Внеклассное мероприятие на тему «Путешествие в загадочный мир буддизма»
Пояснительная записка к презентации
Под музыку входят дети – ведущие и учитель Никонова Н.Э., все остальные уже сидят на своих местах. После традиционного буддийского поклона Никонова Н.Э. начинает:
- уважаемы гости, сегодня, мы собрали вас для того, чтобы совершить неболь -
шое путешествие. Путешествие в загадочный мир буддизма, не совсем понятный европейцу, но, тем не менее, привлекательный своей необычностью и некоторой сказочностью.
Сегодня мы познакомимся с традиционным чаепитием Китая и Японии; сегодня мы позволим себе выступить в роли творцов и создать прекраснейшее декоративное искусство буддизма; попробуем заглянуть в себя путем работы с традиционными буддийскими мандалами.
Итак, наше путешествие начинается…
Буддизм – одна из первых мировых религий, возникшая в VIв. до н.э. в Индии. Мировая религия означает, что это такая религия, которая не признает никаких различий между людьми ни социальных, ни расовых, ни культурных, ни территориальных. Это значит, что любой человек может ее исповедовать, и не важно богатый он или бедный, африканец или белый, живет в России или в Индии.
Основателем его был молодой принц Сиддхартха Гаутама. Он родился в семье великого правителя. Сразу же после рождения семь предсказателей объявили отцу Гаутамы, что если молодой принц останется дома, то он станет правителем, который объединит Индию, но если он уйдет, то станет Буддой – великим учителем праведной жизни. Восьмой предсказатель объявил, что Гаутама станет Буддой и откажется жить в шикарном дворце своего отца, когда увидит четыре знака - старого человека (старика), больного человека (тяжелую болезнь), умершего человека (смерть), святого человека (нищего человека, просящего подаяние). Правитель испугался таких предсказаний и запер сына во дворце, окружив всевозможной роскошью, а позже женил его на прекрасной девушке. Когда он проезжал по улицам города, то видел только счастье и процветание, потому что слуги, по приказу его отца, убирали все неприятное для глаз принца. Но однажды слуги не досмотрели, и Гаутама увидел, то о чем пророчествовали предсказатели отцу. Это произошло, когда ему было 29 лет, во время четырех путешествий, когда он неожиданно увидел дряхлого старика, опирающегося на посох; человека, страдающего от болезни; труп; и, наконец, монаха в желтом одеянии с бритой головой, просящего подаяние. У принца сжалось сердце при виде первых трех людей, это было очень большое потрясение для него, ведь ранее он никогда не видел столь ужасных вещей: его окружали прекрасные молодые люди и девушки, он никогда не видел чтобы кто-то умирал или болел. Эти видения поселились в его сердце, и он понял, что жизнь это не только радость, но боль, смерть и старость. Но четвертое видение (нищий, просящий милостыню) показало, что есть спасение, выход из этих страданий. Ночью он оставляет жену и сына и отправляется в путь. По пути он присоединяется к странствующим монахам, которые вели очень строгий образ жизни, отказывались от всего хорошего в этом мире (вкусной еды, семейной жизни, радости и т.д.). Но путешествуя с ними Гаутама чуть было не умер от такой жизни, полной лишений, и осознал, что это неправильный путь. Монахи же решили, что он отступился и ушли, бросив его. Оставшись один, принц присел отдохнуть под дерево и сказал, что не сойдет с этого места, пока не узнает как жить правильно. И через какое - то время ему пришло озарение. С этих пор и стал он называться Буддой, что значит «просветленный», т.е. человек достигший знаний праведной жизни. В состоянии просветленности Гаутама осознал четыре Благородные Истины которые стали основанием его учения:
Жизнь есть страдание;
Существует причина страдания;
Существует состояние свободное от страдания;
Существует Путь, ведущий к жизни без страданий.
