Путешествие в страну детства (К 110-летию Сергея Михалкова)

1
1
Материал опубликован 2 November в группе

​​​​​​​


иллюстрации к произведениям С. МихалковаPPT / 7.56 Мб
Презентация к юбилею С.МихалковаPPTX / 4.49 Мб

/data/files/j1730648611.pptx (Презентация к юбилею С.Михалкова)Урок внеклассного чтения в 5 классе

«Путешествие в страну детства (по произведениям Сергея Михалкова)»

Цели:

обобщить и систематизировать знания учащихся о творчестве С.В.Михалкова,

развивать речь, выразительное чтение,

развивать творческие способности, воображение детей,

воспитывать интерес к читательской деятельности,

воспитывать положительные качества: дружелюбие, товарищество, сотрудничество.



Ход мероприятия.

1. Организационный момент. (СЛАЙД №1)

Звучит музыка. "Песенка друзей". Дети входят в класс и рассаживаются по своим местам.

Учитель: Ребята, а кто написал слова этой песни? (С. В. Михалков.)



Учитель: "Сегодня мы с вами собрались на литературную игру, посвященную детскому писателю Сергею Владимировичу Михалкову. Мы отправляемся с вами в путешествие по любимым произведениям этого замечательного поэта. Сегодня мы будем не только путешествовать, но и соревноваться. К этой игре вы готовились: читали произведения Михалкова, рисовали рисунки, каждая команда получила свое домашнее задание, а еще вы должны были придумать название своей команде. Давайте с вами познакомимся.

(Представление команд, капитанов, членов жюри)

1 команда_________________

2 команда _________________

3 команда_________________


А путешествовать мы будем вместе с веселым паровозиком из Ромашково. (СЛАЙД № 2)

Для передвижения мы будем использовать карту, а названия станций вы узнаете по ходу путешествия.

2. Рассказ о творчестве С. В. Михалкова.

1 станция: "Встреча с поэтом" (СЛАЙД №3).

Учитель: Нашу игру мы посвящаем творчеству С. В. Михалкова. Послушайте рассказ родителей о его жизни и творчестве.

13 марта 1913 года родился в Москве в семье ученого птицевода Сергей Владимирович Михалков. Отец Владимир Александрович имел юридическое образование, занимался восстановлением народного хозяйства. Мать Ольга Михайловна была сестрой милосердия и учительницей. Поэтому первоначальное образование Сергей Михалков получил дома, в обычную школу пошел учиться в 4 классе.

С 10 лет начал сочинять стихи и выпускать рукописный журнал. С 1933 года стихи Михалкова печатают в журналах "Огонек", "Прожектор", "Известия", "Комсомольская правда". В 1935 году опубликована поэма "Дядя Степа". В 1936 году Михалкова узнают, как сказочника после пересказа веселой сказки "Три поросенка". В 1941 году 27 июня он выехал на фронт и стал писателем- корреспондентом. В 1944 году прозвучал Гимн Советского Союза на слова С.В. Михалкова. В 2001 году его стихи участвовали в конкурсе на новый Гимн, и снова победил Михалков. (Звучит «Гимн Российской Федерации»).

Он попробовал себя в жанре детской кинофантастики, написав сценарий для фильмов: "Москва-Кассиопея", "Отроки во Вселенной". Многие пьесы Михалкова ставились на сцене театров, и по ним сняты мультфильмы. Наверное, нет в стране ни одного человека, который не был бы знаком с творчеством Сергея Владимировича. За свою долгую жизнь он создал много произведений и для взрослых и для детей. Папы, мамы бабушки и дедушки до сих пор помнят его "Дядю Степу"- большого человека по прозванию "Каланча". Скончался Сергей Михалков 27 августа 2009 года.



Чтение стихов учащимися

1.Кто не знает дядю Степу?

Дядя Степа всем знаком

Из Москвы- столицы родом

Его автор - Михалков.



2. Наши папы, наши мамы

Знали Стёпу хорошо.

Им читали эти главы

Но хотелось им ещё.



3. Михалков решил продолжить

Всем ребятам рассказать.

И про сына дяди Стёпы

Книжку тоже написать.



4. У Степана сын родился

Нарекли его Егор

Что Степан, что сын явился

Молодцы, как на подбор.



5. И сегодня, как и раньше.

Дядю Степу знают все.

Он нисколько не стареет

Предстает во всей красе.

Учитель: А мы с вами продолжаем путешествие и следующая станция "Загадочная".

Учитель: Ребята, вы хорошо знакомы с произведениями Михалкова? Вы много читали? А вот как вы их запомнили, мы узнаем, отправившись на станцию "Загадочная".

Кто в викторине победит

Конечно, лучший эрудит,

У нас сомнений в этом нет -

Он самый первый даст ответ.



Учитель: - Сейчас мы посмотрим, как вы знаете произведения С. В. Михалкова. Капитаны выбирают карточку с отрывком стихотворения и должны будут назвать произведение, обсудив его в команде.



