьте, люди, всей земле нужна.
Если мы ВОЙНУ забудем – Вновь придет она