Будда решил, что если эти законы смог познать он, то и остальные люди смогут это сделать и жить правильной жизнью. Более того, самим стать Буддами. Надо им только помочь в этом. И с тех пор Будда стал Великим Учителем. Он говорил людям об этих четырех истинах, старался донести их до сознания людей. Он учил, что жить надо, не погружаясь в богатство, удовольствия и всевозможные развлечения, но и не отказываясь от мира и его не избегая его (как это сделали монахи, с которыми Будда путешествовал ранее), т.к. лишь находясь в мире, человек может познать его несовершенство, захотеть измениться. Будда назвал свой путь Срединным путем жизни, т.е. путем между жизнью в излишествах и жизнью в лишениях.
Люди, которые следуют этому пути, в конце концов, должен достичь состояния, при котором происходит прекращение страданий. Это состояние называется нирвана («угасание») – слияние сознания человека с гармонией окружающего мира, это освобождение от смерти. Только настоящий Будда может достичь такого состояния. И для людей, которые исповедуют буддизм, это конечная цель жизни. Именно он стал первый практиковать медитацию, как средство освобождения духа.
Будда Гаутама достиг этого состояния в 80 лет. Всей своей жизнью он хотел показать, что так же как он, могут жить ВСЕ люди, т.е ВСЕ могут стать Буддой и достичь этого состояния, при правильной жизни и стремлении.
В современном мире приблизительно около 500 млн. буддистов, которые живут преимущественно в Тайване, Таиланде, Непале, Китае, Монголии, Корее, Шри-Ланке и Японии.
Из Северной Монголии проник в Россию, и теперь Бурятия, Тува, Калмыкия, Читинская и Иркутская области стали традиционным местом расселения буддистов в нашей стране.
Всего в России проживает 1%. Уважаемые друзья, вам может показаться, что это очень мало, но на самом деле, если взять всех буддистов и поселить в одном месте, то получится территория равная двум Владимирским областям.
Полина:
Буддизм стал основой появления новой культуры, которая очень сильно отличалась от всего, что было раньше.
Максим:
А главное проявление культуры – это традиции. Именно с ними мы и хотим вас сегодня познакомить.
По древней восточной традиции, гостей принято встречать чаем. И сегодня мы познакомим вас с традицией чаепития Китая и Японии.
Пока Никонова Н.Э. говорит, на сцене открывается стол с необходимыми принадлежностями для чайной церемонии. Полина встает за это стол для ее проведения. А Максим встает недалеко от нее, комментируя каждое ее движение. Полина проводит церемонию в абсолютном молчании.
Никонова Н.Э.
Уважаемые гости, вы можете задать нам вопрос: «А почему же именно Китая и Японии». А дело все в том, что именно в Китае впервые появилась традиция чаепития, затем она с небольшими изменениями закрепилась и в Японии.
Чайная церемония — это наука об искусстве употребления чая. У японцев для чайной церемонии строятся специальные чайные беседки, обычно во дворе дома, где собираются гости и хозяева для того, чтобы выпить ароматного и вкусного чая. В Японии пьют только зеленый или цветочный чай. Хозяин дома сам редко пьет чай. Во время чайной церемонии ведутся беседы, часто так собираются творческие люди для обсуждения дальнейших планов.
Максим:
1. Сначала необходимо вскипятить воду до такого состояния, когда на поверхности проявляются и лопаются большие пузыри.
2. Пока вода кипятится, гости знакомятся с чаем. По кругу пускается чайная коробочка (чахэ). Изучается его аромат, листочки.
3. Заварочный чайник наполняется сухим чаем и заливается кипятком.
4. Первый настой чая не пьют, им омывают чай и выливают рядом с домом. Буддисты верят, что это прогоняет злых духов, которые могут помешать дружеской встрече.
5. Затем чай разливается по чайным парам или пиалам.
6. Когда чай выпит процесс повторяется вновь.
Пока Максим рассказывает, гостям подается уже заранее приготовленный чай в пиалах с пирожными. Во время рассказа показываются слайды о чайной церемонии
Никонова Н.Э.
Об употреблении чая в Китае существует пословица: «выпил — доливай, долил — выпей».