Нос распух, не видно глаза

Перекошена щека

И впиваясь, как игла

На хвосте жужжит пчела.


(Мой щенок.)


Вот у Коли, например

Мама - милиционер

А у Толи и у Веры

Обе - мамы


(А что у вас?)


Мне поставили

Сегодня телефон

И сказали

"Телефон у нас включен!"

Я могу по телефону

С этих пор

С кем хочу вести

Из дома разговор.


(Телефон)


Как-то летом, на лужайке

Очень умный Майский Жук

Основал для насекомых

Академию наук.


(Лесная академия.)


Зеленые стебли,

Как сосны в лесу,

На крыльях его

Осыпают росу.


(Веселый жук)


Писать красиво не легко

"Да-ет, ко-ро-ва, мо-ло-ко

За буквой буква, к слогу слог,

Ну хоть бы кто-нибудь помог?


(Чистописание).


Это только трус боится

На укол идти к врачу

Лично я при виде шприца

Улыбаюсь и шучу


(Прививка)


С горы на лыжах я летел

У класса на виду -

Я доказать друзьям хотел,

Что я не упаду



(Травма)

Я выбежал на улицу

По мостовой пошел

Свернул налево за угол

И кошелек нашел


(Находка)



Учитель: К какому жанру относятся отрывки произведений, которые вы прослушали? (Стихотворение.)

Учитель: Молодцы! Нам пора спешить и мы отправляемся на следующую станцию.

Станция: "Встреча с библиотекарем".

(Выставка книг и рассказ об иллюстраторах Показ презентации, с иллюстрациями разных художников, сопровождается рассказом библиотекаря.)

Детскую книжку без иллюстраций представить себе невозможно. Для детской книги художник очень важен, он воплощает авторское слово, народную мудрость в зримые образы. (Рассказ сопровождается показом презентации "Иллюстрации разных художников", СЛАЙД № )

Художники:

Федор Викторович Лемкуль

1. Анна-Ванна бригадир,

2. Дядя Стёпа,

3. Федор Викторович родился 1914 году. Начал рисовать ещё в ранней юности. Окончив техникум в 1938 году, он начал работать в различных московских издательствах и детских журналах, свою профессиональную деятельность он посвятил работе в книге для детей, проиллюстрировав за годы работы более 130 книг. Любимые всеми персонажи - дядя Стёпа, Пиноккио, Айболит, герои стихов Д.Хармса, К.Чуковского, А.Барто, С.Михалкова. Любимая техника Лемкуля - акварель, а её дополнением служит тушь. Книги с иллюстрациями Федора Викторовича создают яркий, праздничный, затейливый и в то же время ясный и простой, индивидуальный стиль.

Михаил Александрович Скобелев (Слайд № 5-8)

4. Дядя Степа, 5. Котята, 6. Модное платье, 7. Мой папа.

Михаил Александрович родился в 1930 году. Он является иллюстратором детских книг. Скобелев прекрасный карикатурист и "крокодилист", также он один из лучших иллюстраторов книг С. В. Михалкова. В детской книге Михаил Александрович работает с 1952 года. Им проиллюстрированы стихи В.В. Маяковского, басни И.А. Крылова, "Золотой ключик" А. Н. Толстого. Его иллюстрации очень веселые, остроумные и живые.

Виктор Александрович Чижиков (Слайд №9-12):

8. Трусохвостик (сказка), 9. Трусохвостик, 10. Праздник непослушания (повесть-сказка).

Виктор Александрович родился в 1935 голу. На протяжении многих десятков лет герои С.В.Михалкова живут в рисунках этого художника. Им были придуманы образы героев михалковских басен и знаменитые три поросенка. Профессионально иллюстрировать Михалкова Чижиков начал много лет спустя, когда работал в детских журналах "Веселые картинки" и "Мурзилка". "Юмор - это главное, что сближает писателя и художника. А смех читателя для обоих - лучший отзыв о произведении, - говорит Виктор Александрович.

Книги Михалкова - настоящая находка для художника. Иллюстрации Чижикова известны во всем мире. За рисунки к детским книжкам художник получил профессиональную награду юмористов "Золотой Остап".

Учитель: Спасибо большое Оксане Анатольевне за интересный рассказ об иллюстраторах, а мы с вами снова отправляемся в путь. Следующая наша остановка на станции «Доскажи словечко»

В доме восемь дробь один
У заставы Ильича
Жил высокий гражданин
По прозванью..................(каланча)

В одном переулке стояли дома.
В одном из домов жил Упрямый..............(Фома)

На прививку! Первый класс!
Вы слыхали? Это нас!
Почему я встал у стенки?
У меня дрожат................... (коленки)

Мы едем, едем, едем
В далекие края,
Хорошие соседи, счастливые …………. (друзья)

Кто на лавочке сидел,

Кто на улицу глядел,

Толя пел, Борис молчал,

Николай ногой ……….. (качал)

Мать сказала:
– Дверь закрой!
К нам летит пчелиный…… (рой)

Учитель: Хорошо! Молодцы! Нас с вами ждет новая станция "Музыкальная".

Михалков - поэт наш славный

Много книг он написал

Их читают и бывалый

И конечно все кто мал

Все стихи его чудесны -

Озорны и веселы

А на них сложили песни

Слушайте же, вот они.

Учитель: Ребята, ваша задача прослушать композиции и на листочках написать, на какое из стихотворений С. Михалкова положена музыка?

Задание: («Дядя стёпа», «Песенка друзей» «36,5»)

Учитель: А сейчас мы с вами побываем в роли артистов. Я предлагаю исполнить отрывки из произведений Сергея Михалкова в стиле рэп. (Учащиеся получают карточки-подсказки)

Я выбежал на улицу,

По мостовой пошел,

Свернул налево за угол

И кошелек нашел.

Нельзя воспитывать щенков

Посредством крика и пинков.

Щенок, воспитанный пинком,

Не будет преданным щенком.

Галка села на заборе,

Кот забрался на чердак.

Тут сказал ребятам Боря

Просто так:

- А у меня в кармане гвоздь.

А у вас?

- А у нас сегодня гость.

А у вас?

На двух колесах

Я качу.

Двумя педалями

Верчу.

За руль держусь,

Гляжу вперед —

Я знаю:

Скоро поворот.

По крутой тропинке горной

Шел домой барашек черный

И на мостике горбатом

Повстречался с белым братом.

У меня печальный вид -

Голова моя болит,

Я чихаю, я охрип.

Что такое?

Это - грипп.

Не румяный гриб

в лесу,

А поганый грипп

в носу!

Кто не знает дядю Степу?

Дядя Степа всем знаком!

Знают все, что дядя Степа

Был когда-то моряком.

Мы сидим и смотрим в окна.

Тучи по небу летят.

На дворе собаки мокнут,

Даже лаять не хотят.

Вы послушайте, ребята,

Я хочу вам рассказать;

Родились у нас котята -

Их по счету ровно пять.

Мы решали, мы гадали:

Как же нам котят назвать?

Наконец мы их назвали:

Раз, Два, Три, Четыре, Пять.

В новом лифте ехал Саша

На тринадцатый этаж.

Вместе с ним на том же лифте

Ехал синий Карандаш.


Поднимается кабина

На тринадцатый этаж,

А на стенке той кабины

Что-то пишет Карандаш.

Я ненавижу слово "спать"!

Я ежусь каждый раз,

Когда я слышу: "Марш в кровать!

Уже десятый час!"

Когда мне было восемь лет,

Мечтал я лишь о том,

Чтоб небольшой велосипед

Ко мне вкатился в дом.


Я утром, вечером и днем

Катался бы на нем.



Учитель: Следующая станция: "Шифровальная". На этой станции вам нужно расшифровать названия произведений С. Михалкова.

айкза-нзазакай


пуярымй оклёнзок


жли -ыбл лорокь


еслняа мекадаия


нажыдй вратан.


акк кумжи роовку вроапалд



Ответ: «Зайка-Зазнайка», «Упрямый козлёнок», «Как мужик корову продавал», «Жадный вартан», «Лесная академия», «Жил-был король».

Учитель: К какому жанру относятся названия произведений? (Сказки.)

Станция: "Театральная".

Учитель: Продолжаем наше путешествие, и мы пребываем на станцию "Театральная". Команды вашему вниманию предоставят домашнее задание по произведениям Сергея Владимировича Михалкова.

1 команда _____________ стихотворение «А что у вас?»

2 команда_____________ басня «Заяц-симулянт»

3 команда _____________ сказку «Как мужик корову продавал»



Учитель: следующая станция: "Угадай-ка".

В нашем классе

Каждый знайка

Но попробуй угадай-ка

И в одно мгновение

Узнай произведение.

Задание: Дана иллюстрация - рисунок к произведению. Отгадай из какого она произведения.

- Цирк,

- Тридцать шесть и пять,

- Что кошка себе вообразила,

- Три поросенка,

- Про мимозу,

- Как медведь трубку нашел,

- Дядя Степа,

- Фома,

- Зяблик,

- Часы.

Станция: "Заключительная".

Учитель: Вот мы и уже на заключительной станции. Пока жюри подводят итоги. Слово учащимся 5 класса.

1.Мы читали Михалкова

Учили наизусть

Теперь мы точно знаем

То его боится грусть.



2. Что он любит в детях смелость

Озорство и шаловливость

И всегда за справедливость



3. Мы читали "Про Мимозу" - это раз!

Про "словечки" и "колечки" - это два!

Знаем песни Михалкова.

Все вы знаете такого?

Ученики отвечают хором: Сергея Владимировича Михалкова!

Подведение итогов. Слово жюри.

Учитель: Всем большое спасибо за внимание и до новых встреч!

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Хотелось бы взглянуть на заявленные слайды.

2 November