Тот, кто готовит чай должен молчать, так как своим разговором может сбить правильный настрой чая.
В идеале считается, что гости, присутствующие на чайной церемонии не могут уйти, не выпив хотя бы 7 чашек. Поэтому, уважаемые гости, решив поужинать в китайском или японском ресторане рассчитывайте, что сможете быстро уйти.
- Не мало важной частью буддийской культуры является декоративное искусство. Мы бы хотели немного рассказать вам о знаменитых садах камней.
Арина:
- Японские сады - явление уникальное и необычайно прекрасное. Они создают восхитительную атмосферу созерцания и спокойствия.
Никонова Н.Э.
- Обычно сад камней представляет собой ровную площадку, большая часть которой засыпана песком или мелкой галькой. Но главным элементом являются, на первый взгляд, хаотично расположенные на ней группы неотесанных камней. Однако беспорядочность только кажущаяся, на самом деле расположение и композиция камней в группах подчиняются определенным правилам, которые нам озвучит Максим
Максим:
1. Очень важным моментом создания сада в японском стиле является правильная компоновка камней и растений. Мы должны соединить их так, чтобы ни у кого не вызывало сомнений - камень этот лежит здесь всю его каменную жизнь. А вот растения периодически сменяются.
2. Если вы создаёте композиции из групп камней, то они составляются в основном из нечётного количества камней (три, пять, семь).
3. Устанавливая камень на постоянное место, его надо углубить, так что он должен врасти в землю и соединиться с ней, но не лежать на поверхности.
4. Волны из гравия или песка – это символ вечности.
Никонова Н.Э.
- И чтобы вы до конца приняли все – то о чем мы вам говорили обратите, пожалуйста, внимание на экран. Здесь еще раз прописаны основные правила для создания сада.
Сейчас я попрошу вас разделиться на команды. Родители и дети. Пройдемте к столу где уже лежит все необходимое и попробуем создать свой семейный сад камней.
Родители вместе с детьми разбиваются на команды (родитель-ребенок), подходят к столу, где лежит все необходимое и под музыку собирают свой сад камней.
Выделить лучшую работу и спросить ощущения у родителей
- Теперь в вашем доме появился уголок гармонии, который поможет принести в жизнь вашей семьи покой и умиротворение.
- Еще одной важной частью буддийской культуры является медитативная работа с мандалами. Сегодня вы уже неоднократно слышали слово медитация. Медитация –это духовные практики, нацеленные на достижение главных целей буддийской культуры - достижение нирваны
Мандала - это священная геометрическая фигура, которая представляет собой вселенную. Когда мандала закончена, она становится священной областью, которая служит источником духовности и местом силы.
Их рисуют на ткани, песком, выполняют цветными порошками и делают из металла, камня, дерева. Их могут вырезать даже из масла, окрашивая его в соответствующие ритуальные цвета. Это очень тяжелый труд, требующий полнейшего сосредоточения. Если работают с песком или порошками одевают маски, чтобы неровным дыхание не сдуть работу.
К концу ритуала творение разрушают.
Во время рассказа, проигрывается видеоряд, посвященный мандалам и их созданию.
- Чтобы представить себе, чкакой же это тяжелый и кропотливый труд, мы предлагаем вам создать свою мандалу.
Гостям предлагаются конверты, в которых разрезаны на части мандалы по принципу паззла. За ограниченное время родители собирают их под традиционную китайскую музыку.
- Уважаемые гости, к сожалению, наше путешествие в мир традиций буддизма подошло к концу. И мы надеемся, что вы сегодня хотя бы немного прочувствовали и поняли этот загадочный мир. И главное, чтобы нам хотелось вам сегодня пожелать: если вы хотите сделать что-то великое в один прекрасный день, помните: один прекрасный день — это сегодня!
После традиционного буддийского поклона, покидаем сцену.
Здесь будет файл: /data/edu/files/g1454486506.pptx (Путешествие в загадочный мир буддизма)
Андрей Анатольевич